История. История СД 8. Лекция Запад и Восток в эпоху Средневековья особенности развития и контактов
Скачать 90 Kb.
|
Лекция 8. Запад и Восток в эпоху Средневековья: особенности развития и контактов Становление и расцвет западноевропейской средневековой цивилизации Средние века получили такое название в связи с тем, что хронологически этот период находится между Древней и Древнейшей историей, с одной стороны, и Новой и Новейшей историей — с другой. Хронологические рамки Средневековья Началом Средних веков считается падение Западной Римской империи. В 476 г. варварский военачальник Одоакр низверг последнего римского императора — малолетнего Ромула Августула и отослал императорские регалии в Константинополь. Так Западная Римская империя перестала существовать. Относительно окончания Средних веков единого мнения нет. Многое зависит от того, что считать главным признаком Средневековья и Нового времени. Наиболее распространены следующие версии: • написание «Божественной комедии» Данте Алигьери (1321) — если считать окончанием Средних веков светский характер культуры; • падение Константинополя (1453). Византия — последнее античное государство, пережившее Великое переселение народов. С ее гибелью уже не остается государств, сложившихся в Древний период; • изобретение книгопечатания (середина XV в.), которое дало возможность производства большего количества книг, а следовательно, повысило уровень культуры; • открытие Америки (1492), которое начинает эпоху Великих географических открытий, когда рамки привычного мира людей существенно расширяются, т. е. новый мир — это прежде всего новые территории; • начало Реформации (1517), символизирующее ослабление власти церкви; • начало Английской революции (1640), которое обозначает складывание принципиально новой экономической формации, когда на смену феодальному строю приходит капиталистический. Великое переселение народов Распад античной цивилизации начинается с Великого переселения народов, когда толпы варваров из Северной Европы хлынули на завоевание нового жизненного пространства. Причинами этого стали как разложение у варваров родоплеменного строя, так и кризис внутри Римской империи. Непосредственным толчком к переселению послужило начало передвижения на запад гуннов. Термин «варвары» использовался современниками Великого переселения народов в качестве характеристики племен, населявших периферию античного мира. Образ варвара в этот период традиционно следовал оппозиции «варвары — не римляне». Находившееся в кризисе Римское государство делало попытки оживить внутреннюю жизнь империи за счет привлечения предприимчивых северных и восточных наемников. Однако отношения между римской и «варварской» знатью складывались непросто. Но процесс был начат еще задолго до нашей эры, когда Рим и создавался усилиями переселенцев из разных стран и народов. Особенности средневековой европейской цивилизации Социально-экономические и политические последствия Великого переселения народов были чрезвычайно велики. Оно способствовало падению рабовладельческого строя и слому римского государственного механизма (в Западной Римской империи). На значительной части Северного Средиземноморья распространяется свободное крестьянское землевладение, мелкое производство окончательно вытесняет рабовладельческие латифундии, создаются предпосылки для формирования феодального строя (что частично было подготовлено внутренним развитием Римской империи). Вместе с тем на завоеванной территории наблюдается резкое падение уровня культуры. Варвары не умели пользоваться большинством римских достижений. Варварские лидеры — это прежде всего воины. Король тех времен очень отличался от королей в современном представлении. Тогда господствовала власть силы, предводителем становился тот, кто мог возглавить войско. Неслучайно происхождение слова «рыцарь» (от нем. ritter — всадник, конный воин). Естественно, на коне мог позволить себе воевать только обеспеченный, а следовательно, успешный воин. Таким образом, правителями варварских племен, первыми варварскими королями становились самые отчаянные воины. Варвары захватывали новые территории. Первоначально набеги носили эпизодический характер, но вскоре захватчики стали обживаться на новых территориях. Некоторые их них занялись сельским хозяйством, другие продолжали воевать. Вскоре и воины стали организовывать свои поселения. Для защиты от набегов соседей они строили крепости. Крестьяне, жившие в непосредственной близости от крепости, облагались налогом в качестве платы за защиту. Либо рыцари захватывали землю, и крестьянин обязывался платить за нее арендную плату, так как земля являлась уже собственностью рыцаря. Варварский правитель часто жаловал землю своим военачальникам за то, что они служили в его армии. Таким образом, начинает складываться феодальный строй. Название «феодальный строй» происходит от лат. feodum — земля, пожалованная сеньором своему вассалу; феодал — от лат. feo-dalis — владелец феода. Самым крупным феодалом был король. Вслед за монархом, на более низких ступенях, стояли наиболее крупные феодалы, ниже — более мелкие. Более высокостоящий феодал являлся покровителем (сеньором) по отношению к нижестоящему феодалу — вассалу. Феодальный строй был более прогрессивным по сравнению с рабовладельческим, так как зависимый крестьянин был больше заинтересован в результатах своего труда, чем раб. Тем не менее резкое падение уровня культуры привело и к резкому снижению уровня жизни. Чем более примитивно общество, тем оно больше нуждается в жестком руководстве. Функцию этого жесткого руководителя в Средние века выполняла церковь. За всю историю человечества не было времени, когда значение церкви было бы столь велико. Церковь была тогда крупнейшим землевладельцем, многочисленным монастырям принадлежали обширные земли. Духовенство составляло господствующий класс. Религии принадлежало привилегированное положение в сфере духовной жизни и идеологии. Теологическому мировоззрению были подчинены мораль, философия, искусство. В этом состоит еще одна отличительная особенность Средневековья — теоцентризм. Следующей особенностью являлось стремление сохранить свой статус. У каждого сословия был свой определенный вид деятельности. Духовенство — единственное грамотное сословие раннего Средневековья. Монастыри являлись первыми центрами образования. Вместе с тем церковь была и серьезным цензором, и ограничителем общественной и научной мысли. Чтобы не возникло смут из-за неправильного толкования священных текстов, их имели право читать только священники. Церковь — инстанция, создающая мировоззрение того времени, уберегающая человека от себя самого, ограничивающая его от чрезмерной свободы. Задачей рыцарства в основном были войны и подготовка к ним. Крестьянство обрабатывало землю и платило налоги в пользу феодалов. Образование первых средневековых государств Первым варварским правителем, удостоившимся признания папы Римского, был Карл I Великий — король франков, король лангобардов, герцог Баварии, император Запада. Свое прозвище Карл получил еще при жизни. Он исповедовал христианскую веру, расширил владения своих предшественников. Осенью 800 г. Карл отправился в Рим и провел здесь почти полгода, разбирая распри между папой Римским Львом III и местной знатью. Знать пыталась отстранить Льва III от престола, однако Карл помог ему. 25 декабря 800 г. на Рождество Карл Великий слушал праздничную мессу в соборе святого Петра. Вдруг папа Римский приблизился к своему гостю и возложил ему на голову императорскую корону. Все находившиеся в соборе франки и римляне дружно воскликнули: «Да здравствует и побеждает Карл Август, Богом венчанный великий и миротворящий римский император!» Хотя все это не стало для Карла неожиданностью, он первое время делал вид, что недоволен «самовольным» поступком папы Римского. Тотчас возникшую ненависть византийских императоров Карл перенес с терпением. В конце концов императорам Византии пришлось признать новый титул владыки франков. Карл принял титул императора, однако создание новой Западной Римской империи не изменило образа правления и не принесло никаких территориальных приобретений. Империя, созданная Карлом I Великим, распалась уже в течение следующего столетия. Как прямое продолжение античной Римской империи и Франкской империи Карла Великого рассматривалась основанная в 962 г. германским королем Оттоном I Великим Священная Римская империя. С 1512 г. она стала называться Священной Римской империей германской нации. Эта средневековая империя включала в периоды наивысшего расцвета Германию (занимала в империи господствующее положение) и другие королевства, герцогства