Главная страница

Медицина в АссироВавилонии


Скачать 56.95 Kb.
НазваниеМедицина в АссироВавилонии
Дата27.06.2022
Размер56.95 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаMeditsina_v_Assiro.docx
ТипЗакон
#617615

Медицина в Ассиро-Вавилонии

Ассиро-Вавилония - страна, расположенная по течению рек Тигра и Ефрата. В настоящее время государство Ирак. В начале 2-го тысячелетия до н.э. в средней части Двуречья начинается возвышение Вавилонского государств, а в 1-ом тысячелетии на северо-востоке выдвигается Ассирия

Свод обнаружен при раскопках на территории современного государства. Свод законов Хаммурапи (или Кодекс Хаммурапи), созданный Хаммурапи в конце его правления (приблизительно в 1750-х годах до н. э.), является одним из древнейших законодательных памятников.

Хаммурапи (1792-1750гг. до н.э.)- выдающийся правитель древности,

который объединил под своей властью разрозненные земли Двуречья и создал могущественное государство, включавшее всю Нижнюю и большую

часть Верхней Месопотамии. Свод законов Хаммурапи сохранился в виде

клинописной надписи на чёрной диоритовой (базальтовой) стеле, найденной французской археологической экспедицией Жака де Моргана в ходе раскопок в 1901 годах в Сузах (территория древней Месопотамии).

Современные издатели делят свод на 282 статьи (37 статей, как полагают многие, были стёрты ее древности, но частично восстановлены по глиняным табличкам, найденным в различных местах, в частности в библиотеке Ашшурбанапала).

Ассиро-вавилонская клинопись

Клинопись наиболее ранняя из известных систем письма. Форму письма во многом определил писчий материал глиняная табличка, на которой, пока глина ещё мягкая, деревянной палочкой для письма или заострённым тростником выдавливали знаки; отсюда и «клинообразные» штрихи. При археологических раскопках одного из древнейших шумерских городов - Ниппура (в 160 км от современного Багдада) в 1889 г. была найдена

клинописная табличка, содержащая 15 рецептов. Ее текст записан на шумерском языке в конце III тысячелетия До н. э.. Это древнейший из дошедших до нас текстов медицинского содержания и одновременно древнейшая «Фармакопея» в истории человечества. Анализ текста этой таблички показал, что врачеватели Шумера использовали в своей практике лекарственные средства прежде всего растительного происхождения: горчицу, пихту, сосну, тимьян, плоды сливового дерева, груши, фиги, иву,

растение леканору («манна») и т. д. В состав лекарств включались нефть,

природная асфальтовая смола, поваренная соль (т. е. средства минерального

происхождения), а также продукты животного мира: молоко, внутренние органы водяных змей, панцирь черепахи, шерсть и т. п.

В настоящее время столб с законами Хаммурапи хранится в Парижском музее Лувр. Точную копию смолба можно также увидеть в Москве, в учебном художественном музее слепков им. И.В. Цветаева – филиале музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, а также в Переднеазиатском музее в Берлине

Из 282 статей законов Хаммурапи 12 статей медицинских. Ряд статей судебника посвящен деятельности врача и судебной ответственности. В 215 статье сказано: «Если врач сделает человеку тяжелый надрез бронзовым ножом и излечит этого человека, то он должен получить 10 сиклей серебра»

218 - определяет меру наказания за неудачное лечение: «Если врач сделает человеку тяжелый надрез бронзовым ножом и причиним смерть или снимет бельмо и повредит глаз, то ему должно отрезать пальцы». Наказание тем значительней было, чем богаче были пациенты

Греческий историк Геродот, живший в 5 веке до н.э. описывает своеобразный Древний вавилонский обычай: «больные выводились на людные места, на площади и все проходящие мимо были обязаны давать подробные советы по личному опыту»

В ассирийских клинописных записях на обожженных плитах встречается перечень симптомов различных заболеваний: Боли в желудке, жжение, рвота, желтуха, вздутие живота, потеря аппетита, кашель, заболевания глаз и кожи, различные опухоли

Ассирийский царь Ассурбанипал (7 век до н.э. в 647 г. До н.э.) захватил Вавилон и вывез богатейшую библиотеку вавилонских царей в свою столицу Ниневию, расположенную около иракского города Мосула, где при раскопках было найдено 20 тыс. штук глиняных табличек, заполненных клиновидными записями. Когда записи расшифровали, то оказалось, что это древний ассирийский лечебник царя Ассурбанипала. По его распоряжению были собраны и записаны все известные врачами того времени сведения о болезнях, лекарствах. Этим книгам около 2700 лет

Таблички упоминают более 300 различных лекарственных средств:

побеги растений, древесину, травы, корни, семена, растительные соки,

минералы и т.д. Указано специальное назначение некоторых из них, например, от боли в сердце. Лечебный эффект ряда средств не вызывает сомнения. Так, смягчающие клизмы использовали для уменьшения воспалений, массаж - для снятия желудочных болей, при некоторых заболеваниях рекомендовали отдых и покой, уделяли также внимание и диете. Распространены были припарки, горячие и холодные компрессы.

Особенное значение приписывалось воде, так как она была священным

элементом Бога Эйа, главного среди нескольких богов-целителей. Во всех табличках перед указанием лекарства от болезни кратко перечисляются ее симптомы. Очень хорошо описаны, например, признаки туберкулеза. Хотя не все болезни приписывались воздействию демонов, лечение в основном было подчинено ритуалам; врачам, например, не дозволялось посещать пациентов

7-го, 14-го, 21-го или 28-го числа каждого месяца.

По мнению древних ассирийцев и вавилонян центральную роль в организме играла печень, здоровье человека зависело от состояния этого органа. Печень считалась местом расположения жизненного начала.

При раскопках найдены следы благоустройства городов: мостовые,

водопровод, канализация. Однако природные и искусственные водоемы были настолько заражены, что существовал обычай: не пить сырой воды из каналов и рек, а пить вареное пиво и другие разнообразные напитки, которые готовились в большом количестве и широко употреблялись как взрослыми, так и детьми.

Причины болезней

Представления о причинах болезней в древней Месопотамии можно

подразделить на три основные категории.

1. Связанные с нарушением принятых в общине обрядовых, правовых,

моральных и прочих предписаний. Например: он приблизился к замужней женщине" или он приблизился к жрице своего бога; в течение 31 дня он выздоровеет и будет жить".

2. Связанные с явлениями природы и образом жизни. Они объяснялись также употреблением нездоровой пищи, купанием в грязной реке, соприкосновением с грязью и нечистотами.

3. Связанные с религиозными верованиями (рука Бога, дуновение злого духа, объятия Ламашту и т. п.).

Так, считалось, что демон бури Па3у3у насылает головную боль тошноту, а страшная старуха Ламашту, которая по ночам бродит по городу и бросается на детей, распространяет детскую лихорадку. Ламашту изображали в виде неряшливой старухи с лапами хищной птицы и головой гримасничающего льва. Защита от такого колдовства была вполне адекватной: женщины носили на шее маленькие фигурки демонов или клали

их под порог своего дома, для того чтобы отпугивать демонов их же изображением, а заклинатели читали магические тексты, которые имелись в таком множестве, что для их целенаправленного поиска создавались специальные каталоги по разделам „Избавить от чар.", „Головная боль", Болезни горла", "Избавить от злых духов с помощью мучной воды и т.п.

Древневавилонская медицина была тесно связана с колдовством и знахарством. Болезни считались наваждением демонов, и задача врача состояла в изгнании их из пациента с помощью заговоров и заклинаний. С той же целью использовались и лекарства.

Строение тела человека в древней Месопотамии не изучали, (о вскрытии тел умерших в текстах не упоминается). Рассечение жертвенных животных давало лишь самое общее представление о крупных внутренних

органах: печени, сердце, почках, кишечнике, желудке.

Однако на протяжении всей своей многовековой истории вавилоно-ассирийская культура оказывала большое влияние на развитие научных знаний во всей Передней Азии, где вместе с клинописью широко распространились и месопотамские медицинские тексты, которые переписывались почти без изменения до начала нашей эры.

Папирус Эберса. Основами для приготовления лекарств служили молоко, мед, пиво, вода священных источников, растительные масла. В состав лекарств входили растения (лук, гранат, алоэ, виноград, финики, снотворный мак, лотос, папирус), минеральные вещества (сера, сурьма, железо, свинец, алебастр, сода, глина, селитра), части тела различных животных.

Папирус Эберса содержит главы о заболеваниях глаз и кожи, а также кишечника и борьбе с глистами и прочими паразитами, женских заболеваниях и предохранения от беременности, хирургического лечения нарывов и опухолей, стоматологии, вправления вывихов и ухода за ожогами

Отдельная глава посвящена работе сердца и кровеносных сосудов. Хотя египтяне приписывали деятельности сердца гораздо большее значение - в том числе «управление» всеми жидкостями человеческого тела (движением мочи, пота, слёз, спермы), в то же время они правильно указывали на нахождение кровеносных сосудов всех частях тела и на сердце как их центр и движущую силу крови. Кроме этого, небольшой раздел посвящён нервным заболеваниям (депрессиям)

1.Хирургические процедуры в папирусе вполне рациональны для своего периода времени.

2. Текст начинается с лечения травмы головы, затем следует лечение травм шеи, рук и туловища и там текст обрывается.

4. Об использовании магии написано в единственном случае заклинания против чумы

5. Папирус также описывает анатомические наблюдения Берлинский и Кахунский папирусы. Описывают простой способ определения пола будущего ребенка

Берлинский и Кахунский папирусы. Американские исследователи из

Джорджтаунского университета провели такие пробы и получили статистически значимое подтверждение их эффективности. Однако рационального объяснения этот факт пока не имеет

Медицина в древнем Египте

Египтяне знали и описывали печень, сосуды. Обнаружены египетские учебники, в которых описываются болезни дыхательных путей, заболевания органов пищеварения, кровотечения, кожные болезни. Обычай бальзамирования был связан с верой переселения душ.

Бальзамирование было трех родов: дорогое, менее дорогое и дешевое. После смерти египтянина родные его являлись к тарихефту (человек который

бальзамирует). Он проводил черту по левой стороне живота, другой человек его помощник по этой черте делал острым камнем глубокий надрез, проникающий в полость живота. Его камнями и проклятиями преследовали родственники умершего. Этот ритуальный обычай как бы снимал вину родственников перед душой умершего. Приготовленные мумии опускались в катакомбы, где они хранились тысячелетия. Бальзамирование предохраняло тела от гниения. Египтяне совершенствовали эту технологию на протяжении столетий. Выполнение всех предписаний делало процесс мумификации долгим и трудоемким, однако результат того стоил. Многие из мумий Нового царства до сих пор находятся в удивительно хорошем состоянии.

Мумифицирование занимало в общей сложности 70 дней. Сначала в боку тела делали разрез, чтобы извлечь внутренности кишки, легкие, печень и желудок. Их бальзамировали отдельно и помещали в канолы. Сердце возвращали в тело, поскольку египтяне считали, что его будут взвешивать боги на загробном суде. Затем мастера бальзамирования обкладывали тело натром (соль и пищевая сода). Будучи консервантом, он вытягивал влагу из кожи и всего тела. По прошествии 35-40 дней тело полностью высыхало.

