Главная страница

Механизмы формирования в арт-индустрии. Механизмы формирования в артиндустрии


Скачать 95 Kb.
НазваниеМеханизмы формирования в артиндустрии
Дата23.04.2021
Размер95 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМеханизмы формирования в арт-индустрии.doc
ТипДоклад
#197806





Механизмы формирования в арт-индустрии

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 8

1. Арт-индустрия и ее значение 10

Культура признается серьезным ресурсом экономики, уже укоренившимися стали такие понятия, как культурно-экономическое развитие, экономика впечатлений, экономика переживаний. Более того, в докладе ООН, посвященном креативной индустрии, говорится: «В 2017 году финансовый и экономический кризис вызвал падение мирового спроса и сокращение миро вой торговли на 12%. Тем не менее, мировой экспорт креативных товаров и услуг продолжал расти, достигнув 592 миллиардов долларов в том же 2015 году – это вдвое превышает их уровень 2017 года, обозначая ежегодный уровень роста креативной индустрии в 14% на протяжении шести лет». Приведенные в пример цифры являются чрезвычайно убедительными, ведь после кризиса экономика развитых стран растет в лучшем случае на 4-4.5% в год, а зачастую и вовсе не достигает и 1%. 10

Новый экономический статус арт-индустрии, изучаемый и анализируемый в развитых странах как потенциал для экономического роста, для Казахстана может значить необходимость развития отрасли, которая находится у нас на стадии становления или даже зарождения. Арт-менеджмент как специальность появилась в вузах страны около пяти лет назад. Привлекательность арт-индустрии связана с высокими доходами, чрезвычайно активным темпом обновления, креативностью как основным типом деятельности. Первые выпускники арт-менеджеры уже приступили к трудовой деятельности, уже на практике реализуют полученные навыки и знания. 11

Многочисленные формулировки арт-индустрии (в других вариантах – творческой или креативной индустрии) сводятся к фиксации нескольких ключевых положений: 11

– Доминантой деятельности является творческая, культурная компонента; 11

– Продукт творческой индустрии всегда несет в себе потенциал создания добавочной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности; 11

– Понятие объединяет визуальные и исполнительские искусства, ремесла и дизайн, кино, телевидение и медиа; 11

– Присутствие творческой индустрии – решающий фактор социально-экономического развития территорий, городов, стран и регионов мира в условиях новой постиндустриальной экономики. 11

Таким образом, согласно существующим определениям, можно констатировать, что творческие (или креативные) индустрии в стране присутствуют. Более того, данная отрасль находится в стадии активного поиска, определения своего инструментария и категориально-понятийного аппарата, создания собственных моделей и форм бытования. Да и бизнес осознает собственную зависимость от креатива в различных его проявлениях. Это побуждает корпорации вкладывать в культуру деньги, причем немалые. Культурно-символическая составляющая приобретает все больший вес в развитии экономики, определяя конкурентоспособность товаров, услуг и брендов. Отличительной чертой настоящего этапа становления арт-индустрии в Казахстане является осознание острой востребованности системного, профессионального подхода в арт-деятельности (причем это понимание демонстрируют как заказчики в лице государственных структур, меценатов, бизнес-организаций, так и рядовые исполнители в лице артистов, музыкантов и других создателей творческого продукта). 12

Арт-индустрии переняли и адаптировали практически весь инструментарий бизнеса, но особенное место занимают проектные технологии. Проектное мышление и проектные технологии оптимально соответствуют сути, форме и содержанию творческих индустрий. Объективно, в арт-индустрии каждый продукт (или проект) имеет уникальный характер, его реализация всегда имеет регламентированные временные рамки и ограниченные материальные, финансовые, человеческие ресурсы. Таким образом, речь идет почти о полной идентичности характеристик арт-индустрии и проектных технологий. Большинство творческих работников малоэффективны как бизнесмены, что закономерно, ведь творческие способности и эффективность – это разные вещи. Осознание этого факта и стало поводом возникновения арт-менеджмента и различных посреднических организаций. 13

2. Основные этапы развития мировой арт - индустрии 14

Зарождение сектора арт-рынка в Англии (конец XVII века). Художественный рынок (арт - рынок) - это система экономических и культурных взаимоотношений в сфере изобразительного искусства, при которых формируются спрос и предложение на предметы искусства, определяется их эстетическая ценность и материальная стоимость. 14

Буржуазная революция способствовала формированию рыночной экономики. Статус художника определялся торгами, то есть показателем, состоящим из цены на работу и количества проданных работ. Протестантская этика раннего капитализма, появление рынка искусства повлияли на национальные арт-рынки Голландии, Германии и США. Точная дата возникновения арт-рынка - это 21 июня 1693 года, когда в Банкетном доме в поместье Уайтхолл Лордом Мелфордом был организован большой аукцион по продаже произведений искусства. 14

В первой половине XVIII века такие аукционы стали одним из развлечений британской аристократии. Развитие арт-рынка в середине XIX века: 14

- зарождение матрицы арт-рынка (создается структура художественного рынка: дилеры, торговцы произведениями искусства, выставки и галереи, распродажи и аукционы, издание каталогов и специальных журналов, реклама); 14

- появляются коллекционеры, художественные критики, музейные специалисты. 15

Расширение арт-рынка. Со второй половины XIX века происходит разделение арт-рынка на две сферы: 15

