лекции по информатике 1 к. Методическое пособие конспект лекций по информатике и икт
Скачать 434 Kb.
|
3. Внешняя память Внешняя память (ВЗУ – внешнее запоминающее устройство)– группа устройств, которые предназначены для долговременного хранения больших массивов информации – программ и данных. Перенос программы из внешней памяти в оперативную называется загрузкой программы, а инициирование (начало) ее выполнение называют запуском или передачей управления этой программе. Энергонезависима. В настоящее время в качестве внешней памяти в основном используются гибкие магнитные, жесткие магнитные, оптически и магнитооптические диски. Гибкий магнитный диск (ГМД), накопитель на гибких магнитных дисках (НГМД), флоппи-диск (floppy disk – свободно висящий диск) или просто дискета представляет собой гибкую лавсановую пластинку диаметром 3,5 дюйма, что примерно равно 9 см. Обычно такие диски называют трехдюймовыми. Пластинка покрыта с одной или двух сторон специальным веществом, хорошо сохраняющим состояние намагниченности. Объем трехдюймовой дискеты равен 1,44 Мбайт. Для работы с дискетами в компьютере предусмотрены устройства, которые называются дисководами гибких магнитных дисков или FDD (floppy disk drive – привод флоппи-дисков). Хранение информации на дисках. На рабочие поверхности дискет наносятся концентрические дорожки. Все дорожки пронумерованы, начиная с нуля. Каждая дорожка дискеты состоит из некоторого количества участков – секторов. В стандартном случае сектор имеет объем 512 байтов. Чтение и запись информации осуществляется целым сектором. Сектора дорожки нумеруются с единицы. Первый сектор, расположенный на нулевой дорожке нулевой поверхности любого диска, принято называть начальным, стартовым или boot-сектором. Оптические (лазерные) диски, CD (Compact Disk компакт диски) или CD-ROM (Compact Disk Read Only Memory – память только для чтения на компакт дисках). Диаметр 5,25 дюйма (133 мм). Информация записывается в виде углублений и пиков, расположенных внутри концентрических дорожек. Этот рельеф наносится на диск при его изготовлении механическим путем. Отсюда недостаток – невозможность записывать на них новую информацию. Считывание информации происходит с помощью лазерного луча. Емкость 600-800 Мбайт. Дисковод для оптических дисков называют лазерным проигрывателем или так же – CD-ROM. CD-R (Compact Disk Recordable – записываемый компакт-диск). На диски этого типа можно записать информацию, но только один раз. Относятся к магнитооптическим дискам, т. к. запись информации осуществляется магнитным способом, а считывание – оптическим. Для использования этой технологии требуются специальные диски и дисководы. CD-RW (Compact Disk ReWriteable – перезаписываемые компакт диски) также относятся к магнитооптическим устройствам. DVD (Digital Versatile Disk – цифровой многосторонний диск). Объем диска 17 Гбайт. Кроме сменных дисковых устройств в состав персональных компьютеров включается постоянный, несъемный диск. Обычно его называют жестким магнитным диском – ЖДМ, HDD (Hard Disk Drive – привод жесткого диска) или винчестерским (Winchester – разновидность винтовки, двустволка) диском. Является пакетом дисков, который состоит из нескольких (2-10) жестких металлических пластин. Вся группа дисков размещена в герметичном корпусе, из которого откачивается воздух. Такая конструкция позволяет значительно увеличить плотность записи информации и увеличить объем диска. Объем от сотен мегабайт до нескольких сотен гигабайт. Чтение и запись происходит при помощи головок чтения-записи. Рабочие поверхности жесткого диска состоя из дорожек и секторов. Для повышения скорости выполнения операций чтения и записи на жестких дисках несколько подряд расположенных секторов одной и той же дорожки объединяются в группы, которые называются кластерами (cluster – группа). Кластер состоит из целого числа секторов. Обмен информацией осуществляется отдельными кластерами. Каждое из дисковых устройств, включенных в комплект персонального компьютера, имеет свое собственное обозначение, которое состоит из одной буквы английского алфавита и двоеточия. Жесткий