Главная страница
Навигация по странице:

  • Лекция №4 Тема: «МЕДИЦИНА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ»

  • медицина средневековья


    Скачать 34.32 Kb.
    Названиемедицина средневековья
    Дата22.02.2021
    Размер34.32 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаLektsia_4.docx
    ТипЛекция
    #178380

    БПОУ ВО

    «ВОРОНЕЖСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»


    Лекция № 4

    По дисциплине «История медицины»

    Разработчик: Солодилова В.В.

    Воронеж 2020

    Лекция №4

    Тема: «МЕДИЦИНА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ»

    План:

    1. Медицина в Византийской империи.

    2. Медицина в Западной Европе.

    а) становление анатомии как науки.

    6) становление физиологии как науки.

    в) эпидемии в средние века и учение о контагии.

    г) положение хирургов, Амбруаз Паре.

    3.Медицина в средневековой Руси.

    1.МЕДИЦИНА В ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.

    Медицина средневековой Европы была основана на суевериях и догмах (т.е. утверждениях известных и признанных авторов)

    Диагнозы ставились на основе анализа мочи;

    Терапия вернулась к первобытной магии, амулетам, и заклинаниям. Лекари применяли немыслимые и бесполезные, и даже вредные снадобья. Самыми распространенными методами были - траволечение и кровопускание.

    Гигиена и санитария опустились на очень низкий уровень.

    И это стало причиной частых эпидемий.

    Основными лечебными средствами стати молитвы, пост, покояние.

    Природа заболеваний уже не связывалась с естественными причинами, а считалась наказанием за грехи.

    В то же время, положительной стороной христианства, являлось
    милосердие, которое требовало терпеливого отношения к больным и калекам.
    Медицинская помощь, в первых больницах, сводилась изоляции и уходу.

    Методы лечения заразных и душевнобольных людей представляли собой своеобразную психотерапию; т.е. - внушение надежды на спасение; и убеждения в поддержке небесных сил.

    Так же лечением было - доброжелательное отношение персонала больниц к пациентам.
    Восточные страны стали местом создания медицинских энциклопедий.

    От античности Византия унаследовала водопроводы, сточные системы, бани, сохранила традиции Древнего Рима, роскошь дворцов, охоту, спорт, театр, цирк, латинский язык.

    Бани не были центрами общественной жизни как в Древнем Риме.

    Вода для водопроводов или акведуков находилась в подземных цистернах.

    Это уникальные памятники зодчества.

    Главным источником и основой медицинских знаний были Гиппократов сборник и сочинения Галена.

    С историей Византии тесно связано возникновение и развитие монастырских больниц и больничного дела.

    О высокой организации больничного дела свидетельствуют описания одной из больниц: несколько отделений, постоянный штат врачей-специалистов и помощников, работали в 2 смены, чередуясь через месяц.

    В каждом отделении 2 врача, они получали жалование и деньгами и продуктами, им предоставлялось жилье и монастырские лошади.

    Византия

    Временем основания Византии, символически считаются первые годы правления Константина I Великого(285-337).

    В Византии были большие трудности с водоснабжением.

    Горько – солёная вода малочисленных колодцев, была практически
    непригодна для питья.

    По инициативе Константина, в столице началось строительство
    акведуков, которые могли обеспечить бесперебойную подачу воды в жилые кварталы.

    В крупных центрах Византии имелось множество публичных бань, которые состояли из обогреваемых помещений с горячим водоснабжением и красивой отделкой стен.

    Считалось, что жар, лечит любые болезни: Врачи того времени, писали:«Жар т.е. баня - весьма оберегает здоровье и укрепляет тело»;

    «Мыться нужно натощак, прежде чем появиться голод и аппетит. Однако человек тучный, пусть сидит в бане до тех пор, пока
    не выступит пот, и не следует его смывать».

    Кроме травяных настоек, местные лекари приписывали больному 1-2 раза в неделю попариться в бане.

    Знаменитый врач Александр Тралесскнй (525-605) утверждал что: «Медик обязан открывать для пользы человечества все, что признает верным на основании опыта».

    Будучи опытным медиком, Александр считал важным не только самолечение, но и предупреждение заболеваний.

    Его сочинение «о внутренних болезнях и их лечении» в 12
    томах, было написано на основании собственных наблюдений.

