Психология. реферат Персонализм Э.Мунье. Личность в общении персонализм Эмманюэля Мунье
Скачать 33.82 Kb.
|
Реферат на тему: «Личность в общении: персонализм Эмманюэля Мунье» Персонализм Эмманюэля Мунье Персонализм – теистическое направление современной философии. Само название говорит о признании личности первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а мир, в котором живет и действует личность, есть проявление творческой активности верховной личности – Бога. Философы-персоналисты выдвигают на первый человеческую личность и её конкретные проявления. Личность превращается в фундаментальную онтологическую категорию, основное проявление бытия, в котором волевая активность, деятельность сочетаются с непрерывностью существования. Но истоки личности коренятся в Боге. Существует несколько течений персонализма, но в большинстве выделяются только 4 школы персонализма — русская, немецкая, американская и французская. Главным предметом исследования в персонализме является творческая субъектность человека. Объяснить её можно только через личную причастность человека к Богу. Человек всегда есть личность: его суть заключается в его душе, которая направляет в себе божественную энергию. Душа человека обладает самосознанием, она сама направляет путь, но люди живут духовно раздроблено и впадают из крайности в крайность. Основными проблемами персонализма являются вопросы свободы и нравственного воспитания человека. Согласно персонализму: если личность стремится к Богу, к добру и совершенству, она находится на правильном пути. Моральное самосовершенствование, правильное нравственное и религиозное воспитание ведут к обществу гармоничных личностей. Человек становится личностью в процессе коммуникации. Отсюда вытекает важность коммуникаций как привлечение людей в преобразование мира. В центре внимания философии персонализма находится религиозно-этическая проблематика. Персоналисты заявляют о «самоограничении воли Бога, предоставляющего своим творениям свободу выбора как дар, дающий возможность стать соучастниками в осуществлении богоугодного добра», чтобы не нанести вреда мудрости и благости Бога. Божественное самоограничение претворяется в персоналистской этике в ограничение Божьей воли посредством свободы людей как кардинального этического принципа. С другой стороны, самоограничение выполняет функцию богооправдания от находящегося в мире зла. Во Франции персонализм сформировался в начале 1930-х годов 20 века. Родоначальником этого течения считается Э. Мунье. Эмманюэль Мунье (франц. Emmanuel Mounier) (1 апреля 1905., Гренобль – 22 марта 1950., Шатене-Малабри., близ Парижа)— основоположник и главный теоретик французского персонализма, создатель журнала «Esprit» («Дух», октябрь 1932), сплотившего вокруг себя творческую молодую поросль философов, обеспокоенных судьбой человека и цивилизации, которая переживала глубочайший экономический, общественно-политический и духовный кризис. Своё обучение философской науке проходил в университетах Гренобля и Сорбонны. Некоторое время потратил на преподавательскую деятельность в частных школах и лицее. В 1932 г., решив расстаться с академической карьерой, он начинает издавать журнал «Esprit», а в 1935 г. публикует сборник своих статей «Персоналистская и коммунитарная революция». Социальной программе персонализма посвящен очерк «От капиталистической собственности к человеческой собственности». Попав в армию в 1939 году, он оказался в плену. После освобождения в 1941 году, возобновил издание журнала «Esprit», однако в январе 1942 года, Эмманюэль Мунье вновь был арестован по обвинению в организации подпольного движения «Комбат». После судебного процесса философ до конца войны жил под вымышленным именем. Эмманюэль Мунье - автор работ "Персоналистская и общностная революция" (1935 г.), "От собственности капиталистической к собственности человеческой" (1936 г.), "Манифест персонализма" (1936 г.), "Персонализм и христианство" (1939 г.), "Трактат о характере" (1946 г.), "Введение в экзистенциализм" (1947 г.), "Персонализм" (1949 г.), "Надежда отчаявшихся" (1953 г.); в 1960-1961 годах во Франции было опубликовано четырехтомное собрание сочинений Эмманюэля Мунье, куда вошли все значительные работы мыслителя. В 1930-х годах левокаталические сторонники французского персонализма представили идею основания философского познания, которое будет иметь мировое значение о личности человека, как о главной заботе цивилизации. Французский персонализм представлял собой вариант социального христианства, в котором переосмысливались концепция человека. Своей