Проект (2). Мифы и познание мира
Скачать 37.45 Kb.
|
МКОУ «ВОЛЧИХИНСКАЯ СШ №2» Индивидуальный проект Тип проекта :исследовательский "Мифы и познание мира" Автор проекта: Бусс Николай Обучающийся 11 класса Наставник : учитель истории и обществознания Прилуцкая А.Е Содержание Введение…………………………………………………………………….2 Теоретическая часть…………………………………………………………3 Мифы и мифологии………………………………………………………….4 Мифы как познание мира. Разновидности мифов………………………………………………………5-7 Практическая часть………………………………………………………….8-12 Заключение Список литературы Приложение Введение Все современные люди знают, как устроен наш мир. Мы живем на планете Земля, которая вместе с другими планетами вращается вокруг Солнца. Наша Солнечная система входит в галактику с множеством других галактик. Вопрос об устройстве Мироздания неотделим от вопроса о его происхождении. Человека во все времена волновало, откуда взялся этот мир и каковы основные этапы его становления. В любой национальной традиционной культуре есть мифы, объясняющие происхождение Вселенной и человека, а также рассказывающие о начальном этапе существования Земли. Мифы о происхождении Вселенной основной начальный сюжет большинства мифологий. Начинаются они с описания пустоты, отсутствия порядка во Вселенной, взаимодействия изначальных стихий. Основные мотивы этих мифов – структурирование космического пространства и времени, разделение богами земли и неба, установление космической оси –мирового дерева, светил (разделение дня и ночи, света и тьмы), создание растений и животных. Творение завершается, как правило, созданием человека. Тема моей проектной работы «Мифы разных народов» Цель моей работы: Дать представление о значении мифов и их помощи в познании мира Задача: привести примеры мифов о сотворении мира в нескольких мифологиях народов мира и дать их сравнительную характеристику. Актуальность моего проекта заключается в том, что многие даже не знают, что мифы давали людям новые познания и представления о мире. Объект исследования: мифы народов мира о сотворении мира. Гипотеза: у различных народов существуют мифы о происхождении мира из мирового яйца, первичного Океана, Бога-Творца. Проектным продуктом выбрал стенгазету. Теоретическая часть. 1.1 Мифы и мифология Для раскрытия данной темы стоит уточнить понятие мифа и мифологии в целом. Мифология - это наука о верованиях различных народов. Мифы - это произведения, созданные фантазией народа, в которых рассказывалось о происхождении мира и человека, а также о деяниях древних богов и героев, обладающих сверхчеловеческой силой. Само слово "миф" - греческое и означает «предание», «сказание». Мифы - это огромный пласт культурного развития всего человечества. Мифы в основном предавались через устное повествование и искусство, так они проникали сквозь пласты истории и распространялись по свету. После создания письменности их стали записывать. Основу любой мифологии составляют мифы о сотворении мира и людей. О них и пойдет речь в моей работе. Здесь сложно выделить какую-либо определенную тенденцию. Творцами мира выступают то боги, то животные, то растения. Каким образом они возникли из первобытного хаоса и как творили мир – на это в каждом мифе своя история. У каждого народа существует миф о сотворении мира (иногда и не один), причем зачастую мифы эти похожи как две капли воды, а иногда сходство довольно условно. Посмотрим на географию основных мифологий мира. Для индейцев Северной Америки койот – священное животное. Благодаря ему луна и солнце освещают мир. Один – бог победы, верховный бог викингов. Он забирает к себе воинов, павших в битве. Греки именуют царя богов – Зевс. Римляне зовут его Юпитер. Луг – кельтский бог света, он храбрец, силач, музыкант и волшебник. Ра – верховный бог Египта, бог солнца. Он не должен останавливать свой бег по небу, иначе мир погрузится во тьму. Вишну – один из трёх богов в Индии, стоит у колыбели мира. В Австралии Радужный змей – создал природу. На Руси – Сварог дал жизнь солнцу. В данной работе я хотел бы привести примеры мифов о сотворении мира в нескольких мифологиях и дать их сравнительную характеристику. Мифы о сотворении мира из первичного Океана Богом -Творцом. 