Главные аспекты игры на блок-флейте. Главные_аспекты_игры_на_блокфлейте. Методическая разработка Тема разработки Главные аспекты игры на блокфлейте. Игровые приемы и методы для учащихся младших классов детских
Скачать 1.56 Mb.
|
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» Ардатовского муниципального района Нижегородской области Методическая разработка Тема разработки: Главные аспекты игры на блокфлейте. Игровые приемы и методы для учащихся младших классов детских музыкальных школ. Автор и составитель: Якимова О.Д. преподаватель I категории в детской школе искусств р.п. Ардатов. Ардатов 2017 ВВЕДЕНИЕ В древних легендах на флейтах играли боги, ангелы и цари. С конца XVII века флейта это популярнейший инструмент для домашнего музицирования. Она звучала во дворцах аристократов и в домах обычных горожан. В наше время флейта по- прежнему в моде. Игра на флейте в каждом откроет творческую музыкальную одаренность, которая наполнит жизнь смыслом, сделает ее интереснее. Приобретенные качества позволят в дальнейшем быть успешным независимо от рода деятельности! В ансамбле флейта великолепно сочетается с другими музыкальными инструментами. Она проста в использовании – это небольшой инструмент (в отличие от фортепиано) не требующий постоянных расходов на струны (как скрипка или гитара) или трости (как кларнет, гобой или саксофон). Детям 5-8 лет рекомендую занятия на блокфлейте. Её держат в вертикальном положении, как кларнет или гобой. В дальнейшем они могут легко перейти на большую поперечную флейту. Пластмассовая блокфлейта (продольная флейта) стоит 300 – 1000 р. Лучше всего купить блокфлейту немецкой системы, на блокфлейтах она отмечается буквой G. Данная методическая разработка направлена на развитие интереса учащегося к повседненвым упражнениям, направленным на самоконтроль,на развитие интереса к разучиванию нового произведения в целях качественного результата и отличного настроения обучаемого . Цель: Рассмотрениеглавных аспектов начального обучения на блокфлейте. Рассмотрение различных игровых приемов и методов работы с учащимися . Задачи: Формирование основных навыков игры на блокфлейте. Рассмотреть различные игровые приемы и методы обучения игре на блокфлейте Рассказать о влиянии игры на духовых инструментах на здоровье человека. Воспитательные: Составить рекомендации по воспитанию эстетического вкуса. Развивающие: -развитие навыков самостоятельной и творческой работы с первых занятий музыкой; - развитие слуха, памяти, ритма, музыкального мышления; - развитие основных навыков при осваивания игры на блокфлейте. Методы и приемы: - наблюдение; - слушание; - практический; - наглядный. Реализуемые педагогические технологии: - развивающего обучения; - художественные; - здоровьесберегательные. Оборудование: - фортепиано; - две блокфлейты; - пульт для нот; - нотный материал, нотоносцы крупные , цветные кружочки-ноты(каждый подписан) дидактический материал (иллюстрации к изучаемым произведениям, карточки с заданиями, детские рисунки). Ожидаемый результат опыта: закрепление первоначальных навыков игры на блокфлейте в сочетании с улучшением физического и психологического состояния организма. Важный аспект № 1 «Игра на флейте длинными звуками» Музыканты-духовики играют длинные звуки (далее - ДЗ) уже сотни лет и ничего лучшего для работы над качеством звучания пока не придумано. Поколения флейтистов по всему свету считали их необходимыми. Не обойтись без ДЗ и современным музыкантам. Не следует воспринимать их исполнение как докучливое упражнение на терпение и выносливость. Во время игры ДЗ музыкант работает над: • широтой и управляемостью дыхания, • стабильностью постановки , • тембром , • динамикой , • интонацией , • различными типами артикуляции , • выразительностью. Ежедневно начинайте свои занятия именно с игры ДЗ. Впрочем , некоторые знаменитые учителя , например Мишель Дебост (Michel Debost) , бывший профессор Парижской консерватории – советуют предварительно поиграть гаммы, т. к. считают , что игра ДЗ, возможно, самое трудное из упражнений и к нему надо подготовиться. Играйте ДЗ, начиная с ноты СИ первой октавы. По хроматизму спускайтесь вниз до ноты ДО первой октавы или СИ малой (если она есть на вашей флейте). Затем от ноты До второй октавы по хроматизму поднимайтесь вверх. Сосредоточьтесь и слушайте внимательно