Тема 5. Тема 5 (2). Лекция Онтология культуры. Типология культур План лекции
Скачать 0.5 Mb.
|
52 Лекция 5. Онтология культуры. Типология культур План лекции: 1. Культурная идентичность. 2. Историческая и этнографическая типология культур. 3. Формационная и цивилизационная типология культур. 4. Современные концепции типологии культур. Основные понятия: типология, культурная идентичность, инкультурация, цивилизационные процессы, локальные культуры, традиционные культуры, информационная культура. 1. Культурная идентичность Культурная идентичность - принадлежность индивида к какой-либо культуре или культурной группе, формирующая ценностное отношение человека к самому себе, другим людям, обществу и миру в целом. Можно сказать, что сущность культурной идентичности заключается в осознанном принятии индивидом соответствующих культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентаций и языка, в понимании своего Я с позиций тех культурных характеристик, которые приняты в данном обществе, в самоотождествлении себя с культурными образцами именно этого общества. Культурная идентичность предполагает формирование у индивида устойчивых качеств, благодаря которым те или иные культурные явления или люди вызывают у него симпатию или антипатию, в зависимости от чего он выбирает соответствующий тип, манеру и форму общения. В культурологии является аксиомой утверждение, согласно которому каждый человек выступает носителем той культуры, в которой он вырос и сформировался как личность. Хотя в повседневной жизни он обычно этого не замечает, воспринимая как данность специфические особенности своей культуры, однако при встречах с представителями других культур эти особенности становятся очевидными и человек осознает, что существуют другие формы переживаний, виды поведения, способы мышления, значительно отличающиеся от привычных и известных. Разнообразные впечатления о мире трансформируются в сознании человека в идеи, установки, стереотипы, ожидания, которые в итоге становятся для него регуляторами его личного поведения и общения. На основе сопоставления и противопоставления позиций, мнений различных групп и общностей, выявленных в процессе взаимодействия с ними, происходит становление личной идентичности человека — совокупности знаний и представлений индивида о своем месте и роли как члена соответствующей социокультурной группы, о своих способностях и деловых качествах. Иначе говоря, культурная идентичность основывается на разделении представителей всех культур на «своих» и «чужих». В контактах 53 человек быстро убеждается, что «чужие» по-другому реагируют на те или иные явления окружающего мира, у них есть собственные системы ценностей и нормы поведения, которые существенно отличаются от принятых в его родной культуре. В подобного рода ситуациях несовпадения каких-либо явлений другой культуры с принятыми в «своей» культуре возникает понятие «чужой». Однако до настоящего времени не сформулировано научное определение этого понятия. Во всех вариантах его использования и употребления оно понимается на обыденном уровне — путем выделения и перечисления наиболее характерных признаков и свойств этого термина. При таком подходе «чужой» понимается как: нездешний, иностранный, находящийся за границами родной культуры; странный, необычный, контрастирующий с обычным и привычным окружением; незнакомый, неизвестный и недоступный для познания; сверхъестественный, всемогущий, перед которым человек бессилен; зловещий, несущий угрозу для жизни. Перечисленные семантические варианты понятия «чужой» позволяют определить его в самом широком смысле: «чужой» — это все то, что находится за пределами само собой разумеющихся, привычных и известных явлений или представлений; наоборот, противоположное ему понятие «свой» подразумевает тот круг явлений окружающего мира, который воспринимается как знакомый, привычный, само собой разумеющийся. Только через осознание «чужого», «другого» происходит формирование представлений о «своем». Если такое противопоставление отсутствует, у человека нет необходимости осознавать себя и формировать собственную идентичность. Это относится ко всем формам личной идентичности, но особенно четко проявляется в формировании культурной (этнической) идентичности. Когда происходит утрата идентичности, человек ощущает свою абсолютную чуждость окружающему миру. Обычно это случается в ходе возрастных кризисов идентичности и выражается в таких болезненных ощущениях, как деперсонализация, маргинализация, психологическая патология, асоциальное поведение и т.