дик всегда принято называть С:. Монитор. Одним из важнейших устройств, применяющихся для вывода информации, является дисплей (display – показ) или монитор (monitor – устройство для слежения, контроля). На экран дисплея выводятся вводимые с клавиатуры данные, результаты из обработки, а также всевозможная служебная информация. Дисплеи бывают монохромные и цветные. По принципу действия основными на сегодняшний день являются мониторы с электронно-лучевой трубкой (ЭЛТ), и жидкокристаллические (ЖК) или LCD-дисплеи (Liquid-Crystal Display), плазменные. ЖК-дисплеи отличаются очень хорошей цветопередачей, малой толщиной, плоским экраном. Плазменные мониторы обладают высоким качеством формируемого изображения и значительными размерами (до 1 м по диагонали при толщине 10 см). Размер экрана измеряется по диагонали в дюймах (обычно 15, 17, 19, 21). Важной характеристикой дисплеев является разрешающая способность экрана, определяющая степень четкости изображения. Разрешающая способность зависит от количества строк на весь экран и количества пикселей в строке. Качество изображения определяется так же зернистостью экрана. Зернистость определяется как расстояние между двумя соседними пикселями. Следующая характеристика дисплеев – частота регенерации (обновления), или частота кадров, которая показывает, сколько раз в секунду обновляется изображение на экране. Для создания изображения на экране дисплея необходим еще один компонент, который называют видеоплатой, видеокартой или видеоадаптером. Видеоадаптер вместе с монитором образуют видеоподсистему компьютера. Адаптером называется устройство, служащее для сопряжения, соединения между собой устройств с разными способами представления информации. Контроллер – устройство, которое по своим функциям похоже на адаптер, однако служит не только для передачи сигналов, ни и берет на себя часть действий по управлению устройством. Именно адаптер определяет разрешающую способность монитора и количество передаваемых цветовых оттенков. Клавиатура. Для ввода информации в компьютер, а также для управления его работой используется клавиатура (keyboard). Заметим, что клавиатуру вместе с дисплеем (а иногда и только клавиатуру) называют консолью. Внешне клавиатура представляет собой матрицу клавиш различного размера. Общее их количество колеблется от 100 до 110. Клавиатура может работать в одном из нескольких режимов – регистров. Различают режимы: – ввода прописных (заглавных, больших)/строчных (маленьких) букв; – ввода русских/латинских букв; – вставки/замены; – цифрового ввода/управления из цифровой клавиатуры. Все клавиши клавиатуры можно разделить на четыре группы: алфавитно-цифровые, цифровые, функциональные и управляющие. Клавиши алфавитно-цифровой группы используются для ввода первичной текстовой информации, занимают левый и центральный участки клавиатуры. На каждой клавише этой группы изображено несколько символов. Нажатие такой клавиши приводит к выводу одного из этих символов. Какой именно символ при этом будет выведен – определяется режимом работы клавиатуры. Цифровая группа находится на правом участке клавиатуры. Клавиши этой группы удобно использовать для ввода больших массивов числовой информации. Кроме того, в режиме управления из цифровой группы эти клавиши дублируют некоторые управляющие клавиши. Функциональные клавиши F1, F2, …, F11, F12 занимают самый верхний ряд клавиатуры. Значение каждой из них определяется выполняющейся в момент нажатия клавиши программой и, как правило, связывается с выполнением некоторой последовательности действий. Например, во многих программах нажатие клавиши F1 приводит к выдаче оперативной подсказки, то есть справки о ситуации, сложившейся на данный момент работы программы, и возможных дальнейших действиях. Последнюю, четвертую группу образуют клавиши управления. Они обычно имеют другой цвет и размещены по периметру алфавитно-цифровой группы, а также между алфавитно-цифровой и цифровой группами. Текстовый курсор – значок, отмечающий позицию вывода на экран монитора очередного символа текста. Сочетание клавиш или клавиатурная комбинация – одновременное нажатие