Главная страница

НВ Лекция №1 ВВОДНАЯ+задания. Литература Организация работы. Актуальность Серьезность влияния в совр мире


Скачать 28.74 Kb.
НазваниеЛитература Организация работы. Актуальность Серьезность влияния в совр мире
Дата21.07.2019
Размер28.74 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаНВ Лекция №1 ВВОДНАЯ+задания.docx
ТипЛитература
#84315

Тема №1

ВВОДНАЯ
План


  1. Актуальность;

  2. Объект и предмет исследования;

  3. Хронологические, географические рамки;

  4. Методология;

  5. Литература;

  6. Организация работы.




  1. Актуальность




  • Серьезность влияния в совр. мире;

  • Повторяемость событий;

  • Основа современного мироустройства.

Ошибочно:

  • Изученность;

  • Не изученность.

Личный интерес – важный критерий при выборе темы исследования!


  1. Объект и предмет исследования


Объект – предметное поле, к которому относится тема.

Предмет – рассматриваемая тема.
НО Если объект как несколько составляющих, тогда предмет – социальная история, культурная история.


  1. Хронологические и географические рамки


Хрон. рамки – обоснование начальной и конечной даты исследования, исходя из значимости границ.


Основание

Полит. развитие

Эконом. развитие

Международные отношения

Культурные процессы





Не правильное обоснование:

  • Круглая дата;

  • Недостаток материала;

  • Современность.


Полит. развитие
Политические системы стабильны, но в 1867 году Австрийская ИмперияАвсто-Венгерская Империя;

В центре Европы оказалась империя, способная оказывать полит. влияние на Европу.

Эконом. развитие


  • Процесс связан с империализмом;

  • Монополизация;

  • Капитализм;

  • Развитие СМИ, массовой культуры;

  • Влияние оружия и армии.


Международные отношения


  • Венская система вступает в эпоху модернизации;

  • Ведущие государства уходят на второй план, появляются новые;


Культурные процессы


  • Распространение идеологий;

  • Распространение массовой культуры;

  • Меняется мировоззрение художников

Художники от идеализма переходят к реальному миру, от классицизма к реализму.

Появление фотографии (собственное видение художников и литераторов, а затем и в театральном искусстве)

Появление кинематографа.
НО В 1918 ГОДУ ВСЕ ЭТИ ПРОЦЕССЫ НЕ ПРЕКРАЩАЮТСЯ
Географические рамки:

В основном Франция, Германия.



  1. Методология


Принципы:


  1. Объективность;

  • Опора на исторические источники при изучении прошлого;

  • Использование максимального круга исторических исследований.

НО Это не гарантия объективности, т. к мы субъекты и всегда субъективны.


  1. Нарушение принципа историзма приводит к модернизации.



Ошибки: Если мы нарушаем принципы, то мы перестаем быть историками.

Методы – инструментарий, которым пользуются историки.


  • Хронологический (период за периодом, лента времени);

  • Сравнительный (основания для сравнения: тематика, методология и тд);

  • Типологизация;

  • Системный (На основе типологизации. Суть: во всем многообразии исторической науки мы выводим ключевые моменты)

Часто начинают использовать методы из других наук (количественный метод)
Методология исторической науки

  • Специфика исторической познания и относительности критериев и истинности и достоверности в историческом исследовании;

Верификация – стремление к истине (но такой не является);

Фальсификация – ложь.

  • Своеобразие предмета и методов исторического исследования;

  • Историческое знание не феномен чисто академический или интеллектуальный (соц. заказ)

  • Социальная память.



ДОПОЛНИТЕЛЬНО
Распространению деления истории на древнюю, среднюю и новую способствовало сочинение французского ученого Жана Бодена «Метод легкого изучения истории» (1566). В 17 веке эта периодизация стала традиционной в западноевропейских университетах. Среди церковных и консервативных историков долго держалось мнение, что средневековье закончилось с завоеванием Константинополя турками-османами (1453) и падением значения этого города как политического и религиозного центра христианского мира. Так, учебник профессора университета в Галле Х. Келлера (X. Cellarius, Historia tripartita, 1685) делит всемирную историю на древнюю историю (до Константина Великого), историю средних веков (до 1453 года) и новую историю (после 1453 года).

