Главная страница
Навигация по странице:

  • Основная часть. Тема Великой Отечественной войны в литературе.

  • Биография автора.

  • Героями не рождаются – героями становятся!

  • Список литературы.

  • «Литература – это память о том, как остаться человеком». Литература это память о том, как остаться человеком (творчество Б. Васильева). Работу


    Скачать 32.92 Kb.
    НазваниеЛитература это память о том, как остаться человеком (творчество Б. Васильева). Работу
    Дата22.05.2022
    Размер32.92 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла«Литература – это память о том, как остаться человеком».docx
    ТипБиография
    #542810

    муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    « Надейковичская средняя школа имени И.П. Гоманкова».

    Проект

    «Литература – это память о том, как остаться человеком» (творчество Б. Васильева).

    Работу выполнил:

    Томашов Даниил

    Класс: 8

    Учитель:

    Магон И.В.

    д. Надейковичи

    2021-2022 уч.г.
    Содержание:

    1. Введение……………………………………………………………..3

    2. Основная часть…………………………………………………..4-10

      1. Тема Великой Отечественной войны в литературе……….4-5

      2. Биография автора…………………………………………….5-8

      3. Героями не рождаются – героями становятся........………8-10

    3. Заключение………………………………………………………….11

    4. Список литературы…………………………………………………12



    1. Введение.

    Что такое человечность? И можно ли оставаться человеком на войне? В своем произведении « А зори здесь тихие… » Борис Львович Васильев задается данными вопросами и поднимает проблему человечности на войне.

    Тема привлекла моё внимание потому, что представилась возможность узнать новые факты из жизни писателя Б.Васильева, его наставления, которые служили моральными ценностями во все времена и актуальны ныне.

    Актуальность темы объясняется тем, что произведение, написанное Б. Васильевым в 1969 году. Первоначально текст был задуман как рассказ о семи героях, отстоявших железнодорожную станцию ценой собственной жизни. Однако, переосмыслив сюжет, автор изменил подход – появились пять зенитчиц и их командир старшина Васков.

    Цель работы – показать подвиг, героизм, мужество, драматизм и трагизм женщины, ставшей солдатом на войне.

    Задачи: - изучить биографию Б. Васильева

    - рассказать одноклассникам про человечность на войне.

    Художественно преобразовывая действительность, одаривая героинь индивидуальными чертами, автор добился удивительного правдоподобия. Люди поверили в реально существовавших девчонок, особенно после экранизации повести в 1972 году.

    Гипотеза исследования выражается следующим положением. Если основательно подойти к изучению романа Б.Васильева «А зори здесь тихие…», станет понятно величие духовно-нравственного подвига русского солдата, историческая значимость и влияние на судьбу России в годы Великой Отечественной войны.

    Объектом изучения в данной работе послужил текст произведения Бориса Васильева « А зори здесь тихие…».



    1. Основная часть.

      1. Тема Великой Отечественной войны в литературе.

    Великая Отечественная война… Сколько документальных и художественных фильмов снято про неё? Но наверное, большое отражение Вторая Мировая война нашла в литературе. Многие писатели- сами фронтовики. Люди, которые пережили все тяготы войны и послевоенной жизни, смогли описать это в своих произведениях. Многие из них уже умерли. Но их произведения навечно останутся в истории человечества. Неизгладимое впечатление останется в наших умах и сердцах после прочтения их произведений. Очень часто стихи и поэмы про войну становятся народными песнями, например, отрывки из «Василия Тёркина» Твардовского. Эти произведения являются достоянием всего мира. Героями во время войны становились обыкновенные люди, а история даже не смогла сохранить их имён. Но в книге, возможно, под вымышленными именами, описываются подвиги, чаще всего совершённые на самом деле. Нам остаётся только читать, вспоминать те страшные дни, чтобы быть благодарными тем, кто своей кровью спас мир от фашизма.

    Стоит обратить внимание на то, как писатели видят войну своими глазами и как они раскрывают её в литературе не через боевые действия, а через отношения между людьми. Описываются эти отношения чистыми, искренними и бескорыстными, что говорит о том, что даже под страхом смерти люди не разучились любить. А если люди любят друг друга – значит, они живут и будут жить. А ещё в этих произведениях видно, что русский человек очень находчив, выйдет целым и невредимым из любой ситуации.

