Методологические основы игры
Скачать 0.5 Mb.
|
Методологические основы игры Выполнил: Ребенок является субъектом, а не объектом процесса воспитания и образования, этот факт общеизвестен. На данный момент в педагогике становятся очень популярны формы и методики, которые активизируют внимание, имеют творческий, а не репродуктивный характер. Большой интерес как для самих детей, так и для педагогов и учителей представляет такой способ организации образовательного и воспитательного процесса, как игровая деятельность. Этот метод в равной степени и творческий, и необычный. Цель работы – проанализировать методологические основы игры. Исходя из поставленной цели исследовательской работы, необходимо выполнить ряд следующих задач: 1. Рассмотреть сущность игр. 2. Раскрыть виды игр. 3. Описать систему работы по использованию игр. Объект исследования – основы игры. Предмет исследования – изучение методологических основ игры и их роли в развитии детей. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ Методологические основы игры Раскрыты в работах Г.В. Плеханова, К.Д. Ушинского:
СУЩНОСТЬ ИГРЫ - характеристика игры как деятельности В теории игра – ведущий вид деятельности
3. В игре зарождаются и развиваются другие виды деятельности: труд, учение 4. Игра способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов: воображения КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР 1. ТРАДИЦИОННАЯ: ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ЭЛЕМЕНТУ СТРУКТУРЫ ТВОРЧЕСКИЕ
СТРУКТУРА: РОЛЬ СЮЖЕТ ЗАМЫСЕЛ ИГРУШКА ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ
СТРУКТУРА: ИГРОВАЯ ЗАДАЧА ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРАВИЛА РЕЗУЛЬТАТ 03.05.09 03.05.09 2-я КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР. Автор Новоселова С.Л. Критерий: по инициативности адресата 3 класса игр: 1 класс: по инициативе детей
- общение с людьми, животными, - природными объектами, игрушками и др. - сюжетно-отобразительные, - сюжетно-ролевые, - режиссерские, - театрализованные 2 класс: по инициативе взрослых 3 класс: по инициативе детей или взрослых 3 классификаця игр: по типу организации - по количеству детей: индивидуальные, групповые - по месту проведения: в помещении, на свежем воздухе - по режиму: игры в первую и вторую половины дня 4 классификация: по содержанию, отражающие:
5 классификация: по направлениям образования: - физическое - познавательное, умственное - социально-личностное - художественно-эстетическое КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ИГРЫ Концепция Д.Б. Эльконина: развитие игры по изменению роли в игре Концепция С.Л Новоселовой: развитие игры по типу игрового действия Концепция Е.Е.Кравцовой : периодизация развития игры по наличию мнимой (воображаемой) ситуации КОНЦЕПЦИЯ Д.Б. ЭЛЬКОНИНА ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИГРЫ По критерию: изменения роли в игре 1-й этап Подступ к роли ПРЕДМЕТНАЯ ИГРА (до 3-х лет) Основное содержание – действия с предметами 2-й этап Расцвет роли РОЛЕВАЯ ИГРА (от 3-х до 7 лет) Основное содержание – отражение взаимоотношений между людьми 3-й этап Вырождение роли до чистого правила ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ (6 - 7 лет) Основное содержание – Подчинение правилам общественного поведения и отношений между людьми 03.05.09 КОНЦЕПЦИЯ С.Л. НОВОСЕЛОВОЙ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИГРЫ по критерию: изменение типа игрового действия 1-й этап (до 5-6 мес.) ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ИГРА Основное содержание: действия-манипуляции: обследование игрушек совместно со взрослым 2-й этап (1- 2 года) ОТОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ИГРА Основное содержание: действия на выявление специфики свойств предмета, его целевого назначения (переносит в игру) 3-й этап (2-3 года) СЮЖЕТНО-ОТОБРАЗИТЕЛЬНАЯ Основное содержание: действия имитируют в условной форме использование предмета по назначению 4-й этап (3-7 лет) СОБСТВЕННО-РОЛЕВАЯ ИГРА 3-4 года – начальная; с 5 лет – развитая игра Основное содержание: моделирование знакомых трудовых и общественных отношений между людьми 03.05.09 КОНЦЕПЦИЯ Е.Е. КРАВЦОВОЙ Периодизация развития игры по критерию Л.С.Выготского: наличие мнимой (воображаемой) ситуации 1эт. Режиссерская игра - самостоятельное придумывание сюжета - управление игрушками - перенос функций с одного предмета на другой 2 эт. Образная игра - выделение основного действия с предметом, характерных признаков поведения людей (животных) - принятие образа ,роли 3 эт. Сюжетно-ролевая игра - Принятие роли, создание, развитие сюжета - ОСОБАЯ ФОРМА РЕЖИССЕРСКОЙ ИГРЫ: одновременное исполнение роли и руководство ролевыми отношениями 4 эт. Игра с правилами Наличие определенной внутренней позиции и образа, оговоренного правилами 5эт. Режиссерская игра. Качественное обогащение сюжета Игровые технологии - это- определенная последовательность действий педагога по разработке этапов и осуществлению игровой деятельности:
Отличие игровой технологии от другихметодов обучения и воспитания:А) позволяет ребенку быть лично причастным к действу,Б) дает возможность прожить в «реальных» жизненных условияхСпасибо за внимание! |