Главная страница

Язык Си - Уэйт, Прата, Мартин. M. уэит с. Прата д. Мартин


Скачать 4.69 Mb.
НазваниеM. уэит с. Прата д. Мартин
АнкорЯзык Си - Уэйт, Прата, Мартин.pdf
Дата15.03.2018
Размер4.69 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЯзык Си - Уэйт, Прата, Мартин.pdf
ТипПрограмма
#16711
страница23 из 42
1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   42
number называется "формальным" аргументом.
Фактически это новая переменная, и в памяти компьютера для нее должна быть выделена отдельная ячейка. Посмотрим, как можно пользоваться этой функцией.
Вызов функции с аргументом:
фактические аргументы
Далее
Содержание
Задача в данном случае состоит в том, чтобы присвоить некоторую величину формальному аргументу number. После того как эта переменная получит свое значение, программа сможет выполнить свою задачу. Мы присваиваем переменной number значение фактического аргумента при вызове функции. Рассмотрим наш первый случай использования функции space( ):
space(25);
Фактический аргумент здесь 25, и эта величина присваивается формальному аргументу - переменной number, т. е. вызов функции оказывает следующее действие:
number = 25;
Короче говоря, формальный аргумент - переменная в вызываемой программе, а фактический аргумент - конкретное значение, при своенное этой переменной вызывающей программой. Как было показано в нашем примере, фактический аргумент может быть константой, переменной или даже более сложным выражением. Независимо от типа фактического аргумента он вначале вычисляется,
а затем его величина (в данном случае некоторое целое число) передается функции. Рассмотрим,
например, наше последнее обращение к функции space( ).
space((65- strlen(PLACE))/2);
Сначала было вычислено значение длинного выражения, образующего фактический аргумент;
оно оказалось равным 26. Затем величина 26 присваивается переменной number. Функция не знает и не "хочет" знать, является ли поступившее число константой, значением некоторой переменной или более общего выражения. В заключение повторим снова, что фактический аргумент - это конкретное значение, которое присваивается переменной, называемой формальным аргументом.
Функция как "черный ящик"
Далее
Содержание
Рассматривая функцию space( ) как черный ящик, можно сказать, что ее вход - это число пропущенных позиций, а выход -j фактический пропуск позиций. Вход связан с функцией через apгyмент.
182

РИС. 9.4. Фактические аргументы и формальные аргументы.
С помощью аргумента обеспечивается связь между функциями main( ) и space( ). В то же время переменная count описана в теле функции, и другие функции ничего не знают о ней. Указанная переменная является частью механизма, скрытого внутри черного ящика. Это не та же переменная,
что count в starbar().
Наличие нескольких аргументов
Далее
Содержание
Если для связи с некоторой функцией требуется более одного аргумента, то наряду с именем функции можно задавать список аргументов, разделенных запятыми, как показано ниже.
printnum(i,j) int i, j;
{ printf(" Новых точек = %d. Всего точек = %d.\n", i, j); }
Мы уже знаем, как передавать информацию из вызывающей программы в вызываемую функцию. Можно ли передавать информацию каким-нибудь другим способом? Этот вопрос послужит нам темой следующего обсуждения.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ ФУНКЦИЕЙ:
ОПЕРАТОР return
Далее
Содержание
Создадим функцию, вычисляющую абсолютную величину числа. Абсолютная величина числа - это его значение (если отбросить знак). Следовательно, абсолютная величина 5 равна 5, а абсолютная величина -3 равна 3. Мы назовем эту функцию abs( ). Входом для abs() может быть любое число, для которого мы хотим найти абсолютную величину. Выходом функции будет соответствующее неотрицательное число. Входная величина может обрабатываться благодаря наличию аргумента; выходная величина возвращается (т. е. выдается), как вы увидите ниже, при помощи ключевого слова языка Си - return. Поскольку функция abs( ) должна быть вызвана другой функцией, мы создадим простую программу main( ), основной целью которой будет проверка,
работает ли функция abs( ). Программа, спроектированная для того, чтобы проверять работу функции именно таким образом, называется "драйвером". Драйвер подвергает функцию последовательным проверкам. Если результаты оказываются удовлетворительными, то ее можно поместить в программу, заслуживающую большего внимания. (Термин "драйвер" обычно относится к программам, управляющим работой устройств.) Приведем далее наш драйвер и функцию,
183
вычисляющую абсолютную величину числа:
/* abs.драйвер */
main( )
{
int а = 10, b = 0, с = -22;
int d, e, f;
d = abs(a);
с = abs(b);
f = abs(c);
printf(" °%d %d %d\n" , d, e, f);
}
/* функция, вычисляющая величину числа */
abs(x) int x;
{
int y;
у = (x < 0) ? -x : x; /* вспомните операцию ?: */
return (у ); /* возвращает значение у вызывающей программе */
}
Результат работы программы выглядит так:
10 0 22
Сначала вспомним операцию условия ?:. Эта операция в функции abs( ) выполняется следующим образом: если x меньше 0, у полагается равным -x; в противном случае у полагается равным x. Это как раз то, что нам нужно, поскольку если x равен -5, то у равен -(-5), т. e. 5.
Ключевое слово return указывает на то, что значение выражения, заключенного в круглые скобки, будет присвоено функции, содержащей это ключевое слово. Поэтому, когда функция abs( )
впервые вызывается нашим драйвером, значением abs(a) будет число 10, которое затем присваивается переменной d.
Переменная у является внутренним объектом функции abs(), но значение у передается в вызывающую программу с помощью оператора return. Действие, оказываемое оператором d = abs(a);
по-другому можно выразить так:
abs(a);
d = у;
Можно ли в действительности воспользоваться такой записью? Нет, так как вызывающая программа даже не подозревает о том, что переменная у существует.
Возвращаемое значение можно присвоить переменной, как в нашем примере, или использовать как часть некоторого выражения, например, следующим образом:
answer = 2*abs(z) + 25;
printf(" %d\n" , abs(-32 + answer));
Оператор return оказывает и другое действие. Он завершает выполнение функции и передает управление следующему оператору в вызывающей функции. Это происходит даже в том случае,
если оператор return является не последним оператором тела функции. Следовательно, функцию
abs( ) мы могли бы записать следующим образом:
/* функция, вычисляющая абсолютную величину числа,
вторая версия */
abs(x) int x;
184

