Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос 1.

  • ВОПРС 3. Технический проект озеленения интерьера в фитодизайне.

  • Перечислите основные этапы развития фитодизайна. С какими эпохами они связаны В чем состоит назначение фитодизайна и каковы его функции

  • Какие этапы включает в себя проект внутреннего озеленения интерьера

  • Что такое проектно-сметная документация и какова ее структура

  • Лекция 2 фитодизайн как современное направление в дизайне. Лекция фитодизайн как современное направление в дизайне


    Скачать 129.5 Kb.
    НазваниеЛекция фитодизайн как современное направление в дизайне
    Дата23.05.2022
    Размер129.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛекция 2 фитодизайн как современное направление в дизайне.doc
    ТипЛекция
    #545547

    ЛЕКЦИЯ 1. «ФИТОДИЗАЙН КАК СОВРЕМЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ДИЗАЙНЕ»
    Вопросы.

    1.История фитодизайна

    2.Тенденции развития современного фитодизайна.

    3. Технический проект озеленения интерьера в фитодизайне.

    Вопрос 1.

    Фитодизайн - представляет собой сложную смесь разнообразных растительных композиций. Все композиции могут выполняться из различных материалов: живых гор­шечных и кадочных цветов, размещенных на специальных полках, столиках, скамейках; из срезки - в виде аранжировок (букеты и свободные компози­ции); из сухоцветов с добавлением искусственных материалов - витражи, коллажи, панно и т. д.

    История комнатных и кадочных растений берет свое начало в Древнем Египте. На египетских изображениях, которым более 3000 лет, хорошо вид­ны маленькие деревья и кустики в каменных вазах и лотках. Более 1000 лет назад в Китае зародилось искусство бонсай, и получило широкое распространение в Японии. Еще древние римляне обзаводились зимними садами как помещениями для растений в жилище. Им, как и нам, не хватало в городах живой природы.

    Еще древние римляне обзаводились зимними садами как помещениями для растений в жилище. Им, как и нам, не хватало в городах живой природы.

    Неотъемлемой частью богатого, дома был престижем - внутренний сад. В та­ких садиках, как правило, выращивали травы и цветы - розы, фиалки, лилии. Также интерьер декорировали статуями и статуэтками. В Европе уже несколько столетий извест­ны постройки, специально предназначенные для зимовки растений. В разборный деревян­ный домик с застекленной южной стеной, отапливаемый обычными печами, растения переносили на зиму. Именно эти домики стали предшественниками больших оранжерей.

    Первый эксперимент по созданию зимних садов в истории Европы оказался удачным. Зимой 1240 г. в Кельн прибыл голландский король Вильгельм, которому был устроен пышный прием в помещении, украшенном цветущими деревцами и кустарниками. Вскоре европейская знать, стремились перещеголять друг друга, заставляли садовников строить оранжереи и выращивать растения. В оранжереях с огромными окнами росли апельсиновые и лимонные деревья.

    К самым знаменитым относится выстроенная в Версале, цитрусовая оранжерея, она считается самой красивой в Европе. В ней и се­годня устраивают роскошные приемы и праздники., свидетельствам исторического культивирования цитрусовых.

    В конце XVIII - начале XIX веков Европейская мода на разведение ци­трусовых постепенно стала утихать. Из экзотических стран моряки и путеше­ственники начали завозить неизвестные европейцам растения, которые можно было ввести в состояние покоя: луковичные и клубневые растения, растения с долго хранящимися семенами. Но их не легко было сохранить в новых условиях: родина растений была известна лишь приблизительно, а об условиях роста можно было только догадываться. Семена многих растений не выдерживали условий долгих путешествий и теряли к моменту прибытия всхожесть. Цветоводство все еще оставалось уделом элиты.

    В середине 19 столетия изменить ситуацию помогло изобретение англичанина Н. Уорда. Мистер Уорд очень любил тропические растения и посвящал им все свое свободной время. В его коллекции было немало редких видов, привезенных со всего света. Все они прекрасно росли и цвели. Однако он был недоволен: ему казалось, что он мог бы достигнуть большего, но ему мешает насыщенный гарью воздух Лондона. Уорд решил накрыть растения стеклянным ящиком. он заметил, что в небольшой стеклянной камере даже нежные папоротники чувствуют себя лучше. Вскоре выяснилось, что помимо защиты от гари и копоти, применение этого приспособления позволило поддерживать внутри стабильную температуру и высокую влажность воздуха. В 1834 г. Уорд сконструировал первый «чемодан» для перевозки растений, который устанавливался на палубе корабля. Растения меньше нуждались в поливе и были защищены от соленых брызг и солнца. И теперь а Европу можно было без потерь привозить нежные тропические растения: папоротники, орхидеи и т.д. На аукционах в Англии за орхидеи платили безумные деньги. Окна же простых горожан были заставлены «полезными» растениями: лимонами, которые употребляли с чаем, «столетнками» -алоэ, дарующими избавление от многих болезней, фикусами, очищающими воздух от копоти и другими неприхотливыми растениями.

