Главная страница
Навигация по странице:

  • ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я.КИКОТЯ»

  • Работу выполнил

  • Реферат. Левый радикализм и его разновидности


    Скачать 68.57 Kb.
    НазваниеЛевый радикализм и его разновидности
    Дата01.11.2020
    Размер68.57 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат.docx
    ТипРеферат
    #147244



    МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я.КИКОТЯ»


    Кафедра философии
    реферат
    по политологии на тему:
    «Левый радикализм и его разновидности»

    Работу выполнил:

    Фамилия: Зайцев

    Имя: Никита

    Отчество: Сергеевич

    Должность: курсант

    Учебный взвод: 181

    Курс: 2 «О»

    Факультет подготовки сотрудников оперативных подразделений полиции

    Специальное звание:

    рядовой полиции



    Проверил:

    Фамилия: Бельский

    Имя: Виталий

    Отчество: Юрьевич

    Должность: профессор кафедры

    Ученая степень: доктор философских наук

    Ученое звание: профессор

    Специальное звание:

    полковник полиции




    Москва – 2020
    Содержание
    Введение………………………………………………………………………….3

    1. Теоретические основы изучения радикализма ………………………………4

    2. Особенности левого радикализма в современной России…………………...8

    Заключение………………………………………………………………………16

    Список использованных источников…………………………………………..17

    Введение
    Формирование в России современного демократического общества с социально ориентированной рыночной экономикой сопровождается противоречивой модификацией основополагающих ценностей жизни и культуры россиян. Положение усугубляется отсутствием в стране ясной и чёткой общенациональной идеи, импонирующей населению, грубыми просчётами властей в 90-е годы, которые повергли Россию в состояние глубокого системного кризиса.

    Кризис с его экономической деградацией, политической нестабильностью, социальной дезинтеграцией, а также девальвацией духовных (нравственных и правовых) приоритетов, ослаблением семьи крайне болезненно сказался на населении России. Согласно толковому словарю, «радикал» - это сторонник «корневых, решительных мер». В свою очередь, словосочетание «решительные меры» - это эвфемизм, обозначающий меры нарушительные и разрушительные.

    «Радикализм», таким образом - это всё то, что (в процессе достижения своих целей) нарушает и разрушает нечто устоявшееся. Политический радикализм возник в Англии в конце XVIII века. Сыграл значительную роль в формировании мироустройства Новейшего времени. Идеологами политического радикализма являлись Дж. Локк, Жан-Жак Руссо, Ч. Беккариа, Томас Пейн, А.Н. Радищев, Н Муравьев, П.И. Пестель и другие выдающиеся исторические личности.

    Развитие идей радикализма было обусловлено особенностями исторического, экономического, социально-политического характера, спецификой развития государственности и религиозного сознания. В России в XIX веке радикальные идеи имели глубокие истоки, особенно в сферах социального мироощущения, мышления и поведения.
    1. Теоретические основы изучения радикализма
    Понятием «радикализм» (от латинского radix - корень) определяются социально-политические идеи и действия, направленные на наиболее кардинальное, решительное («радикальное», «коренное») изменение существующих социальных и политических институтов.

    Это соотносительный термин, обозначающий, прежде всего, разрыв с уже признанной, существующей традицией, ее капитальное изменение. В широком смысле, понятие политического радикализма трактуется как особый социокультурный феномен, обусловленный особенностями исторического, социального, экономического и религиозного развития страны, проявляющийся в ценностных ориентациях, устойчивых формах политического поведения субъектов, нацеленных на оппозиционность, изменения, тотальный, быстрый темп перемен, примат силовых методов в реализации политических целей.

    Существуют и психологические трактовки радикализма. Иногда его прямо трактуют как «психологический механизм качественного преобразования политических процессов, предполагающий решительные и бескомпромиссные действия для достижения цели, придерживающийся крайних средств достижения цели; социокультурная традиция, обусловленная соответствующим типом личности и национально-цивилизационными особенностями общества и государства». Исторически данный термин применялся и для определения умеренных реформистских движений, которые, однако, производили на современников слишком сильное впечатление.

