Проект Литература-4. Мария Волконскаяженщина удивительной судьбы
Скачать 28.96 Kb.
|
Мария Волконская-женщина удивительной судьбы. Их было всего одиннадцать женщин — жен и невест декабристов, разделивших тяжелую судьбу своих избранников. Их имена помнят вот уже почти 200 лет. Но все же большинство поэтических произведений, исторических исследований, повестей и романов, театральных спектаклей и фильмов посвящены Марии Волконской — одной из наиболее загадочных и привлекательных женщин России XIX в. Тайну этой женщины, загадку ее характера и судьбы пытаются разгадать уже несколько поколений историков и просто любителей старины. Ее имя стало легендарным. Родилась она в апреле 1807 года в поместье Воронки Черниговской губернии. Отец - Раевский Николай Николаевич (1771 - 1829 гг.), генерал от кавалерии, участник всех военных кампаний конца XVIII - начала XIX вв., герой Отечественной войны 1812 г. (особо отличился при Бородино: оборона батареи Раевского), участник заграничных походов 1813-1814 гг., до 1825 г. командующий корпусом на юге России, член Государственного совета. Мать - Софья Алексеевна Константинова ( с 1794 г. - Раевская), дочь бывшего библиотекаря Екатерины II, внучка М.В. Ломоносова, которую в юности называли «девой Ганга», до самой смерти не примирилась с поступком дочери: последовать за мужем в Сибирь. Мария Николаевна воспитывалась дома, играла на рояле, прекрасно пела, знала несколько иностранных языков. Мария Волконская и Пушкин. Ранняя юность Марии Николаевны ознаменована встречей с А.С. Пушкиным в годы его южной ссылки, их совместная поездка в Гурзуф, где поэт останавливался в доме Раевских. Мария Волконская и Пушкин – особая тема, породившая устойчивую версию о том, что Мария Николаевна была большой «потаенной» любовью великого поэта… На закате своей жизни Волконская, умудренная суровым опытом, вспоминая Пушкина, как-то обронила: «В сущности, он любил лишь свою музу и облекал в поэзию все, что видел». Может быть, княгиня была права. В октябре 1824 года А. С. Пушкин получил письмо от своего давнего знакомца по Киеву и Одессе – Сергея Григорьевича Волконского. «Имев опыты вашей ко мне дружбы, – писал Волконский, – и уверен будучи, что всякое доброе о мне известие будет вам приятным, уведомляю вас о помолвке моей с Марией Николаевною Раевскою – не буду вам говорить о моем счастии, будущая моя жена вам известна». Зимой 1825 года в Киеве на Печерске в старинной церкви Спаса на Берестове князь Сергей Волконский венчался с юной красавицей Марией Раевской. Невесте не было еще и двадцати, жениху исполнилось тридцать семь. Слывший в молодости красавцем и повесой, он в то время, по воспоминаниям современников, уже «зубы носил накладные при одном натуральном переднем верхнем зубе" В своих «Записках» Волконский вспоминал: «Давно влюбленный в нее, я наконец решился просить ее руки». Мария Николаевна ничего не знала о его колебаниях, как, впрочем, почти не знала и своего жениха. Покорно, по воле отца, она вышла за весьма знатного и богатого князя. Участник значительных сражений, имевший множество орденов и медалей, он уже в двадцать четыре года получил чин генерал-майора за боевые отличия. Портрет Волконского был написан для Военной галереи Зимнего дворца (после восстания, по распоряжению Николая I, его изъяли). «Мои родители думали, что обеспечили мне блестящую, по мнению света, будущность», – писала Мария Николаевна в конце жизни... Еще до замужества она сумела испытать силу своего обаяния. К ней сватался польский граф Олизар, коего отец не захотел видеть своим зятем из-за его национальной принадлежности. Оказавшись женой немолодого генерала, Мария Николаевна, по существу, не успела даже как следует узнать его до ареста в январе 1826 года; в первый год они прожили вместе не более трех месяцев. Вскоре после свадьбы она заболела и уехала лечиться в Одессу, Волконский же не получил отпуска из дивизии и не смог сопровождать жену. В ноябре 1825 года, когда Мария Николаевна находилась на последнем месяце беременности, муж отвез ее в имение Раевских, а сам возвратился к месту службы, где был немедленно арестован и препровожден в Петербург. Осуждён по 1-му разряду, лишён чинов и дворянства. 