1.2 Мифы как познание мира. Разновидности мифов. Миф проявляется одновременно во множестве форм. Разновидности мифов: - космогонические мифы; - солярные мифы; - лунарные мифы; - астральные мифы; - эсхатологические мифы; - этиологические мифы; - антропогонические мифы; - героические мифы; - календарные мифы; - мифы о животных и существах фантастических; - культовые мифы. В космогонических мифах отражена мысль о происхождении мира. Главный сюжет космогонических мифологий – мифы о творении, о происхождении космоса из хаоса. Основным мотивом является структурирование космического пространства и времени. Солярные мифы содержат мифологизацию Солнца и его влияния на земную жизнь. Солярными называются и мифы, в которых у героев есть солярные черты, которые сходны с признаками солнца как мифологического героя. Лунарные мифы рассказывают о Луне и встречаются в мифологии разных народов. Наиболее распространённый сюжет содержит мотив «небесной свадьбы»: Солнце и Месяц вступают в брак. Астральные мифы включают группу мифов, связанных с небесными телами: звёздами, созвездиями, планетами. В эту группу входят также солярные и лунарные мифы. В ранней группе астральных мифов звёзды или созвездия часто представляются в виде животных, нередко в таких мифах речь идёт об охоте на животных. Характерная черта астральных мифов - наличие нескольких космических персонажей, в которых воплощаются расположенные рядом созвездия. В основе эсхатологических мифов лежит сюжет о предстоящем конце мира. Значительная часть мифов повествует о важнейших событиях прошлого времени – времени мифологического. В отличие от них, данный вид мифов содержат пророчества о будущем конце света. Мифы эсхатологические о конце мира опираются на модели мифов календарных, мифов о смене эпох, мифов космогонических. Главное содержание архаичных мифологий составляют космогонические и этиологические мифы. Для архаичных мифологий характерно представление о катастрофе, отделяющей мифические времена от настоящего: о потопе, пожаре, гибели поколения великанов, обитавших на земле до появления человечества. Под этиологическими мифами понимают рассказы о происхождении животных и растений, гор и морей, небесных светил и метеорологических явлений, отдельных социальных и религиозных институтов, огня, смерти. Мифы этиологические объясняют появление различных природных и культурных особенностей и социальных объектов. В антропогонических мифах отражены сведения о происхождении (сотворении) человека, мифических первичных предках народа. , первой человеческой пары и т. п., составная статья космогонических мифов. Героические мифы фиксируют важнейшие моменты жизни одного героя. Отражают испытания героя со стороны старших родичей или враждебных демонов, борьбу с чудовищами и другие подвиги, смерть героя. Героический миф служит важнейшим источником для формирования героического эпоса и сказки. Календарные мифы связаны с циклом календарных обрядов: аграрной магией, сменой времён года, ростом растений. В древних земледельческих культурах преобладает миф, символизирующий дух растительности, зерна, урожая. В мифах о животных и существах фантастических персонажи имеют характерные признаки: время появления, место обитания или появления на земле, определенный внешний вид, приносящие помощь или вред человеку, животным. Например, мифологическое существо появлялось в святки или Духов день, в полночь или в полдень. Его можно было встретить дома, в хлеву, в бане, в воде, в лесу, в поле. Существа представлены в виде персонажей, не очень любимых людьми: змеи, волка или в образах дракона и фантастических мифологических персонажей. Животные являются героями космогонических мифов, их образы используются и для описания – космографии. В древнеиндийских поверьях земля держится на спинах семи слонов, которые стоят на спине черепахи. В свою очередь, черепаха стоит на змее. Аналогичную роль играет и рыба. Резкое движение рыбы, на которой покоится земля, может привести к землетрясению. Если рыба опускает голову, то начинается наводнение. 2.Практическая часть 2.1 Эпос « Урал-Батыр» «Ура́л-баты́р» (башк. Урал батыр) — башкирский эпос (кубаир), памятник башкирской словесности. «Урал-батыр» вобрал в себя древнейшую мифологию, которая существовала много тысячелетий назад. В нём представлен широкий спектр древних воззрений, уходящих своими корнями в недра первобытно- общинного строя. Некоторые мотивы и образы «Урал-Батыра» встречаются и в других башкирских эпосах («Заятуляк и Хыухылу», «Кунгыр-буга», «Алпамыша», «Кузыйкурпяс и Маянхылу»), а эпосы «Акбузат» и «Бабсак и Кусэк», продолжая сюжетную линию «Урал-Батыра», образуют единый цикл башкирских эпических сказаний. Эпос состоит из 4 576 поэтических и 19 прозаических строк. Композиционно выделяют 3 части.