Главная страница

Русская_литература_XVIII_века_план_занятий. Литература xviii века программа практических занятий Требования к зачету по дисциплине Русская литература xviii века


Скачать 40.99 Kb.
НазваниеЛитература xviii века программа практических занятий Требования к зачету по дисциплине Русская литература xviii века
Дата06.03.2023
Размер40.99 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРусская_литература_XVIII_века_план_занятий.docx
ТипЛитература
#972833


Русская литература XVIII века: программа практических занятий

Требования к зачету по дисциплине «Русская литература XVIII века»

  1. Посещение лекций (10 баллов).

  2. Посещение семинаров (10 баллов).

  3. Выполнение обязательных домашний заданий к семинарам (20 баллов).

  4. Подготовка доклада по выбранной теме (20 баллов).

  5. Письменная зачетная работа (40 баллов).

Допуск к зачету – посещение лекций, семинаров и выполнение домашних заданий (не менее 60%).

Минимальный балл для выставления зачета – 60 баллов.

Литература по курсу:

Бухаркин, П. Е. История русской литературы XVIII века (1700-1750-е годы). СПб, 2013.

Пашкуров, А. Н. История русской литературы XVIII века. М., 2017. URL: https://e.lanbook.com/book/99557 (обе части по ссылке)

Гуковский Г. А. Русская литература XVIII века: Учебник для высш. учебн. заведений. М.: Учпедгиз, 1939. 526 с.

Лебедева, О. Б. История русской литературы XVIII века. М., 2000. URL: http://www.infoliolib.info/philol/lebedeva/index.html

Практическое задание № 2 «Литература и культура XVIII века: традиции и новаторство»

Основные положения:

  1. Союз четырех начал: путешествие, политика, культура, наука.

  2. Оппозиции: сакральноемирское, староеновое, своечужое, РоссияЗапад в эстетическом сознании эпохи.

  3. Риторический принцип организации текста и его роль в становлении новой культуры (панегирик, проповедь, слово, публицистика).

  4. Новый социокультурный облик русского писателя и его роль в секулярной эстетической парадигме (Ф. Прокопович).

Литература для конспектирования:

Пашкуров, А. Н. История русской литературы XVIII века. М., 2017. Часть 1. Раздел «Литература начала XVIII века (главы: Общая культурная ситуация; Барокко и/или предклассицизм)».

Индивидуальное задание: подготовить доклад «Феофан Прокопович: литературная, политическая и духовная деятельность»

Рекомендуемая литература:

Бухаркин, П. Е. История русской литературы XVIII века (1700-1750-е годы). СПб, 2013.

Пашкуров, А. Н. История русской литературы XVIII века. М., 2017.

Гуковский, Г. А. Русская литература XVIII века: Учебник для высш. учебн. заведений. М.: Учпедгиз, 1939. 526 с.

Лебедева, О. Б. История русской литературы XVIII века. М., 2000.

Тексты: Феофан Прокопович «Слово на погребение Петра Великого», стихотворения «О суетный человече, рабе неключимый...», «За могилою рябою» (http://az.lib.ru/p/prokopowich_f/)

Самостоятельная работа на семинаре.

Практическое занятие № 3 «Сатиры А. Д. Кантемира»

Анализ сатиры.

Разделиться на 10 групп в соответствии с 10 сатирами Кантемира и письменно ответить на вопросы:

  1. Сформулируйте главную идею для каждой сатиры и проследите, каким путем автор подводит читателя к уяснению этой идеи. 

  2. Составьте план сатиры.

  3. Причины создания сатиры.

  4. Определите основные приёмы создания сатирического образа (саморазоблачение, гиперболизация главного нравственного качества, портрет, художественная деталь, антитеза и т.д.).

  5. Какова роль авторских комментариев к сатирам?

Литература (только прочитать, на ее основе выполнить практическое задание):

Пашкуров, А. Н. История русской литературы XVIII века. М., 2017. Часть 1. Раздел «Антиох Дмитриевич Кантемир (глава «Сатиры Кантемира»)».

Тексты: https://rvb.ru/18vek/kantemir/toc.htm (обратить внимание на примечания Кантемира).