    Война побудила крепкими узами объединиться людей вместе, они стали одним целым, объединённые целью, чтобы на земле был мир. Война, как заведённая на полный ход машина смерти, толкала молодых, ещё с пушком на губах, пареньков брать винтовки и идти защищать родину, матерей, братьев, сестёр, своих девушек, мир во всём мире. Они оставили свои увлечения, любовь и пошли на передовую, чтобы умереть там. Но в то же самое время они хотели жить, любить и радоваться жизни. Ненасытимая пасть смерти поглотила всех, оставив взамен боль в сердце, ужас и разорение. И я надеюсь, никогда люди не забудут тех милых, спокойных с виду пареньков, шагающих навстречу смерти.

      1. Биография автора.

    Когда в жизни людей врывается война, она всегда приносит горе и несчастье, нарушает привычный уклад жизни. О самой жестокой, чудовищной войне – Великой Отечественной – вспоминают и поныне.

    Многие из этих писателей: Борис Васильев, Василь Быков, Юрий Бондарев, Григорий Бакланов, Константин Воробьев, Виктор Астафьев относятся к поколению 1923-1924 годов рождения. Они писали «окопную правду», показывая страшную реальность войны, которая вытесняла фанфарную браваду и идеологические установки. На первом плане в их произведениях всегда был человек, часто он был наделен обычными, негероическими переживаниями или обыденным, неприметным героизмом.

    Борис Львович Васильев родился 21 мая 1924 года в семье кадрового военного, кавалериста, командира Красной Армии, воевавшего в Гражданскую войну. 17-летний Борис учился в 9-м классе в городе Воронеже, когда началась Великая Отечественная война. 8 июля 1941 года добровольцем ушёл на фронт, участвовал в боях в Белоруссии, а затем долгие месяцы с группой бойцов по лесам и болотам выходил из окружения. Сначала был рядовым, потом воевал в звании сержанта.

    В 1943 году Борис Васильев был ранен и после лечения в госпитале приехал в Москву. Окончил Военную академию бронетанковых и механизированных войск, получил профессию военного инженера-испытателя и до демобилизации в1954 году оставался кадровым военным, но всегда хотел быть писателем. Военный опыт лёг в основу почти всех его работ, начиная с пьесы «Офицер»(по которой в 1955 г. был поставлен фильм «Офицеры», а сама пьеса шла в Центральном академическом театре Советской армии) и повести «А зори здесь тихие...»

    Эти произведения принесли ему широкую известность и стали классикой, лучшими книгами о Великой Отечественной войне.

    В большинстве произведений Бориса Львовича Васильева – в повестях «Иванов катер» (1970), «Самый последний день» (1970), «Встречный бой» (1979), «Кажется, со мной пойдут в разведку» (1980), «Летят мои кони» (1982), «Завтра была война» (1984), «Неопалимая купина» (1986), в романах: «Не стреляйте белых лебедей» (1973), «В списках не значился» (1974), «Были и небыли» (1977–1980), «Вам привет от бабы Леры» (1988), «И был вечер, и было утро» (1989), «Дом, который построил Дед» (1993); в пьесах «Стучите и откроется» (1959), «Отчизна моя, Россия» (1962), в киносценариях «Очередной рейс», «Длинный день», «Сержанты», в многочисленных рассказах – действуют люди необстрелянные, штатские по своим характерам и привычкам.

    Писателя привлекает судьба женщин на войне, они едва ли не главные персонажи многих его произведений. Наиболее характерна, конечно же, повесть «А зори здесь тихие...» – лирико-трагическое повествование о жизни и гибели пяти девушек-зенитчиц, которая была экранизирована в 1972 году режиссёром С. Ростоцким и с успехом обошла многие экраны мира. В 1975 году Борис Львович Васильев как автор повести и сценария был удостоен Государственной премии Советского Союза. В повести и её экранизации зримо проявились наиболее характерные черты стиля писателя. Внутренний трагизм органично сочетается с пронзительной и даже ликующей лиричностью, нежностью и музыкальностью интонаций, акварельностью пейзажных красок. Проступающая сквозь эту музыку сердца скорбь создаёт неповторимую атмосферу сопереживания. Необыкновенный по силе воздействия на читателя роман «В списках не значился» – о последнем защитнике Брестской крепости, лирико-драматическое повествование «Завтра была война»- о молодом поколении, ввергнутом в пучину страданий, – произведения неторопливые по манере рассказа, с массой точно подмеченных деталей и штрихов эпохи, привлекают нас особой достоверностью. Борис Васильев – художник трагического. Он выбирает ситуации экстремальные, описывает страдания людей через собственную боль.