Затем его наполняли льном, опилками, смолой и натром, с тем чтобы оно вернулось к прежней форме, и разрез в боку зашивали. Затем все тело от макушки до пят оборачивали лентами в несколько слоев. Драгоценности и амулеты (обереги) помещались между слоями ткани, чтобы защитить человека в загробной жизни, и каждый такой слой также пропитывался

маслами, смолами и благовониями. В конце концов на голову мумии надевалась маска. Это делал главный бальзамировщик в маске шакала,

олицетворявшего Анубиса – бога бальзамирования. Наконец мумия была готова к помещению в саркофаг. С течением времени масла и смолы,

пропитывавшие ткань, становились вязкими и густыми, как деготь. Египтяне называли мумии «саху», нынешнее наименование «Мумия» («горная смола») восходит к греческой форме арабского слова «битум» - «лекарственная смола».

Канопы-урны с крышками

Мумии полагалось иметь четыре канопа (специальных урны с крышками), в которых содержались мумифицированные печень, легкие, желудок и кишки. У каждого сосуда была своя собственная крышка с изображением одного из сыновей Хора, защищавших содержимое.

Причины болезней древние египтяне связывали

1. Как с естественными явлениями (нездоровая пища, кишечные паразиты, изменения погоды),

2. Так и со сверхъестественными представлениями (например, вселение злого духа умершего в тело заболевшего).

По свидетельству Геродота, они были убеждены в том, что «все людские недуги происходят от пищи». Вот почему «желудок свой они очищают каждый месяц три дня подряд, принимая слабительные средства, и сохраняют здоровье рвотными и клистирами» (изобретение клизмы приписывают египтянам).

Гигиена играла важную роль

Религия предписывала умеренность и опрятность

Древний Египет-родина косметики

Делали обрезание крайней плоти, ванны, растирание тела, клизмы

Каждый египтянин обязан был носить чисто вымытое полотняное нижнее белье. Дети должны ходить босиком. Египтяне 2-3 раза в месяц принимали слабительные и рвотные для очищения тела.

Большое значение в древнем Египте придавалось соблюдению традиционно установленных гигиенических требований и тесно связанному с ними предупреждению болезней.

Традиции и обычаи предписывали опрятность в быту: «Египтяне пьют только из медных сосудов, которые чистят ежедневно. Платье носят полотняное, всегда свежевымытое, и это составляет для них предмет большой заботы.

Образ жизни египтян, по свидетельству Диодора, был так целесообразно урегулирован, что можно было видеть в нем не плод законодательного творчества, но работу дельного врача, сумевшего разработать его согласно правилам науки о здоровье. Рекомендовалось рано вставать, ежедневно заниматься гимнастикой и обтирать тело прохладной водой. Поощрялись занятия спортом (греблей, плаванием, нырянием,

стрельбой из лука, метанием копья); гимнастика и некоторые виды спорта входили в число обязательных занятий во всех древнеегипетских школах

Санитария в древнем Египте

Предметом особого внимания были забота о чистоте тела и уход за кожей

Законодательством регламентировались правила погребения умерших,

надзор за качеством продаваемых пищевых продуктов (в частности, осмотр мяса).

Уделялось внимание и санитарному благоустройству городов; в кварталах знати имелись водопроводы, канализация, бассейн и др. Еще в додинастический период была осушена огромная площадь нильской дельты.

В эпоху Древнего и Среднего царств вся страна покрылась сетью дренажных канав. Осушение осуществлялось также путем насаждения деревьев с мощной влаговсасывающей корневой системой.

Начиная с эпохи Древнего царства в Египте существовала медицинская школа «Дом жизни». Медицинскую подготовку юноши получали также в школах и храмах Гелиополиса и Саиса, Мемфиса, Фив. Дома жизни были также и местом хранения древних папирусов, многие из которых считались священными. До нас дошли лишь только третьи или четвертые списки этих древних свитков.

В стране не было равенства в рангах, дознаниях и материальной обеспеченности врачей

Из папирусов хорошо известен тип врача высшей категории врача-жреца.

Основная же масса врачей Египта вербовалась из вольноотпущенников или рабов. Нередко они состояли на службе у врачей-жрецов

Наряду с медицинским образованием и медицинской литературой в Древнем Египте существовали и некоторые формы организации медицинской помощи. В частности, известно, что не позднее 3 тысячелетия до н.э. в древнеегипетской армии была создана медико-санитарная организация

При храмах впервые в истории человечества были выделены специальные помещения (типа стационаров) для увечных, слепых и хронических больных.

Не исключено, что именно у египтян древние греки заимствовали идею организации стационаров при храмах.

В крупных городах имелись специальные дома для родовспоможения

В древнем Египте издавна существовала профессия врачевателя зубов – «он, который заботится о зубах». Болезни зубов и десен описаны в папирусах Среднего и Нового царств. Зубную боль и разрушение зуба египтяне объясняли наличием «червя, который - растет в зубе». Лечение зубов было консервативным. Оно заключалось в прикладывании к больному зубу или деснам лечебных паст и растворов. В папирусе Эберса приведено 11 прописей таких лекарств, которые способствовали оздоровлению полости рта и укреплению зубов, лечили воспаление десен и снимали зубную боль, т. е. оказывали местный лечебный эффект, однако это не останавливало дальнейшего развития заболевания.

Древние египтяне не лечили кариозных зубов и не знали оперативного зубоврачевания, в результате чего были широко распространены тяжелые воспалительные заболевания надкостницы, приводившие к изменениям челюсти и

прижизненному выпадению зубов. Даже у фараонов, при которых служили «главные зубоврачеватели Великого дома» не обнаружено никаких следов

пломбирования кариозных полостей, заполнения зубов золотом или другими металлами. Единственным свидетельством использования золота зубоврачевании в древнем Египте является находка двух нижних моляров, соединенных между собой тонкой золотой проволокой по линии шеек обоих зубов.

Египетские врачеватели пользовались всеобщим признанием в древнем мире. Правители многих стран приглашали их на службу ко двору. По свидетельству Геродота, персидский царь Кир II Великий (558-529 гг. до н. э.)

