Главная страница
Навигация по странице:

  • Эссе ученицы 11 класса Макиевской Кьяры

  • эссе. Документ Microsoft Word. М. Булгаков Мастер и Маргарита имое мировоззрение


    Скачать 32.71 Kb.
    НазваниеМ. Булгаков Мастер и Маргарита имое мировоззрение
    Дата22.04.2021
    Размер32.71 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДокумент Microsoft Word.docx
    ТипДокументы
    #197477

    М. Булгаков: Мастер и Маргарита» и мое мировоззрение.

    Мои размышления о романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

    Без всякого сомнения, все, что пережил Булгаков на своем веку и счастливого, и тяжелого - все свои главные мысли и открытия, всю душу и весь талант отдал он роману «Мастер и Маргарита». Каждый человек, который прочитал его, открывает в нем себя. Произведение настолько насыщено, что основу всего найти очень сложно, я бы даже сказала, невозможно. Вдобавок ко всему прочему, в нем переплетаются три совершенно разных мира:быт и культура Москвы 20-30-х годов, город Ершалаим, и, наконец, реальность всесильного Воланда.

    Первый мир-мир реальный. В реальном мире писатель изобразил те проблемы,которые преследовали его самого на протяжении всей жизни. По моему мнению, своего героя-мастера-Булгаков писал с себя, ведь его травило общество,писательская карьера да и сама жизнь стояла под вопросом, а самое главное, трагическая любовь Мастера, отражает трагическую любовь Булгакова к Елене Шиловской.

    Второй мир-город Ершалаим, библейский мир. Переносясь сквозь время, можно увидеть,что вся философия романа заключается здесь. Видя события этой главы, замечаешь, что проблемы на протяжении веков не изменились. Нравственные ценности, положение человека в обществе, вера в бога, борьба добра и зла испытываются всегда, и никогда не знаешь, какая сторона победит, но я считаю, зачем все мерить добром и злом, если властитель своей судьбы- человек.

    И наконец, мистический мир. Передавая роман общественности, Булгаков нарвался на множество критики, ведь зло мира он изобразил не в дьяволе, а в человеке.С моей точки зрения,фантастический мир романа очень своеобразен: здесь есть и таинства волшебства, и многоликость Воланда.Я считаю, что показав это, он пытался донести, что даже в самом низу можно найти прекрасное.

    Нет сомнения в том, что роман «Мастер и Маргарита», действительно, великое произведение. Для меня он как настольная книга, и я знаю, что сколько бы раз я его не перечитывала, я всегда найду что-то новое. На страницах изображено так много скрытого смысла, что читая, ты ненароком находишь себя.

    Под некоторыми словами и фразами «Мастера и Маргариты» Михаила Афанасьевича Булгакова иногда проглядывает совсем другой текст, лишь только слегка выползающий наружу. В своём сочинении мне бы хотелось поделиться тем, что я увидел и прочитал под завесой автора. Никто не успел опомниться, как великое зло проникло в нашу страну и стало переделывать на свой лад не только прежний уклад жизни, но ещё и пыталось попасть в умы людей. Социалистическая власть насильно установила тотальный контроль и всеобщую уравниловку везде и повсюду. Люди должны были быть похожи как внешне, так и внутренне. Многие смирились и приспособились так жить. Все это оказало огромное влияние на культуру и искусство нашей родины. В литературе стало модно и выгодно прославлять политику власти, которая считала, что такой политический строй является верхом совершенства.