и земли (часть Италии, Чехию, Бургундское королевство, или Арелат, Нидерланды, земли Швейцарии и др.), которые в разное время и в разной степени действительно или номинально подчинялись императорам. Она просуществовала до 1806 г. Феодальная раздробленность — эпоха, для которой характерен распад государств на отдельные феодальные владения, сопровождающийся ослаблением власти королей. Период феодальной раздробленности характерен для всех крупных средневековых государств и является закономерным следствием политических процессов, происходивших в государствах, охватывающих обширную территорию. Этот период датируется IX—XIII вв., когда средневековое государство превратилось в великое множество государств-поместий, отличавшееся крайней степенью экономической и политической децентрализации. Каждый феодал, получивший землю во владение, чувствовал себя полноправным ее хозяином. Постепенно забывались вассальные клятвы верности. Каждое феодальное владение, жившее в условиях натурального хозяйства, было экономически самостоятельным. Однако экономическая самостоятельность не свидетельствует об обеспеченности. Напротив, многие княжества были бедны. И это касалось не только низших, но и высших классов. Феодалы постоянно нападали друг на друга, стараясь увеличить территории своих владений. Формирование национальных государств От постоянных феодальных войн больше всего страдали крестьяне, на полях которых разворачивались сражения, а также король, чьи непокорные вассалы пытались напасть и на своего синьора. Спасаясь от войн, крестьяне уходили в города. Там уже не было возможности заниматься сельским хозяйством, поэтому по всей Европе начинало развиваться ремесло. Жители города уже не арендовали землю у феодала, а следовательно, не платили ему подати. Такие независимые города назывались коммунами. Власть в них принадлежала народному собранию под управлением мэра или бургомистра. Короли поддерживали рост городов, и города становились их союзниками в борьбе с непокорными синьорами. Таким образом, складывалось взаимовыгодное сотрудничество между королями и городами. Часто короли в качестве помощников использовали органы, сформированные из представителей различных сословий. Формировалась сословно-представителъ-скаямонархия. Вместе с тем королевская власть усиливалась. Короли начинали бороться с непокорными вассалами, объединяя страну под своей властью; формировались национальные государства. Образование в Средние века Центрами образования в Средние века были монастыри. Позднее образование можно было получить и в городских школах при мэрии. Более обеспеченные слои населения могли позволить себе нанять частного преподавателя. Процесс обучения велся на латинском языке. Все науки, изучавшие в Средние века, разделялись на две ступени. В первую ступень входили науки (или свободные искусства), относящиеся к умению говорить: риторика, грамматика и диалектика. Последняя как искусство спора предполагала также знание священных книг, так как единственными весомыми аргументами признавались только цитаты из них. Во вторую ступень входили арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Наиболее состоятельные могли продолжить обучение в университете на одном из трех факультетов: богословия, медицины или права. Древнейшие средневековые университеты существуют и по сей день. В 1117 г. был основан первый в Великобритании Оксфордский университет с целью дать священнослужителям более полное образование. При Генрихе II Оксфорд стал настоящим университетским городком. Кембриджский университет основан в 1209 г. группой профессоров и студентов, бежавших из Оксфорда после стычки между горожанами и студентами. История Сорбонны начинается с 1215 г., когда несколько церковных школ объединились в Парижский университет. Первоначально он имел четыре факультета: вольных искусств, канонического права, медицины и теологии. Ереси. С развитием образования и науки ослабевает власть церкви. Ереси — отклонения от церковных догматов. В XII— XIII вв. они усиливаются. Вряд ли кто-либо из еретиков, отлученных от церкви, называл себя неверующим. Это были люди, указывавшие, что церковь сама не соблюдает те законы, которые проповедует. Еретики призывали вернуться к устоям ранней христианской церкви. Были еретики, которые призывали к уничтожению храмов и служителей церкви. Служители церкви, естественно, пытались защищаться, принимая меры для сохранения своей власти. Так появляется инквизиция. Инквизиция (от лат. inquisitio — расследование, розыск) — в католической церкви особый церковный суд по делам о еретиках, существовавший в XIII—XIX вв. Служители церкви осуждали ереси в проповедях, а также посредством наказаний. Кроме еретиков, инквизиция преследовала людей, подозреваемых в колдовстве. Особенности развития цивилизаций Востока в Средние века Говоря о средневековом Востоке, необходимо учесть специфику развития этих цивилизаций. Дело в том, что на Востоке не было ни античности, ни феодализма, ни Нового времени в чистом виде. Процесс развития восточных держав сочетал в себе периоды расцвета и периоды спада. В этом параграфе мы рассмотрим подробнее развитие таких государств, как Древняя Индия и Древний Китай. Древняя Индия Древняя Индия — пример речной цивилизации, она раскинулась в долине рек Инд и Ганг. Историю Индии можно разделить на несколько периодов: • Древняя Индия; • период индской (хараппской) цивилизации (III тыс. — XVII в. до н. э.); • ведийский период (XIII—VI вв. до н. э.); • ранневедийский период (XIII—X вв. до н. э.); • поздневедийский период (IX—VI вв. до н. э.); • буддийский период (V—III вв. до н. э.); • классическая эпоха (II в. до н. э. — VI в. н. э.); • Индия Средних веков; • период господства мусульман; • период господства англичан (1765—1947); • современная история. О периоде индской (хараппской) цивилизации мало что известно. Она быстро сошла на нет, не оставив преемников. Существует теория, согласно которой территорию Индии захватили арии (теория арийского завоевания Индии). К сожалению, ни одна из предложенных гипотез не дает конкретного ответа на вопросы, что собой представляли эти племена, откуда они пришли и в какой форме происходило вторжение. Священными книгами ариев были Веды. Именно из них мы и получаем основные сведения от цивилизации Древней Индии. Арии принесли и основы своей религии. Ее предшественницей была ведическая религия, потом брахманизм, а затем появился индуизм, который определял устройство индийского общества, его деление на особые разряды — варны. Варна на санскрите означает «цвет». Потом этим словом стали называть те группы, на которые было разделено общество в Древней Индии. Это деление подкреплялось легендой о боге Пуруши, который упал на землю и рассыпался на части. Из этих частей возникли разные сословия (варны). Из уст — брахманы, или священники; из рук — кшатрии, или воины и правители; из ног — вайшьи, или ремесленники и крестьяне. После захвата ариями Индии легенда дополнилась. Из стоп (или из праха, рассыпавшегося при падении бога) появилась варна неприкасаемых, или шудры. Закон индийской варны гласил, что она зависит от рождения, а не от имущественного или социального положения человека. Когда мальчик из семьи одной из первых трех варн достигал определенного возраста, над ним совершался обряд посвящения. В ходе обряда на мальчика надевали священный шнур «упавита»; таким образом, ребенок символически рождался второй раз как член данной варны. Над шудрами такой обряд не совершался. Представители каждой варны имели право носить одежду определенного цвета: брахманы — белого, кшатрии — красного, вайшьи — желтого, а шудры — черного. Люди, принадлежавшие к одной варне, вели сходный образ жизни, имели похожие жилища, ели одинаковую пищу. Деление на варны сохранялось тысячи лет. Постепенно Варны стали подразделяться на более мелкие разряды — касты. Так, из варны вайшьев выделились касты ремесленников и торговцев. Перейти из варны в варну было невозможно. Невозможность сменить свой социальный статус формирует такие качества, как покорность, отсутствие желания участвовать в революционной деятельности. Индуизм В индуизме было огромное количество богов. Индуисты верят в существование двух групп сверхъестественных существ: богов и демонов. Демонов много: их количество исчисляется миллионами. Демоны имеют плоть и пол. В обычном виде они выглядят уродливо, но для осуществления своих коварных планов могут приобретать облик мужчин и женщин. Демоны смертны: их тела погибают в сражениях с богами и людьми, а их души — вместе с гибелью Вселенной. В священной литературе в разных местах указывается разное количество богов: и 33, и 