культурология. Культурология. Методические указания по организации практических работ для студентов дневного отделения по специальности 38. 02. 07 Банковское дело повышенный уровень подготовки
Скачать 41.34 Kb.
|
Департамент образования Ивановской области ОГБПОУ «Плесский колледж бизнеса и туризма» ОГСЭ 06. «Культурология Методические указания по организации практических работ для студентов дневного отделения по специальности 38.02.07 «Банковское дело» - повышенный уровень подготовки Преподаватель: Н.С. Сизова с. Северцево, 2015 г. Пояснительная записка Обучение культурологии включает обязательное выполнение и практических работ. Широкое использование практических работ в учебном процессе делает его более интересным, повышает качество обучения, усиливает практическую направленность преподавания, способствует развитию познавательной активности студентов ( и в ходе исследовательской деятельности), их логического мышления и творческой самодеятельности. Кроме того, проведение практических работ при изучении курса культурологии способствует формированию у студентов общеучебных и специальных умений. Практические работы по культурологии ориентированы на достижение следующих целей: - закрепить и расширить знания учебно-теоретического материала, - привить и закрепить навыки работы с различными источниками, - актуализировать знания о культуре разных эпох и стран, - развивать практические умения определять общие и отличительные черты культуры разных стран, - систематизировать и обобщать информацию. Методические рекомендации по выполнению практических работ: Для того чтобы практические работы приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических работах как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения проблемных ситуаций, задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции. При самостоятельном решении задач нужно обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса. Если студент видит несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Полезно до начала вычислений составить краткий план решения проблемы (задачи). Решение проблемных задач или примеров следует излагать подробно, вычисления располагать в строгом порядке, отделяя вспомогательные вычисления от основных. Решения при необходимости нужно сопровождать комментариями, схемами, чертежами и рисунками. Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом. Полученный ответ следует проверить способами, вытекающими из существа данной задачи. Полезно также (если возможно) решать несколькими способами и сравнить полученные результаты. Решение задач данного типа нужно продолжать до приобретения твердых навыков в их решении. Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний студентов преподаватель обращает внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей студентов, дифференцированный подход к организации работы в группе. Исходя из поставленных целей, учитывается: • Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов. • Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений. • Самостоятельность ответа. • Речевую грамотность и логическую последовательность ответа. Оценка качества выполнения практических работ по культурологии Оценка "5" Практическая работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Студенты работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Оценка "4" Практическая работа выполнена студентами в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные преподавателем источники знаний, включая страницы учебного пособия. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы. Оценка "3" Практическая работа выполнена и оформлена студентами с помощью преподавателя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу студентами. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Студенты показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с учебным пособием и дополнительными источниками информации. Оценка "2" Выставляется в том случае, когда студенты оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны преподавателя и хорошо подготовленных студентов неэффективны из-за плохой подготовки студентов. Перечень практических работ по Культурологии Практическая работа №1. Культура первобытной эпохи Практическая работа №2. Культура Древнего Востока Практическая работа №3. Культура Киевской Руси и русских земель Практическая работа №4. Культура России XIV-XVII веков Практическая работа №5. Культура эпохи Возрождения Практическая работа №6. Культура эпохи Просвещения Практическая работа №7. Культура России XVIII века Практическая работа №8. Культура России XIX-XX века Практическая работа №9. Культура Европы XX века Практическая работа №10. Культура СССР и России постсоветского периода Инструкционная карта №1 Культура первобытной эпохи Оборудование: ПК, учебники Цель: продолжить знакомство с культурой первобытной эпохи Литература: Костина А.В. Культурология: учебник / А.В. Костина. – 5-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010. – 336 с. Пояснение к работе Первобытная культура представляет собой наиболее древний тип цивилизации, который определяет человеческую жизнь на протяжении всей истории. Несмотря на то что современные ученые имеют множество различных артефактов, позволяющих узнать примерные даты их появления, все еще не удалось определить временные рамки существования пещерного человека. Известно только то, что рассматриваемая эпоха является наиболее продолжительной, поскольку некоторые племена до сих пор живут в соответствующем строе. Они распространены на территории Африки и Южной Америки. Изучение культуры первобытной эпохи имеет большое теоретическое и практическое значение. История появления человека на Земле, становления человеческого общества, формирования его культуры насчитывает не один миллион лет. Временная масштабность первобытной эпохи уже сама по себе обусловливает ее особое место и значимость в истории человечества. Это, во-первых. Во-вторых, культура первобытной эпохи является фундаментом всей последующей культуры человечества. Здесь ее истоки. Множество явлений жизни современного общества берет свое начало в глубокой древности первобытной эпохи: язык, письменность, искусство, религия, мифология, наука, нравственность, этикет, брак и семья, жилище, одежда и многое другое. В-третьих, многие проблемы целиком или частично решаются на материалах исследования первобытной культуры: история возникновения человека, происхождение рас, народов, появление мифологии, религии, искусства и т. д. В-четвертых, первобытная эпоха не ушла полностью в прошлое. Она еще продолжает существовать в отдельных уголках земного шара: в джунглях Амазонии, в центральных районах Африки, на островах Океании, в глубинных районах Австралии. И наконец, в-пятых, некоторые элементы первобытной культуры сохраняются в жизни современного общества. Это суеверия и предрассудки, магия и колдовство, элементы язычества в существующих религиях и в быту, пережитки анимизма, фетишизма, тотемизма и" другое. Задания Задание 1. Растолкуйте следующие понятия: - архетип; - синкретизм; - палеолит; - мезолит; - неолит; - анимизм; - магия; - симпатическая магия, гомеопатическая магия; - тотемизм; - барельеф; - орнамент. Задание 2. Расскажите о памятниках материальной культуры первобытной эпохи. Майкопская культура, Мезинское искусство, Ориньякская культура, Плужное земледелие, Турбинский могильник. Задание 3. Расскажите о строительном материале первобытной эпохи: дольмен, мегалит, менгиры, мергель. Задание 4. Расскажите о поселениях первобытной эпохи: городище, крепость, стоянка, селище, террамары. Задание 5. Расскажите о погребениях первобытной эпохи: гробницы, курганы, мегалиты, кромлех. Контрольные вопросы: Перечислите известные вам погребения первобытной эпохи. Что такое городище? Из чего делали жилища первобытные люди? Инструкционная карта №2 Культура Древнего Востока Оборудование: ПК, учебники Цель: продолжить знакомство с культурой Древнего Востока Литература: Костина А.В. Культурология: учебник / А.В. Костина. – 5-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010. – 336 с. Пояснение к работе Цивилизации Древнего Востока оставили нам в наследство богатейшие достижения в сфере научных знаний, непревзойденные памятники культуры, несомненно определившие пути развития цивилизаций и государств, пришедших им на смену. Культура Древнего Востока: краткое содержание – именно в таком формате мы попробуем познакомиться с сокровищницей знаний и талантов, умениями и непостижимым гением людей древних эпох. Понятие «Древний Восток» охватывает цивилизации, складывавшиеся с V - IV тысячелетий до н.