Тема 5 Вощенко Я.А.. Менеджмент
Скачать 262.81 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ») ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. Ф. АКВИНСКИЙ Реферат по направлению 38.03.02 – Управление человеческими ресурсами Направленность программы бакалавриата «Менеджмент» Выполнила: Студентка 1 курса ЗФ-109-115-5-1 группы Вощенко Яна Александровна Челябинск 2019 2 Содержание Введение……………………………………………………………………………3 1. Экономическая мысль позднего средневековья………………………………4 2. Фома Аквинский………………………………………………………………...5 Заключение………………………………………………………………………… 9 Список литературы…………………………………………………………………10 3 Введение История экономической мысли начинается с тех незапамятных времен, когда люди впервые задумались над целями своей хозяйственной деятельности, способами и средствами их достижения, отношениями, складывающимися между людьми в процессе и в результате добывания и распределения благ, обмена произведенными продуктами и услугами. Направление мысли людей того времени, в том числе – экономической, вряд ли можно понять без представлений об их мировоззрении и типе мышления в целом, складывавшихся в определённой религиозной и культурно-исторической среде. Экономическая мысль – понятие чрезвычайно широкое. Это и представления, бытующие в массовом сознании, и религиозные оценки, и предписания, касающиеся хозяйственных отношений, и теоретические конструкции ученых, и экономические программы политических партий. Многообразна сфера экономической мысли, поле приложения размышлений, выводов и практических решений: здесь и общие закономерности экономики, и особенности экономики отдельных отраслей, и проблемы размещения производства, и денежное обращение, и эффективность капиталовложений, и налоговая система, и методы ведения учета доходов и расходов, и история экономики, и хозяйственное законодательство – всего не перечислить. Во всей этой сложной совокупности с многочисленными переплетениями ее отдельных элементов можно с определенной условностью выделить экономические учения – теоретические концепции, отражающие основные закономерности экономической жизни, описывающие отношения между ее субъектами, выявляющие движущие силы и значимые факторы создания, распределения и обмена благ. 4 1. Экономическая мысль позднего средневековья Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира, базируются на материалах дошедших до нас литературных источников. Но существенной особенностью идеологии рассматриваемого периода, в том числе в области хозяйственной жизни, является ее сугубо богословский характер. По единой причине средневековым экономическим доктринам присуще многообразные хитросплетения схоластических и софистических суждений, причудливые нормы религиозно-этнического и авторитарного свойства, с помощью которых предполагалось не допускать грядущего утверждения рыночных экономических отношений демократических принципов общественного устройства. Средневековый тип натурально-хозяйственных отношений, или феодализм, зародился, как известно, в 3-8 вв. В ряде государств Востока и 5-9 вв. – в странах Европы. И с самого начала вся полнота политической власти и экономического могущества была в них достоянием светских и церковных феодалов, которые как явно, так и не явно осуждали тенденции расширения масштабов товарности экономики и ростовщичества. В экономической литературе в числе наиболее значимых представителей средневековой экономической мысли в Европе – лидер так называемой поздней школы канонизма Фома Аквинский. 2. Фома Аквинский 5 Итальянский богослов Фома Аквинский (1225-1274) – крупный представитель экономической мысли Средневековья. В его время феодальная система отношений уже сложилась, и значительное развитие получили товарно- денежные отношения. Фома Аквинский был известным богословом, учение кᴏᴛᴏᴩого стало официальной философией Не стоит забывать, что ватикана. Им был создан обширный труд «Сумма богословий», в кᴏᴛᴏᴩом изложены его экономические воззрения. В средние века католическая церковь, обладая колоссальным богатством и экономическим могуществом, оправдывала господство крепостничества и для его защиты использовала церковные правила (каноны) Фома Аквинский был завершителем теории канонистов. Фома Аквинский исходил в ϲʙᴏем учении из того, что люди рождаются неравными и что на ϶ᴛᴏм основано