    Перу Васильева принадлежат произведения не только о минувшей войне, но и об отдалённом прошлом, например о русско-турецкой войне (роман «Были и небыли»). Эпоха Первой русской революции отражена в повести «И был вечер, и было утро». Но в центре и этих произведений драматические и трагические события. А люди – самые обычные, на первый взгляд даже иногда кажущиеся обывателями. Однако едва ли не каждого из них обжигает, а то и испепеляет огонь безжалостной эпохи.

    Трагизм свойствен и тем произведениям Бориса Львовича, действие которых происходит в мирное время. Среди них – роман «Не стреляйте белых лебедей», автобиографическая повесть «Летят мои кони», рассказ «Жила-была Клавочка» и др. Борис Васильев – художник непримиримый. Он не идёт на компромиссы ни с ложной добротой, ни с натуральной жестокостью. Доброта Васильева глубинна, естественна. Его герои гибнут не потому, что зло оказывается сильнее, а потому что добро необходимо разбудить, заставить действовать. Писатель никогда не изменяет своей художественной и гражданской позиции. С удивительным тактом и какой-то внутренней печалью изображает он простых людей, привыкших жить по законам человечности, нравственности, честности. И когда в жизнь врываются жестокость и предательство, привычный мир этих людей взрывается и гибнет.

    Скончался Борис Васильев 11 марта 2013 года в своём доме под Солнечногорском. 14 марта похоронен с воинскими почестями на Ваганьковском кладбище рядом с супругой.

    Произведения Васильева зачастую посвящены войне и послевоенным судьбам фронтовиков. Произведения неизменно проникнуты горечью. Его стиль, при всей внешней неприхотливости, свидетельствует о замечательном и своеобразном мастерстве этого художника. Однако при всей лиричности произведений, и крупных, и новеллистических, нежности пейзажных красок и тихой мелодичности как бы неприхотливо струящейся фразы Васильев остается едва ли не всюду художником трагического склада, он никогда не дает читателю забыть, что обычная жизнь с ее бытовыми ненастьями порою невыносимо трудна, и лишь напряжение всех добрых сил души помогает преодолевать ее в каждую минуту бытия. Отсутствие показного пафоса и очевидной героики, что нередко ставилось писателю в вину и задерживало публикацию произведений, также сближает его с русской классикой.

      1. Героями не рождаются – героями становятся!

    В повести «А зори здесь тихие…» описывается подвиг коменданта разъезда Васкова Федота Евграфича и пяти девушек, из которых война сделала защитников Родины: Рита Осянина, Лиза Бричкина, Женька Комелькова, Соня Гурвич, Галка Четвертак. Свою смерть девушки нашли со своим отрядом в северном тыловом городочке. И хотя для солдат он казался курортом, на самом деле война не оставила в покое никого и ничего: пустые дома, вдовы, ещё надеющиеся на возвращение мужей с фронта, жёны, сохранившие верность, дети, мыслящие не по годам. Всё это составляло скучный и печальный портрет городочка. Но жизнь кипела, и её лозунг был: «Всё для фронта, всё для победы!» До того как они получили задание отправиться в этот городок, они уже почувствовали привкус смерти.

    Вот Рита Осянина, прежде Муштакова. Ещё до войны она была уверенной в себе, могла добиться своего, несмотря ни на что. Именно по этому в свои семнадцать с половиной лет она вышла замуж за командира-пограничника. Война лишила её всего: мужа, любви, возможности радоваться жизни. Внешне в повести она спокойна, сдержанна, но по её фразам и ежедневным ночным отлучкам к сыну можно понять истинные чувства героини, её переживания. Теперь свою цель в жизни она видит в мести, кровавой мести, хотя матери это чувство не присуще. Рита, как и остальные героини повести, погибает в неравной схватке с фашистами, выполняющими специальное задание.

