Литературная гостиная М. И. Цветаева. Литературная гостинаяСЦЕНАРИЙ. Литературная гостиная
Скачать 24.09 Kb.
|
Литературная гостиная«Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черёд…» Марина Ивановна Цветаева Ведущие – учащиеся 9, 10 классов Звучит «Канцона для кларнета и струнного оркестра» Сергея Ивановича Танеева. Входит Марина Цветаева. Медленно подходит к фотографиям, рассматривает их. Задумчиво смотрит вдаль, как бы вспоминая что-то важное… Подходит к столику, берёт листы, читает, кладёт их на место. Музыка смолкает. Марина Цветаева (обращаясь в зал): Орлова В. В. Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я – поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет. Ворвавшимся, как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти - Нечитанным стихам! – Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берёт), Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черёд. Выходят ведущие. Вед.1 (): Более ста лет назад совсем юная и никому ещё не известная Марина Цветаева написала ныне широко известное стихотворение, которое стало своеобразным предсказанием. Вед.2: 8 октября весь литературный мир отмечает день рождения Марины Ивановны Цветаевой, которая о дне своего рождения сказала… Чтец (из детей) ? Вед.2: Марина росла среди музыки и книг. Отец её, Иван Владимирович, был человеком необыкновенно образованным. Он, будучи известным филологом и искусствоведом, познакомил Марину с историей и культурой Эллады. Сюжеты и образы античности встречаются во многих произведениях Цветаевой. Мария Александровна, мать поэтессы, была талантливой пианисткой, учившейся у Рубинштейна. Посвятив себя семье, Мария Александровна стремилась передать детям все, что почитала сама: поэзию, музыку. «После такой матери мне оставалось одно – стать поэтом», - говорила Марина. Вед.1: С детства она была погружена в атмосферу А.С. Пушкина. Очень рано ощутила в себе некий «тайный жар», «скрытый двигатель жизни» и назвала его «любовь». Инсценировка отрывка из книги М. Цветаевой «Мой Пушкин» Марина (О. В. Лукутина): Пушкин заразил меня любовью. Словом – любовь. Под влиянием непрерывного воровского чтения, естественно, обогащался и словарь. Мать (Алешина Ю. Б.): Тебе какая кукла больше нравится: тётина нюренбергская или крёстнина парижская? Марина: Парижская. Мать: Почему? Марина: Потому что у неё глаза страстные. Мать: Что-о-о? Марина: Я хотела сказать: страшные. Мать: То-то же! Марина: Мать не поняла, мать услышала смысл и, может быть, вознегодовала правильно. Но поняла – неправильно. Не глаза – страстные, а я чувство страсти, вызываемое во мне этими глазами…приписала - глазам. Не я одна. Все поэты. И Пушкин – первый. Теперь мы в сад перелетим, Где встретилась Татьяна с ним. На скамейке – Татьяна. Потом приходит Онегин, но не садится, а она встаёт. Оба стоят. И говорит только он, всё время, долго, а она не говорит ни слова. И тут я понимаю, что …это – любовь: когда скамейка, на скамейке – она, потом приходит он и всё время говорит, а она не говорит ни слова. Мать ошиблась. Я не в Онегина влюбилась, а в Онегина и Татьяну, в них обоих вместе, в любовь. И ни одной своей вещи я потом не писала, не влюбившись одновременно в двух, не в них двух, а в их любовь. В любовь. Эта первая моя любовная сцена предопределила все последующие, всю страсть во мне несчастной, невзаимной, невозможной любви. Звучит песня из кинофильма «Ирония судьбы…» - «Мне нравится, что вы больны не мной…» СКВГВед.1: Стихи Марина Цветаева начала писать с шести лет не только по-русски, но и по-французски и по-немецки. Печататься начала с 16-ти. А в один из московских осенних дней 1910 года из Трёхпрудного переулка, что близ Патриарших Прудов, вышла невысокая круглолицая гимназистка и направилась в Леонтьевский переулок, где помещалась типография А.