    С этой гигантской железной машиной решил побороться Михаил Булгаков, он ударил по ней своим талантом, фантазией и юмором. Во всех его произведениях, а особенно в романе «Мастер и Маргарита» он пишет, что каждый человек уникален, и вправе сказать то, о чём думает на самом деле. Устами своего героя Иешуа Га - Ноцри Булгаков говорит всем нам: «Всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти». Такие мысли всячески пресекались как во времена Понтия Пилата, так и во время коммунистического режима. Человеку не хватало смелости высказать своё мнение вслух, за это всех наказывали физической расправой. Но Иешуа не беспокоится за своё тело, потому что для него оно всего лишь оболочка, где спрятана настоящая сущность человека. Он смело говорит Пилату, что трусость является «одним из самых страшных пороков». Прокуратор испугался расправы над собой и казнил Га - Ноцри, хотя его совесть говорила обратное. Историческая правда в романе Мастера также напугала весь литературный мир города Москвы, вследствие чего он подвергся жестокой травле и оказался изолированным от общества в психиатрической больнице. Как и свои герои, Булгаков тоже хлебнул немало горя в борьбе за истину. Его старания оказались ненапрасными, своим творчеством он расшатал каждый винтик этой бездушной железной машины, которая, в конце - концов, с грохотом развалилась. Замаскированная усталость автора передаётся нам при чтении романа, мы чувствуем, что силы отстаивать свои творения у Михаила Афанасьевича иссякают. Как и Мастер, Булгаков хочет теперь только покоя. Они оба выжали себя до конца, исполнив главный долг человека, как можно больше принести в этот мир света и добра, а это и есть наше истинное предназначение.
    Нет сомнения в том, что роман «Мастер и Маргарита», действительно, великое произведение. Для меня он как настольная книга, и я знаю, что сколько бы раз я его не перечитывала, я всегда найду что-то новое. Наверное, можно перечитать роман следя, например, только за жизнью Мастера, или только за действиями Воланда, но тогда придется перечитать его огромное количество раз, но, может быть, тогда мы все-таки сможем понять, кто является носителем той силы, «что вечно хочет зла и вечно совершает благо», потому что мне, например, кажется, что это не обязательно Воланд. Роман «Мастер и Маргарита» – это еще и гимн простому человеку, который, поверив в себя, способен совершать великие поступки, так же как и сделал это, поверив в себя и в слова несчастного заключенного, жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтийский Пилат.

    Читая роман Булгакова «Мастер и Маргарита», я не перестаю восхищаться писательским талантом Михаила Афанасьевича Булгакова. Произведение поражает меня множеством затрагиваемых тем: в романе ставятся вопросы добра и зла, милосердия, жертвенности, выбора, свободы, судьбы художника и искусства, народа и власти, веры и безверия. Каждой из этих тем автор уделил внимание и выделил место. Меня особенно увлекает тема нравственности в романе «Мастер и Маргарита». Булгаков показывает, что «бесовское» начало живет в каждом человеке. Зависть, карьеризм, умение устроиться, ненависть к талантливым людям, взяточничество, честолюбие, доносы, чревоугодие, ревность, - все эти пороки в той или иной мере присутствуют в обычных людях, описанных на страницах книги. Массовый гипноз показал в каждом его истинное «я» - человека алчного, грубого, с низкопробным вкусом, любителя хлеба и зрелищ. По задумке автора, сатана приходит в наш мир для восстановления справедливости. Об этом говорит эпиграф «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Бог показан Булгаковым как абсолютное добро, символ всепрощения.
    Воланд считает, что не существует белого без черного, добра без зла и что все познается в сравнении. «Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей». Поэтому роль справедливого судьи приходится брать на себя Воланду. И он смело вершит этот суд, не испытывая ни капли жалости к каждому, кто, по его мнению, заслуживает кары. Он является великим разоблачителем людей, их дурных привычек и характеров, лжи и ничтожества. Но всему низкому и порочному в романе противопоставляется большое и светлое чувство. И делает это автор через образ Маргариты. В ней сочетаются бескорыстность, мужество и искренность. Ведь ради своей любви к Мастеру Маргарита согласилась прийти на бал сатаны. Она готова была пожертвовать большим, если бы потребовалось. Воланд признает душевную красоту Маргариты и оценивает ее по достоинству, предлагаю взамен за оказанную услугу выполнить любую ее просьбу. И Маргарита просит его о воссоединении с возлюбленным. Мастерство Булгакова как писателя поражает меня не только мыслями и идеями, но и тем, как он обращается с русским языком. Читая роман «Мастер и Маргарита», я будто переношусь в Москву 1920-х годов, как будто сам сижу на скамейке рядом с Воландом. Так точно и живо он передает пейзажи и образы героев. Благодаря его владению словом мистические и сказочные события, описанные в романе, воспринимаются как нечто само собой разумеющееся и вполне обыкновенное. Булгаков так тонко подмечает мельчайшие детали и так ловко вписывает их в свое произведение, что не остается никаких сомнений в том, что все это происходило на самом деле. Особенно запомнился мне эпизод с Понтием Пилатом и Иешуа, когда заключенный сказал Пилату про собаку. «- Как ты узнал, что я хотел позвать собаку? - Это очень просто, - ответил арестант по-латыни, - ты водил рукой по воздуху, - арестант повторил жест Пилата, - как будто хотел погладить, и губы…» Этот нюанс – один из примеров таланта Булгакова как писателя. Несомненно, «Мастер и Маргарита» - одно из моих любимых произведений, которое я обязательно прочту еще раз.