В либеральной историографии распространилось мнение, что за начало Новой истории следует принимать появление гуманизма и реформацию. Эта точка зрения была общепринятой в русской дореволюционной исторической науке. Сторонником такого взгляда был, в частности, либеральный историк Н.И. Кареев, автор семитомной «Истории Западной Европы в новое время» с начала 16 века до 1914 года. Во Франции историки обычно называют весь период после Великой французской революции «современной историей» (Histoire contemporaine). В британской исторической литературе наряду с термином «новая история» (Modern History) употребляются выражения «современная история» или «недавняя история» (Contemporary History, Recent History). Американские ученые за исходный пункт Нового времени обычно принимают Великие географические открытия, особенно открытие Америки (1492).

В 1880-х годах русский социолог Л.И. Мечников в книге «Цивилизация и великие исторические реки» (Париж, 1889; русский перевод 1924) предложил деление всемирной истории по географическому признаку на три эпохи: период древних «речных цивилизаций», сложившихся в долинах великих рек, «средиземноморскую эпоху», «океаническую цивилизацию». Начало перехода к «океанической цивилизации», отвечающей эпохе Нового времени, Л.И. Мечников видел в географических открытиях 15-16 веков.

Марксистское учение о смене общественно-экономических формаций связывало Новое время с капитализмом (соответственно Новейшее время — с социалистической формацией) и обозначало конец эпохи 1917 годом — годом Великой Октябрьской революции. Но крушение социалистического лагеря в конце 20 века опровергло эту схему. Новое время обычно подразделяют на два временных этапа, их границей служит Великая французская революция. В марксистской исторической литературе была разработана более дробная периодизация:

1. 1640-1789 годы — от Английской революции до Великой французской революции;

2. 1789-1815 годы — Великая французская революция и наполеоновские войны;

3. 1815-1849 годы — от Венского конгресса до революций 1848-1849 годов;

4. 1849-1871 годов — от революций 1848-1849 годов до франко-прусской войны и Парижской Коммуны;

5. 1871-1900 года — от Парижской Комунны до конца 19 века»;

6. 1901-1918 годы — от начала 20 века до окончания Первой мировой войны. При этом Великой Октябрьской революцией открывался период новейшей истории.
Вопросы:

1. На какие эпохи и по какому признаку Мечников Л. И. предложил делить всемирную историю?

2. Какой общественно-экономической формации соответствует Новое время?

3. Какое событие служит границей между двумя временными этапами Нового времени?
ДОКУМЕНТ
Ленин В.И. Пролетарская революция и ренегат Каутский. Предисловие.

Вышедшая недавно в Вене брошюра Каутского "Диктатура пролетариата" (Wien, 1918, Ignaz Brand, стр. 63) представляет из себя нагляднейший пример того полнейшего и позорнейшего банкротства II Интернационала, о котором давно говорят все честные социалисты всех стран. Вопрос о пролетарской революции становится теперь практически в порядок дня в целом ряде государств. Поэтому разбор ренегатских софизмов и полного отречения от марксизма у Каутского является необходимым.

Но сначала надо подчеркнуть, что пишущему эти строки с самого начала войны приходилось многократно указывать на разрыв Каутского с марксизмом. Ряд статей 1914-1916 годов в заграничном "Социал-Демократе" и "Коммунисте" был посвящен этому. Статьи эти собраны в издании Петроградского Совета: Г. Зиновьев и Н. Ленин: "Против течения", Петроград, 1918 г. (страниц 550). В брошюре, изданной в Женеве в 1915 году и переведенной тогда же на немецкий и французский языки, я писал о "каутскианстве": "Каутский, наибольший авторитет II Интернационала, представляет из себя в высшей степени типичный и яркий пример того, как словесное признание марксизма привело на деле к превращению его в "струвизм" или в "брентанизм" (то есть в либерально-буржуазное учение, признающее нереволюционную "классовую" борьбу пролетариата, что особенно ярко выразили русский писатель Струве и немецкий экономист Брентано). Мы видим это и на примере Плеханова. Из марксизма явными софизмами выхолащивают его революционную живую душу, в марксизме признают все, кроме революционных средств борьбы, проповеди и подготовки их, воспитания масс именно в этом направлении. Каутский безыдейно "примиряет" основную мысль социал-шовинизма, признание защиты отечества в данной войне, с дипломатической, показной уступкой левым в виде воздержания при голосовании кредитов, словесного признания своей оппозиционности и т. д. Каутский, в 1909 году писавший целую книгу о приближении эпохи революций и о связи войны с революцией, Каутский, в 1912 году подписывавший Базельский манифест о революционном использовании грядущей войны, теперь на все лады оправдывает и прикрашивает социал-шовинизм и, подобно Плеханову, присоединяется к буржуазии для высмеивания всяких помыслов о революции, всяких шагов к непосредственно-революционной борьбе.

