литра 19 век. Литература золотого века Золотой век
Скачать 0.65 Mb.
|
1.19 век. 1. Почему первая половина ХIХ века получила название «Золотой век русской литературы»? Литература золотого века «Золотой век» связан с развитием русской национальной культуры, но главным образом получил такое название благодаря расцвету художественной литературы. Художественные направления, которые преобладали в золотом веке, – классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. Символ золотого века русской литературы – гениальный поэт мирового значения, драматург, мыслитель, основатель современного литературного языка А. С. Пушкин. В дальнейшем термин «золотой век» стал применяться для обозначения литературы всего XIX века, который также прославился именами Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева, А. П. Чехова и др. Творчество писателей золотого века объединяют идеи гуманизма. Рассматривая социально значащие вопросы (смысла жизни, добра и зла, свободы, патриотизма) авторы выступали великими мыслителями эпохи. В начале XIX века русская литература вышла на новый уровень, в ней появились ярчайшие деятели, такие как Пушкин, Лермонтов, Гоголь. Эти авторы виртуозно владели русским языком и оставили после себя богатое литературное наследие, на которое в дальнейшем опирались более поздние писатели и поэты. В своем творчестве они затронули множество важным тем, развитием которых занимались их литературные наследники. 2. Жанры, основные темы, типы героев в русской литературе начала – первой половины ХIХ века. Художественные направления, которые преобладали в золотом веке, – классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. Темы: поиск смысла жизни (везде!) . народ и дворянство (Тургенев, Толстой, Салтыков-щедрин) маленький человек (Пушкин, Гоголь) любовь ("Евгений Онегин", а также Тургенев, Гончаров и пр. Лишний человек (Онегин, Обломов, Печорин) Герой своего времени (Чацкий, Печорин, Базаров) присущи тема "маленького человека", "лишнего человека" (Н.В. Гоголь "Шинель", А.С. Пушкин "Евгений Онегин", М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени"), тема пороков российского общества (Н.В. Гоголь "Мертвые души", А.С. Грибоедов "Горе от ума"). 3. Назовите основные темы и мотивы лирики А. С. Пушкина. Пушкин затрагивал многие темы в своей поэзии, одной из них была тема дружбы. Эта тема представлена такими стихами как "И.И. Пущину", "19 октября" "Друзьям" - нередко тема дружбы связана с лицейской жизнью, ведь именно в Царскосельском лицее Пушкин обзавелся первыми друзьями, многие из которых остались с ним на протяжении всей его жизни. Тема любви у Пушкина представлена многими стихами, наиболее известные "Керн", "Мадонна" "Я вас любил". Пушкин был человеком очень влюбчивым, поэтому его любовная лирика посвящена не одной женщине.Очень ярко представлена тема свободы в его стихах. "Анчар" "Арион" "Вольность", "К Чаадаеву" являются доказательствами его свободолюбивой души.Как и многие поэты, Пушкин обращается к теме поэта и поэзии. "Разговор книгопродавца с поэтом" "Поэт" "Я памятник себе воздвиг нерукотворный".Также поэт затрагивает философскую тему, размышляет о жизни и смерти, смене поколений. Примером может служить стихотворение "Вновь я посетил.."И конечно, как и у любого поэта, Пушкин обращается к теме природы. "Зимнее утро" "Осень" 4. В чем состоит основной конфликт поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»? Основной конфликт поэмы "Медный всадник" — конфликт между государством и личностью. Воплощается он прежде всего в образной системе: противопоставлением Петра и Евгения. Образ Петра центральный в поэме. Пушкин дает в «Медном всаднике» свою трактовку личности и государственной деятельности Петра. Автор изображает два лика императора, во вступлении Петр — человек и государственный деятель: Им руководит идея блага Отечества, а не произвол. Он понимает историческую закономерность и предстает как решительный, деятельный, мудрый правитель. Противостояние человека и власти, личности и государства — вечная проблема, однозначное решение которой Пушкин считает невозможным. 