общественное разделение труда, деление общества на сословия. «Как у пчел, – повествовал он, – одни собирают мед, другие строят из воска ячейки, а королева совершенно не участвует в материальных трудах, так и у людей: одни должны возделывать землю, другие – строить дома, а часть людей, будучи ϲʙᴏбодна от мирских забот, должна посвящать себя духовному труду во имя спасения остальных». Собственность – естественное и необходимое условие человеческой жизни. Частная собственность – основа хозяйства, экономической деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф Стоит заметить, что он враждебно относился к крупной торговле, хотя некᴏᴛᴏᴩые виды торговли считал «чистой» и полезной для общества (например, ввоз в страну предметов первой необходимости) Фома Аквинский в целом осуждал взимание процента. Справедливая цена – ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующая трудовым затратам. При этом отступление от ϶ᴛᴏй цены правомерно, если цена не гарантирует каждому участнику сделки приличное его социальному положению существование. 6 В основе всей теории Фомы Аквинского лежало оправдание сословных привилегий феодалов и купцов. Именно на ϶ᴛᴏ была направлена его безоговорочная защита земельной ренты. Трактуя общество как органическую систему, он, следуя за Аристотелем, считал, что различия в социальном положении людей коренятся в их естественных различиях. Но все люди должны собирать мед для общества, уподобляясь медоносным пчелам. Труд рассматривался как богоугодное дело, необходимое для поддержания жизни, предотвращения праздности, укрепления нравственности, приобретения возможности раздавать милостыню. Однако Фома оправдывал существование феодальной знати, считая феодальную ренту вполне правомерной формой платы паствы за свою безопасность от насилия. Подношение духовенству рассматривалось как освобождение пастырей от мирских забот, что позволяло им посвящать себя духовному труду во имя спасения остальных. Частная собственность, приобретенная праведными трудами, не осуждалась. По мнению Фомы Аквинского, собственность, которая приобретается для удовлетворения необходимых нужд, естественна. Им отвергалась идея общности имущества для всех мирян. По его мнению, "каждый должен охранять свое" и общим может быть лишь пользование имуществом в условиях бедности. Только те, кто "отказался от мира сего", могут отказаться от собственности. Наиболее известными являются его учебники по теологии "Сумма теологии" и "Сумма истины католической веры против язычников". Первый труд был предназначен для преподавания в школах, второй – в помощь христианским миссионерам. В дополнение к этим объемным и быстро написанным работам он создал много трудов философского и теологического содержания. Ф. Аквинский развивает мысль о естественности натурального хозяйства и в связи с этим производит деление богатства на естественное (продукты натурального хозяйства) и искусственное (золото и серебро). Последнее, по мысли Ф.Аквинского, не делает человека счастливым и приобретение такого 7 богатства не может быть целью, т.к. последняя должна состоять в "нравственном усовершенствовании". Это убеждение вытекает из идеологии христианства, где экономические интересы должны быть подчинены подлинному делу жизни - спасению души. В средневековой теории нет места такой экономической деятельности, которая не связана с моральной целью. И потому на каждом шагу существуют ограничения, запреты, предупреждения не позволять экономическим интересам вмешиваться в серьезные дела. Интересен у Ф. Аквинского и взгляд на частную собственность и проблему справедливости. Как известно, в раннем христианстве идея равенства воплотилась в идее отказа от частной собственности, обобществления имущества и в утверждении всеобщей обязанности трудиться. В соответствии с давними традициями христианства труд у Ф. Аквинского получил позитивную оценку как необходимый для жизни, избавления от праздности, укрепления нравственности. В то же время, вслед за Аристотелем, Ф. Аквинский отвергает идею о равнозначности всех видов труда, рассматривая физический труд как рабское занятие. Значительные трудности возникают с проблемой оправдания частной собственности. Отходя от идей раннего христианства, мыслители средневековья утверждают, что частная собственность необходима, по