Рабочий класс не может осуществить своей всемирно-революционной цели, не ведя беспощадной войны с этим ренегатством, бесхарактерностью, прислужничеством оппортунизму и беспримерным теоретическим опошлением марксизма. Каутскианство не случайность, а социальный продукт противоречий II Интернационала, соединения верности марксизму на словах и подчинения оппортунизму на деле" (Г. Зиновьев и Н. Ленин: "Социализм и война", Женева, 1915, стр. 13-14).

Далее. В написанной в 1916 году книге "Империализм, как новейший этап капитализма"[См. Сочинения, 5. Изд., том 27, стр. 299-426. Ред.] (вышла в Петрограде в 1917 году) я подробно разбирал теоретическую фальшь всех рассуждений Каутского об империализме. Я приводил определение империализма Каутским: "Империализм есть продукт высокоразвитого промышленного капитализма. Он состоит в стремлении каждой промышленной капиталистической нации присоединить к себе или подчинить все большие аграрные (курсив Каутского) области, без отношения к тому, какими нациями они населены". Я показывал полнейшую неверность этого определения и "приспособленность" его к затушевыванию самых глубоких противоречий империализма, а затем к примирению с оппортунизмом. Я приводил свое определение империализма: "Империализм есть капитализм на той стадии развития, когда сложилось господство монополий и финансового капитала, приобрел выдающееся значение вывоз капитала, начался раздел мира международными трестами и закончился раздел всей территории земли крупнейшими капиталистическими странами". Я показывал, что критика империализма у Каутского стоит даже ниже буржуазной, мещанской критики его.

Наконец, в августе и сентябре 1917 года, т. е. до пролетарской революции в России (25 октября - 7 ноября 1917 года), я написал вышедшую в Петрограде в начале 1918 года брошюру "Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции" и здесь, в главе VI об "Опошлении марксизма оппортунистами", посвятил особое внимание Каутскому, доказывая, что он совершенно извратил учение Маркса, подделывал его под оппортунизм, "отрекался от революции на деле при признании ее на словах".

В сущности, основная теоретическая ошибка Каутского в его брошюре о диктатуре пролетариата состоит именно в тех оппортунистических извращениях учения Маркса о государстве, которые подробно вскрыты в моей брошюре "Государство и революция".

Эти предварительные замечания были необходимы, ибо они доказывают, что Каутский был открыто обвинен мной в ренегатстве задолго до того, как большевики взяли государственную власть и были за это осуждены Каутским.
Вопросы:

1. Что означает термин «ренегат»?

2. Какое определение Империализму приводил В. И. Ленин?