    Кинга Александра были переведены на латинский, сирийский, еврейский и арабский языки, и долгое время являлись образом рационального подхода к врачеванию.

    В отличии от многих византийских лекарей Александр, задумывался о причинах болезни, добиваясь правильного диагноза.

    Еще при жизни, его прозвали высоким именем «целитель».
    Последние годы жизни Александр, провел в Риме, он находился там по просьбе Папы Григория I.

    Причиной приглашения, была эпидемия чумы, которая продолжалась в
    южной части Европы около 60 лет.

    В 542г. от чумы умерло несколько тысяч жителей Константинополя.

    Александр Тралесский не смог вернуться на родину.

    Заразившись от пациента, он умер в мучениях и был похоронен в Риме.

    Византийский медик Павел Эгинский (625-690) прослыл самым смелым хирургом своего времени, в условиях, негативного отношения к оперативному лечению, он составил практические руководства по самым разнообразным видам хирургии: пластической, полосной, малой, военной.

    Кроме того Павел, выполнял ампутации, лечил вывихи, и переломы, так же лечил раны и женские болезни так же хирургия.

    Из медицинских источников известно, что пациенты византийских хирургов не страдали от боли, причем проводилась как местная, так и общая анестезия.

    В рукописном трактате, для того, что бы оперируемый не чувствовал боли.

    Снадобье приготавливалось из семян белены, сока мандрагоры, опия, имбиря, шафрана.

    Растертые с водой, эти компоненты смачивали губкой и давали вдыхать больному.

    Продолжая античные традиции, медики Византии, обращали особое внимание на состояние мочи.

    В средневековой диагностике, этот показатель играл решающую роль.

    По характеристике выделений, врач определял болезни печени, сердца, легких, суставов, поясницы, и «страдание нервов».

    Врач устанавливал, здоров человек или ему предстоит долгое лечение в постели.

    Признаком близкой смерти, была моча красная, которая имела
    волокнистый осадок.

    «Темнеющая, моча с кровавовидным осадком» - указывала на
    мучительное и долгое умирание.

    Появление первых больниц, как и развитие больничного дела, средневековой Европе, связанно с монастырями.

    Их родоночальник Анатолий Великий(250-355годы), в приступе религиозного фанатизма раздал все свое имущество и поселился в гробнице, а потом долго жил в пещере среди развалин, на берегу Нила.

    Пробыв около 20лет в уединении, он ушел еще дальше, обосновавшись на берегу Красного моря.

    Вокруг жилища отшельника постоянно толпились многочисленные подражатели.

    После смерти учителя, тяготы жизни, вынудили странников объединяться.

    Так в 320 году появился первый монастырь.

    Вскоре, подобные заведения появились в Палестине, Сирии и других провинциях империи.

    Если в первые годы существования, монастыри представляли кровь и пищу редким странникам, то постоянно больных и калек стали принимать в специальных помещениях.

    Гостевые кельи, преобразовались в приюты, прообразы будущих больниц.

    Статус монастырских приютов утвердил известный церковный деятель, енискон Василий Кесарийский.

    Составленный им «Устав общин», - распространялся на все европейские
    страны, в том числе и на Киевскую Русь.

    Отец Василий основал первую христианскую больницу, построенную в Кесарии в 370году.

    Построенная по типу небольшого города, лечебница принимала 20-30
    пациентов, причем, больные расселялись по домикам, в соответствии типом заболевания.
    На территории Кесарийской больницы, находилась первая в Европе колония прокаженных.

    Служители больницы не отказывали в помощи всем нуждающимся,
    принимал бродяг, нищих, иностранцев, калек и умирающих странников.

    Наиболее организованный лечебный комплекс работал в Константинополе, на территории монастыря Пантократора.

    Больница была построена в 12 веке.

    Пациент располагались в 5 отделениях, рассчитанных на 10 мест каждое.

    Многочисленный штат, позволял обеспечить круглосуточный уход за роженицами, лежащими бальными и принимать приходящих.

    Специалистов готовили на месте, обучал персонал в
    монастырской школе.

    Каждое стационарное отделение, обслуживали два врача-хирурга и
    несколько помощников, которые работали в 2-е смены.