э. и существовавших до начала нашей эры на огромной территории от Египта до Китая. Этим совершенно условным термином принято обозначать совокупность очень далеких по географическим и хозяйственным условиям областей, оседлых и кочевых народов; обществ, еще не вышедших из состояния первобытности и более продвинутых в своем историческом развитии; племен и народностей, говоривших на десятках языков и веривших в бесчисленное множество богов. Но за всем этим многообразием можно выявить ряд общих черт в социально-экономическом, политическом и культурном развитии. На Востоке возникли древнейшие в мире цивилизации. Почему именно в этом регионе? Определяющую роль сыграли благоприятные природные условия: плодородные земли, жаркий климат, большие реки, разливы которых естественным образом удобряли почву. Именно долины этих рек (Нил, Евфрат, Тигр, Инд, Хуанхэ и др.) стали очагами первых цивилизаций. Особенностью древневосточной экономики было устойчивое сохранение общинной организации. Любое древневосточное государство, за исключением немногих городов, состояло из множества сельских общин, каждая из которых представляла замкнутый мирок. Сама община состояла из ряда отдельных домохозяйств, больших семей или семейных общин. Эта организация сохраняла коллективистские формы жизни и производства и была основой общинно-частного сектора в экономике многих древневосточных государств. Однако функционирование некоторых хозяйств требовало проведения совместных работ по регулированию режима рек, и отдельная община не могла справиться со всем объемом возникающих задач. Только единое хозяйствование могло обеспечить строительство системы каналов, водохранилищ, дамб и плотин. А поскольку в роли организатора этих работ выступали правитель и его бюрократический аппарат, то они рассматривали орошаемую землю в качестве собственной: государственной или царской. На этих землях организовывались крупные царские и храмовые хозяйства. Происходило неизбежное поглощение общинно-частного сектора государственно-храмовым. Таким образом, в цивилизациях Древнего Востока сложились две основные формы собственности: верховная (или общегосударственная) и коллективная (общинная). Задания Задание 1. Растолкуйте следующие понятия: - заупокойный культ; - пирамида; - иероглиф; - сфинкс; - фараон; - жрец; - «Ка» (бессмертие); - храм; - мумия. Задание 2. Составьте иерархию богов: Сарапис, Ра, Осирис, Исида, Маат, Атон. Задание 3. Что вы можете рассказать о Вавилонской башне и «висячих садах» Семирамиды – ассирийской царицы? Кто такой Заратуштра? Задание 4. Растолкуйте следующие понятия: пиктографы, веды, санскрит, варны, брахманы, кшатрии, шудры, джати, неприкасаемые, драхмы, нирвана, джайнизм, сансара, сутры. Задание 5. Расскажите о музыке Древней Индии, о театре «сангит» и об архитектуре. Задание 6. Найдите и расставьте по значимости пантеон китайских богов. Задание 7. Расскажите (по возможности проиллюстрируйте) об архитектуре и технических изобретениях Древнего Китая. Контрольные вопросы: Кто такой Осирис? Перечислите основных индийских богов. Что такое Великая китайская стена? Инструкционная карта №3 Культура Киевской Руси и русских земель Оборудование: ПК, учебники Цель: продолжить знакомство с культурой Киевской Руси и русских земель Литература: Костина А.В. Культурология: учебник / А.В. Костина. – 5-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010. – 336 с. Пояснение к работе Культура Киевской Руси – совокупность всех материальных и духовных ценностей, накопленных в процессе развития русских княжеств с момента зарождения государства в 10 веке и до 13 века включительно. Культура и быт Киевской Руси складываются из дохристианских традиций и язычества, преобразовавшихся после крещения Руси. Письменность Одним из главных показателей наличия собственной культуры является письменность. На Руси письменность в её современном понимании появилась в 10 веке, однако ещё в 9 веке монахами Кириллом и Мифодием был создал алфавит, который потом преобразовался в кириллицу (которая используется поныне). Активное развитие культуры Киевской Руси, в том числе письменности, началось после принятия христианства. Первыми свидетельствами наличия письменности стали берестяные грамоты – кусочки бересты с выдавленными или начертанными записками о повседневной жизни. Первыми книгами стали летописи государства, а также Библия. До появления технологии книгопечатания книги переписывались вручную монахами, которые часто добавляли к тексту свои комментарии и замечания, в результате чего переписанные книги могли сильно отличаться от оригинала. Развитие письменности привело к появлению первых учебных заведений, а также зарождению литературы. Важным этапом в становлении культуры Киевской Руси стало написание и приятие первого свода законом – «Русской правды». Зодчество Особенностью культуры Киевской Руси была её религиозная направленность. На смену деревянному зодчеству пришло каменное строительство. Активно начали возводиться каменные храмы взамен деревянным церквям. Архитектурные традиции каменного строительства на Руси сформировались под воздействием Византийской архитектуры, ведь именно на основе проектов византийских архитекторов строились первые каменные церкви. 