крайней мере, в этом несовершенном мире. Когда добро принадлежит отдельным людям - люди больше работают и меньше спорят. Поэтому необходимо терпеть существование частной собственности как уступку человеческой слабости, но в тоже время сама по себе она отнюдь не желательна. Господствовало мнение, по крайней мере в области нормативной этики, что имущество, даже в наилучшем случае, представляет собой некоторое бремя. При этом оно должно быть добыто законным путем, принадлежать как можно большему числу людей и давать средства для помощи бедным. Пользоваться им нужно по возможности сообща. Его обладатели должны быть готовы делиться с теми, кто в нужде, даже если нужда их не достигает нищеты. Философским обоснованием этих положений являются: идея справедливого Бога и идея ограниченности количества материальных благ. 8 Фома Аквинский рассуждает о справедливой цене, т.е. цене, которая обеспечивает коммутативную справедливость, в духе Аристотеля. По его мнению, «греховно получать прибыль от обмана, продавая вещи дороже, чем их справедливая цена, потому что это сродни обману своего соседа или причинению ему вреда». Для Фомы Аквинского справедливая цена любого товара - это, прежде всего, цена, которая устанавливается при отсутствии в торговой практике мошенничества или монополизма, т.е. она предполагает эквивалентный обмен и не может быть связана с обманом или принуждением. Как в этом случае следует относиться к стремлению продавца получить прибыль? Все зависит от цели, к которой стремится купец. Торговать с целью получения прибыли недопустимо. Иное дело, если полученная прибыль используется для благой цели - помощи бедным, поддержки семьи или общественной пользы. Кроме того, прибыль может быть вознаграждением за труд купца, если он понес затраты в связи с перевозкой товара или изменил продаваемую вещь к лучшему. Наконец, Фома Аквинский допускает возможность более высокой оплаты (т.е. получения дополнительной выгоды), если продавец отдает вещь, имеющую для него особую ценность. При рассмотрении денег Фома Аквинский говорит, что они должны служить средством обмена товаров и единицей учета, т. е. инструментом измерения для сравнения относительных ценностей обмениваемых товаров. На таком подходе к определению сущности денег базируется и его отношение к кредиту. В своем трактате Фома Аквинский рассматривал и другие атрибуты товарного хозяйства. В трактовке денег он придерживался номиналистической теории их происхождения, признавал необходимость их как меры стоимости и средства обращения. Заключение В ходе написания реферата были выявлены основные принципы Позднего Средневековья: - Деление людей по профессиям и сословиям обусловлено божественным провидением и склонностями людей. 9 - Золото и серебро рассматриваются как источник приумножения частной собственности и «умеренного богатства». - Обмен как субъективный процесс не всегда обеспечивает равенство извлекаемой пользы, поскольку в результате этого акта случается, что вещь «поступает на пользу одному в ущерб другому». - Затратный принцип установления «справедливой цены» считается не точным, так как он может не доставить продавцу соответствующего его положению в обществе количества денег и нанести ущерб. - Ценность денег (монет) на внутреннем рынке должна устанавливаться не по весу содержащихся в нем металлов, а по усмотрению государства. - Крупные доходы купцов и ростовщиков лишь тогда допустимы, когда они извлекаются трудом, связаны с транспортными и прочими издержками, а также риском, имеющим место в благопристойной деятельности. Эпоха феодализма, как и античный мир мало способствовали экономическим исследованиям. Экономическая мысль в этот период истории человечества еще не отделяется от других форм мышления об обществе. Лишь становление новой капиталистической экономической системы дало мощный толчок развитию экономической науки. 10 Список используемой литературы 1. Левита Р.Я. История экономических учений: Полный курс в кратком изложении. – М.:ИНФРА-М, 2001.-224 с. 2. Ядгаров Я.С. История экономических учений. М. Инфра-,1997. 3. История экономических учений. М.: Изд-во МГУ, 1994. 4. Майбурд ЕЖ. Введение в историю экономической мысли. - М.: Дело, Вита-Пресс, 2008. 5.Википедия: Свободная энциклопедия, режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия |