Реферат по социологии. Максим Максимович Ковалевский. Максим Максимович Ковалевский 2
Скачать 16.81 Kb.
|
Максим Максимович Ковалевский2Максим Максимович Ковалевский (1851 – 1916 годы) является социологом, правоведом, экономистом, историком, этнографом, антропологом, общественным и политическим деятелем, помимо прочего, он также выступает в качестве представителя «классического позитивизма» в России.Ковалевский родился в 1851 году в Харьковской губернии, в семье отставного полковника, ветерана Отечественной войны 1812 года. После окончания гимназии с золотой медалью он поступил на юридический факультет Харьковского университета, где его учителем стал выдающийся ученый - юрист, профессор Д. И. Каченовский, лекции которого определили научные интересы Ковалевского. После окончания университета Ковалевский учился в университетах Берлина, Парижа и Лондона. По его словам, именно в Англии он сформировался как ученый. Здесь он общался с известными учеными того времени - Г. Спенсером, Э. Дюркгеймом, Д. Морлеем, К. Марксом, Г. Мэном. Находясь за границей, Ковалевский немало способствовал развитию научных связей между российскими и западными социологами. После защиты магистерской диссертации преподавал в Московском университете (читал курс по истории зарубежных государственных учреждений); затем стал профессором юридического факультета. В дальнейшем защитил докторскую диссертацию (по теме «Общественный строй Англии в конце средних веков») В 1887 году по приказу министра народного просвещения уволен из университета и с этого времени жил преимущественно за границей. Выступал с лекциями в Стокгольме, Оксфорде, Брюсселе, Чикаго и др. городах. 3 Деятельность в России Вернувшись в Россию в 1905 году, Ковалевский активно включился в политическую и общественную деятельность, стал депутатом Государственной Думы первого созыва, состоял от академических кругов России в Государственном Совете, стоял во главе Партии демократических реформ. Он один из тех, кто активно распространял в России идеи прав человека, гражданина, идеи конституционности и демократии. Этапы институционализации российской социологии в основном связаны с его деятельностью. Институционализация это длительный и трудный процесс становления науки и признание ее структур, заложения традиционно-непрерывного воспроизводства научного направления, научной традиции и профессиональных специалистов. Говоря о месте Ковалевского в институционализации социологии, можно вспомнить и подготовку им индивидуальных и коллективных работ, которые способствовали определению ее предмета, нахождению этой наукой своего места среди других социогуманитарных наук и развитию ее методов Но к концу XIX в. российская социология оставалась без организационно-воспроизводственной структуры и без соответствующего признания со стороны научной общественности. Нелюбовь царского Министерства просвещения к социологии определялась тем, что она выступала за конституционный строй, за демократизацию образования и общественной жизни в стране. В связи с различного рода запретами многие известнейшие социологи вынуждены были творить долгие годы вне своей страны. 4 Признание социологии как науки и формирование ее институтов началось только в начале XX в. и этот процесс связан с именем М. М. Ковалевского. Он одним из первых понял, что для развития социологии необходимы популяризация и распространение знаний в этой области. Поэтому в деятельности Ковалевского занимают большое место организация российской социологии, создание институтов подготовки социологов, издание литературы, поиск путей вхождения российских социологов в международное социологическое сообщество. 5 Несмотря на все трудности, Ковалевский последовательно реализовал свои идеи. Будучи за границей, в 1901 г. со своими единомышленниками (Е. де Роберти, Ю. Гамбаров и др.) он создает в Париже Русскую высшую школу общественных наук, фактически первый российский факультет социологии. Школа, по словам Ковалевского, ставила целью дать молодым людям современное обществоведческое образование. Создание Школы во Франции связано с тем, что в условиях тогдашней России это было невозможно, так как обучение социологии в российских университетах было запрещено. 6 Опыт Школы не прошел даром. Во-первых, Школа способствовала либерализации социогуманитарного образования в России и послужила основой развития социологического знания и образования; во-вторых, ее традиции, опыт в дальнейшем пригодились в России в преподавании социологии, в ее институционализации. Опыт Русской высшей школы общественных наук был использован также при создании в 1908 г. Народного университета А. Шанявского в Москве, который сыграл огромную роль в развитии и демократизации высшего образования. 