Главная страница

Заочное обучени ответы по литре. Литература (6 семестр) Система жанров фольклора. Фольклор


Скачать 96.45 Kb.
НазваниеЛитература (6 семестр) Система жанров фольклора. Фольклор
Дата22.01.2019
Размер96.45 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЗаочное обучени ответы по литре.docx
ТипЛитература
#64746
страница3 из 5
1   2   3   4   5
патриотическо-гражданственная тема в его поэзии, тема труда и науки, прославление военных триумфов России и вместе с тем осуждение захватнических войн и восхваление «тишины», мира между народами как необходимого условия процветания страны, образы национальных героев, и прежде всего Петра I.

Классицизму свойственен высокий гражданский идеал, подчинение личных интересов общегосударственным, культ разума и просветительские тенденции – все это свойственно и творчеству Ломоносова.
Говоря о вкладе Ломоносова в литературу, важно сказать, что успех ученого выпал как раз на то время, когда проводилась реформа русского языка. Именно Михаил Ломоносов создал первую русскую грамматику. Это уже можно считать огромным вкладом Ломоносова в русскую литературу. Кроме того, работа Ломоносова, рассказывающая о трех стилях русского языка, стала революционной в культуре нашей страны. Еще одной составляющей общего вклада Ломоносова в литературу стало его открытое мнение о том, что церковная форма русского языка тормозит культурное развитие страны, что она является крайне устарелым вариантом для русского человека .

Именно Михаил Ломоносов стал первым русским человеком, который призывал всех людей развивать родной язык, совершенствуя его, делая его более понятным и простым. Для этого Ломоносов предложил просто выбрать лучшие произведения русской литературы, выделить наиболее удачные моменты и начать вносить их в другие художественные произведения.
Произведения Михаила Васильевича Одним из самых известных произведений Ломоносова, посвященных развитию родного языка, стало «Письмо о правилах российского стихотворства», которое вышло в свет в 1739 году. В нем ученый рассуждает о том, чего не хватает современному русскому языку, что нужно развивать язык в пределах его истоков, убирать все заимствованные слова, которыми он наполнен. На самом деле, это суждение было бы очень актуально в наше время, когда русский язык переполнен словами иноязычного происхождения. Вклад в родной язык Вклад Ломоносова в литературу и русский язык невозможно оценить. Он предложил разделить русский язык на три стиля: низкий, посредственный и высокий. Высокий стиль должно использовать для написания, как говорил сам М.В. Ломоносов, од, стихотворений, других литературных произведений, праздничных речей и так далее. Посредственный или средний стиль люди использовали бы для дружеских переписок, для писем близким людям. Низкий - стал бы применяться для рассказа каких-то совершенно обычных вещей, для написания различного рода комедий или песен. Ломоносов очень грамотно и равномерно распределил все новые и старые нормы русского языка, предлагая очень правильный вариант его использования. Достижения ученого Главным достижением Михаила Ломоносова можно назвать его разностороннее развитие, знания в абсолютно разных науках, вклад в которые он внес. Ведь Ломоносов добился огромных успехов не только в области точных, но и языковедческих наук. Стоит отметить, что ученый в совершенстве владел греческим и латинским языками. Именно Ломоносов заложил фундаментальные основы русского языка, он являлся уважаемым ученым во время проведения языковых реформ Петра I. Михаил Васильевич создал то основание русского языка, без которого не смогли бы сегодня обходиться ни простые люди, ни деятели науки. Еще одним вкладом Ломоносова в литературу стало отделение научной терминологии от литературного языка. Кроме того, именно Михаил Васильевич является создателем очень многих научных терминов, которые используются и сегодня. Литературная деятельность Ломоносов участвовал в завершении реформы в области сложения стихотворных рифм. Кроме того, Михаил Васильевич является автором многих стихотворений и од. Стоит отметить, что Ломоносов активно содействовал появлению русского классицизма. Своими одами этот великий человек бесконечно воспевал победы русских войск над вражескими солдатами, внося в оды научный и религиозный смысл. По своему характеру Ломоносов был тем гражданином, о котором сказали бы, что он - истинный патриот. Отличительной особенностью творчества Ломоносова можно назвать его талант отмечать в стихотворениях собственное мнение о поэзии, о литературе. Некоторые его произведения затрагивают и политические дела государства. В архивах поэта и ученого можно найти произведения, где воспеваются императоры, которые являлись сторонниками поддержания мирного времени в России и содействовали развитию культуры страны, помогали развитию наук. По мнению ученого, реальная сила такой огромной и великой державы заключалась в развитии наук. Разносторонние интересы Говоря в общих чертах, вклад Ломоносова в литературу заключается в создании новой формы стиха, изменении содержания произведения и нововведений в привычный для того времени русский язык. Стоит отметить, что все-таки Михаил Васильевич был ученым в области точных наук, литература для него имела второстепенное значение. Даже при жизни Ломоносова произведения, вышедшие из-под его пера, очень часто подвергались бурной критике со стороны известных и талантливых литературных деятелей того времени.

