Заочное обучени ответы по литре. Литература (6 семестр) Система жанров фольклора. Фольклор
Скачать 96.45 Kb.
|
Библия — вечная книга. Значение Библии в истории русской литературы и культуры так велико, а связи с детской литературой столь глубоки и разносторонни, что необходимо кратко представить этот величайший памятник в ряду духовных истоков отечественной литературы для детей. Библия (в переводе с греч. «книга», «книги») — это собрание книг, написанных с XII века до н.э. до II века н.э. разными людьми. В полном составе Библия (Священное Писание) имеет две части: Ветхий (старый) и Новый Завет. (Завет — это старославянское слово, означающее «завещание», «договор», «соглашение».) Библия вобрала в себя много разных видов и жанров литературы: законы, пророчества, историю, поэзию, рассказы, афоризмы, письма и символические видения. Ветхий Завет начинается с пяти книг — так называемое «Пятикнижие Моисея», в котором повествуется о сотворении мира, о древнейшей истории еврейского народа и его религии. Кроме того, в Ветхий Завет входят книги об истории Израиля; «Книги Премудрости» («Псалтырь», «Притчи Соломоновы» и «Книга Иова»); и, наконец, книги пророчеств, озаглавленные именами ветхозаветных пророков. (Пророк — провозгласитель Слова Божия). Из ветхозаветных книг наибольшее распространение на Руси получила Псалтырь. Псалтырь («хвала», «хвалебная песнь») представляет собой собрание 150 псалмов (молитв и гимнов), приписываемых древнееврейскому царю Давиду. Их основное содержание — хвала Богу и красоте созданного им мира. Эта книга — одна из важных в церковном богослужении, но, кроме того, она, как и Евангелие, вошла в домашний обиход. К псалмам обращались «в часы приятного отдохновения, во время различных трудов и занятий, в целях назидательного развлечения»[xxvi]. В течение длительного времени она заменяла букварь — по ней учили читать. Владимир Мономах возил эту книгу с собой и обращался к ней за душевным успокоением. По Псалтыри гадали, открывая наугад ее страницы. Отдельные псалмы и стихи из них заучивались наизусть, в устной речи превращались в пословицы и поговорки. Материал, на котором писались книги, назывался пергамент (XI - первая половина XIV в.). Изготовлялся он из кожи молодых животных - телят, ягнят, и был очень дорогим. Поэтому заказчиками книг могли быть лишь очень богатые люди - князья, бояре, церковь. Название произошло от г. Пергама, в Малой Азии, где впервые был изобретён этот писчий материал. Пергамент был желтее бумаги, толще, поэтому книги из него были объемистые. Ремесленники и торговцы пользовались для переписки берестой (кора берёзы). Книги переписывались от руки и распространялись только в рукописном виде. В целях абзаца выделялись буквой красного цвета («красная строка»). Каждая буква вырисовывалась отдельно. Письмо с правильным, почти с квадратным начертанием букв называлось уставом.Написанные листы сшивались в тетради, которые переплетались в деревянные доски, обшитые кожей, или в специальные изготовленные из золота и серебра оклады. Их украшали инкрустацией. Таковы «Остромирово Евангелие» (XI) и «Мстиславово Евангелие» (XII в.). Рукописи хранятся сейчас в Государственной публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина, Московском историческом музее, библиотеке АН, рукописных хранилищах. Изготовление и украшение книги продолжалось долго, месяцами. Книги оценивались очень дорого. Например, «Остромирово Евангелие» (1056-57 гг.) 294 л, писалось около 7 месяцев, по 1.5 л. в день. В XIV веке на смену пергаменту пришёл более удобный материал для письма - бумага. Уставное письмо сменилось округлым почерком- полууставом, затем появилась скоропись. Перепиской книг занимались и светские, и духовные лица, чаще всего переписчики-монахи. Многие из них оставили свои имена на переписанных ими книгах. Облик древнерусского писца встаёт перед нами из приписок в конце рукописи. В них переписчик сообщал некоторые сведения о своём труде, о месте, времени создания рукописи, приводил свои размышления. Рукопись лишь в редчайших случаях переписывалась слово в слово. Переписчик часто заменял слова, дописывал и переписывал книгу, если литературное произведение казалось ему недостаточно хорошим. Так возникали различные редакции памятника. Это ставит сейчас исследователей древнерусской литературы в очень трудное положение при изучении текста произведения. Перед современными учёными стоит проблема авторства и хронологии, задача восстановить первоначальную редакцию текста. Памятников книжности киевского периода дошло до нас немного: от XI в - около 30, XII в - около 100. Неисчислимое количество книг погибло от вражеских нашествий, пожаров, стихийных бедствий. Самой древней из сохранившихся книг является знаменитое Остромирово Евангелие, которое было переписано в 1056-1057гг. дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира. Произведения древнерусской литературы отличаются высокой художественной выразительностью, богатством и разнообразием языка. Литературным языком Древней Руси был старославянский (древнеболгарский язык). Литературные произведения писались не только на этом языке. В литературу входил язык деловой прозы, летописи, ораторская речь, язык фольклора. Соединение их привело к обогащению литературного языка Древней Руси. Благодаря слиянию старославянского языка и разговорной речи в литературе возникли различные стили: «Высокий» (торжественный) и «низкий» (бытовой).
"Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы. Великое произведение, которое и в наши дни, не утратило свою живость и ценность. А проверкой тому, послужило время — почти восемь веков прошло, а поэма и сейчас … так близка. Первооткрывателем поэмы, является знаток русско древности Мусин-Пушкин. Он отыскал гениальное произведение в восемнадцатом веке, в одном из старых монастырей. В то же время был создан перевод «Слова», правда, получился он неудачным. А сам оригинал сгорел в тысяча восемьсот двенадцатом году, во время московского пожара. Остался только Екатерининский список. В поэме рассказывается, как с половцами сражались войска князя Игоря Новогород-Северского. В девятнадцатом веке, в семидесятых годах, участились набеги на Русь половцев. Князья договорились о совместных битвах против кочевников. Уже в начале восьмидесятых годов девятнадцатого века, Святослав Всеволодович, киевский князь, объединил русские дружины и дал могучий отпор воинственным кочевникам, тем самым «отбросив» их в самую глубь причерноморской степи. В этом походе князь Игоре не участвовал, по причине болезни. Он смог совершить свой поход в тысяча сто восемьдесят пятом году, спустя год после похода отца своего. Правда он пошёл на бой, не ради русских земель, а ради своей личной славы. Но у врагов силы превосходили и они разгромили войска Игоря, самого же князя взяли в плен. По существу, Игорь для половцев сам «отворил ворота». Произведение состоит из трёх частей, вступления и концовки. Вступление начинается с представления читателю вещего певца по имени Боян. Он прославляет подвиги русских дружин и рассказывает о князьях. Сам же создатель поэмы, стремился рассказать народу о суровой правде … В первой части читатель узнаёт о походе князя Игоря. А во второй части, читатель переносится в Киев. Умудрённый опытом государственный деятель и полководец Святослав, сетует на братьев своих двоюродных, мол, отважные они, но больно безрассудные! «Будем одни мужественны, одни захватим будущую славу, да и прежнюю сами поделим». Поход был их необдуманным, отчего и принёс Руси великое горе! Отчего Святослав и начал призывать всех князей к объединению! В третьей части, читатели узнают о страданиях жены Игоря — Ярославны. Чтобы только муж воротился домой невредимым, просит она помощи и у Днепра и у ветра, и ко всем могучим силам природы. Словно услышаны были её молитвы … Игорь бежит из плена. Осознав свою вину, Игорь едет к Святославу в Киев … В окончании поэмы, автор даёт понять читателям, что желал бы увидеть всех князей в объединении, дружбе, дабы дали они достойный отпор врагам. Таково краткое содержание произведения. А что из себя представляет каждый герой? Игорь Новгород-Северский — неустрашимый и смелый военачальник. Благородный и горячо любящий родину. Он знает силу воинской чести, чувствует привязанность к русским землям, отчего не даёт брату своему, Всеволоду, погибнуть в боях. Именно выручая его, Игорь попадает в плен! Всеволод, брат Игоря, словно былинный герой, сражается настолько яростно, что забывает и о богатстве своём, и о жене, и даже жизнью своей не дорожит! И хотя автор «Слова» восхищается обоими братьями, всё же, осуждает их за легкомыслие и сильную жажду к славе. Одновременно, он сочувствует князю Игорю, ведь в нём нуждается отечество! «Тяжко тебе, голова без плеч, худо тебе, тело без головы. Так и русской земле без Игоря». Поэтому и заканчивается произведение провозглашением Игоря, который осознал свою ошибку и сильно переживал по этому поводу. Абсолютно положительным и безупречным героем в поэме является — киевский князь Святослав. Глубокий ум, честь и смелость. Ради родины он позабыл и личные обиды, и смог объединить всех князей разом, дабы спасти Русь. Ярославна — жена Игоря, обаятельный герой, в плаче которой, прослеживается лирическая песнь. В ней и скорбь, и счастье, и жизни