просил фараона Амасиса (570-526 гг. до н. э.) прислать ему «лучшего в целом Египте» врачевателя глаз. «Врачебное искусство, — писал Геродот, – разделено у них таким образом, что каждый врачеватель излечивает только одну болезнь. Поэтому везде у них полно врачевателей; одни лечат глаза, другие голову, третьи зубы, четвертые желудок, пятые внутренние болезни». Геродот посетил долину Нила в V в. до н. Э., когда древняя культура Египта насчитывала по меньшей мере три тысячелетия и клонилась к закату своей славной истории. К тому времени Египет уже оказал огромное влияние на развитие культуры и медицины народов Азии, Африк и Европы.
Развитие медицины в рабовладельческом обществе. Особенности врачевания в странах Древнего Востока Медицина Древнего Китая

Древний Китай

Древнейшее в истории Китая государство Шан (впоследствии оно называлось Инь) сформировалось в середине II тысячелетия до н. э. в долине Хуанхэ (Желтая река). К этому времени относится и создание китайской иероглифической письменности. В конце III и начале II тысячелетия до н.э. в

Китае рабовладельческий строй укрепился.

Дал миру такие изобретения, как Шелк, Фарфор, Бумагу (изобретена в I веке до н.э.), Тушь для письма, Компас, Порох, Карту звездного неба, Календарь.

На весь мир известны

1. Великая Китайская стена – 246-210 г.г. до н. э. началось сооружение по

велению 1-го китайского императора Ши-Хуанди

2. Шелк

Великая китайская стена буквально: «Длинная стена». Проходит по северному Китаю на протяжении 8851,8 км (с учётом ответвлений), а на участке Бадалин проходит в непосредственной близости от Пекина. Строительство первой стены началось в III веке до н. э. во время правления императора Цинь Ши-хуанди (в период 475—221 гг. до н. э.) для защиты государства от набегов кочевого народа. В строительстве участвовала пятая часть тогдашнего населения страны, то есть около миллиона человек. Длина стены со всеми ответвлениями составляет 8 тысяч 851 километр и 800 метров

Шелк. В настоящее время крупнейшим производителем шёлка является Китай (около 50 % всего мирового производства). Индия производит около 15% мирового шёлка, Узбекистан (около 3 %). Бразилия (около 2,5 %). Значимыми

производителями также являются Иран, Таиланд, Вьетнам.

Легенды о шелке. Впервые секрет изготовления шелка был открыт в Китае пять тысяч лет назад. Древняя легенда гласит, что однажды 14-летняя Си Линг Чи, жена третьего императора Китая Хуан Ди, которого называли еще «Желтым императором», в саду дворца под кроной тутового дерева пила чай и в ее чашку с чаем с дерева упал кокон шелкопряда. Юная императрица и ее служанки были крайне удивлены, увидев, как в горячей воде кокон начал разворачиваться, выпустив тонкую шелковую нить. Заинтересовавшись, девушка стала наблюдать, как разворачивался кокон. Си Линг Чи была так поражена красотой и прочностью шелковой нити, что собрала тысячи коконов и из них соткала императору одежду. Так крошечная бабочка-шелкопряд подарила всему человечеству шелк, а императрица в благодарность за столь ценный подарок была возведена в ранг божества.

Шелку больше 2500-2800 лет. Предания подтверждаются и археологическими раскопками в провинциях Хубэй и Хунань: найдены хорошо сохранившиеся 152 шелковые вещи, среди которых 35 предметов одежды в отличном состоянии. Шелководство существовало примерно за две тысячи лет до рождества Христова (эпоха позднего неолита), а производство шелка 2500-2805 лет назад уже было развитой отраслью производства — именно такой возраст имеют обнаруженные остатки ткани.

Тайна китайского шелка. Более трех тысяч лет Китай хранил тайну этого удивительного материала, а любая попытка вывезти коконы шелкопряда из страны каралась смертной казнью. По преданию, только в 550 году нашей эры два бродячих монаха в своих посохах выдолбили небольшие отверстия, куда и спрятали личинки тутового шелкопряда. Так шелк попал в Византию.

Тайну раскрыла влюбленная невеста. В Индии шелк появился благодаря хитрости индийского царя, посватавшегося к китайской принцессе и в качестве приданого потребовавшего семена тутового дерева и личинки шелкопряда. Не в силах отказать жениху. принцесса спрятала семена и личинки в прическу и вывезла их страны.

В 15 веке во Франции постели любовников застилались шелковыми тканями – считалось, что шелк приумножает любовные силы, а вот моду на шелковое белье впервые ввела небезызвестная Маркиза Де Помпадур. Натуральный шелк способствует оздоровлению и омолаживанию кожи. Шелковая нить состоит из длинных и очень гладких волокон, поэтому она не раздражает даже чувствительную кожу. На одном фабричном производстве было замечено, что у женщин, работающих с шелковым волокном, удивительно нежная кожа рук. Проведенные исследования показали, что содержащийся в шелке протеин фибрион, удерживает в семь раз больше влаги, нежели другие увлажняющие компоненты.

Натуральный шелк - это физиологическое волокно, его химический состав

подобен структуре человеческого волоса. Шелк состоит на 97% из белков, 3% жиров и восков, а также 18 аминокислот, положительно влияющих на метаболизм человека. Шелк даже называют «второй кожей».

Натуральная шелковая нить. Шелковая нить имеет цилиндрическую форму с очень гладкой поверхностью и отличается исключительной мягкостью и прочностью. При контакте с кожей человека не вызываем никаких механических

повреждений. Это дает возможность использовать изделия из шелка даже при очень серьезных повреждениях кожи, таких как ожоги. Шелковые ткани рекомендуют людям с аллергией. Гладкое шелковое полотно не статично и не притягиваем пыль. Кроме того, шёлковая нить внутри полая и способна впитывать до 30% влаги от собственного веса, оставаться при этом на ощупь сухой. За счёт хорошей циркуляции воздуха влага быстро испаряется. Это позволяет уменьшать потоотделение и поддерживать нормальный PH уровень кожи, что особенно важно при ее повышенной сухости.