п. Потеря идентичности также возможна в связи с быстрыми изменениями социокультурной среды, которые человек не успевает осознавать. В таком случае кризис идентичности может принимать массовый характер, рождая «потерянные поколения». Однако такие кризисы могут иметь и позитивные последствия, облегчая закрепление достижений научно-технического прогресса, интегрирование новых культурных форм и ценностей, расширяя тем самым адаптационные возможности человека. 2. Историческая и этнографическая типология культур Присущее культуре многообразие проявлений, се способность выполнять различные функции, а также ее взаимодействие с различными 54 компонентами природы и общества порождают необходимость в типологии культур. Типология — это научный метод, позволяющий систематизировать культурные объекты по общности каких-либо их признаков. При таком подходе типология культуры позволяет выделить и классифицировать различные группы культурных объектов для более полного их изучения, сравнения и описания. В современной культурологии сложились два основных методологических подхода к типологизапии культур. Первый из них рассматривает культуру в диахроническом аспекте, т.е. в ее историческом развитии, и дает различные модели исторической типологии. Второй подход типологизирует культуру в синхронном аспекте — через пространственное размещение культурных центров и их взаимодействие между собой. По этой методологии типология культуры дает дихотомию Запад-Восток, представленную в культурологии в разных моделях и вариантах. Исторические типологии культур Типологии данной группы основываются на выделении в мировой истории отдельных исторических периодов и эпох, в рамках которых возникали и функционировали различные конкретно-исторические типы культуры. Исторические типологии базируются на христианском представлении о времени как линейно направленном процессе от прошлого через настоящее в будущее. При этом в Средние века на этой линии всемирно-исторического развития выделяли четыре царства (Ассирийское, Персидское, Македонское и Римское), развитие которых происходило циклически в соответствии с природными процессами смены времен года, а также в соответствии с делением по возрастам человечества (младенчество, юность, зрелость и старость). С тех пор значительно выросло число оснований, по которым выделяются исторические и культу рные эпохи, сменяющие друг друга. Сегодня в рамках исторических типологий культуры выделяют несколько подходов. Этнографическая типология культур Сегодня история и культурология используют типологию культуры на основе возрастов человечества, построив ее уже на базе новейших данных науки. Современная наука датирует начало процесса антропогенеза (а вместе с ним социогенеза и культурогенеза) 2,5-1,7 млн лет назад, а его завершение — около 35 тыс. лет назад. Эпоха сформировавшегося человека — человека разумного — включает в себя два основных периода — архаический (первобытный) и цивилизационный, между ними — переходный этап неолитической (аграрной) революции, произошедшей 6-7 тыс. лет назад и означавшей смену присваивающей экономики охотников и собирателей производя- шей сельскохозяйственной экономикой, смену родовых, общинных и племенных структур новыми социальными структурами — семьей, государством, церковью и т.д. Время цивилизованного существования охватывает относительно небольшой временной отрезок — около 5-6 тыс. лет и расчленяется по- 55 разному. Так, мыслители, близкие к христианству, выделяют в нем два периода — языческий и христианский, до Рождества Христова и после него. Хозяйственно-культурная классификация, созданная отечественными учеными-этнографами, выделяет хозяйственно-культурные типы — комплексы особенностей хозяйства и культуры, которые складываются исторически у разных народов, находящихся на близких уровнях социально- экономического развития и обитающих в сходных условиях среды. Число хозяйственно-культурных типов ограниченно и может быть увязано с этапами социально-экономического развития общества. Правда, данная типология касается только традиционных культур и не продвинута далее Средних веков. В первобытнообщинной эпохе выделяют группу присваивающих хозяйственно-культурных типов — бродячие охотники и собиратели, представленные в разных вариантах в зависимости от природных условий. Так, выделяют специализированную охоту и собирательство в тропиках; охоту, рыболовство и собирательство в умеренном