Главная страница
Навигация по странице:

  • Глобальные социальные проблемы

  • Виды опасностей глобального характера и их причины

  • Пути решения глобальных проблем безопасности жизнедеятельности

  • Опасные ситуации социального зарактера. Опасные ситуации социального характера и защита от нихОЗО. Лекция Глобальные социальные проблемы


    Скачать 34.9 Kb.
    НазваниеЛекция Глобальные социальные проблемы
    АнкорОпасные ситуации социального зарактера
    Дата14.03.2022
    Размер34.9 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОпасные ситуации социального характера и защита от нихОЗО.docx
    ТипЛекция
    #396297

    Лекция 4. Глобальные социальные проблемы

    Глобальные социальные проблемы

    Глобальные проблемы современности — это совокупность наиболее острых, жизненно важных общепланетарных проблем, решение которых требует совместных усилий стран мирового сообщества. Отличительной особенностью этих проблем являются их комплексность, системность и всеобщность, что обусловлено растущим единством современного мира, усилением взаимосвязи и взаимозависимости составляющих его частей.

    Все глобальные проблемы условно можно разделить на четыре группы: социально-политические, социально-экономические, социально-экологические и социально-гуманитарные.

    1. Глобальные социально-политические проблемы охватывают комплекс вопросов, связанных с обеспечением мира и международной безопасности. В течение длительного периода система международной безопасности базировалась на ядерном сдерживании военных держав. Однако со временем пришло понимание, что ядерная война не может быть средством достижения внешнеполитических целей в условиях, когда усилилась глобальная взаимозависимость государств.

    Прекращение противоборства Востока и Запада породило определенные надежды на безопасный мир. Однако дальнейшее развитие событий выявило новые источники нестабильности и напряженности в мире. Рост международного терроризма, распространение исламского фундаментализма, увеличение числа локальных конфликтов и "горячих точек" на планете — все это свидетельствует о появлении новых опасностей, угроз и рисков для мирового сообщества.

    По-прежнему острой остается проблема разоружения, особенно ракетно-ядерного. Сегодня накопленные в мире запасы оружия позволяют многократно уничтожить все человечество. Мировые военные расходы ежегодно составляют порядка одного триллиона долларов. Сейчас в мире на каждого солдата расходуется в 60 раз больше, чем на образование одного ребенка. В развивающихся странах темпы военных расходов в два раза превышают темпы экономического роста, что значительно осложняет решение социальных проблем. Неконтролируемое распространение оружия в мире расширяет зоны терроризма и преступности, способствует "милитаризации" сознания людей, порождает насилие в повседневной жизни.

    Решение проблемы разоружения позволило бы отвести от человечества опасность ядерной войны, высвободить колоссальные людские, материальные и финансовые ресурсы для нужд устойчивого экономического и социального развития народов и стран. Однако на пути разоружения стоят еще многочисленные трудности и препятствия, среди которых — огромная инерционность гонки вооружений, сопротивление военно-промышленных комплексов, крупные масштабы международной торговли оружием, локальные войны и вооруженные конфликты, рост террористических и криминальных организаций и др.

    Разоружение — длительный процесс, требующий соблюдения определенных принципов. К числу важнейших среди них относятся равенство и одинаковая безопасность; выполнение обязательств по договорам и соглашениям; разработка и осуществление системы контроля; комплексный характер разоруженческих мероприятий, их непрерывность и эффективность и др. Развитию процессов разоружения может способствовать деятельность многочисленных пацифистских и экологических организаций.

    В современном мире меняются основные формы использования вооруженного насилия. Наряду с войнами нарастает эскалация терроризма, который сегодня все больше приобретает международный характер. Для терроризма как особого метода политического насилия присущи целенаправленность, особая жестокость, расчет на внешний эффект и психологическое воздействие. Совершенствование оружия, возможность создания "портативного" ядерного оружия ведет к глобализации террористической угрозы. После взрывов зданий мирового торгового центра в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. весь цивилизованный мир в полной мере осознал общепланетарные масштабы опасности международного терроризма. Мировое сообщество осуждает любые формы проявления терроризма и ставит задачу объединения усилий для борьбы с этой растущей угрозой всему человечеству.

    2. Среди глобальных социально-экономических проблем можно выделить три — проблему экономической отсталости, демографическую проблему и продовольственную проблему.

    Первая из этих трех проблем проявляется в огромной отсталости развивающихся стран, их неспособности наладить эффективное производство, обеспечить себя продовольствием, ликвидировать нищету, решить многочисленные социальные проблемы. Разрыв по всем социально-экономическим показателям между этими странами и высокоразвитыми государствами достигает колоссальных размеров и продолжает увеличиваться. Это углубляет раскол мира на богатые и бедные страны, создает напряженность в отношениях между ними, порождает в целом нестабильность мировой системы.