10 июня 1826 приговорён был к «отсечению головы», но по Высочайшей конфирмации от 10 июля 1826 года смертный приговор был заменён на 20 лет каторжных работ в Сибири. Тяжелые роды, двухмесячная горячка... Марии Николаевне, только что родившей сына, долго не говорили об истинном положении дел, но она заподозрила неладное, а узнав истину, твердо решила разделить участь мужа. Волконскую изолировали от жен других декабристов; на первое свидание с Сергеем Григорьевичем она пошла не одна, а в сопровождении родственника. Генерал Раевский, который в 1812 году, не колеблясь, бросался в огонь неприятеля, теперь не выдержал. «Я прокляну тебя, если ты не вернешься через год!» – прокричал он, сжав кулаки. Перед смертью старик Раевский, показывая на портрет дочери Марии, произнес: «Вот самая удивительная женщина, которую я знал!» Решение Марии Волконской об отъезде в Сибирь было, по существу, первым проявлением ее незаурядного характера. Мария восстала не только против окружающих, но прежде всего против себя самой, своей дочерней покорности, женского послушания, привитого ей с детства. А ведь она рвала пополам собственное сердце: сына взять с собой ей не разрешили, со стариком-отцом, которого горячо любили все дети Раевские, приходилось прощаться навсегда. Но она поехала! Не помогли ни мольбы отца, ни интриги брата Александра, ставшего настоящим ее тюремщиком. В Сибирь Волконская приехала второй из декабристок. В Иркутске её ожидали мучительные объяснения с местным губернатором. Он посоветовал княгине вернуться домой, а после отказа предложил подписать отречение от княжеского титула, дворянства и всех прав. Отныне она – «жена государственного преступника», а дети, которые родятся в Сибири, будут записаны простыми крестьянами. Она подписала эти унизительные условия. Ей разрешили ехать до Нерчинска, а там поставили перед фактом: каторжники лишены права на семейную жизнь. То есть Сергей будет содержаться за решёткой, а ей придётся снимать угол в крестьянской хате. Она согласилась и на это. Назавтра она прибыла на Благодатский рудник и отправилась разыскивать Волконского. Сергей Григорьевич, гремя кандалами, побежал к жене. «Вид его кандалов, – вспоминала через много лет Мария Николаевна, – так взволновал и растрогал меня, что я бросилась перед ним на колени и поцеловала сначала его кандалы, а потом и его самого». Вместе с Екатериной Ивановной Трубецкой Волконская постигала азы поварского искусства по привезенным с собой книгам, училась всевозможным бытовым премудростям, в том числе и экономить каждую копейку. Природа щедро одарила Волконскую, дав ей своеобразную красоту, ум и характер, отшлифованный хорошим воспитанием и чтением книг (она владела, как родным, английским и французским языками), замечательный голос и музыкальные способности. Но не это было главным в дочери генерала Раевского. Зинаида Волконская писала когда-то, что жизнь Марии Николаевны «запечатлена долгом и жертвою». Однажды Марию Николаевну отчитали за то, что она приобрела холст и заказала белье для каторжан. «Я не привыкла видеть полуголых людей на улице», – отвечала она. Смутившийся комендант резко изменил тон, и ее просьба была выполнена. Судьба не баловала Марию Николаевну. Самыми тяжелыми были семь месяцев в Благодатском руднике, затем – три года в Читинском остроге. И за эти годы – три тяжких утраты: в январе 1828 года умер двухлетний Николенька Волконский, оставленный на попечение родственников. Пушкин пишет эпитафию, которую начертали на надгробном камне: В сиянии и радостном покое, У трона вечного творца, С улыбкой он глядит в изгнание земное Благословляет мать и молит за отца. В сентябре 1829-го умирает отец, генерал Раевский, простивший Марию Николаевну перед смертью; в августе 1830-го – дочь Софья, рожденная в Сибири и не прожившая и дня. Ни братья, ни мать так и не простили Марии Николаевне ее «проступок», считая именно ее виновницей смерти шестидесятилетнего отца. После этой семейной утраты Александр, Николай и Софья Алексеевна Раевские не отвечали на письма своей сестры и дочери. Лишь одно послание, полное