7 С именем Ковалевского связано также формирование секции социологии при Историческом обществе в Санкт-Петербургском университете (1912). Названная секция представляла фактически первую попытку объединения социологов. Начинания Ковалевского, Кареева и других привели к тому, что в дооктябрьский период и в первые годы советской власти курс социологии начал читаться в ряде университетов и частных учебных заведений, а в 1919 г. были открыты по инициативе ученика Ковалевского П. Сорокина кафедра и отделение социологии на факультете общественных наук Петроградского университета. 8 В 1916 году при активной поддержке научной общественности, его учениками П. Сорокиным, К. Тахтаревым и другими было создано Русское социологическое общество им. М. М. Ковалевского. Социологическое общество явилось важной вехой институционализации российской социологии и было также признанием заслуг Ковалевского в ее развитии. Фактически с этого периода состоялось признание российской социологии. Однако, несмотря на усилия учеников, деятельность Общества была короткой. Февральская и Октябрьская революции, а затем утверждение в нашем государстве догматического мышления свели начавшуюся работу Общества на нет. 9 Русское социологическое общество существовало очень короткое время, но оно способствовало дальнейшей институционализации нашей социологии. Усилиями членов Общества был создан в 1918 году Социобиблиологический институт. Он имел целью: 1) научно-практическую систематизацию всех явлений в области социологической мысли, социального строя и законодательстве; 2) устройство и поддержание собрания трудов главных социальных мыслителей; 3) популяризацию социологических знаний. 10 Ковалевский сыграл большую роль и в институционализации мировой социологии. Он являлся членом и президентом «Международного института социологии» (1894) и членом «Общества социологов» в Париже (1895). М. Ковалевский является автором многих работ в области социологии. Среди них особое место занимают «Социология» в 2-х томах (СПб., 1910), «Современные социологи» (СПб., 1905), «Очерк происхождения и развития семьи и собственности (М., 1939) и т. д. В работах Ковалевского мы находим громадную эрудицию и широкие выводы, основанные на огромном эмпирическом материале. Он, как отмечал П. Сорокин, один из редких ученых, кто умел сочетать абстракции с эмпирическими данными и в результате чего достигал результатов «первого разряда». 11 Ковалевский активно развивал историко-сравнительный метод, как метод социологического исследования истории. Он называл этот метод «средством построения совершенно новой еще ветви описательной социологии - я разумею историю человеческих обществ». С помощью этого метода он провел интереснейшие типологические обобщения в различных научных направлениях (социология, история, право, экономика) Согласно мнению М. М. Ковалевского, сущность сравнительно-исторического метода заключается в параллельном изучении общественного развития у разных народов, как древних, так и современных, итогом чего должна стать общая формула поступательных движений общественных форм жизнедеятельности. С помощью своего метода Ковалевский отверг необходимость поисков главного фактора и обратил внимание на ошибочность позиции сторонников монистических доктрин. Эти доктрины временно преобладающий фактор или постоянно определяющую причину в отдельных сферах общественной жизни превращают в постоянно действующий фактор во все времена и для всех сфер общественной жизни. Ковалевский пришел к выводу, что лучше говорить не о плюрализме факторов, влияющих на общественный прогресс, но о том, что все эти факторы - географический, психологический, биологический, экономический и другие - суть части единой системы. Этот вывод позволяет считать Ковалевского одним из создателей теории функциональной связи между общественными явлениями. 12 В истории социологии Ковалевский останется также и как разработчик генетической социологии. Так, Ковалевский называл часть социологии, которая занимается вопросами о происхождении общественной жизни и общественных институтов - семьи, собственности, религии, государства, нравственности и права. Генетическая социология ставит своей задачей исследование происхождения и развития различных институтов, их символического окружения у различных народов раскрытие их типологического единства, общности, Общественное развитие, развитие институтов, ведет к постепенному углублению сферы солидарности во взаимодействии между народами, социальными группами и т. д. Концепция общественной (гражданской) солидарности также является одним из достижений социологии Ковалевского. Саму солидарность Ковалевский рассматривал как наличие единства, общности, сожития, замиренность, гармонию между образующими частями. Многие прочили долгую жизнь научным идеям ученого, нравственному опыту его жизни. Учениками и единомышленниками было создано «Русское социологическое общество имени Ковалевского» . Однако после 1917 года он не попал в новую историографию, и его идеи, труды, нравственный опыт со временем были почти забыты. С этого времени основные труды Ковалевского не переиздавались, если не считать нескольких публикаций его переписки с К. Марксом, Ф. Энгельсом и с некоторыми выдающимися деятелями русской культуры в сборниках по случаю их юбилеев |