    В современном употреблении, радикализм означает, прежде всего, выраженное стремление к решительным, «корневым» идеям, а затем и к методам их достижения, и к связанным с этими идеями соответствующим действиям. Однако далеко не всегда люди, называющие себя радикалами, действительно являются таковыми. Отметим, что определение «радикальный» по традиции входит в название ряда центристских и левобуржуазных политических партий западных стран.

    Иногда термин «радикализм» употребляется почти как синоним понятия «экстремизм». Это не вполне точное словоупотребление: между данными понятиями существует определенная разница. В отличие от экстремизма, радикализм фиксируется, прежде всего, на содержательной стороне тех или иных идей и, во вторую очередь, на методах их реализации. Радикализм может быть исключительно «идейным», а не действенным, в отличие от экстремизма, который всегда бывает действенным, но не всегда идейным.

    Экстремизм, в первую очередь, фиксирует внимание на методах и средствах борьбы, отодвигая содержательные идеи на второй план. О радикализме же обычно говорят применительно к идеологически, политически и социально крайне ориентированным организациям, партиям или партийным фракциям, политическим движениям, группам и группировкам, отдельным лидерам и т.д., оценивая идейную направленность и степень выраженности такого стремления.

    Об экстремизме говорят, оценивая степень крайности методов реализаций таких стремлений. Как термин, понятие «радикализм» возникло в Англии в середине XVIII века, в эпоху промышленной революции, среди противников знаменитого Билля об избирательной реформе 1832 года. Позднее это понятие стали относить к утилитаристу И. Бентаму и его последователям, названным «философскими радикалами». В Новое время радикализм проявлялся в буржуазно-демократических лозунгах. Опираясь на доктрину «естественного права», прогресса, разума, такие мыслители, как Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др., доказывали необходимость радикальной замены «неестественных» социальных условий и обычаев новым рациональным порядком.

    Основатель анархизма У. Годвин обосновывал ненужность сложных общественных институтов и ограничений тем, что человек в естественном состоянии - сам по себе воплощение разума и свободы. Для радикализма эпохи Просвещения был весьма свойствен отвлеченный морализм, антиисторический утопизм, противопоставление «неразумной» исторической действительности здравых, «естественных» понятий, простых решений и правил. Наиболее решительно, уже переходя от идейного радикализма к революционному экстремизму, пытался практически воплотить идеалы Просвещения французский политический радикализм в лице якобинцев, в ходе Великой французской революции.

    Просвещение наиболее полно выявило основные черты буржуазного радикализма. В эту эпоху радикализм опирался на рационалистическую редукцию, упрощение, истолкование всех аспектов исторической и бытовой, повседневной жизни в свете исходного абстрактного принципа, идеала, моральной оценки или на критерий полезности, утилитарности (И. Вентам). Критики уже тогда считали, что рационализм радикализма не столько научный, сколько спекулятивный, разрушительный и нигилистический. Однако и для современного идейного радикализма также характерен определенный рассудочный догматизм и утопизм, нечувствительность к конкретной ситуации, склонность к «простым» решениям и симпатия к крайним средствам.

    Эти черты радикализма в 1960-70-е годы еще раз продемонстрировали «новые левые», последователи Г. Маркузе, для которого не было никакой связи между «разумной действительностью», «иным миром» будущего и настоящим, и потому первым шагом в реализации проекта будущего так или иначе оказывался нигилистический «Великий отказ» от эмпирической данности буржуазного мира того времени. В XIX веке понимание радикализма расширилось, а сам он довольно стремительно распространился по Европе уже как широкое политическое, философское, религиозное, культурное, просветительское движение.

    В Х1Х-ХХ веках радикализм стал идеологической платформой для целого ряда левых партий социалистической, социал-демократической ориентации. Одновременно радикализм нашел своих последователей и среди некоторых правых сил. В последние десятилетия XX века радикализм стал базой для фундаменталистских исламских политических сил. Еще недавно сторонники марксизма считали, что общим социально-психологическим и классовым источником как теоретического, так и политического радикализма является мелкобуржуазная стихия, особенно в кризисные, переходные исторические периоды, когда возникает угроза существованию, традициям и укладу тех или иных составляющих ее социальных групп и слоев населения.