упреков, получила Мария Николаевна от матери: «Вы говорите в письмах к сестрам, что я как будто умерла для Вас… А чья вина? Вашего обожаемого мужа… Немного добродетели нужно было, чтобы не жениться, когда человек принадлежит к этому проклятому заговору. Не отвечайте мне, я Вам приказываю!» Не всегда гладко складывались ее отношения с мужем: очень разными они были людьми. Семейного счастья не получилось. Но, к чести обоих, – до самых последних дней они отзывались друг о друге с величайшим уважением и в этой традиции воспитали детей. «…отношения между супругами не складывались, отчуждение становилось все более глубоким и явным для окружающих, – рассказывает доктор филологических наук Нина Забабурова. – В «Записках», рассказывая о жизни в иркутской ссылке, Мария Николаевна по существу не упоминает о муже… Красота тридцатилетней Марии Николаевны не тускнела: Одоевский воспевал ее в стихах. Среди ссыльных декабристов было немало людей одиноких и даже таких, кто пережил трагедию женского предательства (к примеру, жена декабриста А. Поджио после ссылки мужа расторгла с ним брак и вновь вышла замуж). Мария Николаевна привыкла выступать всеобщей спасительницей и покровительницей. И многие искренне восхищались ею, так что от недостатка мужского внимания Мария Николаевна не страдала, хотя некоторые отзывались о ней неприязненно и резко. Михаил Лунин оказался одним из тех, за кого она вела переписку, запрещенную ссыльному. Большинство его писем сестре, Е. С. Уваровой, написано рукой Марии Николаевны. Он не скрывал, что испытывал к ней сильное чувство. Сын Волконских, названный Михаилом, родился в 1832 году, и упорно ходили слухи, что отцом его был декабрист Александр Викторович Поджио… Версия эта никак не может считаться доказанной, но необычайная взаимная привязанность и близость Александра Викторовича и Михаила в течение всей последующей жизни явно имеет элемент осознанной родственности… В 1835 году у Марии Николаевны родилась дочь Елена, отцом которой также считали не Сергея Волконского, а Поджио. Елена также была любимицей Поджио, и когда он тяжело заболел на склоне лет, то поехал умирать к ней, в ее имение Вороньки, хотя у него была собственная семья». Незаметно, постепенно менялись и характер, и взгляды на жизнь Марии Николаевны: она все больше устремлялась к земному благополучию, и главным образом не для себя, а для детей. Правдами и неправдами определила сына Мишу в Иркутскую гимназию. Жесткость и непреклонность характера оказалась явно наследственной. По какой-то причине разойдясь со своей лучшей подругой тяжелых сибирских лет Екатериной Трубецкой, Мария Николаевна не пришла на ее похороны и ни разу не посетила ее могилу… Несмотря на почти полный разрыв с родными, Волконская старалась держаться; вся ее жизнь проходила теперь в заботах о детях. На поселение Волконский вышел в 1837 году. Сначала семья Волконских жила в с. Урик. Затем было получено разрешение Марии Николаевне с детьми переселиться в Иркутск (1845). Через два года разрешение проживать в Иркутске было дано и Волконскому. Свой дом здесь опальная княгиня стремилась превратить в лучший салон Иркутска. Дом Волконских № 10 по Ремесленной улице (теперь ул. Волконского) сохранился до наших дней. Сейчас в нём находится Музей-усадьба Волконских. Она на свой лад и наперекор как Волконскому, так и Поджио устроила судьбу красавицы дочери: едва той исполнилось пятнадцать, выдала ее замуж за преуспевающего сибирского чиновника Л. В. Молчанова, оказавшегося дурным человеком. Растратив казенные деньги, он был отдан под суд, после чего тяжело заболел и, разбитый параличом, сошел с ума и умер. Второй муж младшей Волконской- Николай Аркадьевич Кочубей (фамилия случайно совпала с именем героя пушкинской «Полтавы», посвященной Марии Николаевне) рано скончался от чахотки. Только третий брак Елены, дважды вдовы, с Александром Алексеевичем Рахмановым оказался удачным. В 1856 году Михаил Волконский, живший уже в Петербурге, привез к декабристам весть об освобождении. После этого из Сибири возвратился его отец. Совсем больная, Мария Николаевна уехала годом раньше. Вернувшись на родину, она начала