эссе2018. Литература изъята из законов тления. Она одна не признает смерти
Скачать 38.6 Kb.
|
На какие жизненные вопросы тебе может помочь ответить литература? Литература изъята из законов тления. Она одна не признает смерти. М. Е. Салтыков-Щедрин Нередко услышишь призывы к чтению литературы. Говорят, что человек, желающий постичь истину жизни, человек, который хочет уметь разбираться в себе и окружающем мире должен читать. Я могу сказать, что чтение любой литературы развивает память, эрудицию, где-то мы находим ответы на интересующие нас вопросы, но, по моему мнению, изучение классической литературы даст ответы на многие жизненные вопросы. Так что же даёт на самом деле человеку классика? Как её изучение относится к жизни современного человека? Почему классика – это шедевр, помогающий человеку найти ответы на важные вопросы? Действительно, на первый неопытный взгляд, что может нам дать изучение жизни какого-то Евгения Онегина или же Печорина, зачем нам вообще знать о странных событиях где-то на Патриарших прудах, про Маргариту, летевшую на метле и врезавшуюся в уличный фонарь? «Это всего лишь события из прошлого и да, быть может, интересное повествование читателю, но зачем тратить своё свободное время на прочтение, быть может, и заинтересующих, но объёмных историй, когда можно провести своё время сидя за телевизором или интернетом?» - так скажет наш каждый второй одноклассник или недавний знакомый. Однако, у меня найдутся весомые аргументы, чтобы доказать, что классика – это шедевр, который станет для человека путеводителем в его жизни, если научиться правильно её читать и обрабатывать. Правда, лишь стоит прикоснуться к этим произведениям, и мы находим там отражение нашей действительности. В литературе, а именно классической, говорится о тех проблемах, которые волнуют человека во все времена. Все эти истории прошлого, написанные великими людьми, показывают нам как реагировать на те или иные жизненные ситуации, как сопоставить себя во времени, чтобы принести что-то в этот мир, а не быть им отвергнутым. Заставляет задуматься о том, какие силы управляют нашим миром, понять, что такое добро и зло, ненависть и любовь, что такое сам «человек». Читая классику, мы расширяем пространство, свои границы. Понимая устройство мира и жизни, становимся свободными от своих предрассудков. Только в классике – возможность найти ответы на важные вопросы. Важно лишь суметь распознать среди историй классических героев, свою историю, а там найти нужный ответ на вопрос. Вот почему именно классическая литература, на мой взгляд, является главным советчиком в нашей жизни. Я думаю, человек, читающий классику – человек, не имеющий границ, сколько всего нам даётся познать, просто прочитав произведение, которое открывает с собой двери во Вселенную, в великое пространство миров. Для меня именно классика остаётся тем «учебником жизни», по которому легче и интересней преодолевать жизненные препятствия, по-иному смотреть на какие-то «проблемы» и «разочарования». Я бы назвала классику сеансом высококлассной психотерапии, которой доступен всем, кто умеет читать. Что устарело в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» и что современно? Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы? А.С. Грибоедов Ещё с давних времен нашу жизнь затрагивал спор поколений – «отцов и детей». Произведение Тургенева «Отцы и дети» является тем произведением, которое находит широкий отклик в нашей современности. Так как не только в литературе, а и в современной нашей жизни спор «отцов и детей» не теряет актуальности. Что же устарело в романе Тургенева «Отцы и дети» и что современно? О том, что устарело можно сказать только одно – устарели идеалы, мысли и стремления, которыми жило предыдущее поколение в романе «Отцы и дети». В основе спора поколений лежит недопонимание между «отцами и детьми». Во время бурных изменений какой-либо сферы жизни человека эта проблема встаёт с удвоенной силой: как обычно, отцы – за старые уставы, которым следует подчиняться новому поколению и которые, по их мнению, являются самыми верными путеводителями в жизни, нежели какие-то новшества. А дети – «двигатели прогресса», стремившиеся свергнуть устои и традиции, воплотить в жизнь свои идеи. В романе Базаров своим поведением и высказываниями показывает, что время, в котором жили старые Кирсановы и его отец, необратимо уходит в прошлое, а на смену ему приходит эпоха с