поясе; пешую таежную охоту; арктическую охоту на морского зверя; охоту на оленя; охоту, рыболовство и собирательство с зачатками земледелия и животноводства. Затем появились производящие (ранние) хозяйственно-культурные типы, в которых ведущее место постепенно заняли земледелие и скотоводство: комплексное хозяйство ранних земледельцев субтропиков; земледелие и животноводство умеренного пояса в древности; ручное земледелие тропиков. Группа производящих (развитых) хозяйственно- культурных типов связана с появлением восточных цивилизаций и включает пастушеское скотоводство, кочевое скотоводство и плужное земледелие. Типология на основе материалов и технологий, используемых человечеством Наиболее распространена типология культуры, делящая всю историю человечества на четыре периода: каменный, медный, бронзовый и железный века. Каменный век - древнейший период в развитии человеческой культуры, на протяжении которою орудия труда и оружие изготовлялись из камня, а люди научились добывать огонь искусственным путем. Современная наука делит каменный век на три этапа — древнекаменный (палеолит), когда, собственно, и появился человек разумный; среднекаменный (мезолит), когда были изобретены копье, лук и стрелы; новокаменный (неолит), когда человек перешел от присвоения плодов земли к их выращиванию, скотоводству. В силу важности этою перехода в науке его называют неолитической революцией. В каменном веке появились зачатки искусства — наскальные рисунки, скульптура из камня и кости, глиняная посуда, а также примитивные религиозные культы — тотемизм — вера в кровнородственную связь человеческого рода с определенным видом животных или растений; фетишизм — поклонение неодушевленным предметам; анимизм — вера в 56 души и духов; магия — вера в способность влиять на окружающие предметы и явления с помощью колдовских действий. Медный век — период в развитии первобытной культуры, на протяжении которою сформировался и укрепился родовой строй. Наряду с каменными, деревянными и костяными орудиями труда появились медные орудия и изделия как результат зарождающейся металлургии. Хозяйственная деятельность стала более разнообразной: наряду с охотой и собирательством развивались скотоводство и мотыжное земледелие. Формируются элементы пиктографии — рисуночного письма, облегчающего духовную преемственность поколений. Главным достижением культуры медного века стало изобретение колеса. Бронзовый век — время возникновения и расцвета древнейших мировых цивилизаций — шумерской и древнеегипетской. Создание бронзы (сплава меди и олова) позволило изготовлять настоящее оружие и соответственно появились настоящие армии и начались настоящие войны, являющиеся мощным двигателем прогресса. Эти цивилизации обогатили культуру человечества: появились плуг, стекло, были построены ирригационные системы, величественные дворцы и пирамиды, они оставили выразительную настенную и погребальную живопись, а также скульптуру. Кроме того, они дали человечеству первые системы письменности — клинопись и иероглифическое письмо, такие важные научные знания, как десятеричная и шестидесятеричная системы исчисления, основы алгебры, геометрии, астрономии, первые календари, солнечные и водяные часы. Железный век вошел в историю мировой культуры открытием технологии получения железа, изготовлением из него оружия и орудий для земледелия и обработки стройматериалов. Некоторые культуры перешли в железный век уже к концу II тысячелетия до н.э. Среди них античная культура, во многом ставшая основой современной европейской культуры и цивилизации. Этот период продолжается до настоящего времени, так как и сейчас 95 % всех металлических изделий изготовляется из железорудного сырья, хотя современные технологии обработки железа качественно отличаются от примитивных технологий трехтысячелетней давности. 3. Формационная и цивилизационная типология культур Формационная типология культур долгое время господствовала в отечественной науке, в соответствии с которой история разделялась на эпохи, которые трактовались как определенные общественно-экономические формации. Данная типология основывалась на утверждении, что способ производства определяет надстройку, элементом которой является культура. С изменением способа производства изменялись формация в целом и содержание ее культуры — качественный состав элементов культуры, характер связей между ними, трансформировались ее функции, роль в системе духовных ценностей и т.