    Решение этой глобальной проблемы требует, с одной стороны, проведения широких прогрессивных преобразований в самих отсталых странах, модернизации их национальных экономик, ас другой — оказания действенной помощи этим странам со стороны мирового сообщества, пересмотра и списания части внешних долгов, предоставления безвозмездных займов и льготных кредитов, перестройки международной торговли на более справедливых принципах, создания и утверждения нового мирового экономического порядка (7.3).

    С проблемой экономической отсталости тесно связаны две другие глобальные проблемы — демографическая и продовольственная. В результате "демографического взрыва" во второй половине XX в. мировое население более чем удвоилось за этот период и составило к началу XXI в. 6 млрд человек. При этом более 80% прироста населения приходится на развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки. По некоторым прогнозам, в ближайшее время в этих странах будет концентрироваться более 90% всего мирового населения. Подобная демографическая ситуация влечет за собой целый ряд негативных последствий: неравномерность распределения населения по отношению к жизненным ресурсам, усиление разрушительного воздействия на окружающую среду, перенаселение и рост нищеты в отсталых странах, возникновение неконтролируемых миграционных потоков, ухудшение условий жизни людей и т.д.

    "Демографический взрыв" особенно обострил продовольственную проблему в развивающихся странах. По данным ООН, здесь 800 млн человек живут на грани голода, а 40 млн умирают от истощения. Было подсчитано, что уменьшение пищевых ресурсов в мире на 20— 30% при непрерывном росте населения будет иметь катастрофические последствия для развивающихся стран. Уже сейчас мировой дефицит зерна ежегодно составляет 10— 12 млн т.

    Решение этой глобальной проблемы прежде всего связано с созданием высокоэффективного сельскохозяйственного производства в развивающихся странах. Осуществление в них так называемой "зеленой революции" (резкий подъем сельскохозяйственного производства на основе широкого применения передовых технологий) позволило бы прокормить население в 2—3 раза больше нынешнего. Следует также иметь в виду, что современные возможности получения продовольствия в мире в целом реализуются далеко не полностью. Так, из всех пригодных для земледелия площадей по прямому назначению используется только 40%. Значительно можно увеличить производство и добычу продуктов питания в Мировом океане. Наконец, необходимо пересмотреть во многом несправедливую систему распределения запасов продовольствия в мире, расширить продовольственную помощь экономически отсталым странам.

    3. Глобальные социально-экологические проблемы выдвигаются сегодня на передний план в связи с растущей опасностью разрушения природной среды обитания человека. Современный экологический кризис выражается в загрязнении воздушного и водного бассейнов Земли, глобальном изменении климата, уничтожении лесов, исчезновении многих видов растений и животных, эрозии почвы, сокращении плодородных земель и т.д. В настоящее время в атмосферу, воду и почву ежегодно выбрасывается около 1 млрд т отходов, в том числе и токсичных. Вырубка леса в 18 раз превышает сто прирост. Один сантиметр чернозема, который накапливается 300 лет, разрушается сейчас за три года. Парниковый эффект, "озоновые дыры", "кислотные дожди", отравленные реки и озера, затопленные огромные территории, зоны экологического бедствия — все это последствия разрушительного воздействия человека на окружающую среду.

    Решение экологических проблем предполагает разработку и осуществление природоохранных программ на национальном, региональном и международном уровнях. Особое значение приобретают совместные мероприятия стран мирового сообщества по улучшению состава атмосферы, сохранению озонового слоя планеты, рациональному использованию природных ресурсов, установлению международных экологических стандартов и контроля в области охраны окружающей среды, внедрению безотходных и природосберегающих технологий, созданию экозащитных систем и т.д.

    В современных условиях неотъемлемой составной частью внутренней и внешней политики государств мирового сообщества становится экологическая политика, основным содержанием которой являются оптимизация социоприродных процессов, охрана окружающей среды. Наряду с природоохранными экологическая политика включает и другие аспекты — биосоциальные, демографические, социоэкокультурные, природопреобразующие. В ней получают свое выражение общественная мораль, ценностные установки, человеческое измерение прогресса.

    Необходимое условие эффективности экологической политики — создание природоохранного законодательства, предусматривающего ответственность за его нарушение и широкую систему мер, побуждающих к охране окружающей среды (например, введение налоговых льгот для экологически чистых производств).

    Важной задачей сегодня становится развитие экологического образования, под которым понимается процесс приобретения знаний об экологических проблемах, причинах их возникновения, необходимости и возможности их решения. Расширение системы экологического образования должно способствовать формированию экологического сознания и экологической культуры. Необходимо также постоянно и правдиво информировать людей о состоянии среды их обитания.

    Экологические вопросы находятся в центре внимания ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций. Их деятельность направлена на разработку международных программ охраны окружающей среды, проведение природоохранных мероприятий мирового масштаба, создание системы международного контроля за состоянием природной среды, развитие экологической политики и экологического образования и т.д. Свой вклад вдело защиты окружающей среды вносят и многочисленные экологические организации и движения, деятельность которых приобретает сегодня значительный размах в разных странах мира.

