Главная страница

Методики. Методика диагностики межличностных отношений Лири


Скачать 6.02 Mb.
НазваниеМетодика диагностики межличностных отношений Лири
АнкорМетодики .doc
Дата28.04.2017
Размер6.02 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМетодики .doc
ТипДокументы
#6178
страница8 из 18
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   18

Тест "Есть ли у Вас невроз?"


Ознакомившись с вопросом или суждением, надо ответить "да" или "нет". 1. Считаете ли Вы, что внутренне напряжены? 2. Я часто так сильно во что-то погружен, что не могу заснуть. 3. Я чувствую себя легко ранимым. 4. Мне трудно заговорить с незнакомыми людьми. 5. Часто ли без особых причин у Вас возникает чувство безучастности и усталости? 6. У меня часто возникает чувство, что люди меня критически рассматривают. 7. Часто ли Вас преследуют бесполезные мысли, которые не выходят из головы, хотя Вы стараетесь от них избавиться? 8. Я довольно нервный. 9. Мне кажется, что меня никто не понимает. 10. Я довольно раздражительный. 11. Если бы против меня не были настроены, мои дела шли бы более успешно. 12. Я слишком близко и надолго принимаю к сердцу неприятности. 13. Даже мысль о возможной неудаче меня волнует. 14. У меня были очень странные и необычные переживания. 15. Бывает ли Вам то радостно, то грустно без видимых причин? 16. В течение всего дня я мечтаю и фантазирую больше, чем нужно. 17. Легко ли изменить Ваше настроение? 18. Я часто борюсь с собой, чтобы не показать свою застенчивость. 19. Я хотел бы быть таким же счастливым, какими кажутся другие люди. 20. Иногда я дрожу или испытываю приступы озноба. 21. Часто ли меняется Ваше настроение в зависимости от серьезной причины или без нее? 22. Испытываете ли Вы иногда чувство страха даже при отсутствии реальной опасности? 23. Критика или выговор меня очень ранят. 24. Временами я бываю так беспокоен, что даже не могу усидеть на одном месте. 25. Беспокоитесь ли Вы иногда слишком сильно из-за незначительных вещей? 26. Я часто испытываю недовольство. 27. Мне трудно сконцентрироваться при выполнении какого-либо задания или работы. 28. Я делаю много такого, в чем приходится раскаиваться. 29. Большей частью я счастлив. 30. Я недостаточно уверен в себе. 31. Иногда я кажусь себе действительно никчемным. 32. Часто я чувствую себя просто скверно. 33. Я много копаюсь в себе. 34. Я страдаю от чувства неполноценности. 35. Иногда у меня все болит. 36. У меня бывает гнетущее состояние. 37. У меня что-то с нервами. 38. Мне трудно поддерживать разговор при знакомстве. 39. Самая тяжелая борьба для меня - это борьба с самим собой. 40. Чувствуете ли Вы иногда, что трудности велики и непреодолимы? Обработка данных. Надо подсчитать количество утвердительных ответов: если получено более 24 баллов - это говорит о высокой вероятности невроза. Еще раз подчеркнем, что методика дает лишь предварительную и обобщенную информацию. Окончательные выводы можно делать лишь после подробного изучения личности. Возникновению невроза обычно предшествует процесс невротизации. Невротизация - это состояние эмоциональной нестабильности, которое может привести к неврозу и невротической тенденции в поведении личности.

Метод цветовых выборов


Метод цветовых выборов представляет собой адаптированный вариант

цветового теста Люшера.

Разработка теста базируется на чисто эмпирическом подходе и

изначально связана с установкой на изучение эмоционального и

физиологического состояния человека в целях дифференцированного

психотерапевтического подхода и для оценки эффективности коррекционного

воздействия. Опыт применения восьмицветового теста Люшера в отечественных условиях не только подтвердил его эффективность, но и позволил осмыслить его феноменологию в

контексте современного научного мировоззрения. Его преимущество перед

многими другими личностными тестами в том, что он лишен культурно-

этнических основ и не провоцирует (в отличие от большинства других,

особенно вербальных тестов) реакций защитного характера. Методика выявляет

не только осознанное, субъективное отношение испытуемого к цветовым

эталонам, но в основном его неосознанные реакции, что позволяет считать

метод глубинным, проективным.

Цветовое виденье связано в равной степени с восприятием каждого

конкретного цвета как через призму опосредующего субъективного опыта, так и

через реакции "старого мозга", т.е. диэнцефальной области, которая является

дирижером в сложном оркестре автономных систем организма. Особенно

показательно в этом плане переплетение психологических аспектов актуального

состояния человека с симпатико-парасимпатическими характеристиками,

связанными с функциями гипофиза. Они, как известно, в значительной степени

влияют на фон настроения, общую психическую активность, побудительную

силу мотивационной сферы, напряженность потребностей. Методика выявляет

порог восприимчивости зрительного анализатора испытуемого: этот порог, как

показывает опыт, в значительной степени обусловлен преобладанием

трофотропных (стремление к покою) или эрготропных (стремление к

активности) тенденций в рамках вегетативного баланса. В то же время выбор

цветового ряда зависит как от набора устойчивых личностных характеристик,

так и от актуального состояния, обусловленного конкретной ситуацией.

Тест Люшера в оригинале представлен в двух вариантах: полное

исследование с помощью 73 цветовых таблиц и краткий тест с использованием

восьмицветового ряда. Первый из них достаточно громоздок и представляет

ценность скорее всего в тех случаях, когда цветовой тест является

единственным инструментом психодиагностического исследования. При этом конечный результат исследования представляет собой не столь

обширную информацию по сравнению с затраченным временем и усилиями.

Лаконичность и удобство применения восьмицветового ряда является большим

преимуществом сокращенного варианта, тем более, что в приложении к батарее

тестовых методик надежность полученных данных повышается,

Процедура обследования протекает следующим образом: испытуемому

предлагается выбрать из разложенных перед ним таблиц самый приятный цвет,

не соотнося его ни с расцветкой одежды (идет ли к лицу), ни с обивкой мебели,

ни с чем-либо другим, а только сообразуясь с тем, насколько этот цвет

предпочитаем в сравнении с другими при данном выборе и в данный момент.

Раскладывая перед обследуемым цветовые эталоны, следует использовать

индифферентный фон. Освещение должно быть равномерным, достаточно

ярким (лучше проводить исследование при дневном освещении). Расстояние

между цветовыми таблицами должно быть не менее 2 см. Выбранный эталон

убирается со стола или переворачивается лицом вниз. При этом психолог

записывает номер каждого выбранного цветового эталона. Запись идет слева

направо. Номера, присвоенные цветовым эталонам таковы: темно-синий -1,

сине-зеленый - 2, оранжево-красный - 3, желтый - 4, фиолетовый - 5,

коричневый - 6, черный - 7, серый - 0.

Каждый раз испытуемому следует предложить выбрать наиболее

приятный цвет из оставшихся, пока все цвета не будут отобраны. Через две -

пять минут, перемешав их предварительно в другом порядке, цветовые таблицы

нужно снова разложить перед испытуемым и полностью повторить процедуру

выбора, сказав при этом, что исследование не направлено на изучение памяти и

что он волен выбирать заново нравящиеся ему цвета так, как ему это будет

угодно.

М. Люшер допускает интерпретацию данных

тестирования и на основании однократного выбора. Функция цвета,

отражающая субъективное отношение испытуемого к выбранным цветам,

определяется и кодируется следующим образом: явное предпочтение

обозначается знаком "+", который присваивается первым двум предпочитаемым

цветам. Из них цвет, стоящий на первой позиции, определяет "основной способ

действия", а на второй - "цель", к которой стремится испытуемый. Просто

"предпочтение" (3-я и 4-я позиции) отмечается знаком "*" и указывает на

"истинное положение вещей"(ситуацию) и "образ действия", вытекающий из

данной ситуации. "Безразличие " (5-я и 6-я - позиции) обозначается знаком "=" и

указывает на невостребованные в данный момент резервы, индифферентную

зону, бездействующие свойства личности. "Неприятие" (антипатия) - 7-я и 8-я

позиции, им присваивается знак "-", их функциональное значение -

"подавленные потребности". Таков классический подход к интерпретации

цветового ряда по Люшеру.

