Главная страница
Навигация по странице:

  • Общественно-государственное устройство

  • Княжение первых Рюриковичей

  • Ярослав

  • Феодальная раздробленность на Руси

  • Противостояние Руси монгольскому нашествию

  • 1237 – 1238 гг

  • Борьба Руси против вторжения с Запада в

  • 5 апреля 1242г.

  • История курс лекций. Лекция История как наука. Понятие истории. Основные концепции исторического процесса


    Скачать 1.64 Mb.
    НазваниеЛекция История как наука. Понятие истории. Основные концепции исторического процесса
    Дата20.12.2022
    Размер1.64 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИстория курс лекций.doc
    ТипЛекция
    #854256
    страница2 из 25
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
    Основные теории образования древнерусского государства

    Киевская Русь
    Государственность у восточных славян начинает формироваться в VII – VIII вв., когда происходит переход от родоплеменной общины к соседской и начинает складываться имущественное неравенство.

    К концу VIIIв. сложились два основных русских центра государственности – Киев и Новгород. Более сильным был южный центр, где главенствовало племя полян. Но так получилось, что объединил восточных славян северный центр – Новгород.

    По вопросу об образовании древнерусского государства в отечественной науке с XVIII в. существует две теории: норманнская и антинорманнская.

    Норманнская теория была сформулирована немецкими учеными Байером, Миллером и Шлецером, приглашенными для работы в России в XVIIIв. Суть ее заключается в следующем: основателями древнерусского государства были норманны (варяги, викинги) – выходцы из Скандинавии, предки современных финнов, шведов, норвежцев, т.к. сами славяне оказались не способны к созданию своей государственности.

    Основанием для этой теории послужил эпизод, описанный в древнерусской летописи «Повесть временных лет», написанной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, о легендарном призвании варягов в Новгород. В конце VIIIв. на страны Европы стали нападать германские народы Скандинавского полуострова. Их называли норманнами, т.е. «северными народами». Они были отличными мореплавателями, воинами (отсюда и название «варяги»). Появлялись они и у границ славянских земель, а затем по славянским рекам – «путь из варяг в греки» – достигали Византии, где занимались торговлей и военной службой.

    В конце IXв. у новгородских славян начался период борьбы за власть среди знати. И тогда, устав от междоусобиц, новгородцы решили найти себя князя, который бы устроил у них справедливый порядок (в новгородской системе управления большую роль играло народное собрание – вече). В летописи Нестор пишет, что в 862г. в ответ на послание новгородцев со словами: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами», откликнулись три брата-варяга – Рюрик, Синеус и Трувор. Однако есть версия, что слова «Синеус» и «Трувор» переводятся как «с домом» и «с дружиной», и, следовательно, в Новгород пришли не три брата, а Рюрик с семьей и военной силой. Самого Рюрика, хотя и не бесспорно, историки считают реальным историческим лицом.

    Когда Рюрик (862 – 879) княжил в Новгороде, два его дружинника – Аскольд и Дир – решили совершить набег на Византию. Спустившись по Днепру, они со своими дружинами подошли к Киеву, центру полянского племени, которое в этот период платило дань кочевникам хазарам. Аскольд и Дир, победив хазар и защитив Киев, стали управлять племенем полян.

    После смерти Рюрика в 879г. княжить в Новгороде стал его родственник (или) дружинник Олег (его считали колдуном и даже прозвали «Вещий», что означало «чародей, знающий и предсказывающий будущее»), поскольку сын Рюрика Игорь был еще ребенком.

    Олег задумал объединить все важнейшие города по великому водному пути «из варяг в греки». В 882г., взяв с собой малолетнего Игоря, он двинулся на юг и в конце концов подошел к Киеву. Обманом выманив из города Аскольда и Дира, Олег их убил под предлогом, что они «не князья и не княжеского рода», а с ним был законный наследник Рюрика. Киев, который Олегу очень понравился, стал его новой резиденцией и был назван «матерью городов русских». Так произошло объединение двух центров восточного славянства и образование древнерусского государства.

    Таким образом, на основании этого летописного рассказа ученые-норманнисты полагали, что государственная власть у восточных славян возникла исключительно благодаря варягам, главными из которых были Рюрик, Олег, Аскольд и Дир.