{ if(x < 0)
return(-x);
else relurn(x);
}
Эта версия программы проще, и в ней не используется дополнительная переменная у. Для пользователя, однако, обе версии неразличимы, поскольку у них имеется один и тот же вход и они обеспечивают один и тот же выход. Только внутренние структуры обеих функций различны. Даже версия данной программы, приведенная ниже, работает точно так же:
/* функция, вычисляющая абсолютную величину числа,
третья версия */
abs(x) int(x);
{ if (x < 0)
return(-x);
else return(x);
printf(" Профессор Флеппард - болван. \n");
}
Наличие оператора return препятствует тому, чтобы оператор печати printf( ) когда-нибудь выполнился в программе. Профессор Флеппард может пользоваться в своих программах объектным кодом, полученным в результате компиляции данной функции, и никогда не узнает об истинных чувствах своего студента-программиста.
Вы можете также использовать просто оператор return;
Его применение приводит к тому, что функция, в которой он coдержится, завершает свое выполнение и управление возвращается в вызывающую функцию. Поскольку у данного оператора отсутствует выражение в скобках, никакое значение при этом не передается функции.
ЛОКАЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ
Далее
Содержание
Мы уже несколько раз касались вопроса о том, что переменные в функции являются ее внутренними переменными и "не известны" вызывающей функции. Аналогично переменные вызывающей функции не известны вызываемой функции. Вот почему для связи с ней, т. е. для передачи значений в нее и из нее, мы пользуемся аргументами и оператором return.
Переменные, известные только одной функции, а именно той, которая их содержит, называются "локальными" переменными. До сих пор это был единственный вид переменных, которыми мы пользовались, но в языке Си допускается наличие переменных, известных нескольким функциям.
Такие нелокальные переменные называются "глобальными", и мы вернемся к ним позже. Теперь же мы хотим подчеркнуть, что локальные переменные являются действительно локальными. Даже в том случае, если мы используем одно и то же имя для переменных в двух различных функциях,
компилятор (и, таким образом, компьютер "считает" их разными переменными. Мы можем показать это, используя операцию & (не путайте с операцией &&).
НАХОЖДЕНИЕ АДРЕСОВ: ОПЕРАЦИЯ &
Далее
Содержание
В результате выполнения операции & определяется адрес ячейки памяти, которая соответствует переменной. Если pooh - имя переменной, то &pooh - ее адрес. Можно представить себе адрес как ячейку памяти, но можно рассматривать его и как метку, которая используется компьютером, для идентификации переменной. Предположим, мы имеем оператор pooh = 24;
185