333, и 3306, и 3339. Практически наиболее почитаемыми во всех конфессиях являются девять богов. Боги — это верховные сверхъестественные существа, управляющие миром. Наиболее почитаемые боги — Вишну и Шива, а также Брахма. Буддизм Считается, что девятым воплощением бога Вишну был царевич Сиддхартха Гаутама — основатель буддизма. Он происходил из варны кшатриев, родился в VI в. до н. э. в одном из индийских государств к югу от Гималаев. Царем этого государства был его отец. Принц Гаутама — так Будду назвали при рождении — вел приятную жизнь. Он жил в роскошном дворце, не зная ничего о мире за дворцовыми стенами. Но однажды Гаутама покинул дворец и был поражен тем, как тяжело, в печали и страданиях, живут многие люди. Он встретил дряхлого старика и узнал, что существует старость. Приблизившись к больному, принц постиг, что людей терзают болезни. Увидев похоронную процессию, Гаутама содрогнулся, поняв, что все люди смертны. Принц покинул дворец и стал скитальцем-отшельником. И открылись ему четыре благородные истины: 1) все в мире страдают; 2) причина страдания — привязанности и желания человека, его стремление к приятному; 3) может быть достигнуто состояние, свободное от страданий, — нирвана; 4) существуют пути достижения нирваны: мудрость, правильное поведение, отказ от насилия в любой форме и совершенствование души. Когда Гаутаме открылись эти истины, он был назван Буддой, что означает «просветленный». Первые контакты с европейцами Как первый европеец, совершивший морское путешествие в Индию, известен португальский мореплаватель Васко да Гама (1460 или 1469—1524). Поиск морского пути в Индию был для Португалии, по сути, задачей века. Португалия, расположенная в стороне от главных торговых маршрутов того времени, не могла с большой выгодой для себя участвовать в мировой торговле. Командующим экспедицией в Индию король Португалии выбрал Васко да Гама. Отплыл он 8 июля 1497 г. на четырех кораблях и с экипажем в 170 человек, включая переводчиков, которые могли говорить на арабском языке. Только 55 членов экипажа, т. е. менее одной трети от числа отплывавших в экспедицию, смогли пережить путешествие в оба конца. Тем не менее, когда 9 сентября 1499 г. Васко да Гама вернулся в Лиссабон, и он, и король поняли, что двухгодичное путешествие имело огромный успех. Основное значение этого путешествия заключается в том, что Васко да Гама открыл морской путь из Европы в Индию и на Дальний Восток — эффект, влияние которого почувствовали многие страны. В то время это дало огромный толчок развитию самой Португалии. До 1498 г. Индия была изолирована от Европы. Большую часть своей истории эта страна являлась довольно замкнутой и вела внешнюю политику только в отношении северо-западных государств. Путешествие Васко да Гама обеспечило Индии прямой контакт с европейской цивилизацией через морские пути. Влияние и власть европейцев росли в Индии все больше до второй половины XIX в., когда весь регион оказался под правлением британской короны. Можно отметить, что впервые в истории Индия оказалась объединенной под руководством одного правителя. Что касается Индонезии, то она первой попала под европейское влияние, а потом и под европейский контроль. Только в середине XX в. эти районы восстановили свой суверенитет. Первым русским, посетившим Индию, считается купец Афанасий Никитин. В качестве памятника об этом путешествии остались путевые записи «Хожение за три моря» («Хождение за три моря»), сделанные Никитиным во время его путешествия в индийское государство Бахмани в 1468—1474 гг. Сочинение Никитина было первым русским произведением, точно описывающим торговое и нерелигиозное путешествие. Автор посетил Кавказ, Персию, Индию и Крым. Однако большая часть его записок была посвящена Индии — ее политической структуре, торговле, сельскому хозяйству, обычаям и традициям. В произведении много лирических отступлений и автобиографических эпизодов. В 1475 г. рукопись Никитина оказалась в Москве у правительственного чиновника Василия Мамырева. Позже, в 1489 г., она была воспроизведена в летописном своде, к которому восходят тексты Львовской и Софийской летописей. Древний Китай Китай располагался в долине рек Хуанхэ и Янцзы. В Древнем Китае, как и в Месопотамии и Древнем Египте, зарождение цивилизации было связано с возникновением первых