  1. Своеобразие лирики Г.Р. Державина.

Гаврила Романович Державин (1743-1816) - выдающийся русский поэт 18 - начала 19 века. Творчество Державина было во многим новаторским и оставило значительный след в истории литературы нашей страны, повлияв на дальнейшее ее развитие. Жизнь и творчество Державина Читая биографию Державина, можно отметить, что юные годы писателя никак не указывали на то, что ему суждено стать великим человеком и гениальным новатором. Гаврила Романович родился в 1743 году в Казанской губернии. Семья будущего писателя была очень небогата, однако принадлежала к дворянскому сословию. Юные годы В детстве Державину пришлось пережить смерть отца, что еще ухудшило материальное положение семьи. Мать вынуждена была идти на все, чтобы обеспечить своих двух сыновей и дать им хоть какое-то воспитание и образование. Хороших педагогов в провинции, где жила семья, было не так много, приходилось мириться с теми, кого удавалось нанять. Несмотря на трудное положение, плохое здоровье, неквалифицированных учителей, Державин, благодаря своим способностями и упорству, все же смог получить приличное образование. 
Державин уже в первые годы творчества обращался к фактам своей личной жизни как к предмету поэзии. Взамен общепринятых условных имен – Терпсихоры или Хлои – Державин называет свою возлюбленную Анютой, как и впоследствии не постесняется назвать в стихах жену – Дашенька.

Отмеченное самим Державиным в качестве своей заслуги введение в литературу «забавного русского слога», сочетание лирики и сатиры, просторечия и высокого стиля, безусловно, является крупнейшим его достижением. 

Национальные черты его поэзии, присущий ей патриотизм, прославление героев-воинов, от полководцев до солдат, также составляют отличительные черты Державина-поэта. 

Он необычайно расширил тематический диапазон русской поэзии, в полном смысле слова сблизил поэзию с жизнью.

Но прежде всего Державин сумел посмотреть на мир, на природу глазами простого человека и увидел жизнь не через оптические приспособления теории классицизма, а такой, какой она представлялась взору и слышалась ушам – яркой, многоцветной, постоянно меняющейся.

Державин начал рисовать портреты людей. Пусть это было лишь первыми шагами на пути к реалистическому искусству, но важно то, что они были сделаны, и сделаны именно им. Это знаменовало принципиальный отход Державина от канонов классицизма.

Освобожденный от сковывавших его пут нормативности, редкостно индивидуальный талант Державина развернулся с молниеносной быстротой и громадной поэтической силой. В сент 1779г в журнале «Санкт-Петербургский вестник» появилась ода «На смерть князя Мещерского» , а затем одно за другим последовали такие великолепные произв-я, как «Ключ», «Стихи на рождение в Севере порфирородного отрока», «К первому соседу», «Властителям и судиям» и др.

Новое поэтическое слово Державина особенно ясно прозвучало в оде «На смерть кн Мещерского». Образ часов, символизирующих неизбежный ход времени, создан с помощью великолепной звукописи: Глагол времен! Металла звон! 