    Или, напротив, когда такие исторические периоды открывают для мелкой буржуазии перспективы прихода к власти и перераспределения общественного богатства. В современном мире радикальные умонастроения чаще всего воспроизводит деклассированная люмпен-интеллигентская среда. В основе радикализма лежит, во-первых, негативное отношение к сложившейся социально-политической действительности, а во-вторых, признание одного из возможных способов выхода из реальной ситуации как единственно возможного. В то же время радикализм трудно связать с какой-либо определенной политической позицией.

    «Радикализм может проявляться в различных формах нигилизма, экстремизма, терроризма, революционаризма. Однако, - считают некоторые авторы, - принято говорить и о «радикальном центре», то есть политической позиции, радикально отвергающей крайности и требующей решительно проводить сбалансированную политику. Как показывает история, достаточно часто государство само создает ситуации, порождающие радикализацию политических субъектов».

    Радикализм - всегда оппозиционное направление. Более того, это - опора наиболее жесткой, радикальной оппозиции, в отличие от оппозиции умеренной - «системной», лояльной, «конструктивной». Как правило, он играет в обществе дестабилизирующую роль. Радикализм выполняет в социально-политических процессах определенные функции.

    Во-первых, это сигнально-информационная функция, свидетельствующая о степени неблагополучия социально-политической среды. Во-вторых, функция разрядки социальной напряженности путем выброса накопившегося недовольства. В-третьих, функция давления на господствующие политические институты, подготовку, принятие и осуществление политических решений. В-четвертых, функция корректировки политического курса. В-пятых, функция стимулирования коренных политических изменений, инноваций.

    Как идейно-политическое течение, система убеждений определенной группы людей, метод решения локальных экономических и социально-политических задач радикализм является необходимым компонентом политической жизни. В устойчивых социальных системах консервативные, либеральные, радикальные компоненты находятся в сбалансированном взаимодействии. В переходных системах расширяются объективные и субъективные причины, стимулирующие радикалистское поведение.

    Масштабы распространенности, степень остроты проявлений радикалистских ценностных ориентаций политических субъектов будут уменьшаться с экономической и политической стабилизацией в стране. Ценности невозможно отменить, общество должно их исчерпать, пережить. Политические власти могут ослабить воздействие радикализма на политическую жизнь, нейтрализовать последствия его проявлений. Правда, это удается далеко не всегда. И тогда радикализм может перерастать в экстремизм и терроризм.
    2. Особенности левого радикализма в современной России
    Происходящие в обществе и культуре изменения начиная со второй половины XX в. принято связывать с переходом к постиндустриальной эре, или эпохе постмодерна. Исследователи отмечают ряд особенностей этого перехода.

    Помимо тотального "онаучивания" мира, когда усложнение технологических, экономических и социальных систем приводит к непостижимости и неконтролируемости их со стороны самих создателей, и, следовательно, к наступлению поры "новой непрозрачности" (Ю.Хабермас) (Новая непрозрачность возникает также и от того, что высказывание интеллектуала сегодня приобрело экранирующий характер.

    "Его можно описать... как истину, являющуюся ложью по отношению к другой истине, которую она экранирует (заслоняет, скрывает)".); кроме глобализации, выражающейся в универсальном распространении однородных культурных образцов и в создании единой системы экономического и социального управления, появляется особый когнитивный стиль новой повседневности.

    Происходит переориентация деятельности: пытаются изменить не физический мир, а состояние знания, т.е. начинает преобладать виртуальная деятельность посредством символов и знаков, лишь в потенции предполагающая изменения в материальном мире. Ведущие философы постмодернизма зафиксировали эту экспансию искусственного в новой образности, новой знаковой среде. Повседневность стала рассматриваться как "реальность", основанная на многослойной системе знаний и интерпретаций, упорядоченных и объективированных в языке.

    Теоретики постмодернизма обратили внимание и на перестройку механизмов политики, принципов и технологий организации диалога государства и общества. Ими предлагаются политические модели будущего, при этом очевиден разброс мнений: от прямого отрицания политики вообще (позиция антиполитики Ж.Бодрийара) до конструирования позитивных сценариев, в которых за большой политикой оставляется право на проведение частичных реформ, а основные усилия сосредотачиваются на выработке локальных политических стратегий (позиции Фуко, Лиотара и Рорти).

