Главное меню NORTON COMANDER (F9)
Клавиша F9 открывает верхнее падающее меню (рис. 7), которое располагается в верхней строке экрана над панелями NC и имеет вид:
46
Рис. 7. Панель главного меню NC
Один из пунктов меню выделен черным прямоугольным курсором. Для выбора нужного пункта меню следует использовать клавиши перемещения курсора Стрелка вправо и Стрелка влево. У каждого из
этих пяти пунктов меню есть подменю, а отдельные пункты подменю также могут иметь свои подменю.
Для входа в подменю нужно с помощью клавиш и установить курсор на один из пунктов и нажать клавишу Enter, после чего подменю развернется (упадет). Внутри подменю для выбора нужного пункта следует передвинуть курсор и нажать Enter или сразу нажать клавишу, соответствующую подсвеченной букве в названии команды. Часто, в раскрывшихся подменю, рядом с названием команды указаны горячие клавиши, нажатие которых обеспечивает выполнение этой команды непосредственно из NC.
Совокупность всех этих подменю содержит достаточно много команд, позволяющих задать конфигурацию NC, т.е. установить наиболее удобный для пользователя вид представления информации на экране, изменить режимы работы NC. Далее рассмотрим наиболее часто используемые команды меню.
Подменю Левая и ПраваяПусть в среде NC активной является правая панель. Нажмем клавишу
F9 и тем самым откроем верхнее меню. Курсор верхнего меню окажется на пункте Правая. Затем нажмем клавишу Enter, и нам откроется подменю (рис. 8). Подменю имеет три группы пунктов.
Каждый пункт может быть выбран курсором или нажатием выделенной буквы – горячей клавиши.
В первой группе пунктов выбирается режим работы панелей: Краткий формат, Полный формат, Состояние, Дерево каталогов (рис. 9).
Во второй группе пунктов – сортировка файлов: по алфавиту Имя, по расширению Тип, по времени создания или последнего изменения файлов Время, по объему памяти, занимаемой файлами Размер.
Рис. 8. Подменю
В третьей группе подменю интерес представляет пункт Фильтр, позволяющий отображать на панели не все файлы, а по некоторому признаку.
На рис. 9 приведены примеры вариантов настроек внешнего вида панели.
Полный формат
Состояние
Дерево каталогов
Рис. 9. Режимы работы панели
Подменю Файл 47
Рис. 10. Подменю Файл
Подменю Диск Подменю Диск – позволяет копировать или форматировать дискеты.
Подменю Команды В первой группе пунктов (рис. 11) предлагаются команды:
установка дерева каталогов в центре экрана;
поиск файлов по имени, маске, контексту;
изменить число строк на экране;
получить информацию о системе.
Во второй группе полезной является команда
Сравнение каталогов, расположенных на противоположных панелях.
Выбор последней строки меню откроет подменю
Конфигурация, которое позволит изменить вид экрана NC:
убрать(восстановить) панель управления;
убрать(восстановить)
строку состояния, поменять цвет экрана и т.д.
Рис. 11. Подменю Команды
Задания: 1. Определить, какая из панелей является активной.
2. Сделать активной противоположную панель.
3. Установите поочередно на активную панель все диски винчестера.
4. Установить диск, разрешенный для пользователя в качестве текущего. Просмотреть содержимое корневого каталога.
5. Создайте каталог и дайте ему оригинальное имя.
6. Создайте файл в этом каталоге, и запишите в него свои данные: Ф.И.О.; группу; курс; специальность и т.д.
7. Создайте каталог FIO в ранее созданном каталоге и скопируйте в него файлы с расширением .txt или .doc.
8. Создайте в нем подкаталог NAME и скопируйте в него файлы, имена которых содержат не более 5 символов. Просмотрите содержимое каталогов FIO и NAME.
9. Скопируйте созданный Вами файл в каталог NAME, а затем переместите его в каталог
FIO.
10. Переименуйте все файлы, кроме своих, дав им расширение "сор".
11. Отредактируйте файл, скопированный в каталог NAME:
11.1. Озаглавьте текст; вставьте, пустую строку после заголовка;
11.2. Уравняйте границы текста: левая - 2; правая - 50; "красная строка" - 5;
11.
3. Между словами установите не менее двух пробелов;
4. Добавьте информацию, - какой язык изучаете.
12. Сохраните отредактированный файл и затем просмотрите его.