двух или более клавиш клавиатуры. Применение и смысл сочетания клавиш определяется выполняющейся программой. Esc (escape – уходить, избавляться) – отказ. Чаще всего используется для отмены каких-либо заданных ранее действий. Tab (tabulation – составление таблиц) – табуляция. Используется при вводе данных в различного рода таблицы. Нажатие клавиши Tab приводит к перемещению курсора в первую позицию следующей графы. Использование этой клавиши позволяет выравнивать все графы таблицы по левому краю. Caps Lock (capital – прописная буква; lock – замок) – фиксация регистра. Служит для переключения клавиатуры между верхним и нижним регистрами, то есть между режимами ввода прописных и строчных букв. Для индикации текущего режима клавиатуры в верхнем ряду справа имеются три лампочки Num Lock. Caps Lock, Scroll Lock, сигнализирующие об установленном режиме работы клавиатуры. Shift (shift – изменение) – переключение регистра. Основное назначение клавиш Shift состоит в кратковременном переключении между верхним и нижним регистрами. Кроме переключения между регистрами клавиша Shift часто используется в так называемых сочетаниях клавиш, или клавиатурных комбинациях, для изменения основного значения другой клавиши клавиатуры. Ctrl (control – руководство) – управление. Клавиши используются в сочетаниях клавиш для изменения основного значения других клавиш клавиатуры. Alt (alternate – запасной, дополнительный) – дополнение. Используются в сочетаниях клавиш для изменения основного значения других клавиш клавиатуры. Клавиши с названием «Windows» служат для вызова так называемого основного меню. Клавиша «Контекст» служит для вызова так называемого динамического меню. На ней изображен знак меню. Spacebar (space – пространство, интервал; bar – полоса) – пробел. Используется для включения в текст промежутка между словами – пробела. Enter (enter – начинать, приступать) – пуск. Как правило, нажатие этой клавиши является признаком завершения ввода различного рода команд компьютеру и инициирует начало выполнения запрошенных в команде действий. В цифровой группе клавиш имеется дублирующая клавиша Enter. Backspace (back – назад; space – интервал) – возврат на шаг. Служит для уничтожения, стирания символа, находящегося слева от текстового курсора. При этом происходит смещение курсора на одну позицию назад, на место стертого символа. Insert (insert – вставка) – вставка/замена. Используется для переключения между режимами вставки и замены. Delete (delete – вычеркивать, стирать) – удаление. Используется для стирания символа, на который указывает курсор (обычно расположенный справа от курсора). Home (home – дом) – переход в начало строки. End (end – конец) – переход в конец строки. Page Up (page – страница; up – выше) – переход в начало страницы. Группа строк текста, занимающая весь экран целиком, называется экранной страницей. Page Down (page – страница; down – ниже) – в конец страницы. Клавиши управления текстовым курсором (клавиши направлений) – клавиши с изображением стрелок ←, →, ↓, ↑. Клавиши управления курсором используются для перемещения курсора в направлении, соответствующем стрелке. Print Screen (print – печать; screen – экран) – печать экрана. Используется для вывода содержимого экрана монитора на печать, то есть для получения бумажной копии находящегося на экране изображения, а также для так называемого «фотографирования» экрана, при котором текущее изображение, сформированное на экране монитора, сохраняется в памяти компьютера. Scroll Lock (scroll – свиток; lock – замок) – блокировка прокрутки. Разрешает или запрещает перемещение экрана при нажатии клавиш управления курсором. Pause (pause – перерыв; остановка) – пауза. Используется для временного прекращения выполнения какой либо программы. Num Lock (number – число; lock – замок) – блокировка режима цифрового ввода. Клавиши цифровой группы могут использоваться в двух режимах – режиме цифрового ввода и режиме управления. Ctrl + Shift (или Alt + Shift) – смена регистра ввода русских/латинских букв. Манипулятор мышь Это очень простое и удобное устройство ввода, используется для