Главная страница

Образы войны в Тихом Доне М. Шолохова. Мы не выбираем времена. Мы можем лишь решать, как жить во времена


Скачать 19.52 Kb.
НазваниеМы не выбираем времена. Мы можем лишь решать, как жить во времена
АнкорОбразы войны в Тихом Доне М. Шолохова
Дата17.10.2021
Размер19.52 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаОбразы войны в Тихом Доне М. Шолохова.docx
ТипДокументы
#249336

Мы не выбираем времена. Мы можем

лишь решать, как жить во времена,

которые выбрали нас.

Гэндальф

Михаил Александрович Шолохов — советский писатель, журналист и киносценарист, военный корреспондент лауреат Нобелевской премии по литературе «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».

«Тихий Дон» — роман-эпопея в четырёх томах, написанный Михаилом Шолоховым. Это одно из наиболее значимых произведений русской литературы XX века, рисующее широкую панораму жизни донского казачества во время Первой мировой войны, революционных событий 1917 года и Гражданской войны в России.

Михаил Шолохов не первый, кто задавался психологией человечества во время войны. Еще Л.Н. Толстой в своей трилогии показал масштаб разрушений не только материальных, но, в первую очередь, моральных, личностных. К теме войны обращался и Н.В. Гоголь, М. Горький и многие другие писатели. Но ближе всего Шолохову оказалось именно толстовское ее понимание. Таков же временной масштаб романа начала 20 века, так же широк охват проблемы чужеродности войны для мирного человека. Шолохов настолько был погружен в соприкосновение военного и мирного, доброго и злого, человеческого и звериного начала в народе, что «Война и мир» стала надолго его настольной книгой, с которой он не расставался, даже когда воевал в окопах Великой Отечественной войны.

Классик иллюстрирует баталии с позиции участника, чувств, возникающих внутри. Война идет вокруг, но сказывается на психологическом состоянии человека. Интересна позиция автора, дающего новое восприятие подвигов. В обычном понимании, это героическое действие, совершаемое ради людей, в сложных, часто опасных, условиях. Подвиг, доблесть и отвага, синонимичные понятия. В романе же он не носит такого характера. Воины бегут в разные стороны от звуков орудия, на поле боя солдаты калечат себя и друг друга. Штыки становятся предметом, ведущим к уродству. Битвы без побед и поражений становятся подвигами. Доблестью гордятся люди, нравственно искалеченные войной, убивающие себе подобных. Этим они совершают подвиг. Общечеловеческие ценности уходят в сторону. На их место встают сиюминутные политические авантюры, стремление быстро подняться по карьерной лестнице, приукрасить свое поведение и объяснять убийства благими намерениями.

«Война – это противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие», – эту мысль Льва Николаевича Михаил Шолохов перенес и в свой «Тихий Дон». Она калечит людей морально и физически. Не всякий сможет выстоять и не сойти с ума. Но это речь о войне в общем смысле. У Льва Толстого русские воевали за свободу, за правду, а понимание справедливости, какой-то оправданности убийства лечило душевные раны, латало совесть. Все иначе, когда война идет между соседями и друзьями, между отцом и сыном, братьями и сватами. Задача Шолохова была куда сложнее, а проблема глубже. Перенеся идею Толстого в свое произведение, которое создавалось на протяжении пятнадцати лет, Михаил Александрович тем не менее показывает иной социальный пласт населения России. Его героями становятся донские казаки, ведь писатель знал казачество, понимал, чем оно живет, его ценности и ориентиры. Донская земля была для них не только щедрой кормилицей, к ней испытывали уставшие от войны солдаты сыновние чувства. Сколько раз делится с читателем Григорий Мелехов своей тоской по земле, по плугу, по работе в поле, а его тяга к родному куреню и к семье красной нитью проходит через все его мытарства по фронту. В образе героя воплотилась привязанность казаков к своей Родине, любовь и какое-то даже божественное почитание родной стороны.

Но сильнее всего у казаков проявляется свободолюбие. Привыкшие к обособленности и свободе, они не могли смириться с идеями большевиков. И именно поэтому Григорию так невыносима была сама мысль о тюрьме. В его жилах течет свободная кровь, не терпящая ограничений. Однако война выворачивает привычную размеренную жизнь казаков наизнанку, и изобличает все темное и страшное, что есть в человеке, превращая его из набожного труженика в хладнокровного убийцу. И у народа эта изнанка проявляется куда ярче и страшнее, чем у толстовских дворян, потому что казак от природы жестче и вспыльчивее. Но именно эта жизненная закалка позволила им не сломаться духовно во время Гражданской войны, легче латать душевные раны.

Может показаться, что война и мир не имеют четких границ, но ведь именно во время войны оголяются и черствеют у человека самые, казалось бы, несвойственные животные черты. В том состоит главное разрушение личности героев романа Шолохова, что убийства, изнасилования, воровство, садистские издевательства принимают массовый характер. А самое страшное – то, что люди, на первых порах с ужасом осознающие убийство своими руками, постепенно начинают воспринимать зверства, грязь и мерзости военного времени как нечто обыденное, привычное. Война отупляет чувства Григория Мелехова: вспомним страх в его глазах, когда он убил безоружного австрийца; и как ловко после этого герой рубил головы шашкой в левой руке. Война изменила отношение к убийству, наградив Григория новыми эпитетами: «искрошить в дым», «в расход пустить», «свести со счета», «кокнуть» … Так теряет ценность человеческая жизнь, а убийство становится задачей бытового уровня. Так говорит об этом старичок – попутчик Аксиньи: «Подешевел человек за революцию».

Война в романе Шолохова показана в самом грязном и разрушительном проявлении идеи «око за око». Трагедия этой ее в том, что месть всегда оборачивается против убившего, изуродовавшего, изнасиловавшего тем же самым, и становится фактически самоубийством. Одной из ярких сцен, во всей мерзости показывающей ужас войны, пожалуй, является смерть Пантелея Прокофьевича, когда автор в подробностях описывает, как еще по неостывшему телу, заползая в морщины и в бороду, побежали по нему вши. С немым ужасом наблюдал за этим Григорий. Шолохов не говорит много о его эмоциях, но читателю понятно, что ему страшно. Война разрушает привычную жизнь людей, все, что отличает их от животных, теряется за страшной стальной завесой. Даже самый крепкий человек устает ненавидеть и убивать. И война – самое чужеродное для человека состояние. Шолохову, несомненно, как никому другому, удалось раскрыть эту тему в своем романе.


написать администратору сайта