13. Переименуйте этот файл.
48 14. Создайте на дискете каталог, имя которого совпадает с названием Вашей группы
(например, "БИ1-1"), в нем подкаталог "LAB1", а в нем подкаталог, имя которого совпадает с
Вашей фамилией (например,"IVANOV") и перенесите в него свои файлы и их копии.
15. Убрать панели с экрана. Восстановить панели и поменять их местами.
16. Убрать (восстановить) левую/правую панели с экрана.
17. Вывести в левой панели информацию о диске и каталоге правой панели.
Восстановить исходный вид панелей.
18. Просмотреть диск D: или С: на правой панели, меняя режимы ее работы.
19. Определить на диске файл, имеющий самую большую длину.
20. Найти на диске самый "старый" файл.
21. Отобразите на активной панели с помощью “фильтра” только файлы с расширением ".com". Восстановите прежний вид панели.
22. Назначить файлам каталога FIO атрибуты "только чтение", а файлам каталога NAME
- "скрытые".
23. Вывести на экран "дерево каталогов".
24. Скопировать на диск “А:” по заданию преподавателя каталог с диска”D:” (“С:”) и сравнить каталоги.
25. Установить следующую конфигурацию и режимы работы NC:
25.
1. Приглашение внизу экрана должно включать информацию только о текущем диске.
2. Последняя строка экрана о значениях функциональных клавиш отсутствует.
3. Панели NC вывести в половину экрана.
4. В нижней части панели отсутствует строка с информацией о текущем файле.
5. Черно-белый экран.
6. Строка меню NC видна постоянно.
7. Сохранить настройки.
Отчет должен содержать:
1. Титульный лист.
2. Цели и задачи лабораторной работы.
3. Задание на лабораторную работу.
4. Результаты выполненной работы.
49
Практическое занятие № 10-11. Алгоритмы планирования заданий Цель: исследование работы алгоритмов планирования процессов
Теоретический материал: Существует достаточно большой набор разнообразных алгоритмов
планирования, которые предназначены для достижения различных целей и эффективны для разных классов задач.
Многие из них могут использоваться на нескольких
уровнях планирования. В этом разделе мы рассмотрим некоторые наиболее употребительные алгоритмы применительно к процессу кратковременного
планирования.
First-Come, First-Served (FCFS) Простейшим алгоритмом
планирования является алгоритм, который принято обозначать аббревиатурой
FCFS по первым буквам его английского названия – First-Come, First-Served
(первым пришел, первым обслужен). Представим себе, что процессы, находящиеся в состоянии готовность, выстроены в очередь. Когда процесс переходит в состояние готовность, он, а точнее, ссылка на его
PCB помещается в конец этой очереди. Выбор нового процесса для исполнения осуществляется из начала очереди с удалением оттуда ссылки на его
PCB.
Очередь подобного типа имеет в программировании специальное наименование – FIFO
1
, сокращение от First In, First Out (первым вошел, первым вышел).
Такой алгоритм выбора процесса осуществляет
невытесняющее планирование. Процесс, получивший в свое распоряжение процессор, занимает его до истечения текущего
CPU burst .
После этого для выполнения выбирается новый процесс из начала очереди.
Таблица 3.1.
Процесс p
0
p
1
p
2
Продолжительность очередного CPU burst13 4
1
Преимуществом
алгоритма FCFS является легкость его реализации, но в то же время он имеет и много недостатков. Рассмотрим следующий пример. Пусть в состоянии готовность находятся три процесса p
0
, p
1
и p
2
, для которых известны времена их очередных
CPU burst .
Эти времена приведены в таблице 3.1. в некоторых условных единицах. Для простоты будем полагать, что вся деятельность процессов ограничивается использованием только одного промежутка
CPU burst , что процессы не совершают операций ввода-вывода и что время переключения контекста так мало, что им можно пренебречь.
Если
процессы расположены в очереди процессов, готовых к исполнению, в порядке p
0
, p
1
, p
2
, то картина их выполнения выглядит так, как показано на рисунке 3.2. Первым для выполнения выбирается процесс p
0
, который получает процессор на все время своего
CPU burst , т. е. на 13 единиц времени. После его окончания в состояние исполнение переводится процесс p
1
, он занимает процессор на 4 единицы времени. И, наконец, возможность работать получает процесс p
2
. Время ожидания для процесса p
0
составляет 0 единиц времени, для процесса p
1
– 13 единиц, для процесса p
2
– 13 + 4 = 17 единиц. Таким образом, среднее время ожидания в этом случае – (0 + 13 + 17)/3 = 10 единиц времени. Полное время выполнения для процесса p
0
составляет 13 единиц времени, для процесса p
1
– 13 + 4 = 17 единиц, для процесса p
2
– 13 + 4 + 1 = 18 единиц. Среднее полное время выполнения оказывается равным (13 + 17 + 18)/3 = 16 единицам времени.