управления работой программ и для ввода простейших видов графической информации – рисунков, чертежей и т. д. Манипулятор мышь представляет собой небольшую коробку, умещающуюся в ладони человека. Эта коробка имеет плоское дно и обычно овальную, по форме руки человека, верхнюю крышку с двумя или тремя клавишами. Кроме клавиш на верхней крышке иногда располагается ролик, который можно легко вращать одним пальцем. Перемещая коробку мыши по поверхности стола, можно совместить указатель мыши с любой точкой на поверхности экрана. Нажатие на одну из клавиш мыши, а также некоторые другие приемы работы с клавишами позволяют задавать выполнение тех или иных действий. Вращение ролика (если он есть) приводит к прокрутке содержимого экрана. В большинстве случаев работа с мышью значительно эффективнее, проще и нагляднее управления с помощью клавиатуры. Дополнительные устройства ЭВМ. Принтер – это устройство для вывода текстовой или графической информации на бумагу. Используемые в настоящее время принтеры по принципу действия можно разделить на три группы – матричные, струйные и лазерные. Печатающие головки матричных принтеров содержат группу (матрицу) иголок, которые, выдвигаясь из головки в определенных комбинациях и ударяя по красящей ленте, оставляют на бумаге изображение символа. Низкое качество печати и скорость печати, высокий уровень шумов при работе устройства. Принцип работы струйных принтеров основан на разбрызгивании микроскопических капелек чернил на бумагу сквозь тонкие сопла (или дюзы) в печатающей головке. Обладают хорошим качеством вывода цветных и графических изображений. Недостатки, засыхание чернил в соплах, требовательность к качеству бумаги, достаточно малый ресурс картриджа с чернилами. Лазерные принтеры используют электрографический способ печати документов. Высокая скорость и высокое качество печати. Отличаются высокой стоимостью и требуют достаточно дорогих расходных материалов: порошка для заправки картриджей – тонера – и специального качества бумагу. Сканер – устройства для ввода изображений в ЭВМ. Предназначен для ввода в память машины более сложный изображений (чертежей, фотографий, иллюстраций и т. д.), чем простые рисунки. Оптическое устройство сканирует изображение, просматривая его узкими горизонтальными полосками, и сформированный сканером машинный код этого изображения передается в память. Для совместной работы со сканером разработаны программы, позволяющие не только сохранять в памяти машины изображение печатного или рукописного текста, но и распознавать этот текст. Для ввода графической информации применяются устройства под названием дигитайзеры (графические планшеты). В основе их действия лежит фиксация положения специального пера относительно планшета или экрана дисплея. В последнем случае перо называется световым. Дигитайзеры могут быть использованы художниками для создания всевозможных рисунков, иллюстраций без промежуточного нанесения на бумагу или иной традиционный носитель. Для подготовки на бумаге различного рода конструкторских документов, чертежей, графиков, рисунков существуют специализированные устройства – графопостроители, или плоттеры. Они позволяют работать с документами очень больших форматов, создавать многоцветные изображения и т. д. Одним из видов манипуляторов, которые довольно широко распространены в мире компьютерных игр, является джойстик. Он, как и мышь, обеспечивает перемещение курсора по экрану. Состоит из подставки с некоторым количеством кнопок и подвижного рычага, который, собственно, и осуществляет перемещение. На нем также расположено несколько кнопок. Трекбол – еще одно похожее на мышь устройство. Трекбол представляет собой стационарно устанавливаемый корпус, на верхней поверхности которого имеется шарик, приводимый в движение рукой. Пенмаус похож на шариковую ручку, на рабочем конце которой находится узел, регистрирующий ее перемещения. Цифровые фотоаппараты и цифровые видеокамеры формируют изображение прямо в цифровом виде. Это позволяет достаточно просто передавать информацию с этих устройств в память компьютера. Для обеспечения возможности работы со звуком в