Главная страница

Культурное пространство империи во второй половине 19 века русская литература. Культурное пространство империи во второй половине 19 века русск. Литература ii половины xix века золотой век литературы


Скачать 6.05 Mb.
НазваниеЛитература ii половины xix века золотой век литературы
АнкорКультурное пространство империи во второй половине 19 века русская литература
Дата22.04.2023
Размер6.05 Mb.
Формат файлаpptx
Имя файлаКультурное пространство империи во второй половине 19 века русск.pptx
ТипЛитература
#1080979

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА II ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

ЗОЛОТОЙ ВЕК ЛИТЕРАТУРЫ


Литература во второй половине XIX века выражала мнение общества. Это было время наибольшего развития критического реализма в литературе. Писатели изображали жизнь во всех проявлениях.

Самой яркой фигурой из них был Н. Г. Чернышевский. Герои романа «Что делать?» твердо знают, чего хотят в жизни. Они трудятся, им не знакомы праздность и скука.

ЗОЛОТОЙ ВЕК ЛИТЕРАТУРЫ


В то же время вторая половина XIX в. дала писателей и поэтов, продолжавших дело своих предшественников.

МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ

САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

(1826 – 1889)

Писатель беспощадно обличал действительность России. При написании своих произведений он пользовался приемами гротеска.

«Много на Руси нуждающегося народа! Много людей, которые куда бы ни обратили тоскливые взоры, везде видят только безнадежную пустоту».

ЗОЛОТОЙ ВЕК ЛИТЕРАТУРЫ


Гениальный сатирик создал целую галерею зловещих образов, представляющих как старый мир помещиков (Иудушка Головлёв) и чиновников (Угрюм-Бурчеев), так и нарождающийся мир «чумазых» хищников (Колупаевы и Разуваевы).

Иудушка, Порфирий Головлев. избрал своим оружием лицемерие. Под маской милого и душевного человека он добивается своих целей, собирает вокруг себя родовое имущество.

ЗОЛОТОЙ ВЕК ЛИТЕРАТУРЫ


Смешной, но одновременно страшной предстаёт Россия в произведениях великого сатирика: «Губернские очерки», «История одного города», «Господа Головлёвы», «Помпадуры и помпадурши».

«История одного города» – рассказ о городе Глупове, в котором люди испытывают страх перед начальством. Терпение и молчание народа породили различные бедствия.

Как писал сам автор: «Из Глупова в Умнов лежит дорога через Буянов». Таким образом он обозначал единственный выход– революция.

ЗОЛОТОЙ ВЕК ЛИТЕРАТУРЫ


ГЛЕБ ИВАНОВИЧ УСПЕНСКИЙ

(1843 –1902)

В своих произведениях стремился раскрыть «сущую правду» народной жизни, жизни крестьян, показать, как под влиянием происходивших перемен «власть земли» заменяется «властью капитала».
  • Очерки «Нравы Растеряевой улицы»,
  • цикл повестей «Разоренье»
  • цикл «Новые времена, новые заботы».

ЗОЛОТОЙ ВЕК ЛИТЕРАТУРЫ


НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ

(1821 – 1877)

Для него характерно глубокое понимание психологии, нужд и чаяний крестьян. Стихотворения и поэмы, изображающие быт городских

низов и крестьянские будни, проникнуты состраданием к человеческой боли.

ЗОЛОТОЙ ВЕК ЛИТЕРАТУРЫ


В поэме «Кому на Руси жить хорошо» он поставил важные нравственные вопросы. В чем смысл жизни? Что есть грех? И многие другие. Помещики и священники видят счастье в богатстве, сытости, веселье. Однако герои произведения видят счастье в вольной и веселой жизни крестьян.

ЗОЛОТОЙ ВЕК ЛИТЕРАТУРЫ


ИВАН СЕРГЕЕВИЧ Тургенев

(1818 – 1883)

Главным предметом изображения которого была «быстро изменяющаяся физиономия русских людей культурного слоя». Отношение автора к представителям этого культурного слоя противоречивое. Он сочувствует их идеалам, но одновременно осознаёт их неосуществимость.