    Нам представляется наиболее перспективной и интересной одна из таких моделей, известная как "политика идентичности", так как она наиболее созвучна современному леворадикальному движению. "Политика идентичности" уходит своими корнями в "новое социальное движение" 60-х годов, которое на первых порах проявило себя как протест против доминирования власти на разных уровнях.

    В 70-х годах оно распадается на "новые социальные движения" - феминистское, негритянское освободительное, сексуальных меньшинств и различные экологические. К 80-90-м годам эти движения трансформировались и стали олицетворять "политику идентичности", так как повернули от проблем глобальной политики к проблемам культуры и личностной идентичности. Особенностью "политики идентичности" является то, что в ней упор делается на локальные, зачастую угнетенные группы, которые оставались за рамками макрополитических теорий.

    "Политика идентичности" вывела на авансцену истории новые леворадикальные движения. Такие движения начинают складываться в странах Запада в 50-60-е годы, когда в "третьем мире" нарастает антиимпериалистическая борьба, наступает первый крупный кризис в международном коммунистическом движении, усиливаются антивоенные выступления.

    По-видимому, в качестве одного из факторов, повлиявших на рост левого радикализма, можно рассматривать и наметившийся в этот период ценностный поворот в общественном сознании развитых западных стран, который исследователи охарактеризовали как "постматериалистический" (Н.Невитт), "антропоцентрические", "ценности эмансипации" и "самовыражения" (Р.Инглхарт, В.Вейкер).

    "Постматериалистические" ценности, или ценности самореализации, предполагают ориентацию на личностную заинтересованность в той или иной сфере деятельности, внимание к неформальному общению, стремление к саморазвитию. Такая переориентация ведет к изменению традиционного отношения к семье, браку, образованию и, в конечном счете, к смене властных отношений во всех сферах общества.

    На наш взгляд, практика леворадикального движения связана с появлением новых ценностей, отражающих "логику эмансипации человека". Возрастающая степень автономии, т.е. независимости индивида, осознание права на собственный выбор отражаются во множестве проектов решения эсхатологических, гуманистических, экономических проблем, что предполагает разнообразие форм и видов леворадикального движения.

    Опираясь на исследования по идеологии и практике современного леворадикального движения, можно сделать вывод, что при всем его многообразии оно разворачивается как "автономное действие", или "автономистское движение", которое объединяет сквотеров, многочисленные радикальные экологические, феминистские, студенческие, альтернативистские и панк-группы.

    Поведение этих групп создают атмосферу бунта, карнавала и праздника, высмеивая существующий порядок и создавая свой автономный альтернативный мир. Леворадикальное движение под названием "сквотинг" (squatting) (нелегальный захват неиспользуемой владельцами собственности - земель, пустующих помещений) появилось в Западной Европе в 1960-е годы. "Сквотинг - отрицание основной идеи общества. Собственность священна, а воровство противозаконно. Следовательно, когда ты вскрываешь, ты нарушаешь права чьей-то собственности.

    Однако вспомним первые страницы трактата Пьера Жозефа Прудона "Что такое собственность?": La propriete c'est le vol (Собственность - это кража). Если интерпретировать эту фразу как социально-экономический тезис, то можно увидеть в ней дополнительную морально-политическую коннотацию: "все, что ты имеешь, кроме своего тела, ты у кого-то украл". Попытка преодоления аморальности экономики приводит к логике дара, которая действует в мире, определяемом не борьбой классов, но сосуществованием сообществ; они сами производят мораль, а не пользуются уже кем-то установленными морально-этическими нормами.

    Это иная логика, в ней сама идея собственности отсутствует, "поскольку сообщество устанавливается через абсолютный приоритет другого, данный в эффективности существования, а не предписанный моральным законом". В захваченных владениях сквотеры живут, создают культурные и политические центры, налаживают сельскохозяйственное производство.