Пусть также адрес ячейки, где размещается переменная pooh - 12126. Тогда в результате выполнения оператора printf(" %d %d\n" , pooh, &pooh);
получим
24 12126
Более того, машинный код, соответствующий первому оператору, словами можно выразить приблизительно так: "Поместить число 24 в ячейку с адресом 12126".
Воспользуемся указанной выше операцией для проверки того, в каких ячейках хранятся значения переменных, принадлежащих разным функциям, но имеющих одно и то же имя.
/* контроль адресов */
main( )
{ int pooh = 2, bah = 5;
printf(" В main( ), pooh = %d и &pooh = %u \n" , pooh, &pooh);
printf('B main( ), bah = %d и &bah = %u\n>/, bah, &bah);
mikado(pooh);
}
mikado(bah) int bah;
{
int pooh = 10;
printf("B mikado( ), pooh = %d и &pooh = %u\n, pooh, &pooh);
printf(" В mikado( ), bah = %d и &bah = %u\n" , bah, &bah);
}
Мы воспользовались форматом %u (целое без знака) для вывода на печать адресов на тот случай, если их величины превысят максимально возможное значение числа типа int. В нашей вычислительной системе результат работы этой маленькой программы выглядит так:
В main( ), pooh = 2 и &pooh = 56002
B main( ), bah = 5 и &bah = 56004
B mikado( ), pooh = 10 и &pooh =55996
В mikado( ), bah = 2 и &bah = 56000.
О чем это говорит? Во-первых, две переменные pooh имеют различные адреса. То же самое верно и относительно переменных bah. Следовательно, как и было обещано, компьютер рассматривает их как четыре разные переменные. Во-вторых, при вызове mikado(pooh) величина (2) фактического аргумента (pooh из main( )) передастся формальному аргументу (bah из mikado( )). Обратите внимание, что было передано только значение переменной. Адреса двух переменных (pooh в main(
) и bah в mikado( )) остаются различными.
Мы коснулись второго вопроса потому, что этот факт оказывается неверным для всех других языков. В той или иной процедуре Фортрана, например, можно использовать переменные вызывающей программы. Кроме того, в такой процедуре переменные могут иметь различные имена, но адреса их при этом будут совпадать. В языке Си подобные механизмы отсутствуют.
Каждая функция использует свои собственные переменные. Это более предпочтительно, потому что "исходные" переменные не будут таинственным образом изменяться из-за того, что вызванная функция обладает побочным эффектом. Но это может также приводить и к некоторым трудностям,
о чем и будет рассказано и следующем разделе.
186

ИЗМЕНЕНИЕ ПЕРЕМЕННЫХ В ВЫЗЫВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
Далее
Содержание
Иногда требуется, чтобы одна функция могла изменять переменные, относящиеся к другой.
Например, в задачах сортировки часто бывает необходимо осуществлять обмен значениями между двумя переменными. Предположим, у нас есть две переменные х и у и мы хотим, чтобы они обменялись своими значениями. Простая последовательность операторов х = у;
y = х;
не является решением поставленной задачи, потому что к тому моменту, когда начнет выполняться оператор во второй строке, первоначальное значение переменной x будет потеряно. Чтобы сохранить это первоначальное значение, необходимо дополнить данный фрагмент еще одной строкой:
temp = х;
х = у;
у = temp;
Теперь у нас есть требуемый метод; реализуем его в виде некоторой функции, а также создадим драйвер для eе проверки. Чтобы сделать более ясным, какая переменная принадлежит функции
main( ), а какая - функции interchange( ), мы будем использовать переменные х и у в первой из них,
и u и v - во второй.
/* обмен1 */
main( )
{
int х = 5, у = 10;
printf(" Вначале х = %d и у = %d.\n" , х, у);
interchange(x, у);
prinlf(" Теперь х = %d и у = %d.\n" , х, у);
}
187
interchangce(u, v) int u, v;
{
int temp;
temp = u;
u = v;
v = temp;
}
Попробуем выполнить эту программу. Результаты будут выглядеть следующим образом:
Вначале х = 5 и у = 10.
Теперь х = 5 и у = 10.
Не может быть! Значения переменных не поменялись местами! Вставим в программу interchange( )
несколько операторов печати, чтобы понять причину допущенной ошибки.
/* обмен2 */
main( )
{
int х = 5, у = 10;
printf(" Вначале х = %d и у = %d.\n", х,у);
interchange(x, у); printf(" Теперь х = %d и у = %d.\n", х, у);
} interchange(u, v)
int u, v;
{ int temp;
printf(" Вначале u = %d и v = %d.\n", u, v);
temp = u;
u = v;
v = temp;
printf(" Теперь u = %d и v = %d.\n", u, v);
}
Результат работы этой программы выглядит так:
Вначале x = 5 и y = 10.
Вначале u = 5 и v = 10.
Вначале u = 10 и v = 5.
Вначале x = 5 и y = 10.
Отсюда видно, что ничего неправильного в работе функции interchange( ) нет; она осуществляет обмен значениями между переменными u и v. Проблема состоит в передаче результатов обратно в функцию main( ). Как мы уже указывали, функции interchange( ) и main() используют различные переменные, поэтому обмен значениями между переменными u и v не оказывает никакого влияния на х и у! А нельзя ли каким-то образом воспользоваться оператором return? Мы могли бы, конечно,
завершить тело функции interchange( ) строкой return(u);
и изменить форму вызова в функции main( ) следующим образом:
х = interchange(x, у);
В результате такого обращения к функции переменная х получит новое значение, но у при этом не изменится.
С помощью оператора return в вызывающую программу можно передать только одну
величину. Но нам нужно передать две величины. Это оказывается вполне осуществимым! Для этого нужно лишь воспользоваться "указателями".
188