ЗОЛОТОЙ ВЕК ЛИТЕРАТУРЫ


В романе «Отцы и дети» противопоставляется человек нового поколения, верящий в силу науки, и представители старой аристократии. На страницах романа затронуты проблемы отношений между революционерами и либералами, которые рассуждают о поиске путей развития страны.

ЗОЛОТОЙ ВЕК ЛИТЕРАТУРЫ


В романах Ивана Александровича Гончарова (1812 –1891) судьбы героев связаны с судьбой России, с происходившими переменами. Вынося приговор старому миру – «обломовщина», писатель многое не принимает и в идущем ему на смену мире «молодого поколения».

ЗОЛОТОЙ ВЕК ЛИТЕРАТУРЫ


НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ ЛЕСКОВ

(1831 –1895)

Глубокий знаток жизни, всё его творчество проникнуто верой в созидательные силы народа. Писатель не боялся противопоставить себя господствующему

общественному мнению, показав в романах «Некуда» и «На ножах» разрушительные последствия отказа от нравственности в политической борьбе.

ЗОЛОТОЙ ВЕК ЛИТЕРАТУРЫ


ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ

(1821 – 1881)

Автор первых социальных романов в России. Герои его произведений бедны материально, но богаты духовно. Своими душевными качествами они значительно превосходят тех, кто в обществе находится значительно выше.

ЗОЛОТОЙ ВЕК ЛИТЕРАТУРЫ


В романе в письмах «Бедные люди» изображена жизнь бедняков, которая полна безысходности и нужды. Единственным выходом для себя они видят смерть.

ЗОЛОТОЙ ВЕК ЛИТЕРАТУРЫ


В романе «Преступление и наказание» показал жизнь в Петербурге, где герои романа живут в домах с грязными лестницами и в темных комнатах.

Писатель пытался проанализировать трагедию общества, которое разделено на обыкновенных и тех, кто имеет право на насилие.

ЗОЛОТОЙ ВЕК ЛИТЕРАТУРЫ


Одним из поразивших всех произведений являются «Записки из Мертвого дома», в которых Достоевский рассказал о жизни на каторге. Ранее этой темы никто из авторов не касался.

ЗОЛОТОЙ ВЕК ЛИТЕРАТУРЫ


ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (1828 –1910)

Ко второй половине XIX в. относится расцвет творчества писателя. Его произведения выносят беспощадный приговор нравам и устоям, царящим в высшем обществе, нередко противопоставляют им народные моральные ценности и традиции.

ЗОЛОТОЙ ВЕК ЛИТЕРАТУРЫ


В романе «Война и мир» Толстой много внимания уделяет простому русскому народу, особенностям его характера. Простые люди предстают как носители высших ценностей –добра и простоты. Истинным героем Отечественной войны, стал именно народ, искренне любящий свою Родину.

ЗОЛОТОЙ ВЕК ЛИТЕРАТУРЫ


Роман «Воскресенье» обличал все несовершенство государства и церкви России, главным методом которого было насилие. Толстой описал голод и нищету в российской деревне, и вызванное этим озлобление людей.

ЗОЛОТОЙ ВЕК ЛИТЕРАТУРЫ


В романе «Анна Каренина» Толстой описал высшее общество, которое может убить в человеке все его лучшие чувства и побуждения. События перед 1861 годом стали переломными, они смогли расшатать существующие нравственные ценности.

…Судьбы ужасным приговором Твоя любовь для ней была

И незаслуженным позором

На жизнь ее она легла…

ЗОЛОТОЙ ВЕК ЛИТЕРАТУРЫ


АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ (1860 –1904)

Его герои — мелкие чиновники, разорившиеся дворяне, провинциальная интеллигенция, студенты — задавлены жизненными проблемами, они страдают от равнодушия и непонимания окружающих. Чехов стремился показать человека таким, каков он есть, не прибегая к попыткам разжалобить и растрогать читателя.