2.5. Укажите основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Эпоха Николаевской реакции. Лирика имеет протестующий, трагический характер.1) Стремление к свободе.2) Одиночество ("Листок", "Узник", "Элегия", "И скучно, и грустно, и...", "Как часто, пёстрою толпою...", "Одиночество", "Листок", "Три пальмы", "Парус", "Выхожу один я на дорогу"). Усталость и безысходность.3) Трагическое мироощущение.4) Борьба и протест.5) Обвинение в бездействии своего поколения ("Дума").6) Тема поэта и поэзии ("Пророк", "Поэт", "Смерть поэта", "Слава").7) Образ Родины ("Родина", "Листок", "Мцыри", "Как часто, пёстрою толпою...", "Я не Байрон", "Бородино", "Песня о купце Калашникове", "Прощай, немытая Россия...", "Кавказ", "Вечер после дождя", "Тучи", "На севере диком стоит одиноко..."). Историческое прошлое России.8) Философская ("Молитва", "Мой демон", "Демон", "Ангел", "Мцыри"). Трагическая двойственность человеческой души. Борьба добра и зла.9) Тема любви ("Я не унижусь пред тобою...", "У ног других не забывал...", "Любовь мертвеца", "Пусть я кого-нибудь люблю"). Неразделённая любовь: страдание, разочарованность, измена. 6. Как раскрывается в «петербургских повестях» Н.В. Гоголя тема бездуховности, торжествующей пошлости? По Гоголю, Петербург – город разрушения, обмана, жестокости и одиночества. Петербург ломает жизни, он безразличен к "маленькому человеку", использует его, а затем выбрасывает, как мусор, отработанный материал. Две повести из данного цикла-"Портрет" и «Невский проспект". Первая повесть показывает, что за блеском, роскошью, ежеминутным праздником скрывается боль, разочарование, поругание всего самого святого. Невский проспект становится символом лжи, обмана, дьявольской Художник Пискарев, человек тонко чувствующий, способный увидеть и оценить прекрасное, влюбляется в красивейшую девушку. Ее внешность –образец чистоты, невинности, свежей прелести, образец прекрасного:"… рука ее (создатель, какая чудесная рука!) упала на колени,… и платье под нею, казалось, стало дышать музыкою, и тонкий сиреневый цвет его еще виднее означал яркую белизну этой прекрасной руки". Но это прелестное создание оказывается… продажной женщиной. Гоголь показывает, что Петербург развращает молодые души, убивает в них человеческое:" Боже! в этих словах выразилась вся низкая, вся презренная жизнь, - жизнь, исполненная пустоты и праздности, верных спутников разврата". Избранница Пискарева не жаждет спасения, планы которого строил художник. Он мечтал вырвать эту девушку из ее порочной жизни. Пискарев мечтал жениться на ней, вернуть ее к настоящей жизни, которую она заслуживает, и подарить миру ее красоту, чистоту, прелесть души. Но девушку вполне устраивает ее образ жизни, ни о чем другом она и не мечтает. Осознание этого убивает Пискарева. Вернувшись домой от своей возлюбленной, он умирает, разочарованный и поруганный. Неслучайно встреча с этой девушкой произошла у героя именно на Невском проспекте, где все лживо, порочно, грязно. Писатель подчеркивает, что никому не было дела до жизни этого талантливого художника, никому не было дела и до его смерти: 7. Какие основные темы развивала русская литература второй половины ХIХ века? Во второй половине 19 века появились и совершенствовались революционные темы. После ликвидации крепостного права, писатели получили огромный материал по части народной тематики. Простой русский человек, теперь, рассматривается не как раб, а как свободная и независимая личность. Крестьянский труд и быт вызывает интерес у писателей. Становится актуальной тема нигилизма и антинигилизма. Авторы затрагивают вопросы молодежи, как будущего России. Утрату патриотизма среди молодых людей. Со второй половине 19 века реализм получает название критического. В своих произведениях поэты и писатели критикуют действительность, пытаются найти ответ на вопрос кто виноват и что делать. Всех заботил вопрос, как Россия будет развиваться дальше. Общество делится на славянофилов и западников. Несмотря на различие взглядов, эти два направления объединяет ненависть к крепостному праву и борьба за освобождение крестьян. Литература становится средством борьбы за свободы, показывает невозможность дальнейшего нравственного развития общества без социального равноправия. В этот период создаются произведения, ставшие в последствие шедеврами мировой литературы, в них отображается жизненная правда, национальная самобытность, неудовлетворенность существующим самодержавно-крепостным строем, жизненная правда делают произведения того времени всенародными. 