Главная страница

Лингвистическая философия Л. Витгенштейна. Б. Рассел и поиск языка, отражающего реальность.. Лингвистическая философия Л. Витгенштейна. Б. Рассел и поиск языка, отражающего реальность


Скачать 20.79 Kb.
НазваниеЛингвистическая философия Л. Витгенштейна. Б. Рассел и поиск языка, отражающего реальность
АнкорЛингвистическая философия Л. Витгенштейна. Б. Рассел и поиск языка, отражающего реальность
Дата11.03.2022
Размер20.79 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаDoklad_filosofia.docx
ТипДокументы
#391245

Лингвистическая философия Л. Витгенштейна. Б. Рассел и поиск языка, отражающего реальность.

Значительный вклад в развитие философии языка принадлежит австрийскому философу и логику, Людвигу Витгенштейну. Он родился в Вене 26 апреля 1889 года. Являлся представителем школы аналитической философии. На Западе считается одним из выдающихся философом 20 столетия. Много лет преподавал в Кембриджском университете. Для философии 20 столетия характерен лингвистический поворот, который по большей части был осуществлен благодаря аналитической философии языка, разработанной Витгенштейном. Его исследования были в центре философских изысканий того времени.

Самыми известными работами Людвига Витгенштейна считаются:

«Логико-философский трактат»;

«Голубая книга»;

«Коричневая книга»;

«Философские исследования».
Ранний период творчества

В 1921 году Витгенштейн написал свою первую известную работу – «Логико-философский трактат», который можно назвать пособием по логическому позитивизму, то есть по неопозитивизму.

Структура «Трактата» состоит из 7 афоризмов, которые сопровождаются широкой системой поясняющих предложений. Содержание «Трактата» состоит из теории, которая предлагается философом как решение основных проблем философии через призму отношения языка и мира, являющиеся центральными понятиями всей философии Витгенштейна.

В «Трактате» язык и мир противоположны друг другу: язык отражает мир, благодаря идентичности логической структуры языка онтологической структуре мира. Мир представляет собой совокупность всех существующих фактов (а не объектов, как считается в большинстве философских школ). Объекты, обладая набором свойств (логической формой), вступают во взаимоотношения, и тем самым образуют простые или сложные факты.

Простые факты в языке описываются простыми предложениями, которые являются простейшими языковыми единицами. Соответственно, сложными предложениями описываются сложные факты. Весь язык представляет собой полное описание всего, что есть в мире, то есть всех фактов. Кроме того, язык допускает описание возможных фактов. Таким образом, язык целиком подчиняется законам логики и поддаётся формализации. А предложения, которые нарушают законы логики или не относятся к наблюдаемым фактам, полагаются Витгенштейном бессмысленными (например, метафизика, этика, эстетика).

Этот последний постулат был негативно воспринят австрийскими философами, для которых «Трактат» стал настольной книгой. Они развернули программу, в которой «бессмысленное» стало тождественным «подлежащему элиминации». В главную очередь именно этот факт побудил Витгенштейна пересмотреть свою философию.
Поздний период творчества

В поздний период своего творчества мировоззренческие позиции Витгенштейна существенно изменились. Вышедшая в свет посмертно в 1953 г. работа "Философские исследования" предлагает новый подход к анализу языка. Этот подход нашел большое число сторонников среди современных философов, встал в центре курсов философии, преподающихся во многих современных английских университетах, и, тем самым, дал начало лингвистической философии.

В "Исследованиях" Витгенштейн подверг резкой критике "традиционное" понимание языка, которому он сам отдал дань в "Логико-философском Трактате".

В результате критического пересмотра своих старых идей Витгенштейн представил комплекс новых идей, заключающихся в понимании языка как подвижной системы контекстов, «языковых игр», в которых проявляются противоречия, связанные с неясностью смыслов используемых слов и выражений, которые должны устраняться путём прояснения последних. Поэтому в качестве задачи философии выдвигается прояснение правил употребления языковых единиц и устранение вышеупомянутых противоречий.

Скорее философию позднего Витгенштейна можно охарактеризовать не как теорию, а как совокупность методов и практик. По его мнению, только таким образом может выглядеть дисциплина, вынужденная регулярно адаптироваться к своему меняющемуся предмету.