    4. Глобальные социально-гуманитарные проблемы охватывают широкий круг вопросов, имеющих непосредственное отношение к Человеку. Это — материальная и духовная необеспеченность жизни; нарушение прав и свобод личности; физическое и психическое нездоровье человека; горе и страдания от войн и насилия и др. Стихийные бедствия, локальные войны, кровавые межнациональные конфликты приводят подчас к настоящим гуманитарным катастрофам, ликвидация последствий которых требует объединенных усилий стран мирового сообщества. Растущие потоки беженцев, общее число которых достигает во всем мире 50 млн человек в год, создают серьезные трудности для многих стран (обеспечение огромных людских масс питанием, жильем, их трудоустройство, опасность распространения эпидемий, преступности, наркомании и т.д.). В значительной степени сходные проблемы порождает нелегальная миграция, которая захлестывает процветающие страны мира.

    Загрязнение окружающей среды приводит к росту тяжелых заболеваний людей, в частности сердечнососудистых и онкологических. Особую опасность сегодня представляет СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита), от которого уже умерло около 6 млн человек. Озабоченность Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) вызывают также нездоровый образ жизни, распространение наркомании, алкоголизма, курения, увеличение психических отклонений и др.

    В России обострение этих и многих других проблем привело к снижению средней продолжительности жизни населения. Если в 1987 г. она составляла 74,6 лет у женщин и почти 65 лет у мужчин, то во второй половине 1990-х гг. — уже около 72 лету женщин и лишь 58 лет у мужчин. Такую высокую разницу в продолжительности жизни мужчин и женщин некоторые исследователи считают специфически российским феноменом и объясняют его преимущественно распространением пьянства и алкоголизма.

    Таким образом, глобальные проблемы тесно переплетены между собой и в конечном итоге все они "выходят" на Человека. В их основе — общепланетарного масштаба противоречия, затрагивающие само существование современной цивилизации. Осознание растущих угроз человечеству побудило многих ученых мира объединить усилия для исследования глобальных проблем и поиска путей их решения. В 1968 г. возник Римский клуб— международная неправительственная организация, объединяющая ученых, политических и общественных деятелей многих стран мира

    Определенные надежды специалисты возлагают на перестройку технологий, использование чистых источников энергии, применение ресурсосберегающих производственных циклов, переход к экологической экономике, предполагающей расходы на охрану и восстановление окружающей среды. Необходимы также меры по оптимизации демографической ситуации, налаживанию механизма рационального природопользования, развитию международного сотрудничества в области охраны окружающей среды, обеспечению на деле приоритета общечеловеческих интересов и ценностей. Разработка мировым сообществом стратегии выживания человечества позволит избежать глобальной катастрофы и продолжить поступательное движение современной цивилизации.

    Виды опасностей глобального характера и их причины

    Перед человечеством постоянно возникают многочисленные проблемы, требующие безотлагательного решения. Одни из них имеют локальный характер проявления, другие затрагивают крупные регионы мира, а третьи представляют реальную угрозу существования всей современной цивилизации.

    Крупные масштабы и динамизм научно-технической деятельности в современных условиях развития повлекли за собой не только положительные, но и отрицательные последствия:

     – резкое и не всегда оправданное увеличение расходования природных ресурсов;

    – отрицательное антропогенное воздействие на природную среду, ухудшение экологических условий жизни людей;

    – усиление неравномерности в уровнях социально-экономического развития между промышленно развитыми и развивающимися странами;

    – создание оружия массового уничтожения, угрожающего существованию человеческой цивилизации.

    Все это в немалой степени способствовало появлению и обострению глобальных проблем как реальных опасностей социального происхождения. Уже сейчас существует угроза необратимых изменений экологических свойств геосреды, угроза нарушения формирующейся целостности мирового сообщества и угроза самоуничтожения цивилизации.

    По своему характеру глобальные проблемы различны, но необходимость решения их преследует одну цель – обеспечение безопасного развития человечества. К их числу относятся:

    -  проблема сохранения мира на Земле;

    -  экологическая проблема, связанная с разрушением природной среды;

    -  демографическая проблема, порожденная быстрым ростом численности населения и его миграцией в глобальном масштабе;

    -  продовольственная проблема;

    -  экономическая проблема;

    -  энергетическая и сырьевая проблема, вызванная ограниченностью минерально-сырьевых и других природных ресурсов планеты;

    -  информационная проблема;

    -  проблема здоровья человека и человечества.

