Главная страница

Личность как су-WPS Office. Личность как субъект культуры


Скачать 21 Kb.
НазваниеЛичность как субъект культуры
Дата18.11.2021
Размер21 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЛичность как су-WPS Office.doc
ТипДокументы
#275434

Личность как субъект культуры

Слово «субъект» происходит от латинского subject, которое означает «лежащий внизу, находящийся в основании, выступающий фундаментом». Сегодня под ним понимается носитель предметно-практической деятельности или познания, источник и агент активности, направленной на объект, которым является окружающий субъекта мир во всем его многообразии. В качестве субъекта может выступать как индивид, так и социальная группа, некоторая совокупность людей. Субъект культуры - это активный деятель, творец, преобразователь культурной реальности. Он находится на пересечении множества факторов, как внешних, объективных, так и внутренних, субъективных, благодаря которым он сам посредством активной деятельности вторгается в культуру и изменяет ее.

Понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «человек» в обыденной речи часто используются как синонимичные. Но в научной трактовке между ними существуют серьезные различия. Личность - это система социально значимых качеств человека, реализуемых им в общественной жизни. Индивид - это единичный человек как биосоциальное существо, особь. Индивидуальность - это характеристика уникальности, неповторимости, присущей конкретной личности. Человек - высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. В отличие от трех первых слов, понятие «человек» чаще используется как общеупотребительное.

Согласно представлениям ученых, личность человека начинает формироваться сразу после рождения, с первых лет его жизни. Это происходит под действием внешней среды, прежде всего через конкретные способы ухода за младенцами в каждом обществе: способы кормления, ношения, укладывания, а позже - обучения ходьбе, речи, чистоплотности и пр. Впечатления раннего детства налагают отпечаток на личность человека, на всю его жизнь. Психика людей следующего поколения формируется под влиянием тех же первичных опытов, что и у предыдущего поколения.

Главная идея концепции Рут Бенедикт - наличие у каждого народа специфической для него «базовой структуры характера», которая передается от поколения к поколению и определяет историю данного народа. В соответствии с данной идеей Рут Бенедикт доказывала, что каждая культура имеет уникальную конфигурацию внутрикультурных элементов.

Бенедикт ввела термин «культурная конфигурация», обозначив им особый способ соединения (сцепления) элементов культуры, создающих единое целое культуры, и полагая, что культурная конфигурация является следствием уникального исторического процесса. Каждой культуре присущ свой специфический тип личности.

Она подчеркивала, что именно культура является главным фактором, который определяет, как думает человек, чувствует и действует в обществе, культура предписывает свои нормы поведения для мужчин и женщин.

Хотя культура и представляет собой порождение коллективной жизнедеятельности людей, ее практическими творцами и исполнителями являются отдельные личности. Всякий индивид выступает по отношению к культуре в нескольких ипостасях:

1) как предусловие культуры, так как культура возникает благодаря человеческой деятельности, невозможна без нее;

2) как главный субъект культуры, поскольку:

а) он - «потребитель культуры», использующий нормы и правила усвоенной им культуры в своей социальной практике и особенно во взаимодействии с другими людьми, пользующийся языками и символами коммуникации, знаниями, оценочными стандартами, типовыми этическими формами и пр. как данными ему в готовом виде инструментами и способами личностной самоидентификации и социальной самореализации в данном обществе;

б) он - «творец, производитель культуры», творчески порождающий новые формы культуры, либо интерпретативно воспроизводящий или оценивающий в суждениях имеющиеся формы, что уже по самому факту индивидуального интерпретирования (собственной оценки) может быть квалифицировано как акт творчества;

в) он - «транслятор культуры», так как, воспроизводя какие-либо образцы культуры в практических действиях и суждениях, человек тем самым передает информацию о них другим людям;

как результат, продукт культуры, введенный в ее нормы и ценности, технологии деятельности и этику взаимодействия с другими людьми в процессе своей инкультурации и социализации, осуществляемой при воспитании в детстве, при получении общего и среднего образования, в ходе контактов со своим социальным окружением (семьей, друзьями, коллегами и пр.), получая повседневную информацию обыденного и специализированного характера, осмысливая художественные произведения и нравственные коллизии в произведениях литературы и искусства и т.п., что прямо или опосредованно работает на формирование личности, социально и культурно адекватной обществу, в котором она живет, и постоянную корректировку параметров этой адекватности на протяжении всей жизни человека.

Таким образом, культура характеризуется как присущий всякому устойчивому сообществу людей системный комплекс специфических и более или менее нормированных способов и форм социальной интеграции, организации, регуляции, познания, коммуникации, оценки и самоидентификации, механизмов социализации личности.


написать администратору сайта