качество звучания каждой ноты , добивайтесь хорошего звука. Естественно сразу же возникнет вопрос: «А что же такое – хороший звук?» Попробую на него ответить , но обратите внимание - я буду говорить не о красоте звука , т. к. это вещь абсолютно субъективная , а только о свойствах звука воспринимаемых более или менее объективно. Итак; ХОРОШИМ СЧИТАЕТСЯ ЗВУК , когда он: • появляется немедленно в момент атаки звука , • мягкий и открытый , • не содержит шипа и посторонних призвуков , • не меняет тембровой окраски , • не меняет высоты , • не дрожит и исполняется без непроизвольных толчков. КАК ЖЕ ДОБИТЬСЯ ХОРОШЕГО ЗВУКА? Ответ на этот вопрос требует написания книги (и вероятно не одной). Для начала учитываются некоторые рекомендации насчёт постановки. Прежде всего, надо стоять , опираясь на две ноги спокойно и свободно, без всякого напряжения. (Необходимо заметить, что в прежние времена считалось правильным несколько выставлять вперёд левую ногу). Руки не следует прижимать к туловищу - это мешает свободному дыханию. Во время игры желательно не раскачиваться т.к. это мешает ровному непрерывному потоку воздуха. Губы должны сохранять естественное положение и не испытывать излишнего напряжения (даже при исполнении нижних и особенно верхних нот). При формировании амбушюра не следует растягивать губы наподобие улыбки или вытягивать их трубочкой. Голова не должна быть опущена вниз. Следует открыть горло. Опустить нижнюю челюсть. Во время игры ДЗ попробовать зевнуть - это даст правильное расстояние между верхней и нижней челюстью и правильное положение языка. В нижнем регистре (до первой октавы или си малой - до-диез второй октавы) это положение должно быть, как при пении гласной «У», в среднем (ре второй октавы - до-диез третьей) - как при пении «А», а в верхнем (от ре третьей октавы и выше) – как при пении «И». При игре в нижнем регистре, постарайтесь придать звуку яркость верхнего регистра. При игре в верхнем, дайте ему мягкость и теплоту нижнего. Посещайте выступления знаменитых флейтистов , внимательно слушайте их аудиозаписи и формируйте представление об «идеальном звуке» , которого хотите добиться. Этот звук должен возникать в вашем воображении прежде , чем вы начнёте играть. Очень важно записать свою игру на аудиокассету (а ещё лучше используя хороший микрофон - на компьютер) – это очень хорошо помогает понять собственные недостатки. Следует сказать о нетерпении молодых музыкантов желающих без особого труда иметь приличное звучание. Иным из них скучно тянуть ДЗ , другим жаль тратить своё драгоценное время , и они предпочитают поиграть какие-либо медленные пьесы. На это можно сказать следующее: во-первых , если играть ДЗ правильно , пристально обращая внимание на наличие всех признаков хорошего звука – скучать не придётся , во-вторых – игра ДЗ при условии, что каждый из них длится 16 четвертей при темпе 60 ударов в минуту (чего вполне достаточно для эффективной работы) , а через каждую октаву вы будете делать перерыв на 10-15 секунд - займёт всего лишь 15 минут. Конечно , поначалу при отсутствии серьёзного опыта в работе над звуком времени будет уходить несколько больше. И кстати, насчёт лирических пьес - не существует такого произведения , в котором присутствовали бы все ноты флейтового диапазона - от первой до четвёртой октавы. Игра ДЗ требует соблюдения нескольких условий. Непосредственно перед ДЗ не следует бегать , прыгать выполнять каких-либо физических упражнений или пить газированную воду – дыхание будет сбиваться и занятия станут бессмысленны. Музыкант должен быть сыт – иначе головокружение и чувство голода не позволит заниматься должным образом. Когда идёт работа над звуком не следует делать продолжительных перерывов – этого требует мышечная двигательная (или моторная) память. Желательно заниматься ДЗ в отдельном помещении , а не в одном классе с трубой или кларнетом. Работая над ДЗ не надо смотреть телевизор , слушать радио или читать книгу. Не следует расхаживать по комнате из конца в конец или раскачиваться, отмечая каждую долю. При игре технических упражнений всегда обращайте внимание на качество звука. Важный аспект №2 «Следим за постановкой корпуса, губ и языка» Приучите ребенка следить за тремя пунктами - положение рта, корпуса и пальцев , и качество звука. Постоянно делайте замечание , если ученик