другими принципами и идеалами. Действительно, этот вопрос занимает важное место как в литературе, так и в современной жизни. Мы, молодое поколение, рождены в то время, когда наша страна – Казахстан, уже обрела независимость, стала самостоятельной страной, готовой на новые открытия и обреченная на развитие и процветание, когда Казахстан достиг немалых успехов и вершин в развитии. Мы воспитаны нашей страной, независимой и свободной, а следовательно развиваемся вместе с ней, стремимся вперед вместе с нашей Родиной достигать новых вершин. Мы, как зёрна, взращённые динамично развивающейся страной похожи на свою Родину и впитываем все, что даёт нам она. Практически ежедневно я не перестаю удивляться тому, как наши взгляды на жизнь, наше мировоззрение имеют огромное отличие с мировосприятием наших родителей, бабушек, дедушек, рожденных в советское время. Поэтому я считаю, что тема сменяющихся друг за другом поколений в романе Тургенева «Отцы и дети» никогда не утратит своей актуальности в нашей современной жизни. Выбор профессии – выбор пути. «Выбор профессии – это выбор собственного пути» - правда, есть много профессий, миллионы вариантов, куда податься после того, как покинешь стены родной школы, но почему-то ты хочешь выбирать лишь одно – то, что уже есть в твоём подсознании, то, что уже выбрала твоя душа. Перед нами – большая дорога, дорога в мир, который начинается с нашего выбора – выбора дальнейшей деятельности – своей профессии. Кем только не мечтают стать люди: знаменитыми космонавтами, как Ю. Гагарин, отважными пожарниками, врачами, чтобы спасать сотни жизней, певцами, чтобы блистать на сцене, учителями, чтобы давать знания… Профессий существует много, главное – не ошибиться в своем выборе и посвятить этой профессии всю свою жизнь. У каждого есть свои интересы, свои любимые занятия, у кого-то есть талант, а кто-то способен быстро и легко всему научиться. Например, я когда-то мечтала быть певицей, потому что люблю петь и хотела стать знаменитой, но потом поняла, что это не то, чем я хочу заниматься в своей жизни. В школьной жизни очень уж мне по нраву было организовывать различные мероприятия, концерты и тому подобное. Намечается какой-либо праздник и у меня появляются сотни различных идей, которые мне непременно нужно воплотить в жизнь. Быть в центре событий – вот от чего у меня «кружиться голова», много людей и камеры, камеры… А вот интересный человек, обязательно нужно пронаблюдать за ним, а ещё куча мыслей, возникающих в обществе, на каком-то мероприятии: то, что нужно обязательно где-то записать. Я решила, что хочу делать в своей жизни - быть журналистом. Наверное, это моё, потому что, попадая в массовку, я чувствую себя как рыба в воде - быстрее камеру и мне листок бумаги! Это именно то, что нужно моей душе. Может быть, через год я скажу, что хочу другого, но на сегодняшний день я знаю, что действительно выбрала свой путь. Ведь от этого зависит то, что ты принесёшь в этот мир и чему ты посвятишь свою жизнь. Лично для меня самое важное в жизни - это найти своё призвание и заниматься любимым делом. И считаю, что очень важно сделать правильный выбор – выбор своей профессии. Родина в жизни и творчестве русских писателей 19-20 веков. «Люблю отчизну я, но странною любовью!...» М.Ю.Лермонтов В душе каждого человека живёт особое чувство, которое движет им всю жизни, толкает к новым достижениям, которое способно возродить уставшую душу и осветить её для новых свершений. Это великое чувство любви к своему родному краю, к своей Отчизне. Тема Родины - одна из вечных тем в отечественной и мировой литературе. Действительно, во все времена поэты воспевали в своих стихах красоту родного края, как это делал А. С. Пушкин, рисуя милые его сердцу картины родной природы. Приветствую тебя, пустынный уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья, Где льётся дней моих невидимый поток На лоне счастья и забвенья. Творчество М.Ю.Лермонтова остаётся для меня примером того, как можно любить свою Родину высокой любовью. Его стихи дышат борьбой за свободу своей Отчизны, они наполняют души читателей порывом к действиям во благо своего родного края, призывают к новому подвигу. «Своей жизнью, своей кровью и потом отразим высокую любовь и преданность к своей Отчизне!» - так говорят его стихи. Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья. Нельзя не сказать о громогласном певце-поэте В.