    Таким образом, отчасти решаются социальные проблемы занятости маргинальных слоев населения. Сквотеры используют ненасильственные методы борьбы - демонстрации, пикеты, арендные забастовки. Другим направлением левого радикализма стал панк-рок. В конце 70-х годов рок-н-ролл перестает ассоциироваться с бунтом и контркультурой, коммерциализируясь. Ему на смену приходит панк-рок, явление маргинальное, подпольное, имеющее ярко выраженный политический характер. Панк-музыка стала средством протеста против конформизма и потребительства.

    Это молодежное контркультурное движение вполне в духе леворадикальной идеологии, которая в самом общем виде характеризуется неприятием господствующей системы ценностей и критическим отношением к существующему общественно-политическому порядку. В начале 80-х годов в леворадикальном панк движении сформировалась своеобразная этика "сделай сам" (Do It Yourself) - DIY: истинным панк-роком стало считаться движение некоммерческое, политизированное, левацкое. Стиль DIY являет собой пример альтернативного образа жизни.

    Это идейное движение основывается на позитивной автономистской программе, имеющей эгалитарную, экологическую, антивоенную, антифашистскую и во многом аскетическую направленность. Его лозунг "Кооперация, а не конкуренция!". С помощью юмора, сарказма, иронии "идейные" "гейм" - панки карнавализируют свою повседневную и политическую среду обитания. Их поступки и действия в духе эстетики постмодернизма.

    В конце XX в. в идеологии и практике левого радикализма происходят структурно-содержательные изменения, связанные с новой геополитической ситуацией. Леворадикальное движение вступает в новый этап своего развития - "антиглобалистский". "Антиглобалистское" движение заявило о себе в 90-е годы, фокусируясь на социальных, политических, тендерных, экологических проблемах. Постепенно оно начинает вовлекать все большее число общественных организаций.

    На сегодняшний момент, с появлением "альтерглобалистской" идеологии - альтернативной модели общественных отношений, не отвергающей сам феномен глобализации, "антиглобалистское" движение, по сути, стало глобальным и является важной составляющей дискурсивно-идеологического комплекса современного левого радикализма.

    В пользу этого свидетельствует анализ слоганов: "Антиглобалисты всех стран, объединяйтесь!", "Все течет, все из меня... ", "Анарх Акбар!" и пр. Используется широко известная цитата и видоизменяется по принципу парафразы, недоговоренности, создавая иронический подтекст в духе риторики постмодернизма. Антиглобалистское движение стало широкомасштабным благодаря развитию и распространению глобальных технологий - телефонов, факсов, электронной почты, Интернета.

    Использование преимуществ современных средств коммуникации при планировании протестов, обмене информацией, мобилизации и координировании действий позволяет говорить о появлении новых стратегий. Марши, демонстрации, блокировки дорог - лишь небольшая часть очевидных внешних знаков протеста.

    По словам Д.Ф. Эриксон, "сегодня характерной чертой глобальных протестов является их сетевое проведение по всему миру. Сетевая структура средств коммуникации позволяет открыто вести дискуссии и дебаты в киберпространстве вне досягаемости контроля и цензуры властных структур".

    Состав движения весьма неоднороден. В него могут входить представители "зеленой партии"; профсоюзные деятели, социалисты; противники свободной торговли, представители малого бизнеса, антикорпоративные течения; антивоенные организации, защитники прав человека; женские организации; представители национальных движений освобождения из стран Южной Америки, Африки, Азии, религиозные организации, фермеры, крестьяне; анархисты, киберпанки, хакеры.

    Можно выделить и очевидные знаки субкультуры, создающие коллективный имидж антиглобалистов как "движения за глобальную справедливость и солидарность".

    1) Это особый дискурс - специфические высказывания, лозунги, сленг. Например: "Наш мир не для продажи!", "Глобализируй справедливость, а не войну!", "Другой мир возможен!", "Думай глобально, действуй локально!"

    2) Это особая этика поведения, формы гражданского неповиновения. Насилие этически несовместимо с ценностями движения. Гражданское неповиновение может проявляться в форме бойкота, сидячих забастовок или голодовок.

    3) Это стилизованная одежда, символика, формы артистического выражения протеста, а также фольклор.

