Главная страница
Навигация по странице:

  • ВВЕДЕНИЕ Актуальность

  • Объект исследования

  • 1.2 Особенности выполнения гимнастических упражнений на бревне

  • 1.3 Классификация и структурные типы упражнений на бревне

  • 1.4 Базовые акробатические упражнения на бревне

  • ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 6-8 ЛЕТ 2.1 Анатомо-физиологические особенности детей 6-8 лет

  • ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯМ НА БРЕВНЕ 3.1 Подготовленность гимнасток для выполнения упражнений на бревне

  • 3.2 Методика обучения упражнениям на бревне

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  • Курсовая. Методика обучения упражнения элементам на бревне детей 68 лет


    Скачать 62.65 Kb.
    НазваниеМетодика обучения упражнения элементам на бревне детей 68 лет
    Дата01.04.2023
    Размер62.65 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая.docx
    ТипКурсовая
    #1030106

    Государственное автономное образовательное учреждение

    профессионального образования

    «Училище олимпийского резерва Пензенской области»
    КУРСОВАЯ РАБОТА

    По дисциплине: «ТиПАМР»

    на тему: «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ НА БРЕВНЕ ДЕТЕЙ 6-8 ЛЕТ»


    Выполнил:

    студент 3 курса

    Зыбайло К.С.

    Руководитель:

    Чистякова С.В.


    2022

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………

    3

    ГЛАВА 1. ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА БРЕВНЕ……………………………………………………..……………..


    5

    1.1 Характеристика упражнений на бревне и тенденции их развития…………………………………………………………………….


    5

    1.2 Особенности выполнения гимнастических упражнений на бревне ……………………………………………………………………..


    7

    1.3 Классификация и структурные типы упражнений на бревне.

    11

    1.4 Базовые акробатические упражнения на бревне …………..

    12

    ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 6-8 ЛЕТ……………………

    15

    2.1 Анатомо-физиологические особенности детей 6-8 лет…….

    15

    ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯМ НА БРЕВНЕ…………………………………………………………………….


    18

    3.1 Подготовленность гимнасток для выполнения упражнений на бревне…………………………………………………………………...


    18

    3.2 Методика обучения упражнениям на бревне………………..

    20

    ВЫВОДЫ……………………………………………………………

    27

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………

    28


    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность. Упражнения на бревне являются одним из самых сложных видом женского гимнастического многоборья, на котором ведущую роль играет сохранение устойчивости тела в условиях, когда возможности ее восстановления с помощью физической силы чрезвычайно ограничены, когда единственное «оружие» - точность движений и тонкость «чувство равновесия» [22].

    Особенно ярко это проявляется при выполнение акробатических упражнений. Причем количество таких упражнений и связок, из года в год, все увеличивается, они являются основной причиной значительного числа ошибок и падений со снаряда

    На этапе начальной специализированной подготовки очень важно заложить надежный фундамент для формирования основ рациональной техники выполнения перспективных упражнений. Отсутствие единства взглядов среди специалистов на сущность и механизмы формирования локальных двигательных навыков, четких представлений о наиболее важных узловых моментах их техники, ведет к разногласиям в решении вопроса о содержание учебно-тренировочных занятий с юными гимнастками, методах и средствах их подготовки.

    В ряде работ указывается на различные причины, повышающие надежность выполнения элементов и комбинаций на бревне. Это - недостаточная специальная физическая, техническая и специально-двигательная подготовка, ошибки в методике обучения, а также психологические факторы [21].

    Однако имеются специфические особенности выполнения упражнений на узкой поверхности снаряда, возвышающейся над уровнем пола. Даже такие простые и естественные движения как ходьба, не могут быть перенесены в натуральном виде с пола на бревно. 

    Цель работы: изучить методику обучения упражнениям на бревне детей 6-8 лет.

    Для достижения поставленной в работе цели необходимо выполнить ряд задач:

    • охарактеризовать упражнения на бревне и произвести их классификацию;

    • выявить основы техники упражнений и базовые упражнения на бревне

    • изучить анатомо-физиологические особенности развития гимнасток 6-8 лет.

    Объект исследования: тренировочный процесс гимнасток 6-8 лет.

    Предмет изучения: методика обучения упражнениям на бревне гимнасток 6-8 лет.
    ГЛАВА 1. ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА БРЕВНЕ
    1.1 Характеристика упражнений на бревне и тенденции их развития

    Упражнения на бревне – наиболее специфический вид женского гимнастического многоборья, первоначально целиком построенный на требованиях к сохранению равновесия и вместе с тем утверждающий приоритет точности, изящества действий как бы в противовес силе и атлетизму в мужской гимнастике. С течением времени, однако, эти особенности бревна как вида многоборья сгладились, т.к. в программах сильнейших гимнасток все большее место занимают упражнения, требующие незаурядной силы, прыгучести, смелости.

    Современные упражнения на бревне это, по существу (с отдельными оговорками), вольные упражнения, перенесенные на узкую опору, включая весьма сложные акробатические прыжки, исполняемые не только в соскок, но и с возвращением на опору[1].

    В настоящее время на уровне высшего спорта выделяются следующие основные тенденции в развитии упражнений на бревне:

    – неуклонно повышается сложность прыжковых акробатических упражнений, выполняемых на бревне, в особенности – элементов, выполняемых в соединениях;

    – техника акробатических прыжков становится все более универсальной и по параметрам отталкивания, продвижения по опоре, скорости движения все больше приближается к параметрам традиционной акробатики на помосте и дорожке;

    – постепенно увеличивается удельный вес сложных наскоков на бревно, выполняемых в форме акробатических прыжков с мостика на снаряд;

    – расширяется набор доступных гимнасткам силобалансовых упражнений типа жимов в стойку, силовых равновесий, стоек на руках и одной руке, каскадов силобалансовых элементов;

    – несмотря на все более плотное наполнение упражнений на бревне сложными трюковыми, в особенности акробатическими элементами (которые вытесняют другие компоненты комбинаций), сохраняется важная роль хореографической подготовки на бревне, вплоть до систематического использования движений под музыку, выполнения на нем разминки и др.;

    – в тренировочной практике все больше применяются специальные устройства для совершенствования технической подготовки на бревне – модернизированные, в том числе «подпружиненные» бревна, бревна с измененной геометрией (зауженные, укороченные, низкие и др.). В недалеком будущем возможно (и весьма желательно) введение в стандартную практику упругого бревна, которое не только увеличило бы возможности развития этого вида, но и сделало бы его менее травмоопасным.

    Процесс усложнения произвольных упражнений в гимнастике объясняется повышением культуры тренировки, возросшим уровнем знаний тренеров, модернизацией гимнастических снарядов и оборудования[5].

    Дальнейшее прогрессирование исполнительского мастерства, характеризующегося предельно рациональным исполнением упражнений на бревне - одна из основных тенденций их развития [2].

    В правилах судейства женских соревновании по спортивной гимнастике, все упражнения на бревне представлены следующими группами: наскоки, прыжки с одной и двух ног и подскоки, повороты, удержание и акробатические элементы без полета, акробатические элементы с полетом, соскоки [16].

    Анализ правил соревнований и требований, предъявляемых правилами к составлению комбинаций, позволил сделать вывод о преимущественном насыщении комбинаций на бревне различными элементами, но преимущество уделяется акробатике. За счет выполнения акробатических связок и сложных акробатических элементов повышается трудность комбинаций. Количество сложных прыжков и поворотов минимально, т.е. столько, сколько требуют правила соревнований. Поэтому акробатизация - одна из основных тенденции развития упражнений на бревне.

    Еще одно направление - это поиск несложных, оригинальных и характерных только для бревна упражнений. Основой композиционного построения комбинаций на бревне является динамичность, отсутствие неоправданных остановок. Рациональное распределение отдельных элементов в композиции способствует демонстрации всех двигательных возможностей гимнасток [23].

    Таким образом, современные требования, предъявляемые к содержанию упражнений на бревне, приводят к необходимости развития высокой степени универсальности двигательных способностей гимнасток.

    1.2 Особенности выполнения гимнастических упражнений на бревне

    Бревно - наиболее трудный вид женского многоборья. Бревно - гимнастический снаряд, специально предназначенный для совершенствования функции равновесия, так как площадь опоры ограничена. Упражнения на бревне – это набор различных по трудности акробатических, гимнастических, хореографических, танцевальных элементов, связанных в единую композицию, выполняемых в необычных условиях опоры, обусловленных конструкцией снаряда, в ограниченный промежуток времени[8].

    По своему содержанию и характеру исполнения упражнения на бревне близки к вольным упражнениям, но отличаются от них тем, что все элементы выполняются на повышенной (до 120см) и узкой (10 см) опоре и действия на бревне должны отличаться более высоким техническим совершенством, обеспечивающим их надежность. Зачастую исход многоборной борьбы решает «бревно»[20].

    В основу классификации упражнений на бревне положена специфика действий, направленных на сохранение равновесия тела при выполнении разнообразных элементов на повышенной и ограниченной площади опоры.

    Все упражнения подразделяются на две группы: упражнения на месте и с переменой места опоры. Каждая из них состоит из двух подгрупп, отличающихся наличием или отсутствием вращения тела вокруг вертикальной и горизонтальной осей.

    Подгруппы содержат, в свою очередь, разновидности, учитывающие перемещение ОЦТ по вертикали, и, наконец, упражнения, сходные по характеру опоры и структуре, объединяются в отдельные группы элементов.

    В первую из подгрупп упражнений, выполняемых на месте, входят равновесия «классического» типа, не связанные с решением других двигательных задач. Это упоры, равновесия, стойки, мосты, шпагаты. Разновидность данной подгруппы составляют упражнения, усложненные движением звеньев тела, а также стойки на руках (силой и махом) и перемахи[4].

    Вторая подгруппа упражнений на месте представлена поворотами, относящимися к наиболее трудным элементам. При их выполнении площадь опоры имеет наименьшую, сравнительно с другими элементами, величину, причем опора носит «скользящий» характер. Степень трудности поворотов определяется величиной площади опоры, углом поворота и необычностью позы. Повороты с дополнительным движением частями тела, приводящим к перемещению ОЦТ по вертикали, составляют отдельную разновидность, пока еще мало используемую гимнастками[4].

    К упражнениям с переменой места опоры без вращения вокруг горизонтальной оси относятся многочисленные способы передвижений, а также связующие элементы, служащие для смены положений тела на бревне вставанием, опусканием, перемахом и т. д. В первую разновидность подгруппы входят упражнения без фазы полета, во вторую — имеющие ее: бег, прыжки и др.

    Кувырки, повороты, сальто и другие акробатические элементы образуют разновидности упражнений с переменой места опоры, с вращением вокруг горизонтальной оси. Так же как и в первой подгруппе, разновидности отличаются одна от другой наличием или отсутствием фазы полета. Как правило, акробатические элементы с фазой полета  наиболее трудные и рискованные упражнения.

    Вскоки и соскоки принадлежат к различным классификационным группам элементов.

    Нередко различные элементы на бревне, в том числе и вскоки, могут иметь признаки, характерные одновременно для разных классификационных групп.

    Сложность выполнения элементов на бревне определена постоянным контролем над равновесием: от этого зависит не только качественное выполнение комбинации, но и возможность просто удержаться на снаряде[9].

    Конкретные требования к технике зависят от условий равновесия, связанных с особенностями взаимодействия тела с опорой. Для равновесия тела человека (системы тел) необходимо, чтобы главный вектор и главный момент внешних сил были равны нулю, а все внутренние силы обеспечивали сохранение позы (формы системы).

    Если главный вектор и главный момент равны нулю, тело не сдвинется и не повернется, его линейное и угловое ускорения равны нулю. Для системы тел эти условия также необходимы, но уже недостаточны. Равновесие тела человека как системы тел требует еще сохранения позы тела. Когда мышцы достаточно сильны и человек умеет использовать их силу, он удержится в очень трудном положении[4].

    Особенности взаимодействия тела и опоры обусловлены кинематической формой движений, лежащей в основе распределения упражнений по классификационным группам [11] :

    1. Упражнения на месте (с постоянной опорой). Это статические положения, равновесия, повороты, акробатические элементы.

    2. Упражнения в движении (с переменой опоры). Это разновидности передвижений, то же с поворотами танцевальные движения, акробатические элементы.

    3. Упражнения с фазой полета (на месте и в движении): подскоки, прыжки, то же с поворотами, танцевальные связки, прыжковая акробатика.

    Вскоки и соскоки относятся в зависимости от кинематической формы движения к одной из двух последних групп.

    Задача сохранения равновесия в элементах первой группы связана с удержанием ЦТТ над заданной площадью опоры, второй - со строгой прямолинейностью перемещения тела (без поперечных колебаний), а третьей - с точностью попадания (прихода) на бревно после фазы свободного полета. Способы решения этих задач реализуются конкретно в соответствии с наличием (или отсутствием) вращательных движений вокруг вертикальной или горизонтальной оси[4].

    Для упражнений на месте это, прежде всего, рациональное взаиморасположение звеньев тела (рациональная осанка), механически наиболее устойчивое и экономичное (по величине усилий) положение тела.

    Сохранение равновесия в позах производится за счет движений в суставах стоп или кистей, т. е. звеньев, взаимодействующих с опорой при неизменном и закрепленном положении тела.

    Требования к рациональной осанке остаются действительными и при выполнении поворотов. Центр тяжести должен удерживаться при этом на оси вращения.

    Рациональная осанка представляет также важнейший компонент техники всех упражнений в движении, в том числе и с фазой полета. Закрепленное вертикальное положение тела в пространстве играет, в частности, важную роль в сохранении устойчивости в момент приземления после прыжков или соскоков.

    Безопасность выполнения упражнений с фазой полета непосредственно связана с точностью вылета тела при отталкивании. ЦТТ в фазе полета обязательно должен находиться над осевой линией бревна, чтобы обеспечить надежность прихода на снаряд. Положение ног на опоре должно способствовать устойчивости тела и обострению «чувства бревна», что достигается разворотом стопы носком наружу с касанием мизинцем ребра снаряда[4].
    1.3 Классификация и структурные типы упражнений на бревне

    Несмотря на технические ограничения, обусловленные опорой, арсенал упражнений на бревне включает практически все типы упражнений, реализуемые на гимнастическом помосте, а также некоторые элементы, выполняемые на других снарядах[6]. В первую очередь это:

    – равновесная статика: упоры и их простые перемены, стойки на ногах, ноге, равновесия на ноге; стойки на руках, руке, движения и неинерционные повороты в стойках и др.;

    – силовые равновесия и неинерционные перемещения в упорах: силовые выходы в стойку, опускания из стоек назад и вперед, боком («флажком») и др.;

    – шаговые передвижения: ходьба вперед, назад, боком, с поворотами; также передвижения в стойке на руках, «рукохождения»;

    – пластическая (непрыжковая) акробатика: полуперевороты в мост, стойку, медленные перевороты, «перекидки» вперед, назад, полу- и перевороты боком и др.;

    – простые прыжки: подскоки на месте, прыжки углом, в шпагат и др.;

    – прыжково-беговые движения с перемещением вперед, назад, боком приставными и скрестными шагами, прыжком-шагом, широким шагом и др.;

    – динамичные повороты: быстрые повороты на месте, в прыжке, со смещением в положение лицом по ходу движения, боком, спиной и др.;

    – кувырки: перекаты и кувырки вперед, назад, боком, простые, с поворотами в упор присев, стоя согнувшись, стоя, в стойку на руках и др.;

    – прыжковые перевороты: темповые полу- и полные перевороты вперед, назад, боком простые, с поворотами – на снаряде, в форме соскоков, наскоков и др.;

    – сальто назад, вперед, боком одинарные, двойные, с поворотами прогнувшись, согнувшись, в группировке – на снаряде, в форме соскоков, наскоков и др.;

    – прыжковые акробатические соединения, комбинации переворотов, сальто.

    Помимо перечисленных типов упражнений, на бревне исполняются некоторые элементы, заимствованные из арсенала других гимнастических снарядов – круги, махи одной и двумя, движения типа переворотов и оборотов продольно и др. В каждом из названных типов упражнений ключевое место занимают базовые упражнения, подлежащие первоочередному освоению.
    1.4 Базовые акробатические упражнения на бревне

    Несмотря на большое разнообразие возможных и необходимых упражнений на бревне, выделяются две категории навыков, образующих в этом виде многоборья техническую базу. Это упражнения на устойчивость в рабочих положениях на ногах (включая динамические, проходящие положения) и акробатические движения, составляющие у современных гимнасток-мастеров основное трудностное наполнение комбинаций [14].

    1. Перевороты существенно различаются по технике и трудности исполнения в зависимости от скорости движения.

      1. Медленные перевороты вперед и назад – упражнения на грани парастатики и динамики. Освоение таких упражнений – один из первых шагов по введению «большой» акробатики в комбинации на бревне.

      2. Темповой переворот назад (фляк) – важнейшее акробатическое упражнение гимнасток старших разрядов. Сначала фляк практиковался как оригинальное, самоценное и весьма трудное упражнение на бревне. Но в дальнейшем этот переворот занял место очень важного, но фактически уже служебного, разгонного упражнения, благодаря которому стало возможным исполнение еще более трудных и эффектных прыжков.

    1. Сальтовые элементы

      1. Сальто назад – основной вид сальтовых упражнений на бревне. Первый шаг к введению этих упражнений в практику был сделан О. Корбут в начале 70-х гг. Прыжок делался в выделенной паузе, «с места», после тщательной подготовки и считался исключительно рискованным. Однако теперь это – рядовое прыжковое упражнение для мастеров.

      2. Сальто вперед исполняются на бревне в двух основных формах: с разбега отталкиванием двумя и в форме махового сальто. Наиболее сложна первая форма, требующая особенно точных действий, как при отталкивании, так и в момент прихода на опору. Маховые сальто обладают свойством более высокой инерционной устойчивости: динамичный мах ведущей ногой, направленный точно в плоскости снаряда, «держит» все тело гимнастки в зоне, обеспечивающей успешное возвращение на опору.

    2. Акробатические соединения – наиболее сложная и трудная часть арсенала гимнасток на бревне. По своему содержанию акробатические связки и комбинации на бревне прямо соответствуют аналогичной акробатике вольных упражнений.. Существуют разнообразные формы построения связок прыжков, включая соединения «шаговых» прыжков и сальтовой акробатики.

    3. Входы и наскоки. Если в младших разрядах начало упражнения на бревне носит вид простейшего «входа» в упор, сед на снаряд, то гимнастки-мастера часто начинают упражнения с достаточно сложного, иногда – «ударного» элемента, требующего высокой точности действий и с самого начала формирующего тем самым отношение судей к выступлению гимнастки.

    4. Соскоки с бревна также могут носить как упрощенный, так и существенно усложненный характер. Наиболее престижны сальтовые акробатические соскоки. При их исполнении сложность предварительного разгона в условиях опоры на бревне до известной степени искупается запасом высоты движения за счет схода с бревна с месту приземления.

    5. Прыжки – упражнения, развивающие направление простых подскоков на ограниченной опоре, но уже качественно от них отличающиеся. Все требования к точности, эффективности движения здесь существенно повышаются. Особенно это касается осанки и сохранения устойчивости. Трудность прыжков естественным образом зависит от их необходимой мощности и структурной сложности.

    6. Повороты – элемент как начальной, так и углубленной подготовки на бревне. При быстрых поворотах существенную роль играют элементы техники, связанные с контролем осанки, движениями головой, работой зрительного и вестибулярного анализаторов.

    ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 6-8 ЛЕТ
    2.1 Анатомо-физиологические особенности детей 6-8 лет

    Особенность детского возраста состоит в том, что входе роста и развития строения и функций всех органов и систем непрерывно развивается.

    В этот период организм ребенка продолжает интенсивно расти и развиваться. Годовая прибавка роста колеблется в пределах 3-5 см и более. Трубчатые кости скелета приобретают строение, свойственное взрослым, но окостенение не завершено. Позвоночник с еще неустановившимися характерными изгибами сохраняет очень большую гибкость за счет эластичности и относительно большой высоты межпозвоночных дисков и податлив к искривлению. Мускулатура развивается интенсивно, однако в целом мышечная система развита слабо, и прибавка в силе незначительна[7].

    Мышцы вследствие большой эластичности не способны к большим напряжениям, но податливы к растягиванию. Быстрее развиваются крупные мышцы и медленнее – мелкие мышцы рук. Происходит ускоренное формирование двигательного анализатора. Вегетативные системы отстают в своем развитии от быстро прогрессирующей способности к управлению движениями. Деятельность сердца еще неустойчива из-за несовершенства регуляторных механизмов, но в этом возрасте оно сравнительно легко приспосабливается к различным режимам работы и относительно быстро восстанавливает свою работоспособность. Просвет артерий и кровеносных сосудов достаточно широк, что создает благоприятные условия для выполнения упражнений на выносливость. Относительная масса сердца у детей этого возраста (относительно массы тела) больше, чем у старших за них детей, и просветы сосудов также относительно более широкие. Частота сердечных сокращений в покое составляет 90-106 толчков в минуту в зависимости от возраста. Из-за слабости сердечной мышцы частота сердечных сокращений, даже при небольших физических нагрузках, быстро увеличивается, но также быстро возвращается в норму [24].

    Процесс развития сердца и его сложного нервного аппарата еще незакончен, отсюда и резкие колебания частоты сердечных сокращений, нарушения ритма сокращения сердца иногда при совершенно незначительных причинах. В то же время сердце быстро приспосабливается к физическим нагрузкам.

    Однако следует учитывать, что в таком возрасте вследствие узости носовых входов нередко у детей затруднено дыхание.

    У детей 6-8 лет еще относительно слабы дыхательные мышцы. Недостаточная глубина дыхания компенсируется сравнительно большей его частотой – от 20 до 22 дыхательных актов в минуту, а воздух, который вдыхает ребенок, содержит только два процента углекислоты против четырех процентов у взрослого. Жизненная емкость легких составляет у мальчиков от 1400 до 1700 мл, а у девочек – от 1200 до 1450 мл. В этом возрасте наблюдается дифференциация типов дыхания – диафрагмальное у мальчиков и грудное – у девочек [3].

    В 6-8 лет нервная система уже достаточно развита. Нервные процессы пластичны, но их сила невелика. Возбуждение еще слабо контролируется торможением. Как следствие этого – большая подвижность, частое переключение с одного вида деятельности на другой. При такой деятельности дети буквально неутомимые. Тем временем от однообразных действий, особенно от продолжительного сидения или стояния, они быстро утомляются. Легкая активизация нервной системы при выполнении учеником физических упражнений вызывает в головном мозге расширение очагов возбуждения [26].

    Функциональные показатели нервной системы у детей 7-8 лет, несмотря на сравнительно высокую ступень развития, еще недостаточны. Так, у них неустойчивое внутреннее и преимущественно запоздалое торможение.

    Возраст 6-8 лет – самый благоприятный для закладывания фундамента основных двигательных навыков. Активизация двигательной активности и всестороннего физического воспитания может способствовать наибольшему приросту результатов физической подготовленности детей младшего школьного возраста. Дети проявляют живой интерес к физическим упражнениям, хорошую готовность к обучению, активность и желание заниматься. Качество выполнения знакомых движений, освоенных ранее, заметно улучшается. Вместе с тем двигательные навыки формируются не так быстро, и добиться желаемого результата сложнее. Чем конкретнее поставлена двигательная задача, тем успешнее она выполняется. Наряду с формированием основных двигательных навыков следует уделять достаточное внимание отработке мелких движений, требующих большой точности, так как в этом возрасте они представляют определенную трудность[26].

    Если в этот возрастной период не заложить «фундамента», то формирование физической и физиологической основы будущего физического потенциала можно считать потерянным, потому что все дальнейшие шаги в этом отношении окажутся алогичными и противоречат основным законам развития моторики ребенка, нарушая гармонию этого развития.

    Для организации детей следует использовать фронтальный, групповой и поточный способы, позволяющие сохранять высокую плотность урока. Младшие особенно быстро утомляются при однообразной деятельности. В связи с этим необходимо своевременно изменять содержание и характер занятий. Для сохранения высокого уровня работоспособности перерывы между упражнениями должны быть частыми, но непродолжительными. Длительное бездействие снижает интерес к занятиям и отрицательно сказывается на результатах обучения. Короткие перерывы между упражнениями оправданы и физиологически, так как утомление у детей данной возрастной категории быстро проходит[19].

    ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯМ НА БРЕВНЕ

    3.1 Подготовленность гимнасток для выполнения упражнений на бревне

    Техническая подготовленность в гимнастике, как сложно-координационном виде спорта, является ведущей в системе подготовки спортсменов.

    Своевременное овладение всем комплексом базовых навыков вида многоборья на практике ведет к снижению сроков обучения любому типу упражнений и соединений классификационных программ на данном снаряде, гарантируя при этом достаточное качество и надежность исполнения. Таким образом, базовые навыки на видах многоборья представляют собой как бы фундамент «строящегося здания», прочность и высота которого зависит от качества работ, проведенных на начальном этапе строительства. Такая специализированная работа над «фундаментом» будущей технической подготовки и является основным предметом специализированной технической подготовки. Поэтому, определенный интерес для практики может представить содержание такой специализированной работы на каждом из видов гимнастического многоборья.

    Как отмечает Л.И. Богданова, анализ квалификационных программ показывает, что все многообразие элементов, выполняемых на данном снаряде, можно свести к семи группам базовых двигательных навыков [2].

    1) Устойчивость  умение ликвидировать возникающие в статике и динамике возмущения равновесия.

    2) Рациональная постановка ног и расположение стоп на поверхности снаряда.

    3) Владение опорными поворотами, включающие в себя умения:

     координировать действия, направленные на «вход» в позу поворота;

     владеть действиями, обеспечивающими выполнение поворот - удерживать рациональную осанку в повороте.

    4) Рациональная постановка рук и расположение кистей на поверхности снаряда.

    5) Эффективные отталкивания ногами.

    6) Владение безопорными вращениями.

    7) Эффективные отталкивания руками.

    Физическими качествами, определяющими спортивные достижения на данном виде гимнастического многоборья, являются:

    1) скоростно-силовые качества мышц ног, рук и передней поверхности туловища;

    2) подвижность в тазобедренных, голеностопных и лучезапястных суставах, а также поясничного отдела позвоночника;

    3) активная гибкость плечевого и тазобедренного суставов.

    Выполнение упражнений на бревне органически связано с возможностью нарушения равновесия и риском падения. Это обстоятельство приводит к излишней осторожности и скованности действий занимающихся. Поэтому психологическая трудность упражнений должна возрастать постепенно, а обучение новым упражнениям отличаться особой последовательностью. Новые элементы следует изучать на полу на линиях, формируя в этих условиях рациональную осанку и отрабатывая точность перемещений. Далее нужно переходить на гимнастические скамейки и затем на бревно. Для привыкания к высоте целесообразно применять на бревне групповые упражнения общеразвивающего типа: приседания, наклоны, махи ногами, повороты туловища и др.

    Двигательные трудности, которые приходится преодолевать, связаны, с необходимостью не только компенсировать уже возникшее нарушение устойчивости, но и предупреждать их возникновение. Для этого гимнастка должна предвидеть и точно оценивать ближайшие двигательные ситуации, а так же точно, использовать заданные элементы соединения. При рассмотрении условий сохранения динамического равновесия В.Б. Коренберг указывает на недостаточность силы мышц опорных звеньев тела в ряде случаев при восстановлении устойчивости тела [9]. Для сохранения динамического равновесия особое значение приобретает начальное направление движения. В.Б. Коренберг отметил, что это направление должно точно совпадать с вертикальной плоскостью оси бревна, иначе тело сместится в сторону и устойчивость, т.е. способность восстановить равновесие, будет потеряна. Немаловажную роль имеет упреждающее смещение ОЦМ тела и выбор места опоры.

    Таким образом, повышению эффективности обучения упражнениям на бревне и успешному выполнению их в условиях соревновательной борьбы во многом способствуют знания о механизмах сохранения равновесия и сознательном восприятии техники. Если гимнастка не может собраться во время выполнения упражнения на бревне, то она быстро теряет равновесие и зачастую падает.
    3.2 Методика обучения упражнениям на бревне

    Обучение гимнастическим упражнениям  это педагогический процесс, требующий планомерной и методически правильной организации действий тренера и спортсмена. Это процесс формирования знаний, двигательных умений и навыков. Помимо основных задач в каждой конкретной ситуации решаются различные частные задачи, но в любом случае главным требованием является освоение рациональных способов двигательных действий путем использования методики, основанной на дидактических принципах обучения, физиологических и психолого-педагогических закономерностях становления двигательного навыка, фундаментальных положениях теории физического воспитания. Перед тренером всегда стоит определенная задача  провести спортсмена по наиболее короткому пути обучения, при этом сформированный навык должен быть прочным и совершенным [25].

    Успешность обучения зависит от наличия определенных условий [20].

    Первое условие  физическая готовность гимнастки. Обучение новым движениям предполагает определенный уровень морфофункциональной зрелости опорно-двигательного аппарата и развития физических качеств. Это структурная и функциональная основа обучения. Она может отвечать, быть адекватной новому движению или быть несовершенной. Так научиться выполнять прыжок шагом возможно лишь при условии достаточного уровня развития пассивной и активной гибкости, прыгучести, координации. В противном случае процесс обучения затягивается. Поэтому создание прочного морфофункционального фундамента для обучения новым действиям следует рассматривать как наиболее рациональный путь обучения, в котором правило «от легкого к трудному» зачастую теряет смысл. Перед началом обучения следует выяснить уровень физических качеств гимнасток и, если он недостаточен для освоения планируемых действий, спланировать необходимый период предварительной подготовки.

    Второе условие  двигательная готовность. Она определяется степенью богатства и полноты двигательного опыта спортсменок. Специфическое значение в создании реальной основы двигательного действия имеет, естественно, формирование его кинестетического образа, который возникает с опорой на ранее накопленный двигательный опыт, на идеомоторные представления и кинестетические ощущения, появляющиеся уже при первых попытках выполнения действия. Чем богаче двигательный запас, тем вероятнее наличие в нем представлений, необходимых при освоении нового действия. Если же в двигательном действии обнаружены звенья, отсутствующие в представлениях обучаемого, то необходимо либо создать эти представления, либо вычленяя эти части действия, если это необходимо и возможно, либо включить их в состав других, более простых физических упражнений. Такая предварительная подготовка должна быть спланирована заранее на основе двигательного опыта обучаемого по отношению к особенностям структуры двигательного действия, намеченного к изучению.

    Третье условие  психическая готовность. Она включает в себя возможность усваивать новые знания гимнасткой и обладать достаточным уровнем мотивации учебной деятельности. Процесс формирования двигательного действия у гимнасток предполагает осмысленное построение действия, которое начинается с направленного создания его ориентировочной основы действия (ООД), выполняющей роль программы. ООД включает в себя общий логический проект действия (его общую смысловую основу), исходящий из понимания сути решаемой двигательной задачи. Изменение программы при сохранении внутренней логической структуры  рациональный путь для овладения многими гимнастическими упражнениями. При стихийном формировании действия путем проб или ошибок выработка относительно целесообразной ООД происходит замедлено, с излишними затратами времени и сил; при системно организованном же обучении сроки формирования ООД сокращаются, она приобретает полноценные качества, что решающим образом сказывается на всем процессе формирования действия и его эффективности.

    Успешность овладения новыми движениями определяется выше перечисленными условиями и созданием оптимального фона для физической, технической, тактической, психологической и теоретической подготовки гимнасток [18].

    В традиционно сложившихся подходах к теории обучения движениям формирование двигательного действия происходит в три этапа, содержащие определенные стадии усвоения учебного материала [12]. Эти этапы обусловлены физиологическими механизмами формирования двигательных навыков:

    1 этап  создание представлений о движении и начальное разучивание упражнения;

    2 этап  углубленное, детальное разучивание;

    3 этап  закрепление и дальнейшее совершенствование двигательного действия.

    Методика обучения упражнениям на бревне имеет свои особенности и основные положения базовой подготовки на бревне :

    – первый шаг специализированной подготовки на бревне – освоение полноценной стойки с отличной осанкой и рациональным мышечным тонусом, сохраняемым в передвижениях;

    Для совершенствования правильной осанки рекомендуется использовать ряд методических приемов:

    1. освоить элемент на полу или в других облегченных условиях с правильной осанкой, а затем на бревне;

    2. до того как выполнить упражнение на бревне, воспроизвести правильную осанку;

    3) по заданию преподавателя выполнять упражнение на бревне заданное время, сохраняя правильную осанку;

    4) проводить соревнование на выполнение одного или нескольких элементов комбинации с правильной осанкой [17].

    – необходимо широкое использование хореографических упражнений, которые должны выполняться в приемлемых формах прямо на бревне;

    – обязательна последовательная проработка упражнений из всех базовых структур – упражнений для осанки, действий руками и ногами в равновесных положениях, отталкиваний и приходов на снаряд, медленных и быстрых переворотов, прыжков и др.;

    – важна целенаправленная физическая подготовка с учетом специфики бревна;

    – стратегическое значение имеет освоение и постоянное совершенствование разгонных акробатических движений, входящих в соединения повышенной сложности;

    – специальная подготовка и техническое совершенствование на бревне должны строиться на основе посильного перехода от легкого к трудному с последовательным выходом не только к стандартному исполнению соревновательных упражнений, но и к специальной работе в усложненных опорных условиях;

    – на всех этапах подготовки упражнения на бревне могут (должны) для совершенствования ритмики движения, их связности, выразительности, исполняться с подходящим музыкальным сопровождением.

    Обучение гимнасток упражнениям на бревне начинается в раннем возрасте с обучения умению сохранять равновесие на уменьшенной опоре. При этом широко используются различные методические приемы [13].

    Как правило, авторы для этого предлагают изменять высоту снаряда. Варьирование высотой бренна при обучении новым элементам - необходимость, позволяющая успешно формировать новые навыки с позиций внепрограммной адаптации [10].

    Рекомендуется проводить обучение упражнениям сначала в облегченных условиях.

    Например, кувырки, вскоки на снаряд, перевороты разучиваются вначале на гимнастической скамейке (на широкой стороне), на низком бревне, на бревне стандартной высоты с поролоновым ковриком и т.п. Постепенное увеличение высоты снаряда обеспечивает лучшее сохранение навыков равновесия, повышает статокинетическую устойчивость, заставляет гимнасток принимать соответствующую осанку и правильно ориентироваться впространстве.

    Если гимнастка упала со снаряда и у нее появились ошибки, связанные со страхом или неправильной осанкой, необходимо снова вернуться на широкую опору или на низкий снаряд.

    При обучении сложным акробатическим элементам тренеру необходимо серьезно продумывать страховку. Но пользоваться ею продолжительное время не желательно, поскольку многократное ее применение воспитывает у гимнасток неуверенность, ограничивает амплитуду и свободу движений [15].

    Юные спортсменки, разучивая сложные акробатические элементы на бревне, более возбудимы и непосредственны и, следовательно, решительны. Что не скажешь о самообладании, которое проявляется у спортсменов с возрастом. Следовательно, работая с детьми данной возрастной категории необходимо обращать особое внимание на подавление чувства страха при обучении, что предлагает собой спортсменам бороться со страхом методом аутогенной тренировки [26].

    Упражнения, включаемые в занятия, должны быть разнообразными. Особое внимание необходимо уделять прыжкам и поворотам. По мере усвоения отдельных элементов следует предлагать гимнасткам сочетания из элементов различных структурных групп.

    ВЫВОДЫ

    1. Была произведена характеристика упражнения на бревне и их классификация. Бревно - наиболее трудный вид женского многоборья. Бревно - гимнастический снаряд, специально предназначенный для совершенствования функции равновесия, так как площадь опоры ограничена. Все упражнения подразделяются на две группы: упражнения на месте и с переменой места опоры. Каждая из них состоит из двух подгрупп, отличающихся наличием или отсутствием вращения тела вокруг вертикальной и горизонтальной осей.

    2. Выявили основы техники упражнений и базовые упражнения. Это упражнения на устойчивость в рабочих положениях на ногах (включая динамические, проходящие положения) и акробатические движения, составляющие у современных гимнасток-мастеров основное трудностное наполнение комбинаций. К ним относятся - перевороты (медленные перевороты вперед и назад и темповой переворот назад (фляк)), сальтовые элементы (назад и вперед), акробатические соединения, наскоки и соскоки, прыжки и повороты.

    3. Изучили анатомо-физиологические особенности развития гимнасток 6-8 лет. В этот период организм ребенка продолжает интенсивно расти и развиваться. Мускулатура развивается интенсивно, однако в целом мышечная система развита слабо, и прибавка в силе незначительна. Мышцы вследствие большой эластичности не способны к большим напряжениям, но податливы к растягиванию. В 6-8 лет нервная система уже достаточно развита. Нервные процессы пластичны, но их сила невелика. Возбуждение еще слабо контролируется торможением. Данный возраст является самым благоприятным для закладывания фундамента основных двигательных навыков. Различия в физическом развитии между мальчиками и девочками в этом возрасте несущественны, поэтому упражнения и методика обучения практически одинаковы.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Богданова Л.И. Обучение упражнениям на бревне по программе специализированной технической подготовки. Сб. науч. трудов. Вопросы обучения гимнастическим упражнениям. — Волгоград, 1982. С. 43-49.

    2. Богданова Л.И. Специализированная техническая подготовка гимнасток в упражнениях на бревне // Гимнастика: Cб. статей. Вып. 2. - М.: Физкультура и спорт, 1983.С. 10-16.

    3. Богданов Г. П. Школьникам – здоровый образ жизни: внеурочные занятия с учащимися по физической культуре - Москва: ФиС, 2013. 192 с.

    4. Гавердовский Ю.К. Обучение спортивным упражнениям. Биомеханика. Методология. Дидактика. - М.: Советский спорт, 2008. 912 с.

    5. Гавердовский Ю. К. Теория и методика спортивной гимнастики: учебник в 2 т. – Т. 1 - М.: Советский спорт, 2014. 368 с.: ил.

    6. Гавердовский, Ю.К. Техника гимнастических упражнений - М.: Терра-Спорт, 2012. 220 с.

    7. Гуревич И. А. Физическая культура и здоровье. 300 соревновательно-игровых заданий: учеб.-метод. Пособие / Минск: Выш. Шк., 2011. 349 с.

    8. Донди, А.А. Особенности бревна как вида гимнастического многоборья / Гимнастика Сб. науч. Трудов СПбГУФК им ПФ Лесгафта, СПб. 2004. Вып II. С 40-43.

    9. Коренберг, В.Б. Упражнения на бревне - М.: Физкультура и спорт, 1986. 224 с.

    10. Лалаева Е.Ю. Начальное обучение гимнастов на основе базовых упражнений. Авторсф. дис.канд, пед. наук. - Волгоград, 2000. 24 с,

    11. Лебедихина Т. М. Гимнастика: теория и методика преподавания: [учеб. Пособие] - М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. Федер. Ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2017. 112 с.

    12. Менхин Ю.В. К проблеме и формирования двигательного навыка //Теория и практика физической культуры. – Москва, 2007. № 2. с. 12-17

    13. Менхин Ю.В. Методические основы физической подготовки гимнастов //Теория и практика физической культуры, 1999. № А. С. 38-40.

    14. Меньшиков Н.К. Гимнастика и методика ее преподавания: учебник для ин-тов физ. Культ  СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. 438 с.

    15. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и се практическое приложение.  Киев: Олимпийская литература, 2014. 808 с.

    16. Правила соревнований по спортивной гимнастике на 2022-2024гг.

    17. Розин Е.Ю. Физическая подготовка гимнасток: Учеб. пос. РГАФК, 2002. 137 с.

    18. Свистун Г.М., Пилюк Н.Н. Подготовка юных гимнасток: Учебное пособие ИФК. - Краснодар, Изд-во Куб.ГТУ, 1996. 88 с.

    19. Семёнов Л.П. Основные группы методических приёмов обучения гимнастических упражнений – М.: РГАФК. 1997. 177 с.

    20. Система подготовки юных гимнастов: Методическое пособие /Сост. А. М. Шлемин, П. К. Петров. М., 1997. 178 с.

    21. Смолевский В.М., Гавердовский Ю.К. Спортивная гимнастика: Учеб. для ин -тов физ.культ. – Киев, 1999. 462 с.

    22. Смолевский, В.М. Спортивная гимнастика / В.М. Смолевский, Ю.К Гавердовский. – Киев: Олимпийская литература, 2009.  412 с

    23. Солодянников. В.А. Технология обучения гимнастическим упражнениям // Теория и практика физической культуры.  СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. 2010. №4. С.41-44

    24. Спортивная физиология: Учеб. для ин-тов физ. культ. / Под ред. Я.М. Коца. Москва: Физкультура и спорт, 2016. 250 с.

    25. Умаров М.Н. Начальная, базовая подготовки гимнастов на видах гимнастического многоборья. // «Фан спортга». 2009. №1. С. 32-38.

    26. Физиология человека // Под ред. Н.В. Зимкина. – М.: Физкультура и спорт, 1970. 536с.


    написать администратору сайта