    Так или иначе, сценарии и риски вымирания человечества оказались практически вытесненными в область бессознательного. На то есть свои причины: глобальные катастрофы заслонены от нас как пеленой «технического» незнания (вроде незнания реальных орбит астероидов и тому подобного), так и психологической защитой (по существу скрывающей нашу неспособность и нежелание предсказывать и анализировать нечто ужасное). Более того, глобальные катастрофы отделены от нас и теоретическим незнанием – нам неведомо, возможен ли искусственный интеллект, и в каких пределах, и как правильно применять разные версии теоремы о конце света, которые дают совершенно разные вероятностные оценки времени существования человечества. Следует отметить, что глобальная катастрофа труднопредсказуема по определению. Во-первых, потому что мы не знаем всех вариантов, которые могут выпасть. Во-вторых, нам очень трудно определить их вероятность. В-третьих, некому будет проверить результат. В-четвертых, мы не знаем, когда бросят «монету» и бросят ли ее вообще. Это незнание похоже на то незнание, которое есть у каждого человека о времени и причине его смерти (не говоря уже о том, что будет после смерти). Но у человека есть хотя бы опыт других людей, который дает статистическую модель того, что и с какой вероятностью может произойти. Другими словами, есть реальность – и есть мир человеческих ожиданий. До определенного момента они совпадают, создавая опасную иллюзию, что наша модель мира и есть мир.

    Анализ приведенных данных показывает, что все опасности и их прогнозы тесно взаимосвязаны между собой. Вследствие этого решать эти проблемы необходимо не по отдельности, а комплексно, опять же с позиций системного подхода.

    Продовольственная проблема состоит не в том, что в мире в целом не хватает продовольствия, а в том, что география производства продовольствия не совпадает с географией его потребления. Продовольственная проблема – не столько ресурсная, сколько социально-экономическая и политическая, с одной стороны, и природообеспечивающая (засуха, неурожай и др.), с другой. К обострению продовольственной проблемы приводят и нарушения хозяйственных связей и несовершенство аграрных отношений. Итак, продовольственная проблема в мире остается острой; она проявляется в дефиците продуктов питания, в низкой калорийности, в нехватке витаминов и белков животного происхождения. Возникает голод, от которого ежегодно в мире умирают 14-18 млн. человек, или 24 человека в минуту, из которых 18 – дети в возрасте до пяти лет. Именно этими причинами объясняются практически не прекращающиеся войны и военные перевороты в Африке и интенсивная миграция чернокожего населения в развитые страны.

    Энергетическая и сырьевая проблема связана с ограниченностью запасов органических и минеральных ресурсов. Она приобрела глобальный характер, так как ограниченность дешевых запасов полезных ископаемых ставит человечество перед необходимостью жесткой экономии сырья и энергии, использования новых ресурсосберегающих технологий. Для решения этой проблемы также требуются усилия всех стран мира.

    Серьезную опасность для человечества представляет целый комплекс экологических проблем. Ускоренными темпами происходят вырубка лесов (к 2000 году ежегодная потеря тропических лесов составила около 7,5 млн. га), опустынивание земли (до 35% суши находится под угрозой опустынивания), загрязнение почвы, воды, воздуха и т.д. Так, ежегодно в атмосферу выбрасывается около 145 млн. тонн двуокиси серы, 250 млн. тонн пыли и т.д. За последнее столетие концентрация двуокиси углерода в атмосфере повысилась примерно на 15%, а к середине ХХI века может удвоиться, стать одной из причин «парникового» эффекта. Загрязнение почвы и воздуха приводит к тому, что каждый час с лица Земли исчезает один биологический вид. Это означает, что к 2010-2015 году Земля может потерять до 15-20% населяющих ее видов. В мировой океан ежегодно попадает до 10 млн. тонн нефтепродуктов, а количество радиоактивных соединений даже не поддается учету. Технические средства, используемые в военной сфере, могут поставить биосферу на грань экологической катастрофы, крайнее выражение которой – «ядерная зима» – прямая угроза человечеству. Беспокойство вызывает коротковолновая ультрафиолетовая радиация: ее поток на Землю опасен для живых существ в связи с ростом «озоновых дыр».

    По степени опасности для человечества многие ученые ставят проблему предотвращения глобальной ядерной войны на первое место, та как именно от нее зависит само существование жизни на Земле. Экологическую проблему условно можно поставить на второе место, так как дальнейшее пренебрежительное отношение к природе также грозит существованию цивилизации.

    Многие авторы указывают на опасность кризиса человеческой духовности, который также приобретает глобальный характер. Динамика резких глобальных сдвигов подчас приводит к потере ориентации, краху былых святынь, духовному опустошению. Налицо ценностный, аксиологический кризис.