п. Отсюда делался вывод, что тип культуры совпадает с типом общественно-экономической формации. В соответствии с 57 этим в культурной истории человечества выделялись типы культуры первобытный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический. По мнению сторонников этой типологии, реальная всемирная история, начиная с первобытного общества и кончая капиталистическим, — всего лишь предыстория человечества. Культура и духовная жизнь в эту эпоху не имеют самостоятельного значения, поскольку особенности жизни человека и общества обусловлены способом производства и воспроизводства людьми своей материальной жизни. Материальное производство каждого общества развивается в следующей последовательности: общинное производство, азиатский способ производства, производство мелких производителей- собственников, наемный труд. Капиталистическая форма производства постепенно становится универсальной и наиболее эффективной, что приводит человечество к переходу из доистории в историю, из царства необходимости в царство свободы. Формационная типология дополнялась классовой типологией культур, в соответствии с которой каждый класс антагонистических формаций (рабовладельческой, феодальной и капиталистической) создавал свой тип культуры. Эти культуры противостояли друг другу так же, как их создатели, — рабы и рабовладельцы, феодалы и зависимые крестьяне, буржуазия и пролетариат. По сути культуры, действительно связанные со специфическими интересами и образом жизни различных классов, возводились в самостоятельные, особые варианты культуры, что приводило к разрыву культуры в целом. При таком подходе анализ любого явления культуры начинался с ею отнесения к одному из классов, к той или иной системе ценностей, а история культуры представала как борьба двух тенденций, двух типов культур — прогрессивной, выражающей интересы трудящегося класса, и консервативной, защищающей интересы эксплуататорского класса. Те явления и факты культуры, которые не поддавались такой односторонней интерпретации: творчество каких-то писателей (Л. Толстой и М. Горький в России), религиозные взгляды, проявления этнического и национального самосознания, либо трактовались односторонне, либо просто замалчивались, либо (это касается творчества деятелей искусства) рассматривались как колебание между двумя основными линиями в культуре. В рамках этого подхода к анализу культуры сложилась тенденция представлять ход истории и культуры как развитие генеральной революционно-демократической линии, которая изображалась как единственно правильная, ведущая к теории и практике марксизма-ленинизма. При этом определяющим был подход к культуре с точки зрения борьбы классов, что очень сильно огрубляет действительность, сводя изучение сложнейшего культурного целого к анализу одного, пусть и достаточно важного (классового) аспекта. 58 В современной философии существует множество концепций типологии культуры и ряд принципов анализа этих типологий. Так, типологии культур можно условно разделить на три группы. Ряд мыслителей в той или иной мере отрицают существование мировой культуры как единого целого и не признают наличия универсальных законов существования и развития культур, а также смысла в истории не только человечества как целого, но и в истории отдельных народов. Ярким представителем данного направления является К. Поппер, утверждающий, что все попытки ученых найти те или иные точки, объединяющие людей в одно целое, несостоятельны. «Единой истории человечества нет, а есть лишь бесконечное множество историй, связанных с разными аспектами человеческой жизни». Немецкий мыслитель М. Вебер также полагает, что не существует каких бы то ни было закономерностей развития культуры, материалистических или духовных, и никакая концепция культурного развития не в состоянии поэтому прогнозировать будущее. То есть в данном случае мы говорит о философских концепциях, отрицающих саму возможность создания типологии культур. Цивилизационный подход к типологии культур. Суть концепции в самом общем виде заключается в том, что человеческая история представляет совокупность не связанных друг с другом цивилизаций. В то же время законы, определяющие развитие этих цивилизаций, существуют. Смысл общечеловеческой истории представители подобных концепций отрицают. Так, О. Шпенглер доказывал, что культура — это замкнутая система ценностей и взаимовлияние культур сказывается на них отрицательно. Смысла и прогресса в существовании человека и культуры ровно столько, сколько его в жизни бабочки. Шпенглер выделил восемь культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская (апполоновская), византийско- арабская (магическая), западноевропейская (фаустовская) и культура майя. Шпенглер отмечал зарождение русско-сибирской культуры. Каждая культура, завершив свой жизненный цикл, умирает, перейдя на стадию цивилизации. А.