Иллюзия мерного, ритмичного боя часов достигается повторением в конце каждой стопы сонорных Л и Н. В известной степени уже в этом стих-ии можно видеть смешение «высоких» торжественных мыслей (обращение к часам) и образов с близкими к жизненным, «сниженным» (фигура смерти очень конкретна и ощутима зрительно). 

Стихи 1779-1781 гг, исполненные большой тревоги по поводу общественного неустройства, приблизили Державина к теме, которую с мастерством развернул в оде «Фелица» (1782). Авторство Державина было замаскировано.

«Фелица» была одой, адресованной царствующей государыне, - лицу, о котором обычно говорили с подобострастием, для восхваления которого поэты придумывали наиболее величественные сравнения.

В оде Екатерина II получила не меньше назиданий, чем ее вельможи. Державин совершенно отчетливо сказал ей, что царь должен соблюдать законы, единые, как для него, так и для подданных. Успех «Фелицы» был полным и блестящим.

Ода «Бог» (1784) представляет собой рассуждение автора на тему о происхождении мира и человека, желания проникнуть в тайны бытия. 

Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь – я раб; я червь – я бог!

Вдохновенный гимн всесилию человеческого разума и в то же время признание, что человек лишь звено в общей цепи существ. Державин вводит в свое стихотворение идеи современной ему науки о множественности миров. 

В оде «Вельможа» (1794) – попытки изобразить портрет социальный, образ собирательный.

Осел останется ослом,
Хотя осыпь его звездами;
Где должно действовать умом,
Он только хлопает ушами.

Кто, кроме Державина, мог ввести в патетическую, исполненную гражданского негодования оду такое грубое сравнение?

Изобразительное искусство в поэзии Державина живописно изображает природу, дворцы, парки, быт, подробности ужина.

Стих-е «Евгению. Жизнь Званская» - своеобразный ответ на романтическую элегию В.А.Жуковского «Вечер». Державин вступил в развернутый спор с Жуковским о том, что должен изображать поэт, кто должен быть героем поэтического произведения, как следует относится к жизни вообще и каким образом изображать природу и человеческие характеры.

Державин почувствовал, что новое направление могло увести поэтов и читателей от активного участия в жизни к исключительному углублению в собственные переживания. Герою Жуковского – унылому юноше, разочарованному и страдающему, целиком погруженному в воспоминания и в думы о близкой смерти, - противостоит у Державина бодрый старик.

У Державина та же композиция, тот же герой – поэт. Но сам принцип изображения внутреннего мира Державин воспринял от Жуковского, как сам Жуковский научился у него вниманию к частному человеку и красочной живописи природы.

Впрочем, не только Жуковский. Неоднородный сложный сплав, который представляет собой поэзия Державина, дал возможность находить в ней черты, родственные своему творчеству, таким совершенно различным художникам, как Батюшков, Рылеев, Пушкин, Гоголь, Тютчев, Некрасов, поэты-символисты и акмеисты нач XX столетия и многие др. Ораторские интонации его стиха были в новых условиях развиты зачинателем советской поэзии Маяковским, в творчестве которого нашли свое дальнейшее развитие и некоторые другие стороны стиля, языка, ритмики державинской поэзии.

Державин по праву был назван Белинским отцом русских поэтов. 

Державину Белинский отдал пальму первенства как зачинателю антологической поэзии в России. Переводя древних поэтов, Державин сумел создать циклы художественных миниатюр, в которых отразил прежде всего русский быт, русскую природу, благодаря чему они стали произведениями нашей национальной поэзии.

В конце жизни, осмысляя свой творческий путь, поэт прямо заявил о ненужности жанровых градаций. Не очень заботясь о терминологии, одни и те же стих-я Державин именовал то «одами», то «песнями», то «лирическими поэмами». Державин доказывал, что поэт может говорить обо всем в «общежительной оде» (или «смешанной»).

Для Державина правильно все, что выгодно и удобно, единственная цель – выразить мысль и чувство.

  1. Комедия Фонвизина «Недоросль» как произведение классицизма. История создания, система персонажей комедии, жанровое своеобразие.

Комедия «Недоросль» была написана Д. И. Фонвизиным в 1781 году и стала вершиной отечественной драматургии XVIII века. Это произведение классицизма, но в нем проявляются и определенные черты реализма, что делает новаторским данное сочинение.

«Недоросль» написана Д. И. Фонвизиным в 1781 году и стала вершиной отечественной драматургии XVIII века. Это произведение классицизма, но в нем проявляются и определенные черты реализма, что делает новаторским данное сочинение. Пьеса «Недоросль» имеет такие черты классицизма: воспитательная направленность литературы, писатель стремился воздействовать на разум человека, чтобы исправить пороки общества,   четкое разделение героев на положительных и отрицательных, «говорящие фамилии» героев «Недоросль» (Правдин, Скотинин, Вральман) комедия носит поучающий характер (в ней затрагиваются важнейшие вопросы воспитания гражданина, образования, нравственности, произвола помещиков. пьеса проповедует гражданский долг Комедия «Недоросль» написана в строгих рамках классицизма (Фонвизин соблюдает в «Недоросле» единство места и времени): состоит из 5 актов, события происходят в течение суток, в одном месте, не отвлекаясь на побочные сюжетные линии, место действия — имение Простаковых, действие начинается утром и заканчивается утром следующего дня, действие подчинено одной главной идее – необходимости воспитания достойного, честного, добронравного гражданина.  Но автор комедии нарушает единство действия, так как в произведении два конфликта: любовный и социально-политический. Любовный конфликт является основным. В соответствии с требованиями классицизма все герои комедии делятся на положительных и отрицательных.  Положительные герои «Недоросль» : Стародум, Правдин, Милон, Софья, Цифиркин— говорят правильным литературным языком, их речь поучительна; отрицательные же герои используют просторечные слова, бранную лексику, их речь более живая (например, Простакова говорит: «А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. <...> Скажи, болван, чем ты оправдаешься?»). Речь героев является средством характеристики героев. Четко прослеживается связь с фольклором: герои в разговоре употребляют пословицы и поговорки, которые делают комедию «народной» (например, «Всякий женись на своей невесте», «Век живи, век учись», «Не хочу учиться, хочу жениться»). . Отрицательные герои «Недоросль» : Скотинина, Простакова, Еремеевна, Вральман, Кутейкин – выступают под «водительством» госпожи Простаковой, помещицы-крепостницы. В таком окружении формируется нравственность молодого дворянина, недоросля, Митрофана Простакова. Так возникает тема семейного воспитания, тема семьи, внутрисемейных отношений.

Классицизм — литературное направление, основанное на принципах философского рационализма, идеале гармонии и меры, строгом соблюдении нормативности в поэтике, подражании образцам античной словесности, вере в человеческий разум. Гармония содержания и формы, строгое деление героев на положительных и отрицательных, использование «говорящих» фамилий, правила «трех единств», соблюдение иерархии жанров — вот основные черты классицизма.

Русский классицизм отличает сатирическая направленность произведений, преобладание национально-исторической тематики над античной.

Комедия имеет воспитательную направленность, так как в ней затрагиваются важнейшие вопросы воспитания гражданина, образования, нравственности, произвола помещиков. Комедия носила злободневный характер, ведь Д. И. Фонвизин показал все тяготы крепостного права, недостатки обучения. Эта пьеса стала предшественницей комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

  1. Русский сентиментализм как литературное направление. Основные свойства, черты, жанры, литературные формы, представители.