    Пути решения глобальных проблем безопасности жизнедеятельности

    Возникновение глобальных опасностей от применения технологий любой мощности принципиально меняет ситуацию с поиском мер безопасности в каждом частном случае. В новой эпохе действия субъектов безопасности в пределах частной задачи отражаются на безопасности всех взаимовложенных объектов. Именно поэтому за основу мер безопасности в современных условиях учеными выдвинут общий принцип для субъектов безопасности всех уровней: «действуя локально, мыслить глобально». Этот принцип важен для каждой личности, так как её локальные действия сливаются с действиями других в единый поток деятельности общества. Направленность этого потока определяется общим характером мышления, мировоззрения и целей деятельности людей. Поэтому Н. Н. Моисеев так охарактеризовал основу современных мер безопасности: «ключ к завтрашнему дню – мировоззрение, выработанное сегодня».

    Выработка мировоззрения, адекватного новой эпохе, представляет собой задачу грандиозного значения и огромной сложности. Мировоззрение каждого человека формируется на протяжении его жизни на фоне двух основных источников: Знания, базирующегося на ограниченном собственном опыте и на обширном опыте и достижениях общества (содержащихся в обычаях, традициях, результатах научных разработок, образовательных материалах), и Веры, базирующейся на канонах и догматах той или иной религии (эти догматы лежат в основе морали общества и нравственности человека, даже если он считает себя атеистом). Будучи разными у разных людей, мировоззрения, тем не менее, содержат некие общие для данного сообщества представления об окружающем мире, о своем месте в этом мире и своих обязанностях по отношению к тому, что их окружает – они содержат общее миропонимание. Без этого невозможно духовное здоровье, безопасность и жизнеспособность сообщества. До настоящего времени это относилось к сообществам разных уровней вплоть до национального. Теперь, при появлении глобальных опасностей, реализация сценариев устойчивого развития всего человечества возможна лишь при распространении на всё мировое сообщество общего миропонимания, а за ним и общих новых принципов жизнедеятельности.

    Преобразование мировоззрения должно изменить систему ценностей и целей жизнедеятельности людей. Прежде всего, это уход от ценностей, формируемых потребительской психологией, уход от идеи «максимального удовлетворения непрерывно растущих материальных потребностей», уход от всесилия денег. В целом, это – принятие ограничений, связанных с применением технологий, с необходимостью стабилизации численности населения планеты, с выбором стратегий развития. А всем субъектам при принятии решений необходимо иметь в виду интересы объектов безопасности всех уровней.

    К обозначению основ необходимых изменений в мировоззрении целесообразно добавить формулировку первоочередных задач общества:

    -   восстановление в личном и общественном сознании естественной иерархии базовых потребностей. Сегодня, вследствие достигнутого обществом уровня безопасности, возникли опасные искажения – людям начинает казаться первостепенной потребность в свободе и достоинстве личности (вспомним замечание А. Маслоу: «тот, кто находится в безопасности, не чувствует угрозы»). Такая потребность, конечно, есть и нуждается в удовлетворении, но в ситуации появления глобальных угроз от жизнедеятельности акцент на свободе, а не на ограничениях, чреват падением культуры и распадом общества, равносилен нацеленности на самоуничтожение;

    -   переключение сознания с защиты, как преобладающей меры безопасности, на сбалансированное применение всех способов обеспечения безопасности.

    Решение глобальных проблем безопасности жизнедеятельности возможно только при преобразовании мировоззрения людей с осознанием необходимости ограничений. озникновение глобальных опасностей от применения технологий любой мощности принципиально меняет ситуацию с поиском мер безопасности в каждом частном случае. В новой эпохе действия субъектов безопасности в пределах частной задачи отражаются на безопасности всех взаимовложенных объектов. Именно поэтому за основу мер безопасности в современных условиях учеными выдвинут общий принцип для субъектов безопасности всех уровней: «действуя локально, мыслить глобально». Этот принцип важен для каждой личности, так как её локальные действия сливаются с действиями других в единый поток деятельности общества. Направленность этого потока определяется общим характером мышления, мировоззрения и целей деятельности людей. Поэтому Н. Н. Моисеев так охарактеризовал основу современных мер безопасности: «ключ к завтрашнему дню – мировоззрение, выработанное сегодня».

    Выработка мировоззрения, адекватного новой эпохе, представляет собой задачу грандиозного значения и огромной сложности. Мировоззрение каждого человека формируется на протяжении его жизни на фоне двух основных источников: Знания, базирующегося на ограниченном собственном опыте и на обширном опыте и достижениях общества (содержащихся в обычаях, традициях, результатах научных разработок, образовательных материалах), и Веры, базирующейся на канонах и догматах той или иной религии (эти догматы лежат в основе морали общества и нравственности человека, даже если он считает себя атеистом). Будучи разными у разных людей, мировоззрения, тем не менее, содержат некие общие для данного сообщества представления об окружающем мире, о своем месте в этом мире и своих обязанностях по отношению к тому, что их окружает – они содержат общее миропонимание. Без этого невозможно духовное здоровье, безопасность и жизнеспособность сообщества. До настоящего времени это относилось к сообществам разных уровней вплоть до национального. Теперь, при появлении глобальных опасностей, реализация сценариев устойчивого развития всего человечества возможна лишь при распространении на всё мировое сообщество общего миропонимания, а за ним и общих новых принципов жизнедеятельности.

