Главная страница
Навигация по странице:

  • Развитие русской культуры (середина XIII-XV вв.). Церковная культура

  • Развитие русской культуры в XVI веке. Церковная культура

  • Русская культура XVII века.

  • Русская культура первой половины XVIII века

  • Русская культура второй половины XVIII века

  • Русская культура первой половины XIX века

  • Русская культура второй половины XIX века

  • история России (культура). Литература Архитектура Живопись Декоративно прикладное искусство


    Скачать 44.67 Kb.
    НазваниеЛитература Архитектура Живопись Декоративно прикладное искусство
    Анкористория России (культура
    Дата12.04.2022
    Размер44.67 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаistoriya_russkoy_kultury_v_tablitse.docx
    ТипЛитература
    #467054

    История русской культуры в таблицах

    Культура Древней Руси (IX- первая треть XIII в.)

    Письменность

    Литература

    Архитектура

    Живопись

    Декоративно – прикладное

    искусство

    чернь – вид ювелирной техники, при котором изображения наносятся гравировкой на золото (серебро) с заполнением штрихов черневым сплавом.

    Финифть (эмаль)- прочное стеклообразное покрытие, наносимое на металлический предмет и закрепляемое обжигом

    скань- вид ювелирной техники, изготовление украшений из тонкой проволоки

    зернь- техника изготовления ювелирных изделий, когда мелкие серебряные или золотые шарики напаиваются на орнамент

    1.Узелковая письменность;

    2.Узелково – иероглифическая письменность;

    3.Пиктография;

    4.Славянская азбука, Кирилл и Мефодий.

    (Глаголица и кириллица)

    Материал:

    1.береста;

    2.пергамент

    Жанры:

    • Летопись;

    • Житие;

    • Слово (поучение);

    • Хождения;

    • Исторические повести.

    Летопись- «Повесть временных лет», Нестор – монах Киево-Печёрского

    монастыря, около 1113 года.

    Житие (агиография), первое житие – житие Бориса и Глеба.

    Слово:

    -торжественное – «Слово о Законе и Благодати»,  автор- первый киевский митрополит Илларион;

    -нравоучительное – «Поучение Владимира Мономаха» (нравственное и политическое завещание).

    Хождения «Хождение игумена Даниила в Палестину».

    Самый известный литературный памятник домонгольской Руси -  «Слово о полку Игореве» (призыв к единству Руси, против усобиц), о походе Игоря Святославовича на половцев (1185г.)

    Крестово-купольный  стиль.

    Памятники:

    • Десятинная церковь в Киеве (первый каменный памятник);

    • Собор Святой Софии в Новгороде;

    • Собор Святой Софии в Киеве, строительство началось в 1037г, воздвигнут в честь победы  над половцами.  Символизировал равенство Киевской Руси с Византией в политическом и религиозном отношениях.

    • Золотые ворота в Киеве.

    Памятники Владимиро-Суздальской  земли:

    • Церковь Покрова – на – Нерли;

    • Успенский собор;

    • Дмитровский собор (известен белокаменной резьбой)

    Фреска- техника стенной живописи, воспроизведение рисунка по сырой штукатурке красками, разведёнными на воде.

    Мозаика- изображение, выполненное из набора цветных камней, мрамора, смальты.

    Иконы, самая почитаемая – Богоматерь с младенцем

    Миниатюра- красочная иллюстрация

    Развитие  русской культуры (середина  XIII-XV вв.). Церковная культура




    Литература

    Архитектура

    Живопись

    Церковь

    - влияние ига на темпы и ход развития.

    Жанры: Летописи; Исторические повести;

    Житие; Хождения.

    Произведения:

    «Повесть о разорении Рязани»;

    «Повесть  о Щелкане»

    (о восстании в Твери в 1327г.);

    «Житие Александра Невского» (О Невской битве);

    «Задонщина» (о 1380г., Софоний Рязанец);«Сказание о Мамаевом побоище» (О Куликовской битве);«сказание о взятии Москвы Тохтамышем» (1382г);«Хождение за три моря», (Афанасий Никитин, XV

    • Московский Кремль

    Белый камень   Красный  кирпич

    1367-1369гг.                              Иван III

    Д. Донской

    • Успенский собор

    (1475-1479гг),

    Аристотель Фиорованти;

    • Благовещенский собор(1484-1489гг.);

    • Церковь Ризоположения

    Создатели: псковские мастера;

    • Грановитая палата;

    -начало строительства:

    1487г.- Марко Фрязин,

    - окончание:

    1491г. – Пьетро Антонио Солари;

    • Троице-Сергиева Лавра,

    Троицкий собор, основан Сергием Радонежским.