Практическое занятие № 4 «Реформа русского стихосложения»

Задание:

Охарактеризуйте (письменно, можно в виде таблицы) позиции Тредиаковского, Ломоносова по следующим вопросам:

  1. система стихосложения

  2. метр, размер

  3. рифма

  4. наиболее характерный (излюбленный) вид стиха (выписать примеры).

Литература:

  1. Тредиаковский, В.К. Новый и краткий способ к сложению стихов российских // Тредиаковский В.К. Избранные произведения. М.; Л., 1963.

  2. Ломоносов, М.В. Письмо о правилах российского стихотворства // Ломоносов М.В. Избранные произведения. Л., 1986.

Групповое задание (2 группы в соответствии с реформами): оформить конспекты реформ в виде тезисов, для каждого положения из трактатов подобрать примеры из творчества Ломоносова, Тредиаковского и др. писателей XVIII века.

Тексты по http://az.lib.ru/l/lomonosow_m_w/, http://az.lib.ru/t/trediakowskij_w_k/

Самостоятельная работа на семинаре.

Практическое занятие № 5 «Поэтика оды М.В. Ломоносова»

Основные положения:

1. Определение и жанровые разновидности оды.

2. Поэтика оды: тематика, композиция, особенности словоупотребления, типология художественной образности, характерные художественные образы.

Литература для конспектирования:

  1. Пашкуров, А. Н. История русской литературы XVIII века. М., 2017. Часть 1. Раздел «Михаил Васильевич Ломоносов (глава «Оды Ломоносова как система и смежные с ними жанры»)»

Задание (для всех): Подготовить таблицу основных художественных приемов создания оды (стихотворный размер, жанр, тема) и средств художественной выразительности с примерами из указанных од Ломоносова.

Тексты: «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года», «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…». «Ночною темнотою...». «Утреннее размышление о Божием величестве» «Вечернее размышление о Божием величестве», «Разговор с Анакреонтом», «Кузнечик дорогой…», «Я знак бессмертия себе воздвигнул…»

Практическое занятие № 6 «Театр XVIII века»

Подготовить доклад на одну из предложенных тем:

  1. Первый публичный государственный театр (Москва).

  2. Создание русского государственного профессионально театра в середине XVIII века

  3. Первый русский профессиональный театр Ф. Волкова (Ярославль)

  4. А. П. Сумароков как директор Петербургского государственного театра

  5. драматург Я. Б. Княжнин,

  6. «Жанр комической оперы» в русской литературе

  7. драматургическое творчество В. И. Лукина

  8. комедии П. Н. Плавильщикова

  9. драматургия В. В. Капниста

  10. Крепостные театры в России.

Рекомендуемая литература:

  1. Лебедева, О. Б. История русской литературы XVIII века. Разделы: «Комедия нравов» в творчестве В. И. Лукина (С. 150–166); Поэтика русской стихотворной комедии: «Ябеда» В. В. Капниста (С. 263–280).

  2. Моисеева, Г. Н. Пути развития драматургии XVIII века // Русская драматургия XVIII века. М., 1986. С. 5–22.

  3. О Сумарокове – Петербургский театральный журнал: https://ptj.spb.ru/archive/2/in-opposite-perspective-2/otec-iuchreditel-pravilnyx-rossijskix-zrelishh/

  4. О Я. Б. Княжнине - http://www.textologia.ru/literature/literatura-rossii/stanov-russ-lit-xvii/tvorchestvo-yakova-borisovicha-knyazhnina-i-ego-svoeobrazie/5656/?q=471&n=5656

Тексты Княжнина:

https://rvb.ru/18vek/knyazhnin/comedies/03article/intro_comm.htm

  1. Немировская, И. Д. Поэтика русской комической оперы XVIII века - https://cyberleninka.ru/article/n/poetika-russkoy-komicheskoy-opery-xviii-veka

  2. Стенник, Ю. В. Жанр трагедии в русской литературе: https://imwerden.de/pdf/stennik_zhanr_tragedii_v_russkoj_literature_klassitsizma_1981__ocr.pdf

  3. История русского драматического театра : [в 7 т.] / редкол.: Е. Г. Холодов (гл. ред.) [и др.]. — 2-е изд. — М. : Искусство, 1977—1987.