    В противовес норманнской теории М.В. Ломоносов выдвинул антинорманнскую теорию, согласно которой государственность у восточных славян возникла в результате внутреннего развития славянского общества, а влияние варягов на этот процесс было фактически минимальным.

    Правильность этой теории подтверждается рядом обстоятельств:

    Во-первых, государство – это не предмет экспорта или импорта, а закономерный результат многовекового исторического пути народа. Возникнуть на пустом месте, где не сложились еще условия и предпосылки, по воле одного человека государство не может.

    Во-вторых, даже исходя из логики самой летописи, нужно отметить, что для того, чтобы пригласить на княжение, необходимо уже иметь у себя эту форму власти.

    В-третьих, как свидетельствуют археологические источники, варяги все-таки составляли меньшую часть нарождавшегося господствующего класса.

    В-четвертых, уже в VII – VIII вв., т.е. до появления варягов, в славянском обществе шел процесс разложения родового строя и появление признаков феодализма. Кроме того, социально-экономический уровень славян был выше, чем у варягов.

    Однако М.В. Ломоносов неправомерно отрицал влияние варягов на процесс образования государственности у восточных славян.

    Современный взгляд на обозначенную проблему сводится к следующему: государство у восточных славян образовалось благодаря внутреннему развитию славянского общества, а варяги явились ускорителями этого процесса. Варяги действительно были приглашены в г.Новгород, чтобы примирить борющиеся за власть группировки местной знати. Такая практика приглашения короля или князя на правление была весьма распространена в Европе и проходила, как правило, мирным путем. Но призвание варягов не могло стать началом русской государственности, так как складывание государства все-таки является результатом длительных внутренних процессов в обществе и оно не может быть привнесено извне. Речь могла идти лишь об основании в Новгороде княжеской династии Рюриковичей. Варяги вскоре ославянились, их военно-дружинная знать слилась с местной знатью. И русские цари вплоть до Федора Ивановича (1584 – 1598 гг.) называли себя Рюриковичами. Это была первая правящая династия в России (882 – 1598 гг.).
    Общественно-государственное устройство

    и социально-экономические отношения

    в Киевской Руси
    Общественный строй и государственное управление

    древнерусского государства
    Как уже было сказано выше, в 882г. князь Олег объединил Киев и Новгород в единое государство – Киевскую Русь. В IX – XI вв. практически все восточно-славянские племена (или союзы) были подчинены власти Киева, хотя попытки отдельных племен выйти из состава этого государства предпринимались. Несмотря на частые набеги и притязания воинственных соседей (прежде всего пограничных кочевых племен), Киевской Руси до середины XIIIв. удавалось сохранять свой суверенитет.

    В X – XI вв. оформляется аппарат государственной власти. Так, полноправным правителем страны являлся великий князь киевский, власть которого стала наследственной (хотя фактически каждый раз после смерти очередного великого князя начиналась борьба между наследниками, т.е. в системе передачи его власти еще не было стройности и четкого порядка ее регламентирования, что говорит о переходном, неустойчивом характере всего общества).

    На местах власть принадлежала удельным князьям – потомкам князей периода «военной демократии», которые теперь являлись вассалами киевского князя и были обязаны ему служить.

    Говоря о структуре власти, нужно отметить, что собственно органов государственной власти еще не существовало, а власть осуществлялась разными категориями нарождавшихся феодалов. В частности, дружинники, которые прежде выполняли только военные функции, все больше участвовали в сборе дани и податей, судебной расправе, в области дипломатических отношений и других государственных вопросах и все больше превращались в реальный рычаг государственной власти. В дальнейшем именно из княжеской дружины образовалась Боярская дума.

    Для контроля за деятельностью удельных князей великим князем киевским назначались посадники и волостели. Своеобразным ограничителем власти князей являлись сохранившие от родоплеменного строя народные собрания – вече.

    Деятельность структур государственной власти была основана первоначально на нормах обычного права, а в дальнейшем, на протяжении XI – XII вв., был создан первый общерусский свод законов «Русская Правда».