- сферу продаж мастеров прошлого 15

- сферу продаж современных авторов. 15

Изменился класс потребителей дорогостоящего искусства, то есть - это аристократия и богатые представители буржуазии. В XXI веке происходит признание авангарда «платежеспособным», наблюдается усиление роли арт-критики. Признаки новой волны подъема арт-рынка: 15

- виртуализация рынка 15

- появление новых видов искусства 15

- виртуальные аукционные системы 15

- определяются центры мирового художественного рынка (Лондон, Нью-Йорк, Токио). 15

Для того чтобы более наглядно показать развитие мировой арт - индустрии, воспользуемся работой Елены Зеленцовой «Креативные индустрии. Зарубежный опыт прикладных исследований». 15

С начала 2000-х годов многие страны мира начали работать в направлении развития арт - индустрии, как на региональном, так и на государственном уровне. При этом в большинстве случаев, определения, которые принимались местными властями, базировались на определении британского департамента. С другой стороны, в зависимости от специфики города или территории в понятие «креативные индустрии» включались разные виды деятельности. Ряд определений гораздо шире британской модели. Определение, принятое в Гонконге, включает азартные игры, образование, спорт, туризм и консалтинговые услуги. Определение, принятое в Финляндии, включает парки аттракционов и рекреационную деятельность. В каждом конкретном случае определение креативных индустрий «заточено» под конкретные интересы местных политиков и бизнесменов. 16

Производственная цепочка включает четыре стадии: 16

- Зарождение идей - создание культурных замыслов и проектов; 16

- Производство - создание пригодных для коммерческой реализации продуктов; 16

- Распространение - циркуляция продуктов путем трансляций, записей, кинопоказов и т. д.; 16

- Потребление - получение определенного опыта конечным пользователем. 16

На стадии зарождения идей рассматриваются: 16

- материальные (осязаемые) культурные предметы или продукты - чертежи, проекты, песни, рассказы, картины, игры, танцы, сценарии, одежда, украшения и другие рукотворные объекты; 16

- нематериальные (неосязаемые) культурные идеи и концепции - стиль, мода, репутация, брэнд, характер, узор, цветовая гамма, сценарии и т. д. 16

На стадии производства происходит трансформация «сырого» культурного материала в рыночные продукты: 16

- допускающие массовое воспроизводство - фильмы, телепередачи, книги, записи, компакт-диски и т. д.; 17

- создаваемые однократно - картины, театральные представления, дизайнерская одежда и другие предметы, веб-сайты и т. д. 17

Одним из ключевых последствий роста исследований по картированию было появление культурных индустрий в центре политических стратегий. В 1970-е годы культурные индустрии были инкорпорированы в культурную политику на национальном уровне или же крупными международными организациями, такими как ЮНЕСКО, нацеленными на защиту национальных культур. Так же Зеленцова выделяет, что к концу 1990-х годов культурные индустрии стали весомым компонентом культурной политики на государственном уровне, приоритетом государственной социально-экономической политики. 17

Подытоживая вышесказанное, можно говорить о том, что ранее игнорировавшиеся как явление, связанное только с искусством, культурные индустрии стали ядром современного имиджа Великобритании. Рост и включение во все области жизни креативности и инновационности должны были отличать Британию в XXI веке. Документ по картированию стал важным примером для правительств и городов Европы, в особенности в странах-членах ЕС. Но этот процесс коснулся не только Европы и США. Страны Латинской Америке и Юго-Восточной Азии XXI века увидели здесь новые идеи для динамично развивающихся союзов культуры, экономики и новой волны модернизации. 17

Экономический вклад арт - индустрий, согласно концепции автора исследования, может быть проанализирован по четырем аспектам: 17

- Прямой экономический эффект - определяется прямым вкладом в ВВП страны; 17

- Экономический эффект второго уровня - определяется не прямым, но измеримым эффектом в экономику, например, ростом расходов в области культуры и творческих индустрий; 18

- Экономический эффект третьего уровня - определяется прямым, но не столь очевидно измеримым вкладом в национальную экономику, включает участие искусства и культуры в индустриальном развитии, внедрении инноваций и экономической дифференциации; 18

- Экономический эффект четвертого уровня - так называемый «неизмеримый» эффект. Это изменение качества жизни, формирование культурной идентичности, развитие плюрализма и толерантной атмосферы в обществе. 18

Авторы исследования анализируют первые три аспекта, базирующиеся на измеримых экономических показателях. Четвертый показатель - это поле деятельности культурологов и консультантов в области культуры. В Латинской Америке и в Юго-Восточной Азии в арт - индустрии увидели новые идеи для динамично развивающихся союзов культуры, экономики и новой волны модернизации. Сотрудники Технологического университета Квинсленда (The Queensland University of Technology, или QUT) в Австралии, как никто, много сделали для того, чтобы придать «арт - индустрии» легитимность и теоретическое обоснование. Неслучайно университет стал сегодня одним из ведущих научных центров по изучению арт - индустрии. 18

Так же можно отметить, что для группы ученых Университета Квинсленда стало очевидно, что ряд факторов изменил реальность настолько, что культурная политика не может больше даже думать о том, чтобы быть подконтрольной государству. К этим факторам относятся дерегулирование подконтрольных правительству медиа, платформ потребления и каналов распространения (через мобильные телефоны, интернет, спутниковые сервисы и т. д.). Это также расширение креативного контента в таких областях как образование, здоровье и информационные сервисы, обеспечение разного рода «опытов и впечатлений». 19

