литература родная самостоятельная работа 1. лаптева. родная литература. с.р. 1.3. Методические рекомендации по составлению памятки Памятка составляется индивидуально
Скачать 15.99 Kb.
|
Задание 2. Составьте памятку «Что такое житие?» Методические рекомендации по составлению памятки Памятка составляется индивидуально. Работа должна быть представлена в печатном (компьютерном) или рукописном варианте. Этапы работы: 1. Предварительно изучите информацию по заданной теме в разных источниках (интернет, энциклопедии, практические пособия, учебная литература), продумайте цель, которую вы ставите, приступая к работе. 2. Внимательно изучите информацию, определите ее основную мысль. 3. Разделите информацию по заданной теме на смысловые части, определите микротемы. 4. Сформулируйте пункты плана, логически и последовательно связав их между собой. 5. Воспринимая текстовую информацию, стремитесь четко представить себе, что является главным для автора, а что для вас. 6. Выберите для тезисов основные идеи и положения, отделив важные детали от подробностей, запишите их словами автора или собственными словами, разместив в определѐнной последовательности. 7. Руководствуйтесь основным принципом тезирования текста — не допускайте искажения содержания. 8. Составьте тезисы, а затем, используя эти материалы, оформите памятку. Памятка на тему: «Что такое Житие?» Цель памятки – изучить и раскрыть Житие, как жанр литературы. Определить его предназначение и особенности. Основная мысль Жития, как жанра – повествование о герое, прославление его ради создания образа для почитания. Создавалось в основном после смерти святого. Опорный план: 1 – Житие – что из себя представляет данный жанр. 2 – История возникновения жанра. 3 – Первые произведения жанра Житие. 4 – Отличительная особенность жанра. 5 – Житие в наши дни: актуальность и популярность жанра. Тезисы повествования о Житие 1 – Житие — это особый жанр древнерусской литературы, который рассказывает о жизни и духовных подвигах православных святых. Этот жанр имеет чёткие композиционные элементы. Обычно жития создавались монахами-летописцами. 2 – В Древнюю Русь с начала письменности переходят через посредство южных славян и переводятся непосредственно с греческого языка сборники Житий («минеи», «пролог», «патерики»), а также начинают составляться оригинальные Жития первых русских святых – Бориса и Глеба, Феодосия Печерского (XI век) и др. Русские авторы Житий несут в себе идеи независимости политической и церковной жизни молодого Киевского государства; порой они во многом отходят от канонов греческой агиографии. 3 – Образцом житийной литературы можно считать произведение первой половины ХIII века – «Житие Авраамия Смоленского», написанное его учеником Ефремом. Оно имеет традиционное для жития вступление – обращение автора к богу, подчеркнутую автором собственную греховность. 4 – Житие обращено, собственно, не к слушателю или читателю, а к молящемуся. Оно более чем поучает: поучая, оно настраивает, стремится превратить душеполезный момент в молитвенную наклонность. Оно описывает индивидуальную личность, личную жизнь, но эта случайность ценится не сама по себе, не как одно из многообразных проявлений человеческой природы, а лишь как воплощение вечного идеала. 5 – Церковная культура на протяжении всего последующего времени существовала параллельно светской. В 2004 году издательство Ново-Тихвинского женского монастыря города Екатеринбурга выпустило книгу “Житие и чудеса святого праведного Симеона Верхотурского, чудотворца”. Это житие построено по законам жанра, можно обнаружить в нем традиционные канонические черты. Задание 3. Какой из приведённых ниже фрагментов древнерусских памятников относится к жанру жития? Аргументируйте свой ответ. Какие признаки жанра помогли вам выбрать правильный ответ? а) «В год 6475 (967). Пошел Святослав на Дунай на болгар. И бились обе стороны, и одолел Святослав болгар, и взял городов их восемьдесят по Дунаю, и сел княжить там в Переяславле, беря дань с греков». б) «Когда же начало всходить солнце, он услышал шум сильный на море и увидел один насад, плывущий по морю, и стоящих посреди насада святых мучеников Бориса и Глеба в красных одеждах, держащих руки на плечах друг друга. Гребцы же сидели, словно мглою одетые. Произнёс Борис: „Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру“. Увидев такое видение и услышав эти слова мучеников, Пелугий стоял, трепетен, пока насад не скрылся с глаз его». По моему мнению, к жанру Жития относится второй отрывок. Он эмоционально-окрашен, присутствует повествование о святом. В этом отрывке рассказывается во всех красках его история, что присуще данному жанру. |