    Медики состояли на государственной службе.

    Медицинские работники получали жалованье деньгами или продуктами.

    Кроме того, они имели льготы, в виде бесплатного жилья и лошадей.

    Но частое врачевание им запрещалось.

    В Западной Европе, монастырские лечебницы, подобные палестинским, назывались «Божьими дома», и были открыты в Риме (420году), в Лионе (в 542году)в Париже (в641году); затем появилась в Германии, Англии, и Нидерландах.

    Как правило, больницы устраивались на пути следование паломников в Иерусалим.

    Лечение здесь непременно сопровождаюсь исповедью, молитвами и постом, т.е. здоровье телесное.

    Обреталось одновременно со спасением души.

    Вместе с тем, монахи не отказывались от применения лекарственных средств, таким образом, накапливая определенный опыт врачевания.

    2. МЕДИЦИНА В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ.

    Первая высшая врачебная школа появилась в IX веке в Салерно.

    Без лицензии этой школы, заниматься врачебной практикой запрещалось.

    В XII веке открываются Кембриджский, Оксфордский, Болонский университеты.

    Но обучение книжное (заучив, зазубрив) без практической деятельности.

    а)Основоположником опытного метода исследования анатомии стал
    Леонардо да Винчи.

    Но «золотой век» в истории анатомии обрывается трудами
    Андреаса Везалия.

    Он обогатил науку собственными данными, полученными в
    результате вскрытий, исправил большое количество ошибок своих
    предшественников, но самое главное знания в области анатомии привел в
    стройную систему и анатомию сделал наукой.

    Учения Везалия продолжил Мигель Сервет - испанский врач, описавший малый крут кровообращения.

    б) Становление физиологии как науки связано с именем Вильяма Гарвея -
    индийский врач, физиолог, эмбриолог, создатель теории кровообращения.
    Большое влияние на развитие медицины оказал Френсис Бэкон.

    Он наметил основные цели медицины :

    -сохранение здоровья;

    - излечение болезни;
    -продление жизни.

    Также выдвинул ряд идей - необходимость изучения анатомии и больного и здорового человека, занимался методами обезболивания.

    В средние века развивались такие направления как ятрофизика – направление в естествознании и медицине, которое рассматривало жизнедеятельность всего живого с позиции физики.

    Представителем был Рене Декарт (разработал в простейшем виде схему рефлекторной дуги).

    Ятромеханика – направление в естествознании и медицине, где живой механизм подобен машине, все процессы, протекающие в организме, объясняются с позиции математики и механики.

    Представителем был Джованни Борелли – один из основоположников биомеханики.

    Ятрохимини – считали, что процессы совершаемые в организме являются химическими, поэтому с химией должно быть связано как изучение этих процессов, так и лечение.

    Основоположник ятрохимического направления – врач- химик – Парацельс.

    Выдающиеся достижение 16 века было изобретение термоскопа. (Галилео- Галилей)

    в) В 15-16 веке к старым болезням (чума, проказа) присоединились новые – сифилис, оспа, английская потовая горячка, сыпной тиф).

    Медицина была бессильна перед инфекционными болезнями.

    Джироламо Фракасторо разработал учение о контагии – живом размножающемся заразном начале, выделяемым больным организмом.

    Выделил 3 способа передачи инфекции:

    - контакт с больным;

    - через зараженные предметы;

    - и по воздуху (воздушно-капельный).

    Появились первые карантины.

    г) в средние века существовало разграничение между врачами, лечащими внутренние заболевания и хирургами, которые научного образования не имели.

    Хирурги врачами не считались.

    Они были ремесленниками.

    Между врачами и хирургами шла борьба.

    К началу 18 века стали открываться хирургические школы, а к средине 18 века – открылась хирургическая академия.

    Выдающийся хирург – Амбруаз Паре.

    Внес вклад в учение о лечении огнестрельных ран, в совершенствование техники многих операций, изобрел первые ортопедические протезы, был выдающимся акушером.

    3. МЕДИЦИНА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ(IX-XVII)

    а) Медицина в Древнерусском государстве (IX-XIVвв)

    Народная медицина издавна развивалась на Руси и была неотъемлемой частью языческой культуры русского народа.