Ведущая конференция по арт - индустрии проходит в Великобритании и называется «Творческие кластеры» («Creative Clusters»). В материалах последней, пятой, конференции можно найти информацию о развитии арт - индустрии не только по всей Европе и в США, но и в Латинской Америке и Юго-Восточной Азии. Даже некоторые страны Африки представили некоторые студии в этой области. На постсоветском пространстве отмечается успех арт - индустрии в Латвии. В Азии особенно заметны успехи Китая и Шанхая. В Китае существует поддержка креативных индустрий как на государственном, так и муниципальном уровне. В Шанхае создан Центр арт - индустрии, проводятся ежегодные ярмарки креативных арт - индустрий. Говоря о развитии арт - индустрии в нашей стране, Зеленцова подчёркивает, что первыми в продвижении креативных арт - индустрий в России стали два центра: 19

- Центр развития творческих индустрий в Санкт-Петербурге, созданный в 2001 году 19

-Институт культурной политики в Москве, где с 2003 года в рамках соглашения с Министерством культуры Российской Федерации и Советом Европы развивался проект, направленный на внедрение технологий арт - индустрии в регионах. 19

Обе организации работают в тесном сотрудничестве с международными организациями, в контакте с европейскими экспертами, в первую очередь, британскими агентствами «EUCLID» и «Comedia». В рамках программы московского Института культурной политики и его партнеров, развитие арт - индустрии осуществлялось в «пилотных» регионах (Архангельск, Петрозаводск, Тольятти, Сургут и т. д.). Такой акцент был обусловлен тем, что мировая политика поддержки арт - индустрии обычно реализуется на региональном или местном уровне. В то же время, на российском опыте стало очевидно, что без федеральной поддержки арт - индустрии, как инновационный сектор в культуре и экономике, могут надолго остаться маргинальными. 20

3. Развитие арт-менеджмента в России 21

Возникший в постперестроечный период арт-менеджмент в России соединил накопленный опыт дореволюционной и советской эстрады, претерпев идеологический прессинг государства; он развивается в новых условиях, по правилам рыночных отношений. До перестройки руководство всей отраслью было в руках государства - все регламентировано законами, положениями, инструкциями, что оказало большое влияние на идеологическую направленность творчества исполнителей. Особенно это стало заметно в области эстрадного искусства. Были созданы специальные государственные учреждения, которые занимались организацией концертной деятельности артистов всех жанров, в том числе и эстрады. В эту систему под эгидой министерства культуры входили такие компании как «Госконцерт», «Союзконцерт», «Росконцерт», республиканские, областные и городские филармонии, концертные объединения, осуществлявшие руководство всей сложнейшей концертной жизнью в нашей стране. Понятно, что вся эта разветвленная структура опиралась в своей работе на принципы крайней централизации, заложенные коммунистической партией в основу всей структуры советского государства. Свободное предпринимательство каралось законом как нелегальная деятельность. Вместе с тем нужно отметить, что в этот период на первое место выдвигается музыкально-просветительская и культурная работа. Существовали жесткие требования к постоянному обновлению репертуара художественных коллективов и исполнителей и к исполнительскому мастерству. Борьба против неоправданного исполнения под фонограмму. Государственный план концертно-гастрольной деятельности по всей стране включал, практически, все жанры исполнительского искусства. Финансирование гастрольных планов осуществлялось из государственного бюджета. Отлаженным механизмом было проведение регулярных концертов артистов по трем номинациям эстрады: речевого и оригинального жанра, эстрадной песни (фестивали и конкурсы), дни национальных культур в Москве и др. 22

Программы ЦТВ и Всесоюзного радио не предусматривали большого количества музыкальных и развлекательных программ, отличающиеся жесткой цензурой, высоким нравственно-эстетическим уровнем программ. 23

Огромное влияние на развитие отечественной арт-индустрии оказала рок-музыка. В 60-70-е годы наряду с официальной эстрадой под влиянием английской группы «Beatles» и не только ее появляются коллективы, в основном любительские, исполнявшие музыку в стиле рок. Это направление получило название «молодежная музыка». Именно ее легализация и выход на большую сцену, а также расцвет так называемой «магнитофонной культуры» создали предпосылки для возникновения и развития настоящего шоу-бизнеса в России. 23

С возникновением рыночной экономики на официальной эстраде начинают развиваться альтернативные направления. Появляются проблемы, связанные с реорганизацией этой деятельности. Сформировалось главное противоречие: между личным характером таланта и практикой присвоения государством его труда. Появление многочисленных фирм и компаний, работающих в музыкальной эстраде, стало объективным ответом нового времени на возросший интерес, как потребителей, так и предпринимателей к эстраде в целом и ее направлениям. Результат этого процесса очевиден: крушение старой структуры, упразднение «Росконцерта» и всех структур в области культуры и искусства, становление нового концертного мира, переход на экономическое обеспечение в сфере культуры и искусства, появление пиратства, отъезд квалифицированных специалистов за рубеж, возникновение «двойников» известных коллективов и отдельных исполнителей. 23

Демократизация общественной жизни привела к приобретениям, но и к существенным потерям. К первым следует отнести избавление от идеологического пресса, преследований композиторов и исполнителей за их творческие позиции, от ограничений в передвижении по миру и обретение подлинной свободы творчества. 24

Становление законодательства, регулирующего проблемы шоу-бизнеса: закон о защите авторских прав. Становление профессиональных объединений ведущих компаний-производителей арт-продукции. Анализ деятельности Ассоциации производителей кинопродукции Америки «АПКА». Российская антипиратская организация «РАПО». Национальная ассоциация производителей аудио продукции России НАПА. Национальное объединение культурных сообществ «НОКС». Основные идеи «НОКС»: сохранение и развитие национальных и отечественных культур; пропаганда культурного наследия; объединение людей путем культурного взаимообмена; укрепление дружеских и братских связей между народами; утверждение гордости человека за свою нацию; содействие и укрепление России как многонационального государства. 24