городов-государств, воевавших между собой. Император почитался как сын Неба, а управляемая им империя получила название Поднебесной. Такое название означало, что Китайская империя находится под покровительством Неба и, следовательно, является главной на земле. Поднебесная империя была настоящей восточной деспотией, в которой вся земля и власть принадлежали правителю. Однако, если в стране случались какие-либо катаклизмы, народ воспринимал их как гнев Неба на своего сына. Если Небо недовольно императором, то оно уже подготовило среди народа или знати его приемника; следовательно, правителя можно свергнуть. Этим и объясняется частая смена династий в Китае. Основные китайские изобретения Компас (феодальный период, до IV в. до н. э.). Китайцы использовали первые компасы для указания направления, изготовленные из минерала магнетита, как минимум в IV в. до н. э. Эти приспособления были предназначены для предсказания и нахождения направлений. Еще в IV в. до н. э. известный в Китае шаман написал: «Магнетит вызывает притяжение железа, зовя его». Железный плуг (династия Хань, 202 г. до н. э. — 220 г. н. э.). Значительным достижением земледельцев Древнего Китая считается изобретение и использование плуга с металлическими отвалами. Имеются сведения, что такие плуги использовались в Китае уже в IV в. до н. э. Однако более консервативные историки считают, что основное распространение такое оборудование получило в эпоху правления династии Хань, т. е. на 200 лет позже. Фарфор (династия Суй, 581—618 гг.). Это особый вид керамики, который получается при высокотемпературном обжиге в специальной печи. При этом материал спекается и превращается в разновидность стекла, отличающуюся прочностью, легкостью и красотой. Известно, что фарфор изготавливали в Китае во времена династии Суй, но возможно, что это произошло еще раньше. Печать с подвижными литерами (династия Сонг, 960— 1279 гг.). Первая печатная книга была создана приблизительно в 868 г. Через 100 лет мастер Би Шэн (990—1051), используя обожженные глиняные съемные буквы, изобрел технологию съемных литер и разработал основные тонкости книгопечатания с их использованием. Порох. В военном трактате «У-цзин цзун-яо» (1044) описаны различные способы изготовления пороха с содержанием селитры от 27 до 50 %. Во времена Хубилая (1215—1294) взрыв склада боеприпасов в Янчжоу унес жизни 100 стражников. Уже в то время китайцы использовали подобие чугунных гранат, начиненных порохом. Бумага. Изобретение бумаги приписывается Цай Луню, придворному чиновнику династии Хань, который около 105 г. изготовил лист бумаги из волокон шелковичного дерева и отходов производства пеньки. Между тем археологи нашли в окрестностях Дуньхуана фрагменты бумаги, датированные 8 г. Первоначально китайская бумага использовалась для упаковки, в эпоху Троецарствия ее стали применять для письма. При династии Тан появились туалетная бумага и бумажные мешочки для упаковки чая, при династии Сун — бумажные деньги. Шелк. Как рассказывает старинная китайская легенда, искусством изготовления шелка Китай обязан жене желтого императора, мифического основателя Китайского государства, потому что именно она научила свой народ разводить гусениц и ткать. На самом деле самый древний кокон шелкопряда был найден в неолитическом поселении северной провинции Шаньси (около 2200—1700 гг. до н. э.), а первые фрагменты шелковой ткани — в одной из гробниц Южного Китая времен Борющихся царств (475—221 гг. до н. э.). Арабо-мусульманская цивилизация Родиной арабов является Аравийский полуостров. Религиозным центром арабов является город Мекка, а также Кааба, находящаяся во внутреннем дворе мечети Масджид аль-Харам в Мекке. Кааба — это кубическое сооружение высотой 15 м. Две его стороны имеют ширину по 10 и две — по 12 м. В восточный угол Каабы на уровне 1,5 м вмонтирован заключенный в серебряную раму черный камень (аль-хаджар аль-асвад), очевидно, метеоритного происхождения. В доисламский период здесь был племенной бетиль местных жителей. Каабе поклонялись как арабы-язычники, так и арабы, исповедовавшие монотеизм. Возникновение ислама Пророком в исламе называют человека по имени Мухаммед. Пророк Мухаммед (Магомет), основатель ислама, родился в Мекке приблизительно в 570 г. (по некоторым версиям — 20 или 22 апреля 571 г.). Отец Мухаммеда умер