лобальные проблемы современности. Лобальные проблемы современности, их социальнофилософский анализ
Скачать 20.84 Kb.
|
лобальные проблемы современности, их социально-философский анализ. К глобальным проблемам, в первую очередь, относятся: -предотвращение мировой термоядерной войны, создание ненасильственного мира, обеспечивающего мирные условия для социального прогресса всех народов; -преодоление возрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития между странами, устранение во всем мире экономической отсталости; -обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми для этого природными ресурсами (продовольствие, сырье, источники энергии); -преодоление экологического кризиса, порождаемого вторжением человека в биосферу; -прекращение стремительного роста населения (рост численности населения в развивающихся странах, падение рождаемости в развитых); -своевременное предвидение и предотвращение различных отрицательных последствий НТР и рациональное эффективное использование ее достижений на благо общества и личностиЭти проблемы порождены не только колоссально возросшими техническими средствами воздействия общ-ва на природу и огромными масштабами его хоз. деятельности (ставшими ныне сравнимыми с геологическими и другими планетарными естественными процессами). Они порождены также стихийностью и неравномерностью общественного развития, анархией пр-ва при капитализме, наследием колониализма, погоней транснациональными компаниями за прибылью в ущерб долговременным интересамвсего общ-ва.Глобальные проблемы современности порождены в конечном счете именно всепроникающей неравномерностью развития мировой цивилизации, когда техническое могущество человечества неизмеримо превзошло достигнутый им уровень общественной организации, политическое мышление явно отстало от политической действительности, а побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей и их нравственные ценности весьма далеки от социального, экологического и демографического императивов эпохи. Термин "постиндустриальное общество" родился в США еще в 50-ые годы, когда стало ясно, что американский капитализм середины столетия во многом отличается от индустриального капитализма,существовавшего до великого кризиса 1929-1933 годов. Примечательно, что первоначально постиндустриальное обществорассматривалось в рационалистических понятиях линейного прогресса, экономического роста, повышения благосостояния и технизации труда, вследствие чего сокращается рабочее время и увеличивается, соответственно, свободное. Вместе с тем уже в конце 50-х годов Рисман поставил под сомнение целесообразность безграничного роста благосостояния, отметив, что среди молодых американцев из "верхнего среднего класса" постепенно падает престиж обладания теми или иными вещами. С конца 60-х годов термин "постиндустриальное общество" наполняется новым содержанием. Ученые выделяют такие его черты, как массовое распространение творческого, интеллектуального труда, качественно возросший объем научного знания и информации,применяемой в производстве, преобладание в структуре экономикисферы услуг, науки, образования, культуры над промышленностью исельским хозяйством по доле в ВНП и числу занятых, изменениесоциальной структуры. В традиционном аграрном обществе основная задача состоялав обеспечении населения элементарными средствами к существованию.Поэтому усилия были сосредоточены в сельском хозяйстве, впроизводстве продовольствия. В пришедшем на смену индустриальном обществе эта проблемаушла на второй план. В развитых странах 5-6% населения, занятыев сельском хозяйстве обеспечивали продовольствием все общество.На первый план выдвинулась промышленность. В ней была занята основная масса людей. Общество развивалось по пути накопленияматериальных благ. Следующий этап связан с переходом от индустриального к сервисному обществу. Для осуществления технологических инновацийрешающее значение приобретает теоретическое знание. Объемыэтого знания становятся столь большими, что обеспечивают качественный скачок. Чрезвычайно развитые средства коммуникацииобеспечивают свободное распространение знания, что даетвозможность говорить о качественно новом типе общества. В XIX и вплоть до середины XX века коммуникации существовали вв двух различных формах. Первая - это почта, газеты, журналы и книги, т.е. средства, которые печатались на бумаге и распространялись методами физической транспортации или хранились в библиотеках. Вторая - это телеграф, телефон, радио и телевидение; здесь закодированные сообщения или речь передавалисьсредствами радиосигналов или по кабельной связи от человека к человеку. Сейчас технологии, некогда существовавшие в разных областях применения, стирают эти различия, так что потребители информации получают в свое рапоряжение множество альтернативных средств, что порождает и ряд сложных проблем с точки зрения законодателей. В дело с неизбежностью вовлекаются мощные частные интересы. Точно так же, как замена угля нефтью и конкуренция между грузовым автотранспортом, железными дорогами и газопроводами привели к существенным изменениям в распределении корпоративной власти, в структурах занятости, в профсоюзах, географическом расположении предприятий и тому подобном, так и колоссальные изменения, происходящие в коммуникационной технологии, затрагивают отрасли промышленности, связанные с коммуникациями. В самом общем плане здесь можно выделить 5 проблем. 