Главная страница
Навигация по странице:

  • Кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин Эссе по дисциплине «Культурология» на тему: «Личность и учение Конфуция»

  • Список используемой литературы

  • Личность и учение Конфуция. Личность и учение Конфуция


    Скачать 54.7 Kb.
    НазваниеЛичность и учение Конфуция
    Дата09.04.2021
    Размер54.7 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛичность и учение Конфуция.docx
    ТипДокументы
    #192856

    Министерство науки и высшего образования

    Российской Федерации
    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Ивановский государственный политехнический университет»


    Кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин

    Эссе

    по дисциплине «Культурология»

    на тему:

    «Личность и учение Конфуция»

    Выполнил: студент группы ПСК-31, Самсонов А.А.

    Проверил: заведующий кафедрой, Смирнов Д.А.


    Иваново 2021

    Конфуций — это латинизированное имя Кун-фуцзы — Confucius, то есть учитель Кун. Как отмечает Энциклопедия Брокгауза и Ефрона1, Конфуций — знаменитый китайский ученый (551-479 гг. до н.э.), имя которого было Чжун-ни, а прозвание Цю, сын выдающегося воина Шу-Лян-Хэ от второй жены из фамилии Янь. Родился он в нынешних окрестностях Янь-чжоу, провинция Шань-Дун. В 19 лет Конфуций женился, от этого брака у него родился сын Ли. В этот период Конфуций был заведующим хлебными амбарами. На 21 году Конфуций впервые выступает в роли учителя. С 496 по 483 гг. до н.э. Конфуций в сопровождении учеников посетил несколько уделов с проповедями своих идей, но без особого успеха. В 483 г. он вернулся в родной удел Лу, где и оставался до самой смерти. В это время Конфуций занимался изучением древних обрядов и музыкой, редактировал древние поэтические произведения и написал предисловие к Шу-цзину, уделяя в то же время много внимания И-цзину. Согласно легенде, в 480 г. во время охоты был пойман баснословный зверь Ци-Линь, и Конфуций счел это за предзнаменование своей близкой смерти. Этим годом он закончил составленную им летопись удела Лу — Чунь-цю (с 722 по 481 гг.), которую считал самым важным своим трудом: "По ней люди узнают меня, и по ней люди осудят меня". Умер Конфуций, сожалея, что никто из правителей не воспользовался его советами.

    Число учеников Конфуция не было слишком велико. Сы-ма-Цянь вкладывает в уста Конфуция фразу: тех, кто изучил мои наставления и постиг их, было 77 человек, выдающихся по своим способностям; легенда число это увеличивает до 3000, считая, что 72 ученика были достойнейшими. Мын-цзы (372-289 гг.) не только был лучшим выразителем конфуцианства, но и истинным создателем его в период до Циньской династии; до Мын-цзы оно не занимало преобладающего положения среди других учений. "Никогда со времени создания мира не было равного Конфуцию", — говорил Мын-цзы. Им было развито учение о доброте человеческой природы. В дополнение конфуцианского принципа жэнь, он говорил о гуманности и о долге, как о волевой и этической формах его проявления. Им было развито учение о правах народа, хотя и Конфуций говорил о "jus divinum" правителя только при условии личных добродетелей. При династии Цинь, сменившей Чжоускую династию, конфуцианство, судя по преследованиям конфуцианцев при этой династии, уже играло известную роль. Ханьскую династию следует считать создательницей конфуцианства (жу-цзяо — религия ученых). Покровительство, которое оказывала эта династия конфуцианству, дало его идеям возможность достигнуть преобладающего влияния. Вот что об этом говорит первое издание Большой Советской энциклопедии: «Реставрация Хань принесла утверждение конфуцианства. Оно внесло повсюду свой стиль ханжества и лицемерного патриархаизма, столь мало вязавшегося с действительностью. По мере того, как устойчивость этого общества подрывалась и разлагающаяся империя была все менее способна обеспечить основные интересы господствующего класса, росла и идейная реакция против конфуцианства, выразителем которой в этот период выступает главным образом даосизм.

    Фундаментальную же роль во всей истории этической и политической мысли Китая сыграло учение Конфуция (551–479 гг. до н.э.). Его взгляды изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и высказывания»), составленной его учениками. На протяжении многих веков эта книга оказывала значительное влияние на мировоззрение и образ жизни китайцев. Ее заучивали наизусть дети, к ее авторитету апеллировали взрослые в делах семейных и политических.

    Опираясь на традиционные воззрения, Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактуется им как большая семья. Власть имератора («сына неба») уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Изображаемая Конфуцием социально-политическая иерархия, строится на принципе неравенства людей: «темные люди», «простолюдины», «низкие», «младшие» должны подчиняться «благородным мужам», «лучшим», «высшим», «старшим». Тем самым Конфуций выступал за аристократическую концепцию правления, поскольку простой народ полностью отстранялся от участия в управлении государством.

    Регулирование политических отношений посредством норм добродетели в учении Конфуция резко противопоставляется управлению на основе законов. «Если, – подчеркивал он, – руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться (от наказаний) и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится».

    В целом добродетель в трактовке Конфуция– это обширный комплекс этико-правовых норм и принципов, в который входят правила ритуала (ли), человеколюбия (жэнь), заботы о людях (шу), почтительного отношения к родителям (сяо), преданности правителю (чжун), долга (и) и т.д. Вся эта нормативная целостность, включающая в себя все основные формы социально-политического регулирования того времени, за исключением норм позитивного закона (фа), представляет собой единство моральных и правовых явлений.

    Существенную социально-политическую и регулятивную нагрузку в учении Конфуция несет принцип «исправления имен» (чжэ мин). Цель «исправления имен» – привести «имена» (т.'е. обозначения социальных, политических и правовых статусов различных лиц и групп населения в иерархической системе общества и государства) в соответствие с реальностью, обозначить место и ранг каждого в социальной системе, дать каждому соответствующее ему имя, чтобы государь был государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном, простолюдин – простолюдином, подданный – подданным.

    Уже вскоре после своего возникновения конфуцианство стало влиятельным течением этической и политической мысли в Китае, а во II в. до н.э. было признано в Китае официальной идеологией и стало играть роль государственной религии.

    Список используемой литературы

    1.Большая Советская энциклопедия: т.32. — М.: 1936.

    2.Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. — М.: Высш.шк., 1998.

    3.Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. проф. К.И.Батыра. — М.: Юристъ, 1998.

    4.Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон: Биографии. В 12 томах: т.6: Клейракъ-Лукьяновъ / Отв. ред. В.М.Карев, М.Н.Хитров. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1997.

    5. Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон: Биографии. В 12 томах: т. 6. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1997.


    написать администратору сайта