Сентиментализм(от фр. sent – чувство, чувствительный, англ. sentimental – чувствительный) – художественное направление в искусстве и литературе, которое пришло на смену классицизму. Более подробно о классицизме. Уже по названию понятно, что новое направление в противовес культу разума провозгласит культ чувства. На первом месте стоят чувства, а не великие идеи. Автор делает упор на восприятие читателя и его чувства, возникающие во время чтения. Истоки направления приходятся на Западную Европу в 20-е годы XVIII века, до России же сентиментализм дошел в 70-е годы, а за первых три десятилетия XIX века занял ведущее положение. По времени появления сентиментализм предшествовал романтизму. Это было завершение эпохи Просвещения, поэтому в произведениях сентименталистов сохраняются просветительские тенденции, что проявляется в назиданиях, морализаторстве. Но появились и совершенно новые черты. Основные черты сентиментализма Во главу угла ставится не разум, а чувство. Умение сочувствовать, сопереживать рассматривалось писателями как важнейшее достоинство человеческой личности. Главные герои – не вельможи и цари, как в классицизме, а обычные люди, незнатные и небогатые. Прославлялся культ врожденной нравственной чистоты и неиспорченности. Основное внимание писателей направлено на богатый внутренний мир человека, его чувства и эмоции. А также на то, что душевные качества человека не зависят от его происхождения. Таким образом, в литературе появились новые герои – простые люди, которые по своим нравственным качествам зачастую превосходили героев-дворян. Прославление в произведениях писателей сентименталистов вечных ценностей – любви, дружбы, природы. Природа у сентименталистов – не просто фон, а живая сущность со всеми ее мелочами и особенностями, как бы заново открытая и прочувствованная автором. Свою главную цель сентименталисты видели в том, чтобы утешить человека в его жизни, полной горестей и страданий, обратить его сердце к добру и красоте. Сентиментализм в Европе Наиболее законченное выражение это направление получило в Англии, в романах С. Ричардсона, Л. Стерна. В Германии яркими представителями были Ф. Шиллер, И. В. Гете и предреволюционной Франции сентименталистские мотивы нашли наиболее полное выражение в творчестве Жан-Жака Руссо. С. Ричардсон Л. Стерн Ф. Шиллер И. В. Гёте Ж. Ж. Руссо   Само название литературного направления укоренилось после написания авторами многочисленных «Путешествий», которые открывали читателю красоту природы, бескорыстную дружбу, семейную идиллию. Затрагивали самые нежные чувства читателей. Первый роман «Сентиментальное путешествие» был написан Л. Стерном в 1768 году. Сентиментализм в России В России представителями сентиментализма являлись М. Н. Муравьев, И. И. Дмитриев,  Н. М. Карамзин со своим наиболее известным произведением  «Бедная Лиза», молодой В. А. Жуковский. Просветительские традиции сентиментализма ярче всего проявились в произведениях А. Радищева. М. Н. Муравьев И. И. Дмитриев Н. М. Карамзин В. А. Жуковский А. Радищев В России существовало два направления сентиментализма: Дворянский Направление, которое не выступало за отмену крепостного права. Николай Карамзин, автор повести «Бедная Лиза» в конфликте между сословиями выдвинул на первое место не социальный фактор, а моральный. Он считал: «и крестьянки умеют любить…». Революционный В литературе это направление выступало за отмену крепостного права. Основой всей культуры, как и основой общественного бытия, считал Радищев, является личность, которая заявляет о своем праве на жизнь, свободу, счастье, творчество. Сентименталисты создали множество новых жанров в литературе. Это бытовой роман, повесть, дневник, роман в письмах, очерк, путешествие и другие, в поэзии это элегия, послание. Так как в противовес классицизму не было четких правил и ограничений, очень часто жанры смешивались. Поскольку героями произведений сентименталистов стали простые люди, получил значительное упрощение и язык произведений, в нём появилось даже просторечие. Отличительные черты русского сентиментализма Проповедь консервативных взглядов: если все люди, независимо от их положения в обществе, способны на высокие чувства, значит, путь к всеобщему счастью лежит не в изменении государственного устройства, а в нравственном самосовершенствовании, нравственном воспитании людей. Ярко выражены просветительские традиции, поучение, наставление, морализаторство. Совершенствование литературного языка путём введения разговорных форм. Сентиментализм сыграл важную роль в литературе обращением к внутреннему миру человека, в этом плане он стал предвестником психологической, исповедальной прозы.

  1. 1   2   3   4   5


написать администратору сайта