3. В каком труде Ленин доказал, что Каутский «извратил учение Маркса»?
БИОГРАФИЯ
Каутский Карл (16.10.1854, Прага, — 17.10.1938, Амстердам), один из лидеров и теоретиков германской социал-демократии и 2-го Интернационала, идеолог центризма; вначале марксист, затем ренегат. В 1874, будучи студентом Венского университета, примкнул к социалистическому движению, в первое время был близок к лассальянству. С конца 70-х гг., а особенно после знакомства в 1881 с К. Марксом и Ф. Энгельсом, начал переходить на позиции марксизма. Маркс и Энгельс уже тогда отметили такие отрицательные черты Каутского, как педантизм, склонность к схоластике. В 1883—1917 Каутский — редактор теоретического журнала германских социал-демократов «Нойе цайт» («Die Neue Zeit»). В 1885—88 жил в Лондоне, где общался с Энгельсом. С 1890 — в Германии. В 80—90-е гг. написал ряд работ и статей, пропагандировавших марксистские идеи: «Экономическое учение Карла Маркса» (1887; рус. пер. 1956), «Томас Мор и его утопия» (1888; рус. пер. 1905), «Комментарии к Эрфуртской программе» (1892; рус. пер. 1959), «Предшественники новейшего социализма» (т. 1—2, 1895, рус. пер., т. 1—2, 1924—25) и др. Работа Каутского «Аграрный вопрос» (1899; рус. пер. 1900) получила положительную оценку В. И. Ленина. Однако и тогда Каутский совершал оппортунистические ошибки. После ревизионистского выступления Э. Бернштейна Каутский включился в борьбу с ним, но лишь после длительных колебаний. Книга Каутского «Бернштейн и социал-демократическая программа» (1899; рус. пер. 1906) сыграла в общем положительную роль в борьбе с ревизионизмом, но обходила вопрос о ревизии Бернштейном марксистского учения о государстве и диктатуре пролетариата. После 2-го съезда РСДРП (1903) поддерживал меньшевиков.

В начале 20 в. Каутский опубликовал ряд работ, написанных, несмотря на отдельные отступления, в духе революционного марксизма: статью «Славяне и революция», напечатанную в 1902 в ленинской «Искре», брошюры «Движущие силы и перспективы русской революции» (1906—07; рус. пер. 1907, под редакцией и с предисловием В. И. Ленина). «Путь к власти» (1909; рус. пер. 1959) и др.

В годы, предшествовавшие 1-й мировой войне 1914—18, Каутский всё более отходит от революционного рабочего движения, проводя линию на примирение с ревизионистами, поддерживая ликвидаторов в российской социал-демократии, отрицая партийность марксистской философии и т.д. Поддерживая антимарксистские теории насилия, социал-дарвинизма, пытался доказать совместимость научного социализма с немарксистскими философскими системами. К. стал идеологом центризма, соединявшего словесное признание марксизма с приспособлением к оппортунистическим элементам. С началом войны Каутский окончательно порвал с революционным марксизмом, оправдывал союз с открытыми социал-шовинистами.

Отрицание Каутским связи между господством монополий и захватнической политикой империалистических государств, попытка свести империализм к разновидности политики современного капитализма вели, как показал Ленин (см. Полное собрание соч., 5 изд., т. 27, с. 387, 409—20), к затушевыванию коренных противоречий, свойственных монополистической стадии развития капитализма. Столь же апологетической и реформистской была выдвинутая Каутским ультраимпериализма теория, рисовавшая ложную перспективу наступления новой фазы мирного развития капитализма и изживания его противоречий. Каутский сеял пацифистские иллюзии, по существу отрицал неизбежность пролетарской революции. Октябрьскую социалистическую революцию Каутский встретил враждебно, выступал против установления диктатуры пролетариата, в защиту буржуазной демократии. Отступничество Каутского от марксизма было разоблачено Лениным в работе «Пролетарская революция и ренегат Каутский» (см. там же, т. 37, с. 235—338).

В 1917 Каутский участвовал в создании Независимой социал-демократической партии Германии. В период Ноябрьской революции 1918 фактически поддерживал контрреволюционную политику шейдемановцев, выступал против установления дружественных отношений с Советской Россией. Возглавляя комиссию по социализации, Каутский на деле проводил линию на сохранение в Германии капиталистического строя. В 1922 приветствовал объединение правого крыла «независимцев» с социал-демократической партией. Выступал против установления единого рабочего фронта в борьбе с фашизмом. С 1924 жил в Вене. После захвата Австрии фашистской Германией (март 1938) переехал в Прагу, затем в Амстердам.

