Главная страница
Навигация по странице:

  • Введение

  • Список литературы

  • Руханят14неделя. Срс14РУХ. М. Ауэзов и общечеловеческие ценности


    Скачать 156.32 Kb.
    НазваниеМ. Ауэзов и общечеловеческие ценности
    АнкорРуханят14неделя
    Дата13.03.2022
    Размер156.32 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСрс14РУХ.docx
    ТипДокументы
    #394396


    Актюбинский региональный университет имени К. Жубанова 

    Факультет Экономики и права 

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Эссе

    на тему 

    М. Ауэзов и общечеловеческие ценности


     

     

     

     

     

     

    Выполнил: студент 1 курса 

    Сулейменов А.М.. 

    Проверил: Әбдіғази С. Х.

     

     

     

     

     

    Актобе

    2021

    Введение

    В представленной публикации речь пойдет о одном из известном писателе казахский степей Мухтара Ауэзова

    Мухтар Ауэзов (1897 - 1961) - академик АН Казахстана (1946), писатель, роман которого «Путь Абая» вошёл в многотомник Всемирной литературы. Драматург, романист, литерату­ровед, лингвист, искусствовед, он принадлежит к плеяде тех представителей казахской худо­жественной интеллигенции, по которым лето-исчисляются эпохи, соизмеряются свершения и таланты, которые определяют развитие целых отраслей науки и художественной практики.

    Светлый ум, душа своего поколения Мухтар Ауэзов всю свою жизнь посвятил служению своему народу, в трудные годы становления профессионального искусства и литературы ХХ века способствовал развитию демократической литературы, прогрессивной мысли, особенно актуальной в периоды социально-политических трансформаций, брожения умов и сознания.

    Современник и единомышленник С.Сейфуллина, И.Жансугурова, Б.Майлина, М.Дулатова, Т.Жургенова, М.Жумабаева, А.Бокейханова, Т.Рыскулова, А.Джангильдина, М.Шокая, он мужественно пережил потерю друзей, близких, общественных идеалов, обусловленных идеоло­гическими перипетиями своей эпохи - эпохи устройства, переустройства, смешения и сме­щения ценностей в пользу определенной группы людей, облаченных политической властью.

    М. Ауэзов думал о благе своего народа, о человеке как носителе духовности. Воспитан­ный на восточной философии и поэзии, он расширяет свой кругозор, мировоззренческие границы, повернувшись лицом к европейской, русской культуре, вооружившись художествен­но-критическим подходом не только к лите­ратуре, но и к самой жизни. Своё знаменитое сценическое полотно «Енлик-Кебек» М.Ауэзов посвящает теме любви, которая в условиях 30-х годов прошлого века, выражала не злободнев­ность, не ситуацию, которая, как показало время, преходяща, а духовный мир людей, устремленных к бесценным идеалам.

    Это то, что всегда волновало и притягивало художников во все времена; что всегда оставалось основным предметом и объектом искусства.

    Как первый драматургический опыт не только М. Ауэзова, но и казахской литературы, пьеса «Енлик-Кебек» сразу же завоевала широкое признание общественности. Вслед за ней появляется музыкальная пьеса «Айман-Шолпан», которая дала жизнь и драматическим пьесам.

    Нравственно-этическая и психологическая суть характеров, умение вовлечь в орбиту рассуждений, размышлений и оценочных критериев персонажей всё происходящее вокруг, включая элементы быта и одежды, природные явления с их переменчивостью, красочностью и суровостью, метафизикой преходящего и диалектикой извечного, а также эпическая широта охвата материала и конкре­тика ежедневного и буднично-обыденного, присущи прозаическим произведениям М. Ауэзова («Путь Абая», «Сиротская доля», «Серый лютый», «Лихая година», «Выстрел на перевале» и другие).

    Здесь многогранно воплощены образы живых людей и сцены народной жизни - слож­ной, насыщенной событийным и эмоциональ­ным рядом, в чем - то предельно откровенной, терзающей душу и разум читателя до сердечной боли, пробуждая чувство сострадания, а в чем-то преисполненной мягкости, таинственности, философичности, возбуждающей здоровый интерес к разгадке тайн, заложенных в контексте повествования и образов героев.

    Во всех случаях неизменно ощущается присутствие автора - человека большой души, который вместе с героями радуется, горюет, бедствует, уходит головой в чужую судьбу, но не может изменить ход вещей.

    Здесь невольно думается о том, сколько пережил и изведал, умирая и оживая, пере­мещаясь вместе со своими героями по огром­ному историческому времени и пространству казахстанской степи, сам М. Ауэзов. Его роман-эпопея «Путь Абая» примечательна не только остротой психологических характеристик, глубоким погружением в мир художника и личности, соединившей две разные эпохи и отразившей её острые, наболевшие темы, но и личностным, гражданским соучастием самого автора в осмыслении исторического времени и места в нем Абая.