1. Слияние телефонных и компьютерных систем, телекоммуникаций и обработки информации в одну модель. С эти связан вопрос будет ли передача информации осуществляться преимущественно через телефонную связь или возникнет какая-либо иная независимая система передачи данных; какова будет относительная доля микроволновых станций, спутников связи и коаксиального кабеля в качестве каналов передачи. 2. Замена бумаги электронными средствами, включая электронные банковские услуги вместо использования чеков, электронную почту, передачу газетной и журнальной информации факсимильными средствами и дистационное копирование документов. 3. Расширение телевизионной службы через кабельные системы со множеством каналов и специализированными услугами, что позволит осуществлять прямую связь с домашними терминалами потребителей. Транспорт будет заменен телекоммуникациями с использованием видеофонов и систем внутреннего телефидения. 4. Реорганизация хранения информации и систем ее запроса на базе компьютеров в интерактивную информационную сеть, доступную для исследовательских групп; прямое получение информации из банков данных через библиотечные и домашние терминалы. 5. Расширение системы образования на базе компьютерного обучения, использование спутниковой связи для сельских местностей, особенно в слаборазвитых странах; использование видеодисков как для развлечений, так и для домашнего образования. По мере того, как компьютеры все шире используютя в коммуникационных сетях в качестве коммутирующих систем, а средства электронной коммуникации становятся неотъемлимыми элементами в компьютерной обработке данных, различия между обработкой информации и коммуникацией исчезают. Основные проблемы здесь - правовые и экономические, и основной вопрос - должна ли эта новая область подлежать государственному регулированию или ей лучше развиваться в условиях свободной конкуренции. Самый же важный вопрос - политический. Информация в постиндутриальную эпоху- это власть. Доступ к информации есть условие свободы. Из этого прямо вытекают проблемы законодательного характера. Нельзя рассматривать постиндустриальное общество только как новую ступень в технической сфере. Меняется и сам человек. Труд больше не является для него жизненной необходимостью. Постиндустриализация связана с превращением процесса труда, по крайней мере для заметной части общества, в разновидность творческой деятельности, в средство самореализации и с преодолением некоторых присущих индустриальному обществу форм отчуждения. Вместе с тем постиндустриальное общество - это общество постэкономическое, посколько в перспективе в нем преодолевается господство экономики (производство материальных благ) над людьми и основной формой жизнедеятельности становится развитие человеческих способностей. Становление постиндустриального общества представляет собой глубочайшую социальную, экономическую, технологическую и духовную революцию. Ее ядром, сердцевиной является, в свою очередь, становление нового социального типа человека и характера общественных отношений. Этот тип можно определит как "богатую индивидуальность", "многомерного человека". Если еще 30-50 лет назад жизненный путь человека и круг его общественных связей определялись в первую очередь тем, к какому классу или социальному слою он принадлежит, и лишь во вторую - его личными способностями, то "многомерный человек" реально может выбирать между работой по найму и собственным бизнесом, между различными способами самовыражения и материальным успехом. Это значит, что человек может выбирать и строить по своему усмотрению и те отношения, в которые он вступает с другими людьми. Они все меньше и меньше слепо господствуют над ним, как это было в эпоху индустриального капитализма. Именно с таким изменением связан наблюдаемый ныне в развитых странах "рыночный ренессанс". За "рыночным ренессансом" в действительности стоит колоссальное развитие нерыночной сферы - системы социальной защиты, образования, здравоохранения, культуры и, что очень важно, домашнего труда по воспитанию, "производству" человеком самого себя и своих детей, труда непосредственного общения. Характерной чертой складывающегося постиндустриального общества становится двухэтажная, двухсекторная экономика, состоящая из сектора производства материальных благ и услуг, который контролируется рынком, и сектора "производства человека", где осуществляется накопление человеческого капитала и, по существу, не остается места рыночным отношениям. Причем развитие сферы "производства человека" все больше определяет развитие и структуру рынка, динамизм экономики и конкурентноспособность стран в мире. При этом "производство человека" все меньше является прерогративой государства и все больше самого гражданского общества: органов местного самоуправления, общественных организаций, наконец, самих граждан. Интеллектуальная собственность "многомерного человека" постиндустриального общества складывается в результате огромных затрат труда по воспитанию детей в семье, расходов государства, частных фондов и самих граждан на на образование, собственных усилий детей, а потом студентов по освоению знаний и ценностей культуры, общих - государственных, частных и коллективных затрат на поддержание и развитие культуры и искусства, затрат временилюдей по освоению достижений культуры. Наконец, в интеллектуальной собственности воплощаются затраты времени и усилия человека по поддержанию своей "спортивной формы" - своего здоровья, работоспособности, не говоря уже о совокупных расходах на охрану и восстановление окружающей среды. Уже в 1985 году величина "человеческого капитала" Америки в несколько раз превышала сумму всех активов американских корпораций. Такое сопоставление говорит само за себя. Легкость накопления и передачи информации в эпоху постиндустриализации порождает свои проблемы. Так становится все более очевидной угроза полицейского и политического наблюдения за индивидами с использованием изощренной информационной техники.