Главная страница
Навигация по странице:

  • Список использованной литературы

  • Миф и реальность в романе Кентавр Дж.Апдайка. Миф и реальность в романе Кентавр Джона Апдайка. Миф и реальность в романе "Кентавр"Джона Апдайка


    Скачать 21.53 Kb.
    НазваниеМиф и реальность в романе "Кентавр"Джона Апдайка
    АнкорМиф и реальность в романе Кентавр Дж.Апдайка
    Дата23.02.2023
    Размер21.53 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМиф и реальность в романе Кентавр Джона Апдайка.docx
    ТипДоклад
    #952352

    Доклад на тему :

    Миф и реальность в романе "Кентавр"Джона Апдайка.
    Роман Джона Апдайка «Кентавр» - это знаковая книга, без которой современная постмодернистская проза, возможно, не обрела бы окончательной, привычной современному обществу формы.

    «Кентавр» - это книга, в которой – впервые в англоязычной литературе – возник прием «смысловой сложности».  

    Книги Апдайка поражают необыкновенно красивым богатым языком, поэтому его произведения, особенно роман «Кентавр» это не просто интересная и талантливо написанная книга, но еще и полезная. Чтение таких книг помогает развивать красоту речи

    Роман Апдайка – знаменит "Кентавр", удостоен Национальной книжной премии. Его структура необычна: сюжет лишен линейной, хронологической последовательности.

    Время действия – всего несколько дней в январе 1947 года. События развертываются в маленьком городке Олинджер, в штате Пенсильвания. Повествование ведется от лица  Питера Колдуэлла, художника, вспоминающего своего отца,  Джорджа Колдуэлла, учителя биологии, человека доброго и ранимого.

    Если излагать события в хронологической последовательности (исключив мифологический план), то завязка – это сцена, когда учитель Джордж Колдуэлл едет с сыном Питером в школу, в Олинджер.

    После занятий отец отправляется к врачу, поскольку подозревает, что у него рак. Из-за поломки машины отец с сыном ночуют в гостинице. На второй день после занятий они вновь не могут добраться до дома из-за разразившейся снежной бури. Только на третий день они возвращаются домой: Питер заболевает, а опасения отца по поводу онкологии не подтверждаются. Все это сын оживляет в памяти как события, случившиеся в прошлом.

    Роман – произведение двуплановое.

    Реальность сосуществует с фантастикой, быт – с мифологией. Апдайк с его высокой литературной техникой, живым откликом на новейшие стилевые веяния, продолжает традиции Джойса, прибегает к приемам мифологизации в литературе. Романист кладет в основу произведения античный миф о благородном кентавре Хироне, который, будучи ранен отравленной стрелой, страдая от неизлечимой раны, пожертвовал дарованное ему бессмертие Прометею.

    Герои и ситуации мифа прозрачно "корреспондируются" с персонажами романа, помещенными в сугубо приземленные, реальные обстоятельства послевоенной Америки. Учителя, ученики, обитатели Олинджера предстают как в обыденной жизни, так и в легендарно-мифологическом измерении.

    В книге Джона Апдайка «Кентавр» речь идет о тупиках, куда неизбежно попадает личность, избравшая для себя конформистскую ориентацию, подчинившаяся ей, пусть скрипя сердце. И о поисках выхода из этих тупиков, о попытках преодоления. О подлинной и иллюзорной духовной свободе. О том, для чего живет человек .

    Основная тема «Кентавра» - упадок, оскудение, измельчание общественной и частной жизни, настолько опошлившихся, что новоявленный Хирон мечтает лишь о «блаженстве неведенья и забвенья». Собственно, речь идет о том кризисе идей, ценностей, нравственных понятий, духовных устремлений, который к началу 60-х годов стал бесспорным фактом, порождая первые ростки движения протеста, вскоре охватившего самые разные круги американского общества. Мифологический образный ряд, постоянно присутствующий в повествовании Апдайка, как раз и обусловил характер достигнутого здесь глубоко обобщения. Так моральная проблематика предстала в «Кентавре» звеном процесса, ведущего вглубь истории, к фундаментальным принципам буржуазного социума.

         

    Роман Д. Апдайка "Кентавр" принадлежит одновременно к мифологическому и вместе с тем растущему из земли искусству.

    Как пересказать самое дорогое воспоминание? Как воссоздать для любимой девушки свой мальчишеский мир? Как это сделать, если прошлое, как и настоящее, зыбко, неустойчиво, очертания их расплываются и едва уловима грань между тем, что было, и тем, что кажется, между порядком и хаосом?

    Именно таков мир в романе "Кентавр". Художник Питер Колдуэлл разговаривает со своей возлюбленной, рассказывает ей о себе, о детстве, о своем отце, думает о настоящем, возвращается в прошлое.

    В «Кентавре» очень явно выражено противопоставление мечты и реальности, которое усиливается безвыходностью и бедностью. Это прослеживается и у Джорджа Колдуэлла:

    «Ему казалось, что верхняя его половина уходит в звездную твердь и плывет среди вечных сущностей, среди поющих юных голосов, а нижняя все глубже увязает в трясине, которая в конце концов его поглотит».

    Отец мечтал совсем о другой жизни, но он вынужден работать учителем, потому что ему нужно обеспечивать семью, хотя эта работа его уничтожает.

    А вот у пятнадцатилетнего сына Колдуэлла Питера пока еще есть надежда, что его мечты сбудутся:

    «В те времена радио уносило меня в будущее, и я становился всемогущим: … Отец отпустил сцепление и, полуобернувшись, ответил пассажиру; при этом он бесцеремонно выключил радио. Ритмичный перестук колес вместе со всеми моими мечтами полетел в бездну. Яркая ширь будущего, съежившись, померкла в настоящем».

    Но потом в очень интересном, наполненном аллюзиями отрывке, который переносит нас в будущее Питера, становится ясно, что его мечты уже начали сталкиваться с реальностью, он начинает сомневаться и разочаровываться в своем стремлении «выразить невыразимое» на холсте. Он начинает больше понимать своего отца.

    В «Кентавре» явно прослеживается противопоставление главных героев всем остальным, они другие: слишком чувствительные и возвышенные, у них нет друзей, потому что их окружают совсем другие люди.

    Осознание своего счастья, понимание любви очень часто настигают человека слишком поздно. Вот человек и обречен на то, чтобы или с тоской вспоминать о прошлом или с волнением думать о будущем, постоянно упуская настоящее.

    Обращение Джона Апдайка к мифологии подчеркивает глубину и объем решаемых им задач. Мифологические сюжеты и персонажи не просто заимствованы писателем, а творчески переработаны и осмыслены. Они демонстрируют стремление писателя к воссозданию идеализированного героя, к художественному воплощению человеческой личности, исполненной высшего духовного совершенства.
    Список использованной литературы

      1. Апдайк Дж. Кентавр: Романы, рассказы.- М.: ЭКСМО-Пресс, 2019.- 608 с..


    написать администратору сайта