Главная страница

Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов очной формы обучения по специальности


Скачать 2.5 Mb.
НазваниеМетодические рекомендации к практическим занятиям для студентов очной формы обучения по специальности
Дата24.03.2023
Размер2.5 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаpz_09_02.04__osnovyalgoritmizaciiprogrammirovanija.pdf
ТипМетодические рекомендации
#1012152
страница2 из 7
1   2   3   4   5   6   7
string в переменную вещественного типа. Замените в тексте программного кода ToInt32 на ToDouble.
9. Озаглавьте окно проекта Оптимальный Вес.
10. Сохраните проект и протестируйте его работу.

13
Задания для внеаудиторной самостоятельной работы

Составьте опорный конспект, содержащий основные элементы рабочей сре- ды VisualStudio и их описание.

Заполните таблицу основных методов VisualStudio.
Метод
Назначение
ToDouble()
ToInt32()
Abs()
Exit()
Критерии оценивания на практическом занятии:
Балл
Уровень освоения
компетенций
Критерии оценивания уровня освоения компетенций
5
Максимальный
Практическая работа выполнена в полном соответствии с требованиями, студент представил все задания практиче- ской работы без погрешностей и замечаний, на все во- просы при защите практической работы дал правильные ответы.
4
Высокий
Практическая работа выполнена в полном соответствии с требованиями, студент представил все задания практиче- ской работы с небольшими погрешностями в выполне- нии на персональном компьютере, на защите практиче- ской работы затруднялся при ответах на некоторые во- просы, нуждался в уточняющих вопросах и подсказках со стороны преподавателя.
3
Средний
Практическая работа выполнена в соответствии с требо- ваниями, студент представил все задания практической работы с существенными погрешностями в выполнении на персональном компьютере, неспособен правильно ин- терпретировать полученные результаты, на защите за- труднялся и/или не ответил на большинство вопросов, нуждался в уточняющих вопросах и подсказках со сто- роны преподавателя.
2
Ниже среднего
Студент несамостоятельно выполнил практическую ра- боту, неспособен пояснить выполнение ни одного зада- ния, не ответил ни на один контрольный вопрос на защи- те.

14
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2
СОЗДАНИЕ ПРОЕКТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
КНОПОЧНЫХ КОМПОНЕНТОВ
Цель работы: сформировать навыки разработки приложений с использованием кнопочных компонентов в среде программирования VisualStudio, изучить осо- бенности их использования.
Формируемые компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые ме- тоды и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эф- фективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессиональ- ного и личностного развития.

ПК 2.2. Программировать в соответствии с требованиями технического задания.

ПК 2.3. Применять методики тестирования разрабатываемых приложе- ний.
В результате освоения практических заданий обучающийся должен

уметь: использовать языки программирования, строить логически пра- вильные и эффективные программы

знать: объектно-ориентированную модель программирования, основные алгоритмические конструкции.
Материально-техническое обеспечение занятия: персональный компьютер, среда программирования VisualStudio.
Практические задания и методические указания
Задание 1.
Используя кнопочные компоненты button, разработать программу – калькуля- тор, выполняющий простейшие действия.
1. Запустите среду программирования VisualStudio. Создайте новое Прило-
жение Windows Forms. Имя проекта и приложения – Калькулятор. Папка для размещения проекта Калькулятор.
2. Задайте для формы следующие свойства: Text – Calc, Font - Size – 10.
3. Разместите на форме одно поле ввода, дайте ему имя Disp и очистите свой- ство Text.
4. Добавьте на форму 12 кнопок button для цифр, арифметических действий, знака «равно» и операции «сброс». Установите для всех кнопок размеры 30 на 30 пикселей и разместите их так, как на рисунке.

15 5. Дайте кнопкам-действиям имена btnPlus, btnMinus, btnMul, btnDiv (сложе- ние, вычитание, умножение и деление), а кнопке «равно» — имя btnCalc.
6. Для действий и кнопки С установите жирный шрифт (свойство Font – Bold), а для кнопки С дополнительно — красный цвет шрифта.
7. Кнопка С должна просто стирать содержимое поля ввода Disp. То есть, нужно вызвать метод Disp.Clear(). Добавьте обработчик события OnClick для кнопки С.
8. Понятно, что когда пользователь щелкнул по кнопке-цифре, нужно добавить эту цифру в конец текста поля ввода. Добавьте обработчик события OnClick для кнопки 0. Добавьте следующий код:
9. Добавьте аналогичный код для всех кнопок-цифр.
10. Сохраните программу и протестируйте работу кнопок.
11. При работе программы вы увидели, что с клавиатуры можно ввести буквы, которые нам совсем не нужны. Когда пользователь нажмет клавишу в поле ввода, возникает событие OnKeyPress, которое можно перехватить, устано- вив соответствующий обработчик. Создайте обработчик события
OnKeyPress для поля ввода Disp. Для этого перейдите на вкладку Form1
[Конструктор], выделите поле вводы Disp, на панели Свойства перейдите на вкладку События, щелкнув по значку
. Найдите событие KeyPress и дважды щелкните мышью в поле справа от него, будет сгенерирована заго- товка метода. В тело обработчика события добавьте следующий код:
Для проверки ввода используется метод char.IsDigit, который возвращает
true, если введенный символ является десятичной цифрой и false, если нет.

16
Свойство Handled используется для определения того, было ли событие об- работано. Установив значение Handled в true, событие ввода не будет пере- дано операционной системе для обработки по умолчанию.
Запустите программу и попробуйте вводит буквы.
12. Далее необходимо организовать вычисления. Нам нужны две переменных для хранения чисел и одна символьная переменная, в которую будем запи- сывать тип операции. Поскольку при расчетах могут получиться числа с дробной частью, для хранения чисел будем использовать вещественные пе- ременные. В простейшем случае для хранения операции можно использо- вать переменную типа Char (один символ), но мы объявим ее как символь- ную строку, так как при доработке программы могут понадобиться и много- символьные названия операций. Объявите в начале программы две веще- ственных переменные x1 и x2 типа Double и одну символьную строку oper.
13. Когда мы нажимаем на одну из кнопок-операций, нужно запомнить введен- ное число в переменной x1 и тип операции в переменной oper. Тип операции
(надпись на кнопке) легко узнать, обратившись к свойству Text. Выделите кнопку + и создайте для нее обработчик события OnClick:
14. Создайте аналогичный обработчик для всех остальных кнопок-операций.
15. При нажатии на кнопку = нужно прочитать из поля ввода второе число и выполнить операцию. При этом первое число и тип операции уже должны находиться в переменных x1 и oper. Поскольку в результате деления может получиться число с дробной частью, переменная для хранения результата
(назовем ее res) тоже должна быть вещественной. Объявите в начале про- граммы данную переменную.
16. Введите обработчик события OnClick для кнопки =:

17 17. Запустите программу и проверьте ее работу. Учтите, что для ввода второго числа нужно сначала очистить экран кнопкой «С» (позже мы исправим это неудобство).
18. Конечно, очень неудобно, что перед вводом второго числа нужно очищать поле ввода, нажимая на кнопку С. Хотелось бы делать это автоматически.
Запустите стандартную программу Калькулятор и посмотрите, в какой мо- мент стирается первое число. Наверное, вы увидели, что число из поля ввода автоматически стирается, когда после нажатия на кнопки-действия или кнопку = пользователь набирает новое число. Мы введем логическую пере- менную newNumber, которой будем присваивать значение True в том слу- чае, если нужно начинать вводить новое число. Объявите логическую пере- менную newNumber.
19. В конце обработчиков события OnClick для кнопок-действий и кнопки рав- но добавьте строку: newNumber = true;
20. Очистку экрана будем делать перед вводом нового числа. Дополните обра- ботчики кнопок-цифр. В начало обработчика события OnClick для кнопок- цифр добавьте код:
21. Запустите программу и проверьте ее работу. После этого закройте проект.

18
Контрольные задания
1. Составьте программу, которая переводит суммы из рублей в доллары.
2. Составьте программу, которая переводит суммы из рублей в доллары.
Задания для внеаудиторной самостоятельной работы
Составьте опорный конспект по теме. Запишите в тетрадь основные методы, которые используются для обработки событий проекта.
Критерии оценивания на практическом занятии
Балл
Уровень освоени-
якомпетенций
Критерии оценивания уровня освоения компе-
тенций
5
Максимальный
Практическая работа выполнена в полном соответ- ствии с требованиями, студент представил все зада- ния практической работы и контрольные задания без погрешностей и замечаний, на все вопросы при за- щите практической работы дал правильные ответы.
4
Высокий
Практическая работа выполнена в полном соответ- ствии с требованиями, студент представил все зада- ния практической работы и контрольные задания с небольшими погрешностями в выполнении на пер- сональном компьютере, на защите практической ра- боты затруднялся при ответах на некоторые вопросы, нуждался в уточняющих вопросах и подсказках со стороны преподавателя.
3
Средний
Практическая работа выполнена в соответствии с требованиями, студент представил все задания прак- тической работы и контрольные задания с суще- ственными погрешностями в выполнении на персо- нальном компьютере, неспособен правильно интер- претировать полученные результаты, на защите за- труднялся и/или не ответил на большинство вопро- сов, нуждался в уточняющих вопросах и подсказках со стороны преподавателя.
2
Ниже среднего
Студент несамостоятельно выполнил практическую работу, неспособен пояснить выполнение ни одного задания, не ответил ни на один контрольный вопрос на защите.

19
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3
СОЗДАНИЕ ПРОЕКТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
КОМПОНЕНТОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
Цель работы: сформировать умения по использованию компонентов для рабо- ты с текстом в среде программирования VisualStudio, сформировать умения по созданию приложений с компонентами для работы с текстом в среде програм- мирования VisualStudio.
Формируемые компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые ме- тоды и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эф- фективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессиональ- ного и личностного развития.

ПК 2.2. Программировать в соответствии с требованиями технического задания.

ПК 2.3. Применять методики тестирования разрабатываемых приложе- ний.
В результате освоения практических заданий обучающийся должен

уметь: использовать языки программирования, строить логически пра- вильные и эффективные программы

знать: объектно-ориентированную модель программирования, основные алгоритмические конструкции.
Материально-техническое обеспечение занятия: персональный компьютер, среда программирования VisualStudio.
Практические задания и методические указания
Задание 1.
Разработать программу, которая при нажатии на кнопку «Output» выводит со- общение «Моя первая программа на языке C#», а затем при повторном нажатии на эту же кнопку сообщение исчезает. При повторном выводе цвет надписи должен быть красным.
1. Запустите среду программирования VisualStudio. Создайте новое Прило-
жение WindowsForms. Имя проекта и приложения Label. Папка для разме- щения проекта Текст.
2. Разместите на форме компонент label и кнопку button вкладки панели эле- ментов Стандартные элементы управления.

20
Компоненты ввода — вывода данных можно условно разделить на несколь- ко различных блоков: компоненты вывода текстовой информации на экран; однострочные поля ввода текстовой и числовой информации; многостроч- ные поля ввода.
Для вывода определенной информации на экран, кроме уже ранее использу- емого компонента label, есть и другие компоненты. Текст, который будет отображен, можно задавать как на этапе разработки формы, так и в процессе выполнения программы, присвоив значение свойству Text.
3. Задайте для формы заголовок «Работа с компонентом Label».
4. Выделите надпись label1, найдите на панели Свойства свойство Text и вставьте новое название надписи Моя первая программа на языке C#.
5. Выделите кнопку button1, найдите на панели Свойства свойство Text и вставьте новое название кнопки Output.
6. Перейдите на панели Свойства на страницу События, найдите событие
Click и справа от него дважды щелкните мышкой. Оказавшись в коде про- граммы, но теперь в процедуре кнопки Button1, напишите следующий про- граммный код:
В этой программе при каждом очередном нажатии происходит изменение свойства Visible, вследствие чего надпись то появляется, то исчезает с экра- на, а также происходит изменение свойства ForeColor.
7. Сохраните изменения и запустите проект. Протестируйте его работу.

21
Задание 2.
Разработать программу, которая при вводе текста в первый компонент
textBox1, во втором компоненте textBox 2 отображает реальную длину вводи- мой строки. Кроме этого, при выходе из компонента textBox 1 его содержимое копируется в буфер обмена и удаляется, а при возвращении в программу появ- ляется снова.
1. Создайте новое Приложение WindowsForms. Имя проекта и приложения
textBox1. Папка для размещения проекта Текст.
2. Разместите на форме два компонент textBox вкладки панели элементов
Стандартные элементы управления.
3. Задайте для формы заголовок «Работа с компонентом textBox».
4. Выделите текстовое поле textBox1, найдите на панели Свойства свойство
Text и оставьте его пустым. Аналогичные действия выполните со вторым текстовым полем.
5. Выделите компонент textBox1, на панели Свойства перейдите на вкладку
События и найдите событие TextChangedи справа от него дважды щелкни- те мышкой. Оказавшись в коде программы, но теперь в процедуре текстово- го поля textBox1, напишите следующий программный код:
6. Выделите компонент textBox1, на панели Свойства перейдите на вкладку
События и найдите событие Enter, справа от него дважды щелкните мыш- кой. Оказавшись в коде программы, но теперь в процедуре текстового поля
textBox1, напишите следующий программный код:

22 7. Выделите компонент Edit1, на панели Свойства перейдите на вкладку Со-
бытия и найдите событие Leaveи справа от него дважды щелкните мышкой.
Оказавшись в коде программы, но теперь в процедуре текстового поля
Edit1, напишите следующий программный код:
8. Сохраните изменения и запустите проект. Протестируйте его работу.
Задание 3.
Разработать программу, которая запрещает ввод в компонент textBox1 подряд двух одинаковых символов.
1. Создайте новое Приложение WindowsForms. Имя проекта и приложения
textBox2. Папка для размещения проекта Текст.
2. Разместите на форме компонент textBox1.
3. Перейдите в код программы. Объявите глобальную переменную ch типа
char, в которой будет храниться последний нажатый символ.
4. Задайте для формы заголовок «Работа с компонентом textBox».
5. Выделите текстовое поле textBox1, найдите на панели Свойства свойство
Text и оставьте его пустым.
6. Создайте процедуру обработки события KeyPress текстового поля textBox1, параметр Key данной процедуры содержит символ нажатой клавиши. Если вновь введенный символ совпадает с только что нажатым символом, то он игнорируется. В противном случае, новый символ запоминается в перемен- ной ch.

23 7. Сохраните изменения и запустите проект. Протестируйте его работу.
Задание 4.
Разработать программу, которая считает количество нажатий на кнопку и выда- ет это значение в компоненте textBox.
1. Создайте новое Приложение WindowsForms. Имя проекта и приложения
textBox3. Папка для размещения проекта Текст.
2. Разместите на форме компонент textBox и кнопку button.
3. Используя панель Свойства, задайте значения свойств компонентов формы в соответствии с рисунком.
4. Если в целочисленной переменной i будем считать количество нажатий, то процедура обработки события Click кнопки может быть записана в виде:
5. Однако остается вопрос, где описывать данную переменную i. Если сделать это внутри данной процедуры, то также необходимо осуществлять обнуле- ние переменной, а это приведет к получению одного и того результата, рав- ного единице. Следовательно, переменная i должна быть глобальной пере- менной. Перейдите в код программы опишите глобальную переменную
1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта