Главная страница

Доклад на тему Дао - Дэ Цзин. Романова. Метафизические представления в Дао Дэ Цзине. Дао дэ цзин


Скачать 15.17 Kb.
НазваниеМетафизические представления в Дао Дэ Цзине. Дао дэ цзин
АнкорДоклад на тему Дао - Дэ Цзин
Дата06.10.2022
Размер15.17 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРоманова.docx
ТипКнига
#717787

Метафизические представления в Дао – Дэ Цзине.

Дао дэ цзин  «Книга пути и достоинства»  — основополагающий источник учения и один из выдающихся памятников китайской мысли, оказавший большое влияние на культуру Китая и всего мира. Основная идея этого произведения — понятие дао — трактуется как естественный порядок вещей, не допускающий постороннего вмешательства, «небесная воля» или «чистое небытие». 

Традиционно автором книги считается Лао-цзы (VI — V вв. до н. э.), поэтому иногда книга носит его имя.


Наблюдая взаимосвязь всех явлений в Поднебесной, китайские мудрецы пришли к понятию Дао. Только скрытым единством камня и земли можно было объяснить - почему камень, брошенный вверх, всегда падал вниз. Но при этом китайские мудрецы сразу заметили, что первопричину всех явлений невозможно отождествить ни с одним из них, поскольку материально она пуста.

Соответствие Дао приводило к благу Дэ, а несоответствие было губительным. Аналогично современные ученые относятся к законам природы. Поэтому связь понятия Дао с законами природы бесспорна.

«Путь-Дао пуст, но при использовании неисчерпаем. О как глубок он, словно предок всех существ!... Тонет он в пучинах бытия и как бы существует в них и ныне! Не знаю я, чье он дитя, но он предшествует Небесному Владыке» [5]

«Все в Поднебесной сущее рождается из наличия, но само наличие рождается из отсутствия.» [5]

Поскольку Дао метафизично, то и сознание, воспринимающее Дао на другом полюсе бытия, тоже имеет метафизическую сущность. По этой причине сознание невозможно отождествить ни с одним из участков мозга, хотя оно принимает структуру психики конкретного человека. Но если завершающий полюс бытия отразит первопричину мирового порядка во всех подробностях, тогда сознание этого человека овладеет Дао, или, выражаясь точнее, превратится в Дао.

Это превращение обусловлено тем, что изначальное Дао и знание человеком Дао одинаково являются информацией. А информация обладает удивительным свойством – если сделать копию вещи, то получится другая вещь, но если понять информацию, то она – исходная информация. Поэтому невозможно знать миллиард разных таблиц умножения, и каждый человек знает одну таблицу умножения - лучше или хуже. Аналогично не бывает двух вариантов всезнания, и каждый мудрец овладевает одним и тем же Дао.

«Отсутствие и наличие друг друга порождают, легкое и трудное друг друга определяют, длинное и короткое друг друга измеряют, высокое и низкое друг друга исчисляют, мелодия и ритм друг с другом гармонируют, начало и конец друг с другом чередуются.» [5]

Даосы нашли причину социальной дисгармонии в оценочных суждениях. Значит, лучше ориентироваться не на субъективные мнения людей о вещах, а на достоверное знание законов природы.

«Поэтому совершенный мудрец пребывает в делах недеяния, не прибегая к словам, он осуществляет учение». [5]

Метафизическая концепция информации предполагает, что движущей силой всех процессов является стремление мирового сознания к познанию Абсолюта, что выражается не только в биологической эволюции живых организмов, но и в общественной эволюции коллективного знания цивилизации. Чем больше реальных знаний и технологий открыла цивилизация, тем выше уровень жизни ее людей.

Метафизическое Дао, порождающее земной мир природы, превращает сознание живущего на земле человека в знание, а знание – это метафизическое отображение Дао в уме. Когда мудрец постигает Дао во всех тонкостях, он теряет возможность объяснять это знание окружающим. Его понимание становится для них сокровенным.

«Возвращение к самому себе – вот принцип движения Дао-Пути.» [5]

«О, только Дао-Путь хорош бывает и вначале и при завершении!» [5]

 Торчинов Е.А.Даосизм. «Дао-Дэ цзин». – 2-е изд. / Пер. Е.А. Торчинова. – СПб.: «Азбука-классика»; «Петербургское Востоковедение», 2004. – 256 с.


написать администратору сайта