Дело в том, что постулирование соответствия между именем и его значением не является очевидным. По мнению Витгенштейну, значение слова определяется не тем, что они обозначают, а их употреблением. Это связано с тем, что одно и то же слово в интерпретации разных людей может означать абсолютно разные объекты. Равнозначность слова и объекта выполнялось только в случае чего-то известного, устойчивого. Но как раз-таки не всегда объект известен людям.

Влияние идей Витгенштейна

Идеи Витгенштейна имеют большую значимость. Однако их толкование представляет большую трудность. Существует значительный разброс мнений и оценок по отношению как к его ранним трудам и воззрениям, так и к его позднему периоду творчества.

Вопросы и темы, которые были поставлены и развиты в трудах Витгенштейна, и предложенный им новый способ философствования во многом определили характер современной западной (в частности, англо-американской) аналитической философии. Были осуществлены попытки сблизить идеи Витгенштейна с феноменологией и герменевтикой, а также с религиозной философией. Современные западные публикации содержат многие тексты из его обширного рукописного наследия.
Творчество Витгенштейна можно охарактеризовать как масштабное и глубокое. Витгенштейн:

Проанализировал языковую практику;

Констатировал близость научных предложений и предложений повседневной жизни;

Выделил конструктивный, творческий характер языковых игр;

Критически рассмотрел догматические идеи о соотношении субъекта и объекта, языка и реальности.
Однако имеются и критики идей Витгенштейна, которые ставят ему в вину неправильность сведения всей сферы человеческой жизни к языковой практике, пренебрежительное отношение знаний общества об объективной реальности как таковой и, как следствие этого, выражение агностических мнений, игнорирование связи между субъектом и объектом.
Б. Рассел и поиск языка, отражающего реальность.

Чтобы вполне воспринять философские идеи Бертрана Рассела, необходимо учитывать сложившуюся в начале XX века ситуацию в академической британской среде. Эта ситуация была ознаменована напряженной коллизией между эмпириками и идеалистами. Напомним, что традиционная английская философия, начиная с Фрэнсиса Бэкона, всегда тяготела к эмпирической методологии познания. И только небывалая в мире философии популярность Гегеля оказала сильное влияние на английскую мысль, заставив её сойти с накатанных рельсов эмпиризма и соблазниться идеализмом. И каким?! Абсолютным.

Английские гегельянцы в лице Брэдли, МакТаггарта и Бозанкета утверждали, что только абсолютные целостности реальны, и что отдельные вещи представляют собой исключительно видимость. Рассел, заручившийся поддержкой Мура и Витгенштейна, попытался перенаправить тенденции английской философии в традиционное русло гоббсовско-локковско-берклианско-юмовской мысли. Именно в пику холистским воззрениям английских гегельянцев Рассел создает собственную концепцию, которая получает название «логический атомизм», поскольку основой этой концепции является идея о существовании множества принципиально несводимых к какому-либо началу вещей. В пылу полемического задора Рассел формулирует не менее радикальный тезис, чем его оппоненты. Только вместо абсолютного идеализма в его философии речь идет об абсолютном онтологическом плюрализме.
В философском становлении Рассела исследователи выделяют 3 периода.

Первый длился с 1890 по 1900 год. В течение этого времени юный Рассел осваивал математику и философию. В этот период Рассел занимается преимущественно исследовательской работой. Он скорее нарабатывает материал и пополняет содержание своего мировоззрения, нежели продуцирует что-нибудь авторско-оригинальное.
Второй период творческого и интеллеткуального развития Рассела, который считается самым плодотворным и продуктивным, пришелся на 1900-1910 годы. В это время Рассел изучает логические основы математики и в соавторстве с Альфредом Уайтхедом создает фундаментальный труд «Начала математики».

Наконец, в третий и заключительный период своего личностного и философского становления Рассел вступает в сорокалетнем возрасте. С этого момента в круг его интересов, кроме сугубо гносеологических тем, стали входить вопросы социально-политического и культурно-нравственного характера. В этот период, помимо научных работ и монографий, Рассел пишет множество публицистических статей и докладов.

За свою долгую и интеллектуально насыщенную жизнь, Рассел создал огромное количество трудов, посвщенных столь несвязанным между собой темам, как история философии, проблемы религии, политика, педагогика и, конечно же, теория познания. Давая общую характеристику расселовской философии, можно сказать, что её отличает некоторая эклектичность. Но она с лихвой окупается ясностью его слога и точностью его мысли.
Бертран Рассел был убежден, что язык, в принципе, способен точно отражать реальность, но для этого мы должны правильно формулировать свои высказывания. Сделать же это возможно только в том случае, если логическая структура языка будет изоморфна структуре мира.

Это возможно благодаря логическому анализу языка. Прежде всего необходимо определить отправную точку всевозможных пропозиционных построений. Такой точкой Рассел считал так называемые атомарные предложения. Атомарные предложения – это предложения, описывающие единичные вещи, их свойства или отношения. Однако язык, которым мы пользуемся в повседневной речи, состоит не из одних только атомарных предложений. Очень часто мы употребляем выражения, которые, если внимательно к ним присмотреться, начисто лишены смысла. Такие образные, метафорические предложения служат исключительно коммуникативным целям и могут быть поняты только в рамках определенной системы устойчивых языковых конвенций. Но такие предложения не отражают реальное положение вещей и поэтому не могут служить средством установления истины.
Рассел предлагает решать эту проблему несоответствия путем логического анализа используемых нами выражений и переформулированием этих выражений в том случае, если они обнаруживают свою некорректность в ходе анализа.

Осознав, что реальное положение вещей не соответствует тем представлениям, которые внушает нам устройство языка, Рассел произвел кропотливое логическое исследование последнего и обнаружил три принципиальных затруднения.

1. Закон тождества не всегда работает, даже если слова «А» и «Б» обозначают один и тот же предмет.

Предположим, нас кто-то спросит: «является ли Кафка автором новеллы "Превращение"?» И поскольку все так и есть, кажется, можно безо всякого ущерба для смысла вместо выражения «автор "Превращения"» поставить «Кафка». Но тогда получится, будто кто-то нас спрашивает «является ли Кафка Кафкой?» А это нелепо. Таким образом, сочетание «автор "Превращения"» не тождественно фамилии «Кафка», хотя и не означает чего-то отличного от Кафки.


2. Закон исключенного третьего также не всегда действует.

Например, если мы скажем: «Нынешний король Франции лыс», согласно закону исключенного третьего, истинным будет либо это высказывание, либо высказываение «нынешний король Франции не лыс», так как третьего не дано. Но ведь «нынешнего короля Франции» вообще не существует, и потому в этом случае оба высказывания оказываются не-истинными.
3. Закон непротиворечия тоже сбоит, потому что отрицание существования чего-либо всегда самопротиворечиво.

Например, в предложении «между сестрами не существует никакой разницы» отрицается существование разницы. Но как несуществующая сущность (разница) тогда может быть субъектом высказывания? Ведь утверждая, что нечто не существует, мы приписываем несуществование чему-то. То есть, предметом нашего суждения выступает нечто, а не ничто. Таким образом, утверждения о несуществовании тех или иных предметов противоречат сами себе. Чтобы решить проблему несовпадения языка и реальности, Рассел, как истинный математик, памятуя о совете Лейбница, применяет к языку собственноручно разработанный аппарат логического анализа.
Начинает Рассел с того, что выявляет различные способы отношения знаков к обозначаемым им предметам. Таких способов, по Расселу, два: 1) непосредственное указание на именуемый предмет, когда обозначаемый предмет чувственно предъявляется и тем самым эмпирически (опытно) закрепляется его связь с конкретным знаком; 2) словесная характеристика предмета по его признакам, когда знак расшифровывается с помощью других знаков, непосредственно отсылающих к реальности. Первый способ определения значения (то есть, связи знака с обозначаемым) Рассел называет «знакомство», а второй – «описание».
Чтобы избежать путаницы, Рассел предлагает также различать «описания» и «имена». Например, «столица Англии» и «Лондон» – это не одно и то же. Почему? Да потому что описание не прямо указывает на объект, а только берет его отдельный признак в отрыве от носителя. Можно понимать значение выражения «человек, открывший форму планетных орбит», но не знать, что этим человеком был Кеплер.
Все ошибки, неясности, двузначности, по Расселу, возникают вследствие неправомерного гипостазирования общих понятий. Фраза «сегодня я встретил человека» для Рассела не имеет никакого смысла. Ведь в действительности я встретил или мужчину, или женщину, а еще более точно – я встретил конкретного мужчину или конкретную женщину: Павла, который живет на втором этаже в моем подъезде или Марию, которая живет в квартире напротив.
Таким образом, главной заслугой Бертрана Рассела было существенное определение того, что обозначающие выражения сами по себе не имеют значения, они лишь выполняют функцию обозначения в составе некоторого высказывания и только в рамках всего высказывания обретают смысл.


написать администратору сайта