писать воспоминания о пережитом. С первых же строк повествования становится ясным, что брак Волконских был заключен не по взаимной любви... Кстати, Мария Николаевна писала свои «Записки» только для сына. Он же, к 1904 году весьма преуспевающий чиновник, не без колебаний взялся за публикацию воспоминаний матери. Ее умные и скромные «Записки» выдержали множество изданий. Одним из первых, еще в рукописи, прочитал их поэт Н. А. Некрасов, автор поэмы «Русские женщины». Мария Николаевна в сопровождении своей любимой Елены ездила на лечение за границу, но это не помогло. Мария Николаевна Волконская умерла 10 августа 1863 года в Чернигове от болезни сердца. Похоронена княгиня Волконская в уже упомянутом селении Вороньки Черниговской губернии, принадлежавшем семье ее дочери Елены. Ее последние дни с ней разделил приехавший проститься навсегда Поджио…Примерно на месте захоронения в 1975 г. установлена гранитная стелла с бронзовым барельефным портретом. Литература http://maxpark.com/community/6782/content/1404597 Ганнибал Мария Алексеевна (1745-1818) Ганнибал Мария Алексеевна (1745-1818) Бабушка А. С. Пушкина М. А. Ганнибал родилась 31 января 1745 года в Нижегородской губернии, с двух лет жила в с. Кореневщино (Покровское тож) под Липецком (ныне с. Кореневщино Добровского района Липецкой области). Ее отец, Алексей Федорович Пушкин, в течение нескольких месяцев 1765 года был воеводой г. Сокольска Липецкого уезда Тамбовской губернии. Мать – Сарра Юрьевна, урожденная Ржевская. 9 ноября 1772 года (по другим источникам в 1773 году) Мария Алексеевна вышла замуж за Осипа Абрамовича Ганнибала, сына знаменитого Арапа Петра Великого: капитан морской крепостной артиллерии прибыл в Липецк для осмотра железоделательных и оружейных заводов. После заключения брака молодые супруги жили некоторое время на Выксунских металлургических заводах близ Мурома, затем 4 года в Суйде (ныне Гатчинский район Ленинградской области). У них родились дети: Николай (умер во младенчестве) и Надежда – будущая мать А. С. Пушкина. Но брак оказался неудачным. В 1776 году О. А. Ганнибал, не расторгая брака, женился вторично. А. С. Пушкин в «Начале автобиографии» пишет об этом: «Африканский характер моего деда, пылкие страсти, соединенные с ужасным легкомыслием, вовлекли его в удивительные заблуждения. Он женился на другой жене, представя фальшивое свидетельство о смерти первой. Бабушка принуждена была подать просьбу на имя императрицы, которая с живостию вмешалась в это дело. Новый брак деда моего был объявлен незаконным, бабушке моей возвращена трехлетняя ее дочь...». Действительно, в начале 1777 года Мария Алексеевна с дочерью Надеждой вернулась в с. Кореневщино к отцу, выдержала затяжной бракоразводный процесс и в 1779 году переехала в сельцо Кобрино Псковской губернии, полученное по суду от мужа. Это имение она вскоре продала и приобрела Захарово под Москвой, а после смерти Осипа Абрамовича (1806) ей перешло Михайловское в Псковской губернии. Примерно с 1800 года вместе с семьей дочери Надежды, вышедшей за С. Л. Пушкина, Мария Алексеевна жила в Москве, помогая в воспитании внуков – Ольги, Александра и Льва. По свидетельству современницы Е. П. Яньковой, «Пушкины жили весело и открыто, и всем в доме заведовала больше старуха Ганнибал, очень умная, дельная и рассудительная женщина. Она окружила материнским вниманием своего любимого внука и была его первой наставницей в русском языке (в доме разговорным языком был французский). Пушкин заслушивался ее рассказами об арапе Петра Великого, дедушке ее, Ржевском, к которому езжал царь Петр, о недавней старине...». Письмами бабушки к внуку в Лицей восхищался барон А. Дельвиг: «Она-то, без сомнения, была первою воспитательницею будущего поэта...». В 1811 году Мария Алексеевна с семьей дочери переехала в Петербург, но большую часть времени проводила в Михайловском. Для А. С. Пушкина она была самым близким человеком. От нее будущий великий поэт слышал семейные предания, которые впоследствии нашли отражение в его творчестве: незаконченном романе «Арап Петра Великого», «Планах повести о стрельце», в поэме «Езерский», в «Моей родословной». М. А. Ганнибал умерла в 1818 году, похоронена в с. Михайловском Псковской области у алтарной стены Святогорского монастыря, на родовом кладбище Ганнибалов-Пушкиных. Литература Телетова Н. К. Родные бабушки М. А. Ганнибал // Забытые родственные связи А. С. Пушкина / Н. К. Телетова. – Ленинград : Наука, 1981. – С. 13-59. Черкашин А. А. Тысячелетнее древо А. С. Пушкина: корни и крона / [Черкашин А. А., Черкашина Л. А.]. – Москва : Либерея, 1998. – 199 с. Данилов В.И. Род Пушкиных и Липецкий край // Путешествие по Липецкой области. – Воронеж, 1971. – 161-167. Лузанов В. М. Мария Пушкина – Липецкая капитанская дочка : по родословной А. С. Пушкина : лит.-худож. краевед. альбом / В. Лузанов. - Липецк : Ориус-Неон, [2003]. – [36] с. Меньшикова Э. Провинция Отечества : очерки русской жизни // Молодая гвардия. – 2012. – № 7-8. – Разлюбезные «баушки». – С. 219-226. Кореневщинской бабушке Пушкина – 275 лет : [о Марии Алексеевне Ганнибал, бабушке поэта А. С. Пушкина, которая жила в с. Покровском Липец. уезда Тамбов. губ (ныне с. Кореневщино Добров. р-на Липец. обл.)] // Знамя Октября [Добров. р-н]. – 2020. – 30 янв. (№ 5). – С. 11. Шальнев Б. Пушкины. Липецкая прародина А. С. Пушкина // Липецкая энциклопедия. – Липецк, 2001. – Т. 3. – С. 132-134. Есиков С. А. Ганнибал (урожд. Пушкина) Мария Алексеевна // Т амбовская энциклопедия. – Тамбов, 2004. – С. 118-119. История выбора имени. Мария – это древнееврейское имя. Православная традиция утверждает, что значение имени Мария - госпожа. В переводе с древнееврейского Мария означает «святая», «высокая», «горькая», «любимее». Дева Мария является одной из самых почитаемых святых в христианской церкви. О ней — Матери Иисуса Христа, Пресвятой Богородице — философ и богослов Сергей Булгаков писал: «Не только 1000 лет назад молилась слезно Богородица, но молится ныне и здесь, и всегда, и всюду, до скончания века... Божья Матерь посредствует между землей и небом... Она есть любовь и милосердие, милость и жалость, прощение и заступление. Она не судит, но всех жалеет. Она — не правда суда и не суд правды, но олицетворение материнского начала... И сколько бы ни было грехов и падений, сколь ни страшна была бы тьма жизни — этот сияющий образ Матери, заступницы, утешения, покрова над миром — был с нами, в нас...» Ее яркий образ вдохновлял гениальных художников (Боттичелли, Рафаэля, Леонардо да Винчи) и занял значительное место в искусстве Средних веков и Возрождения. Не менее известен образ Марии Магдалины, раскаявшейся грешницы, преданной последовательницы Иисуса Христа, удостоившейся увидеть его воскрешение. Имя Мария оказалось очень любимым и распространенным в христианском мире. Это имя многих святых, титулованной знати и простолюдинок. Мария-Луиза, Мария-Антуанетта, Мария-Тереза — эти имена можно встретить в королевских династиях Франции и Испании, Германии и Англии, Италии и России. Порой в одной семье Марией звались сразу и мать, и дочь. Так, матерью Марии Стюарт — шотландской королевы, пожелавшей занять английский престол, — была Мария Гиз. Мариями были жена и дочь российского императора Александра II. А у Ивана Грозного вторая и седьмая жены носили это имя. Значение имени Мария Характер у Марии очень сложный, она импульсивна, непостоянна в своих эмоциях и чувствах. Константин Паустовский в своей сказке «Артельные мужички» назвал осень девичьим именем Маша. Возможно, подобный выбор имени не случаен. Марии свойственна эта осеняя переменчивость: вот она излучает тепло и ласку, а спустя мгновение — ледяной холод. Уже в юном возрасте отзывчивая и добрая девочка Маша достаточно честолюбива и независима. Ей трудно смириться с тем, что ее недооценивают или не понимают. Она усердна, хорошо учится, но требует к себе повышенного внимания. Дневник Марии Башкирцевой, талантливой художницы конца позапрошлого столетия, который она начала писать чуть ли не с десятилетнего возраста, свидетельствует об этом. Читая его, удивляешься отваге юной девушки и самокритичности, которые бывают свойственны людям очень одаренным. В предисловии к нему, составленном Марией позднее, она написала: «К чему лгать и рисоваться! Да, несомненно, что