989 г. – построена первая каменная церковь в Киеве. 1037 г. – основание Софийского собора в Киеве, одного из ярчайших представителей каменного зодчества Киевской Руси. Живопись На развитие живописи огромное влияние оказало Крещение Руси, которое дало толчок к развитию духовной и материальной культуры Киевской Руси. Появились такие виды изобразительного искусства как фреска и мозаика, которыми стали украшать церкви. Также на Руси появилась иконопись, которая стала занимать одно из самых заметных мест в культуре. Стандарт иконописи пришёл из Византии и первыми мастерами-иконописцами на Руси были приезжие греки, от которых русские мастера переняли мастерство. Также греки привезли с собой искусство росписи, которой украшались стены храмов. Фрески, а зависимости от их расположения, изображали библейские сюжеты или сюжеты из обыденной жизни. К концу 12 века живопись развилась настолько, что стали выделять несколько живописных центров на Руси, у каждого из которых были свои собственные традиции и особенности. Декоративно-прикладное искусство Помимо живописи на Руси было сильно развито декоративно-прикладное искусство – создавались уникальные вещи из эмали, игрушки из глины с особенной росписью, ювелирные украшения и многое другое. Многие из существовавших тогда стилей росписи и ремесленничества остались и по сей день. Основными сюжетами для росписи ДПИ были былины, сказания и сюжеты из фольклора. Фольклор Фольклор на Руси был очень развит и имел огромное значение для культуры Киевской Руси. С древних времён из уст в уста передавались различные сказания и легенды. Особое место занимала обрядовая поэзия – заговоры, песни, заклинания. Активно развивались частушки, присказки, пестушки и многое другое. В середине девятого века появился новый жанр – эпос, который рассказывал о похождениях великих героев, о битвах и завоеваниях. Гораздо позже народный устный эпос и былины легли в основу первых литературных произведений, в том числе знаменитого «Слова о полку Игореве». С развитием письменности и литературы фольклор не только не исчез, но продолжал активно развиваться. В целом, на культуру Киевской Руси огромное влияние оказали следующие события: Появление письменности; Зарождение государственности; Становление христианства. Задания Задание 1. Растолкуйте следующие понятия: - ведическая культура; - фольклор; - этногенез; - Троица; - поучение; - печеры; - житие; - зернь; - коляда; - чара; - волхвы; - идолы; - титлы. Задание 2. Расскажите о верованиях древних славян. Расставьте в иерархическом порядке богов. Задание 3. Что такое узелковая письменность, Велесова книга, кириллица, церковнославянский язык? Задание 4. Прочтите «Повесть временных лет». О каких событиях идет речь? Задание 5. Прочтите «Поучение Владимира Мономаха». Кому оно адресовано? В чем смысл повествования? Задание 6. Расскажите и проиллюстрируйте основные архитектурные памятники. Контрольные вопросы: Назовите основных богов славян. Что такое «Повесть временных лет»? Инструкционная карта №4 Культура Руси XIV – XVII вв. Оборудование: ПК, учебники Цель: продолжить знакомство с культурой Руси XIV – XVII вв. Литература: Костина А.В. Культурология: учебник / А.В. Костина. – 5-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010. – 336 с. Пояснение к работе С закатом Киевской Руси закончился первый цивилизационный цикл в развитии русской культуры. Процесс становления русского культурного архетипа приходится на следующий период в истории России. Он формируется в эпоху Московского царства в XIV— XVII веках. В развитии этих двух цивилизационных циклов есть различия и преемственность. С падением Киевской Руси не был использован путь включения в христианскую цивилизацию, приобщения к европейским ценностям. Происходит формирование московской субкультуры, в становлении которой большую роль сыграл геополитический фактор: срединное положение между цивилизациями Востока и Запада и непримыкание ни к одной из них, перемещение центра страны на северо-восток. На новой почве произошла задержка в развитии переселенцев из Киевской Руси. Под покровительством церкви вырабатывается национальное самосознание. В результате наложения православных ценностей на языческую культуру формируется определенный тип человека. В XIV—XV веках на северо-востоке Руси складывается централизованное государство со столицей в Москве. Социально-политическая система, формировавшаяся в Великорусском государстве, несла на себе черты сильнейшего восточного влияния, особенно с середины