    Преобразование мировоззрения должно изменить систему ценностей и целей жизнедеятельности людей. Прежде всего, это уход от ценностей, формируемых потребительской психологией, уход от идеи «максимального удовлетворения непрерывно растущих материальных потребностей», уход от всесилия денег. В целом, это – принятие ограничений, связанных с применением технологий, с необходимостью стабилизации численности населения планеты, с выбором стратегий развития. А всем субъектам при принятии решений необходимо иметь в виду интересы объектов безопасности всех уровней.

    К обозначению основ необходимых изменений в мировоззрении целесообразно добавить формулировку первоочередных задач общества:

    -   восстановление в личном и общественном сознании естественной иерархии базовых потребностей. Сегодня, вследствие достигнутого обществом уровня безопасности, возникли опасные искажения – людям начинает казаться первостепенной потребность в свободе и достоинстве личности (вспомним замечание А. Маслоу: «тот, кто находится в безопасности, не чувствует угрозы»). Такая потребность, конечно, есть и нуждается в удовлетворении, но в ситуации появления глобальных угроз от жизнедеятельности акцент на свободе, а не на ограничениях, чреват падением культуры и распадом общества, равносилен нацеленности на самоуничтожение;

    -   переключение сознания с защиты, как преобладающей меры безопасности, на сбалансированное применение всех способов обеспечения безопасности.

    Решение глобальных проблем безопасности жизнедеятельности возможно только при преобразовании мировоззрения людей с осознанием необходимости ограничений.

    Выступая на Всемирном экономическом форуме в январе 2020 года, израильский историк, футуролог, профессор Еврейского университета в Иерусалиме Юваль Ной Харари очертил три вызова, угрожающие человечеству как виду:

    ядерная война;

    экологический кризис;

    разрушительная сила технологий.

    Если первые две нам в той или иной степени знакомы и понятны, то потенциальные последствия последней нам еще только предстоит осознать, отметил Харари. Технологии, помимо очевидной пользы, несут в себе массу рисков. В своих предсказаниях писатель-футуролог сконцентрировался именно на них, выделив пять потенциальных проблем.

    1. «Бесполезные» люди

    Автоматизация скоро уничтожит миллионы специальностей. Безусловно, на их место придут новые профессии, но пока неясно, смогут ли люди достаточно быстро освоить необходимые навыки. Предположим, вам 50 лет, и вы только что потеряли свое рабочее место из-за беспилотников. Теперь появилась возможность стать разработчиком программного обеспечения или учителем йоги для инженеров — но сможет ли пятидесятилетний водитель грузовика перестроиться и проявить себя в качестве такого специалиста? И переквалифицироваться нам придется не раз и не два, а снова и снова на протяжении всей жизни.

    Если в прошлом человеку приходилось бороться с эксплуатацией, то в 21 веке действительно масштабная борьба будет вестись против бесполезности. И гораздо хуже будет оказаться не у дел, чем быть эксплуатируемым. Те же, кто потерпит неудачу в этой борьбе, станут частью своеобразного «бесполезного класса» с точки зрения экономической и политической системы. Это, в свою очередь, будет способствовать росту разрыва между не нашедшими себя в новом мире людьми и могущественной элитой.

    2. Неравенство между странами

    Мы уже находимся в разгаре «гонки вооружений» во всем, что касается искусственного интеллекта (ИИ). Сейчас Китай и США в ней лидируют, оставив многие другие страны далеко позади. Если мы не распределим возможности и результаты, которые дает нам ИИ, между всеми людьми, огромное богатство будет сконцентрировано только в нескольких высокотехнологичных центрах, тогда как остальные государства либо обанкротятся, либо станут эксплуатируемыми цифровыми колониями. При этом речь идет о достаточно примитивном ИИ, которого, тем не менее, достаточно, чтобы нарушить глобальный баланс.

    Представьте себе, что будет с развивающимися экономиками, если текстиль или автомобили будет дешевле производить в Калифорнии, чем в Мексике? А что будет, если лет через 20 кто-нибудь в Сан-Франциско или Пекине будет знать все личные данные о каждом политике, судье и журналисте вашей страны? Будет ли страна по-прежнему независимой или станет цифровой колонией? Когда у вас достаточно данных, вам не нужно отправлять солдат, чтобы контролировать государство.

    3. Цифровая диктатура

    Неравномерный контроль над данными может привести к цифровым диктатурам. Эту опасность можно сформулировать в виде уравнения:

    B x C x D = AHH

    Где B — биологические знания, C — компьютерные вычисления, D — данные, а AHH — способность «взламывать» людей.