Эпос передавался устно из поколения в поколение поэтами-сказителями — сэсэнами. В 1910 году Мухамедша Абдрахманович Бурангулов записал эпос от двух сэсэнов-кураистов: Габита Аргынбаева (≈1850—1921) из аула Идрис и Хамита Альмухаметова (1861—1923) из аула Малый Иткул Иткульской волости Оренбургской губернии. По легенде, после записи этого эпоса Мухаметша Бурангулов подарил сказителю коня, а сам вернулся домой пешком. Впервые о глубокой самобытности эпоса «Урал-батыр» было заявлено в трудах А. А. Петросян. Она первая из исследователей обнаружила сюжетное сходство башкирского эпоса с шумерско-аккадским эпосом о Гильгамеше, но в то же время пришла к выводу о существовании глубоких различий идейно-художественных концепций данных произведений: «Главный мотив эпоса „Урал-батыр“ — человек сильнее всех сущих, добро неистребимо. Вавилонский эпос опирается на другую идею — все от воли богов». Философ Д. Ж. Валеев видит ценность эпоса «как источника по изучению истории общественного сознания и общественной мысли башкир». Существует несколько переводов эпоса на русский язык — как подстрочных, так и поэтических. Переводы на русский язык делали несколько писателей и поэтов. Прозаическое переложение эпоса выполнил писатель А. Г. Хусаинов, поэтический перевод на русский язык выполнен поэтом Г. Г. Шафиковым. В 2003 году «Урал-Батыр» был переведён на английский язык (пер. С. Г. Шафиков). В Уфе вышло подарочное издание эпоса на трёх языках (башкирский оригинал, русский перевод Г. Г. Шафикова и английский перевод С. Г. Шафикова). В 2006 году был издан «Урал-Батыр» на немецком языке в переводе доктора филологии из Германии Алии Тайсиной. Эпос «Урал-Батыр» также был переведён на другие языки мира (абхазский, иврит, турецкий, чувашский и другие). В 2007 году впервые был опубликован оригинал текста «Урал-Батыра». Все предыдущие публикации эпоса содержали искажения. Причины некритичной публикаций эпоса кроются в советской практике искажения памятников народного творчества, в преследованиях башкирских учёных (Мухаметша Бурангулов был дважды репрессирован). Постановления ЦК партии по Башкирской парторганизации запрещали целый ряд фольклорных памятников. Однако, невзирая на репрессии, эпос «Урал-Батыр» чудом уцелел. Эпос «Урал-батыр» является одним из «Семи чудес Башкортостана», включен в Список нематериального культурного наследия ТЮРКСОЙ, является кандидатом на включение в Список ЮНЕСКО «Шедевры устного и нематериального наследия человечества». Сюжет эпоса довольно сложен и построен на описании борьбы Урал-батыра за счастье людей, со злыми силами природы, воплощёнными в образах драконов (аждаха), дивов, змей и т. д. Персонажи сказания — богатыри и простые жители земли, небесные божества (небесный царь птиц — Самрау), злые силы природы, мифические существа. Здесь изображена судьба героев трёх поколений (старик Янбирде и старуха Янбика, их дети — Урал и Шульген, внуки — Яик, Идель, Нугуш, Сакмар) и, соответственно этому, состоит из трёх частей и сам эпос. В первой части рассказывается о старике Янбирде и старухе Янбике, волею судьбы, оказавшихся на затерянной земле. Они занимаются охотой на диких зверей. От пожилых супругов рождаются два сына — Шульген и Урал, что является традиционным мотивом тюрко-монгольского эпоса. Янбирде сообщает детям тайну существования Смерти (Улем), которая убивает людей, зверей и всё живое на земле. От белой лебёдушки Хомай (дочь Самрау), спасённой Урал- батыром, они узнают о существовании Родника жизни — Яншишмы. Янбирде советует сыновьям отыскать Яншишму и уничтожить Смерть. Первая часть завершается тем, что молодые батыры отправляются на поиски родника бессмертия. Вторая часть сказания повествует о деятельности героев второго поколения — Шульгена и Урал-батыра. В ней подробно изображаются подвиги Урал-батыра и злодеяния его брата Шульгена, переметнувшегося в стан врагов. Заканчивается эта часть поражением дивов и драконов, возникновением в пучине моря гор из тел убитых героем врагов (Уральские горы), гибелью Урал-батыра за бессмертие природы. Третья часть поэмы посвящена подвигам сыновей Урал-батыра, заселению уральской земли людьми, животными и птицами. Эпос об Урале очень богат символами, архетипами коллективного бессознательного: ясновидящие драконы; старый премудрый ясновидящий дракон; Божественный ребенок Урал; могущественный спутник героя — космический конь Акбузат, в будущем помощник Урала; семь драконов на небе — созвездие Большой Медведицы; дракон с большим ключом; волшебная палка; живой родник — живая вода; царь птиц — Самрау, который является мужем Солнца и Луны, в то же время отцом Хомай и Айсылу — этих удивительных символов Анимы; выбор девушкой Хомай для себя жениха (задает загадки, испытывает на верность, честность); космическая пара (или Божественный брак) Урала и Хомай, четверичность — 4 батыра, 4 сына (Хакмар тоже считает себя сыном Урала); удивительные говорящие и ведающие животные — олицетворение человеческих качеств (бык, лев, собака, сокол, птицы и т.