Людвиг Фейербах. Философия Фейербах. Людвиг Фейербах Фейербах родился в 1804 году
Скачать 16.83 Kb.
|
Людвиг Фейербах Фейербах родился в 1804 году, в Баварии в семье известного юриста и криминолога. Получив образование Фейербах отправляется в Берлин, где в том числе посещает лекции Гегеля. Однако в столице он не задерживается на долго, вскоре мыслитель переезжает в Эрланген. В местном университете он сначала заканчивает курс естественных наук, а затем сам становится преподавателем философии. Среди его учеников были многие будущие представители немецкого материализма, в первую очередь К. Маркс и Ф. Энгельс. В это же время начинается и философское творчество Фейербаха, центральной темой которого становятся взаимоотношения философии и религии. В 1830 году он создает анонимное произведение «Мысли о смерти и бессмертии», где впервые подвергает критике теологическое учение, и в частности идею бессмертия души. Затем выходит в свет «История новой философии от Бекона до Спинозы», а также ее вторая и третья части в которых рассматривается философские системы Лейбница и Бейля. Стоит заметить, что в первых двух произведениях Фейербах придерживается пантеистических взглядов, однако уже в комментариях к философии Бейля решительно проводит мысль о противоположность философии и религии, рассматривая последнюю как человеческое творение. Высказывание подобных идей не проходит даром для Людвига – его лишают места преподавателя, и в последующим несмотря на старания его друзей, ему так и не удается вернуться к этой деятельности. Фейербах женится на владелице завода по производству фарфора, переезжает в деревню Брукберг и ведет весьма скромный образ жизни, отдавая все свое время философии. После банкротства завода у семьи Фейрбаха возникают значительные финансовые сложности, и он переезжает на гору Рехенберг близ Нюрнберга. Там же и умирает в нищете в 1872 году. К числу основных трудов Фейербаха относятся: «Сущность христианства»; «Сущность религии»; «Основы философии будущего»; Отказавшись от метафизики и мистики Фейербах стремится подойти к вопросам религии и этики с антропо-материалистической позиции. Философ вступает в жесткое противостояние с И. Кантом и его представлением о невозможности существования всеобщей этике, идеей нравственного императива, как сугубо индивидуальной категории. Фейербах решительно восстает против такого понимания, и указывает, что для формирования чувства «Я», равно как и личных этических убеждений, человек, должен в первую очередь осознать существование другого, т.е. «Ты». Идея о том, что «Я» человека никогда не бывает одиноко и всегда развивается в тесном взаимодействии с другими индивидами была обозначена как туизм, в противоположность эгоизму. При этом нравственной основой любого поведения Фейербах указывает стремление человека к счастью. В любом своем действии, стремлении личность стремится обрести счастье, даже если этой действие напрямую не удовлетворяет потребности самой личности или наоборот угнетает ее (самопожертвование). В этом случае Фейербах указывал на то, что само понятие счастье человек познает опять-таки в системе межличностных взаимоотношений, а потому счастье других имеет для него не меньший вес, а часто куда больший чем его личное. И даже жертвую жизнью (например, в экстренной ситуации) человек все равно руководствуется стремление к счастью, но других людей – его семьи, близких, друзей, соотечественников. Фейербах настаивает на мысли, что религия – это большая иллюзия, призванная помочь человеку преодолеть его личные невзгоды и тяжести его жизни и помочь стать более счастливым. Именно по этой причине на протяжении веков в религиозных идеалах концентрировались лучшие качества человека, его моральные и нравственные стороны. Однако по мнению философа в настоящее время для религии не остается места. Точно также как современный судья или врач не нуждается в подношениях Фемиде или Асклепию для выполнения своих обязанностей, так и человек вооруженный достижениями науки и философии не нуждается в религии для обретения счастья в жизни. Разоблаченная в своем иллюзорном происхождении религия должна исчезнуть и остаться лишь на страницах истории. |