    Таким образом, Киевская Русь являлась раннефеодальной монархией, где институты феодального общества (наследственная власть великого князя киевского, вассальная зависимость удельных князей) сочетались с элементами первобытно-общинного строя (вече, народное ополчение).
    Экономические отношения и социальная структура

    древнерусского общества
    Социальная организация общества восточных славян уже с начала IXв. отражает процесс складывания феодальных отношений. В основе их лежат собственность феодала на основное средство производства – землю и неполная собственность на феодально-зависимого работника. В этот период военно-дружинная знать становится собственником земель, а живущие и работающие на ней общинники-землевладельцы платят за пользование землей налог. Выделяются два основных классафеодалы и крестьяне.

    В XI – XII вв. окончательно сформировались следующие виды землевладения на Руси:

    1) княжеский домен – населенный людьми комплекс земель, принадлежащих непосредственно главе государства или династии;

    2) боярская вотчина – безусловное наследственное земельное владение бояр и князей, хотя верховная собственность на это владение принадлежала великому князю, который мог вотчину пожаловать, но мог и отобрать ее у владельца за преступления против власти;

    3) церковное и монастырское землевладение – сформировалось после Крещения Руси в 988г. и организации Русской православной церкви;

    4) общинные земли – земли, принадлежавшие соседской общине, заселенные свободными людьми – смердами, над которыми был лишь один «хозяин» – сам великий князь как глава государства. Зависимость смердов от государства выражалась в уплате налогов сначала в форме полюдья (полюдье – объезд князем со своей дружиной подвластных владений для сбора дани), а затем в форме барщины или оброка. В XI в. свободные крестьяне-смерды составляли большинство населения в Киевской Руси, однако в дальнейшем они все больше попадали в зависимость к феодалам.

    Зависимое население состояло из рядовичей, закупов и холопов, которые по разным причинам (засуха, неурожай, военные разорения) теряли свое хозяйство либо попадали в зависимость от владельцев вотчин. Рядовичи – временно зависимое население, заключившее договор («ряд») о работе на феодала на определенный срок. Закупы – временно зависимое население, получившее от феодала в долг («купу») и вынужденное отрабатывать в хозяйстве феодала до полной отдачи долга. Холопы – полностью зависимое население, близкое по своему положению к рабам (т.е. ничего не имели в собственности). Холопами становились пленные, женившиеся на холопах, дети от брака холопов, лица, не выполнившие свои обязательства.

    В целом к XII в. выделились следующие категории населения в Киевской Руси:

    - князья;

    - боярство и рядовые дружинники;

    - духовенство;

    - купечество;

    - посадское население – торгово-промышленное население городов, которое несло тягло (налоги и повинности);

    - сельское население – свободное (смерды) и зависимое (закупы, рядовичи, холопы).

    Причины образования Киевской Руси
    Таким образом, объединение восточно-славянских племен в единое государство официально состоялось в 882г. В основе этого процесса лежали следующие причины:

    1. Экономическое развитие: совершенствование системы земледелия – переход от подсечно-огневого способа обработки земли к двуполью; развитие ремесла и отделение его от сельского хозяйства. Развитие торговых связей, «стягивавших» воедино славянские земли, особенно путь «из варяг в греки», проходивший по территории расселения восточных славян, имевший международное значение и соединявший Северную Европу с Византийской империей.

    2. Социальные процессы в период разложения первобытно-общинного строя (на стадии военной демократии): экономическое развитие, замена родовой общины соседской привели к росту имущественного неравенства, появлению частной собственности и, как следствие, выделению военных вождей, дружинников, родоплеменных руководителей (старейшин) над остальными соплеменниками, так как они сосредотачивали в своих руках значительные материальные ценности и политическую власть.

    3. Религиозная общность – большинство славян к этому времени молились уже одним и тем же языческим богам (язычество – комплекс религиозных верований, в основе которых лежит обожествление природных сил и многобожие).