что-то делает неверно. Особенно это важно на начальном этапе , когда закрепляются эти привычки. В этом разделе вы ознакомитесь с таким приемом , как «полет самолетика», для работы над подачей чистого устойчивого звука. Затем с приемом «Укажи ошибку» для установки правильной позиции корпуса , рук , и губ. Проблема: Решение: Ученик, отрабатывая на начальном этапе ноты «До2» «си», «ля», «соль», не обращает внимания, как ведет себя его правая рука , пальцы которой либо сжаты вместе , либо вообще далеко от клапанов флейты , либо поставлены неправильно , либо вообще некоторые дети за ненадобностью убирают ее в карман. Постоянно следить за позой учащегося , заострять на этом неменьшее внимание ,чем за тем верно ли он исполняет произведение. Предлагаю прием «Укажи ошибку». 1)Ученик исполняет пьесу, над которой работает . 2)Преподаватель играет ту же пьесу , но допускает неверную постановку либо корпуса , либо пальцев. Притом ошибок в произведении не допускает . После спрашивает ученика , что было не так , и красиво ли со стороны смотреть на такого музыканта , и призывать ученика следить за своей постановкой. 3)Теперь преподаватель играет ту же пьесу , уже исправляя те ошибки , на которые указал учащийся , но допуская новые. Теперь уже будет страдать интонация. Звуки будут заниженные , без атаки , плавающие . Постановка губ амбушюра неверная. После спросить учащегося , приятно ли слушать тебе такую музыку , и что не так. Объяснить учащемуся , почему нужно обязательно играть на слог «Ту», с атакой звука и постоянно слушать , чистый ли звук , выравнивать его. То есть учим ребенка контролировать себя. Как формировать звуковую подачу так, чтобы самому ребенку интересно было заниматься самоконтролем? Прием «Самолетик». Объясняем учащемуся, что его музыкальный звук , это самолетик , вылетающий высоко в небо. Если все пилоты и пассажиры будут на месте , нижний люк (нижний клапан) плотно закрыт , а мотор заведен(то есть амбушюр готов в правильной позиции , то самолет готов к взлету. Педагог берет маленький самолетик держит его напротив конца флейты , готовый вот- вот взлететь , как только учащийся сыграет длинный звук… Учащийся играет длинный звук , самолетик (движимый рукой педагога) взлетает , но точно также , как учащийся сыграл звук. Если без атаки , то самолетик сразу летит слабо и вяло , если звук был кричащим и завышенным , то самолет летит очень быстро и неуправляемо , соответственно , происходит авария. Если звук занижен , то самолетик летит вниз и падает , если звука не получилось (закрыт нижний клапан не плотно), то нужно говорить , что самолет к взлету не готов , так как дверь закрыта не плотно. Если пальцы ребенка вдруг «растрепались» , то можно сказать , что пассажиры выпадут из салона самолета ,что их необходимо «Пристегивать» , то есть держать пальчики ровно над клапанами. Маленькому учащемуся будет интересно и увлекательно контролировать «Самолетик и его полет», но на самом деле , он контролирует себя . Важный аспект № 3 «Познай больше» Известно , что изучение нового произведения для учащегося вещь сама по себе не простая , как для малышей , так для старшеклассников. И если старшеклассник понимает , для чего он учится , почему ему задают такое сложное произведение , то ребенок , учащийся в 1-3 классах не всегда это осознает. Ему бывает страшно уже при виде нот такого , как ему кажется , сложного и большого произведения . Возникает страх , и следом неуверенность , а справиться ли он? Педагог всегда поддерживает ученика словесно , поощряет , рассказывает , как ученик красиво будет выступать на школьном или районном концерте , какой красивый , чистый звук у него будет и.т. Но этого бывает недостаточно. Ребенок должен быть заинтересован не только в выступлении , и восхищении им родителей и друзей , но еще и САМ ПОЛЮБИТЬ И ПРОЧУВСТВОВАТЬ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ. Для этого предлагается методика «Веселые нотки»: Методика «Веселые нотки». Возьмем для примера произведение Шуберта «Вальс»(из сб.Пушечникова «Школа игры на блокфлейте».) 1)Педагог знакомит ученика с новым произведением. Рассказываем интересные факты об авторе , или об эпохе , в которую оно было написано. Заинтересовываем ребенка. Здесь подойдут иллюстрации , интересные факты из жизни людей той эпохи , какая была мода , уклад жизни. 