мое желание, хотя и не надежда... остаться в памяти людей как великая художница...» Ей было девятнадцать лет, когда она, студентка парижской художественной школы, удивила преподавателей недюжинным талантом своих работ. Настойчивость и упорство, большое трудолюбие и одержимость — характерные для Марии черты. И как здесь не вспомнить о Марии Склодовской-Кюри, талантливом ученом, одной из создателей учения о радиоактивности, лауреата Нобелевской премии 1903 года. Тщеславие и самоуверенность — эти качества тоже присущи Марии. Пусть они делают ее образ несколько резким, зато более самобытным, непохожим на других. В Марии высока потребность делать добро, помогать людям, она могла бы быть хорошим педагогом или врачом, есть у нее склонность и к благотворительности. Мария способна на сильную, искреннюю и преданную дружбу. Мария семейный человек, родные ее очень любят. Мария сильная женщина, очень честная и трудолюбивая. Чаще всего в ней сочетаются доброта с душевностью. В ее характере совмещаются строгость с сердечностью, страстность с некоторой отстраненностью. Карма имени идеально чистая. Марии больше всего подходят профессии социального работника, почтальона. В растительном мире Марию сравнивают с лилией, символом красоты и отзывчивости. Согласно нумерологии, имени Мария соответствует число 4, наделяющее его обладательницу эксцентричностью и гениальностью, которые способствуют достижениям успеха в жизни и науке, в изучении всего тайного и загадочного Имя в истории. Имя для человека самое главное. Дева Мария является одной из самых почитаемых святых в христианской церкви. О ней — Матери Иисуса Христа, Пресвятой Богородице — философ и богослов Сергей Булгаков писал: «Не только 1000 лет назад молилась слезно Богородица, но молится ныне и здесь, и всегда, и всюду, до скончания века... Божья Матерь посредствует между землей и небом... Она есть любовь и милосердие, милость и жалость, прощение и заступление. Она не судит, но всех жалеет. Она — не правда суда и не суд правды, но олицетворение материнского начала... И сколько бы ни было грехов и падений, сколь ни страшна была бы тьма жизни — этот сияющий образ Матери, заступницы, утешения, покрова над миром — был с нами, в нас...» Ее яркий образ вдохновлял гениальных художников (Боттичелли, Рафаэля, Леонардо да Винчи) и занял значительное место в искусстве Средних веков и Возрождения. Не менее известен образ Марии Магдалины, раскаявшейся грешницы, преданной последовательницы Иисуса Христа, удостоившейся увидеть его воскрешение. Имя Мария оказалось очень любимым и распространенным в христианском мире. Это имя многих святых, титулованной знати и простолюдинок. Мария-Луиза, Мария-Антуанетта, Мария-Тереза — эти имена можно встретить в королевских династиях Франции и Испании, Германии и Англии, Италии и России. Порой в одной семье Марией звались сразу и мать, и дочь. Так, матерью Марии Стюарт — шотландской королевы, пожелавшей занять английский престол, — была Мария Гиз. Мариями были жена и дочь российского императора Александра II. А у Ивана Грозного вторая и седьмая жены носили это имя. В наше время оно также становится более распространённым. Смысл букв имени. Произнесённое имя, как звук формирует опредёлённые душевные качества Каждая буква имени человека даёт определённый смысл: «М» - Готовность помочь, застенчивость, мягкость «А» - желание что-то начать, стремление к комфорту; «Р» - Решительность, работоспособность «И» - доброта, миролюбие «Я» - чувство собственного достоинства, желание добиваться уважения Смысл имени получается объединением смысла всех букв имени. При этом буква, с которой начинается имя, имеет самый важный смысл. В моём полном имени повторяются буквы « а, с» они есть и в неполном моём имени, значит можно считать значение этих букв для меня наиболее важными. После изучения толкований я сравнивала свои личные качества с полу ченными значениями своего имени. Список литературы. 1. С. В. Овчаренко « Антология гороскопов. Звёзды и судьбы». 2 .Хигир А. «Имя, характер, судьба». 3. Хигир Б.Ю. «Полная энциклопедия имён». 4. Хигир Б.Ю. «Тайна женского имени». 5. Интернет - сайты. |