п.); многозначный символ Заркум (охота на оленя является одной из бесчисленных аллегорий, обозначающих половой акт, змей — символ одновременно позитивный и негативный, может превратиться в человека); камень и его трансформация; огонь; Всемирный потоп; символ Смерти; числа — архетипы порядка (семерка — число планетарных богов древних, число семь символизирует семь звезд, планетарных божеств, которые, как утверждают алхимики, находятся в пещере в глубине земли; бессознательное использует число в качестве упорядочивающего фактора, числа существовали до возникновения сознания); символы Тени — пещера, подземелье, спуск в глубокий источник, кровь в ракушках как символы дурного духа, вспыльчивого гнева и чувственных пристрастий; Урал-гора как символ самости, символ становления целостной личности; жертвоприношение злому царю Катилу, тема жертвы батыра или смерти героя (которая необходима для излечения от гордости, гордыни, показывающей самое себя). Женитьбы Урала, когда уходит детская безответственность при вступлении в общество; болезненное подчинение дисциплине; архетипы Тени (Шульген), Анимы, Анимуса, Старого мудреца и другие, которые связывают воедино мир сознания и мир бессознательного, являются средствами “духовного возрождения”, индивидуализации. Складывался эпос на протяжении многих тысячелетий начиная с эпохи каменного века. Современные исследователи обнаруживают в эпосе «Урал-батыр» много параллелей с зороастризмом, первой монотеистической религией, а в образе самого Урал-батыра – черты пророка, создателя и устроителя мира. Эпос «Урал-батыр» лежит в основе мифологических и морально-нравственных представлений древних башкир. Большинство ученых считает его древнейшим и исходным в системе героических эпосов башкирского народа. Многие произведения представляют собой фактически литературно-эпические переложения эпоса «Урал-батыр». Так, эпосы «Акбузат» и «Бабсак и Кусэк», продолжая сюжетную линию «Урал-батыра»,образуют единый цикл башкирских эпических сказаний. Центральное местов эпосе занимает тема жизни и смерти, бессмертия, органически переплетающаяся с темой добра и зла. Композиционно эпос состоит из нескольких частей, повествующих о деяниях трёх поколений героев.В эпосе в философском плане выражена мысль о неизбежности, необходимости смерти. Слова старца Тараула, обречённого жить вечно, и предсмертное завещание Урал-батыра раскрывают истинный смысл бессмертия — люди бессмертны своими добрыми делами. К тому же в эпосе описано реальное географическое пространство – ареал с географическими объектами Южного Урала. Реальность достигается описанием конкретных топонимических объектов: гор и рек современного Башкортостана: Урал, Шульган (Капова пещера), Иремель, Кыркты, Ямантау, Яик, Агидель, Нугуш, Сакмар. В эпосе их появление связывается с действиями мифических героев-первопредков. Урал-в переводе с башкирского означает пояс. Пояс гор, разделивший Европу и Азию-тело могучего батыра. Нефть, которая когда-то била фонтанами, а при современных способах добычи лишь проступающая на поверхности земли,-его кровь.» Там ,где цепь уральских гор лежит, Агидель красавица бежит…» Агидель по-русски Белая. Наивное очеловечивание природной среды свойственно для всех народов. Но есть в эпосе народов Южного Урала и нечто необычное. Во- первых неожиданным подтверждением древнего мифа стали для нас наскальные рисунки эпохи палеолита в пещере Шульган -Таш. 15 тысяч лет назад художник изобразил крылатого коня. Это самое древнее подобное концептуальное изображение. Таким образом, в основу башкирского эпоса были положены очень древние мифы, которые датируются чисто археологически – их возраст примерно 15 тысяч лет. О древности эпоса можно судить также по именам и названиям, которые есть в его тексте. Так, слово «Ур» имеется во всех индоевропейских языках. А корень «Шуль» встречается в