задачей они видели преодоление гуманитарного кризиса и воплощении Царства Божия и высших ценностей на Земле, сделав акцент на творческой жизни личности. Главное внимание в своём течении персоналисты уделили разработке идеи «вовлечённого существования», призывающей человека к осмысленному, творческому выполнению своего призвания. Труд выступает изначальным условием подлинно человеческого общения и инструментом воспитания: дух товарищества и любви. Душа, духовный мир личности, личностное «я» человека как «первичная реальность». Французские персоналисты не считали себя субъективистами и признавали объективную реальность, существующую вне и независимо от человека. Современники французского персонализма пытались по-новому истолковать догмы, на которые изначально опиралась философия. Своеобразно характеризовали проблемы христианства и роли человека в мире. По их представлениям, личность имела три основные характеристики: экстериоризация, интериоризация и трансценденция. Где первое – это самоосуществление человека вовне, второе – внутренняя сосредоточенность индивида, а третье – некая универсальность индивида. Центральной проблемой персонализма является вопрос о развитии человека, о личности, что, собственно говоря, и дало название данному учению. В базе учения Эмманюэля Мунье лежит признание безусловной ценности личности, находящейся в неизменной творческой самореализации. Э. Мунье устремлялся сделать общецивилизационное мировоззрение, в центре которого расположен человек, вовлеченный в судьбу мира. При рассмотрении человека персоналисты отмечают то, что, с одной стороны, человек является частью природы, и по совместительству он продолжает природу, находясь под действием ее законов, с иной стороны, человек – своеобразное бытие, отличающееся от природных явлений и обладающее своей личной спецификой – устойчивостью и независимостью, находясь в состоянии вовлечения и общения. Во взаимодействии этих двух ипостасей человеческого существования, французских персоналистов интересует не мир объектов, а мир человека, деятельностной личности, преобразующей реальность – с тем, дабы сделать его человеческим миром. Призвание человека именно и состоит в том, чтобы преобразовать реальность в соответствии с ценностями «тотального» человека. Призвание человека, по словам Эмманюэля Мунье, «есть его самопожертвование трем мирам: миру материи, пребывающему под ним, куда он должен заронить священную искру; обществу людей, существующему подле него, через которое должна пройти его любовь, дабы объединиться со своей судьбой; миру духа, который расположен над ним, предлагает ему свои услуги и выводит его за его собственные пределы. Согласно французскому персонализму, понятие трансценденции описывает не сознание человека, а его субъективность, духовный мир личности. Область духа предстает в персонализме как часть субъективности, в каком месте человеческое существование понимается с позиций блага и злобна, блага и греха, дух есть и самосознание человека. Дух в персонализме — это особенная смысложизненная сфера человеческого опыта, первичная относительно к предметно-определенному самоосуществлению человека. К постижению этого бытия человек прибывает в моменты потрясения, откровения, что схоже озарению, раскрывающему, если верить словам Э. Мунье, мир в его глубинной действительности и объединяющему человека вне сознания с тотальным целым. Основополагающие понятия персонализма Э. Мунье – личность, творчество, межличностное общение и так далее – в значительной степени определяются через художественное творчество и искусство. Начиная работать над созданием журнала «Esprit», Эмманюэль Мунье имел намерения способствовать развитию литературы и искусства и через два этих компонента выражать идеи собственной философии. Значение искусства Э. Мунье видел в этом только ему подчиненно выразить неизъяснимую Сущность священной трансценденции. Высшим назначением искусства он объявил проникновение во внутренние, скрытные от мира сего, бездны человека, в котором месте находится присутствие священной души. Искусству принадлежит, и неподражаемая роль в обеспечении настоящего общения людей из-за восприятия художественных творений нравственная взаимность людей получает эстетическое доказательство и обоснование. Высшим назначением искусства объявляется проникновение во внутренние пропасти человека, в ту вот его суверенную сферу, в каком месте находится наличие священной души и чувствуется соседство людского с священным. Особенное значение искусства связывается с той ролью, какой-никакую оно играет в обеспечении