Тойнби обосновал концепцию развития человечества как круговорота локальных цивилизаций. Тойнби вначале выделил 21 отдельную, замкнутую цивилизацию, затем сократил это число до 13. Все цивилизации, по мнению Тойнби, равноценны и проходят одни и те же стадии развития — возникновение, рост, надлом и разложение. Вселенная постоянно задает вопросы цивилизации, и пока та в состоянии отвечать на эти вопросы, она существует. К таким вопросам сегодня, бесспорно, можно отнести проблему сохранения жизни на нашей планете. Погибают цивилизации в агонии, войнах и революциях, чем причиняют немало беспокойства другим народам. В ХХ в., считает Тойнби, сохранилось всего пять основных цивилизаций — китайская, индийская, исламская, русская и западная. 59 Монистические концепции доказывают, что история культуры представляет собой единый закономерный процесс, в котором имеют место и смысл истории, и материальный и духовный прогресс всего человечества. Например, Гегель обосновал концепцию развития культуры как закономерного процесса, в котором культура каждого народа и этапы ее развития представляют закономерную ступень совершенствования человеческого духа. История культуры, являясь воплощением мирового духа, развивается во времени, на каждом этапе своего развития преследуя определенную цель. Общей же целью является развитие свободы духа, применительно к человеку и обществу — это свобода человека в гражданском обществе. Монистическую концепцию культурного развития отстаивает, уже с материалистических позиций, марксизм, исследующий наиболее общие закономерности развития человеческого общества. Предметом исторического материализма выступают всеобщие законы и движущие силы общества, рассматриваемые как целостные, противоречивые и взаимозависимые. Марксизм призывает познать законы развития и использовать полученные знания на пользу человечества. К. Ясперс является создателем оригинальной концепции «осевого времени», охватившего период от 800 до 200 гг. до н.э. Культура этого времени духовно изменила человека. Ясперс делил культуры на три типа: Культура «осевых народов». Эта культура как бы вторично родилась в осевое время, продолжив свою предыдущую историю. Именно она заложила основу духовной сущности человека и его подлинной истории. К ней Ясперс относил китайскую, индийскую, иранскую, иудейскую и греческую культуры. Культуры, не затронутые осевым временем и оставшиеся внутренне чуждыми ему, несмотря на одновременность с ним. К ним Ясперс относил египетскую и вавилонскую культуры, которые, несмотря на свои огромные успехи, не смогли переродиться и в дальнейшем стали жертвами внешних сил. Культура этого типа делит народы на те, основой формирования которых был мир, возникший в результате осевого времени (македонцы и римляне) и последующие народы и те, которые остались в стороне от развития, то есть первобытные народы. Гегель выделял три исторических типа культуры как три фазы развития абсолютного духа: восточная, греко-римская и германская (европейская) культуры. Целью истории, по Гегелю, является развитие свободы. Критерием культур поэтому является принцип осознания свободы. “Восток знал и по настоящее время знает, что только один свободен; греческий и римский мир знал, что некоторые свободны; германский мир знает, что все свободны”. Ницше также выделял три типа культуры: брамическая (индийская), эллинская и христианская. Последняя, в условиях которой мы живем, породила, по мнению Ницше, рабскую психологию, покорность, боязнь 60 борьбы и изменений, доктринерскую мораль, косность, всеобщую серость, психологию «толпы». Здесь в качестве критерия типологии культур выступает человеческая оригинальность, индивидуальность, независимость. 