Цвета разделяются на основные (1 - темно-синий, 2 - сине-зеленый, 3 -

оранжево-красный и 4 - светло-желтый) и дополнительные, среди которых 7

(черный) и 0 (серый) - ахроматические, а 5 (фиолетовый) и 6 (коричневый) -

смешанные. Основные цвета символизируют базисные психологические

потребности, которые Люшер обозначил как потребность в удовлетворении и

привязанности (синий цвет), потребность в самоутверждении (зеленый),

потребность "действовать и добиваться успеха" (красный) и потребность

"смотреть вперед и надеяться" (желтый). Поэтому они в норме и при полной

уравновешенности, по мнению автора, должны находиться на первых позициях.

Дополнительным цветам не придается значимость, приравниваемая

потребностной сфере. Их роль как бы разделяющая или разбавляющая. По

мнению Люшера, они не являются психологическими "первоэлементами" и

включены в эксперимент в основном для расширения сферы действия основных

цветов, их более свободного перемещения на ту или иную позицию ряда.

Символика каждого цвета уходит корнями в отдаленные периоды

истории существования человека на земле. Ночь, символом которой является

синий цвет, издревле несла человеку покой, расслабление, сон. Солнце, яркость

зарождающегося дня (желтый цвет) вызывали надежду, побуждали к

активности. Красный цвет - окраска цветов, плодов, крови, эротогенных зон

человеческого тела - отражение охотничьих инстинктов, эротического влечения,

стремления к овладению благами окружающей жизни. Зеленый -цвет травы,

кустарников и деревьев - мог служить символом зашиты, маскировки,

затаенности. Серый - как отсутствие цвета - трактуется как разделяющий,

отгораживающий. Черный символизирует отрицание ярких красок жизни и

самого бытия. Коричневый цвет представляет собой смешение оранжевого и

черного, а фиолетовый - красного и синего. Исходя из символики цветов и

накопленного практического опыта, структурное значение темно-синего цвета

характеризуется как концентричность, (т.е. сосредоточенность на внутренних

проблемах), пассивность, глубина переживаний, чувствительность,

гетерономность (т.е. зависимость от внешних воздействий), его эмоциональный

оттенок по Люшеру - спокойствие, удовлетворенность, привязанность,

нежность, любовь. По данным автора руководства предпочтение

синего цвета означает насущную потребность в спокойствии вечно

неудовлетворенной ранимой личности.

Зеленый цвет по Люшеру символизирует упругость воли (по данным

автора книги - ригидность, тугоподвижность), концентричность, пассивность,

оборонительные тенденции, автономность (независимость), неизменность,

тенденцию к удерживанию, собственничеству. Его аффективные аспекты -

настойчивость, самоуверенность, упрямство и самоуважение.

Оранжево-красный символизирует силу воли и является эксцентричным

(направленным вовне), активным, наступательно агрессивным, автономным,

локомоторным, конкурирующим, оперативным. Его аффективные аспекты -

желание, возбудимость, властность, сексуальность. (Структурные значения

здесь приводятся буквально, описательная их форма подчеркивает

эмпирический характер основ методики и интерпретационных посылок).

В своих более поздних публикациях М.Люшер соотносит

предпочтительный цветовой выбор с гиппократовской типологией следующим

образом: синий цвет - флегматик, зеленый - меланхолик, желтый - сангвиник и

красный - холерик, что не только не подтверждается на практике, но и

противоречит его собственным характеристикам. Многолетний опыт

применения цветового теста в сопоставлении с данными других методик и

результатами объективного наблюдения позволяют автору данной книги с

убежденностью утверждать, что красный цвет соответствует сангвиническому

темпераменту (если уж придерживаться этой классификации), синий -

меланхолическому, зеленый - флегматическому, а желтый ближе к

холерическому.

 

Если психология восприятия цвета (согласно предшествующему опыту

применения цветового теста) ориентирована на сиюминутное эмоциональное

состояние, то последующий опыт применения методики показал, что даже в

однотипных ситуациях реакции людей отличаются в зависимости от исходной

индивидуально-типологической основы индивида. А это значит, что в каждом
конкретном случае мы изучаем не просто состояние, а реакцию определенной

личности на конкретную ситуацию, т.е. мы изучаем личность и диапазон ее

изменчивости под влиянием внешних обстоятельств. Об этом свидетельствует

наличие устойчивых пар цветового выбора, а также динамика цветового

выбора, когда при изменении состояния наиболее значимые цветовые эталоны

передвигаются с первых позиций на последние (и наоборот), сохраняя

актуальность символизируемой ими ведущей потребности.

Опыт применения восьмицветового теста в комплексном исследовании с

применением других хорошо апробированных тестовых методик показал, что

при правильном понимании и оценке результатов исследования метод цветовых

выборов (МЦВ) может выявлять не только ситуативно обусловленные реакции,

но и устойчивые индивидуально-личностные свойства, определяющие

известную избирательность, тропизм (неосознаваемое влечение) в отношении

выбора .сферы интересов, способа самореализации в профессиональной

деятельности, особенностей межличностного поведения, а также защитные и

компенсаторные механизмы, проявляющиеся при эмоциональной

напряженности.

Сопоставление цветовых выборов дает представление о тех тенденциях,

которые подвержены наибольшей вариабельности и создают некий резерв

адаптивного механизма, о чем речь пойдет позже. В рамках упомянутого выше

концептуального подхода вслед за показателями других психодиагностических

методов в стройную интерпретационную схему укладываются и результаты

МЦВ. В первую очередь, очевидным является тот факт, что показатели слабости

нервных процессов, трофотропные тенденции - как базис константных

личностных свойств - отражаются сочетанием "концентричных" (1 и 2 ) цветов

на первых позициях цветового ряда, в то время, как "эксцентричные" цвета (3 и

4) выявляют принадлежность к сильному типу ВНД. При этом наиболее

"чистый" вариант слабого типа выявляется в основном концентричным

гетерономным синим цветом, а сочетание синего (1-й цветовой эталон) с

зеленым (2-й цветовой эталон) свойственно смешанному типу реагирования,

т.к. содержит в себе характеристики оборонительно-защитного,

экстрапунитивного свойства и отличается большей волевой направленностью,

чем "чистый" слабый (пассивно-созерцательный, интровертированный) тип

реагирования, свойственный только синему цвету.

В то же время наиболее "чистый" вариант стенического типа отражается

характеристиками красного цвета: сочетание красного с желтым выявляет

эмоциональный паттерн менее устойчивый, лабильный, а стиль деятельности -

недостаточно целенаправленный, т.е. этот тип реагирования также является

смешанным. Таким образом, интерпретационная схема метода цветовых

выборов включает в себя два полярных типа - сильный и слабый -и два

смешанных. Связь основных цветов со свойствами нервной системы

выявляется соотношением желтого (4) с лабильностью, красного (3) - с

динамичностью по отношению к возбуждению, зеленого (2) - с инертностью,

синего - с динамичностью по отношению к торможению, желтого и красного - с

высокой внешней реактивностью при низкой интрапсихической активности,

синего и зеленого - с низкой внешней реактивностью при высокой

интрапсихической активности.

Таким образом, каждый основной цвет определяет ведущую тенденцию,

придающую типологическую очерченность эмоционально-динамическому

паттерну, который проявляется силой и направленностью мотивов,

индивидуальным стилем переживания и межличностного поведения, типом

восприятия и переработки информации об окружающем мире, т.е. стилем

мышления.

Следует отметить, что и сам М.Люшер позже пришел к той идее, что

основные цвета соотносятся с определенным индивидуально-философским

содержанием, позволяющим обрисовать целостный портрет личности, но эти

его публикации появились гораздо позже. Однако и в поздних своих работах

М.Люшер остается верным себе: вместо обобщенной идеи, указывающей на

корневую природу того или иного типа личности, когда причинно-следственные

связи позволяют выводить частные проявления из краеугольного фундамента

теоретической парадигмы, бесконечно уважаемый и талантливый автор
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   18


написать администратору сайта