истинного общения, которые важно которое, на взгляд персоналистов, исполняется через художественные творения. Из-за искусства этическая взаимность сознании получает эстетическое доказательство и обоснование. Вкупе с тем вот художественное творчество сознается верхушкой людской деятельности, деятельностью по определению: в акте художественного творчества человек реализует себя как свободный целеполагающий субъект, так как воплощает в жизнь не заранее предустановленную деятельность, как это, к примеру, происходит в труде, а создаёт новейшую реальность, постоянно присутствуя на той стороне от ежедневной жизни и устремляясь объединиться с безупречной сутью абсолютно всех вещей; живописец "лицезреет мир в Господе и намеревается воплотить Господа в подлунном мире". Одной из существеннейших тем французского персонализма стала тема межчеловеческого общения, которая была заявлена Э. Мунье в его программном труде - «Персоналистская и общностная революция", где понятия "персонализм" и "человеческая общность" употреблялись в тесной связи друг с другом. А в одном из последних своих произведений он писал: "- истинным призванием человека является не господство над природой, не наслаждение полнотой жизни, а постоянно расширяющееся общение сознаний, достижение всеобщего взаимопонимания". В значительной мере Э. Мунье был прав утверждая, что классическая философия обходила молчанием эту проблематику. В начальный период своей деятельности Э. Мунье в поисках сути человека обращается к практической стороне его жизнедеятельности и пробует найти роль труда в его жизни. В первом номере "Esprit" была опубликована статья называвшаяся "Правда и ложь коммунизма", которую Э. Мунье отметил, как очень содержательную, однако, он был не согласен с тем, как написавший эту статью философ трактовал проблему объективации. Э. Мунье диалектически разумел взаимодействие духа и материи, и лицезрел в этом главное условие для самоосуществления человека как личности. В работе "Персоналистская и общностная революция" Э. Мунье главным образом выделяет "воплощение в труде". Труд для него — это всё творчество, в ходе которого человек выступает целеполагающим созданием. Творя какой-нибудь продукт, человек не только выражает себя, но и специфическим образом констатирует собственное Я. Дисциплина труда, его порядок и взыскательная определенность организуют человека, давая ему чувство убежденности и веру в себя самого. Таким образом, труд выступает изначальным условием подлинно людского общения и прибором воспитания: дух приятельства и любви, главенствующий в процессе труда, база, на которой создается подлинно человеческое, личностное сообщество. Как писал Эмманюэль Мунье - "Философы-персоналисты считают преобладание экономики не реальным отношением, а буржуазной и антиреволюционной верой". Только после этого слово "революция", значившее в 1930-х годах знак борьбы за "ясное будущее", получает в персонализме новое объяснение. Э. Мунье уверен, что преображение жизни людей невероятно без общих усилий и их духовного восстановления. При всем этом он находил, что любые экономические и социальные смены, не могут привести к слому изжившую себя систему. По его убеждению, революция обязана быть как духовной, так и экономической: "…..духовная революция будет экономической либо ее не будет совсем. Экономическая революция будет духовной либо она не будет никакой". Преображенье действительности из нечеловеческой в практически людскую происходит во внутреннем мире личности. Эмманюэль Мунье, подчеркивая неоспоримое значение сознательного выбора личности, совместно утверждает, что: "осознанное поведение является только малой долею целостного «я», а наилучшими из наших поступков оказываются конкретно те, в необходимости которых мы менее всего убеждены". В персоналистском автогенезе внутреннего мира личности великое значение придается дилемме бессознательности. Конкретно безотчетная деятельность дает обеспечение связи человека с целостным миром - дочеловеческим и сверхчеловеческим и раскрывает особенные связи меж «Я» и «не-Я». Персоналисты разговаривают о "разомкнутости" человека: он открыт кое-какой реальности, более широкой, нежели мир, в каком протекает его многосознательная жизнь, действительности, вроде как, предыдущей человеку, с иной - превосходящей его. В центре внимания персоналистов не механически действующее бессознательное, а бессознательное творческое, при изучении которого они пользуются гуссерлевской идеей интенциональности, вместе с тем подвергая ее и решительной критике, и существенной обработке. Их возражение