Наиболее важнымоткрытием было установление факта чрезвычайно большого количестваправительственных банков данных с громадными досье практически на каждого жителя страны. 54 агенства, предоставивших информацию на этот счет, доложили о существовании 858 банков данных, содержащих1.25 миллиарда записей на индивидов". Все это подтверждает следующий факт: когда какое-либо агенство, обладающее властью, устанавливает бюрократические нормы и стремится во что бы то ни стало насаждать их, создается угроза злоупотреблений. Другой не менее важный момент заключается в том,что контроль над информацией чаще всего выливается в злоупотребления, начиная с сокрытия информации и кончая ее незаконным обнародованием. Дабы предотвратить эти злоупотребления, необходимы институциональные ограничения, преждевсего в сфере информации. В постиндустриальном обществе для самовыражения и самоутверждения человека велико значение политики, административно-общественного самоуправления - прямой ("партисипаторной") демократии, которая расширяет общественные связи человека и тем самым возможности для проявления им творческой инициативы. Западная общественная мысль в 80-е годы пришла к тому же выводу, к которому в свое время пришел ... Карл Маркс в первом черновом варианте "Капитала": культура, наука, информация - всеобщее достояние. Как только их "запускают" в производство, т.е. используют как производительную силу, они становятся подлинно всеобщей собственностью. "В классической и марксовой экономической теории капитал мыслился как "воплощенный труд", но знание нельзя интерпретировать в том же ключе, -писал Д.Белл.-Главное состоит в том, что знание, как систематизированная теория является коллективным достоянием. Ни отдельное лицо, ни отдельная группа работников, ни корпорация не могут монополизировать или защитить патентом теоретическое знание, или извлечь из него уникальное производственное преимущество. Оно является общественной собственностью интеллектуального мира". В то же время наука, информация, ценности культуры по существу, не отчуждаются ни от их создателя ("производителя"), ни от того, кто ими пользуется. Следовательно, эта общественная собственность является индивидуальной для каждого, кто пользуется ею. Таким образом, для постиндустриального общества характерно предсказанное Марксом единство индивидуальной и общественной (но не государственной!) собственности на основной "продукт" и "производственный ресурс". Процесс постиндустриализации необратим. Однако, пока он охватил далеко не все стороны общественной жизни и далеко не все страны. Создается новая карта мира. Это информационная карта, которую можно уподобить климатической в том смысле, что на ней отражены некоторые постоянные условия среды. Эта информационная карта показывает большую плотность информации на территории Северной Америки, несколько меньшую - в Европе, Японии и России; во всех других местах плотность информации ничтожна и даже сходит на нет.Даже в самых развитых странах (США, Япония, ФРГ, Швеция) общество еще весьма далеко от того, чтобы в полной мере стать постиндустриальным. До сих пор в них многие миллионы людей заняты простым трудом и подвергаются самой обычной капиталистичекой эксплуатации. И даже в этих странах, в особенности в США, существуют массы неграмотных, которые, естественно, остаются на обочине дороги в будущее. Разумеется, это препятствует постиндустриализации, консервирует старые отношения и старые технологии, а порой и восзодает их нановой технологической основе. Остаются нерешенными и глобальные проблемы - экологическая и проблема отсталости большинства стран Земли. Однако решить эти проблемы можно только на постиндустриальной основе. В свою очередь дальнейшая постиндустриализация немыслима без их решения. Интересным является положение в России. Явные тенденции к постиндустриализму в развитых странах и сравнение их с тем, что происходит в России, свидетельствуют скорее о разнонаправленности процессов, происходящих "там" и "тут", чем о том, что Россия начинает, наконец, развиваться "как все". Дело в том, что Россия еще лишь входит в позднюю стадию индустриального общества. Рыночные структуры активно наращиваются. В то же время в развитых странах большая часть общественных отношений переходит в нерыночный сектор, в сектор восстановления человека. Что бы развитие шло по пути "как все", мы должны, по крайней мере уяснить себе, что, не повернув экономику и политику лицом к человеку - сначала хотя бы на поздеиндустриальной основе, - ни о каком развитии страны "по пути всемирной цивилизации" не может идти и речи. |