Главная страница
Навигация по странице:

  • Кафедра литературы РЕФЕРАТ

  • Реферат 5. Любовная лирика Сапфо


    Скачать 23.46 Kb.
    НазваниеЛюбовная лирика Сапфо
    Дата17.09.2018
    Размер23.46 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат 5.docx
    ТипРеферат
    #50868

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Алтайский государственный педагогический университет»

    Филологический факультет

    Кафедра литературы

    РЕФЕРАТ

    по дисциплине «Античная литература»

    на тему «Любовная лирика Сапфо»

    Выполнила студентка 5742 учебной группы

    1 курса

    Ефремова Александра

    Руководитель: кандидат филологических наук, доцент

    Абузова Наталья Юрьевна

    Дата защиты_________

    Оценка______________

    (подпись научного руководителя)

    Барнаул 2017

    «Самое красивое на земле – это то, что мы любим»

    Сапфо

    Сапфо (ок. 610 до н. э. – ок. 580 до н. э.) – поэтесса, видная представительница лесбосской медики начала 6 в. до н. э. На острове Лесбосе Сапфо стояла во главе «мусического кружка» женщин-поэтесс. Как аристократка, она была изгнана демократией и бежала в Сицилию, где, по рассказам, будто бы бросилась со скалы в море из-за несчастной любви к красавцу Фаонуа. На самом же деле она впоследствии вместе с другими изгнанниками была возвращена на Лесбос, где и основала свою школу.

    Однако политические темы не нашли почти никакого отражения  в ее творчестве, и о внешних  обстоятельствах ее жизни мы узнаем из поэзии Сапфо тоже немного: несколько строчек среди дошедших до нас отрывков посвящено горячо любимой дочери Клеиде, да беспутный младший брат поэтессы Харакс, отправившийся на поиски приключений в Египет и завязавший скандальный роман с известной гетерой, доставляет Сапфо много огорчений.

    Сапфо писала свадебные песни, гимны и другие мелические стихотворения. Собрание ее сохранившихся стихов насчитывает более 200 фрагментов, лишь малая часть которых содержит полные тексты. Исходно же корпус ее сочинений насчитывал, по свидетельству античных источников, 7 книг, большинство из которых по форме относится к монодийной (сольной) лирике, написанной сложными поэтическими размерами, единицей которых является не строка, а строфа.  Муза Сапфо полна сильной, иногда мучительной страсти; она зовет к любви, к грациозной красоте, к солнцу. Свои стихотворения Сапфо облекает в разнообразную сложную метрическую форму («сапфическая строфа»):

    Где звенит в прохладе ветвей сребристых

    Гулкий ключ, где розы нависли сенью

    И с дрожащих листьев  струится сонно

    Томная дрема.

    Ее поэзия ограничена миром девичьих чувств: любовь и  красота подруг, взаимные привязанности  и горе разлуки.

    Девы поступь милая, блеском взоров

    Озаренный лик мне  дороже всяких

    Колесниц лидийских и конеборцев

    В бронях блестящих.

    При этом традиционные мотивы фольклорных и  обрядов девичьих песен наполняется в ее творчестве  остро воспринимаемыми  личными переживаниями. Характерным  образцом может служить стихотворение  «К Афродите», открывавшее первую книгу сочинений Сапфо, собранных александрийским ученым. По форме это стихотворение построена как гимн, с обрамляющими его призывами к божеству о помощи, эпитетами богини, напоминанием о раннее оказанном содействии; содержанием же его служит жалоба на неразделенное чувство и выдержанное в чисто фольклорных антитезах обещание Афродиты:

    Прочь бежит? – Начнет за тобой гоняться.

    Не берет даров? –  Поспешит с дарами.

    Нет любви к тебе? –  И любовью вспыхнет,

    Хочет, не хочет.

    В отличие от эпоса, знающего любовь только как физическое влечение, Сапфо воспринимает любовь как страшную стихийную силу, с которой смертному трудно бороться: «Любовь потрясла мне душу, как ветер, обрушившийся на дуб на скале», «Снова терзает меня расслабляющая члены любовь, сладостно-горькое чудовище, от которого нет защиты», – гласит другой фрагмент.

    Еще более значительным завоеванием Сапфо в этом направлении  является попытка изобразить любовное чувство не по внешним симптомам, как это было в эпосе, а по внутреннему состоянию человека. Если перемена в цвете лица, дрожь и даже холодный пот могут быть замечены постороннем наблюдателем, то ощущение внезапной немоты, звон в ушах и внутренний жар принадлежат к числу таких, все еще вполне конкретно-физических признаков, наблюдение и фиксация которых доступны уже только самому переживающему индивиду.

    Оценка Сапфо в позднейшие времена античного мира была противоречивой. С одной стороны, ее называли  десятой  музой и восхищались ритмическим  богатством ее стихотворений. С другой, верили многочисленны анекдотам и побасенкам сомнительного свойства, распространявшимся аттической комедией. Причина последних – в непонимании особенностей общественного уклада в золо-дорийских государствах, где женщина пользовалась гораздо больше свободной, чем в Афинах, и долгое время сохранялись пережитки половозрастных содружеств.

    Поэзия Сапфо была посвящена любви и красоте: красоте тела, девушек и эфебов, торжественно состязавшихся с ней у храма Геры на Лесбосе; любви, отвлечённой от грубости физиологического порыва к культу чувства, надстраивавшегося над вопросами брака и пола, умерявшего страстность требованиями эстетики, вызывавшего анализ аффекта и виртуозность его поэтического, условного выражения. От Сапфо выход к Сократу: недаром он называл её своей наставницей в вопросах любви.


    написать администратору сайта