среде мультимедиа к аппаратуре персонального компьютера предъявляются определенные требования. В частности, в комплект машины должны входить: акустические стереоколонки, микрофон и звуковой адаптер (звуковая плата, звуковая карта), который связывает различные акустические устройства с машиной. Тюнеры дают возможность обычной ЭВМ выступать в роли радиоприемника (FM) или телевизора (TV). Модем – это устройство обмена данными между компьютерами по обычной телефонной сети (один из часто используемых способов подключения машины к сети). Для обеспечения надежного электропитания компьютеры иногда оснащаются так называемыми ограничителями напряжения, которые сглаживают резкие скачки напряжения в сети до приемлемого уровня, и источниками бесперебойного питания, которые при внезапном отключении электропитания автоматически подключают на некоторое время автономное питание и позволяют сохранить за этот период результаты текущей работы. Классификация ЭВМ. Методы классификации компьютеров Номенклатура видов компьютеров сегодня огромная: машины различаются по назначению, мощности, размерам, элементной базе и т. д. Поэтому классифицируют ЭВМ по разным признакам. Следует заметить, что любая классификация является в некоторой мере условной, поскольку развитие компьютерной науки и техники настолько бурное, что, например, сегодняшняя микроЭВМ не уступает по мощности миниЭВМ пятилетней давности и даже суперкомпьютерам недавнего прошлого. Кроме того, зачисление компьютеров к определенному классу довольно условно через нечеткость разделения групп, так и вследствии внедрения в практику заказной сборки компьютеров, где номенклатуру узлов и конкретные модели адаптируют к требованиям заказчика. Рассмотрим распространенные критерии классификации компьютеров. Классификация по назначению 1. большие электронно-вычислительные машины (ЭВМ); 2. миниЭВМ; 3. микроЭВМ; 4. персональные компьютеры. Большие ЭВМ (Main Frame) Применяют для обслуживания крупных областей народного хозяйства. Они характеризуются 64-разрядными параллельно работающими процессорами (количество которых достигает до 100), интегральным быстродействием до десятков миллиардов операций в секунду, многопользовательским режимом работы. Доминирующее положение в выпуске компьютеров такого класса занимает фирма IBM (США). Наиболее известными моделями суперЭВМ являются: IBM 360, IBM 370, IBM ES/9000, Cray 3, Cray 4, VAX-100, Hitachi, Fujitsu VP2000. На базе больших ЭВМ создают вычислительный центр, который содержит несколько отделов или групп (структура которого изображена на рис. 2). Штат обслуживания - десятки людей. группа технического обслуживания центральний процессор группа подготовки данных группа системных программистов отдел выдачи результатов группа прикладных программистов группа информационной поддержки Центральный процессор - основной блок ЭВМ, в котором происходит обработка данных и вычисление результатов. Представляет собой несколько системных блоков в отдельной комнате, где поддерживается постоянная температура и влажность воздуха. Группа системного программирования - занимается разработкой, отладкой и внедрением программного обеспечения, необходимого для функционирования вычислительной системы. Системные программы обеспечивают взаимодействие программ с оборудованием, то есть программно-аппаратный интерфейс вычислительной системы. Группа прикладного программирования - занимается созданием программ для выполнения конкретных действий с данными, то есть обеспечение пользовательского интерфейса вычислительной системы. Группа подготовки данных - занимается подготовкой данных, которые будут обработаны на прикладных программах, созданных прикладными программистами. В частности, это набор текста, сканирование изображений, заполнение баз данных. Группа технического обеспечения - занимается техническим обслуживанием всей вычислительной системы, ремонтом и отладкой аппаратуры, подсоединением новых устройств. Группа информационного обеспечения - обеспечивает технической информацией все подразделения вычислительного центра, создает и сохраняет архивы разработанных программ (библиотеки