В. Маяковском. Вот где настоящий призыв к подвигам, это стихи не о нежности к своей родной земле, это стихи действия! Мы! Коллектив! Человечество! Масса! Довольно маяться. Маем размайся! В улицы! К ноге нога! Всякий лед под нами ломайся! Тайте все снега! Я считаю, что тема Родины – вечна. Будь то поэзия или наша жизнь, во всем отражается отношение человека к Отечеству. Поэты 19-20 веков являются примером для нас, ведь являясь истинными патриотами, они не отвернулись от своей страны в нелёгкое для неё время, остались верны своему Отечеству и своими стихами призывали народ к патриотизму. Хоть мы и не поэты, а простая молодёжь, живущая в 21 веке, своими действиями, а не словами только мы должны доказать свою признательность той земле, которая взрастила нас и дала самые лучшие моменты нашей жизни. Приюти ты в далях необъятных! Как и жить и плакать без тебя!- А.Блок. Размышляя о войне…(по произведениям писателей 20 века) Война. Сколько боли в этом слове. Война. Слышится лишь вой пуль, что летят над полем боя. За этим словом миллионы потерянных жизней, которые готовы были отдать всё за Победу, за Родину. Я знаю о войне из истории своей семьи, о войнах рассказали мне учебники истории и произведения русской литературы. Подвигом был каждый час жизни тех людей, которые воевали, потому что он проходил бок о бок с постоянной необходимостью жертвовать собой. Конечно же, главным героем военной литературы всегда был народ и человек из народа. В первые послевоенные годы писатели, как мне кажется, отдавали предпочтение «легендарным» героям, ярким, сильным, необыкновенным личностям. Это герои А. Фадеева («Молодая гвардия»), Б. Полевого («Повесть о настоящем человеке»), Э. Казакевича(«Звезда») и другие. Герои этих книг находятся в острых, порой невероятных ситуациях, когда требуется от человека огромная отвага, особая выдержка или полководческая прозорливость. Я верю таким писателям, которые сами были фронтовиками или военными корреспондентами: К. Симонову, М. Шолохову, Г. Бакланову, В. Быкову, А. Твардовскому. Они лично убедились, что перед угрозой смерти люди ведут себя по–разному. Одни мужественно, смело, поражая выдержкой и высоким чувством товарищества. Другие оказываются трусами, приспособленцами. В трудную минуту резко отделяется добро от зла, чистота от подлости, героизм от предательства. С людей слетают все их красивые одёжки, и они предстают такими, каковы на самом деле. «В этой войне мы не только победили фашизм и отстояли будущее человечества, - пишет Василь Быков.- В ней мы ещё осознали свою силу и поняли, на что сами способны. В 1945 году миру стало понятно: в советском народе живёт титан, с которым нельзя не считаться и невозможно до конца знать, на что этот народ способен». В большинстве своих рассказов и повестей В. Быков ставит действующих лиц в такие обстоятельства, когда они один на один остаются со своей совестью. Может статься так, что никто и не узнает о том, как они вели себя в трудную минуту, в «минуту, страшнее которой уже не будет». Никто не заставляет Витьку Свиста («Журавлиный крик») бросаться под фашистский танк. А юный необстрелянный Глечик имеет полную возможность последовать примеру ловкого и хитрого Овсеева и попытаться спастись. Но оба они предпочитают погибнуть, чем ценой предательства получить право на жизнь. Человек сам несёт ответственность за своё поведение, и высший суд – это суд его собственной совести. Мне хочется упомянуть одно из самых горьких военных стихотворений А.Твардовского «Я убит подо Ржевом». Фронт горел, не стихая, Как на теле рубец. Я убит и не знаю Наш ли Ржев наконец?.. …Летом, в сорок втором, Я зарыт без могилы. Всем, что было потом, Смерть меня обделила. От «я» рассказ переходит к солдатскому «мы», ведь когда люди объединены общей целью и когда в их жилах течёт кровь с привкусом надежды, они многое сумеют выстоять: Что недаром боролись Мы за родину-мать, Пусть не слышен наш голос, Вы должны его знать. Василий Теркин стал одним из моих любимых литературных героев. Он очень по душе мне жизнелюбием. Смотрите, он на фронте, где каждый день смерть, где никто "не заколдован от осколка -дурака, от любой дурацкой пули". Порой мерзнет и голодает, не имеет вестей от родных, его ранят. А он не унывает. Живет и радуется жизни. Мне кажется, сегодня этого качества так не хватает многим людям. А может быть, и мне самой. Он говорит о том, что, пока солдат чувствует локоть товарища, он силен. За ним