    Если у вас будут на руках все переменные в левой части формулы, вы сможете взломать тело, мозг и сознание каждого человека, а также понять его лучше, чем он сам. Вы сможете узнать его тип личности, политические взгляды, слабости, самые потаенные страхи и надежды. Система, которая понимает нас лучше, чем мы сами, может предсказать наши чувства и решения, манипулировать ими и в конечном итоге принимать решения за нас.

    Конечно, умение «хакнуть» человека может быть использована и во благо — например, для улучшения системы здравоохранения. Но если такая власть попадет в плохие руки, результатом станет самый страшный тоталитарный режим в истории человечества.

    Представьте себе условную КНДР через 20 лет, где каждый житель должен будет постоянно носить биометрический браслет, контролирующий кровяное давление, частоту сердечных сокращений и активность мозга. И вот вы слушаете по радио выступление великого лидера, а спецслужбы уже знают, что вы на самом деле при этом чувствуете. Вы можете сколько угодно хлопать в ладоши и улыбаться, но если они узнают, что вы на самом деле злитесь, завтра вы уже будете в ГУЛАГе.

    4. Во власти алгоритмов

    Поскольку люди будут все чаще предоставлять ИИ возможность принимать решения за нас, власть будет переходить от людей к алгоритмам. И это уже происходит.

    Сегодня миллиарды людей доверяют алгоритмам Facebook, Google, Netflix, Amazon и Alibaba, предлагающим, что почитать, посмотреть, купить и чему вообще верить. Скоро подобные алгоритмы будут говорить нам, где работать и на ком жениться, а компаниям — следует ли нанимать нас на работу и выдавать ли нам кредит. В связи с чем возникает вопрос: каков тогда смысл человеческого существования, если большинство решений принимается компьютерами? Люди могут просто потерять контроль над своей жизнью.

    5. Уничтожение человечности

    Технологии могут разрушить не только экономику, политику и жизненную философию, но и наше биологическое устройство.

    В ближайшие десятилетия ИИ и биотехнологии дадут нам невероятные способности, включая искусственное создание людей и совершенно новых форм жизни. Правительства, корпорации и военные могут использовать эти возможности для улучшения таких человеческих навыков, как интеллект и дисциплина, при этом пренебрегая другими, не столь нужными для их целей навыками и формируя пласт людей, не способных к состраданию, чувству прекрасного и духовным переживаниям.

    Вместе за одно

    Так что же надо понимать, чтобы не допустить такого развития событий? То, что глобальные проблемы требуют общемирового решения, сотрудничества. При этом, между национализмом и глобализмом, подчеркивает Харари, противоречия на самом деле нет.

    Национализм — это не про ненависть к чужим, а про любовь к своим. В 21 веке, чтобы обеспечить безопасность и будущее соотечественников, нужно сотрудничать с представителями других стран ради общего блага. Теперь глобализм не означает создание глобального правительства, отказ от национальных традиций или миграции, но приверженность глобальным задачам, которые не отрицают уникальность каждой нации, а лишь регулируют отношения между народами. И хорошим примером такой модели ученый называет Чемпионат мира по футболу.

    С одной стороны, чемпионат мира — это соревнование, но в то же время он является удивительным примером глобальной гармонии, где команды договариваются об одинаковых правилах игры. Если вам нравится Чемпионат мира — вы уже глобалист.

    Сейчас мы живем в мире, в котором на войне умирает меньше людей, чем от самоубийств, и порох гораздо менее опасен, чем сахар. Мы настолько привыкли к этой ситуации, что считаем ее чем-то самим собой разумеющимся. И вместо укрепления хрупкого мирового порядка многие страны пренебрегают им и даже намеренно его подрывают. Глобальный порядок теперь похож на дом, в котором жильцы ничего не ремонтируют. Он может простоять еще несколько лет, но если мы продолжим в том же духе, он рухнет, и мир снова окажемся в джунглях вездесущей войны, предупреждает Харари.

    Все это, конечно, не приговор, а лишь сценарии развития. Любые процессы можно изменить, а технологии использовать во благо. Мы все еще можем повлиять на то, как будет выглядеть будущий мир, для этого и необходимо международное сотрудничество. Потому что в ситуации с вышеперечисленными глобальными угрозами на самом деле не важно, кто победит — проигравшим станет человечество.

    Решение глобальных проблем безопасности жизнедеятельности возможно только при преобразовании мировоззрения людей с осознанием необходимости ограничений.

    Выступая на Всемирном экономическом форуме в январе 2020 года, израильский историк, футуролог, профессор Еврейского университета в Иерусалиме Юваль Ной Харари очертил три вызова, угрожающие человечеству как виду:

    ядерная война;

    экологический кризис;

    разрушительная сила технологий.

    Если первые две нам в той или иной степени знакомы и понятны, то потенциальные последствия последней нам еще только предстоит осознать, отметил Харари. Технологии, помимо очевидной пользы, несут в себе массу рисков. В своих предсказаниях писатель-футуролог сконцентрировался именно на них, выделив пять потенциальных проблем.