Постельное белье из шелка. Шелк подойдет людям страдающим аллергией

на традиционные наполнители для одеял и подушек, такие как, пух, перо и шерсть.

Источники по истории и врачеванию древнего Китая:

памятники медицинской письменности (с III в. до н. э.), данные археологии, этнографии, памятники материальной культуры.

Источники информации:

- древние книги некоторым из них 2-3 тысячи лет. Написаны на тканях, бамбуковых дощечках, на панцире черепах, бронзовых ритуальных сосудах, каменных барабанах, а затем - на шелке и бумаге, которая была изобретена в Китае в I в. до н. э.

Первая многотомная история древнего Китая «Ши цзи» («Исторические записки») была составлена в I в. до н. э. выдающимся китайским ученым Сыма Цянем (145-86 гг. до н. э.); в ней широко использованы материалы хроник Ханьской династии, в которых сообщается и об успешном применений метода чжэнь-ци и пульсовой диагностики.

Древнейший из дошедших до нас медицинских текстов древнего Китая -

трактат «Хуанди Ной», («Канон врачевания Желтого Предка»), который кратко именуют «Нэй цзин» («Канон врачевания»). Составлен он в III в. до н. э. в форме диалога между врачевателем и легендарным предком китайского народа - Хуанди, которому традиция приписывает авторство этого трактата.

Однако, по мнению исследователей, «Нэй цзин» является результатом коллективного труда многих авторов различных эпох. «Нэй цзин» состоит из 18 книг. Девять первых («Су вэнь») посвящены строению и жизнедеятельности организма, распознаванию и лечению болезней. В девяти последних томах («Лин шу») описывается древний метод чжэнь-цзю. Древняя медицинская книга об акупунктуре. Обнаружена в начале 21 века. Согласно потомку Хуа То в 62-м

поколении Хуа Цуаньбину, книга, написанная 2 000 лет назад чудесным целителем Хуа То, передавалась в семье Хуа То из поколения в поколение

Китайские летописи. Самый древний источник - это летописи династии Хань. Им более 2000 лет.

Игра с пинанием мяча Тсу Чу появилась в Древнем Китае уже к 250 году до Рождества Христов

В истории врачевания древнего Китая различаются два больших периода:

1. Царский период (XVIII-III вв. до н. э.), когда преобладала устная традиция,

2. Период империи Хань (Ш в. до н. э.- III в. н. э.), когда составлялись хроники Ханьской династии и записывались дошедшие до нас медицинские сочинения.

Представления о болезнях и их лечении в древнем Китае имели натурфилософскую основу. Здоровье рассматривалось как результат равновесия

начал инь и ян и пяти стихий у син. Болезнь рассматривается как нарушение их правильного взаимодействия. Различные соотношения этих нарушений объединялись в несколько синдромов, которые подразделялись на две группы:

синдром избытка янь и синдром недостатка – инь.

Взаимодействие и борьба мужского (янь) и женского (инь) начала в организме человека порождает 5 стихий: огонь, земля, вода - символ тепла, дерево, воздух-символ роста. Из 5 стихий возникает все многообразие материального мира, включая человека. 5 стихий находятся в постоянном движении и гармонии. Человек - часть природы, часть великой триады: Небо-Человек-Земля и находится в гармонии с окружающим миром. Многообразие заболеваний объяснялось взаимодействием организма с окружающим миром и природой, особенностями самого организма.

Эти стихийно-материалистические воззрения китайских философов легли в основу традиционной китайской медицины. Философия китайской медицины -

понимание профилактики (советы о режиме и разумном распорядке работы, отдыха, сна, правильного питания). Еще в трактате «Нэй цзин» отмечалось: «Задачи медицины состоят в том,

чтобы излечивать больных и укреплять здоровье здоровых».

Борьба с эпидемией в эпоху Инь. В Китайской империи существовал «медицинский приказ», проводивший борьбу с различными эпидемиями. Во II веке до н.э. в Китае был издан справочник по массажу, а в Европе только с 18 века стали применять массаж

Диагностика в древнем Китае

Искусство диагностики в древнем Китае основывалось на следующих методах обследования больного:

осмотре кожи, глаз, слизистых и языка;

определении общего состояния и настроения больного;

выслушивании звуков, возникающих в теле человека, определении его запахов;

подробном опросе больного;

исследовании пульса;

давлении на активные точки.

Китайский врачеватель - Маленькая сорока

Согласно преданию, эти методы были введены легендарным врачевателем, жившим в XI в. до н. э. и известным под псевдонимом, Вянь Цюе (Маленькая сорока); его подлинное имя - Цинь Юэжень.

Исторические хроники Ханьской династии повествуют о чудесных исцелениях, которые осуществлял он и его ученики, искусно применяя иглоукалывание и прижигание, массаж и местные лекарственные средства.

В диагностике большое значение имело Учение о пульсе, различали множество видов пульса в зависимости от характера болезни, от возраста.

Фармакопея. В 502 г. была создана первая из известных в мире китайская фармакопея, в семи книгах которой дано описание (365) 730 видов лекарственных растений. В древнем Китае существовали учреждения, которые сегодня называются аптеками.

Лекарства растительного происхождения

1. Женьшень – чудо мира, дар бессмертия. Восстанавливает силы, возвращает молодость

2. Китайский лимонник

3. Конопля

4. Камфара

5. Лук

6. Чеснок

7. Морские водоросли

Корень солодки применяется в медицине уже свыше пяти тысяч лет, упоминается еще в древних китайских трактатах

Лекарства минерального происхождения

1. Ртуть

2. Сурьма

3. Железо

4. Сера

5. Магнезия

Характерной особенностью традиционной китайской медицины является чжэнь-цзю терапия (кит. чжэнь — иглоукалывание; лат. acupunctura; кит. цзю – прижигание). Эмпирические корни этого метода уходят в глубокую древность, когда было замечено, что уколы, порезы или ранения в определенных точках тела приводят к исцелению некоторых недугов. Например, сжатие центральной ямки верхней губы позволяет вывести больного из состояния обморока, а введение игл у основания первого и второго пальцев с тыльной стороны кисти руки излечивает от бессонницы.

Так, на основе длительных наблюдений философы и врачеватели древнего

Китая пришли к выводу о существовании «жизненных точек», раздражение которых способствует регуляции жизненных процессов. Они полагали, что через отверстия, проделанные в «жизненных точках», восстанавливается нарушенное равновесие Инь-Янь. Начало Янь выходит из тела больного в случае его избытка

или входит в тело в случае его недостатка, в результате чего болезнь исчезает.

Исторические хроники династии Хань сообщают об отдельных случаях успешного применения иглотерапии врачами Бянь Цюе (XI в. до н. э.), Фу Вэн (I-II вв. до н. э.), Хуа То (II в. н. э.) и другими.

В III в. н. э. врач Хуанфу Ми (215-282) обобщил достижения в области чжэнь-цзю за предшествующие 4-5 столетий и составил обширный труд «Чжэнь цзю цзя и цзин» («Классический канон по иглотерапии и прижиганию», 265 г.), который оставался главным источником знаний в этой области вплоть до XI столетия и был известен за пределами Китая, начиная с V B.

Универсальный метод лечения- иглоукалывание или акупунктура

Современное представление: китайская медицина утверждает, что на человеческом теле существует более 400 очень чувствительных точек, в которые вводят серебряные тонкие иглы на глубину в несколько сантиметров на 5-10 минут

Улучшается обмен веществ, улучшается кровообращение и кровоснабжение отдельных органов и тканей, уменьшаются различные застойные явления, улучшается самочувствие

Первые иглы для акупунктуры были каменными. Они имели тончайшее отверстие (подобно игле шприца), по которому, как полагали, движется начало Ян. Впоследствии иглы стали изготовлять не только из кремния или яшмы, но также из кости, бамбука, а позднее и из металлов: бронзы, серебра, золота, платины и нержавеющей стали.

1 этап развития учения об иглоукалывании в Европе – до19 века

2 этап – I половина 19 века – иглоукалывание применяется бессистемно, при всех заболеваниях. В Париже в 1820 году это привело к восстанию больных против врачей «колольщиков» в одной из больниц

3 этап – II половина 19 века и до наших дней

Развитие оперативного лечения в древнем Китае (как и вскрытие человеческих трупов) было стеснено религиозными запретами, которые возникли в последние века до н. э. в связи с утверждением конфуцианства.

Крупнейшим хирургом древнего Китая считается Хуа Го. (141-208), который прославился как искусный диагност и знаток чжэнь-цзю терапии. Он успешно лечил переломы, производил операции на черепе, грудной и брюшной полостях.

Профилактические меры борьбы с оспой, вариоляция

- прививки натуральной оспы, в полость носа здоровым людям вкладывали кусочек высушенного гноя оспенной пустулы (девочкам в правую ноздрю, а мальчикам — в левую). Этот метод просуществовал несколько тысячелетий у различных народов вплоть до открытия Эдвардом Дженнером (1796) метода вакцинации – прививки людям содержимого оспенной пустулы

Применение в древнекитайской медицине обезболивания (вытяжка корня мандрагоры, опиаты) проводились операции на грудной и брюшной полостях под наркозом

Подготовка врачей. Первые специальные медицинские школы появились в Китае также лишь в средние века (с VI в.). До этого времени знания о традиционном врачевании передавались по наследству или в узком кругу посвященных.

В Китае народные врачи, прежде чем начинать самостоятельную лечебную практику, проходили обучение сроком до 15 лет, а то и более. Их учителями были

старые опытные медики и древние манускрипты. Таким образом шло обучение народных врачей в древности. Так же оно идет в Китае и сейчас.

Передача исторически накопленного опыта шла из поколения в поколение путем непосредственного обучения у постели больного

В современном мире традиционная китайская медицина играет все возрастающую роль. Научное изучение ее наследия имеет важное значение для развития современной научной медицины.
Развитие медицины в рабовладельческом обществе. Особенности врачевания в странах Древнего Востока

Медицина Древней Индии

Древняя и самобытная цивилизация Индии сложилась в III тысячелетии до н. э. в пределах Индостанского субконтинента задолго до появления в стране индо-иранских (арийских) племен. В настоящее время на ее территории располагаются современные государства: Индия, Пакистан, Бангладеш, Бутан, Непал.

Рабовладельческий строй в Индии сложился в IV-III тысячелетии до н. э. Особенность общественного строя – резкое деление на касты: брахманы – жрецы,

кшатрии —воины, рабы. Рабы были совершенно бесправной кастой. Общения и смешения между кастами не допускалось. Это кастовое деление пережило рабовладельческий, феодальный и капиталистический строй

Периодизация истории врачевания

В истории врачевания древней Индии четко прослеживаются три этапа,

1) период хараппской цивилизации (III – начало II тысячелетия до н. э., долина р. Инд), когда на территории современного Пакистана сформировались первые в истории древней Индии рабовладельческие города-государства

2) ведийский период (конец 2 – середина I тысячелетия до н. э., долина р. Ганг), когда с приходом Ариев центр цивилизации переместился в восточную часть субконтинента и началось составление «священных текстов» (санскрит – веда), передаваемых в течение, длительного периода в устной традиции,

3) классический период (вторая половина I тысячелетия до н. э. - начало I

тысячелетия н. э.,

Индостанский субконтинент во время наивысшего расцвета традиционной культуры древней Индии. Ее характеризуют высокое развитие земледелия, ремесел и торговли, подъем самобытной культуры, утверждение и распространение буддизма - первой из трех мировых религий, успехи в различных областях знаний, литературе и искусстве, широкое развитие торговых и культурных связей Индии со странами древнего мира, что принесло ей славу «Страны мудрецов».

Источники изучения медицины Древней Индии

1. Древние литературные памятники (религиозно-философские сочинения -Сборник бытовых и религиозных предписаний «Веды» I тысячелетие до н. э.;

2. Свод законов «Ману» (500-600 лет до н.э.) «Предписания Ману», II в. до н. э.;

3. Труды по медицине Чараки (I—II вв. н. э.) и Сушруты (около IV в. н. э.).

4. Данные археологии и этнографии,

5. Вещественные памятники,

6. Народный эпос

Период хараппской цивилизации.

Во второй половине III тысячелетия до н. э. в бассейне р. Инд сформировалась высокоразвитая городская культура, получившая впоследствии название «хараппская» (от г. Харап-па на территории современного Пакистана). Расцвет хараппской культуры приходится на конец III – начало II тысячелетия до н. э. Ее характерными чертами являются монументальная архитектура, плановая застройка городов, высокий уровень их санитарного благоустройства, развитие искусственного орошения, ремесел (керамика, терракота, изделия из металла и камня) и внешней торговли, создание протоиндийской письменности, которая, к сожалению, окончательно еще не расшифрована. Во многих отношениях по величине территории, уровню городского строительства, санитарному благоустройству хараппская культура значительно превосходила древнейшие цивилизации Египта и Месопотамии соответствующего периода.

Город Мохенджо-Даро (в переводе с языка синдхи «Холм мертвых») –обнаружен на глубине 12 м и относится по меньшей мере к XXV в. до н. э. Мохенджо-Даро занимал площадь около 2,5 квадратных километров; по подсчетам ученых, в нем жило 35-100. тыс. человек. В городе имелись мастерские, зернохранилище, платформа для помола зерна, санитарно-технические сооружения: колодцы, бани, бассейн, система канализации - древнейшие из известных в настоящее время.

Самым замечательным из них является купальня. В ее центре размещался уникальный бассейн (возможно,

культового назначения) длиной 12.м, шириной 7 м и глубиной около 3 м Дно бассейна было покрыто битумом; его водонепроницаемость сохраняется более четырех тысячелетий. С обеих сторон в бассейн ведут две лестницы с площадками для купания. Вода в нем была проточной: поступая по одним трубам, она постоянно вытекала по другим. По всему периметру бассейн был окружен аркадой небольших комнат для омовений. Рядом с бассейном располагались две бани, которые, по мнению исследователей, нагревались горячим воздухом и использовались для культовых обрядов. В различных районах города имелись колодцы, выложенные обожженным кирпичом (Их диаметр достигал 1 м. В больших домах строились собственные колодцы. Помещения, где они находились, были тщательно вымощены.

Жилые дома в Мохенджо-Даро строились из обожженного кирпича, были двух- или трехэтажными, в высоту достигали 7,5 м и имели до 30 комнат. Окон на улицу не было. Очаг размещался в середине внутреннего двора.

В каждом кирпичном доме имелась комната для омовений, которая представляла собой обычно небольшое квадратное или прямоугольное помещение с тщательно выложенным кирпичным полом, имевшим покатость к

одному из углов. В этом углу помещался водосток. Тесная кладка кирпичей, которыми был вымощен пол, препятствовала просачиванию воды. Водосточные трубы через толщу стены выходили в сточную систему города, которая, по свидетельству известного английского индолога.

А. Бэщёма, представляет собой «одно из самых впечатляющих достижений индской цивилизации. Ни одна другая древняя цивилизация, даже римская, не имела такой совершенной системы водопровода». Это говорит о высокой культуре древней цивилизации долины Инда, которая сумела за две тысячи лет до римского водопровода создать наиболее совершенный образец санитарно-технического строительства древности.

Высокое санитарное состояние древних городов хараппской цивилизации даже при отсутствии или недостаточности расшифрованных текстов медицинского содержания позволяет сделать вывод об относительно высоком уровне и эмпирического врачевания в долине Инда в середине III – начале II тысячелетий до н. э.

Высокий уровень санитарно-технических сооружений хараппской цивилизации не характеризует общий уровень санитарного строительства в древней Индии в целом, – в последующие периоды истории древней Индии он значительно снизился и уже не достигал уровня хараппской культуры.

В XIX-XVIII вв. до н. э. в долине Инда (так же, как и на территории Ирана, Афганистана и Средней Азии) отмечается упадок культурных центров. Его причины, по мнению исследователей, были главным образом внутреннего характера (наводнения, засухи, истощение внутренних ресурсов).

Врачевание в ведийский период

Очагом цивилизации на этом этапе истории древней Индии явилась р. Ганг на северо-востоке страны, I где после прихода индо-иранских племен ариев сформировалось несколько государств. Сведения о врачевании ведийского периода весьма ограничены. Указания на врачебные знания сохранились в

«Ригведе» («Rigveda» - веда гимнов и мифологических сюжетов, устная традиция которой восходит к ХII-Х вв. до н. э.) и «Атхарваведе» («Atharva-veda» - веда заклинаний и заговоров, VIII-VI вв. до н. э.). Записывать священные тексты начали в середине I тысячелетия до н. э. (ок. 500 г. до н. э.)

В «Ригведе» упомянуты три недуга: проказа, чахотка, кровотечение, и однажды говорится о врачевателе в следующих словах: «Наши желания различны, возчик жаждет дров, врачеватель - болезней, а жрец – жертвенных возлияний». Некоторые разделы «Ригведы» содержат тексты об обрядах магического врачевания.