  4. Гуковский Г. А. Русская литература XVIII века: Учебник для высш. учебн. заведений. М.: Учпедгиз, 1939. 526 с.

  5. Театральная энциклопедия / Под ред. П. А. Маркова. — М.: Советская энциклопедия, 1961-1967.

  6. Старикова, Л. М. Панорама театрально-зрелищной жизни русских столиц в петровскую эпоху // Вопросы театра. 2017. №1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/panorama-teatralno-zrelischnoy-zhizni-russkih-stolits-v-petrovskuyu-epohu (дата обращения: 27.01.2023).

  7. Моисеева Г. Н. Пути развития русской драматургии XVIII в. // Русская драматургия XVIII века. М., 1986.

  8. Ранняя русская драматургия (XVII – первой половины XVIII в.). М.: Наука, 1972. URL: https://old-rus-imli.ru/ru/publikatsii/2019-04-03-11-46-19 (дата обращения: 27.01.2023).

  9. Пашкуров, А. Н. История русской литературы XVIII века. М., 2017. Часть 1.

Практическое занятие № 7 «Трагедия А.П. Сумарокова "Дмитрий Самозванец"»

Анализ текста трагедии: ориентируясь на образец, выписать цитаты из текста трагедии (2-3 цитаты для каждого пункта):

  1. сущность трагического конфликта и его разрешение в трагедии (устно);

  2. противопоставление Димитрия как не-личности положительным героям как личностям (письменно);

  3. идея «праведной» (самодержавие) и «неправедной» (самовластье) власти и ее художественное изображение в трагедии; представления об идеальном государстве и настоящем монархе, о Законе и Истине в трагедии (письменно);

  4. тема «народного права» (письменно).

Образец:

Праведная власть (самодержавие):

«Самодержавие – России лучша доля»;

«Блажен на свете тот порфироносный муж,

Который не теснит свободы наших душ».

Индивидуальное задание: подготовить доклад «Художественные и идейные принципы трагедий Сумарокова».

Рекомендуемая литература:

  1. Александр Петрович Сумароков: Жизнь и творчество. Сборник статей и материалов. М., 2002.

  2. Лебедева, О. Б. История русской литературы XVIII века. М., 2000. С. 114 – 149.

  3. Гуковский, Г. А. Русская литература XVIII века: Учебник для высш. учебн. заведений. М.: Учпедгиз, 1939. 526 с.

  4. Пашкуров, А. Н. История русской литературы XVIII века : учебник : в 2 частях / А. Н. Пашкуров, А. И. Разживин. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА. Часть 1. 2017. 408 с.

Практическое занятие № 8 «Жанр комедии. Д.И. Фонвизин "Недоросль"»

Анализ текста комедии:

  1. Обобщить (письменно) основные положения концепции «идеального человека» Д.И. Фонвизина (действие третье, явление I; действие пятое, явление I).

  2. выписать словесный ряд, организующий мотив «скотства» (все определения и предикации, связанные с понятием животное или скот);

  3. обратить внимание на речь Вральмана и на то, какое значение приобретают в пьесе неправильно произнесенные слова;

  4. найти ответ на вопрос: что означают имена персонажей (Простаковы, Митрофанушка, Стародум).

Индивидуальное задание:

1. Прочитать и выписать основные положения и определения:

а). статья «Скот» из книги св. Тихона Задонского «Сокровище духовное»;

б) раздел «Животное, скот» из «Опыта российского сословника» Д.И. Фонвизина;

в). «Письмо Тараса Скотинина к родной сестре его» из журнала «Друг честных людей, или Стародум» Д.И. Фонвизина.

Практическое занятие № 9 «Русская журналистика и публицистика XVIII века»

Подготовить доклады на тему:

  1. Адская почта (издатель Ф. А. Эмин, 1769)

  2. Всякая всячина (редактор Г. В. Козицкий, среди авторов Екатерина II, 1769—1770)

  3. Детское чтение для сердца и разума (1785—1789)

  4. Живописец (редактор Н. И. Новиков, 1772—1773)

  5. Зритель (редактор И. А. Крылов, 1792)

  6. Московский журнал (издатель Н. М. Карамзин, 1791—1792)

  7. Полезное увеселение (издатель М. М. Херасков, 1760—1762)

  8. Почта духов (редактор И. А. Крылов, 1789)

  9. Трудолюбивая пчела (издатель А. П. Сумароков, 1759)

Рекомендуемая литература:

  1. Пашкуров, А. Н. История русской литературы XVIII века. М., 2017. Часть 1. (Раздел «Русское просвещение 1760-1790-х годов»).