батальон, полк, дивизия. А то и фронт. Да что там. Вся Россия! Когда совсем тошно было, находил ведь Василий слова, что помогали товарищам. Такой уж в нем был талант. В. Быков дал почувствовать, как горько, когда обрывается чистая и молодая, верующая в добро жизнь в своём произведении «Журавлиный крик». До Глечика донеслись странные печальные звуки. Он увидел, как за исчезающей стаей летел отставший, видно, подбитый журавль; отчаянный крик птицы безудержной тоской захлестнул сердце юноши. Этот журавлиный крик – полная печали и мужества песня прощания с павшими и призывный клич, возвещающий о смертельной опасности, и этот мальчик потрясенно открыл для себя: ему скоро предстоит умереть и ничего изменить нельзя. Он схватил единственную гранату и занял свою последнюю позицию. Без приказа. Хорошо зная, что это конец. Не желая умирать и, не умея выживать любой ценой. Это была героическая позиция. Герои повести «Журавлиный крик» при всем разнообразии своих характеров схожи в главном. Все они сражаются до конца, своей кровью, своей жизнью обеспечивая организованный отход батальона. Через их трагическую судьбу очень убедительно показывается трагедия первых военных лет и реалистически раскрывается неброское во внешних своих проявлениях мужество солдат, которые в конечном итоге обеспечили нашу победу. Действительно, война – это время, когда раскрываются людские души. Смерть ходит по пятам, не знаешь, когда придёт та самая последняя минута. И, по-моему, тогда важно просто делать то, что подсказывает твоё сердце. Об отваге на поле боя рассказали нам в своих бессмертных произведениях писатели 20 века. Вечные проблемы в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" Рукописи не горят. Михаил Булгаков, "Мастер и Маргарита" Шедевр, который создал М. Булгаков под названием «Мастер и Маргарита» лично для меня на сегодняшний день является самым впечатляющим творением из всех мною прочитанных. Удивительно и невероятно - произведение охватило бесконечную территорию для обозрения читателя, и кроме этого, вышла за пределы Вселенной, нашего мира. Сейчас мы сидим вместе с Берлиозом и Воландом на скамейке на Патриарших прудах, и вот уже оказываемся на балу нечистой силы. Восхитительно! Важным моментом является то, что Булгаков подталкивает нас своим произведением задуматься над такими извечными вопросами как, «что такое добро и зло?», «что же управляет нашим миром, какие силы – тёмные или светлые?», «из чего устроен наш мир?» и многими другими. В романе писатель выводит на чистую воду всех лжецов и дает нам понять, что зло творят люди и скрывается оно в человеческих душах. Одной из вечных тем в данном романе является тема искусства. Кого же по праву мы можем считать гением? И какую плату несёт настоящий талант за своё творчество? Мы убеждаемся, Мастер - гений, которого по достоинству смогли оценить лишь потусторонние силы. И правда, по-моему, в нашем мире гении зачастую остаются отвергнутыми, обреченными на страдания и вечное одиночество, а их уникальность чаще остаётся не оцененной. Мы задумываемся над вечными проблемами человека и власти, внутренней свободы и несвободы человека. Рассуждаем над тем, что же такое истина, а также верность и предательство, милосердие и всепрощение, человек и его вера. Это главные вопросы нашей жизни, которые помещены в этот роман. "Мастер и Маргарита" - не просто гениальное мистическое произведение, а история любви, творчества, вечной борьбы добра со злом. Каждый человек на нашей планете ощущает это противостояние так же, как и мыслители предшествующих поколений осознавали ее. Булгаков твёрдо знал, что все начинается с веры. Бог есть добро, соответственно дьявол – зло. На какой стороне окажется вдруг человек, решает только он сам. За этими решениями наблюдает Воланд – один из главных героев романа. Все, что отступилось от добра, он наказывает при помощи своей свиты. Я думаю, что кара за дурные поступки людей свершалась только ради справедливости. Разве Воланд виноват, к примеру, в смерти Берлиоза или в том, что Иван Бездомный сошел с ума? По моему мнению, люди сами виноваты в своих неудачах. А автор предостерегает читателя и наводит его на верный путь. Ад, созданный нами, и в наших сердцах, и в нашей душе. Это и способствует безумию в нашем мире. Ничто не остается безнаказанным – убеждает нас в который раз Булгаков. Воланд в разговоре с Левием Матвее говорит интересную мысль: «... что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени?». Этим Булгаков дает понять, что без тьмы не будет света. И, несомненно, что две данные силы должны находиться в равновесии. Вечная тема любви показана здесь, я считаю, наилучшим образом. Мастера смогла оценить та, которая любила его еще задолго до встречи. Судьбоносная встреча Мастера и Маргариты была подобна молнии. Жизнь, за которую «многие женщины отдали бы все, что угодно», кажется Маргарите настолько пустой, что однажды весной она выходит с желтыми цветами, чтобы найти того, кого любила «давным-давно». И не красота, а «никем не виданное одиночество в глазах» Маргариты поразило Мастера. Надо сказать, что в этой героине воплощен авторский идеал любви и красоты, Булгаков нарисовал истинно достойную подругу великого художника. Пример любви Мастера и Маргариты заставляет меня поверить, что настоящая любовь существует, и она имеет место быть. Столь всемогущая, способная на невозможное, возрождает человека и его силы. «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!» - этими словами начинается девятнадцатая глава второй части романа «Мастер и Маргарита». Кажется, что такая любовь двоих, данная свыше, силами по ту сторону нашего мира долго не сможет жить на земле, ей здесь не место. И когда-то её забирают обратно те, кто подарил это двум земным, но только вместе с ними - вместе с людьми. По моему мнению, роман «Мастер и Маргарита» является для нас неким призывом к раздумью над важными моральными проблемами человечества. А также учебником для тех, кто сумеет, окунувшись в это произведение, вынести оттуда для себя важные ответы на свои вопросы. Любовь и красота – вечные спутники человека (по творчеству Бунина). Мир — бездна бездн. И каждый атом в нем Проникнут богом — жизнью, красотою. Живя и умирая, мы живем Единою, всемирною Душою. И.А.Бунин Любовь и красота – два вечных спутника человека. В суете наших дней, в безудержной погоне за неизвестным, мы так часто забываем смотреть на звёзды – мы забываем о красоте, которая рядом с нами. Люди – так ничтожны для Вселенной, но именно нам дано великое - видеть красоту и жить на этом свете, нам дано узнать великое чувство – любовь. Не зря эти два понятия во все времена не сходили с уст поэтов. Они прославляли величие природы, красоту всего того, чего мог коснуться человеческий глаз, а также любовь являлась вечным двигателем, вечной музой для создание великих творений. Человечество хранит в своей памяти имена людей, жизнь которых была отмечена высокой любовью к родным людям, к Родине, к человечеству, к жизни. Иван Алексеевич Бунин — русский писатель, один из тех людей, которые удостоились этой самой драгоценной памяти человечества. Тема любви всегда присутствовала в творчестве Бунина. Прежде всего он воспевал любовь к родному дому, к Родине, всему прекрасному. Когда он брался за перо, чтобы выразить свои чувства на эти темы, огромная нежность струилась из его души на бумагу. Он любил не выборочно, а все, что даже отдаленно напоминало родное, русское. Это чувство хорошо ощущается в его стихотворении о роднике: В лесу, в горе родник, живой и звонкий, Над родником старинный голубец С лубочной почерневшею иконкой, А в роднике березовый корец. Я не люблю, о Русь, твоей несмелой, Тысячелетней рабской нищеты. Но этот крест, но этот ковшик белый... Смиренные, родимые черты! Из всех крупных русских писателей, оказавшись за рубежом, Бунин — единственный, кто сумел там создать произведения более значительные, чем на родине. Этот известный факт, я считаю, только подтверждает его жгучую боль за Россию и любовь к своей многострадальной Родине. Существует мнение, что, когда писатель лишается возможности общаться с массовым читателем, у него опускаются руки, происходит творческий застой и т.д. С Буниным произошло все наоборот. Ностальгическая тоска по Родине в гармонии с его талантом способствовали мощному творческому взлету писателя. Он создал такие замечательные стихотворения, как “У птицы есть гнездо”, “Сириус”, “Полночный час”, “Мечты любви моей весенней”, “Печаль ресниц сияющих и черных”, “Венеция”, “В гелиотроповом свете...”