    Абай представлен в романе как человек, аккумулировавший в себе бесценные духовно-нравственные качества жителя казахского аула с миросозерцанием, миропониманием степного человека, выжившего в суровых климатических условиях, выстоявшего в борьбе не только со стихией, но и в остром столкновении с враж­дебно настроенными соседями.

    Несмотря на тяжелые и в моральном, и в духовном плане испытания, герой романа Абай сохранил свободу и непоколебимость духа, доброту, мудрость и проницательность ума и сердца. Опередив время своими моральными, интеллектуальными и мировоззренческими установками, М.Ауэзов искал в Абае общече­ловеческие черты, не отрывая его от родной почвы, личное превращая в общее, универсаль­ное. И в этом обобщении настоящая идейно-художественная ценность произведения.

    М. Ауэзов широко известен как исследователь лирических жанров народного творчества, в том числе бытовых песен в исполнении акынов. Воспитанный в любви к песенным традициям известных акынов Арки, таких как Биржан-сала, Ахан-серэ, Абай Кунанбаев, он пронес эту любовь через всю свою жизнь. Обладая приятным голосом мягкого тембра, знаток и почитатель музыкально-поэтического фольклора исполнял в сопровождении двухструнной домбры известные народные напевы.

    О чем он мог думать в эти минуты? О том, что сделано и предстояло сделать? О своих героях, которые остались жить в его сердце? О том, как сделать людей счастливыми? Или о себе? О своих думах и мечтах? Но оторваться от музыки он, вероятно, не мог, не умел и не хотел. Слишком она «въелась» в его тело, став его духовным началом, духовной сердцевиной.

    Это же ощущение он передал и своему Абаю. Потому музыка как неотъемлемая часть быта казахов неизменно присутствует и в романе «Путь Абая», наполняя его лирикой, поэтикой авторского высказывания. Служа другом, советчиком, собеседником и спутником центрального героя, совершающего долгий, опасный и рискованный «Путь» по жизни, созидающего добро и справедливость, принося­щего светлое озарение многим заблудшим сердцам и умам, открывающего безграничные просторы знаний и добродетели, она играет в романе важную роль.

    А что ещё, если не музыка, может дать произведению эмоциональные краски и человеческую глубину. Этим фактором и воспользовался умело М. Ауэзов, «омузыкалив» литературную прозу. Этот фактор определил ценность произведения и как основы будущего либретто одноименной оперы «Абай» А. Жубанова и Л. Хамиди.

    Способности М.Ауэзова - искусствоведа проявились в анализе абаевских песен, таких как «Светлый месяц в темной ночи», «Песнь Татьяны», в которых он проявляет познания в области стилистики, метро-ритмики, находит синтетические составляющие, динамические особенности звучания, подчеркивает важность внимательного отношения к тексту.

    М.Ауэзов отмечает присутствие в народно-бытовых и обрядовых песнях и жанрах («бата», «жоқтау», «қарғыс», «ант», «толғау», «терме», «желдiрме») элементов зрелищности и теат­ральности, что в последующем успешно прет­воряется в операх казахских композиторов. Он говорит о театральности жанра «шешендік сөз» - («ораторское искусство»), который составил лучшие диалогические и массовые кульмина­ционные сцены ряда оперных либретто, выражающие напряженный драматизм событий.

    В творчестве жырау, жыршы, акынов-импровизаторов, кюйши-виртуозов он видит актерско-драматическое и певческо-исполни-тельское мастерство, а также дар музыкантов-сочинителей.

    Как ученый - фольклорист, М.Ауэзов говорит о синкретизме в жанрах устного народ­ного творчества словесного и мелодического текста, выявляет типы народной поэзии, наличие в ней импровизационного начала, речи­тативного, декламационного стилей, придаю­щих произведениям то или иное звучание.

    Как крупный общественный деятель и ученый, проницательный в своих прогнозах, он провозгласил идею сохранения духовного наследия, в числе которых Асан Кайгы, Абыз, Коркут и другие лица, оставившие глубокий след в истории Казахстана.

    Как гражданин и воспитатель молодежи, М. Ауэзов призывает к любви к отечеству, уважении к духовным ценностям других народов, к диалогу с другими культурами, к возрождению исторической памяти, что сегодня особенно актуально.

    М.Ауэзову посвящены произведения теат­рального, музыкального, изобразительного и кинематографического искусства. В частности, поэма - реквием Еркегали Рахмадиева «Памяти Мухтара Ауэзова», на слова Сырбая Мауленова, оратория Газизы Жубановой «Мухтар-ага», скульптурные, живописные полотна казахстан­ских художников. Мероприятия по случаю 100-летия Мухтара Ауэзова, проведенные в Казахстане, России, Франции, Германии, Венгрии, Турции, Узбекистане, Кыргызстане, научные конференции в Париже, Москве, Санкт-Петербурге, с участием О.Сулейменова, Ч.Айтматова, А.Нурпеисова, А.Кекильбаева, Мурата Ауэзова - сына Мухтара Ауэзова, всесторонне осветили творческую деятельность юбиляра с точки его вклада в современность, роли в искусстве и литературе независимого Казахстана.

    С 19 по 25 сентября 1997 года в Алматы в Казахском государственном академическом драматическом театре им.М.Ауэзова прошел Международный театральный фестиваль, на котором приняли участие 14 театральных коллективов со своими спектаклями на языках живущих в республике народов.

    Пьесу «Айман-Шолпан» показал Актюбинский областной театр драмы, «Енлик-Кебек» -Карагандинский русский театр драмы им. К. Станиславского, «Абай» - Иссыкульский театр драмы им. Жантошева, «Хан Кене» - Акмолин­ский областной театр драмы им. М. Горького.

    Вызвали интерес спектакли на основе прозаических сочинений М.Ауэзова «Қилы заман» в постановке Казахского государствен­ного академического драматического театра им. М. Ауэзова, «Красавица в трауре» Казахского государственного академического театра для детей и юношества им. Г. Мусрепова, «Серый лютый», осуществленный студией при Казах­ской национальной академии искусств им. Т. Жургенова, «Қорғансыздың күш» Республикан­ского немецкого музыкально-драматического театра.

    Вне конкурса Государственным республи­канским уйгурским театром музыкальной коме­дии им. К. Кужамьярова представлен спектакль «Киелі күнә» Ирана Гайыпа.

    В рамках фестиваля прошел семинар-конференция «Концепция развития современ­ного театра», на котором были подняты вопросы современного состояния и перспектив театрального искусства Казахстана и цент­рально-азиатского региона в целом, роли М. Ауэзова в духовной культуре РК.

    По завершении фестиваля, 26 сентября 1997 года, на площади театра им.М.Ауэзова состоя­лось театрализованное представление под названием

    «Незабвенное дитя великого века», в постановке режиссера Б.Атабаева, художников Е.Туякова и Ш.Ногайбаева, где многочисленная публика еще раз встретилась с героями произведений М.Ауэзова, такими как Абай Кунанбай, Енлик - Кебек, Айман - Шолпан, Жаменке, Каракоз, Кенесары, Кобыланды. В композиции «Говоря об Абае», построенная на отрывках из фестивальных работ, прозвучали отрывки из романа «Путь Абая», монологи Улжан, Каракоз, Карлыга, песня Айгерим.

    Образ классика казахской литературы М. Ауэзова занимает в изобразительном искусстве Казахстана важное место. Хорошо известны портреты М.Ауэзова художников Баки Бурманче (1943), Абылхана Кастеева (1946), А. Черкасского, М. Кенбаева, С. Мамбеева, художника-графика Исабаева и других живо­писцев. Первый памятник М.Ауэзову (скульп­тор Е. В. Вучетич) установлен в 1964 году на его могиле. Второй - в 1967 году, в сквере, у Государственного академического театра оперы и балета в Алматы (скульптор Т.Досмагамбетов). В 1980 году возведен памятник (третий по счету) Мухтару Ауэзову перед Казахским государственным академическим драматиче­ским театром (скульптор Е.Сергебаев, архи­тектор О.Баймурзаев), названным именем М. Ауэзова. Памятники М. Ауэзову установлены во многих городах Казахстана. Его именем назван город в Семипалатинской области, улицы и площади многих крупных и малых городов Казахстана.

    Будучи консультантом скульптуры Абая, выполненной Х. Наурызбаевым в 1960 году, М. Ауэзов навсегда запечатлел образ центрального героя и других персонажей романа «Путь Абая» в книжной графике, что успешно было реализо­вано художником Е. Сидоркиным, который выполнил также несколько росписей и мозаик для театра им. Ауэзова.

    Список литературы:

    Ауэзов М. Времен связующая нить. - Алма-Ата: Жазушы, 1972.

    Ауэзов М. Мысли разных лет. - Алма - Ата: Казгосиздат, 1961.

    Ауэзов М. Абай Кунанбаев. Статьи и исследования. - Алма-Ата, 1967.

    Ауэзов М. Путь Абая. Роман-эпопея. -Алма-Ата: Жазушы, 1977. - Т.1. - Т.2.

    История казахской литературы. Казахский фольклор. - Алма - Ата: Наука, 1968.

    Каскабасов С.А. Золотая жила.. - Алматы, 2000.

    Нурпеисов Р. Ауэзов и Алаш. — Алматы, 1995.и Астрахани

    Анастасьев Н. Трагедия триумфатора. — М., 2006. — (серия ЖЗЛ)

    Анастасьев Н. Трагедия триумфатора. — Алматы, 2007. — Издание 2-е, исправленное и дополненное.



    написать администратору сайта