алтайских, уральских, индоевропейских, картвельских, семито-хамитских и некоторых других языках. Например, лексические параллели к этому слову можно привести из финно-угорских языков, где элемент шуле-/сыл- означает «талый, таять», а также из греческого языка, где 3уле/гиле – нижние воды первоматерии . А в урало-алтайских языках он выступает в значении «растаявшая вода», «вода, непригодная для питья». Как мы знаем из эпоса «Урал-батыр», Шульген как раз превращается в повелителя водной стихии, повелителя моря, потом – в повелителя озера Шульган-Куль, воды которого по преданию нельзя пить. Это говорит о том, что мифические образы были созданы ещё до возникновения башкирского языка. Перед входом в пещеру есть два озера – Живое и Мертвое. В Мертвом по преданию скрылся старший брат Урала -Шульган, вместе с волшебным конем Акбузатом. Это озеро, глубиной около 6 метров, находящееся тут же, на входе в пещеру. Интересно еще вот что - вода из Шульгана НЕПРИГОДНА для питья! Во-вторых башкирские мифы демонстрируют нам пример высокого экологического сознания. Урал-батыр в отличие от большинства мифических героев не обретает бессмертие. Спасая людей, он пьёт из Мертвого озера, населенного дивами и чудовищами из подземного мира. Урал может исцелиться с помощью живой воды ,но тогда погибнет земля. Батыр даровал людям чистую воду, заповедав никогда не пить из омутов и ям.» Я один, вас много. Не я, а наша родная земля должна быть бессмертной. И пусть на этой земле люди живут счастливо». Экологически устойчивое развитие человечества — это улучшение жизни людей в условиях устойчивой биосферы, т. е. в условиях, когда хозяйственная деятельность не влечет за собой необратимых последствий. Не будем уподобляться мятежному Шульгану, тщеславному и алчному, принимая решения несущие угрозу окружающей среде и всему живому на земле. Эпос «Урал-батыр» является одним из «Семи чудес Башкортостана», он включен в Список нематериального культурного наследия ТЮРКСОЙ. Заключение Людей всегда и повсюду волновали одни и те же вопросы: что было до того, как появились небо и земля? Откуда взялись первые боги? Мифы - древнейшие сказания, повествующие о происхождении вселенной и человека, тайнах рождения и смерти, чудесах мира, подвигах и любовных переживаниях богов, царей и героев. Все народы мира с древних времен создавали мифы. Они рождались из естественной любознательности людей, их стремления понять и объяснить действительность. В мифах переплетены донаучные представления о природе и обществе, ранние элементы религии, философии, искусства. Мифы о сотворении мира повествуют нам о том, как появился мир на Земле, как появились небо и звезды, солнце и облака, откуда на Земле появились звери, птицы, откуда появился человек. Я остановился подробно на мифах о сотворении мира, так как они имеют большой мифологический вес в мифологической системе и являются неотъемлемой частью любой мифологии. На их материале отчетливо прослеживаются сходства, а также различия мифологических представлений разных народов. Безусловно, наблюдается взаимопроникновение различных культур, соответственно именно этим объясняется большое количество схожих мотивов и элементов в мифах различных народов. Каким будет конец этого мира, не дано знать никому. Урал-гора как символ самости, символ становления целостной личности; жертвоприношение злому царю Катилу, тема жертвы батыра или смерти героя (которая необходима для излечения от гордости, гордыни, показывающей самое себя). Женитьбы Урала, когда уходит детская безответственность при вступлении в общество; болезненное подчинение дисциплине; архетипы Тени (Шульген), Анимы, Анимуса, Старого мудреца и другие, которые связывают воедино мир сознания и мир бессознательного, являются средствами “духовного возрождения”, индивидуализации. Складывался эпос на протяжении многих тысячелетий начиная с эпохи каменного века. Современные исследователи обнаруживают в эпосе «Урал-батыр» много параллелей с зороастризмом, первой монотеистической религией, а в образе самого Урал-батыра – черты пророка, создателя и устроителя мира. Эпос «Урал-батыр» лежит в основе мифологических и морально-нравственных представлений древних башкир Список используемых источников 1. Бадж Э.А. Уоллис Древний Египет: духи, идолы, боги 2. Гербер Х. Мифы Греции и Рима 3. Овчинникова А.Г. Легенды и мифы Древнего Востока 4. Скосарь В.Ю. Сотворение мира 5. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. |