. Меня привлекают произведения Бунина своею мелодичной, такой простой и нежной красотой в описании родного края, цветов и всего прекрасного, что есть рядом с нами. Ведь всё, что делается с чувством любви даёт отклик в наших сердцах. В блеске огней, за зеркальными стеклами, Пышно цветут дорогие цветы, Нежны и сладки их тонкие запахи, Листья и стебли полны красоты. По его творчеству мы видим, что прекрасное чувство любовного томления Бунин пронес через всю свою жизнь, богатую радостями и разочарованиями. Даже в последние годы своей жизни писатель любил общаться более с молодежью, чем со своими сверстниками. Его тянуло к музыке, к веселью, в залитые светом залы. Вероятно, его мучила мысль о скором расставании с этим миром. В его дневниковых записях есть одна, которая, по-моему, несет в себе прощание с любовью прошлой, песню настоящей и привет будущей любви, которую, кажется, он уже видел в своей растворяющейся в вечности душе. И. А. Бунин до сих пор любим нами за то, что больше любил на этом свете, чем ненавидел. И его творчество, как сама любовь и красота, будет нашим вечным спутником в жизни. Чем близко творчество Лермонтова моему поколению? Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть! М. Ю. Лермонтов М. Ю. Лермонтов – русский поэт и писатель, живший и творивший в 19 веке. Ознакомившись с его произведениями, нельзя не заметить незаурядный поэтический талант автора. Лермонтов говорит о теме одиночества и бездомности человека; мы слышим тему «потерянного поколения» в его произведениях; тема земли и неба, маски — скрытого или утраченного лица также живут в его творчестве. Так чем же близки его произведения нашей современности? И почему лирическими стихами Лермонтова будет наслаждаться еще не одно поколение? «Судьба поколения, противостояние личности и общества, выживание человека в условиях временных изменений, его внутренняя борьба и одиночество» - как знакомы эти вопросы моему поколению, о которых говорит в своём творчестве Михаил Юрьевич Лермонтов! Лермонтов уверен, что возрождение России, ее расцвет и благополучие возможно только через совершенствование личности. Именно человек в отдельности, и люди в целом, а не система, могут вернуть России ее былое величие и славу великой державы. Как только люди перестанут ценить ложные ценности, стремиться к мнимым идеалам, гармония будет восстановлена и тогда же начнется воскресение России. С чем я полностью солидарна. Для 30-х годов ХIХ века в России характерны поиски смысла жизни, поиски высоких идеалов и ценностей, оправдывающих существование человека. Характерная особенность лермонтовской эпохи — выработка новой нравственно-философской позиции, освоение «ошибок отцов», новое осмысление мира, чтобы преодолеть сомнения и знать, во имя чего и как действовать. Историческая эпоха не давала возможности найти возвышенные идеалы и приводила человека к осознанию трагичности своего существования, рождала сомнения, борьбу с самим собой, в конечном счете - бездействие и хандру. Это находит действительное отражение в жизни современного человека. В романе «Герой нашего времени» Лермонтов анализирует состояние современного ему общества, ту идейно-нравственную атмосферу, в которой формируется новое мышление. Лермонтов, как писатель-психолог, исследует процессы изменения духовного мира личности в переломные для жизни героя моменты. Он показывает своего героя в разных жизненных ситуациях и с различных точек зрения (с внутренней и внешней стороны). В образе Печорина мы видим не просто героя лермонтовского времени, Печорин - герой нашего времени, его русская душа, хотя испорченная и несовершенная, сохранила в себе романтическое, возвышенное стремление, которое когда-нибудь сможет быть реализовано. Под действием общества важно не заглушить талант, не убить стремление. А Лермонтов, как раз-таки, изумительно рассказывает нам, к чему это всё приводит. М. Ю. Лермонтов был одновременно поэтом-романтиком и писателем-реалистом. В его героях - дух сомнения, дух отрицания, но именно сомнение и отрицание являются величайшим двигателем прогресса. Казалось бы, современный мир дает человеку гораздо более возможностей для общения, сокращает расстояние между странами и материками, но все больше людей мучаются от того самого одиночества, от которого страдали герои Лермонтова и которому не был чужд и сам поэт. Действительно, порою человек оказывается совершенно одинок, и чаще в самые сложные для него времена. Так красиво, по-моему, об одиночестве никто не писал, кроме Лермонтова. Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить. Делить веселье - все готовы: Никто не хочет грусть делить. Один я здесь, как царь воздушный, Страданья в сердце стеснены, И вижу, как судьбе послушно, Года уходят, будто сны; И вновь приходят, с позлащенной, Но той же старою мечтой, И вижу гроб уединенный, Он ждет; что ж медлить над землёй? Никто о том не покрушится, И будут (я уверен в том) О смерти больше веселится, Чем о рождении моём... Думаю, что произведения Михаила Юрьевича Лермонтова будут интересовать людей всегда, в разные времена. Ведь любой человек в своей жизни познаёт любовь, дружбу, смерть, предательство, месть. Все это - далеко за пределами конкретного столетия, эти вопросы всегда интересуют читателей. А меня, по зову своей крови, не оставляет быть равнодушной поэзия Лермонтова о Кавказе. Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе. Уверена, тема свободы актуальна среди моего поколения. Наилучшим способом о ней написал М.Ю. Лермонтов. Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?... Играют волны — ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит... Увы! Он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! Высокий дух его творений – вот что привлекло лично меня к его творчеству. Я считаю, что творчество Лермонтова как никогда близко нашему поколению. Кажется, что та «лермонтовская эпоха» перенеслась через столетия и поселилась в нашей современности. Проблема истинного и ложного в жизни человека ( по произведениям русской классики) Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. Л.Н.Толстой В наши дни очень важно сознавать, что наше настоящее и будущее зависит от того, насколько правильно мы определим систему жизненных ценностей. Каждый человек в течение всей своей жизни выделяет для себя то важное, чему он будет следовать и, идя по жизненному пути, постоянно преобразовывает систему жизненных приоритетов, выделяя истинное и отбрасывая ложное. Эта тема, как мне кажется, всегда очень актуальна. Что такое настоящие жизненные ценности? К чему должен стремиться человек? Это понимаешь, прочитав рассказ лауреата Нобелевской премии, известного русского писателя И. А. Бунина « Господин из Сан- Франциско». Герой произведения безымянен: так автор подчёркивает, что он лишён индивидуальности. Его жизнь была посвящена материальным ценностям. Достигнув богатства, он так и не понял, что такое красота, радость. Смерть окончательно сравнивает этого господина с вещью, которая, став ненужной, раздражает всех. Печальный конец заставляет задуматься о соотношении нравственных и материальных ценностей в нашей жизни. Значимость проблемы истинного и ложного можно понять, обратившись к произведениям русской классики. В романе А. С .Пушкина «Евгений Онегин» главный герой, прочитав признание Татьяны, произносит резкую отповедь, утверждая, что семья не является для него важной. Проходит всего два года, и мы видим Онегина, готового на всё ради любви к Лариной. Теперь уже она отвергает Евгения, так как для героини истинными ценностями является долг, семья. В итоге мы видим, что человек находит истинно важное для него с жизненным опытом. В романе И .А. Гончарова «Обломов» в главном герое с детства воспитываются ложные ценности: его приучают к лени, к тому, что он не должен трудиться. В результате Илья Ильич вырастает добрым, мечтательным и беспомощным перед жизнью человеком. Привычка жить за счёт других губит его. Следующий литературный пример, как мне кажется, является еще одним аргументом. Вспомним роман-эпопею Л. Н. Толстого “Война и мир”. Для семьи Курагиных главной ценностью в жизни были деньги, поэтому и Анатоль, и Элен выросли эгоистами. В доме Ростовых все было наоборот: в их семье все строилось на любви и взаимопонимании. Поэтому Наташа, Николай и Петя выросли добрыми и отзывчивыми. Таким образом, Курагины выбрали ложные ценности, а Ростовы – истинные. Я думаю, что рассмотренная проблема актуальна, так как сегодня в обществе часто рекламируются как основные материальные ценности. Безусловно, это важная составляющая в нашей жизни. Однако, по моему мнению, нельзя забывать о нравственных ценностях. Без любви, доброты, дружбы, преданности и других важных, на мой взгляд, понятий человек не может прожить полноценную жизнь. Но каждый выбирает для себя сам, и мне хочется окончить свое сочинение словами Сатина из пьесы Грибоедова «На дне»: «Человек может верить и не верить... это его дело! Человек — свободен... он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за все платит сам, и потому он — свободен!.. Человек — вот правда!... Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга!» |