    4. Необходимость отпора внешним врагам (особенно кочевникам) и организация завоевательной политики.
    Основные этапы истории Киевской Руси
    Большинство ученых сходятся в том, что историю образования и развития Древнерусского государства можно разделить на три этапа:

    - первый этап – вторая половина IX – X вв. – объединение восточных славян в единое государство, создание аппарата власти и военной организации;

    - второй этап – конец IX – XI вв. – расцвет Киевской Руси;

    - третий этап – конец XI – первая половина XII вв. – начало распада Киевской Руси, княжеские усобицы, сепаратизм феодалов, что привело к феодальной раздробленности.
    Княжение первых Рюриковичей
    Объединив под своей властью г. Киев и г. Новгород, князь Олегправил 30 лет (879 – 912 гг.), не считаясь с сыном Рюрика Игорем. Олег обложил данью многие славянские племена, договорился о военном союзе с варягами, венграми, прекратил зависимость славян от Хазарского каганата. Олег принял титул великого князя, а остальные князья стали его данниками. Возникло огромное государство, однако многие его районы были мало заселены, поэтому оно не отличалось прочностью.

    После смерти Олега его дело продолжил Игорь (912 – 945 гг.). Во внешней политике он так же, как и его предшественник, стремился обеспечить русским купцам благоприятные условия в торговле с Востоком и Византией, а также безопасность от набегов кочевников.

    Важным источником доходов князя являлось полюдье, выплачиваемое подчиненными славянскими племенами. Для его сбора князь с дружиной объезжал подвластные земли. Размер полюдья не был фиксированным, и чрезмерные поборы приводили к трагическим последствиям. Так, в 945г. во время сбора полюдья в племени древлян Игорь учинил насилие и вторично попытался собрать дань. Но древляне подняли восстание, во время которого Игорь был убит.

    В г.Киеве осталась жена Игоря Ольга (945 – 957 гг.) с малолетним сыном Святославом. Она проявила себя как умная, решительная и суровая правительница и отомстила древлянам за смерть мужа. Но Ольга понимала, что произвольные поборы могут вызвать новые восстания, поэтому установила фиксированный размер дани – «уроки» и «погосты» (места, куда свозилась дань). Это явилось началом формирования налоговой системы на Руси. Ольгу также считают первой христианкой на Руси. Именно ее в 957г. в г.Царьграде крестил патриарх.

    В 962г. в правление Русью вступил сын Игоря и Ольги – Святослав (957 – 972 гг.). Его правление было временем расширения территории Древнерусского государства, выхода Руси на международную арену.

    В 980г. великим киевским князем стал Владимир Святославович (980 – 1015 гг.), продолживший политику своих предшественников. Но в историю он вошел прежде всего как креститель Руси.

    В 988г. вместо язычества официальной религией Древнерусского государства стало православное христианство. Это событие получило название Крещение Руси, проводившееся зачастую насильственными методами.

    Принятие православия оказало значительное воздействие на политическую, духовную и культурную жизнь русского народа:

    1) Крещение Руси способствовало объединению русских земель, поскольку церковь поддерживала усилия князей и бояр в борьбе за единство и усиление великокняжеской власти;

    2) принятие христианства коренным образом изменило международное положение Киевской Руси, уравняло ее с остальными европейскими государствами, привело к установлению более тесных связей с соседними христианизированными странами;

    3) церковь способствовала развитию феодального землевладения на Руси, в частности, появлению крупных церковных и монастырских владений;

    4) принятие христианства привело к широкому проникновению византийской культуры и искусства, повлияло на уровень развития ремесла (ювелирного, строительного и др.). Иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству;

    5) на Руси началось распространение грамотности и письменности, появились первые рукописные книги, летописные своды, при монастырях открывались школы и библиотеки;

    6) христианство способствовало укреплению морали и нравственности в славянском обществе, осуждая некоторые первобытные порядки (многоженство, кровную месть и т.п.)

    Вместе с тем церковь оказывала и негативное влияние на русскую жизнь и быт. Она отстаивала интересы господствующего класса, помогала закабалению свободных общинников, чтобы превратить в свою собственность принадлежащие им земли, жестоко преследовала инакомыслие, осуждала все формы протеста угнетенных.

    Великий киевский князь Ярослав, прозванный Мудрым(1019 – 1054 гг.), в отличие от отца, Владимира Святого, не был героем былин и сказаний. Но летопись говорит о нем как о великом государственном деятеле, человеке умном и образованном, смелом воине, законодателе, градостроителе, хитром дипломате. Его правление – время расцвета Руси.