    Источник: https://www.kritika24.ru/page.php?id=115289

    В этом произведении автор рассматривает такие сложные, спорные философские проблемы, как бессмертие и воскресение души, борьба добра и зла.

    Эссе ученицы 11 класса Макиевской Кьяры«Моя любимая книга».

    Чтение книг во все времена оказывало на человека сильное влияние, особенно, если книга была прочитана не из-за необходимости изучения программного материала, а из-за желания найти в литературе ответы на какие-то внутренние вопросы. Самое удивительное свойство литературы заключается в том, что часто ты читаешь книгу, написанную задолго до твоего рождения человеком, который скорее всего уже мертв, и неожиданно для самого себя ты находишь в ней мысли и идеи, которые уже давно существовали в твоей голове, но не были четко сформулированы. Ты понимаешь, что когда-то давно жил твой единомышленник, а сейчас своим творчеством он помог тебе познать самого себя и найти в самом себе ответ на свой же вопрос. Обычно такие книги и становятся любимыми. Можно утверждать, что не ты находишь свою любимую книгу, а она сама находит тебя, попав в твои руки в нужное время и в нужном месте.

    Я считаю себя человеком средней начитанности. В детстве я читала много различной литературы, а сейчас в силу нехватки свободного времени я читаю намного меньше и реже, если говорить о чтении «для души», а не для образования. Поездка на автобусе из школы до дома ежедневно занимала у меня значительную часть времени, и это время обычно тянулось   долго и скучно. Как-то раз в домашней библиотеке я случайно наткнулась на средних размеров книгу с красивым переплетом. Я взяла ее в руки и начала заинтересованно разглядывать. Книга оказалась известным романом М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Множество людей советовало мне прочесть эту книгу, но почему-то я так до нее и не добиралась. Тогда я решила начать читать ее в свое единственное свободное для чтения время – во время поездки на автобусе домой. Изначально я относилась к ней, как к способу развлечь себя во время поездки домой, но я и представить не могла, что роман заинтересует меня с первых страниц до такой степени, что время поездки на автобусе станет для меня самым приятным и долгожданным за весь день. Мастерство слова Булгакова заставляло меня живо представлять каждый эпизод романа, красочно воображая всякую деталь произведения. Персонажи казались такими живыми, такими реальными, а их истории такими правдоподобными. Роман «Мастер и Маргарита», как и сама жизнь, полон и по-настоящему комичных и до слез трагичных и трогательных моментов. Именно поэтому с первой и до последней страницы я читала книгу с неподдельным интересом и восторгом. Точные описания Москвы заставляли меня невольно представлять себя участником событий, описанных в романе, случайным очевидцем всего, что происходило в книге. Каждый раз, прогуливаясь по Тверской, я вспоминаю рассказ Мастера о его первой встрече с Маргаритой, каждый раз, сидя в знойную летнюю жару на лавке на Патриарших прудах, я представляю, как где-то здесь могли сидеть Берлиоз, Бездомный и Воланд, а трамвайные пути отныне я перехожу с особой осторожностью.

    Проблемы и вопросы, поднятые в романе, всегда будут актуальными для общества. Булгаков задумывался о неоднозначности добра и зла в нашем мире, о смысле и предназначении любви, о многих социальных вопросах. Роман «Мастер и Маргарита» не дает четких ответов, но заставляет обратить внимание на многие вещи, задуматься и начать искать ответы на множество вопросов в самом себе, ведь каждый из нас знает, что мир невозможно поделить на добро и зло, а настоящая любовь может преодолеть очень многое в жизни, и это то, за что стоит бороться. Я полюбила эту книгу, потому что нашла в ней отголоски собственных убеждений. Меня восхитила храбрость и уверенность Маргариты, готовность отказаться от «сытой» жизни и последовать за самим Сатаной ради малейшей возможности вернуть любовь всей своей жизни. Меня удивила неоднозначность образа Воланда и идея бессмысленности существования добра без зла. Проделки свиты Воланда заставляли меня неоднократно улыбнуться или даже от души посмеяться.