    Почти одновременно с парижской была построена первая русская оранжерея в Санкт-Петербурге в летнем саду, которая располагалась среди фруктового сада около Нивы. Теплолюбивые растения держали там зимой, а летом выносили в кадках на открытый воздух.

    Первые русские оранжереи представляли собой деревянные или каменные строения с множеством больших боковых окон. С появлением крупной буржуазии в середине XIX века оранжереи и теплицы начали превращаться в зимние сады. В конце XIX века все чаще к виллам стали пристраивать крытые беседки или веранды. Поскольку веранды не отапливались, двери, ведущие в дом, держали закрытыми. Температура воздуха была такой же, как и на улице, поэтому находится можно было лишь в теплую погоду. Именно в 19 веке каркасы для застекления веранд и балконов стали изготавливать серийно. Производители разработали систему строительных наборов, так что заказчик мог выбрать такой каркас, который отвечал бы его желаниям и потребностям. В Европе зимние сады оставались популярными до Первой мировой войны. В начале 20 века зимние сады вышли из моды. Лишь примерно 5-7 лет назад вспомнили о преимуществах зимнего сада. Решающим аргументом в пользу зимних садов стали создание лег­ких в уходе конструкций и современная техника остекления. Важную роль сыграла и возможность, благодаря солнечной энергии, экономить невосполняемые источники теплоты. В устройстве современных зимних садов на первый план выходит расширение жилого пространства и при­ближение его к природе. Требования, предъявляемые к зимнему саду, не ограничиваются возможностью пользоваться им только в зимний период. Зимний сад должен цвести круглый год. Растения в нем, как правило, слу­жат для декоративных целей, а уход за ними не должен отнимать много времени.

    В России первые подобия зимних садов появились, как и многое из то­го, что зародилось на Западе, в петровское время. Однако несокрушимой во­ли великого преобразователя не хватило на то, чтобы переиначить исконно русские традиции, обусловленные географическим положением.

    В силу климатических особенностей Россия пошла своим путем. Так, на пространстве между домом и садом у нас располагается веранда. Та самая веранда, которая стала обычным явлением во всех частных как городских, так и загородных домах. Именно ее можно считать прообразом русского зимнего сада, у которого в силу климатических условий крыша не была стеклянной, а окна стояли самые обычные.

    Шли годы. Россия, чтобы не отставать от Запада, стала возводить клас­сические зимние сады, т. е. отдельно стоящие оранжереи, полностью возве­денные из стекла. Зимние сады были привилегией дворянства.

    Екатерина II за присоединение Крыма к России пожаловала князю Гри­горию Александровичу Потёмкину дворец* (ныне известный всем Таврический дворец ) и Пальмовую оранжерею. Свое название оранжерея получила из-за большого количества пальм, которые произрастали в ней. В 1889 г. на ее месте была построена большая ажурная оранжерея из металла, получившая название Лечебной. В 1926 г. в связи с расширением Ботанического сада ее перенесли. В 1936 г. на место старой потемкинской оранжереи из Пушкина была перевезена оранжерея, постро­енная в конце XIX века и принадлежавшая Екатерине II. Оранжерея очень пострадала в годы Великой Отечественной войны, но она функционировала вплоть до 1950 г. В 1946 и 1949 гг. в ней проводились общегородские вы­ставки.
    Вопрос 2. Тенденции развития современного фитодизайна.

    Значение слова интерьер (от франц. interieur - внутренний) за минувшие 5 лет претерпело изменение от евроремонта до идеи искусст­ва декорирования помещений.

