М. А. Шолохов один из самых загадочных русских писателей. Признанный классик советской литературы, отразивший в своих произведениях важнейшие исторические события революцию, становление советской власти, реалии н
Скачать 18.62 Kb.
|
М.А. Шолохов - один из самых загадочных русских писателей. Признанный классик советской литературы, отразивший в своих произведениях важнейшие исторические события - революцию, становление советской власти, реалии нового быта, борьбу советского народа за победу в Великой Отечественной войне. Все написано, безусловно, с позиций идейных, коммунистических, классово, идеологически выверенных. Но талант писателя был настолько ярок, самобытен, что идеологический пафос не может обесценить его изумительный, неповторимый язык, глубину раскрытия народной души, масштабность показанных им исторических событий. Рассказ "Судьба человека" М. Шолохова – это то произведение, которое подняло проблему психологии личности во время войны. Немалый интерес вызывает личность главного героя, как он переживал все трудности войны, своё горе и какие чувства при этом испытывал. С точки зрения стилистики русского языка речь героя является не менее важным фактом, который помогает понять отношение Андрея Соколова к происходящему на войне. Разговорная лексика эмоционально окрашена, поэтому использование элементов этого стиля дает автору возможность наиболее точно и доходчиво передать характер своего героя и его речи, а читателю позволяет легко воспринимать суть написанного. Разговорная лексика очень хорошо воспринимается любым человеком, потому что ежедневно человек употребляет ее в своей речи. М.А. Шолохов использует лексику разговорно-литературного пласта. В основном это уменьшительно-ласкательная форма, которая выражает снисхождение к обозначаемому словом предмету, нежное и доброе к нему отношение, умиление. В рассказе А.Н. Толстого «Русский характер» образ автора-повествователя занимает важное место. Весь художественный мир ограничен кругозором одного человека — рассказчика. Когда повествование ведется от лица рассказчика, исчезает иллюзия эпической объективности и всеведения автора, читатель сближается с персонажами и событиями, о которых повествует рассказчик. Часто рассказчик не является главным героем, находится на периферии художественного мира, его роль — роль свидетеля, комментатора, мемуариста о жизни главного героя. Дистанцированность рассказчика от главного героя позволяет добиться большей степени объективности, чем та, которая возможна при самораскрытии и самооценке героя. При анализе речи такого героя важно видеть переклички, созвучия, совпадения с монологами других героев, учитывать роль «чужого слова». Сказовая манера речи — с одной стороны, создание иллюзии произносимой речи, с другой – создание иллюзии социально определенной речи (в нашем случае бытовой, повседневной), обусловливает два ряда элементов, его составляющих. Одни из них обусловлены введением рассказчика как такового и принадлежат сказу как типу повествования, как особой форме его организации. Это прежде всего интонация устной речи и разнообразные средства, указывающие на специфический характер повествования: обращения к слушателю, реальному или воображаемому, экспрессивные средства, придающие речи личную окраску, своеобразные способы объединения отдельных отрезков высказывания, создающие впечатление непосредственного возникновения и развертывания речи. Другие элементы сказа обусловлены типом рассказчика (прежде всего, это лексические средства). Это не значит, что эти два ряда элементов как-то разъединены в повествовании. Выбор и предпочтение некоторых конструкций определенным образом характеризуют и рассказчика. |