50
Рис. 3.2. Выполнение процессов при порядке p0,p1,p2
Round Robin (RR) Модификацией
алгоритма FCFS является алгоритм, получивший название
Round Robin (
Round Robin – это вид детской карусели в США) или сокращенно
RR. По сути дела, это тот же самый алгоритм, только реализованный в режиме
вытесняющего планирования. Можно представить себе все множество готовых процессов организованным циклически – процессы сидят на карусели. Карусель вращается так, что каждый процесс находится около процессора небольшой фиксированный
квант времени, обычно 10 – 100 миллисекунд (см. рис. 3.4.). Пока процесс находится рядом с процессором, он получает процессор в свое распоряжение и может исполняться.
Рис. 3.4. Процессы на карусели
Реализуется такой алгоритм так же, как и предыдущий, с помощью организации процессов, находящихся в состоянии готовность, в очередь FIFO. Планировщик выбирает для очередного исполнения процесс, расположенный в начале очереди, и устанавливает таймер для генерации прерывания по истечении определенного
кванта времени. При выполнении процесса возможны два варианта.
Время непрерывного использования процессора, необходимое процессу (остаток текущего
CPU burst ), меньше или равно продолжительности
кванта времени. Тогда процесс по своей воле освобождает процессор до истечения
кванта времени, на исполнение поступает новый процесс из начала очереди, и таймер начинает отсчет
кванта заново.
Продолжительность остатка текущего
CPU burst процесса больше, чем
квант времени. Тогда по истечении этого
кванта процесс прерывается таймером и помещается в конец очереди процессов, готовых к исполнению, а процессор выделяется для использования процессу, находящемуся в ее начале.
Рассмотрим предыдущий пример с порядком процессов p
0
, p
1
, p
2
и величиной
кванта времени равной 4.
Выполнение этих процессов иллюстрируется таблицей
3.2.
Обозначение "И" используется в ней для процесса, находящегося в состоянии исполнение, обозначение "Г" – для процессов в состоянии готовность, пустые ячейки соответствуют завершившимся процессам. Состояния процессов показаны на протяжении соответствующей единицы времени, т. е. колонка с номером 1 соответствует промежутку времени от 0 до 1.
Таблица 3.2.
Время 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
p0И И И И Г Г Г Г Г И И И И И И И И И
p1Г Г Г Г И И И И
p2Г Г Г Г Г Г Г Г И
Первым для исполнения выбирается процесс p
0
. Продолжительность его
CPU burst больше, чем величина
кванта времени, и поэтому процесс исполняется до истечения
кванта, т. е. в течение 4 единиц времени. После этого он помещается в
конец очереди готовых к исполнению процессов, которая принимает вид p
1
, p
2
, p
0
. Следующим начинает выполняться процесс p
1
51
Время его исполнения совпадает с величиной выделенного
кванта, поэтому процесс работает до своего завершения. Теперь очередь процессов в состоянии готовность состоит из двух процессов, p
2
и p
0
. Процессор выделяется процессу p
2
. Он завершается до истечения отпущенного ему процессорного времени, и очередные
кванты отмеряются процессу p
0
– единственному не закончившему к этому моменту свою работу. Время ожидания для процесса p
0
(количество символов "Г" в соответствующей строке) составляет 5 единиц времени, для процесса p
1
– 4 единицы времени, для процесса p
2
– 8 единиц времени. Таким образом, среднее время ожидания для этого алгоритма получается равным (5 + 4 + 8)/3 =
5,6(6) единицы времени. Полное время выполнения для процесса p
0
(количество непустых столбцов в соответствующей строке) составляет 18 единиц времени, для процесса p
1
– 8 единиц, для процесса p
2
– 9 единиц. Среднее полное время выполнения оказывается равным (18 + 8 + 9)/3 = 11,6(6) единицы времени.
Легко увидеть, что среднее время ожидания и среднее полное время выполнения для обратного порядка процессов не отличаются от соответствующих времен для
алгоритма FCFS и составляют 2 и 8 единиц времени соответственно.
На производительность
алгоритма RR сильно влияет величина
кванта времени. Рассмотрим тот же самый пример с порядком процессов p
0
, p
1
, p
2
для величины
кванта времени, равной 1 (см. табл. 3.3.). Время ожидания для процесса p
0
составит 5 единиц времени, для процесса p
1
– тоже 5 единиц, для процесса p
2
– 2 единицы. В этом случае среднее время ожидания получается равным (5 + 5 + 2)/3 = 4 единицам времени. Среднее полное время исполнения составит (18 + 9 + 3)/3 = 10 единиц времени.
Таблица 3.3.
Время 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
p0И Г Г И Г И Г И Г И И И И И И И И И
p1Г И Г Г И Г И Г И
p2Г Г И
При очень больших величинах
кванта времени, когда каждый процесс успевает завершить свой
CPU burst до возникновения прерывания по времени,
алгоритм RR вырождается в
алгоритм FCFS. При очень малых величинах создается иллюзия того, что каждый из n процессов работает на собственном виртуальном процессоре с производительностью
1/n от производительности реального процессора. Правда, это справедливо лишь при теоретическом анализе при условии пренебрежения временами переключения
контекста процессов. В реальных условиях при слишком малой величине
кванта времени и, соответственно, слишком частом переключении контекста накладные расходы на переключение резко снижают производительность системы.
Процесс_Продолжительность_очередного_CPU_burst'>ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ Задача 1.
Пусть в систему одновременно поступают 4 процесса :
Процесс Продолжительность очередного CPU burst P0 2
P1 1
P2 13
P3 8
Построить таблицу и график исполнения процессов по алгоритму планирования
FCFS.
Найти время общее исполнения процессов, среднее время ожидания и среднее время исполнения
Задача 2.
Пусть в систему одновременно поступают 5 процессов :
Процесс Продолжительность очередного CPU burst Время появления в очереди P0 12 1
P1 2
0
52
P2 3
2
P3 4
3
P4 7
0
Построить таблицу и график исполнения процессов по алгоритму планирования FCFS. Найти время общее исполнения процессов, среднее время ожидания и среднее время исполнения
Задача 1.
Пусть в систему одновременно поступают 5 процессов :
Процесс
Продолжительность очередного CPU burst
Время появления в
очереди
P0 12 1
P1 2
0
P2 3
2
P3 4
1
P4 7
0
Построить таблицу и график исполнения процессов по алгоритму планирования RR, квант
времени = 2 . Найти время общее исполнения процессов, среднее время ожидания и среднее время исполнения
Задача 2.
Пусть в систему одновременно поступают 3 процесса :
Процесс
Продолжительность очередного CPU burst
Время появления в
очереди
P0 7
1
P1 8
0
P2 9
0
Построить таблицу и график исполнения процессов по алгоритму планирования RR, квант
времени = 1 . Найти время общее исполнения процессов, среднее время ожидания и среднее время исполнения.
Контрольные вопросы
1. Перечислить известные алгоритмы планирования, использующиеся при краткосрочном планировании.
2. Назвать параметры процессов, используемые в практической работе.
3. Каким недостатком обладает алгоритм FIFO?
4. Каким образом на производительность алгоритма RR влияет величина кванта времени?
5. Назвать особенности алгоритма многоуровневых очередей планирования с обратной связью.
53
Практическое занятие № 12. Сравнение различных программ архивирования Цель работы: ознакомление с назначением архиватора и возможности его настройки.
Задачи работы: Понять принципы работы с программами создания архивов.
Обеспечивающие средства: Электронный учебник, конспект лекций, сборник описаний практических работ по «Операционные системы и среды»; персональный компьютер.
Задание: Изучить назначение и принципы работы настройками архиватора.
Требования к отчету: Итоги практической работы представить в письменном виде.
Технология работы: Программы архивирования данных позволяют за счет применения специальных методов “упаковки” информации сжимать информацию на дисках, т.е.
создавать копии файлов меньшего размера, а также объединять копии нескольких файлов в один файл.
Для ознакомления с принципами и методами создания и обработки архивных файлов, в качестве примера, рассмотрим программу архиватор WinRAR. Для запуска программы
WinRAR необходимо найти на рабочем столе значок и запустить его.