4. Современные концепции типологии культур Канадский социолог Герберт Маршалл Маклюэн (1911 — 1980) предложил типологию культур, основанную на идее, что средоточием культуры являются средства общения, которые формируют сознание людей и их образ жизни. Смена средств и способов общения меняет взгляд человека на мир и формы деятельности. В соответствии с этим он выделял дописьменные (бесписьменные), письменные (книжные) и экранные (информационные) общества и культуры. В дописьменном обществе человек передавал свой жизненный опыт с помощью устной речи, которая доминировала в общении людей, будучи вплетенной в практическую деятельность «племенного человека». Поэтому здесь восприятие мира и все формы общения основаны на слухе и других органах чувств. Человек в этом типе культуры еще не отделяет себя от других членов общества, мышление его преимущественно мифологическое, а восприятие мира — синкретическое. В дописьменных культурах особое внимание уделяется ритуалам, гаданиям, пророчествам. Они построены на обычаях и коллективном опыте, выступающих как форма социальной памяти. Поэтому дописьменная культура придаст большое значение природным приметам, которые помогают запомнить время начала сельскохозяйственных работ, ориентирована на материальные предметы и вещи, помогающие сохранять приобретенный опыт (форма вещей непосредственно связана с материалами, из которых они сделаны, а значит, и с технологией изготовления). Важнейшим средством общения и передачи информации здесь является язык, который не только обеспечивает непосредственное общение людей, их трудовую деятельность, но и создаст предпосылки для формирования духовной сферы культуры. Этот период в истории культуры самый длительный. Письменные культуры формируются впервые в цивилизациях Древнего Востока (Шумер. Древний Египет) около IV тысячелетия до н.э. и существуют в наше время. Основу этого типа культуры составляет письмо, имеющее разную технику, опирающееся на разные языки, разные культурные традиции и формы духовной культуры. Зарождение письменности существенно меняет культуру, стимулируя развитие и распространение рационального знания, расширение социальных отношений, возникновение социальных иерархий и формирование национального государства. Кроме того, письменность является самой эффективной формой коллективной памяти. В развитии письменной культуры особым этапом становится изобретение книгопечатания, которое сформировало новый взгляд на мир в виде линейной перспективы. Не слух и осязание, а зрение стало определять 61 образ мира наступившей эпохи. С этого времени все больше людей получает возможность приобщаться к любым знаниям, в европейской культуре окончательно закрепляется доминирующее положение науки, следствием чего является развитие техники и промышленная революция. С тех пор начались процессы фрагментации общества и отчуждения человека: печатное слово позволило познавать мир индивидуально, вне коллективного сознания общины. Кроме того, книга стала первым стандартно воспроизводимым товаром, т.е. первым продуктом массового производства. Информационная, или экранная, культура рождается в условиях господства электроники, когда современные средства массовой коммуникации создают принципиально новые формы общения. Переход от книги к экрану как главному средству общения в некотором смысле вернул людей XX в. на начальную ступень развития, усилив значение осязания и слуха в общении с другими людьми, возвратив культуру к устной традиции. Однако ее принципиальное отличие от первобытности состоит в том, что установлена глобальная коммуникативная сеть. Поэтому информационная культура дает возможность каждому человеку, располагающему современными средствами связи, получить любые знания, не выходя из дома. Она упрощает контакты между людьми, разрушая национальные, государственные и культурные границы между ними, активно формируя единую мировую культуру, основанную на глобальных технологиях. На первом этапе электронная технология (космическая связь, портативная видеозапись и т.п.) создала новый тип социального общения, в котором выравниваются искажения и диспропорции, вызванные географией и экономикой, усиливается взаимопонимание между различными слоями общества и народами. На более высоких стадиях электронная революция выступила в качестве первопричины крупных социальных перемен (СМИ диктуют культуру). Информационная технология, соединенная с аудиовизуальными средствами, создает целый мир поведенческих моделей, которые ежедневно на работе и в быту окружают человека и программируют его деятельность во все возрастающих масштабах. Второй этап коммуникативной революции связан с тремя великими инновациями: спутниковая связь, создание оптоволоконных кабелей и кабельных сетей, цифровых электронных устройств с применением микропроцессоров и интегральных схем для скоростного приема и передачи информации. Это открыло доступ любому человеку, в любой точке Земли к