3. Вторая половина XIX в. оказалась чрезвычайно богатой на таланты. Всемирную славу русской литературе принесло творчество И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. П. Чехова, Островского и др. (Судьбы русского дворянства, Конфликт поколений, атмосфера русской деревни – крестьянской и помещичьей, исторические события, душевные катастрофы в самой обыденной обстановке и т. д.) 8. Расскажите о взаимоотношениях Базарова и Кирсановых в рамках спора о путях улучшения мира (по роману И. Тургенева «Отцы и дети») Автор показывает нам три спора Е. Базарова и П. Кирсанова, в которых поднимаются эти вопросы. Итак, тема дворянства, его роль в жизни. По мнению П. П. Кирсанова, аристократы - движущая сила общественного развития. Их идеал - "английская свобода" (конституционная монархия) ; путь к идеалу-либеральный (реформы, гласность, прогресс) . По мнению Е. Базарова, аристократы не способны к действию, от них нет никакой пользы. Базаров отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию к будущему. Следующий вопрос касается нигилизма и роли нигилистов в жизни. Павел Петрович осуждает нигилистов за то, что те "никого не уважают", живут без "принсипов"; считает их ненужными и бессильными: "Вас всего четыре с половиной человека". На это Базаров отвечает: "От копеечной свечи Москва сгорела". Под отрицанием "всего" Базаров имеет в виду религию, самодержавно-крепостнический строй, общепринятую мораль. А что же утверждают нигилисты? Прежде всего, необходимость революционных действий. Критерием же их является народная польза. Каковы взгляды обеих сторон на народ? Павел Петрович прославляет крестьянскую общину, семью, религиозность, патриархальность русского мужика. Базаров говорит, что народ не понимает собственных интересов, темен и невежествен, но считает необходимым отличать народные интересы от народных предрассудков, утверждает, что народ по духу революционен, поэтому нигилизм - проявление именно народного духа. Четвертый вопрос затрагивает отношение спорящих к искусству и природе. Парел Петрович благословляет и прославляет искусство. Автор солидарен в этом с П. П. Кирсановым. Базаров же отрицает искусство ("Рафаэль гроша ломаного не стоит"), к природе подходит сугубо материалистически ("Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник"). Подведем итоги. Споры велись не по частным вопросам. Они касались настоящего и будущего России. Во всех спорах последнее слово оставалось за Базаровым. Компромисс между героями Тургенева невозможен, подтверждением этому является их дуэль. 9. В чем суть конфликта «отцов» и «детей» в романе И. С.Тургенева «Отцы и дети»? Приступая к работе над романом “Отцы и дети”, И. С. Тургенев ставил перед собой задачу показать переломный момент в общественном развитии России. Он хотел проститься со старой, уходящей эпохой и встретить эпоху новую, пока еще находящуюся в поисках и метаниях. Роман “Отцы и дети” — это спор двух культур: старой, дворянской, и новой, демократической. В романе “Отцы и дети” выступают две различные социальные среды с противоположными представлениями и интересами. В самой композиции романа нашла отражение русская действительность в период падения крепостного права, борьба в ней двух общественных лагерей. 10. Какова основная тематика лирики Н. А. Некрасова? Почему его произведения в основном посвящены народной жизни? Как это согласуется с его творческим кредо? Основные темы лирики Некрасова 1)Тема о назначении поэта и поэзии ("Поэт и гражданин", "Муза", "Элегия") 2)Тема Родины и народа ("Размышления у парадного подъезда", "Железная дорога", "Забытая деревня", "Школьник", "Несжатая полоса", "В полном разгаре страда деревенская... ") 3)Идеал общественного деятеля ("Памяти Добролюбова", "Белинский", "Несчастные") В стихах Некрасова появляется идеал общественного деятеля, который проникнут беспредельной любовью Родины, способен отдать за неё жизнь. В поэтических раздумьях поэта запечатлены черты лучших людей времени и индивидуальные портреты Добролюбова и Белинского. В творчестве Некрасова тема "Белинский" была не только личной, но и важной. 4)Некрасов - поэт-сатирик ("Нравственный человек") 5)Любовная лирика ("Панаевский цикл", "Мы с тобой бестолковые люди") Главной темой произведений Н. А. Некрасова является изображение народной доли, тяжелой и безрадостной. 4. Поэт считает, что его роль заключается, в первую очередь, в позиции гражданина. Уста поэта - это своеобразный рупор, который позволяет донести до русского народа правду жизни. Некрасов до последних дней оставался борцом за права простых людей. Читаешь его "Размышления у парадного подъезда", "Железную дорогу" и чувствуешь, какую боль и обиду испытывал он за народ. Он жаждал пробуждения его самосознания. Я лиру посвятил народу своему,/Быть может, я умру неведомый ему,/Но я ему служил – и сердцем я спокоен./Пускай наносит вред врагу не каждый воин,/Но каждый в бой иди.../(«Элегия») Некрасов утверждает гражданскую роль поэта. Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан 11. Какое значение имеет композиция поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»? Докажите, что она традиционна для произведений, в которых описывается поиск счастливых земель Поэма Некрасова композиционно построена сложно: в общий сюжет включены законченные рассказы, имеющие свои собственные сюжеты и композиции. Рассказы-истории посвящены отдельным героям, в первую очередь крестьянам (Ермилу Гирину, Якову верному, Матрёне Тимофеевне, Савелию, Якиму Нагому и др.). Особенностью композиции поэмы является совпадение кульминации и развязки. Вторая особенность заключается в том, что, по сути, вся поэма, исключая пролог, где находится завязка, представляет собой развитие действия, построенного весьма сложно. На сюжет поэмы нанизываются многочисленные жизненные истории героев, встреченных путешественниками. Отдельные истории внутри поэмы объединяются сквозной темой дороги и главной идеей произведения. Такое построение не раз использовалось в литературе, начиная с "Одиссеи" Гомера и кончая "Мёртвыми душами" Н.В.Гоголя. Иными словами, поэма композиционно похожа на пёструю мозаичную картину, которая составлена из множества камешков-кусочков. Собранные вместе, отдельные истории, услышанные странниками, создают широчайшую панораму пореформенной русской действительности и недавнего крепостного прошлого. Некрасов стремился создать картину народной жизни в сложный период 60-х годов XIX века, показать лучшие черты национального характера и ответить на вопрос, который уже долгое время его занимал: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» В необычном сказочном прологе заявляется замысел: семеро мужиков решают узнать, «кому живется весело, вольготно на Руси», и с этой целью отправляются странствовать. Сразу заметно, что Некрасов старается стилизовать свое произведение под народное: он вводит в него фольклорные мотивы. В экспозиции и последующей завязке угадываются сказочные элементы: неопределенность места и времени действия («в какой земле – угадывай»), наличие сказочных персонажей и предметов – говорящая птичка, скатерть-самобранка. Значимым является и количество мужиков – их семеро, а семь в сказках всегда считалось особенным числом. Завязка поэмы – это клятва встретившихся мужиков не возвращаться домой, пока они не найдут счастливого на Руси. Здесь же Некрасов описывает дальнейший план основного сюжетного мотива «Кому на Руси жить хорошо» 12. Сравните цели в жизни Обломова и Штольца (по роману И. Гончарова «Обломов»). Чего достиг каждый? Составьте план сравнительной характеристики героев. Обломов ни к чему вообще не стремится, он не видит смысла в этом. Для него счастье - полный покой и хорошая еда. Проводит жизнь на диване, не снимая удобного халата, ничего не делает, ничем не интересуется. Любит уходить в себя и жить в созданном им мире слов и мечтаний. Штольц стремится к бурной и насыщенной жизни. Он находиться в постоянной деятельности. Он зациклен на своей работе. Цель жизни Прожить жизнь счастливо; так, чтобы она «не трогала». (Обломов) «Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере, моей».( Штольц) Штольц ведет деятельную жизнь. С того момента, как он ушел из дома, он живет трудом. Благодаря труду, силе воли, терпению он стал богатым и известным широкому кругу людей. Идеал счастья Обломова — полное спокойствие и хорошая еда. И он достиг этого: он спокойно спал на диване и хорошо питался. За ним убирали слуги, и дома у него больших проблем с хозяйством не было. Идеал счастья Штольца — жизнь в труде. Это у него есть. Он много трудится, жизнь его кипит. 5. 13. Дайте характеристику «темному царству» (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»). Как возникла эта метафора? В своей пьесе «Гроза», А.Н. Островский впервые изображает реалистичный мир «темного царства». Кто в него входил? Это большая часть того общества – самодуры, которые имели в своих руках власть денег, которые хотели поработить бедных и еще больше нажиться на их бесплатном труде. Островский впервые открывает мир купечества со всеми реалиями и правдивыми событиями. В этом мире нет ничего человечного, доброго. Нет веры в свободного человека, в счастье, в любовь и порядочный труд. В чем конфликт пьесы? В столкновении интересов и морали отжившего и будущего поколения людей. С особым смыслом изображены сложные образы персонажей данной пьесы. Богатый купец – Дикой – достаточно важная персона в городе. Кудряш, тобишь Савел Прокофьевич – представляет себя вершителем мира и хозяином окружающей его жизни. Многие персонажи его бояться и просто трепещут перед его образом. Беспредел в поведение Дикого прикрывается властью и значимостью его денежного состояния. Он имеет покровительство государственной власти. С особым смыслом изображены сложные образы персонажей данной пьесы. Богатый купец – Дикой – достаточно важная персона в городе. Кудряш, тобишь Савел Прокофьевич – представляет себя вершителем мира и хозяином окружающей его жизни. Многие персонажи его бояться и просто трепещут перед его образом. Беспредел в поведение Дикого прикрывается властью и значимостью его денежного состояния. Он имеет покровительство государственной власти. Островский создает достаточно неоднозначный и сложный образ Дикого. Этот персонаж сталкивается с проблемой не внешнего противостояния окружающих к его персоне. Он переживает внутренний протест. Герой понимает, насколько черства его середина и его сердце. Он поведывает рассказ о том, как по пустяку бранил мужичка, который возил дрова. Дикой на него накинулся и чуть не прибил ни с чего. А затем стал каяться и прощения просить. И признавался, что сердце у него такое, «дикое» Именно в этом образе мы видим потайной смысл «темного царства». Оно изнутри изживало себя. Внутренний протест самодуров того времени разрушал их самих же. Таким образом, А. Н. Островский в пьесе "Гроза" раскрывает крайне негативный и собирательный образ купечества, в котором нет ни любви, ни дружбы, а только суеверность, тирания, жестокость, невежество и обман. Однако благодаря присутствию в драме оппозиционного образа автор показывает, что грядущие перемены уже близко, а значит, "тёмному царству" придёт конец. Сам А. Н. Островский дает такое определение «темному царству» устами Досужева, одного из героев другой своей пьесы — «Тяжелые дни» (действ. 1, явл. 2): «...Живу в той стороне, где дни разделяются на легкие и тяжелые; где люди твердо уверены, что земля стоит на трех рыбах и что, по последним сведениям, кажется, одна начинает шевелиться: значит, плохо дело; где заболевают от дурного глаза, а лечатся симпатиями; где есть свои астрономы, которые наблюдают за кометами и рассматривают двух человек на луне; где своя политика, и тоже получаются депеши, но все больше из Белой Арапии и стран, к ней примыкающих». Иносказательно: темная и косная общественная среда (неодобр.) |