тысячи женщин, и мрак войны. И любовь, и ужас, и мирная жизнь — она, словно объединила в себе все чувства! Дружина — это собирательный образ поэмы. До последнего война, храбрая дружина сражается с врагами. А когда автор называет полка «русским золотом», то попрекает князя в том, что он это «богатство» погубил … Величественная Русь — это тоже герой поэмы. В этот образ автор собрал и русский народ, и красоты природы, города и сёла, с большим трудов возведённые. «Слово о полку Игореве» полностью соткано и проникнуто чувством свободы, одновременно поддерживаемое государственной идеей единства народа! Поэтический язык произведения показывает всю широту и разнообразие жизненного явления. В «Слове» сочетаются достижения современной литературы с образами устной народной поэзии. В заключении хочется сказать, что немецкий общественный деятель девятнадцатого века, Карл Маркс, когда-то сказал, что «Слово о полку Игореве» - это величественная ценность; поэма, словно живое свидетельство, показывающее великое развитие культуры Древней Руси!
Во второй половине XVII в. появляются бытовые повести («Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Горе и Злосчастии», «Повесть о Фроле Скобееве» и др.). Возникновение жанра бытовой повести Общечеловеческие мотивы, борьба нового со старым, задушевность самого автора проявляются в обобщенном рассказе о судьбе молодого поколения – «Повести о Горе и Злосчастии». Ее герой, выходец из купеческой семьи, пытается найти свою дорогу в жизни. И хоть Молодец и является плодом фантазии автора, он олицетворяет трагическое положение всего молодого поколения, которое пытается вырваться за установленные рамки. У одних ничего не выходит, другие, как вот Фрол Скобеев, наоборот добиваются успеха. Судьба конкретного человека, его поиски и жизненный путь становятся темой и для других бытовых повестей. В. Во второй половине XVII в. жанр повести занял ведущее положение в системе литературных жанров. Если древнерусская традиция обозначала этим словом любое повествование, то, что в принципе рассказывается, повесть как новый литературный жанр наполняется качественно иным содержанием. Его предметом становится индивидуальная судьба человека, выбор им своего жизненного пути, осознание своего личного места в жизни. Уже не так однозначно, как раньше, решается вопрос об авторском отношении к описываемым событиям: голос автора явно уступает место сюжету как таковому, а читателю предоставляется самому сделать вывод из этого сюжета. Повесть о Горе-Злочастии первая в группе бытовых повестей XVII в., открывающая тему молодого человека, не желающего жить по законам старины и ищущего свой путь в жизни. Эти традиционные законы олицетворяют его родители и добрые люди, дающие герою разумные советы: не пить двух чар за едину, не заглядываться на добрых красных жен, бояться не мудреца, а глупца, не красть, не лгать, не лжесвидетельствовать, не думать о людях плохо. Очевидно, что перед нами вольное переложение библейских десяти заповедей. Однако Молодец, который был в то время се мал и глуп, не в полном разуме и несовершен разумом, отвергает эту традиционную христианскую мораль, противопоставляет ей свой путь: хотел жити, как ему любо. Этот мотив жизни в свое удовольствие усиливается в повести, когда названой брат подносит Молодцу чару вина и кружку пива: выпить в радость себе и веселие. Именно стремление к удовольствию приводит Молодца к краху, что очень иронично констатирует анонимный автор, рассказывая, как Горе научает молодца богато жить убити и ограбити, чтобы молодца за то повесили, или с камнем в воду посадили. Жизнь по новым правилам не складывается, забвение родительских советов приводит к катастрофе, соответственно, единственным возможным выходом оказывается возвращение к традиционным христианским догмам. Начинается повесть буквально от Адама. Вслед за такой экспозицией начинается рассказ о самом герое повести – о безымянном молодце. Во всей предшествующей русской литературе мы не найдем произведений, в которых рассказывалось бы о судьбе обыкновенного мирского человека и излагались основные события его жизни. «Повесть о горе и злосчастии» говорит о судьбе безвестного молодца, нарушившего заповеди старины и тяжело за это поплатившегося. Образ «Горя-Злосчастия» - доли, судьбы, как он встает в нашей повести, - один из значительнейших литературных образов. Горе одновременно символизирует внешнюю, враждебную человеку силу и внутреннее состояние человека, его душевную опустошенность. Оно как бы его двойник. За стариной пока оказывается победа, она пока торжествует над просыпающимися индивидуалистическими порывами молодого поколения. В этом основной смысл повести, очень талантливо изображающей детей на переломе двух эпох. Характерно, однако, что монастырская жизнь трактуется в повести не как идеал, даже не как норма, а как, своего рода, исключение для тех, кто не сумел наладить свою мирскую жизнь по правилам, какие предписывала веками сложившаяся традиция. Обращение к монастырю является для молодца печальным, но единственным выходом из его неудачно сложившейся жизни. Былинный строй повести: метрическое строение стиха, былинные общие места (приход на бал, похвальба на пиру), повторение отдельных слов, тавтология, употребление постоянных эпитетов (буйны ветры, буйна голова, зелено вино) Повесть о фроле Скобееве, о Савве Грудицыне
Классицизм - это художественный метод в искусстве, от лат. "classicus" - образцовый. Возник во Франции в семнадцатом веке. Теоретик классицизма - Николя Буало. Основные черты: Регламентированность, служение государству, утверждение разумного начала, отчуждение неразумного. Основная идея: Конфликт разумного и неразумного начал, с обязательной победой разумного. Эстетические принципы: 1. Сохранение целостности личности героя (т. е. герой не еняется на протяжении повествования) 2. Герои - носители одной добродетели и одного порока. 3. Принцип единства содержания и формы при ведущей роли содержания. 4. Основано на исторических событиях, и соответствует каноническим представлениям о них. 5. Рационализм. 6. Служение в первую очередь государству и его интересам. Правила Классицизма в литературе: Имеет место быть правило Трех Единств: Места (действие происходит в одном месте) Времени (действие происходит в течение одних суток) Действия (одна сюжетная линия, один конфликт) Жанры: комедия, трагедия. Жанры. В классицизме жанры подразделяются на высокие и низкие. К высоким относятся те, что повествуют о выдающихся событиях и выдающихся людях - трагедия, ода, героическая песня. Герои высоких жанров - это видные деятели искусства и политики, монархи, исторические персонажи. О них говорят торжественным, величавым языком высокого стиля. Низкие жанры рассказывают о частной жизни буржуа, третьего сословия. Это может быть комедия, сатира, басня, написанная в разговорном стиле. Герои. Герои произведений классицизма - чаще всего своего рода "шаблоны". Так, из произведения в произведение переходят образы служанок-помощниц своей госпожи, мужественные герои. Это так называемые "типические образы". В высоких жанрах все видные деятели только воспеваются, ибо высмеивать их недопустимо. Сатирические комедии уместны лишь только если они повествуют о буржуа. Представители классицизма: П. Корнель, Ж. Расин, М. В. Лермонтов, Г. Р. Державин, В. К. Тредиаковский.
Ломоносов был первым поэтом, заложившим основы новой русской литературы XVIII в. в отношении к достижениям европейской культуры. Но, освоив европейские традиции, он активно использовал богатство национальной культуры. Во время Ломоносова происходил процесс становления русской нации, утверждения русской национальной культуры – это и определило основное содержание творчества Ломоносова: |