Первый этап: ХVIII век -1917 гг. т.н. «дореволюционный» этап. Второй этап: XX век - т.н. модель «заказ - исполнение» (государственная централизованная система заказа и распределения художественной продукции). Третий: 1980 гг.- по настоящее время – современный этап становления арт-рынка («Soviet art-boom» или «русский бум», стратегия самопрезентации, ориентация на модель международного художественного рынка, неразвитые формы основных элементов арт-рынка). 24

1990–1993 гг. - создание инфраструктуры арт-рынка (первые частные галереи (в начале 1990 года в Москве было всего две художественные галереи, в 1993 - около 300), художественные журналы, государственный центр современного искусства и окружающие его галереи стали официальными полномочными представителями отечественного современного искусства, незначительные денежные обороты, первые российские коллекции. 25

1993–1999 гг. кризис (отсутствие художественных инициатив, стратегии художественной политики) 25

Начало XXI века пробуждение художественного рынка (новые галереи, организация Московской биеннале, приглашение иностранных кураторов), коллекционеры, творческие кластеры ЦСИ «Винзавод», «Гараж» и др. 25

Проблемы и перспективы российского арт-рынка: отсутствие организованного арт-рынка, интегрированного в отечественный и международный; слабое использование менеджмента (модели культурного предпринимательства: 25

1) плановая модель (администраторский тип); 25

2) модель предпринимательского типа, основанная на инновации). Отсутствие института экспертов и профессиональных менеджеров-искусствоведов, арт-дилеров; отсутствие собственных механизмов котировки произведений искусства, отсутствует рейтинг художников; слишком большой диапазон авторов в галереях; несовершенство законодательства, правовая незрелость института экспертизы; отсутствие профильных СМИ, института художественной критики; отсутствие массового покупателя произведений искусства. Концепция развития отечественного арт-рынка, появление нового типа художника-предпринимателя; искусствовед-менеджер, арт-дилер («толкователь», «интерпретатор» и менеджер, дилер, имеющий профессиональное искусствоведческое образование); художественное коллекционирование как основа художественного рынка, формирование традиций семейного арт-бизнеса ; проектный менеджмент, основанный на анализе ситуации, выделении приоритетов, видения перспективы развития, позволяющий сконцентрировать все необходимые ресурсы для решения наиболее актуальных задач развития регионального художественного рынка. 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

Таким образом, арт - индустрия - деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которое несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности, уже воплощаются на российской почве во множестве арт-проектов. 26

Творческие кластеры, содружества независимых творческих бизнес-предприятий (как Центр Дизайна «ARTPLAY»), являют собой новые некоммерческие культурные центры, созданные при поддержке и финансировании состоятельных владельцев или меценатов (Центр современной культуры «Гараж»). Часто новые площадки представляют собой синтез этих двух форм - таким примером является проект «FабRика». С позиций бизнеса, творческие индустрии базируются на приоритете малых и средних предприятий, производящих творческие продукты и услуги. Но, одновременно, они предполагают местные производства, ориентированные на глобальные рынки. 27

Этапы развития арт-менеджмента в России: первый этап: ХVIII век -1917 гг. т.н. «дореволюционный» этап. Второй этап: XX век - т.н. модель «заказ - исполнение» (государственная централизованная система заказа и распределения художественной продукции). Третий: 1980 гг.- по настоящее время – современный этап становления арт-рынка 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27



ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы в том, что в экономике XXI века креативные индустрии становятся значимой, а в некоторых странах и ведущей отраслью. Сложившееся положение – особый статус творческих индустрий – связано как с ключевыми характеристиками художественного производства, так и с мировыми тенденциями развития культуры и искусства.

О роли арт-индустрии свидетельствуют международные форумы, научно-исследовательские работы, статистические данные.

Арт-менеджмент является на сегодняшний момент одним из направлений коммерческой деятельности в сфере культуры и искусства. Творческая деятельность художника в искусстве раскрывается при его непосредственном взаимодействии со зрителем, слушателем - потребителем такого необыкновенного продукта, каковым является спектакль, кинофильм, концерт классической музыки, цирковая программа, эстрадное шоу- представление, вернисаж произведений изобразительного искусства и др. И для того, чтобы сделать это взаимодействие более приятым как для исполнителя, так и для зрителя, в наиболее подходящей атмосфере и специально подготовленном для подобных целей помещении, без раздражающих огрехов и накладок, существует профессионал особого рода. Этой деятельностью занимается арт-менеджер.

Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Веснин В.Р., Григорьева Е.И., Киселева Г. Г., Красильников Ю. Д., Переверзев М. П., Тульчинский Г. Л., Фатхутдинов Р.А., Ховард К., Коротков Э., Чижиков В.М. и др.

Целью данной работы является раскрытие механизмов формирования АРТ-индустрии, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

- Описать арт-индустрию и ее значение;

- Выявить основные этапы развития мировой арт - индустрии;

- Проанализировать развитие арт-менеджмента в России.

Структура данной работы состоит из: введения, 3 глав, заключения и списка используемой литературы.

