Городская литература средневековья. Литература средневековья Презентацию
Скачать 0.89 Mb.
|
Городская литература средневековья Презентацию выполнила ученица 10 «а» класса Савельева Анна Зарождение В XII веке в Западной Европе складывается новая культура, отличная от феодально-рыцарской и во многом враждебная ей. Её развитие обусловлено ростом городов, которые из военных поселений превращались в центры ремесла и торговли, образования, они противостояли феодалам, вели борьбу за свои права. Но и города, городская идеология оставались внутри феодального общества, никогда не посягали на феодальную собственность. Города стремились найти своё место внутри феодального общественного устройства. Городская идеология противостояла не основам общества, а лишь отдельным её сторонам. Городская литература Материалом городской литературы был не идеальный, далекий от реальности мир рыцарства, а повседневный быт, обычно неприкрашенно -грубый. Героем этой литературы были не безупречный рыцарь и его прекрасная дама, а купец, школяр, ремесленник, вор, бродяга. Рыцарь был озабочен обретением духовных ценностей, горожанин — материального достатка. Бороться горожанину приходилось не с великанами и чудовищами, а с понятными всем житейскими невзгодами. И одерживал новый человек победу, полагаясь не на силу и мужество, а на хитрость, сметливость, предприимчивость. Городская литература ярко отражает разногласие средневекового города: в ней сосуществуют рассудительность и дурачество, резкий смех и суровое назидание. Жанры
Фаблио В повествовательной литературе Франции наиболее распространён был жанр стихотворной новеллы фаблио. Это стихотворное повествовательное произведение с неожиданной развязкой, небольшое по объёму, посвящённое какому-либо комическому или примечательному и поучительному событию из жизни рядовых представителей общества, изображаемых часто сатирически, о чём рассказывается с бытовыми подробностями и в подчёркнуто сниженном стиле. Авторы фаблио часто использовали игру слов, каламбур, они ставили задачу — развлекать, поучая. В Германии жанром, подобным французскому фаблио, был прозаический шванк (нем. “шутка, выходка”), в Италии — фацеция (лат. “шутка, выходка”). Известные произведения Среди известных французских авторов фаблио, можно назвать Рютбефа и Леруа Гугона. Чрезвычайно популярным было фаблио Рютбефа из Парижа (1230 -1285) «Завещание осла». В этом произведении критика настигает высшее духовенство- епископа. Фаблио «О сером в яблоках коне» Леруа Гугона переносит читателей в феодальную среду и отличается более изысканным характером. В нем обличается высокомерие, алчность и вероломство аристократов. В Германии наибольшей известностью пользовался стихотворный свод шванков под общим названием «Поп Амис», автором которого был поэт Штриккер. Каждая из выдумок попа Амиса -отражение реальных хитростей и уловок, к которым прибегала церковь, выколачивая огромные богатства. Басни Активно развивается в городской литературе средних веков жанр басни. Басни весьма примечательны по откровенному реализму. Самым известным памятником средневековых немецких басен является сборник монаха Ульриха Бонера «Edelstein» (1330). Тема этих басен направленна против мирских зол и заблуждений, их мораль-здоровая и народная: лучшее лечение от всех бед и напастей -честный труд. Бестиарий Крупнейшим памятником сатирической городской средневековой литературы является эпопея «Роман о Лисе», написанная в жанре бестиария. Бестиарий предполагает умение перейти от буквального прочтения текста к тому, что за ним скрыто, в данном случае _ за повадками зверя. В «Романе о Лисе» звериные повадки ассоциируются с нравами и обычаями феодального общества. Особенности городской литературы:
Спасибо за внимание! |