    1. «Бесполезные» люди

    Автоматизация скоро уничтожит миллионы специальностей. Безусловно, на их место придут новые профессии, но пока неясно, смогут ли люди достаточно быстро освоить необходимые навыки. Предположим, вам 50 лет, и вы только что потеряли свое рабочее место из-за беспилотников. Теперь появилась возможность стать разработчиком программного обеспечения или учителем йоги для инженеров — но сможет ли пятидесятилетний водитель грузовика перестроиться и проявить себя в качестве такого специалиста? И переквалифицироваться нам придется не раз и не два, а снова и снова на протяжении всей жизни.

    Если в прошлом человеку приходилось бороться с эксплуатацией, то в 21 веке действительно масштабная борьба будет вестись против бесполезности. И гораздо хуже будет оказаться не у дел, чем быть эксплуатируемым. Те же, кто потерпит неудачу в этой борьбе, станут частью своеобразного «бесполезного класса» с точки зрения экономической и политической системы. Это, в свою очередь, будет способствовать росту разрыва между не нашедшими себя в новом мире людьми и могущественной элитой.

    2. Неравенство между странами

    Мы уже находимся в разгаре «гонки вооружений» во всем, что касается искусственного интеллекта (ИИ). Сейчас Китай и США в ней лидируют, оставив многие другие страны далеко позади. Если мы не распределим возможности и результаты, которые дает нам ИИ, между всеми людьми, огромное богатство будет сконцентрировано только в нескольких высокотехнологичных центрах, тогда как остальные государства либо обанкротятся, либо станут эксплуатируемыми цифровыми колониями. При этом речь идет о достаточно примитивном ИИ, которого, тем не менее, достаточно, чтобы нарушить глобальный баланс.

    Представьте себе, что будет с развивающимися экономиками, если текстиль или автомобили будет дешевле производить в Калифорнии, чем в Мексике? А что будет, если лет через 20 кто-нибудь в Сан-Франциско или Пекине будет знать все личные данные о каждом политике, судье и журналисте вашей страны? Будет ли страна по-прежнему независимой или станет цифровой колонией? Когда у вас достаточно данных, вам не нужно отправлять солдат, чтобы контролировать государство.

    3. Цифровая диктатура

    Неравномерный контроль над данными может привести к цифровым диктатурам. Эту опасность можно сформулировать в виде уравнения:

    B x C x D = AHH

    Где B — биологические знания, C — компьютерные вычисления, D — данные, а AHH — способность «взламывать» людей.

    Если у вас будут на руках все переменные в левой части формулы, вы сможете взломать тело, мозг и сознание каждого человека, а также понять его лучше, чем он сам. Вы сможете узнать его тип личности, политические взгляды, слабости, самые потаенные страхи и надежды. Система, которая понимает нас лучше, чем мы сами, может предсказать наши чувства и решения, манипулировать ими и в конечном итоге принимать решения за нас.

    Конечно, умение «хакнуть» человека может быть использована и во благо — например, для улучшения системы здравоохранения. Но если такая власть попадет в плохие руки, результатом станет самый страшный тоталитарный режим в истории человечества.

    Представьте себе условную КНДР через 20 лет, где каждый житель должен будет постоянно носить биометрический браслет, контролирующий кровяное давление, частоту сердечных сокращений и активность мозга. И вот вы слушаете по радио выступление великого лидера, а спецслужбы уже знают, что вы на самом деле при этом чувствуете. Вы можете сколько угодно хлопать в ладоши и улыбаться, но если они узнают, что вы на самом деле злитесь, завтра вы уже будете в ГУЛАГе.

    4. Во власти алгоритмов

    Поскольку люди будут все чаще предоставлять ИИ возможность принимать решения за нас, власть будет переходить от людей к алгоритмам. И это уже происходит.

    Сегодня миллиарды людей доверяют алгоритмам Facebook, Google, Netflix, Amazon и Alibaba, предлагающим, что почитать, посмотреть, купить и чему вообще верить. Скоро подобные алгоритмы будут говорить нам, где работать и на ком жениться, а компаниям — следует ли нанимать нас на работу и выдавать ли нам кредит. В связи с чем возникает вопрос: каков тогда смысл человеческого существования, если большинство решений принимается компьютерами? Люди могут просто потерять контроль над своей жизнью.

    5. Уничтожение человечности

    Технологии могут разрушить не только экономику, политику и жизненную философию, но и наше биологическое устройство.

    В ближайшие десятилетия ИИ и биотехнологии дадут нам невероятные способности, включая искусственное создание людей и совершенно новых форм жизни. Правительства, корпорации и военные могут использовать эти возможности для улучшения таких человеческих навыков, как интеллект и дисциплина, при этом пренебрегая другими, не столь нужными для их целей навыками и формируя пласт людей, не способных к состраданию, чувству прекрасного и духовным переживаниям.


    написать администратору сайта