незадолго до его рождения, а когда мальчику было шесть лет, он потерял мать. Спустя два года скончался дедушка Мухаммеда, который отечески заботился о нем. Юного Мухаммеда воспитал его дядя Абу Талиб. В 12 лет Мухаммед вместе с дядей отправился по торговым делам в Сирию, где окунулся в атмосферу духовных исканий, сопряженных с иудаизмом, христианством и иными вероисповеданиями. Мухаммед был погонщиком верблюдов, затем торговцем. Когда ему исполнился 21 год, он получил место приказчика у богатой вдовы Хадиджи. Занимаясь торговыми делами Хадиджи, он побывал во многих местах и везде проявлял интерес к местным обычаям и верованиям. В 25 лет он женился на своей хозяйке. Брак был счастливым. Но Мухаммеда влекло к духовным исканиям. Он уходил в пустынные ущелья и в одиночестве погружался в глубокое созерцание. В 610 г. в пещере горы Хира Мухаммед увидел светящуюся фигуру архангела Джабраила, который приказал ему запомнить текст откровения и назвал его Посланником Аллаха. Архангел неоднократно являлся Мухаммеду и сообщал ему основы новой религии. Так создавался Коран — священная книга мусульман, т. е. для мусульманина Коран — это слова Бога. В первое время Пророк Мухаммед избегал публичных проповедей, предпочитая личную беседу с заинтересованными людьми и с теми, кто заприметил в нем необычайные перемены. Получив высочайшее распоряжение начать публичную проповедь, Мухамед был высмеян язычниками, после чего начались гонения на мусульман в Мекке. В 619 г. Мухаммеду довелось пережить вторую наиважнейшую ночь в своей жизни — Ночь Вознесения (Лейлят аль-Мирадж). Известно, что Пророк был разбужен и перенесен на волшебном животном в Иерусалим. Над местоположением древнего иудейского храма на горе Сион разверзлись небеса, и открылся путь, приведший Мухаммеда к трону Господа. Однако ни ему, ни сопровождавшему его архангелу Джабраилу не было дозволено вступить в запредельные области. Этой ночью Пророку открылись правила мусульманской молитвы. Также Мухаммед встречался и беседовал с другими пророками, включая Иисуса (Ису), Моисея (Мусу) и Авраама (Ибрахима). Это чудесное событие весьма утешило и укрепило Пророка, добавив уверенности в том, что Аллах не покинул его и не оставил наедине с печалями. Таким образом, неверно думать, что Мухаммед считал неверными христиан. Напротив, христиане — это люди Книги, т. е. практически единоверцы (ср.: Коран — по-арабски «книга», Библия — то же самое на латыни). Люди, верящие в одного Бога, — правоверные. Неверными Мухаммед называл язычников. В 622 г. язычники вынудили мусульман бежать из Мекки в Медину. Именно этим годом начинается летоисчисление у мусульман. Мусульмане вели активную борьбу с жителями Мекки за право вернуться в город и преклоняться перед Каабой. Борьба эта закончилась заключением мира и возвращением сторонников Мухаммеда в Мекку. С тех пор символический хадж (паломничество) в Мекку является одной из священных обязанностей мусульман. Постепенно к исламу присоединились все арабские племена. Обязанности мусульман Слово «мусульманин» переводится с арабского как покорный Богу; «ислам» — покорность Богу. Для правоверного мусульманина основное в жизни — это покорность Аллаху. Отсюда и вытекают основные обязанности мусульманина: вера в то, что Аллах — единый Бог, а Мухаммед его Пророк; молитва пять раз в день; пост в священный месяц рамадан; совершение паломничества в Мекку; исправная уплата налогов. Практически всем европейцам известно понятие «джихад», которое ассоциируется со священной войной против неверных. Это не совсем правильно. Священная война — это газават, а джихад — отдача всех сил и возможностей ради торжества ислама. В джихад входят и газават, и пятикратная молитва, и милостыня нищим. Арабские завоевания После смерти Пророка Мухаммеда в 632 г. его заместителями (халифами) назначались его сподвижники или родственники. Первым халифом стал зять Мухаммеда Али. В первой половине VII в. начались арабские завоевания, в результате которых был создан Халифат, занявший обширные территории от Индии до Атлантического океана и от Средней Азии до центральной Сахары. После первых четырех халифов власть захватывает род Омейядов, и завоевания продолжаются. Территория Халифата стремительно растет. Новые политические главы Халифата получают звание эмира, а религиозные деятели — имама. |