  2. Лебедева, О. Б. История русской литературы XVIII века. М., 2000. (Главы «Сатирическая публицистика 1769—1774 гг. как индикатор жанровых тенденций в литературе переходного периода», «Пародийные жанры в творчестве И.А. Крылова (1769—1844)»).

  3. Гуковский, Г. А. Русская литература XVIII века. М., 1939. (Глава «Русское вольтерианство. Сатирическая журналистика. Официальная литература»).


Практическое занятие № 10 «Поэзия Г.Р. Державина»

Основные положения:

  1. Какова роль Державина в развитии русской литературы и прежде всего поэзии?

  2. В чем состоит своеобразие поэтического «языка» Державина?

  3. Каковы основные мотивы и темы поэзии Державина (с примерами из его произведений)?

Литература для конспектирования:

  1. Аверинцев, С. С. Поэзия Державина // Из истории русской культуры. Т. 4. М., 1996. С. 763 – 780; или: // Державин Г. Р. Оды. Л., 1985. С. 5–20.

  2. Пашкуров, А. Н. История русской литературы XVIII века. М., 2017. Часть 2. (Раздел «Гаврила Романович Державин (главы: «Общежительная ода» как феномен. Система од Державина; Поэтика Державина: диалог литературных направлений»)).

Задание (для всех): Подготовить таблицу основных художественных приемов создания оды (стихотворный размер, жанр, тема) и средств художественной выразительности с примерами из указанных од Державина.

Тексты: «Фелица», «Лебедь», «Памятник», «Ласточка», «Русские девушки», «Кузнечик», «Тоска души», «Бессмертие души», «Евгению. Жизнь Званская»

Практическое занятие № 11 «"Письма русского путешественника" Н.М. Карамзина в истории русской культуры»

Анализ текста:

Прочитать 2 главы на выбор и письменно ответить на вопросы (с примерами из текста):

  1. Каким предстает образ Европы в «Письмах»?

  2. Как путешественник описывает свои впечатления от увиденного, на что обращает внимание?

  3. Какую лексику использует путешественник, чтобы описать свои впечатления?

Литература для конспектирования:

  1. Пашкуров, А. Н. История русской литературы XVIII века. М., 2017. Часть 2. (Раздел «Николай Михайлович Карамзин (глава «Письма русского путешественника»)).

  2. Лотман, Ю.М., Успенский, Б.А. «Письма русского путешественника» Карамзина и их место в развитии русской культуры // Карамзин Н. М. Письма русского путешественника. Л., 1984. С. 561–566. (скан у преподавателя!)

Индивидуальное задание: подготовить доклад

  1. Путешествие литературное и географическое: общие и различные черты

  2. Жанр хождения: специфика изображения Востока и Запада

  3. Повести русских послов как новый вид путешествия

Рекомендуемая литература:

Лихачев, Д. С. Путешествия на Запад [в русской литературе второй половины XVII в.] // История русской литературы: В 10 т. / АН СССР. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941—1956. Т. II. Ч. 2. Литература 1590-х — 1690-х гг. — 1948. — С. 420—427. URL: http://feb-web.ru/feb/irl/il0/i22/i22-4202.htm

Прокофьев, Н.И. Литература путешествий XVI–XVII вв. // Записки русских путешественников XVI–XVII вв./Сост., подгот. текстов, коммент. Н.И. Прокофьева, Л.И. Алехиной; вступ. ст. Н.И. Прокофьева. – М.: Сов. Россия, – 1988. – С. 5-20.  – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://archive.org/details/xvi-xvii-.-1988/page/n5/mode/2up

Гуминский, В.М. Путешествие // Литературный энциклопедический словарь / М.: Советской энциклопедии, 1987. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=dict&termin=855356

Практическое занятие № 12 «"Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н. Радищева: поэтика, структура и семантика текста»

Анализ текста.