направлено против узкого, преимущественно рационалистического, понимания проблемы интенциональности - последняя трактовалась основоположником феноменологии исключительно как направленность сознания вовне, на предмет: в учении Эдмунда Гуссерля персоналисты видят не более чем философию познания, где человек идентифицируется с действительностью, а не одолевает ее. Так же персоналистов не устраивает понимание идеи интенциональности атеистическими экзистенциалистами, поскольку в экзистенциализме, как думает Эмманюэль Мунье, людская субъективность герметически закрыта. Основоположник персонализма отмечает бессодержательность экзистенциалистских понятий интенциональности и трансценденции, с помощью которых описывается движение "напрасного бытия": в атеистическом экзистенциализме за пределами человека нет ничего, что превосходило бы его бытие по значимости и масштабу. В итоге, считает Э. Мунье, и в феноменологии, и в экзистенциализме человеческое бытие — это страсть жить хоть какой ценой, даже ценой пренебрежения тех ценностей, которые дают смысл существованию человека. В основе всей проблематики французского персонализма лежит вопрос о "упадке человека", который философы стараются осмыслить как итог общего кризиса буржуазной цивилизации. В 1930-е годы неувязка "кризиса человека" в данном течении понимается сначала как кризис деятельных возможностей индивидума, вызванный его ролью в капиталистическом производстве, и как упадок духовности, появившийся следствием буржуазного вида жизни и дехристианизации широких народных масс. Благодаря разработкам французского персонализма человеческое чувство общности Э. Мунье, как и наречённые выше мыслители, относит к основательным чертам личности, её первичному опыту. "Изначальный опыт личности — это опыт 2-ой личности. Обретая внутреннюю жизнь, личность предстает нацеленной на мир и устремленной к другим персонам. Идя по пути универсализации, она смешивается с ними, так как "другой" не только не ограничивает личность, но обусловливает её существование и подъём. "Личность существует исключительно в движении к иному, узнает себя только через иного, обретает себя исключительно в другом". Персоналистское сообщество, контуры которого пробовала очертить "личностная философия" должны основываться на серии необыкновенных актов, которым, как думает Эмманюэль Мунье: умение личности выйти за собственные пределы и открыться "иному", осознать его и в поисках обоюдного согласия встать на его позицию. Способность взять на себя судьбу "иного", поделить с ним его трудности и удовлетворенность, быть великодушным, не рассчитывая на взаимность, беречь созидающую верность "иному" в течении всего жизненного пути. В конечном итоге Э. Мунье последующим образом определяет убеждение личного существования: “я существую только в такой мере, в какой я существую для иного, и в пределе "быть" значит обожать”. Именно это есть правда персонализма. Под любовью персоналисты разумеют отношение сверхприродное, новейшую форму существования: она даруется человеку на той стороне его естества, требуя от него может быть полной самореализации в воле. Акт любви, по Э. Мунье, это неоспоримый акт сознания человека: "Я люблю, означает, я существую, и жизнь стоит, а всё потому чтоб ее прожить". Идеи персонализма Эмманюэля Мунье получили большое распространение в мире. Персоналистски ориентированные философские концепции существуют во многих странах. Идеи Э. Мунье стали теоретической основой разнообразных направлений социальной теологии: труда, личности, революции, освобождения. Персоналистский вариант христианства способствовал переориентации официальной доктрины современного католицизма. Французский персонализм оказал вескую роль на философские и социальные концепции 20 века. Его идеи стимулировали переориентацию официальной доктрины католицизма, принуждённого изыскивать новые формы пребывания церкви во всем мире. Принципы католического персонализма служат прототипом теологии и философии мира папы Иоанна Павла 2. Особую актуальность на конце 20 века философское учение французского персонализма приобретает благодаряпонятию личности, ставшему сегодня символом гуманизма. Список используемой литературы: 1 Мунъе Э. Персонализм. 1992, Самопознание. Опыт философской автобиографии 2 Dumont F. Science de l'homme: de Mounier aux täches d'aujour-d'hui. – In: «Esprit», Paris, 1983, № 1, p. 121. 3 См: Мунье Э. Персоналистская и общностная революция. Вкн.: Мунье Э. Манифест персонализма. 1999, с. 146-152. 4 См.: Мунъе Э. Манифест персонализма. 5 Мунъе Э. Что такое персонализм? 1994 |