    Еще во времена язычества врачевание объединяло в себе и реальное знание целебных сил природы, и веру в ее чудодейственные тайны.

    Среди врачевателей-язычников были волхвы (знахари), ведуны, ведуньи и ведьмы (от древнерусского Ведать – знать), кудесники, чаровницы и т.д.

    Позднее народных врачевателей стали называть лечцами.

    Свои врачебные познавания и секреты лечцы передавали из поколения в поколение, от отца к сыну (так называемые «семейные школы»).

    В лечебной практики они широко использовали различные средства растительного. Животного и минерального происхождения.

    Так, большой популярностью в народе пользовались лекарства, приготовленные из растений: полыни, крапивы, подорожника, багульника, «злоненавистника» (бодяга), цветы липы, листьев березы, коры ясеня, можжевеловых ягод, а также лука, чеснока, хрена, березового сока и многие другие.

    Среди лекарств животного происхождения особое место занимали мед, сырая печень трески, кобылье молоко и панты оленя.

    Прекрасным лечебным эффектом обладали и природные средства минерального происхождения.

    При болях в животе принимали внутрь растертый в порошок камень хризолит.

    Для облегчения родов женщины носили украшения из яхонта.

    Известны были целебные свойства уксуса и медного купороса, скипидара и селитры, «серного камня» и мышьяка, серебра, ртути, сурьмы и других минералов.

    Русский народ издавна знал также о целебных свойствах «кислой воды».

    Её древнерусское название нарзан, сохранившееся до наших дней, в переводе означает «богатырь-вода».

    За советом и помощью обращаясь к народным врачевателям и простые люди и великие князья.

    Впоследствии опыт народной медицины был обобщен в многочисленных травниках и лечебниках, которые были составлены после принятия на Руси христианства и широкого распространения грамотности.

    Широкой известностью и всенародной славой пользовалась древнейшая на Руси монастырская больница при Киево – Печерской лавре первом русском монастыре.

    Со все Руси в Киево-Печерскую лавру ходили раненые и больные заразными, нервными, психическими и другими заболеваниями и многие находили там исцеление.

    Для тяжелобольных при монастыре были специальные помещения, где постоянно дежурили монахи, ухаживавшие за больными.

    Уже при князе Ярославе Владимировиче на Руси существовали вольные врачи и вольная врачебная практика – т.е. светская медицина.

    В отличие от «безмездной» церковной медицины, она была «возмездной» (т.е. платной).

    В городах при дворах князей и бояр служили светские лечцы, как русские, так и иноземные.

    В основе светской медицины лежал многовековой опят народного врачевания.

    Однако светские (мирские) врачеватели отграничивали себя как от монастырской медицины, так и от языческого знахарства.

    Древнерусские монастырские больницы были также очагами просвещения: в них обучали медицине, собирали греческие и византийские рукописи.

    В процессе перевода текстов с греческого и латыни монахи дополняли их своими знаниями, основанными на опыте русского народного врачевания.

    По уровню развития санитарного дела Древнерусское государство опережало страны Западной Европы.

    Издавна неотъемлемой составной частью медико-санитарного быта древней Руси была русская паровая баня.

    Народные врачеватели высоко ценили целебную силу бани, ее благотворное влияние на человека, связанное с обильным потоотделением, способствующим удалению через кожу различных вредных веществ.

    К тому же баня была самым чистым помещением в усадьбе.

    Вот почему наряду со своим прямым назначением, баня использовалась и как место, где принимали роды, осуществляли первый уход за новорожденным, вправляли вывихи и делали кровопускания, проводили массаж, лечили простуду и болезни уставов, растирали лекарственными мазями при заболеваниях кожи.

    б) Медицина в Московском государстве (XVXVII вв)

    объединение русских земель в единое государство.

    Борьба с эпидемиями повальных болезней.

    Зарождение элементов государственной медицины: охрана государственных границ во время эпидемий, санитарные и гигиенические мероприятия в городах, сознание первых аптек (1581,1672) и Антекарского приказа (1620г).


    Рекомендуемая литература:

    Сорокина Т.С. История медицины изд.,переработ, и дополн. – М.: Академия, 2014. – 560 с. Ны: Учебник для студ.Высш. мед.учеб. заведений /3-изд..




    написать администратору сайта