    Фреска- техника стенной живописи, воспроизведение рисунка по сырой штукатурке красками, разведёнными на воде.

    • Феофан Грек (1340-1410),

    использование ярких красок, часто используются контрастные цвета; лики святых полны внутренней силы, страсти, борьбы. Расписал: Благовещенский собор, Спас на Ильине в Новгороде.

    Иконы: Богоматерь.

    • Андрей Рублёв

    (конец 14в.- первая треть 15в.),

    возвышенная одухотворённость образов, мягкость, лиризм, глубокая человечность, внутренняя сила и спокойствие.

    Иконы:  «Спас», «Троица».

    Расписал: Успенский собор во Владимире, Троицкий собор, Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря.

    • Дионисий (1440-1505гг.),

    предельная отрешённость,  лёгкость, использование цветных пятен, много белого цвета.

    Расписал Ферапонтов монастырь.

    Течения в церкви

    (к.14- нач.15в)

    Нестяжатели              Иосифляне

    Нил Сорский      Иосиф Волоцкий

    Нестяжатели – отказ от накопительства, церковь не вмешивается в  светские дела.

    Иосифляне – церковь должна владеть  землями и собственностью, для того, чтобы помогать нищим, иногда доходили до признания власти церковной выше светской.

    Стригольничество-первая русская ересь, критика недостойного поведения духовенства.

    Развитие русской культуры в XVI веке. Церковная культура

    Литература.  Общественная  мысль

    Церковь.

    Архитектура.

    Живопись

    Книгопечатание

    Дополнительные

    сведения

    Жанры:

    • Летописи:

    1.«Степенная книга» (описание правлений русских князей от Владимира Святого до);

    2.«Лицевой летописный свод».

    • Исторические повести:

    1. «Казанское взятие»;.

    • Публицистика:

    1.«Сказание о князьях Владимирских»;    концепции наследственной связи

    русских государей с византийскими императорами.

    2.И.Пересветов: «Сказание о царе Константине», «Сказание о Магомете –  Салтане»: идеал государственного устройства -  сильная самодержавная власть.

    3.А.Курбский: «История о великом князе Московском»; идея- ограничение царской власти. Переписка с царём о путях развития Руси, об отношении монарха с подданными.

    4.  Сильвестр  «Домострой»- энциклопедия домашнего хозяйства и моральных норм, правила поведения в семье.

    5.Митрополит Макарий «Четьи – минеи» – сборник, в котором произведения располагались по дням, чтение их предписывалось церковью.

    Феодосий Косой- лидер еретиков, критиковал догматы христианства: о божественной природе Христа, воскрешения мёртвых; монашество.

    Максим Грек выступал против обогащения церкви.

    Матвей Башкин -  против официальной церкви, осуждал холопство.

    Василий Патрикеев

    (Вассиан Косой)- нестяжатель, за независимость церковной власти от государственной.

    Стиль: шатровый.  Данный стиль основан на национальных традициях деревянного зодчества.  Характеризуется устремлённостью вверх. Завершается многогранной  пирамидой.  Наличие  шатров, увенчанных  маковкой, покраска под кирпич, побелка.

    Памятники:

    • Церковь Вознесения

    в селе Коломенском:1-ый памятник, построенный в шатровом стиле.  Воздвигнут в честь рождения  Ивана IV.

    • Покровский собор

    (Храм Василия Блаженного, Покрова на Рву); архитекторы: Барма и Постник, 1555-1556г.

    • Архангельский собор,

    Архитектор -  Алевиз Новый, 1506-1508гг.

    • Колокольня

    Ивана  Великого

    Фёдор Конь – Белый город

    (3-я каменная линия укрепления)

    Изображение на иконах лиц царей, князей,

    исторические сюжеты

    1564г.- начало книгопечатания, Иван Фёдоров и Петр Мстиславец;

    «Апостол» – первая русская (датированная)  печатная книга.

    А.Чохов

    «Царь- пушка»

    (1586г.)

    Русская культура XVII века.

    наука

    литература

    публицистика

    архитектура

    живопись

    театр




    География:

    1.1643-1646г.