XIV века, когда Орда приняла ислам. Подобная «исламизация» некоторых сторон социальной культуры не способствовала смягчению деспотических начал русской жизни и системы государственного управления. Страна оставалась христианской, и драматические события истории восточно-христианской церкви оказали решающее влияние на формирование той системы ценностей и картины мира, которые были характерны для средневековой России. С падением Константинополя в 1454 году Русская православная церковь постепенно обретает самостоятельность и одновременно отдаляется от западного христианского мира. Русь осознает себя единственной защитницей христианства. Она принимает миссию спасения, возрождения и распространения по миру православия. Таким образом, Московская Русь осознает себя «Святой Русью», а Москва — «третьим Римом». Задания Задание 1. Растолкуйте следующие понятия: - фреска, - иконопись, - уния, - «Третий Рим», - секуляризация, - обмирщение, - гражданский шрифт, - скоморохи, - «Московские ведомости». Задание 2. Прочтите «Житие Александра Невского». Что вы можете рассказать о жизни и деятельности этого святого? Задание 3. Прочтите «Домострой». Какую роль в истории русской культуры сыграл этот памятник литературы? Вы хотели бы жить по «Домострою»? Задание 4. Расскажите о памятниках изобразительного искусства Руси XIV – XVII вв. Задание 5. Расскажите о памятниках архитектуры Руси XIV – XVII вв. Контрольные вопросы: Что такое фреска? Перечислите художников Руси XIV – XVII вв. Перечислите архитекторов Руси XIV – XVII вв. Инструкционная карта №5 Культура эпохи Возрождения Оборудование: ПК, учебники Цель: продолжить знакомство с культурой эпохи Возрождения Литература: Костина А.В. Культурология: учебник / А.В. Костина. – 5-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010. – 336 с. Пояснение к работе Возрождение — качественно новый этап в истории западноевропейской культуры. Суть его — переход от эпохи средневекового видения мира к культуре Нового времени. Переход этот совершался во всех областях мировоззрения и мироощущения человека — в науке, религии, искусстве. Ярче всего этот «культурный переворот» выразился в изменении целей и способов творческой деятельности. Новые методы приобретения научных знаний и образования, новая изобразительная система в живописи, новые жанры в литературе, новые формы социального поведения. Культурное движение Возрождения, несмотря на формулу, заключенную в названии, было не возвращением античности (человечество не может вернуться к своему прошлому), а диалогом античной философии и эстетики, христианского мировидения и реалистического сознания нарождавшегося буржуазного общества. В этом диалоге рождались гармония реального и идеального, материально-природного и духовно-божественного, рождался новый тип эстетического сознания. Эпоха Возрождения была не временем воскрешения античной древности, а эпохой рождения принципиально новой европейской культуры. Задания Задание 1. Растолкуйте следующие понятия: - возрождение; - проторенессанс; - «Божественная комедия»; - гуманизм; - антропоцентризм; - пантеизм. Задание 2. Расскажите об истории картины Рембрандта «Даная». Какой сюжет положен в основу картины? Задание 3. Прочитайте «Похвалу глупости» Э. Роттердамского. О чем размышляет автор на страницах своей книги? Можно ли назвать его произведение современным? Задание 4. Расскажите, что вам известно о творчестве Леонардо да Винчи. Какие скульптурные работы вы знаете? Контрольные вопросы: Что такое ренессанс? Кто такой Эразм Роттердамский? Инструкционная карта №6 Культура эпохи Просвещения Оборудование: ПК, учебники Цель: продолжить знакомство с культурой эпохи Просвещения Литература: Костина А.В. Культурология: учебник / А.В. Костина. – 5-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010. – 336 с. Пояснение к работе Просвещением в Европе называется идейное течение среди образованной части населения Европы во второй половине XVII - XVIII вв. Главными идеями Просвещения были: - Идея гуманизма, естественного права каждого человека на признание ценности его личности, на счастье. Личность ценна независимо от ее происхождения, народности, расы. - Осуждение социального неравенства людей, эксплуатации человека человеком. Антифеодальные настроения. - Идея перестройки общества на началах разума и науки. Разум для просветителей - это активное орудие преобразования, а не пассивное вместилище идеально правильных знаний, данных Богом, как рассматривали его классицисты. - Критика церкви, религиозных запретов и предрассудков, критический пересмотр общепринятых духовных и