    Женя Комелькова. Несмотря на все трагедии, она была чрезвычайно общительной, весёлой, озорной и …красивой. И она тоже имела свой личный счёт к врагам. В первые дни войны её семью расстреляли, расстреляли безжалостно всех, а она видела всё. Всё! Война обострила Женькины чувства, и она продолжала верить в себя, никогда не расстраивалась, и даже когда уводила немцев за собой, спасая подругу, ни на мгновение не сомневалась, что всё окончится благополучно. Евгения Комелькова смогла с честью выполнить свой долг, отомстила за смерть близких и любимых родных, став настоящим героем.

    Лиза Бричкина. Всю свою короткую, но насыщенную жизнь она прожила в ощущении завтрашнего дня. Каждое утро её обжигало нетерпеливое предчувствие ослепительного счастья, и тотчас же повседневные заботы о больной матери отодвигали это свидание с праздником на завтрашний день. Не убивали, не перечёркивали-отодвигали. Лиза умела ждать. Война растоптала всё. Но Лиза жила, задыхаясь от застенчивости. Всю любовь своего сердца она отдала коменданту разъезда Васкову, хотя он и не ведал об этом. Лиза погибла, выполняя приказ, и она выполнила его ценой своей жизни.

    Галка Четвертак. Своё будущее она выдумала ещё в детском доме. Сердце без ласки и любви жаждало романтики, бурных эмоций, всеобщего поклонения, славы. Галя попала в зенитчицы, упорно проштурмуя военкомат. Но осуществлённая мечта всегда лишена романтики. Будни были совсем не похожи на Галины представления о фронте. Война родила в душе тупой, чугунный ужас, она убила Галю Четвертак, которая даже не успела дойти до немцев и не разу по врагу не выстрелила. Сколько человеческих душ сгубила война.

    Соня Гурвич. Дочь медика, она была незаметной и исполнительной, в её жизни были только чистые и возвышенные идеи. Сквозь всё её детство красной нитью прошли постоянные вызовы к больным и смерти людей. Но Соня всегда жила с готовностью помогать другим, помочь в трудную минуту. Она была серой мышкой, а стала бойцом, защитником Родины, и она выполнила свой долг перед Отечеством.


    1. Заключение.

    Прочитав повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…», я всерьёз задумался над сегодняшним безразличием людей к своему прошлому. Сколько людей стало прахом для земли, по которому мы ходим?! Сколько людей никогда не сможет любоваться началом нового дня?! Эта повесть учит многому: преданности, отваге, мужеству и любви бесконечной, как Вселенная. Повесть пробуждает в человеке давно уснувшие искренние побуждения к добру, заботе о ближних. Автор обращает внимание читателей на законы человеческие, неписаные законы, что человека от животных одно отделяет: понимание, что человек он. А коли нет понимания этого – он зверь. Лютый зверь, страшнее страшного. Я думаю, никто не останется разочарованным, равнодушным или посчитает время потраченным зря, если прочтёт повесть Бориса Львовича Васильева «А зори здесь тихие…». А пока остаётся надеяться на разум человеческий, что больше никогда мы не будем платить такой огромной, кровавой дани войне.

    В произведении Бориса Васильева Рита Осянина – герой, которому было присуще одно важное качество – мужество. Она смогла пережить смерть любимого человека, найти в себе силы, чтобы двигаться дальше, растить самостоятельно сына, помогать больной матери и Родине. Её последний поступок – героизм, который олицетворяет эталон настоящего человека.



    1. Список литературы.

    1.«А зори здесь тихие…», Васильев Б.Л., «Детская литература», М., 1979.

    2. Литературно- просветительский журнал « Литературная учеба №5» книга пятая сентябрь-октябрь 2014. Главный редактор: Алексей Варламов

    3.«Русские писатели и поэты», краткий биографический словарь, М., 2000.

    4. https://ru.wikipedia. org/wiki/Мотив (литература)


    написать администратору сайта