    Я никогда не забуду ощущения от первого полноценного прочтения романа «Мастер и Маргарита», от искренних эмоций и игры моего воображения. Финал произведения не оставил у меня чувства недосказанности, а лишь вызвал удовлетворённую довольную улыбку и мысль: «Всё так, как и должно было быть». В кругу близких мне людей я нашла множество единомышленников-любителей этой книги, с которыми мне до сих пор интересно обсуждать ощущения от прочитанного. После прочтения я посетила мемориальную квартиру-музей Булгакова и «Нехорошую квартиру». Больше всего меня восхитил подъезд «Нехорошей квартиры», каждый этаж которого расписан фанатами «Мастера и Маргариты». Десятки лет любители романа приходят туда и пишут на стенах цитаты из книги, а особо талантливые оставляют удивительные рисунки героев произведения, что является настоящим доказательством того, что с годами эта книга не теряет своей популярности и всегда находит людей, которые в процессе чтения по-настоящему влюбляются в эту историю. Я очень рада тому, что мне удалось познакомиться с таким удивительным произведением и найти его в тот период жизни, когда оно было необходимо мне. Роман «Мастер и Маргарита» - произведение, которое я еще не раз перечитаю и посоветую каждому близкому мне человеку, как однажды посоветовали и мне. Таким образом, я с гордостью могу назвать «Мастера и Маргариту» моей любимой книгой.

    В наше время в ВУЗах изучают теорию и методы Фрейда, как основу различных направлений в психологии. Его взгляды , проверенные временем, дают толчок обществу сделать шаги, немыслимые на тот момент. Для подтверждения этой мысли, хотелось бы напомнить суждения доктора Фрейда, когда он соизмерял масштаб личности с величиной проблемы, которая способна вас вывести из себя. Эта мысль заставляет меня думать, что для человека, имеющего временные трудности, проблемы в жизни не существует границ для осуществления своих намерений, не останавливаться на достигнутом и идти дальше. К сожалению, церковь и до сегодняшнего дня не одобряет размышления людей о выходе в той или иной ситуации за пределы границ, поставленных церковью. В соответствии с канонами церкви, с молитвами и верой в бога, возможно, многого можно достичь, но исходя из собственного опыта , могу сказать, что если сам не сделаешь то что нужно, то никто вместо тебя этого не сделает. Мой вывод состоит в том, что могу с уверенностью сказать, что еще много лет мы будем учиться у этого великого человека. Еще много лет о нем будут говорить, обсуждать его теории, пока не родится тот, кто со всей смелостью будет высказываться на различные темы, как, например, на темы психогенных расстройств, теории сновидений, теории личности. И смею вас заверить, и в наше время эти суждения могут звучать так же подозрительно для каждого как и раньше: будут и противники и сторонники. И это еще не конец, история повторится.

    Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=886280
    © Библиофонд

    Мое прочтение романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» прочитало огромное количество людей, он переведен на многие языки и поставлен на сценах театров бесчисленное количество раз. Однако, он, этот роман, все еще не раскрыт до конца, мы еще далеки от осмысления всех истин, прямо или косвенно преподносимых нам автором. Критики и публицисты все еще бьются над бесконечными загадками: кто такой Воланд, где искать истоки сюжета, кто прототипы героев, можно ли трактовать роман как своего рода римейк Евангелия?  И каждый человек, читая и перечитывая бессмертные строки Булгакова (ведь «рукописи не горят»), находит свою истину, испытывает свои чувтва, так непохожие на чувства других и так не похожие на чувства испытанные впервые при прочтении. На мой взгляд, чтобы лучше понять роман Булгакова, его стоит перечитать хотя бы дважды. Иначе истина может ускользнуть. Читатель, впервые открыв страницы «Мастера и Маргариты», следит за сюжетом, вчитывается в диалоги и пытается угадать развязку. Но взяв в руки книгу во втрой раз и зная практически все события, пытливый ум следит теперь за развитием философских идей, за неодназначной трактовкой автром вечных истин и за чудесными превращениями добра во зло и наоборот. Потом может быть и третий и четвертый раз. Мне было очень интересно читать «Мастера и Маргариту». Не скрою, иногда поступки и слова героев казались мне непонятными и лишенными смысла, иногда мне казалось, что герои не должны переступать черту, отделяющую порок от праведности и безумие от разума. Но Булгаков писал свой роман не в угоду публике и критикам. Как мы знаем «Мастера и Маргариту» многие трактуют как духовное завещание писателя, и поэтому, наверное, очень многие его мысли резко очерчены в романе. И от этого все строчки наполняются сакральным смыслом. Мне очень интересна была фигура Понтия Пилата, прощенного в конце Мастером, хотя по ходу действия выясняется, что Пилат был не так уж и виновен в смерти Иешуа, ведь он все-таки пытался спасти его. В Евангелие мы этого не найдем. И вообще в романе все перевернуто с ног на голову, и Воланд, этот дьявол во плоти,  представляется нам чуть ли не ангелом: «ваш роман прочитали, -- заговорил Воланд, поворачиваясь к мастеру, -- и сказали только одно, что он, к сожалению, не окончен. Так вот, мне хотелось показать вам вашего героя. Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница. Она мучает не только его, но и его верного сторожа, собаку. Если верно, что трусость -- самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нем не виновата. Единственно, чего боялся храбрый пес, это грозы. Ну что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит». Получается, что Воланд, чуть ли не оракул, устами которого разговаривает с нами Иешуа, Иисус, которого распяли. Но и этот Иешуа, получается любит распявшего его Пилата и прощает его, или это Мастер прощает прокуратора, или Воланд? Роман раскручивается как бесконечный клубок ниток, кажется, что все события взаимосвязаны, и, в то же время, никакой связи нет. Те, кто вначале кажутся жестокими и плохими, в конце оказываются милосердными и хорошими. Сначала Воланд пугает, эти бесчисленные убийства и превращения, этот страшный бал с чередой убийц и душегубов, да он ведь и сам Сатана! Но вот он позволяет Маргарите простить Фриду, вот он возвращает Мастеру его квартиру и лампу, вот он достает сожженую рукопись, и мы невольно вместе с Мастером восклицаем: «Всесилен, всесилен!» Иногда Воланд кажется даже всесильнее Бога, потому что так просто, походя, распоряжается жизнями и душами моквичей, занимает квартиры и перемещает отдельные личности в пространстве. Но москвичи сами виноваты, «квартирный вопрос их испортил», а потому наступила власть Воланда. Очень интресно мне было следить и за приключениями свиты Воланда. Именно из реплик Бегемота и Азазелло мы узнаем об основных пороках того времени, именно глазами этих героев мы видим общество того времени. И поэтому именно в диалогах этих героев так много сатиры. Ведь «Мастер и Маргарита» - прежде всего, социальный роман, высмеивающий людские грешки и обращающий на них внимание, и, благодаря мастерству Булгакова-писателя, Москва тех годов очень ярко предстает перед нашим мысленным взором: «Они, они! -- козлиным голосом запел длинный клетчатый, во множественном числе говоря о Степе, -- вообще они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя свое положение, ни черта не делают, да и делать ничего не могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено. Начальству