базам данных и знаний, если он имеет терминальное устройство (или компьютер) для ввода и вывода информации, включенной в единую интегрированную систему связи. Благодаря подобным интеллектуально- технологическим системам цивилизация и культура переходят в принципиально новое состояние — глобальный гиперинтеллект (индустрия данных и знаний). Компьютеризация создаст технологическую основу информатизации общества, в котором информатика и владение компьютером 62 является второй грамотностью, повышающей интеллектуальные и творческие способности человека. В этом мире люди вновь начнут ощущать себя единым целым, коллективом, в котором нет места результатам «тирании визуального восприятия» — изоляции, индивидуализму и подавлению меньшинств. Эти идеи легли в основу концепции компьютерной демократии, в которой информация олицетворяет власть. Движущими силами новой революции выступают электронные СМИ, прежде всего телевидение. Именно ТВ, по Маклюэну, позволило человечеству вернуться в дописьменную общину, «глобальную деревню», где информация доступна всем и получить ее можно практически мгновенно. В этом мире непрекращающегося хеппенинга человек уже не в состоянии строить свое мировое- приятие, как раньше, — последовательно, шаг за шагом. Ему приходится учитывать сразу все факторы, а поскольку времени на их анализ нет — полагаться на интуицию, завороженно уставившись в мерцающий ящик («общинный костер»). Так расширявшаяся на протяжении последних столетий «галактика Гутенберга» перешла в фазу сжатия. На протяжении веков эры механизации человек расширял возможности тела в пространстве. В эру электронных технологий мы имеем возможность распространить на всю планету нашу центральную нервную систему, что приводит к отмене таких понятий, как пространство и время. И перспективы, утверждает Маклюэн, не радуют. В мире, покрытом искусственной нервной системой электронных коммуникаций, пространство и время (по сути та же информация) неизбежно стянутся в точку, после чего постижение окружающей реальности станет интуитивным — без привлечения разума. В этом новом мире коллективное сознание будет неразрывно слито с реальностью, а разум станет излишним. Типология культур М.К. Петрова Типология культур М.К. Петрова основывается на способах передачи знаний от поколения к поколению и в определенном смысле примыкает к типологии Маклюэна. Петров выделяет три способа трансляции знаний и соответствующие им типы культуры: 1. лично-именной тип передачи знаний, связанный с ранними периодами человеческой истории, когда необходимые для жизни сведения передаются каждому человеку через обряды инициации и мифы как описания деяний предков. Так человек получает знания-персоналии, являющиеся индивидуальными умениями. Вопрос об их истинности даже не встает, ссылка на закон предков — главный аргумент в их пользу; 2. профессионально-именной способ трансляции знаний, возникающий с появлением первых цивилизаций и характеризующийся передачей знаний членами одной социальной группы, где на место индивида заступает коллективный хранитель, накопитель и транслятор групповою знания. Как правило, такой группой являются жрецы. Так передаются знания-проблемы, жестко привязанные к конкретным познавательным задачам и 63 функционирующие как наборы готовых рецептов. Процесс обучения сводился к пассивному усвоению этих рецептов и правил, причем не возникал вопрос, как были получены эти рецепты и можно ли заменить их более совершенными. Считалось, что знание пришло от бога, вручившего их жрецам, поэтому не было никаких сомнений или мыслей о возможности другого знания. Отсюда — стихийность этого знания, отсутствие критической позиции по отношению к нему; 3. универсально-понятийный тип трансляции знаний, возникший в античности вместе с появлением науки как самостоятельной сферы культуры и функционирующий в европейской цивилизации. Он не регламентирует субъекта познания родовыми, профессиональными и иными рамками, знание становится доступным любому человеку. Этому типу трансляции соответствуют знания-предметы, являющиеся продуктом познавательного освоения субъектом определенного фрагмента реальности. Вопросы для самопроверки: 1. Что такое культурная идентичность? 2. Какие типы культур существуют? 3. Назовите основные концепции типологии культуры? 4. В чем сущность исторической типологии культуры? 5. В чем принципиальные различие между формационной и цивилизационной типологией культуры? 6. В чем специфика современных типологий культуры? |