ЗОЛОТОЙ ВЕК ЛИТЕРАТУРЫ


В его рассказе «Человек в футляре» представлено обычное явление для России – страх перед жизнью, постоянное стремление стать незаметным. Главный герой постоянно повторяет фразу «Как бы чего не вышло» и боится выступить против несправедливости. Такие поступки способствуют процветанию подлости в обществе, которую некому остановить.

ЗОЛОТОЙ ВЕК ЛИТЕРАТУРЫ


Литература пыталась дать обобщённый портрет героя своего времени, человека действия, не желающего мириться с существующей действительностью. Вместе с тем писатели с тревогой наблюдают за тем, как процесс разрушения старого общества становится у подобных людей самоцелью.

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» (Е. Базаров)

Вся русская литература XIX в. связана с идеалами православия. Однако литература второй половины XIX в. в этом отношении занимает особое место. Гениальные писатели и публицисты Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой, отталкиваясь от повседневной действительности, поднимались до «вечных вопросов»: о Боге,

о душе, о смысле жизни.

В поэме «Иоанн Дамаскин» А. К. Толстой обращается к образу преподобного старца, богослова, а также поднимает проблему свободы поэтического творчества.

Внешне благополучная жизнь Иоанна при дворе калифа не удовлетворяет духовных запросов героя, «богатство, честь, покой и ласка»,, наоборот, становятся темницей для его духа и его дара.

Для Достоевского жизнь любого человека, даже самого грешного и отверженного обществом, должна быть дорогой к Богу. Отвергая абстрактные «гуманные принципы», он вкладывает в уста своего героя Ивана Карамазова важные слова: «Если Бога нет, то всё позволено»

Писатели второй половины XIX в. не могли не откликнуться на новые явления общественной жизни. Наиболее популярными в ту пору были идеи социализма, революционного обновления существующих порядков, использование террора для достижения поставленных целей.

Повесть о капитане Копейкине», повествует о участнике войны 1812 года. Правительство забыло о его заслугах перед отечеством, и покалеченный патриот оказался без средств к существованию.

Л. Н. Толстой противопоставил этому свою идеологию непротивления злу насилием. Ей посвящены его произведения «Исповедь» (1879—1881), «В чём моя вера?» (1884), «Закон насилия и закон любви» (1908), «Не убий» (1900).

Не идеализируя российскую действительность, он призывал не отвечать злом на зло.

Отвергая идеи коммунизма в их крайних формах, Ф. М. Достоевский противопоставлял им православие как духовную основу жизни. В романе «Бесы» писатель показал катастрофические последствия нигилизма и революционного отрицания существующего порядка вещей.

…Порешить вконец боярство,

Порешить совсем и царство,

Сделать общими именья

И предать навеки мщенью

Церкви, браки и семейство –

Мира старого злодейство!

Период 1860—1870 гг. стал для многих народов временем формирования национальной интеллигенции. Многие писатели сумели создать свою национальную литературу, внести достойный вклад в развитие российской культуры.

ШОЛОМ-АЛЕЙХЕМ

И. Я. ФРАНКО

Ф. К. БОГУШЕВИЧ

Во второй половине XIX в. появились первые татарские национальные романы и драмы. В творчестве М. Акмуллы,

3. Бигеева, Г. Ильяси, Ф. Халиди отражена борьба старого и

нового в татарской жизни через столкновение людей просвещённых с отсталыми и невежественными.

Большой вклад в развитие татарского литературного языка внёс педагог и

писатель Каюм Насыри. Он составил научную грамматику татарского языка,

правила правописания, написал ряд учебников для школы, заложил основы

современного татарского языка.

ЛИТЕРАТУРА РОССИИ 2 ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

  • Писатели обличали несовершенство государственного управления.
  • Большое количество внимания уделялось проблемам крестьян.
  • Описывались проблемы простых людей, живущих в городах.
  • Писатели выступали против пассивности и призывали к решительным действиям.


написать администратору сайта