Указатели: первое знакомство
Далее
Содержание
Указатели? Что это такое? Вообще говоря, указатель - некоторое символическое представление адреса. Например, ранее мы воспользовались операцией получения адреса для нахождения адреса переменной pooh. В данном случае &pooh означает "указатель на переменную pooh". Фактический адрес - это число (в нашем случае 56002), а символическое представление адреса &pooh является
константой типа указатель. После всего сказанного выше становится очевидным, что адрес ячейки, отводимой переменной pooh, в процессе выполнения программы не меняется.
В языке Си имеются и переменные типа указатель. Точно так же как значением переменной типа
char является символ, а значением переменной типа int - целое число, значением переменной типа указатель служит адрес некоторой величины. Если мы дадим указателю имя ptr, то сможем написать, например, такой оператор ptr = &pooh; /* присваивает адрес pooh переменной ptr */
Мы говорим в этом случае, что ptr "указывает на" pooh. Различие между двумя формами записи:
ptr и &pooh, заключается в том, что ptr - это переменная, в то время как &pooh - константа. В
случае необходимости мы можем сделать так, чтобы переменная ptr указывала на какой-нибудь другой объект:
ptr = &bah; /* ptr указывает на bah, а не на pooh */
Теперь значением переменной ptr является адрес переменной bah.
Операция косвенной адресации: *
Далее
Содержание
Предположим, мы знаем, что в переменной ptr содержится ссылка на переменную bah. Тогда для доступа к значению этой переменной можно воспользоваться операцией "косвенной адресации"
(*). (Не путайте эту унарную операцию косвенной адресации с бинарной операцией умножения *).
val = *ptr; /* определение значения, на которое указывает ptr */
Последние два оператора, взятые вместе, эквивалентны следующему:
val = bah;
Использование операций получения адреса и косвенной адресации оказывается далеко не прямым путем к результату; отсюда и появление слова "косвенная" в названии операции.
Резюме: операции, связанные с указателями
I. Операция получения адреса &
Когда за этим знаком следует имя переменной, результатом операции является адрес указанной переменной.
Пример:
&nurse дает адрес переменной nurse.
II. Операция косвенной адресации
* Когда за этим таком следует указатель на переменную, результатом операции является величнна, помещенная и ячейку с указанным адресом.
Пример:
189
nurse = 22;
pir = &nurse; /* указатель на nurse */ val = *ptr;
Результатом выполнения этого фрагмента является присваивание значения 22 переменной val.
Описание указателей
Далее
Содержание
Мы знаем, как описывать переменные типа int и других типов. Но как описать переменную типа "указатель"? На первый взгляд это можно сделать так:
pointer ptr; /* неправильный способ описания указателя */
Почему нельзя использовать такую запись? Потому что недостаточно сказать, что некоторая переменная является указателем. Кроме этого, необходимо сообщить еще, на переменную какого типа ссылается данный указатель! Причина заключается в том, что переменные разных типов занимают различное число ячеек, в то время как для некоторых операций, связанных с указателями, требуется знать объем отведенной памяти. Ниже приводятся примеры правильного описания указателей:
int *pi; /* указатель на переменную типа целого */
char *рс; /* указатель на символьную переменную */
float *pf, *pg; /* указатели на переменные с плавающей точкой */
Спецификация типа задает тип переменной, на которую ссылается указатель, а символ звездочка
(
1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   42


написать администратору сайта