Современные правосоциалистические лидеры используют оппортунистические и ревизионистские взгляды Каутского для обоснования реформистской политики.
Владимир Ленин (настоящая фамилия Ульянов) родился в 1870 г. в Симбирске в семье инспектора народных училищ. В 1879-1887 гг. Владимир учился в гимназии и окончил ее с золотой медалью. Александр Ульянов, старший сын в семье, был активным революционером-народовольцем и образцом для подражания младшему брату. В 1887 г. Александр был казнен за подготовку покушения на жизнь императора Александра III. В этом же году В.И. Ульянов поступил на юридический факультет Казанского университета, но вскоре был отчислен без права восстановления за участие в деятельности нелегального кружка Богораза.

В 1891 г. В. Ульянов экстерном окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. В это же время он работает над своей первой книгой «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?». В 1895 г. Ульянов-Ленин принимает активное участие в создании Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». За эту деятельность В.И. Ленин был сослан на три года в село Шушенское Енисейской губернии. В 1900 г. он вынужден был уехать в Западную Европу, где издавал первую общерусскую нелегальную марксистскую газету «Искра».

В 1903 г. на II съезде российских социал-демократов в результате раскола на меньшевиков и большевиков В.И. Ленин возглавил «большинство», создав затем большевистскую партию.

Во время первой русской революции 1905-1907 гг. он нелегально жил в Петербурге, координируя действия левых сил. В 1907 г. Ленину повторно пришлось выехать из России на этот раз на 10 лет. В годы Первой мировой войны он выдвинул идею поражения национального правительства, которое при реализации в масштабах всей Европы непременно должно было привести к победе социалистической революции и рабочего класса.

С апреля 1917 г. в Петрограде В.И. Ленин становится одним из главных организаторов и руководителей Октябрьского вооруженного восстания и установления власти Советов. По его личному распоряжению 31 октября и 2 ноября 1917 г. в Москву из Петрограда были направлены отряды моряков, солдат и красногвардейцев, которые обеспечили переход власти к Советам в Москве. 25 октября 1917 г. правительство было свергнуто и власть в центральных районах страны перешла в руки большевиков. Вплоть до 1922 г. Ленин являлся руководителем большевистских сил в Гражданской войне.

Придя к власти, большевики во главе с В.И. Лениным создали новый тип государства, целью которого было стимулировать скорейшее свершение мировой социалистической революции. В отличие от европейского крыла социал-демократии большевики отличались радикализмом и отвергли возможность реформирования капитализма.

Ленин обладал широким кругозором и колоссальным багажом знаний во многих областях знаний, в том числе, и в экономике. Он разработал и попытался реализовать политику военного коммунизма, а после осознания ее несостоятельности предложил новую экономическую политику, которая благоприятно сказалась на развитии страны Советов.

В 1922 г. после покушения Розы Каплан и ранения, Ленина тяжело болел и отошел от активной политической деятельности. С мая 1923 г. из-за резкого ухудшения состояния здоровья он проживал на государственной даче Горки (ныне Музей-заповедник). Последний раз Владимир Ильич был в Москве 18-19 октября 1923 г. Умер он в 1924 г. в Горках, под Москвой.

ТЕСТ
ТЕСТ


  1. С каким событием в российской историографии связывают начало периода Нового времени?

  1. Великая Французская революция;

  2. Основание Ост-Индской компании;

  3. Гражданская война в США (1861-1865гг.);

  4. Английская революция;

  5. Первая Мировая война.

  1. Какая территория не входит в географические рамки изучения предмета Мир в эпоху Нового времени?

  1. Франция;

  2. Германия;

  3. Япония;

  4. США;

  5. Италия.

  1. Выберите лишнее:

  1. Актуальность;

  2. Хронологические рамки;

  3. Географические рамки;

  4. Введение;

  5. Литература.

  1. Выберете ошибочное обоснование начальной и конечной даты исследования

  1. Круглая дата;

  2. Экономическое развитие;

  3. Политическое развитие;

  4. Международные отношения;

  5. культурные процессы.

  1. В каком году заканчивается Новое время?

  1. 1870 г.;

  2. 1917 г.;

  3. 1900 г.;

  4. 1905 г.;

  5. 1918 г.


написать администратору сайта