    В конце XIв. начинается процесс распада Руси. В 1097г. впервые в истории Руси князья съехались в родовой замок внука Ярослава Мудрого – Владимира Мономаха – Любеч (Любечский съезд) для того, чтобы установить порядок на Руси. Князья договорились, что за каждым из них сохраняются наследственные земли, «каждый свою отчину держит». За нарушение договора грозило суровое наказание. Таким образом, Русь распалась на «отчины» – наследственные владения отдельных князей, которые были независимы в хозяйственном и военном отношении. Можно сказать, что решения Любечского съезда закрепили не объединение, а разделение Руси.

    На время остановить распад Руси удалось Владимиру Мономаху (1113 – 1125 гг.). И именно об этом – единстве Руси, борьбе с межкняжескими усобицами – он писал в своем знаменитом «Поучении», обращенном к сыновьям. Однако в 30-е гг. XIIв. начался процесс политической раздробленности Руси, что явилось закономерным историческим этапом в развитии феодализма.
    Феодальная раздробленность на Руси
    Феодальная раздробленность – прогрессивный закономерный процесс экономического усиления и политического обособления отдельных княжеств на территории Киевской Руси при слабой власти великого князя киевского. Фактически это процесс создания новых государств в рамках Киевской Руси.
    Хронологические рамки феодальной раздробленности
    Существует несколько точек зрения по поводу начальной даты феодальной раздробленности на Руси:

    1) 1054г. – смерь Ярослава Мудрого;

    2) 1097г. – съезд князей в Любечах;

    3) 1132г. – смерь князя Мстислава Владимировича, сына Владимира Мономаха.

    Наиболее верной является последняя дата, т.е. 30-е гг.XIIв., когда Русь необратимо вступила в полосу феодальной раздробленности. Если более ранние ее проявления еще гасились силой инерции и волей таких государственных деятелей, как князья Владимир Мономах и Мстислав Владимирович, то после их ухода с исторической арены новые экономические и социально-политические тенденции властно заявили о себе.

    Окончание феодальной раздробленности принято датировать второй половиной XVв., когда в период правления Ивана III было завершено объединение русских земель под властью г.Москвы в единое государство.
    Причины феодальной раздробленности
    Выделяются следующие причины феодальной раздробленности на Руси:

    1) особенности становления феодализма на Руси. Князья наделяли своих наследников не комплексом обширных вотчин, а рентой-налогом, поэтому нужны были гарантии, что со временем наследник будет главой княжества. В то же время увеличение княжеских родов и сравнительно малый рост совокупного прибавочного продукта обостряли борьбу между князьями за лучшие княжества и территории, с которых можно было получать больший налог. Поэтому княжеские междоусобицы – это прежде своего борьба за перераспределение налога, которая позволяла захватить наиболее выгодные княжества и закрепиться в ранге главы суверенного княжества;

    2) натуральное хозяйство (когда производство изначально рассчитано не на продажу, а на собственное потребление) и отсутствие экономических связей способствовали созданию сравнительно небольших мирков и формированию сепаратизма местных боярских союзов;

    3) развитие боярского вотчинного землевладения: расширение боярских вотчин путем захвата земель смердов-общинников, покупка земли и т.п. вело к усилению экономической мощи и самостоятельности бояр, в конечном счете к обострению противоречий между боярами и великим князем киевским. Бояре были заинтересованы в такой княжеской власти, которая могла бы им обеспечить военную и правовую защиту, в частности, в связи с ростом сопротивления горожан, смердов способствовать захвату их земель и усилению эксплуатации. Местные бояре стали приглашать князя со своей дружиной, но отводили им поначалу только полицейские функции. В последующем князья, как правило, стремились получить всю полноту власти. И это, в свою очередь, вело к обострению борьбы между боярами и местными князьями;

    4) рост и укрепление городов как новых политических и культурных центров;

    5) смещение мировых торговых путей в XII в. привело к упадку Киева и Киевского княжества. Померк былой блеск «пути из варяг в греки». Решающая роль в мировой торговле стала принадлежать итальянским городам в Средиземноморье и германским городам в Северной Европе. Кроме того, набеги степняков-кочевников и постоянная борьба с ними ослабляли Киевское княжество, замедляли его прогресс.