    В. Поярков: экспедиция на Амур;

    2.1648 г. – С. Дежнев: выход к проливу между Азией и Северной Америкой;

    3.1649г.- Е. Хабаров:

    карта Приамурья;

    4.В. Атласов: Камчатка и Курильские острова;

    Учебные пособия:

    1.Азбука Бурцева;

    2.Грамматика Магницкого;

    3.Букварь Истомина

    Учебные заведения:

    1687г. Славяно – греко- латинская академия

    1. «Житие Протопопа Аввакума, им самим написанное им самим»

    Историческая повесть:

    1. « Сказание Авраама Палицына»

    (о  Смуте);

    2. «Повесть об Азовском  осадном сидении»

    ( победа над турками 1641г.)

    Сатира:

    1. «Повесть о Ерше Ершовиче»;

    2. «Повесть о Шемякином суде»;

    3. «Калязинская челобитная»  (высмеивается монастырь)

    Драматургия:

    основатель Симеон Полоцкий.

    1. «О Навуходоносоре царе»;

    2. «Притча о блудном сыне»

    1.Ю. Крижанич:

    « Думы политичны»

    (идея: социальный мир и смягчение угнетения);

    2. С. Полоцкий:
    «Политика». Идея: цель  самодержавного

    правления – установление равноправного суда монарха над всеми подданными)

    Стили:

    1. начало- 30-ые годы XVII века  – шатровый стиль;

    2.40-ые- 70-ые годы XVII века – барокко:

    а) чёткость;

    б) симметричность;

    в) многоярусность;

    г) сочетание красного и белого кирпича.

    Архитекторы:

    Т.Константинов, Т.Шарутинов, Л.Ушаков,

    Б.Огурцов

    Архитектурные памятники:

    1.Кремлёвский Теремной дворец;

    2.Воздвигнут шатёр над Спасской башней Кремля в Москве;

    3. Церковь Покрова в Филях  (барокко);

    4.Дворец Алексея Михайловича  в Коломенском (деревянный; Петров и Михайлов).

    XVII в. – «русское узорочье»- художественный приём, связанный  с многообразием применяемых красок, форм, сюжетов, декоративность линий

    Симон Ушаков

    (стремился «выписать» детали, придать объём).

    Произведения:

    1.«Троица»;

    2.Спас Нерукотворный

    3.картина «Насаждение древа государства»

    XVII век: появляются парсуны – портреты

    http://5-ege.ru/

    Наиболее известная – изображение М.В. Скопина – Шуйского

    1672 г. – придворный театр

    обмирщение культуры

    Русская культура первой половины XVIII века

    образование

    наука

    театр

    литература

    быт

    архитектура

    живопись

    1. «Арифметика» Магницкого;

    2.  «Грамматика» Смотрицкого;

    3. «Букварь» Поликарпова;

    4.  «Первое учение отрокам»           Прокоповича.

    1708-1710 г.- реформа алфавита, гражданский шрифт.

    1714г.- указ: уклонившиеся от службы дворяне не имели права жениться.

    Создание:

    1.цифирные школы;

    2.Навигацкая школа (1701г.),

    Я. Брюс;

    3.Морская школа (1715г.);

    4.Инженерная школа;

    5.Медицинская школа(1707г.);

    6.Артилерийская школа;

    7.Указ о создании Академии наук и художеств(1724г.), первое научное заседание прошло в 1725г.

    1.Нартов создал

    токарно-копировальный станок;

    2.1706г.- аптекарский огород- основа ботанического сада;

    3. 1707г.- первый госпиталь;

    1718г. – отечественные хирургические инструменты;

    4.1724г.- подводная лодка (Никонов)

    5.1714г. – Кунсткамера-первый  естественно-научный музей.

    6.В Сухаревской башне Я. Брюс открыл обсерваторию.

    7.Камчатские экспедиции Беринга и Чирикова, подтвердили наличие пролива между Азией и Америкой.

    1702г. – общедоступный театр, строительство «Комедиальной хламины»

    1.Тредиаковский- первая ода4.Кантемир (сатирик)

    «Куму своему» (защита петровских преобразований);

    2.1703г.- газета «Ведомости»;

    3.1714г.- библиотека;

    4. «Юности честное зерцало» (правила хорошего тона).

    Публицистка.

    Ф. Прокопович-

    «Правда  воли монаршей»,

    «Слово о власти и чести царской».

    Идея: право монарха на неограниченную власть.

    И.Посошков

    «Книга о скудости и богатстве»

    Ассамблея – бал, устраиваемый в домах знати.

