методическая разработка. методическая разработка на конкурс. Методическая разработка внеурочного мероприятия Экскурсияигра в школьной историкокраеведческой музейной комнате Память
Скачать 3.8 Mb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шильдинская средняя общеобразовательная школа» Адамовский район п. Шильда Методическая разработка внеурочного мероприятия «Экскурсия-игра в школьной историко-краеведческой музейной комнате «Память» Руководитель школьной музейной комнаты « Память» учитель истории: Дударь Татьяна Михайловна тел. 89534577791 email: tim_malishok@mail.ru Актуальность разработки Экскурсия-игра «История рядом» разработана на использовании краеведческого материала школьноq историко-краеведческой музейной комнаты «Память». Игра составлена и организована на основе системно-деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС. Игра состоит из двух частей: первая часть – работа с материалами музейной комнаты (экспонатами) в форме игры «Узнай», 2 часть – творческая мастерская (создание продукта самостоятельной творческой деятельности на основе полученных впечатлений). Наряду с рассказом об экспонатах музейной комнаты, в них присутствуют материалы, создающие определенный исторический контекст и воспитывающие музейную культуру. Разработка из серии «Краеведение для самых маленьких» или «Приобщаем к традиционной культуре с детства». Методическая разработка создана разработчиком в 2020 году, апробирована в 2021 году, ежегодно используется в рамках проведения недели истории и обществознания. Игра проводиться с привлечение родителей, бабушек воспитанников. Цель игры: Обучение детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста умению воспринимать предметный мир культуры, формирование у них ценностного отношения к окружающему миру, способности бережно относиться к культурному наследию, воспитание эстетических и нравственных идеалов, патриотизма и музейной культуры, сотрудничество с семьями детей. Задачи игры: повышение мотивации к познавательной деятельности; активизация интереса воспитанников к отечественной и местной истории, истории семьи; формирования навыка поиска необходимого ответа при смысловом восприятии полученной информации об экспонате музея; развитие интеллектуальных способностей и стимулирование творческой инициативы: знакомство с историко-культурной средой школьного музея; создание интегрированного социально-культурного развивающего образовательного пространства между школой и семьёй; формирование у молодого поколения представления об историческом времени и пространстве; формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, музейным ценностям; развитие творческих и коммуникативных способностей детей, проведение полезного досуга детей с родными. Место проведения игры: школьная историко-краеведческая музейная комната. Форма занятия: музейно-педагогические занятие в форме экскурсии-игры. 1 Участники: воспитанники ДО п. Шильда «Теремок», учащиеся МБОУ «Шильдинская СОШ» 1-4 классов, родители, бабушки детей. Педагогические приемы и методы: - интерактивные методы: интерактивная технология направлена на включение ученика в музейную реальность. Главный принцип этой технологии в том, что человек усваивает только то, что делает сам. Во многих музеях трогать ничего нельзя, а в нашем школьном музее можно самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать, то есть быть соавтором экспозиции. Детям предоставлена возможность "погрузиться" в прошлое, в историю. Дети при этом не просто посетители, они вовлекаются в соответствующий вид деятельности. Они могут попробовать выпутать рыбку из сети, перенести чугуны на ухватах, «погладить» белье рубелем и каталкой, полистать старые учебники, помахать казачьей плеткой и т.д. - проектно-исследовательская: проектно-исследовательская технология является ведущей и результативной в работе нашего школьного музея. Она заставляет ребят мыслить, учит анализировать, работать с дополнительным материалом, учит работать в команде, что непосредственно готовит детей к взрослой жизни и способствует развитию метапредметных компетенций учащихся. Учащиеся сами планируют свой путь поиска, учатся работать с различными источниками, исследуют проблему, создают непосредственно творческий проект, используя полученные данные, приводят необходимые аргументы в доказательство своей точки зрения; -игровая технология: соревновательный момент и погружение в историю организовано в форме игры; -информационные технологии; - технология критического мышления; - эвристический метод работы; -диалоговая технология; - технология сотрудничества и коллективно-творческого дела. Формы и способы организации деятельности на занятии: групповая работа в команде, работа в паре с родителями. Ход мероприятия Звучит песня «Мы дети твои, Россия» группа «Непоседы» - Приветствие гостей музейной комнаты. Любой музей – это культурное учреждение, в котором действуют собственные правила этикета. Как правильно вести себя во время экскурсии, для того чтобы не показаться человеком невоспитанным и невежественным? 2 Предлагаю вашему вниманию универсальные правила поведения в музейной комнате, соблюдать которые уместно в любом храме искусства, которые изложил С.Михалков: Приди в музей и насладись, В нем столько важных есть вещей! Душой к искусству прикоснись, Зови в музей родных, друзей! Открой же сердце красоте, Прекрасен каждый экспонат! Поймут искусство только те, Кто красоту увидеть рад! Пройдет и сто, и двести лет, И триста лет пройдет, Но каждый снимок и портрет, Любую вещь, любой предмет, Здесь сохранит народ. - Какие правила поведения в музейной комнате можете добавить вы? Повторение правил поведения в музейной комнате: (перед походом в музейную комнату необходимо выключить звук телефона, вести себя скромно, культурно, не трогать экспонаты руками, слушать, стоять полукругом, не мешать экскурсоводу, не трогать ограждения, делать фото с разрешения). - Зачем создают музеи? - Как вы думаете, что будет храниться в музеях чрез 40-50 лет? - А сейчас что храниться в музеях? Участникам мероприятия отправляются на экскурсию по основной экспозиции музея, где ребята отвечают на вопросы интеллектуальной викторины, по описанию находят музейные экспонаты, отгадывают загадки и раскрывают секреты музея. В работе детям помогает Совет мудрецов, в который входят родители. - Сейчас я прошу вас вместе со своими родителями пройти по музею, рассмотреть внимательно все экспозиции и предметы в музее. Потому что затем мы будем играть с вами в игру. Я буду загадывать вам предмет, описывая его, а ваша задача отгадать его, найти в музее и показать. Кто отгадывает, тот получает жетон за правильный ответ. В жюри – Совет мудрых ( родители, бабушки, дедушки) можно обратиться за помощью и разъяснениям появившихся вопросов по ходу игры. 3 Вопросы-задания для экскурсии-игры: Этот небольшой сосуд из бересты, поражающий простотой создания и мудростью, изобретен очень давно. Но до сих пор его продолжают изготавливать умельцы русского Севера, Урала и Сибири. Крестьяне хорошо знают, что соль, хранимая в нем, никогда не отсыреет, а соленые грибы и огурцы не только долго хранятся, но и приобретают приятный аромат. В одних хранили соль. К ней всегда относились особенно бережливо. Сырости она не любит - сразу намокает, а после, если подсохнет, - каменеет, не раздолбить. В них хранили и масло коровье, и творог, и сметану, и молоко, наливали мед, подсолнечное, конопляное, льняное масло, И так научились мастера донышки ему подгонять да прилаживать, что ни единой капельки не протекало. 2) Сосуд для сыпучих или твердых продуктов из дерева. Людей, которые их делали, называли бондари. У них одно дно. Изготовить его опытному мастеру не составляет особого труда. Соединенные вместе и стянутые обручами деревянные боковики образуют основу изделия. Обручей два: один сверху, другой - снизу. В них держали зерно и муку, а в погребе — различные соления и квашения. (Бочонок деревянный ) 3) Это изделие состоит из деревянного обода и спиц. Снаружи окованы металлической полосой (шиной). Использовали для передвижения телег, тачек. Сейчас используют другие железные. (колесо деревянное) 4) Глиняный сосуд для молока, а также другой жидкости – кваса, домашнего пива, простокваши. Из глины делали, потому что глина была общедоступна, пластична как материал, и становилась жаропрочной после обжига. По свидетельству археологов была известна ещё 11 веков назад. Она однотонная - от светло-кремового, до красно-коричневого и почти черного цвета. Имеет зауженное горлышко (крынка, кувшин) 5)Приспособление для прядения — палка или доска, часто укрепленные в подставке (донце), на которую привязывают пряжу (кудель) — символ женского начала и оберег от нечистой силы. Гребень (льночесалка) применялся для чесания трёпаного льна и конопли, а также вымытой шерсти (Прялка деревянная) 4 !! В полной методической разработке представлен полный перечень, разработанных для игры заданий. Основная тематика вопросов-заданий: предметы быта семьи XIX и XXвв. Подсчитываются результаты (количество жетонов). Выявление победителей «знатоков краеведения». 2 часть экскурсии-игры «История рядом» ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ (полученные задания выполняются совместно с родителями) (Задание зависит от возрастной группы присутствующей на игре)
Подведение итогов мероприятия. Рефлексия. В заключении игры звучит песня, которую исполняют все вместе «Я, ты, он, она - вместе целая страна» http://zaycev.net/pages/29582/2958255.shtml 5 Полученные результаты: - расширение и углубление знаний по истории семейного быта и формирование духовных ценностей в поликультурной среде у подрастающего поколения; - развитие у учащихся навыков самостоятельной поисковой научно-исследовательской работы, приобретение учащимися новых компетенций; - прививание первоначальных навыков проектной, экскурсионной и оформительской работы. - проведение на базе музея мероприятия, тематического занятия с использованием экспонатов музея. - сохранение и поддержание традиций образовательного учреждения; - проектно-исследовательская деятельность на базе музея с привлечением экспонатов, музейных связей с историей семьи, семейных ценностей и традиций; - расширение социальных связей школы: школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, является связующей нитью между школой и семьей. - Академик Д.С. Лихачёв говорил: "Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит памяти о них… - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране". Использованные источники: Свободная интернет-энциклопедия Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki Игра-путешествие для 5-7 классов https://infourok.ru/muzeynaya-igra-kvest-uvlekatelniy-mir-muzeya-igraputeshestvie-dlya-klassov-2210421.html Виртуальная музейная комната МБОУ Шильдинской СОШ 6 Экспонаты музейной комнаты «Память» 7 |