    При озеленении интерьеров не имеет значения, к какому типу помеще­ний они относятся - вестибюль крупного общественного здания, холл со­лидного офиса, банка, производственные цеха, лестницы или всего лишь гостиная или кухня не очень большой квартиры. Использование декоратив­ных растений, цветов, флористических и миниатюрных ландшафтных ком­позиций, бесспорно, обогатит любой интерьер - уже сложившийся и вновь создаваемый, добавит тепла в наше искусственное жилище, поможет сохра­нить контакт с естественной жизнью и живой природой.

    В настоящее время к понятию фитодизайн относят и аранжировку, и флористику, и комнатное цветоводство. Данный термин состоит из двух слов: «фито» - растительность, «дизайн» - оформление. Таким образом, фи­тодизайн представляет собой комплексное оформление помещений различ­ного назначения с помощью растений и цветочных композиций, с использо­ванием комнатных культур, срезанных растений, сухоцветов, а также искусства бонсай и флористических картин. Особое место в озеленении ин­терьера занимает искусство икебана.

    Интерьерное озеленение - элемент культуры человека, отвечающий его эстетическим потребностям. Умело подобранные и размещенные в интерье­ре растения не только являются составной частью архитектурного убранст­ва, но и выполняют санитарно-гигиеническую функцию. Они очищают воз­дух помещений от углекислоты, где ее сконцентрировано обычно в десятки раз больше, чем под открытым небом.

    Существует множество дизайнерских приемов подачи комнатных рас­тений в интерьере. Они различаются по стилю, по использованию световых эффектов, по структуре, по фактуре и текстуре самих растений, но цель еди­на - создание живого произведения искусства, которое украсит наш быт и сделает его радостным и неповторимым.

    Для создания целостного интерьера, а также для эффективного исполь­зования пространства рекомендуется в первую очередь выяснить назначе­ние объекта, определить функционально-эмоциональные зоны, предназна­ченные для конкретных целей - работы, отдыха, приема пищи.

    Поскольку фитодизайнеру зачастую приходится оформлять уже сло­жившийся, обжитой интерьер, он обязан учитывать архитектурные особен­ности, стилистику, общую цветовую гамму, условия эксплуатации помеще­ния. В то же время он может если не исправить, то хотя бы приглушить неудачные архитектурные решения, подчеркнуть выигрышные стороны ин­терьера, трансформируя и гармонизируя пространство. Например, компози­ция с мелкими деталями, которую надо рассматривать с близкого расстоя­ния, позволяет зрительно сократить длинный коридор, за счет того, что человек концентрирует внимание именно на ней.

    Крупная композиция является элементом членения пространства, сво­дя его до уровня камерного и интимного, более комфортного для человека. Таким же путем можно разделить помещение на функциональные зоны. С помощью фитодизайна смягчают обстановку, например в местах с большим количеством техники и людей, с повышенным уровнем пыли и шума.

    При озеленении интерьеров цветочные композиции размещают не только на мебельных полках, подоконниках или столах. Растениями мож­но декорировать стены, оконные и дверные проемы, пространство под по­толком. Для этих целей применяют венки, гирлянды, панно, коллажи, мно­госторонние композиции. Кроме того, популярны подвесные конструкции типа цветочных люстр, а также крупные напольные и подиумные компози­ции. Общий силуэт может быть наклонным, горизонтальным, вертикальным, ниспадающим или устремленным вверх. Особый колорит придает компози­ции движение, динамика. Однако не стоит перегружать интерьер компози­циями.

    Популярность фитодизайна свидетельствует о том, что жители совре­менных городов нуждаются в ощущении комфорта и естественности, кото­рое способен дать только уголок настоящей природы.

    ВОПРС 3. Технический проект озеленения интерьера в фитодизайне.

    Прежде чем приступить к проектированию, необходимо четко опреде­лить ту роль, которую должен выполнять данный комплекс насаждений, т. е. его функциональное назначение. Про­цесс проектирования охватывает большой круг вопросов, основными из которых являются планировка территории и ее инженерное благоустройст­во, подбор и композиция растений, оборудование и декоративное оформле­ние объекта.

    Одним из самых ответственных этапов является согласование с заказ­чиком проектного задания и детальное обследование помещения, которое включает в себя замеры освещенности, влажности воздуха, температуры, со­ставление розы ветров, отметку основных путей движения в помещении. На основании предварительных замеров составляется технический проект и при­нимается проектное решение, оформляются соответствующие чертежи и бу­маги, на основании которых начинается производство работ по оформлению интерьера. Выполняется планировка помещений, делается разметка объектов по чертежам. При устройстве по проекту зимних садов прокладываются соот­ветствующие коммуникации или производится подключение к ним. Затем устраиваются дорожки, площадки и водоемы. После чего на предваритель­но намеченные, по чертежам, и подготовленные места производится посадка культур в грунт или установка горшечных растений. В последнюю очередь на готовом объекте расставляется мебель, закрепляются цветочные композиции, выполняется декорирование камнями и садово-парковой керамикой.

    Таким образом, озеленение интерьеров, создание зимних окон, витрин - это сложный и трудоемкий процесс, который можно разбить на несколько этапов (стадий):

    1 этап - предпроектные исследования объекта озеленения;

    1. этап - проектирование (выполнение дизайн-проекта);

    2. этап - озеленение интерьера по проекту.

    Этап проектирования является одним из наиболее интересных и вклю­чает в себя составление проектного задания и сметно-финансового расчета и подготовку рабочих чертежей. Проектировщик подготавливает несколько вариантов решения будущего объекта озеленения с учетом пожеланий за­казчика и его финансовых возможностей. После того как найден оптималь­ный вариант, устраивающий заказчика, подготавливается рабочий техниче­ский проект.

    Технический проект со всеми входящими в его состав материалами является основным документом, который решает все технические вопросы строительства, определяет его объем и стоимость как в целом, так и отдель­ных объектов, и служит для контроля фактического выполнения работ и их стоимости.
    рис.1.

    Графическая часть технического проекта представляет собой следую­щие технические (рабочие) чертежи: генеральный план, ситуационный план, разбивочно-посадочный чертеж, эскизы композиций.

    Генеральный план выполняется на ватмане в масштабе 1: 250, 1: 500, 1: 1000 с указанием расположения на территории всех основных элемен­тов, насаждений, композиций, транспортных сетей и устройств основных магистралей водоснабжения, мелиорации, канализации, электроснабже­ния и т. д.

    Ситуационный план представляет собой чертеж (рис. 1. 3), на котором отмечены существующие элементы, нанесен план коммуникаций, отражены основные экологические особенности помещения (свет, тепло, влажность, воздух).

    На разбивочно-посадочном чертеже (в масштабе 1: 500, 1: 250) отмечают места посадки или установки растений, ассортиментную ведомость, возраст посадочного материала и расстояния между культурами или композициями; нумерацию культур и их количество.

    Эскизы композиций (рис. 1.) выполняются на генеральном плане или на отдельных листах в масштабе 1: 50 или 1: 100.



    Рис. 2

    При оформлении следует руководствоваться техническими требовани­ями к чертежам. Каждый из них должен иметь рамку, штамп, наименование, условные обозначения, экспликацию, ориентир по сторонам света. В зави­симости от типа чертеж выполняется на кальке или ватмане в туши, отмыв­ке, карандаше. Особое внимание уделяют типам линий, особенностям штри­ховки, способам сопряжений. Кроме этого, важным является грамотное построение элементов, создание их планов, эпюр, проектирование объем­ных композиций в различных проекциях, соблюдение размеров, масштаба и пропорций.

    Кроме графической части составляют описание проекта и финансово-экономическое обоснование в виде сметы и пояснительной записки с рас­четами.

    Смета - обязательная составная часть технического проекта на любой объект, независимо от его размеров и значения. Она делится на разделы по видам работ, в каждом из которых дается подробный их перечень, указыва­ется последовательность выполнения и стоимость. В конце раздела подво­дятся итоги стоимости работ, включая рабочую силу, материалы, транспорт и начисления.

    Смета составляется в соответствии с действующими в настоящее время нормами и расценками на материалы, мебель и прейскурантами на растения и цветочные композиции. Она является главным документом, на основании которого финансируется работа. Контроль выполнения должен осуществляться не только по окончании проекта, но и систематически в процессе работ по работ по отдельным элементам в порядке сопоставления фактических затрат с намеченными. Превышать смету не разрешается

    Строительство различных сооружений, прудов, водоемов и прочих работ должно быть предварительно учтено в смете.
    Контрольные вопросы



    1. Перечислите основные этапы развития фитодизайна. С какими эпохами они связаны?


    2. В чем состоит назначение фитодизайна и каковы его функции?


    3. Какие этапы включает в себя проект внутреннего озеленения интерьера?

    4. Назовите основные технические (рабочие) чертежи и поясните их назначение.


    5. Что такое проектно-сметная документация и какова ее структура?


    написать администратору сайта