    В результате в середине XIIв. Киевская Русь распалась на 15 больших и малых княжеств, а в начале XIIIв. их количество увеличилось уже до 50. Наиболее крупными из них были: Киевское, Черниговское, Северское, Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское, Новгородское.
    Последствия феодальной раздробленности

    Распад Киевской Руси на отдельные княжества сыграл не только отрицательную (княжеские междоусобицы приводили к людским и материальным потерям, существенно ослабла обороноспособность Руси перед монголо-татарским нашествием), но и положительную роль: он способствовал бурному росту городов и вотчин в отдельных княжествах, развитию торговли с Прибалтикой, с немцам. Период феодальной раздробленности – это расцвет древнерусской культуры. В отдельных княжествах строились архитектурные сооружения, создавались летописи и т.п.

    Русь не распалась полностью. Киевское княжество хотя и формально, но объединяло отдельные княжества (титул великого князя киевского по-прежнему был престижен). Сохраняла свое влияние православная церковь, которая выступала за единство Руси, осуждала княжеские усобицы. Полному сепаратизму (отделению) препятствовала и внешняя опасность в лице половцев.

    2. С началом XIIIв. для русских земель возникли две внешние опасности:

    1) юго-восточная – монголо-татары;

    2) северо-западная – датско-шведские феодалы и немецкие рыцари-крестоносцы.
    Противостояние Руси монгольскому нашествию

    В начале XIII века на территории Центральной Азии в результате длительной межплеменной борьбы возникло первое монгольское государство. Его основателем стал хан Темучин (1162-1227 гг.), который в 1206г. на «Великом курултае» (съезде вождей) был провозглашен Чингисханом, т.е. «великим ханом». Он, объединив монголов в единое государство, провозгласил своей целью мировое господство.
    Основные завоевания монголов

    К 1211г. Чингисхан захватил земли бурят, якутов, енисейских киргизов и уйгуров. В 1215г. под его ударами пал Яньузин (Пекин). Захватив Китай, монголы использовали его научные и культурные достижения для завоевания других стран. На вооружение монгольской армии была взята китайская военная техника: стенобитные машины, камнеметные и огнеметные орудия. Многих китайских ученых, чиновников и военных монголы использовали на службе.

    В 1219 – 1224 гг. монголы захватили Сибирь, Корею, Среднюю Азию, Грузию, Армению, Азербайджан. Они появились также в землях половцев в Крыму, взяли Судак, дошли до границ Южной Руси.

    В этот же период 31 мая 1223г. в ходе битвы на реке Калка произошла первая встреча русских войск с монгольскими.

    В начале 1223г. половецкие ханы обратились к галицкому князю Мстиславу Удалому за помощью в борьбе с монголами. Половцы убеждали русских, что если те не помогут, то сами вскоре будут разгромлены. И хотя русские князья не доверяли половцам и не очень верили в военную силу монголов, все же было решено принять бой на половецкой земле. Однако битва закончилась сокрушительным разгромом русско-половецкой рати, погибли шесть видных русских князей, а из простых воинов, участвовавших в сражении, живым остался лишь каждый десятый.

    Это поражение объяснялось следующими причинами:

    1) недооценка русскими князьями силы и мощи монголо-татарского войска;

    2) отсутствие у русско-половецкого войска единого командования и согласованности действий;

    3) сильнейший удар монгольской конницы обратил в паническое бегство половецкие отряды, и своим беспорядочным отступлением они расстроили ряды русских воинов;

    4) наметившийся в начале битвы успех галицко-волынских дружин Мстислава Удалого и Даниила Волынского не был поддержан другими князьями. Более того, киевский князь Мстислав Романович, укрепившийся со своим сильным полком на холме, два дня наблюдал за разгромом русских дружин. На третий день он добровольно сдался, поверив лживым обещаниям монголов отпустить его и других князей в Киев. Таким образом, сепаратизм, политический эгоизм и распри обернулись большой трагедией.

    После битвы на Калке монголы повернули на северо-восток, вошли в пределы Волжской Булгарии, но, ослабленные потерями, в 1225г. вернулись обратно в Монголию.

    Причины завоевательных походов монголов:

    1) необходимость приобретения новых пастбищ;

    2) стремление родоплеменной знати к обогащению;

    3) получение контроля над торговыми и караванными путями;

    4) получение доходов через обложение данью покоренных народов;

    5) монголо-татарское государство изначально носило военный характер. С раннего возраста мальчика сажали на лошадь и учили обращаться с луком. В итоге он вырастал крепким и мужественным воином. Порядок в армии и государстве также поддерживался благодаря постоянным военным походам.