1. Арт-индустрия и ее значение

Культура признается серьезным ресурсом экономики, уже укоренившимися стали такие понятия, как культурно-экономическое развитие, экономика впечатлений, экономика переживаний. Более того, в докладе ООН, посвященном креативной индустрии, говорится: «В 2017 году финансовый и экономический кризис вызвал падение мирового спроса и сокращение миро вой торговли на 12%. Тем не менее, мировой экспорт креативных товаров и услуг продолжал расти, достигнув 592 миллиардов долларов в том же 2015 году – это вдвое превышает их уровень 2017 года, обозначая ежегодный уровень роста креативной индустрии в 14% на протяжении шести лет». Приведенные в пример цифры являются чрезвычайно убедительными, ведь после кризиса экономика развитых стран растет в лучшем случае на 4-4.5% в год, а зачастую и вовсе не достигает и 1%. Новый экономический статус арт-индустрии, изучаемый и анализируемый в развитых странах как потенциал для экономического роста, для Казахстана может значить необходимость развития отрасли, которая находится у нас на стадии становления или даже зарождения. Арт-менеджмент как специальность появилась в вузах страны около пяти лет назад. Привлекательность арт-индустрии связана с высокими доходами, чрезвычайно активным темпом обновления, креативностью как основным типом деятельности. Первые выпускники арт-менеджеры уже приступили к трудовой деятельности, уже на практике реализуют полученные навыки и знания. Многочисленные формулировки арт-индустрии (в других вариантах – творческой или креативной индустрии) сводятся к фиксации нескольких ключевых положений1:

– Доминантой деятельности является творческая, культурная компонента;

– Продукт творческой индустрии всегда несет в себе потенциал создания добавочной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности;

– Понятие объединяет визуальные и исполнительские искусства, ремесла и дизайн, кино, телевидение и медиа;

– Присутствие творческой индустрии – решающий фактор социально-экономического развития территорий, городов, стран и регионов мира в условиях новой постиндустриальной экономики.

Таким образом, согласно существующим определениям, можно констатировать, что творческие (или креативные) индустрии в стране присутствуют. Более того, данная отрасль находится в стадии активного поиска, определения своего инструментария и категориально-понятийного аппарата, создания собственных моделей и форм бытования. Да и бизнес осознает собственную зависимость от креатива в различных его проявлениях. Это побуждает корпорации вкладывать в культуру деньги, причем немалые. Культурно-символическая составляющая приобретает все больший вес в развитии экономики, определяя конкурентоспособность товаров, услуг и брендов. Отличительной чертой настоящего этапа становления арт-индустрии в Казахстане является осознание острой востребованности системного, профессионального подхода в арт-деятельности (причем это понимание демонстрируют как заказчики в лице государственных структур, меценатов, бизнес-организаций, так и рядовые исполнители в лице артистов, музыкантов и других создателей творческого продукта)2. Арт-индустрии переняли и адаптировали практически весь инструментарий бизнеса, но особенное место занимают проектные технологии. Проектное мышление и проектные технологии оптимально соответствуют сути, форме и содержанию творческих индустрий. Объективно, в арт-индустрии каждый продукт (или проект) имеет уникальный характер, его реализация всегда имеет регламентированные временные рамки и ограниченные материальные, финансовые, человеческие ресурсы. Таким образом, речь идет почти о полной идентичности характеристик арт-индустрии и проектных технологий. Большинство творческих работников малоэффективны как бизнесмены, что закономерно, ведь творческие способности и эффективность – это разные вещи. Осознание этого факта и стало поводом возникновения арт-менеджмента и различных посреднических организаций.

2. Основные этапы развития мировой арт - индустрии

Зарождение сектора арт-рынка в Англии (конец XVII века). Художественный рынок (арт - рынок) - это система экономических и культурных взаимоотношений в сфере изобразительного искусства, при которых формируются спрос и предложение на предметы искусства, определяется их эстетическая ценность и материальная стоимость. Буржуазная революция способствовала формированию рыночной экономики. Статус художника определялся торгами, то есть показателем, состоящим из цены на работу и количества проданных работ. Протестантская этика раннего капитализма, появление рынка искусства повлияли на национальные арт-рынки Голландии, Германии и США. Точная дата возникновения арт-рынка - это 21 июня 1693 года, когда в Банкетном доме в поместье Уайтхолл Лордом Мелфордом был организован большой аукцион по продаже произведений искусства.

В первой половине XVIII века такие аукционы стали одним из развлечений британской аристократии. Развитие арт-рынка в середине XIX века3:

- зарождение матрицы арт-рынка (создается структура художественного рынка: дилеры, торговцы произведениями искусства, выставки и галереи, распродажи и аукционы, издание каталогов и специальных журналов, реклама);

- появляются коллекционеры, художественные критики, музейные специалисты.

Расширение арт-рынка. Со второй половины XIX века происходит разделение арт-рынка на две сферы:

- сферу продаж мастеров прошлого

- сферу продаж современных авторов.

Изменился класс потребителей дорогостоящего искусства, то есть - это аристократия и богатые представители буржуазии. В XXI веке происходит признание авангарда «платежеспособным», наблюдается усиление роли арт-критики. Признаки новой волны подъема арт-рынка4:

- виртуализация рынка

- появление новых видов искусства

- виртуальные аукционные системы

- определяются центры мирового художественного рынка (Лондон, Нью-Йорк, Токио).

Для того чтобы более наглядно показать развитие мировой арт - индустрии, воспользуемся работой Елены Зеленцовой «Креативные индустрии. Зарубежный опыт прикладных исследований».