В ведийский период медицинские знания тесно переплетались с религиозными верованиями и магическими представлениями. Главными медицинскими божествами ведийского периода были: близнецы Ашвины - боги-врачеватели и хранители, Рудра - владыка лекарственных трав и покровитель охотников, а также высшие божества: Агни - бог огня и возрождающейся жизни, Индра - символ Небесного грома и податель дождя и Сурья - бог солнца.

В обширной древнеиндийской мифологии были и злые демоны (асуры и ракшасы), которые приносили людям несчастья, разорение, лишали потомства. Так, в «Атхарваведе» болезни или связываются, со злыми духами, или расцениваются как наказание богов; излечение недугов объяснялось действием жертвоприношений, молитв и заклинаний

Вместе с тем «Атхарваведа» отражает и практический опыт народа в использовании лекарственных растений, действие которых в то время понималось как целебная сила, противодействующая злым духам. Древние лекари так и назывались – бхишадж («изгоняющий бесов»).

В более поздние периоды истории Индии, врачеватель-заклинатель превратился во врачевателя-целителя. Со временем изменялись и представления о

причинах болезней. Так, в «Яджурведе» - веда жертвенных заклинаний, VIII-VII вв. до н. э.) уже упоминается о четырех соках организма

В конце ведийского периода древнеиндийское общество окончательно подразделилось на четыре основных сословия (варны): брахманы (brahmana-знающий священные учения, т. е. жрец), кшатрии (ksatriya - наделенный могуществом, т. е. военная знать и члены царских родов), вайшьи (vaisya - свободный общинник, т. е. главным образом земледельцы и скотоводы) и шудры (sudга - бесправные бедняки).

Каждая из варн состояла из множества каст и подкаст. Кроме того, вне варн и как бы вне закона существовало пятое, самое низкое сословие - парии (неприкасаемые), используемые на самых неприятных и унизительных работах.

Эта социальная структура древней Индии, основанная главным образом на разделении функций, считалась изначальной, незыблемой, установленной божественной волей Брахмы - величайшего из древних богов. Шудры и парии

практически не имели никаких прав. Им не разрешалось слушать и повторять веды. Заниматься врачеванием и изучать веды имели право лишь представители трех высших варн.

Врачевание классического периода эпохи

В VI в. до н. э. древняя Индия вступила в период интенсивного, духовного и интеллектуального развития. Его характеризуют крупные достижения в различных областях знаний и создание выдающихся памятников древнеиндийской письменности:

«Предписания Маку» (II в. до н. э.-ІІ в. н. э.), математические, астрономические и медицинские трактаты (первые века нашей эры), а также возникновение и распространение религиозно-философского учения - буддизма (с VI в. до н. э.) – первой мировой религии.

Более ранняя «Чарака-самхита» посвящена лечению внутренних болезней и содержит сведения более чем о 600 лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения. Об их применении сообщается в восьми разделах: лечение ран; лечение болезней области головы; лечение болезней всего организма; лечение психических заболеваний; лечение детских болезней; противоядия; эликсиры против старческого одряхления; средства, повышающие половую активность.

«Сушрута-самхита» в основном посвящена оперативному лечению; в ней описано более 300 операций, свыше 120 хирургических инструментов и не менее 650 лекарственных средств.

Некоторые зоны тела (ладонь, подошвы, яички, паховые области и т. д.) выделялись как «особо важные». Их повреждение считалось опасным для жизни.

Познания индийских врачей в области строения тела человека явились важной вехой в истории анатомии и сыграли существенную роль в становлении древнеиндийской хирургии

В классический период истории древней Индии врачеватели отошли от господствовавших в ведийский период сверхъестественных представлений о причинах болезней. Религиозно-философские системы, на которых они базировались в поисках основ мироздания, выявляли и элементы естественнонаучного знания. Человек рассматривался в тесной связи с окружающим миром, который, по мнению древних индийцев, состоял из пяти стихий: земли, воздуха, огня, воды и эфира. Различное качество предметов объяснялось различной комбинацией мельчайших частиц ану («атомов»).

Жизнедеятельность организма рассматривалась через взаимодействие трех субстанций: воздуха, огня и воды (носителями которых в организме считались прана, желчь и слизь).

Здоровье понималось как результат уравновешенного соотношения трех субстанций, правильного совершения жизненных отправлений тела, нормального состояния органов чувств и ясности ума, а болезнь - как нарушение этих правильных соотношений и отрицательное воздействие на человека пяти стихий (влияние времен года, климата, неудобоваримой пищи, нездоровой воды и т. п.).

Сушрута разделял все болезни на естественные, связанные с природой, и сверхъестественные, посылаемые богами (например, проказа, венерические и другие заразные болезни, понять причины, которых в то время было еще невозможно). Диагностика болезней основывалась подробном опросе больного и исследовании теплоты тела, цвета кожи и языка, выделений, шумов в легких, голоса и т. п. Интересно, что ни Сушрута, ни Чарака ничего не сообщают об исследовании пульса. В то же время Сушрута описывает не известное даже древним грекам сахарное мочеизнурение, которое он определял по вкусу мочи.

В трактате Сушруты описаны три стадии воспаления, признаками которого он считал:

в первом периоде - незначительные боли;

во втором-стреляющие боли, припухлость, чувство сдавления, местный жар, красноту и нарушение функции;

в третьем-уменьшение припухлости и образование гноя.

Для лечения воспаления Сушрута предлагал местные лекарственные средства и хирургические методы.

Тактика лечения в древней Индии, так же как и в других странах древнего мира, определялась прежде всего излечимостью или неизлечимостью заболевания. При благоприятном прогнозе врачеватель учитывал особенности болезни, время года, возраст, темперамент, силы и ум больного.

Лечение направлялось на уравновешивание нарушенного соотношения жидкостей (субстанций), что достигалось, во-первых, диетой, во-вторых - лекарственной терапией (рвотные, слабительные, потогонные и т. п.), и в-третьих-хирургическими методами лечения, в чем древние индийцы достигли высокого

совершенства.


написать администратору сайта