    Причины успехов завоевательной политики монголов:

    1) внутренняя прочность Монгольского государства;

    2) создание сильного подвижного войска, хорошо оснащенного технически, спаянного «железной» дисциплиной, управляемого искусными полководцами. Основной ударной силой была конница. Каждый воин сам должен был заботиться о содержании себя и своего коня. И это не оставляло ему выбора в походе: чтобы не погибнуть самому, он должен был грабить;

    3) умелое применение научно-технических достижений более развитых покоренных народов;

    4) хорошо налаженная разведка, использование междоусобных конфликтов и внутренних распрей в стане противника.
    Батыево нашествие на Русь

    В 1227г. Чингисхан умер. Но еще при жизни он разделил между сыновьями все завоеванные земли (в том числе и те, что предстояло еще завоевать) на 4 улуса. Во главе Западного встал его сын Джучи. В 1235г. на курултае в Каракоруме было решено начать новый поход на Европу и во главе амии был поставлен внук Чингисхана – хан Батый. В 1236г. орды Батыя разгромили Волжскую Булгарию, подчинили башкир, марийцев, половцев. В 1237г. огромное войско вступило в пределы русских земель – в Рязанское княжество.

    Завоевание Руси монголами произошло в результате двух походов:

    1) 1237 – 1238 гг. – покорение Северо-Восточной Руси;

    2) 1239 – 1240 гг. – завоевание южно-русских земель.

    В конечном итоге уцелели только псковские, минские, смоленские и новгородские земли.

    В 1241 г. Батый вторгся в Польшу, Чехию, Венгрию. Однако летом 1242г. он внезапно прервал поход и возвратился в Поволжье. Тому было несколько причин. Во-первых, у Батыя не хватало войска для контроля над завоеванными территориями. Во-вторых, 4-летнее сопротивление Руси ослабило силы захватчиков. Так Европа была спасена растерзанной Русью.

    В 1243 г. на Нижней Волге Батый образовал одно из крупнейших государств Средневековья – Золотую Орду. Столицей государства стал город Сарай-Бату (близ современной Астрахани).

    Золотая Орда – монголо-татарское военно-феодальное государство (1243 – 1502 гг.), образованное ханом Батыем, в составе которого находились территории Западной Сибири, Волжская Булгария, Хорезм, степи от Волги до Дуная. Русские земли при этом в состав государства не входили, а были зависимыми территориями.

    Причины поражения Руси в борьбе с монголами:

    1) феодальная раздробленность и распри между князьями;

    2) превосходство монголов в военном искусстве, наличие опытной и многочисленной армии с «железной» дисциплиной.
    Результаты и последствия монгольского завоевания

    После двух завоевательных походов Батыя на Руси было установлено монгольское иго – система зависимости русских земель от государства Золотая Орда с 1243 по 1480 гг., которая имела несколько проявлений:

    1) политическая зависимость;

    2) экономическая зависимость;

    3) военные набеги золотоордынского войска или отрядов.

    Политическая (вассальная) зависимость выражалась в том, что русские князья должны были признать над собой верховную власть хана и получить от него утверждение своих владельческих прав. Хан давал разрешение (ярлык) на княжение. Получение ярлыка не сопровождалось взятием каких-либо обязательств, кроме лояльности к Орде. Между князьями началась борьба за право обладания ярлыком на киевский престол, и ханы постоянно стравливали князей друг с другом, не давая никому чрезмерно усилиться.

    Экономическая (данническая) зависимость русских земель от Орды состояла в том, что все население покоренных земель, кроме духовенства (монголы понимали значение религии для поддержания покорности народа), было обязано выплачивать тяжелую дань, которую надо было вносить ежегодно серебром.

    В 1254г. монгольскими писцами («численниками») была проведена перепись русского населения для обложения данью. Единицей обложения являлось каждое хозяйство крестьянина и горожанина. Для сбора дани были созданы ордынские карательные отряды во главе с баскаками – представителями золотоордынских ханов в русских землях, контролировавших деятельность местных князей и процесс сбора дани.

    Однако в начале XIV в., когда процесс феодальной раздробленности, захвативший монгольское государство Золотую Орду, обострил финансовые проблемы в Орде, сбор дани в русских княжествах был отдан на откуп купцам-бесерменам (выходцам из Средней Азии или Волжской Булгарии). Они сразу выплачивали хану сумму дани, а потом ехали в русские земли и восполняли потери. Это был самый тяжелый период, так как бесермены были абсолютно бесконтрольны и «выколачивали» дань серебром или людьми жесточайшими методами.

    С 1327г. после участия дружины московского князя Ивана Калиты в подавлении восстания в Твери право сбора дани со всех русских земель перешло к московским князьям, а в XVв. (до 1480г.) экономическая зависимость от Орды была уже достаточно слабой.

    Военные набеги золотоордынского войска или отрядов на русские земли были либо карательные, для устрашения и наведения порядка, либо с целью захвата добычи.

    Таким образом, монгольское нашествие и иго привели к тому, что:

    1) были разорены многие русские земли и города. Из 74-х русских городов, известных до 1237г., 49 были разрушены, а в 14-ти жизнь так и не возобновилась. Многие городские ремесленники были убиты или угнаны в рабство, в итоге приемы и секреты мастерства утратились и целые ремесла исчезли. На долгие годы на Руси фактически прекратилось каменное строительство;

    2) произошло резкое сокращение населения Руси в результате гибели людей и угона в рабство, подрывавшее хозяйство и культуру русских земель;

    3) укрепилось положение русской православной церкви, получившей поддержку золотоордынских ханов. Зная о влиянии духовенства на население, монгольские правители освобождали церковь от дани и налогов, а также охраняли церковные земли. Деятели церкви пытались смягчить обстановку в стране и примирить враждующих князей;

    4) в политическом плане иго законсервировало этап феодальной раздробленности на два столетия, и переход к централизованному государству происходил со значительным отставанием по сравнению с западно-европейскими странами. Золотоордынские ханы старались разжигать вражду между русскими князьями, не допуская их единства;

    5) в дальнейшем иго повлияло на складывание особенностей русского централизованного государства: усиление власти великого князя и бесправие феодалов (сказалась традиция восточного деспотизма). Раздавая ярлыки на княжение, ханы превращали русских князей в своих подданных. Князья, в свою очередь, стремились распространить подобный тип отношений на местную знать и феодалов;

    6) русская культура претерпела определенное воздействие со стороны монголо-татар: произошло смешение части монголов и населения Руси. Происходили определенные языковые и бытовые заимствования. Но в целом, признавая это влияние, нужно отметить, что русская культура сохранила свою самобытность.
    Борьба Руси против вторжения с Запада в XIII в.
    В начале XIIIв. с северо-запада русским землям стали угрожать:

    1) датско-шведские феодалы, которые стремились к захвату прибалтийских и русских территорий;

    2) немецкие рыцари-крестоносцы, организованные в специальные военно-государственные католические организации – Тевтонский орден (1198 – 1237 гг.) и Орден меченосцев (1202 – 1237 гг.), объединившиеся в 1237г. в Ливонский орден (1237 – 1561 гг.). Под предлогом распространения католической веры они фактически занимались захватом новых территорий и их грабежом.

    Борьбу с этими внешними врагами возглавило Новгородское княжество, во главе которого стоял 19-летний князь Александр Ярославович. Во главе своей дружины он смог 15 июля 1240г. в ходе Невской битвы разбить датско-шведских феодалов и окончательно устранить эту угрозу для русских земель. Кроме того, Русь сохранила берега Финского залива, выход к Балтийскому морю и торговые пути в страны Запада. Это был первый военный успех Руси со времен нашествия Батыя. Но главное 5 апреля 1242г. в результате сражения на Чудском озере (Ледовое побоище) было разбито войско Ливонского ордена. Значение этой победы заключалось в том, что здесь была остановлена экспансия крестоносцев на Восток, немцы не смогли поработить наиболее развитую часть Руси – Новгородско-Псковскую землю, навязать ее населению католицизм. Победа Александра Невского способствовала укреплению морального духа и самосознания русского народа. Александр Невский выступил как защитник православной Руси от католического Запада, что сделало его одним из главных героев русской истории.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


    написать администратору сайта