интеллектуальных ценностей. - Осуждение политической тирании. - Идея просвещенного абсолютизма - правители стран должны заботиться о развитии науки и образования среди населения («союз королей и философии») Просвещение в литературе сделало бесценный вклад в развитие такого жанра, как роман. Жанры европейского философского романа и драмы основаны именно просветителями. В центре литературных произведений, написанных просветителями - образ интеллектуального героя, часто деятеля искусства или науки, который стремится реформировать мир или борется за достойное место в жизни. Произведения просветителей наполнены пропагандой чтения книг и образования. Герои выражают авторские идеи лучшего устройства общества. Авторы часто приводят объемные рассуждения своих персонажей, их переписку по поводу проблем экономики, эстетики, религии и церкви, политики, педагогики и др. Выдающиеся представители Просвещения в литературе: Вольтер, Шарль Луи де Монтескье, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Оливер Голдсмит, Михаил Ломоносов, Григорий2 Сковорода. К культурным ценностям эпохи Просвещения следует отнести быстрое распространение газет, начало издания журналов и энциклопедий, а также появление общественных клубов, где проходили дебаты по важным общественным вопросам. Это академии, научные общества, масонские ложи, кружки, светские и художественные салоны и кафе. Задания Задание 1. Каковы предпосылки и основные особенности эпохи Просвещения? Задание 2. Прокомментируйте основные положения «теории естественного права». Задание 3. Охарактеризуйте произошедшие в эпоху Просвещения в системе ценностей. Задание 4. Каковы положения эстетики классицизма XVII в.? Задание 5. Охарактеризовать направления в философии и идеологии, появившиеся в Просвещении. Контрольные вопросы: Что такое Просвещение? Перечислите основные темы сентиментализма. Назовите представителей сентиментализма. Инструкционная карта №7 Культура России XVIII в. Оборудование: ПК, учебники Цель: продолжить знакомство с культурой России XVIII в. Литература: Костина А.В. Культурология: учебник / А.В. Костина. – 5-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010. – 336 с. Пояснение к работе Культура России 18 века имела ключевое значение в развитии государства. Это столетие просвещения и разума. Так отзывались о нем великие мыслители того времени. Культура России 17-18 века считается расцветом эпохи больших общественно-исторических и идейных сдвигов. Последний также ознаменовался борьбой с религиозными догматами и феодально-монархическими устоями. Культура России в 18 веке выделяется утверждением духа свободолюбия и распространением материалистического мировоззрения. Это наиболее ярко отразилось в литературе, науке, философии. Словом, в представительской деятельности крупнейших писателей, философов и ученых того времени. Речь идет о Радищеве, Ломоносове, Шиллере, Гете, Лессинге, Руссо, Вольтере, Гольбахе, Дидро и так далее. Культура России 17-18 века – это знаменательный перелом, с которого начался новый период для государства. Нельзя не принять во внимание трехвековое монгольское завоевание. Из-за него культура России 16-18 века как бы находилась в изоляции. Кроме того, следует отметить влияние православной церкви, которая всеми силами старалась отгородить Русь от "западного" и "еретического". Это также относится и к формам культурного быта, нравам и образованности. Тем не менее, культура России в 18 веке встала на путь общеевропейского развития. Она начала постепенно освобождаться от средневековых оков. Чем примечательна культура России 18 века? Это период развития, прежде всего, светского искусства, а также решительной победы рационалистического мировоззрения над аскетическими и бескомпромиссными догмами религиозной морали. Культура России в 18 веке (картинки будут представлены ниже) дала "мирскому" искусству право на общественное признание. Оно начинает приобретать более важную роль. Речь идет о формировании новых устоев жизни общества, а также системы гражданского образования. Однако культура России в 18 веке не смогла опровергнуть своего прошлого. Да, русские деятели приобщались к богатому духовному наследию Европы. В то же время они не забывали о коренных отечественных традициях, которые накопились за период длительного художественно-исторического развития. То же самое относится и к опыту древнерусского искусства. Чем так интересна культура России 18 века? Кратко рассматривая ее развитие, можно понять, что ее характеризует глубокая преемственность поколений. Благодаря этому она прочно утвердилась в