    1700-новое летоисчисление

    Барокко: -монументальность;-пышность;

    изогнутость линий фасада;-обилие колонн, статуй.Памятники:

    -Собор Петропавловской крепости (Трезини, Земцов);

    -здание 12 коллегий

    ( проект Трезини, Земцова);

    -Кунсткамера:

    Земцов, Кьявери

    Маттарнови.

    -Адмиралтейство

    (началось строительство при Петре);

    -Зимний дворец, Смольный собор (Растрелли)

    Никитин «Пётр на смертном ложе»;

    Матвеев «Автопортрет с женой»

    Русская культура  второй половины XVIII века

    Наука.

    Изобретения.

    Литература.

    Образование.

    Живопись.  Скульптура.

    Архитектура.

    Театр.




    1.Ломоносов – развитие     молекулярной теории строения веществ; закон сохранения материи, доказал общность природы молнии и электричества, создал рецепт изготовления смальты, исследование Венеры, действующая модель вертолёта.

    Лаптевы – исследование побережья Северного Ледовитого океана.

    Татищев- «История Российская»;

    Щербатов « История Российская от древнейших времён»;

    1.Ползунов  разработал проект универсального теплового двигателя,  паровая машина.

    2.Кулибин:

    -зеркальный прожектор;

    -семафорный телеграф;

    шлифовка оптических стёкол;

    -одноарочный неразводной мост;

    -дворцовый  лифт;

    -суда,  двигавшиеся против течения;

    -протезы для инвалидов.

    3.Фролов- установка для откачки воды и подачи руды из шахты.

    -Классицизм,

    представитель- Сумароков

    («Дмитрий Самозванец»).

    -Реализм-Державин,

    Фонвизин – «Недоросль», «Бригадир».

    -Сентиментализм –

    Карамзин «Бедная  Лиза»,

    Общественная мысль.

    -Новиков  издавал

    журналы «Трутень» и «Живописец».

    -Радищев

    «Путешествие из Петербурга в Москву».

    1755г.- Московский Университет

    ( Ломоносов, Шувалов),

    1757г. – академия художеств (по плану Шувалова)

    1764г. – Смольный институт благородных девиц (Бецкой).

    1786 г.- издание Устава народных училищ.

    Жанры:

    1.Портреты:

    -Рокотов;

    -Левицкий;

    -Боровиковский;

    -Аргунов;

    -Антропов.

    2.Пейзажи (Щедрин)

    3.Натюрморты (Теплов).

    Скульптура.

    -Шубин

    (бюсты Ломоносова, Екатерины II);

    -Козловский

    (памятник Суворову);

    -Фальконе

    «Медный всадник»

    Эрмитаж.

    Классицизм: логичность; симметричность; геометризм; чёткость линий; обращение к античной культуре.

    Памятники периода:

    -Дом Пашкова (Баженов);

    Московский университет, Сенат  (Казаков);

    Волков-

    основатель театра

    Жемчугова – крепостная актриса;

    крепостной

    театр

    Шереметевых.




























    Русская культура  первой половины XIX века

    Наука и образование.

    Литература.

    Архитектура.

    Живопись, скульптура.

    Театр

    Музыка.

    1811г.- Царскосельский лицей;

    география:

    -1803-1806гг.

    Лисянский, Крузенштерн- кругосветная экспедиция(побережье Тихого океана, о. Сахалин, Камчатка);1807-1809-Головнин, Курильские острова; Головнин – глава Русского географического общества;

    -1819-1821гг.

    Беллинсгаузен, Лазарев-

    открыта Антарктида;

    -1821-1824гг. – Литке; Северный Ледовитый океан;

    -1848-1849 Невельской-

    доказал, что Сахалин-остров.

    Зинин- синтез анилина;

    -Якоби – электромотор,

    гальванопластика;

    -Шиллинг – электромагнитный телеграф;

    Черепановы – первая ж/д

    и паровоз; Металлография- Аносов, Неевклидова геометрия- Лобачевский; Струве – Пулковская обсерватория

    -романтизм- Жуковский («Людмила»);

    -реализм – Пушкин, Лермонтов, Гоголь.

    Журналы:

    -«Отечественные записки»: Некрасов

    Салтыков-Щедрин,

    -«Современник»: Пушкин

    -«Северная пчела»:

    Булгарин.

    -«Полярная звезда»: Рылеев, Бестужев.

    Стили:

    -классицизм;

    -ампир- опора на художественное наследие Греции и Рима;

    монументальность,

    обилие декоративных украшений и военной эмблематики.

    -эклектика – произвольное сочетание разных стилей.