С начала 2000-х годов многие страны мира начали работать в направлении развития арт - индустрии, как на региональном, так и на государственном уровне. При этом в большинстве случаев, определения, которые принимались местными властями, базировались на определении британского департамента. С другой стороны, в зависимости от специфики города или территории в понятие «креативные индустрии» включались разные виды деятельности. Ряд определений гораздо шире британской модели. Определение, принятое в Гонконге, включает азартные игры, образование, спорт, туризм и консалтинговые услуги. Определение, принятое в Финляндии, включает парки аттракционов и рекреационную деятельность. В каждом конкретном случае определение креативных индустрий «заточено» под конкретные интересы местных политиков и бизнесменов.

Производственная цепочка включает четыре стадии:

- Зарождение идей - создание культурных замыслов и проектов;

- Производство - создание пригодных для коммерческой реализации продуктов;

- Распространение - циркуляция продуктов путем трансляций, записей, кинопоказов и т. д.;

- Потребление - получение определенного опыта конечным пользователем.

На стадии зарождения идей рассматриваются:

- материальные (осязаемые) культурные предметы или продукты - чертежи, проекты, песни, рассказы, картины, игры, танцы, сценарии, одежда, украшения и другие рукотворные объекты;

- нематериальные (неосязаемые) культурные идеи и концепции - стиль, мода, репутация, брэнд, характер, узор, цветовая гамма, сценарии и т. д.

На стадии производства происходит трансформация «сырого» культурного материала в рыночные продукты:

- допускающие массовое воспроизводство - фильмы, телепередачи, книги, записи, компакт-диски и т. д.;

- создаваемые однократно - картины, театральные представления, дизайнерская одежда и другие предметы, веб-сайты и т. д5.

Одним из ключевых последствий роста исследований по картированию было появление культурных индустрий в центре политических стратегий. В 1970-е годы культурные индустрии были инкорпорированы в культурную политику на национальном уровне или же крупными международными организациями, такими как ЮНЕСКО, нацеленными на защиту национальных культур. Так же Зеленцова выделяет, что к концу 1990-х годов культурные индустрии стали весомым компонентом культурной политики на государственном уровне, приоритетом государственной социально-экономической политики. Подытоживая вышесказанное, можно говорить о том, что ранее игнорировавшиеся как явление, связанное только с искусством, культурные индустрии стали ядром современного имиджа Великобритании. Рост и включение во все области жизни креативности и инновационности должны были отличать Британию в XXI веке. Документ по картированию стал важным примером для правительств и городов Европы, в особенности в странах-членах ЕС. Но этот процесс коснулся не только Европы и США. Страны Латинской Америке и Юго-Восточной Азии XXI века увидели здесь новые идеи для динамично развивающихся союзов культуры, экономики и новой волны модернизации.

Экономический вклад арт - индустрий, согласно концепции автора исследования, может быть проанализирован по четырем аспектам6:

- Прямой экономический эффект - определяется прямым вкладом в ВВП страны;

- Экономический эффект второго уровня - определяется не прямым, но измеримым эффектом в экономику, например, ростом расходов в области культуры и творческих индустрий;

- Экономический эффект третьего уровня - определяется прямым, но не столь очевидно измеримым вкладом в национальную экономику, включает участие искусства и культуры в индустриальном развитии, внедрении инноваций и экономической дифференциации; - Экономический эффект четвертого уровня - так называемый «неизмеримый» эффект. Это изменение качества жизни, формирование культурной идентичности, развитие плюрализма и толерантной атмосферы в обществе. Авторы исследования анализируют первые три аспекта, базирующиеся на измеримых экономических показателях. Четвертый показатель - это поле деятельности культурологов и консультантов в области культуры. В Латинской Америке и в Юго-Восточной Азии в арт - индустрии увидели новые идеи для динамично развивающихся союзов культуры, экономики и новой волны модернизации. Сотрудники Технологического университета Квинсленда (The Queensland University of Technology, или QUT) в Австралии, как никто, много сделали для того, чтобы придать «арт - индустрии» легитимность и теоретическое обоснование. Неслучайно университет стал сегодня одним из ведущих научных центров по изучению арт - индустрии. Так же можно отметить, что для группы ученых Университета Квинсленда стало очевидно, что ряд факторов изменил реальность настолько, что культурная политика не может больше даже думать о том, чтобы быть подконтрольной государству. К этим факторам относятся дерегулирование подконтрольных правительству медиа, платформ потребления и каналов распространения (через мобильные телефоны, интернет, спутниковые сервисы и т. д.). Это также расширение креативного контента в таких областях как образование, здоровье и информационные сервисы, обеспечение разного рода «опытов и впечатлений». Ведущая конференция по арт - индустрии проходит в Великобритании и называется «Творческие кластеры» («Creative Clusters»). В материалах последней, пятой, конференции можно найти информацию о развитии арт - индустрии не только по всей Европе и в США, но и в Латинской Америке и Юго-Восточной Азии. Даже некоторые страны Африки представили некоторые студии в этой области. На постсоветском пространстве отмечается успех арт - индустрии в Латвии. В Азии особенно заметны успехи Китая и Шанхая. В Китае существует поддержка креативных индустрий как на государственном, так и муниципальном уровне. В Шанхае создан Центр арт - индустрии, проводятся ежегодные ярмарки креативных арт - индустрий. Говоря о развитии арт - индустрии в нашей стране, Зеленцова подчёркивает, что первыми в продвижении креативных арт - индустрий в России стали два центра7:

- Центр развития творческих индустрий в Санкт-Петербурге, созданный в 2001 году

-Институт культурной политики в Москве, где с 2003 года в рамках соглашения с Министерством культуры Российской Федерации и Советом Европы развивался проект, направленный на внедрение технологий арт - индустрии в регионах. Обе организации работают в тесном сотрудничестве с международными организациями, в контакте с европейскими экспертами, в первую очередь, британскими агентствами «EUCLID» и «Comedia». В рамках программы московского Института культурной политики и его партнеров, развитие арт - индустрии осуществлялось в «пилотных» регионах (Архангельск, Петрозаводск, Тольятти, Сургут и т. д.). Такой акцент был обусловлен тем, что мировая политика поддержки арт - индустрии обычно реализуется на региональном или местном уровне. В то же время, на российском опыте стало очевидно, что без федеральной поддержки арт - индустрии, как инновационный сектор в культуре и экономике, могут надолго остаться маргинальными.

3. Развитие арт-менеджмента в России

Возникший в постперестроечный период арт-менеджмент в России соединил накопленный опыт дореволюционной и советской эстрады, претерпев идеологический прессинг государства; он развивается в новых условиях, по правилам рыночных отношений. До перестройки руководство всей отраслью было в руках государства - все регламентировано законами, положениями, инструкциями, что оказало большое влияние на идеологическую направленность творчества исполнителей. Особенно это стало заметно в области эстрадного искусства. Были созданы специальные государственные учреждения, которые занимались организацией концертной деятельности артистов всех жанров, в том числе и эстрады. В эту систему под эгидой министерства культуры входили такие компании как «Госконцерт», «Союзконцерт», «Росконцерт», республиканские, областные и городские филармонии, концертные объединения, осуществлявшие руководство всей сложнейшей концертной жизнью в нашей стране. Понятно, что вся эта разветвленная структура опиралась в своей работе на принципы крайней централизации, заложенные коммунистической партией в основу всей структуры советского государства. Свободное предпринимательство каралось законом как нелегальная деятельность. Вместе с тем нужно отметить, что в этот период на первое место выдвигается музыкально-просветительская и культурная работа. Существовали жесткие требования к постоянному обновлению репертуара художественных коллективов и исполнителей и к исполнительскому мастерству. Борьба против неоправданного исполнения под фонограмму8. Государственный план концертно-гастрольной деятельности по всей стране включал, практически, все жанры исполнительского искусства. Финансирование гастрольных планов осуществлялось из государственного бюджета. Отлаженным механизмом было проведение регулярных концертов артистов по трем номинациям эстрады: речевого и оригинального жанра, эстрадной песни (фестивали и конкурсы), дни национальных культур в Москве и др.

Программы ЦТВ и Всесоюзного радио не предусматривали большого количества музыкальных и развлекательных программ, отличающиеся жесткой цензурой, высоким нравственно-эстетическим уровнем программ.

Огромное влияние на развитие отечественной арт-индустрии оказала рок-музыка. В 60-70-е годы наряду с официальной эстрадой под влиянием английской группы «Beatles» и не только ее появляются коллективы, в основном любительские, исполнявшие музыку в стиле рок. Это направление получило название «молодежная музыка». Именно ее легализация и выход на большую сцену, а также расцвет так называемой «магнитофонной культуры» создали предпосылки для возникновения и развития настоящего шоу-бизнеса в России. С возникновением рыночной экономики на официальной эстраде начинают развиваться альтернативные направления. Появляются проблемы, связанные с реорганизацией этой деятельности. Сформировалось главное противоречие: между личным характером таланта и практикой присвоения государством его труда. Появление многочисленных фирм и компаний, работающих в музыкальной эстраде, стало объективным ответом нового времени на возросший интерес, как потребителей, так и предпринимателей к эстраде в целом и ее направлениям. Результат этого процесса очевиден: крушение старой структуры, упразднение «Росконцерта» и всех структур в области культуры и искусства, становление нового концертного мира, переход на экономическое обеспечение в сфере культуры и искусства, появление пиратства, отъезд квалифицированных специалистов за рубеж, возникновение «двойников» известных коллективов и отдельных исполнителей9. Демократизация общественной жизни привела к приобретениям, но и к существенным потерям. К первым следует отнести избавление от идеологического пресса, преследований композиторов и исполнителей за их творческие позиции, от ограничений в передвижении по миру и обретение подлинной свободы творчества. Становление законодательства, регулирующего проблемы шоу-бизнеса: закон о защите авторских прав. Становление профессиональных объединений ведущих компаний-производителей арт-продукции. Анализ деятельности Ассоциации производителей кинопродукции Америки «АПКА». Российская антипиратская организация «РАПО». Национальная ассоциация производителей аудио продукции России НАПА. Национальное объединение культурных сообществ «НОКС». Основные идеи «НОКС»: сохранение и развитие национальных и отечественных культур; пропаганда культурного наследия; объединение людей путем культурного взаимообмена; укрепление дружеских и братских связей между народами; утверждение гордости человека за свою нацию; содействие и укрепление России как многонационального государства. Первый этап: ХVIII век -1917 гг. т.н. «дореволюционный» этап. Второй этап: XX век - т.н. модель «заказ - исполнение» (государственная централизованная система заказа и распределения художественной продукции). Третий: 1980 гг.- по настоящее время – современный этап становления арт-рынка («Soviet art-boom» или «русский бум», стратегия самопрезентации, ориентация на модель международного художественного рынка, неразвитые формы основных элементов арт-рынка)10. 1990–1993 гг. - создание инфраструктуры арт-рынка (первые частные галереи (в начале 1990 года в Москве было всего две художественные галереи, в 1993 - около 300), художественные журналы, государственный центр современного искусства и окружающие его галереи стали официальными полномочными представителями отечественного современного искусства, незначительные денежные обороты, первые российские коллекции.

1993–1999 гг. кризис (отсутствие художественных инициатив, стратегии художественной политики)

Начало XXI века пробуждение художественного рынка (новые галереи, организация Московской биеннале, приглашение иностранных кураторов), коллекционеры, творческие кластеры ЦСИ «Винзавод», «Гараж» и др. Проблемы и перспективы российского арт-рынка: отсутствие организованного арт-рынка, интегрированного в отечественный и международный; слабое использование менеджмента (модели культурного предпринимательства11:

1) плановая модель (администраторский тип);

2) модель предпринимательского типа, основанная на инновации). Отсутствие института экспертов и профессиональных менеджеров-искусствоведов, арт-дилеров; отсутствие собственных механизмов котировки произведений искусства, отсутствует рейтинг художников; слишком большой диапазон авторов в галереях; несовершенство законодательства, правовая незрелость института экспертизы; отсутствие профильных СМИ, института художественной критики; отсутствие массового покупателя произведений искусства. Концепция развития отечественного арт-рынка, появление нового типа художника-предпринимателя; искусствовед-менеджер, арт-дилер («толкователь», «интерпретатор» и менеджер, дилер, имеющий профессиональное искусствоведческое образование); художественное коллекционирование как основа художественного рынка, формирование традиций семейного арт-бизнеса ; проектный менеджмент, основанный на анализе ситуации, выделении приоритетов, видения перспективы развития, позволяющий сконцентрировать все необходимые ресурсы для решения наиболее актуальных задач развития регионального художественного рынка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, арт - индустрия - деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которое несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности, уже воплощаются на российской почве во множестве арт-проектов. Творческие кластеры, содружества независимых творческих бизнес-предприятий (как Центр Дизайна «ARTPLAY»), являют собой новые некоммерческие культурные центры, созданные при поддержке и финансировании состоятельных владельцев или меценатов (Центр современной культуры «Гараж»). Часто новые площадки представляют собой синтез этих двух форм - таким примером является проект «FабRика». С позиций бизнеса, творческие индустрии базируются на приоритете малых и средних предприятий, производящих творческие продукты и услуги. Но, одновременно, они предполагают местные производства, ориентированные на глобальные рынки. Этапы развития арт-менеджмента в России: первый этап: ХVIII век -1917 гг. т.н. «дореволюционный» этап. Второй этап: XX век - т.н. модель «заказ - исполнение» (государственная централизованная система заказа и распределения художественной продукции). Третий: 1980 гг.- по настоящее время – современный этап становления арт-рынка

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Веснин В.Р. Основы менеджмента. М. - 2016. 424 с.

  2. Григорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности. Тамбов: ТГУ им. Державина, 2016. 140 с.

  3. Киселева Г. Г. , Красильников Ю. Д. Россия- Основы менеджмента в социально-культурной сфере, 2016. 116 с.

  4. Лэнд П.Э. Менеджмент - искусство управлять. М. - 2016. 212 с.

  5. Переверзев М. П. Менеджмент в сфере культуры и искусства / М. П. Переверзев, Т. В. Косцов. - М.: Инфра-М, 2010. - 192 с.

  6. Розенберг Д.М. Бизнес, менеджмент. М. - 2016. стр.142 с.

  7. Тульчинский, Г. Л. Менеджмент специальных событий в сфере культуры / Г. Л. Тульчинский, С. В. Герасимов, Т. Е. Лохина. - М.: Планета музыки, Лань, 2010. - 384 с.

  8. Тульчинский, Г. Л. Маркетинг в сфере культуры / Г. Л. Тульчинский, Е. Л. Шекова. - М.: Лань, Планета музыки, 2017. - 496 с.

  9. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента. М. - 2015. 231 с.

  10. Ховард К. Коротков Э. Принципы менеджмента. М. - 2015. 211 с.

  11. Чижиков В.М. Теория и практика социокультурного менеджмента. М.: МГУКИ, 2017. 215 с.


1 Веснин В.Р. Основы менеджмента. М. - 2016. 24 с

2 Тульчинский, Г. Л. Маркетинг в сфере культуры / Г. Л. Тульчинский, Е. Л. Шекова. - М.: Лань, Планета музыки, 2017. - 96 с

3 Григорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности. Тамбов: ТГУ им. Державина, 2016. 70 с

4 Переверзев М. П. Менеджмент в сфере культуры и искусства / М. П. Переверзев, Т. В. Косцов. - М.: Инфра-М, 2010. - 92 с

5 Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента. М. - 2015. 31 с

6 Лэнд П.Э. Менеджмент - искусство управлять. М. - 2016. 22 с

7 Розенберг Д.М. Бизнес, менеджмент. М. - 2016. стр.42 с

8 Чижиков В.М. Теория и практика социокультурного менеджмента. М.: МГУКИ, 2017. 15 с

9 Киселева Г. Г. , Красильников Ю. Д. Россия- Основы менеджмента в социально-культурной сфере, 2016. 56 с

10 Ховард К. Коротков Э. Принципы менеджмента. М. - 2015. 21 с

11 Тульчинский, Г. Л. Маркетинг в сфере культуры / Г. Л. Тульчинский, Е. Л. Шекова. - М.: Лань, Планета музыки, 2017. - 96 с



написать администратору сайта