музыке, театре, живописи, зодчестве, поэзии и литературе. В конце столетия русское искусство достигло небывалых высот. Задания Задание 1. Охарактеризуйте эпоху Петра I с точки зрения западников и славянофилов. Задание 2. Чем были обусловлены реформы Петра I и европеизация России? Задание 3. Каким образом развитие русской культуры в начале XVIII в. было связано с развитием науки? Задание 4. В чем состояла суть образовательных реформ Петра I? Задание 5. Чем стал Петербург для России? Чем были обусловлены особенности его архитектурного решения? Задание 6. Каковы особенности европейских стилей в русском варианте? Раскройте особенности русского барокко, русского классицизма. Задание 7. В чем состоят особенности русской литературы XVIII в. в свете идей Просвещения? Контрольные вопросы: Что такое «вольтерьянство»? Автором каких проектов стал Д. Трезини? Какой жанр стал наиболее распространен в русском искусстве XVIII в.? Инструкционная карта №8 Культура России XIX – XX века Оборудование: ПК, учебники Цель: продолжить знакомство с культурой России XIX-XX веков Литература: Костина А.В. Культурология: учебник / А.В. Костина. – 5-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010. – 336 с. Пояснение к работе 19 век – это период общественного подъема. Война 1812 года буквально всколыхнула российское общество. Для русской словесности это время небывалого расцвета. В литературе выделилась три течения: либеральное, демократическое и консервативное. Яркие представители литературы 19 века: Достоевский, Л. Толстой, Некрасов, Чехов, Тургенев, Куприн. Большие изменения произошли в живописи. Самые передовые художники, борющиеся за популяризацию искусства, вышли из Академии художеств и образовали новое объединение – «товарищество передвижников». 19 век – время формирования русской национальной музыкальной школы. Были открыты консерватории и бесплатные музыкальные школы в Москве и Санкт-Петербурге. В это время творили гениальные композиторы: Чайковский, Мусоргский, Римский-Корсаков. Все более значительную роль в общественной жизни начинает играть театр. К. Станиславский и В. Немирович-Данченко создают Московский Художественный Театр. Было реформировано образование. Гимназии были разделены на реальные и классические. Реальные гимназии были ориентированы на изучение точных наук. Были открыты первые женские гимназии. В архитектуре основным стилем был поздний классицизм. Русская культура 20 века – явление интересное и многогранное. Она приходится на переломную эпоху в развитии страны. По уровню образования Россия отставала от других стран. Особенно плачевно обстояли дела с начальным образованием. Процент грамотности среди населения в начале 20 века составлял около 35%. Страна нуждалась в специалистах, и в начале 20 века увеличивается количество вузов. Открывались они и для женщин. Конец 19 и начало 20 века – это «серебряный век» в поэзии и литературе. Появляется множество новых течений: футуризм, символизм, имажинизм. Игорь Северянин, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников – яркие представители авангардного направления в поэзии. Авангард и модернизм проявлялись и в живописи – в полотнах Серова и Врубеля. Советский период культуры 20 века не менее ярок и интересен. Главное место в искусстве стал занимать социалистический реализм – правдивое изображение жизни. Искусство советского периода делится на три больших этапа: «сороковые годы», «шестидесятые» и «восьмидесятые». Задания Задание 1. Каковы принципиальные особенности русской культуры XIX века? Задание 2. В чем состояла суть реформ 1860-х гг. и каково их культурное значение? Задание 3. Каковы основные направления художественной культуры первой половины XIX в.? Задание 4. Каковы особенности «золотого века» русской культуры? Задание 5. Раскройте сущностные черты интеллигенции в России второй половины XIX в. Обратите внимание на ее оппозиционность режиму. Задание 6. Чем была обусловлена демократизация литературы и искусства второй половины XIX в.? Задание 7. Каковы особенности культуры Серебряного века? Задание 8. Раскройте основные принципы символизма, покажите его связь с философией. Контрольные вопросы: Что такое символ? Каких сфер общественной жизни коснулась модернизация российского общества? Какие события повлияли на развитие классической художественной культуры? Инструкционная карта №9 Культура Европы XX века Оборудование: ПК, учебники Цель: продолжить знакомство с культурой Европы XX века Литература: Костина А.В. Культурология: учебник / А.В. Костина. – 5-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010. – 336 с. Пояснение к работе Развитие культуры приобретает особое значение в современном мире. Сохранение культурного наследия, бережное отношение к природным богатствам, поддержание самобытных культур разных народов, установление контактов в целях взаимопонимания и обогащения культур, развитие духовных интересов личности - все это становится всемирными и глобальными проблемами, требующими объединения усилий и энергии политиков, деятелей культуры, каждого человека. От уровня культуры существенно зависит успешная реализация социальных проектов и реформ обновления общества, мир и согласие в межнациональных отношениях, совершенствование качества жизни людей. Культурология, будучи гуманитарной наукой, исследует культуру как исторически развивающееся, многогранное, сложное общественное явление, как способ жизни человека, выражающий предназначение. Поскольку культура охватывает все виды деятельности человека, его помыслы и чувства, разум и волю, то она является неотъемлемым атрибутом человеческого существования. Ни одна сфера жизни - будь то экономика или политика, семья или образование, искусство или нравственность, досуг или спорт - невозможна вне культуры. В ХХ веке научно-технический прогресс неузнаваемо преобразил человеческое общество. В первой половине столетия возникло массовое производство, которое заполнило прилавки магазинов предметами широкого потребления, которые отличались невысоким качеством и низкими доступными ценами. Началась широкомасштабная стандартизация производства и потребления, вкусы и предпочтения людей все больше дезиндивидуализировались. На историческую сцену вышел массовый потребитель, массовое сознание и наконец – массовая культура. Задания Задание 1. Как оценивается западной культуры XX в. в работах западных и отечественных мыслителей? Задание 2. В чем состоят принципы сциентизма и антисциентизма? Задание 3. Каковы принципы европоцентризма и чем объясняется кризис европоцентризма в XX в.? Задание 4. Как оценивали философы XIX-XX вв. феномен массовизации? Задание 5. Каковы основные принципы русского космизма? Задание 6. В чем состоит принцип дегуманизации искусства по Х. Ортеге-и-Гассету? Задание 7. Каковы глобальные проблемы современности, каковы пути их преодоления? Задание 8. Дайте характеристику основным направлениями модернизма: абстракционизму, кубизму, сюрреализму, экспрессионизму, поп-арту и т.п. Контрольные вопросы: Что такое сциентизм? Каковы характерные особенности массовой культуры? Инструкционная карта №10 Культура СССР и России постсоветского периода Оборудование: ПК, учебники Цель: продолжить знакомство с культурой СССР и России постсоветского периода Литература: Костина А.В. Культурология: учебник / А.В. Костина. – 5-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010. – 336 с. Пояснение к работе В развитии советской культуры можно выделить три основных этапа. Первый из них охватывает 1917–1929 гг. и отмечен борьбой между тенденцией к идейному и культурному плюрализму и стремлением партийного государства к подавлению многообразия и созданию тоталитарной культуры. Второй этап приходится на 1929–1956 гг. и характеризуется господством идейно монопольной культуры, доминированием метода социалистического реализма в сфере художественной деятельности. Содержание третьего этапа (1956–1991) определяло новое противостояние плюралистической тенденции, связанной со свободными творческими поисками, партийно-авторитарной регламентации, ослабевшей во времена «перестройки». В постсоветский, переходный, период происходит сложный процесс восстановления нормального развития «полифонического» культуры. Задания Задание 1. В чем состояла культурная сущность революции 1917 г.? Задание 2. Был ли художественный авангард полностью адекватен новым задачам построения будущего? Как воспринимали массы новое искусство конструктивизма, супрематизма, лучизма, футуризма? Приведите примеры внедрения этого искусства в жизнь. Задание 3. Раскройте особенности исторической судьбы авангардного искусства и искусства пролеткульта. Задание 4. Каким образом ориентация на государственность концепции отразилась на иерархии жанров, верхние позиции в которой начали занимать парадный портрет, историческое полотно, монументальная архитектура, песенная опера? Задание 5. Назовите особенности отечественной культуры постперестроечного периода. Задание 6. Можно ли назвать эстетику соцреализма политической мифологией? Почему? Контрольные вопросы: Какие ценностные установки массовая культура формирует в советском российском обществе? Почему язык является интегрирующим средством культуры? |