программ) и накопленных данных (банки данных). Отдел выдачи данных - получает данные от центрального процессора и превращает их в форму, удобную для заказчика (распечатка). Большим ЭВМ присуща высокая стоимость оборудования и обслуживания, поэтому работа организована непрерывным циклом. МиниЭВМ Похожа на большие ЭВМ, но меньших размеров. Используют на крупных предприятиях, научных учреждениях и организациях. Часто используют для управления производственными процессами. Характеризуются мультипроцессорной архитектурой, подключением до 200 терминалов, дисковыми запоминающими устройствами, которые наращиваются до сотен гигабайт, разветвленной периферией. Для организации работы с миниЭВМ, нужен вычислительный центр, но меньший чем для больших ЭВМ. МикроЭВМ Доступны многим учреждениям. Для обслуживания достаточно вычислительной лаборатории в составе нескольких человек, с наличием прикладных программистов. Необходимые системные программы покупаются вместе с микроЭВМ, разработку прикладных программ заказывают в больших вычислительных центрах или специализированных организациях. Программисты вычислительной лаборатории занимаются внедрением приобретенного или заказанного программного обеспечения, выполняют его настройку и согласовывают его работу с другими программами и устройствами компьютера. Могут вносить изменения в отдельные фрагменты программного и системного обеспечения. Персональные компьютеры Бурное развитие приобрели в последние 20 лет. Персональный компьютер (ПК) предназначен для обслуживания одного рабочего места и способен удовлетворить потребности малых предприятий и отдельных лиц. С появлением Интернета популярность ПК значительно возросла, поскольку с помощью персонального компьютера можно пользоваться научной, справочной, учебной и развлекательной информацией. Персональные компьютеры условно можно поделить на профессиональные и бытовые, но в связи с удешевлением аппаратного обеспечения, грань между ними размывается. С 1999 года введен международный сертификационный стандарт - спецификация РС99: 1. массовый персональный компьютер (Consumer PC) 2. деловой персональный компьютер (Office PC) 3. портативный персональный компьютер (Mobile PC) 4. рабочая станция (WorkStation) 5. развлекательный персональный компьютер (Entertaiment PC) Большинство персональных компьютеров на рынке подпадают до категории массовых ПК. Деловые ПК - имеют минимум средств воспроизведения графики и звука. Портативные ПК отличаются наличием средств коммуникации отдаленного доступа (компьютерная связь). Рабочие станции - увеличенные требования к устройствам хранения данных. Развлекательные ПК - основной акцент на средствах воспроизведения графики и звука. Классификация по уровню специализации 1. универсальные; 2. специализированные. На базе универсальных ПК можно создать любую конфигурацию для работы с графикой, текстом, музыкой, видео и т. п.. Специализированные ПК созданы для решения конкретных задач, в частности, бортовые компьютеры в самолетах и автомобилях. Специализированные миниЭВМ для работы с графикой (кино - видеофильмы, реклама) называются графическими станциями. Специализированные компьютеры, объединяющие компьютеры в единую сеть, называются файловыми серверами. Компьютеры, обеспечивающие передачу информации через Интернет, называются сетевыми серверами. Классификация по размеру 1. настольные (desktop); 2. портативные (notebook); 3. карманные (palmtop). Наиболее распространенными являются настольные ПК, которые позволяют легко изменять конфигурацию. Портативные удобны для пользования, имеют средства компьютерной связи. Карманные модели можно назвать "интеллектуальными" записными книжками, разрешают хранить оперативные данные и получать к ним быстрый доступ. Классификация по совместимости Существует великое множество типов компьютеров, которые собираются из деталей, изготовленных разными производителями. Важным является совместимость обеспечения компьютера: 1. аппаратная совместимость (платформа IBM PC и Apple Macintosh) 2. совместимость на уровне операционной системы; 3. программная совместимость; 4. совместимость на уровне данных. Архитектура современных суперЭВМ В этом обзоре не имеет смысла останавливаться на деталях классификации архитектуры суперкомпьютеров [3,4], ограничимся только рассмотрением типичных архитектур суперЭВМ, широко распространенных сегодня, и приведем классическую систематику Флинна [5]. В соответствии с ней, все компьютеры делятся на четыре класса в зависимости от числа потоков команд и данных. К первому классу (последовательные компьютеры фон Неймана) принадлежат обычные скалярные однопроцессорные системы: одиночный поток команд - одиночный поток данных (SISD). Персональный компьютер имеет архитектуру SISD, причем не важно, используются ли в ПК конвейеры для ускорения выполнения операций. Второй класс характеризуется наличием одиночного потока команд, но множественного nomoka данных (SIMD). К этому архитектурному классу принадлежат однопроцессорные векторные или, точнее говоря, векторно-конвейерные суперкомпьютеры, например, Cray-1 [6]. В этом случае мы имеем дело с одним потоком (векторных) команд, а потоков данных - много: каждый элемент вектора входит в отдельный поток данных. К этому же классу вычислительных систем относятся матричные процессоры, например, знаменитый в свое время ILLIAC-IV. Они также имеют векторные команды и реализуют векторную обработку, но не посредством конвейеров, как в векторных суперкомпьютерах, а с помощью матриц процессоров. К третьему классу - MIMD - относятся системы, имеющие множественный поток команд и множественный поток данных. К нему принадлежат не только многопроцессорные векторные суперЭВМ, но и вообще все многопроцессорные компьютеры. Подавляющее большинство современных суперЭВМ имеют архитектуру MIMD. Четвертый класс в систематике Флинна, MISD, не представляет практического интереса, по крайней мере для анализируемых нами компьютеров. В последнее время в литературе часто используется также термин SPMD (одна программа - множественные данные). Он относится не к архитектуре компьютеров, а к модели распараллеливания программ и не является расширением систематики Флинна. SPMD обычно относится к MPP (т. е. MIMD) - системам и означает, что несколько копий одной программы параллельно выполняются в разных процессорных узлах с разными данными. Интересно также упомянуть о принципиально ином направлении в развитии компьютерных архитектур - машинах потоков данных[7]. В середине 80-х годов многие исследователи полагали, что будущее высокопроизводительных ЭВМ связано именно с компьютерами, управляемыми потоками данных, в отличие от всех рассмотренных нами классов вычислительных систем, управляемых потоками команд. В машинах потоков данных могут одновременно выполняться сразу много команд, для которых готовы операнды. Хотя ЭВМ с такой архитектурой сегодня промышленно не выпускаются, некоторые элементы этого подхода нашли свое отражение в современных суперскалярных микропроцессорах, имеющих много параллельно работающих функциональных устройств и буфер команд, ожидающих готовности операндов. В качестве примеров таких микропроцессоров можно привести HP РА-8000 [8] и Intel Pentium Pro [9]. В соответствии с классификацией Флинна, рассмотрение архитектуры суперЭВМ следовало бы начать с класса SISD. Однако все векторно-конвейерные (в дальнейшем - просто векторные) суперЭВМ имеют архитектуру "не меньше" SIMD. Что касается суперкомпьютерных серверов, использующих современные высокопроизводительные микропроцессоры, таких как SGI POWER CHALLENGE на базе R8000 или DEC AlphaServer 8200/8400 на базе Alpha 21164, то их минимальные конфигурации бывают однопроцессорными. Однако, если не рассматривать собственно архитектуру этих микропроцессоров, то все особенности архитектуры собственно серверов следует анализировать в "естественной" мультипроцессорной конфигурации. Поэтому начнем анализ суперкомпьютерных архитектур сразу с класса SIMD. 4. Контрольные вопросы 1. Что включают в себя аппаратные средства? 2. Перечислите периферийные устройства. 3. В чем заключается схема фон Неймана? 4. Какие внешние устройства существуют? 5. Что такое материнская плата? 6. Какие устройства входят в состав системного блока? |