Прочитать 2 главы на выбор и письменно ответить на вопросы (с примерами из текста):

  1. Какова роль архаической лексики в книге А. Н. Радищева?

  2. Как путешественник описывает свои впечатления от увиденного, на что обращает внимание?

  3. Каковы основные мотивы «Путешествия из Петербурга в Москву»?

Литература для конспектирования:

Пашкуров, А. Н. История русской литературы XVIII века. М., 2017. Часть 2. (Раздел «Александр Николаевич Радищев (весь, кроме вступительной биографической части, ее можно только прочитать)).

Самостоятельная работа на семинаре.

Практическое занятие № 13 «Эстетика и поэтика сентиментализма

в повести Н. М. Карамзина "Бедная Лиза"»

Анализ текста:

Прочитать повесть «Бедная Лиза» и письменно ответить на вопросы (с примерами из текста):

  1. Что становится предметом изображения в «Бедной Лизе»?

  2. Функции пейзажа для раскрытия чувств героев.

  3. Какую роль играют авторские комментарии и отступления в развитии сюжета повести?

Литература для конспектирования:

Топоров, В.Н. «Бедная Лиза» Карамзина: Опыт прочтения. М., 1995 (главы «Карамзин в контексте времени» (С. 23–44) и «Рассказчик-автор» (С. 80–89)). URL: https://www.klex.ru/n01

Индивидуальное задание: подготовить доклад

  1. Имя Лиза в истории русской литературы

  2. «Бедная Лиза» как идиллия

Рекомендуемая литература:

Головченко, Г.А. Образ девушки Лизы как один из сквозных образов классической русской литературы // Язык. Словесность. Культура. – М. : Аналитика Родис, 2013. – № 6. – C. 89–104.

Ляпушкина, Е.И. Русская идиллия XIX века и роман И. А. Гончарова «Обломов». СПб. : Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 1996. – С. 54-65. (скан у преподавателя!)

Практическое занятие № 14 «Русская женская поэзия»

Выбрать одно стихотворение автора, указанного ниже, и письменно проанализировать его согласно плану:

  1. Жанр;

  2. Тема;

  3. Основные мотивы и образы;

  4. Средства художественной выразительности и их роль;

  5. Лексика и ее роль;

  6. Образ лирического героя и средства его создания.

Тексты: М. Поспелова, Е. Долгорукова, А. Жукова, Е. Неелова, Ек. Сумарокова-Княжнина, П. Жемчугова-Шереметьева, А. Турчанинова.

Стихотворения поэтесс необходимо представить с короткой биографической справкой.

Тексты стихотворений не должны повторяться, все авторы должны быть представлены на семинаре.

Литература (только прочитать, на ее основе сделать анализ):

Пашкуров, А. Н. История русской литературы XVIII века. М., 2017. Часть 2. (Главы «Идиллические мотивы в женской поэзии…», «Семейная поэтика в русской женской лирике сентиментализма»). – обратить внимание на литературу по истории женской поэзии.

Практическое занятие № 15 «Русская "легкая поэзия"»

Выбрать одно стихотворение автора, указанного ниже, и письменно проанализировать его согласно плану:

  1. Жанр;

  2. Тема;

  3. Основные мотивы и образы;

  4. Средства художественной выразительности и их роль;

  5. Лексика и ее роль;

  6. Образ лирического героя и средства его создания.

Тексты: песни А.П. Сумарокова, любовные вирши В.К. Тредиаковского, И.И. Дмитриев, А. Ржевский, Ю. Нелединский-Мелецкий, А. Мерзляков, М.Н. Муравьев, Г.А. Хованский, Е.П. Люценко, Н.М. Карамзин, И. Богданович.

Тексты стихотворений не должны повторяться, все авторы должны быть представлены на семинаре.

Литература (только прочитать, на ее основе сделать анализ):

Пашкуров, А. Н. История русской литературы XVIII века. М., 2017. Часть 2. (Раздел «Русская "легкая поэзия"» – для всех; также есть разделы по другим указанным авторам, при необходимости их также прочитать для анализа).


написать администратору сайта