втирают очки!». Смешных моментов очень много в романе, и иногда думается, почему нельзя вот так в реальной жизни сказать «Брысь!» и преместить таких вот лиходеевых куда-нибудь в Ялту или еще дальше. Вообще, похождения Воландовской свиты похожи на сказку, потому что они наказывают плохих и поощряют хороших, но не забывают и напроказничать. Без них не было бы в романе этого колорита, напоминающего где-то похождения Остапа Бендера из «Золотого теленка» и «Двенадцати стульев». Повторюсь, но очень интересно было читать страницы, посвященные Понтию Пилату. В Библии его образ мы находим очерченным очень поверхностно, а в романе нам переданы все его чувства и мысли. Читая о нем, я невольно представляла себя на его месте, да и каждый, наверное, делал то же самое. Здесь Булгаков ставит извечную проблему ответственности за свои деяния. Пилат облечен властью, он может повелевать и наказывать, и вот к нему приводят «преступника» Иешуа, и он его выслушивает и проникается состраданием к нему. Но почему? «Га-Ноцри уходил навсегда, и страшные, злые боли прокуратора некому излечить; от них нет средства, кроме смерти. Но не эта мысль поразила сейчас Пилата. Все та же непонятная тоска, что уже приходила на балконе, пронизала все его существо. Он тотчас постарался ее объяснить, и объяснение было странное: показалось смутно прокуратору, что он чего-то не договорил с осужденным, а может быть, чего-то не дослушал». Потом то, что не дослушал  Пилат две тысячи лет назад, объяснит ему полубезумный писатель Мастер. Вот так причудливо переплетается время. Во время чтения меня постоянно волновал вопрос: кто главный герой романа, Мастер или Понтий Пилат? Потом я поняла, что это, наверное, решает каждый для себя. Для меня героем стал Пилат, слишком много выпало ему пережить при жизни, и после, но все же он был «отпущен». Страдания его так сильны, и сердце его переполнено такой тоской, ведь где-то в душе он понимает, что войдет в историю как прокуратор, отдавший приказ убить Бога, как не пародаксально это звучит. И как потом он раскаивается, и этот молчаливый приказ убить Иуду, предавшего Иешуа, преподносится нам, как еще одна попытка искупить свою неискупимую вину. По билейским законам нельзя убивать, даже если убийство – это отмщение, но в «Мастере и Маргарите» все вверх ногами: «Я, прокуратор, пятнадцать лет на работе в Иудее. Я начал службу при Валерии Грате. Мне не обязательно видеть труп для того, чтобы сказать, что человек убит, и вот я вам докладываю, что тот, кого именовали Иуда из города Кириафа, несколько часов тому назад зарезан». Вот так прокуратор пытался «спасти» Иуду и сделать все возможное для человека, которого обрек на смерть: похоронить его, и отблагодарить людей, помогавших Иешуа. Интересно следить и за развитием женских судеб в романе, и конечно, в первую очередь судьбы Маргариты. В Евангелие мы также найдем ее - это Мария Магдалина, святая блудница. Но также как священна Мария Магдалина, так и Маргарита в романе Булгакова играет свою священную роль.  Она скорее мать, чем жена, королева, чем нищенка, святая, чем грешница, несмотря даже на то, что мы видим ее правительницей на балу всех грешников. Маргарита – это пример всепрощающей и всепоглащающей любви. Она способна любить всеми проклятого, безумного Мастера, и эта любовь перерождает ее. Наверное, она даже не Мария Магдалина, а скорее прародительница Ева, давшая начало всему людскому роду на земле. Вообще мотивы смерти, перерождения и новой жизни очень сильны в романе. Мастер перерождается в больнице, встречая там своего наставника Бездомного, Маргарита перерождается, помазавшись волшебной мазью, Пилат, перерождается «убив» Иешуа и Иуду, и один лишь Воланд вечен. Нет сомнения в том, что роман «Мастер и Маргарита», действительно, великое произведение. Для меня он как настольная книга, и я знаю, что сколько бы раз я его не перечитывала, я всегда найду что-то новое. Наверное, можно перечитать роман следя, например, только за жизнью Мастера, или только за действиями Воланда, но тогда придется перечитать его огромное количество раз, но, может быть, тогда мы все-таки сможем понять, кто является носителем той силы, «что вечно хочет зла и вечно совершает благо», потому что мне, например, кажется, что это не обязательно Воланд. Роман «Мастер и Маргарита» – это еще и гимн простому человеку, который, поверив в себя, способен совершать великие поступки, так же как и сделал это, поверив в себя и в слова несчастного заключенного,  жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтийский Пилат. Список литературы

    Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=80430
    © Библиофонд

    Роман Булгакова «Мастер и Маргарита», мне кажется, одно из самых загадочных и интересных произведений в русской литературе. Каждый пласт романа, будь то сюжет, система образов героев, композиция, язык повествования – всё необычно, непривычно для глаза читателя. Здесь переплетаются фантастика и реальность, поэзия чувств и сатира. 
        Роман настолько масштабен по замыслу, глубок, многогранен, что отвечает на множество «вечных» вопросов, волнующих автора и Человека вообще. По-моему, практически все темы, интересовавшие классиков 19-20 веков, нашли особое отражение в романе. Это тема любви, добра и милосердия, свободы, выбора, тема судьбы художника и искусства, тема народа и власти, тема веры и безверия. В этом произведении автор рассматривает такие сложные, спорные философские проблемы, как бессмертие и воскресение души, борьба добра и зла. 
        Необычайно интересна композиция романа. Мы можем выделить три места действия, вместе с тем и три временных пласта: Москву 1920-1930-х годов, древний Ершалаим и фантастический мир, где царят тёмные силы. Роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри занимает меньше текстового пространства, чем роман о судьбе Мастера, но он играет важную смысловую роль, так как содержит глубокий философский подтекст. Он состоит из четырех глав, которые как бы рассыпаны в тексте повествования о Мастере и Маргарите. Роман о Пилате вводится в повествование при помощи персонажей, входящих в систему образов главного романа, вследствие этого главы о Понтии Пилате становятся частью романа о Мастере и Маргарите. Булгаков настолько искусно переплетает временное и событийное пространство, что мы, не замечая, словно во сне, от беседы Иешуа и Понтия Пилата переходим к описаниям проказ свиты Воланда, а вот уже читаем о любви Мастера и Маргариты. Оттого сюжет кажется нам подвижным, многомерным. 
        Наверняка каждый читатель найдёт в этом произведении интересную ему тему или любимого героя. Самой загадочной, интересной личностью в романе для меня оказался Воланд, появившийся вместе с Азазелло, Коровьевым и Бегемотом в современной автору советской Москве. Целью визита Воланда было узнать, изменился ли человек за многие века; что движет сегодня его поступками, чем живёт его душа. Эпиграф к роману «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» помогает понять авторскую мысль. Разоблачая зло, Воланд тем самым служит добру и красоте, то есть восстанавливает равновесие между Добром и Злом. Сатана всегда противопоставлялся Богу. Булгаков же вольно обходится с ним и делает Воланда защитником Бога как единственного критерия добра и зла, нравственности и безнравственности в человеке, но сам судит людей безжалостно, не любя. 
        Булгаков показывает что «бесовское» начало живёт в каждом человеке. Автор показывает нам образ жизни ассоциации литераторов, для которых первым делом является вкусно поесть и поплясать. Зависть, карьеризм, умение устроиться, ненависть к талантливым – вот нравственный портрет тех, кто делал литературу по социальному заказу. 
        Только наличием тёмной стороны в душе можно объяснить взяточничество председателя жилтоварищества Босого. Кто заставлял его прописывать за деньги, вселять в освободившиеся комнаты за взятку? 
        «Сеанс чёрной магии» собрал этих героев и других жителей Москвы. Массовый гипноз показал в каждом его внутреннее «я» - человека алчного, грубого, с низкопробными вкусами, любителя хлеба и зрелищ. Но Булгаков, ужаснувшись своему беспощадному гротеску, «спасает» зрителей криками Бенгальского, трепача и фигляра, которому кот Бегемот оторвал голову, поручает Воланду произнести «приговор»: «Человечество любит деньги… Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди…». Но настоящее наказание ожидало многих на Великом балу у Сатаны. По-моему, сцена бала – самое великолепное место в романе. Этот эпизод является кульминационным для всего сюжетного действия. Воланду нужно было дать оценку увиденному за три дня в столице, нужно было, чтобы Московская жизнь предстала в зеркале вечности. Описание интерьера бальных залов, участников бала, их диалогов сразу напомнило земную жизнь: стена тюльпанов, фонтаны, камины, реки шампанского и коньяка, танцы, в которых сплелись все человеческие пороки – честолюбие и донос, чревоугодие, ревность. Звуки и краски бала сгущены, словно автор задумал изобразить модель целого мира со всеми джазовыми оркестрами, всем выпиваемым человечеством вином, всеми яствами, съедаемыми миллиардами желудков, всей роскошью, потребляемой в ущерб природе во имя удобства и тщеславия. Человек, который праздновал свою короткую жизнь так жадно, бездумно, по Булгакову обменял на пустоутробие свою душу. Скелеты, прах, оставшиеся от прежних красавцев и красавиц, рассказали читателю о делах человеческих: о фальшивомонетчиках, государственных изменниках, убийцах и палачах (Калигула, Мессалина, Малюта Скуратов – исторические персонажи). Слаженный танец символизирует единство для всех танцующих таких идолов, как власть, карьера, деньги, любовь, комфорт. Атеистическая теория Берлиоза, что «по отрезании головы жизнь прекращается», опровергнута Воландом. Он напомнил всем, что после смерти «каждому будет дано по его вере». Главная мысль, заключённая в романе, раскрывается в сцене бала – человек свободен в своём нравственном выборе между Богом и Дьяволом, ничто не освобождает его от ответственности за добро на земле. 
        Мир булгаковского романа ярок и блестящ. Жизнь в многообразии красок, в блеске неповторимого, поражающего воображение и подстёгивающего фантазию, в ярком кипении причудливых оболочек, «мистерия-буфф» - вот стихия Булгакова. Я думаю, это одно из самых ярких и талантливых творений в русской литературе.


    написать администратору сайта