    4) И, наконец, это возрождение традиций и духа 60-х годов, героизация прошлого, связанного с именами Че Гевара, Мартина Лютера Кинга.

    Можно выделить следующие особенности организации и структуры "антиглобалистских" движений:

    1) эти движения полностью децентрализованы и организованы горизонтально, по сетевому принципу;

    2) у них нет единого идеологического центра, харизматического лидера, иерархии и других атрибутов традиционного движения;

    3) широкие и разнообразные сети индивидов могут действовать автономно;

    4) полицентричность движений предполагает не только самодостаточность и свободу каждого структурного элемента, но и его открытость идеям, которые объединяют и связывают эти движения;

    5) эти идеи не "подарены" элитой, а возникают "снизу" через обнаружение схожих ощущений и опыта, порожденных влиянием глобализации в разных географических точках.

    Сегодня уже можно выявить основные теоретические компоненты-истоки, вошедшие в состав дискурсивно-идеологического комплекса левых радикалов. Наблюдая за эволюцией леворадикального движения и параллельно анализируя развитие идей философии постмодернизма, можно заметить удивительные совпадения: с одной стороны, леворадикальная идеология "подпитывалась" пафосом критики общественных реалий адептами постмодернизма, с другой - многие интеллектуальные прозрения и прогнозы постмодернистов подтвердились практикой леворадикальной борьбы, которая явилась своеобразной почвой для культивирования постмодернистских идей.

    Заключение
    Политический радикализм выступает не только как совокупность политических практик, но и как богатейшая философская традиция, противостоящая господствующему либеральному мировидению, легитимирующая тем самым его существование и приводящая к его саморазвитию через борьбу и противостояние.

    Тем самым политический радикализм, как совокупность практик философских, оказывает огромное влияние не только на интеллектуальную историю, но и на развитие общества в целом. В политике обычно различают правый, левый и анархистский, а также революционный и реформаторский виды радикализма. В политике левыми традиционно называются многие направления и идеологии, целью которых являются (в частности) социальное равноправие и улучшение жизненных условий для наименее привилегированных слоёв общества.

    К ним относят социализм, социал-демократию, социальный либерализм, анархизм. Противоположностью являются правые. Левые в классическом своём значении стремятся к установлению равных условий для всех людей, независимо от национальной, этнической, половой и прочей принадлежности - согласно идеалам Великой Французской революции «Свобода, равенство, братство» (фр. liberté, égalité, fraternité).
    Список использованных источников
    1. Агеев А. Наступил XXI век // Профиль. - 2017. - № 34. - С. 7

    2. Аронсон О. Богема: опыт сообщества. - М.: Фонд «Прагматика культуры», 2019. - С. 37-38

    3. Артамонова Ю.Д., Демчук А.Л. Постмодерн или постмодернизация? (Опыт концептуализации ценностных изменений) // Полит, наука. - М., 2017. - N 2. - С. 9.

    4. Бурганова Л.А. Модели политики в постмодернистском дискурсе: Доклад на секции "Дискурс-анализ политических процессов" Третьего Всероссийского конгресса политологов "Выборы в России и российский выбор", 28-29 апреля 2003 г.

    5. Верховский А. Государство против радикального национализма. Что делать и чего не делать? - М.: РОО "Панорама", 2016. - С. 90

    6. Давыдов Ю.Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. - М.: Наука, 2017. - С. 190

    7. Дугин А. Новые против старых// Лимонка, № 1, 2004; Ванюшкина В. Русские новые правые// Нация, № 2, 2016. - С.37

    8. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2018. - С. 403-404

    9. Колеров М., Плотников Н. Диалог о левизне // Рус. жур. - 2018 - 7 июня. // Лакёр У. Черная сотня: происхождение русского фашизма. - М.: Текст, 2018. - С.12

    10. Лихачев В. Нацизм в России. - М.: РОО "Панорама", 2016. - С. 89-91

    11. Маяцкий М. Во-вторых. Ультиматум с оговорками конца прошлого века. - М.: Фонд научных исследований Прагматика культуры, 2017. - С. 86


    написать администратору сайта