2)Педагог играет произведение от начала до конца. 3)Педагог играет произведение, ученик простукивает ритм с помощью шумового муз инструмента. После еще раз , на «та» и «та ти» тоесть , на длинные и короткое длительности. 4)После этого предлагаю сыграть все или часть произведения на одном звуке, соблюдая лишь ритм. Главное , не задавать учащемуся несколько задач одновременно. Это бесполезно. 5)Выкладываю цветные – кружочки - нотки на крупном нотоносце начало мелодии. Первую фразу. Предлагаю вне ритма сыграть ребенку. Работа над ритмическим рисунком, проучивание трудных мест , исправление неточностей: ноты , дыхание , штрихи (staccato). 6)Но вот пришло время переходить на ноты. Ученик , плохо знающий длительности нот , или знает , но имеет проблемы с ритмом , конечно же , будет допускать ритмические ошибки. Но если написать над каждой ноткой точки (сколько пульсаций в этой ноте) , то все заметно улучшается. Например , над восьмой нотой ставим одну точку. Над четвертью- две, а над четвертью с точкой , соответственно , три. Затем , пропеваем мелодию , ученик смотрит прямо в ноты и следит за рукой педагога , который показывает движение мелодии и пульсацию. Та-а та –а- та-а-та-а-а-а-а-а-а-а, та-а,та-а,та-а,та-а- а-а-а-а (вот первая фраза «Вальса» Шуберта)Спойте ее с пульсацией , ручкой показывая , как убывают точки над каждой ноткой. Здесь предлагается еще один способ для устранения проблемы с ритмом - точечная методика. ТОЧЕЧНАЯ МЕТОДИКА Эта простая методика очень пригодиться для тех учащихся , у кого возникают ритмические трудности . Не все дети умеют играть со счетом , а уж тем более на флейте и не получиться играть и считать вслух одновременно по понятным причинам. Кроме того , даже те ,кто считает вслух и то путается в долях. Для верности ритма , у каждого учащегося должен сложиться так называемый «Внутренний пульс» Сколько пульсаций в четверти? В восьмой ? В половинке? Учащийся будет четко представлять , если предложить ему следующую методику. Педагог пишет над каждой ноткой точки (сколько пульсаций в этой ноте) , то все заметно улучшается , не только ритмическая картинка проясняется , но и развивается внутренний «Метроном» Например , над восьмой нотой ставим одну точку. Над четвертью- две , а над четвертью с точкой , соответственно , три. Педагог кроме того , еще и пропевает с пульсацией и указывает ручкой движение по точкам над каждой нотой. Важный аспект №4«Разучивание музыкального произведения под фонограмму аккомпанемента (минус)» Разучивание музыкального произведения «под минус» очень эффективно для начинающих музыкантов и для студентов. «Минус» позволяет в любое время и сколько угодно долго заниматься с аккомпанементом. Подвижные пьесы , для облегчения разучивания , с помощью специальных программ можно воспроизводитьв более медленном темпе , постепенно повышая его до желаемого. При игре под «минус» уточняется интонационная чистота в различных регистрах инструмента , повышаются технический уровень , улучшается чувство ритма и темпа , совершенствуется владение штрихами и динамикой. Солист не имеет возможности сбиваться и терять текст , невольно замедлять в сложных пассажах , опаздывать вступить после пауз и т. п., так как запись в отличие от живого концертмейстера ждать его не будет. Музыкант учится быть очень внимательным , и если сбился , быстро ловит утерянную мелодическую линию, он всегда хорошо знает партию аккомпанемента. Таким образом, ускоряется разучивание и улучшается запоминание Заключение С помощью нехитрых приемов добиваемся быстрого и качественного результата. Главное, что это интересно детям и доступно. Результат запоминания гораздо больше , когда ребенок выполняет в игровой форме обязательные правила обучения , ведь когда ему интересно, он делает это с удовольствием. Особое внимание надо уделять тому, как заинтересовать ребенка в разучивании данного произведения, и объяснять , для чего перед каждым произведением мы играем длинные звуки , деташе , гаммы и трезвучия (например, находим опевание трезвучия в исполняемом произведении. Учащиеся сразу вспоминают трезвучие , и им легче учить этот ход.) Кроме умения играть на блокфлейте учащиеся получают также дополнительную информацию об авторе , жанре исполняемого произведения,получая такие сведения , у учащегося развивается художественная фантазия . |