И. Мамонтова. В руках у неё была внушительная стопка стихов, а в душе – дерзость и нерешительность, - Гордость и Робость, что пронизали всю её последующую жизнь и поступки. В этот знаменательный день Марина Цветаева, которой исполнилось 18 лет, постучалась в двери русской литературы. Вед.2: Сборник заметили и одобрили Валерий Брюсов, Николай Гумилёв. А Максимилиан Волошин так восхитился, что без предупреждения пришёл в дом к Цветаевым. Инсценировка. Встреча М. Цветаевой и М. ВолошинаО. В. Лукутина и П. Г. Корнеев Цветаева: Он предстал мне впервые в дверях нашего дома в Трёхпрудном. (Звонок. Марина открывает дверь). Волошин: Можно мне видеть Марину Цветаеву? Цветаева: Я. Волошин: А я Макс Волошин. К вам можно? Цветаева: Очень. Волошин: Вы читали мою статью о вас? Цветаева: Нет. Волошин: Я так и думал и потому принёс её вам (подаёт газету). Цветаева: (читает) Вся статья – самый беззаветный гимн женскому творчеству и восемнадцатилетию. Волошин: К вам душа так радостно влекома! О, какая веет благодать От страниц «Вечернего альбома»! (Почему «альбом», а не «тетрадь»?) Кто вам дал такую ясность красок? Кто вам дал такую точность слов? Смелость всё сказать: от детских ласок До весенних новолунных снов? Ваша книга – это весть оттуда», Утренняя благостная весть. Я давно уж не приемлю чуда, Но как сладко слышать: «Чудо – есть!» М. В. Невшупа Кто создан из камня, кто создан из глины,- А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело - измена, мне имя - Марина, Я - бренная пена морская. Кто создан из глины, кто создан из плоти – Тем гроб и нагробные плиты... - В купели морской крещена - и в полете Своем - непрестанно разбита! Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети Пробьется мое своеволье. Меня - видишь кудри беспутные эти?- Земною не сделаешь солью. Дробясь о гранитные ваши колена, Я с каждой волной - воскресаю! Да здравствует пена - веселая пена - Высокая пена морская! Вед.1: В 1911 году Максимилиан Волошин пригласил Марину и её сестру Анастасию провести лето в Коктебеле, где у него был дом. Там она познакомилась Сергеем Эфроном, ставшим её мужем Вед.2: Обвенчались Серёжа и Марина в январе 1912 года. Короткий промежуток между их встречей и началом Первой мировой войны был единственным в их жизни периодом бестревожного счастья. Именно ему, любимому мужу, другу будут написаны лучшие стихи. Вед.1: Одно из самых известных и проникновенных стихотворений, так называемая «Песнь к любимому», было положено на музыку Андреем Петровым и прозвучало в кинофильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс», который вышел в прокат в 1984 году. Романс «Под лаской плюшевого пледа…» (О. А. Шустова)Вед.2: 1914 год. Грянула Первая мировая война. Потом революция. Сергей Эфрон уехал на Дон, где формировались первые части Белой гвардии. Он любил Россию фанатично и верил, что спасает её. Почти три года Марина жила в голодной красной Москве, не получая от мужа вестей. Терпела не просто нужду, а нищету. На руках – две дочери: Ариадна и Ирина. И Цветаева билась, как могла: меняла по деревням вещи на сало и муку, стояла в очереди за пайковой селёдкой, таскала саночки с гнилой картошкой. Вед.1: В самое тяжёлое время – осенью 1919-го года по совету знакомых отдала дочерей в приют. Но вскоре забрала тяжело заболевшую дочь Алю, а в феврале 1920 года потеряла маленькую Иру, погибшую в приюте от голода и тоски. Уварова Т. Н. «Расстояния, вёрсты, дали…» Вед.2: Марина Ивановна Цветаева в это время много писала, но печатала мало, и знали её только завзятые любители поэзии. Однажды, отвечая корреспонденту, с горечью сказавшему, что её, Цветаеву, «не помнят» в России, она ответила: «Нет, голубчик, меня не «не помнят», а просто не знают». Вед.1: В годы гражданской войны связь между Марины Цветаевой и Сергеем Эфроном оборвалась почти полностью. Послушаем их письма. Звучит «Лунная соната» Л. ван Бетховена Инсценировка. Марина (пишет письмо за столом). Сергей Эфрон (в отдалении перечитывает уже написанное письмо). О. В. Лукутина и П. Г. Корнеев Цветаева: „Если вы живы, если мне суждено еще раз с вами увидеться, - слушайте! Когда я Вам пишу. Вы - есть, раз я Вам пишу! Если Бог сделает чудо - оставит Вас в живых, я буду ходить за Вами, как собака...» Эфрон: Наша встреча с Вами была величайшим чудом, и еще большим чудом будет наша встреча грядущая. Когда я о ней думаю — сердце замирает страшно — ведь большей радости и быть не может, чем та, что нас ждет. Но я суеверен — не буду говорить об этом. Все годы нашей разлуки — каждый день, каждый час — Вы были со мной, во мне. Но и это Вы, конечно, должны знать. Цветаева: Горло сжато, точно пальцами. Все время оттягиваю ворот. Сереженька. Я написала Ваше имя и не могу писать дальше". Эфрон: Радость моя, за все это время ничего более страшного (а мне много страшного пришлось видеть), чем постоянная тревога за Вас, я не испытал. Теперь будет гораздо легче — в марте Вы были живы. Вед.2: Вскоре выяснилось, что Сергей Эфрон жив: волной отступления корниловской армии его унесло в Чехию. Мгновенно, бесповоротно Марина приняла решение об отъезде. Без Серёжи не мыслила своего существования. Вед.1: Так началась семнадцатилетняя эпопея за рубежом. О. И. Соловьева «Вот опять окно…» Инсценировка. Разговор ведущего и Марины Цветаевой (М. В. Невшупа) Вед.1: Берлин. Цветаева: Недолго. Вед.1: Прага. Цветаева: Три года. Вед.1: Париж. Цветаева: За семь лет Франции я бесконечно остыла сердцем. Париж мне душевно ничего не дал. Вед.1: Вешнегоры. Цветаева: Не Прага, даже деревня, душное… Вед.2: В эмиграции Цветаева не прижилась. Всё чаще и чаще её стихи, поэмы, проза отвергались газетами и журналами. В 1928 году появился последний прижизненный сборник «После России». (Алешина Ю. Б.) Пригвождена к позорному столбу Славянской совести старинной, С змеею в сердце и с клеймом на лбу, Я утверждаю, что — невинна. Я утверждаю, что во мне покой Причастницы перед причастьем. Что не моя вина, что я с рукой По площадям стою — за счастьем. Пересмотрите все мое добро, Скажите — или я ослепла? Где золото мое? Где серебро? В моей руке — лишь горстка пепла! И это всё, что лестью и мольбой Я выпросила у счастливых. И это всё, что я возьму с собой В край целований молчаливых. Вед.1: Вернулась в Россию Марина Ивановна с родившимся в эмиграции сыном Георгием 18 июня 1939 года. Дочь и муж – двумя годами раньше. Наконец семья воссоединилась. Но это последнее счастье длилось недолго: в августе арестовали дочь, в октябре – мужа. Они вернулись в Россию в жестокое время. Тех, кто приезжал из-за рубежа, или тех, кто побывал в командировке за рубежом, считали потенциальными шпионами. Марина Ивановна осталась с сыном без квартиры, без средств к существованию. Вед.2: Мы подошли к самой трагической странице жизни Марины Цветаевой. Началась Великая Отечественная война…Рядом нет друзей, нет жилья, работы, нет семьи. Муж был расстрелян в октябре 1941 гола. Дочь Ариадна провела в лагерях 16 лет и будет реабилитирована только в феврале 1955 года. Марина Цветаева едет с сыном в эвакуацию в Елабугу. Цветаева (Орлова В. В.): «Я постепенно утрачиваю чувство реальности: меня всё меньше и меньше… Никто не видит, не знает, что я год ищу глазами крюк… Я год примеряю смерть. Всё уродливо и страшно… Я не хочу умирать. Я хочу не быть…» (медленно уходит) Чтец ? Вед.1: Она покончила жизнь самоубийством 31 августа 1941 года в Елабуге, в грязных сенях деревенской убогой избы, где жила со своим сыном. Ей не было ещё и пятидесяти лет. Вед.2: Могила поэтессы затерялась. Много лет спустя сестра Цветаевой Анастасия поставила указатель на Елабужском кладбище, на котором написано: «К Марине Цветаевой». Марина Цветаева: (кто-то из учащихся) Идешь, на меня похожий, Глаза устремляя вниз. Я их опускала – тоже! Прохожий, остановись! Прочти – слепоты куриной И маков набрав букет, Что звали меня Мариной И сколько мне было лет. Не думай, что здесь – могила, Что я появлюсь, грозя… Я слишком сама любила Смеяться, когда нельзя! И кровь приливала к коже, И кудри мои вились… Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись! Сорви себе стебель дикий И ягоду ему вслед, – Кладбищенской земляники Крупнее и слаще нет. Но только не стой угрюмо, Главу опустив на грудь. Легко обо мне подумай, Легко обо мне забудь. Как луч тебя освещает! Ты весь в золотой пыли… – И пусть тебя не смущает Мой голос из-под земли. Вед.1: Мариной Ивановной Цветаевой написано 15 поэтических сборников, 17 поэм, 8 стихотворных драм, автобиографическая, мемуарная, историко-литературная, эссеистская проза, письма, дневники. Вед.2: Поэтесса говорила: «Вся моя жизнь – роман с душой. Возьмите стихи – это и есть моя жизнь». Звучит «Аве Мария» Каччини |