    Памятники:

    Росси: Сенат, Дворцовая площадь,

    Михайловский дворец

    (ампир);

    Бове: Манеж, Большой театр (ампир);

    Воронихин: Казанский собор, Горный институт (ампир);

    Захаров: Адмиралтейство (ампир);

    Жилярди: здание Опекунского совета (ампир);

    Тон: Большой Кремлёвский дворец,

    Храм Христа Спасителя

    (русско- византийский );

    Монферран: Иссакиевский собор,

    Александровская колонна

    (эклектика).

    Тома де Тамона: Биржа

    -портреты:

    Тропинин: «Пушкин»;

    Кипренский: «Пушкин»;

    -исторический жанр:

    Брюллов: «Последний день Помпеи», «Всадница»;

    Иванов: «Явление Христа народу»;

    Бытовой жанр:

    Венецианов: «Жатва», «На пашне», «Гумно»,«Пастушок»;

    Федотов «Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Анкор, ещё анкор!», «Завтрак аристократа»

    Тропинин « Кружевница»;

    Скульптура:

    Клодт –  «Укрощение коня»  на Аничковом мосту;

    Мартос – памятник Минину и Пожарскому

    -1824г.- Малый театр;

    -1832г.- Александринский

    театр

    актёры: Щепкин, Мочалов, Каратыгин

    Глинка «Жизнь за царя» (Иван Сусанин), «Руслан и

    Людмила»,

    «Патриотическая песня»;

    Даргомыжский-

    «Русалка»;

    Алябьев, Варламов, Гурилёв – романсы

    Русская культура второй половины XIX века

    Наука.

    Живопись

    Скульптура.

    Архитектура.

    Музыка.

    Театр.

    География. Этнография.

    Миклухо-Маклай, Пржевальский,

    Семёнов – Тян-Шанский;

    Математика. Чебышев, Ковалевская;

    Физика.

    Яблочков (дуговая лампочка), Попов (радио),

    Столетов (фотоэффект);

    Химия.Менделеев – (периодическая система),

    Бутлеров (основы органической химии).

    Летательные аппараты.

    Жуковский, Можайский, Циолковский

    Биология. Медицина.

    Тимирязев- фотосинтез, Сеченов – микробиология, физиология, Мечников – основал бактериологическую станцию,

    Павлов – учение о высшей нервной деятельности. Боткин.

    История.

    Соловьёв С., Костомаров, Ключевский.

    «Товарищество передвижных художественных выставок»: Мясоедов, Перов, Ге, Куинджи.

    Репин, Суриков, Маковский, Поленов, Серов Васнецовы, Левитан, Шишкин.

    Перов: «Чаепитие в Мытищах», «Тройка»,

    Мясоедов: «Земство обедает», Пейзажи.

    Шишкин:  «Утро в сосновом бору»,

    Репин: «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Иван IV и его сын»,  «Запорожцы пишут письмо», «Арест пропагандиста»

    Серов: «Девочка с персикамиСуриков: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Покорение Сибири Ермаком» Поленов: « Московский дворик»,

    Левитан: «Март», «Золотая осень»,

    Саврасов: «Грачи прилетели»,

    Васнецов: «Богатыри», «Алёнушка», Верещагин: «Апофеоз войны».

    Создание Третьяковской галереи.1898г.- «Мир искусства»: Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, К. А. Сомов.

    Шервуд: памятник-храм «Героям Плевны»,

    Микешин, Опекушин «Тысячелетие России»

    Антокольский: «Иван Грозный», «Ермак»,

    «Нестор – летописец»,

    «Ярослав Мудрый».

    Псевдорусский стиль:

    Шервуд, Семёнов: Исторический музей,

    Чичагов: Городская дума

    1859г. – «Русское музыкальное общество» (Рубинштейн)

    1866г.- Московская консерватория

    (Рубинштейн),

    «Могучая кучка»:

    Бородин (химик), Кюи, Мусоргский, Балакирев

    Римский – Корсаков,

    Стасов (критик)

    Бородин: «Князь Игорь»,

    Мусоргский:

    «Борис Годунов», «Хованщина»;

    Римский – Корсаков:

    «Шахерезада»,

    «Снегурочка»

    Чайковский: «Е.Онегин», «Спящая красавица», «Пиковая дама», «Щелкунчик», «Лебединое озеро».

    Режиссёры:

    Станиславский,

    Немирович -Данченко

    Дягилев: Русские сезоны (балет) в Париже.

    С. Мамонтов- меценат, предпри


    написать администратору сайта