Главная страница

МИХАЙ ЧИКСЕНТМИХАЙИ. Михай чиксентмихайи в поисках потока


Скачать 169.97 Kb.
НазваниеМихай чиксентмихайи в поисках потока
Дата13.02.2023
Размер169.97 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаМИХАЙ ЧИКСЕНТМИХАЙИ.docx
ТипКнига
#934538
страница8 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9


ВОСЬМАЯ ГЛАВА . Аутотелическая личность При прочих равных условиях, жизнь, заполненная сложной потоковой деятельностью, является более стоящей, чем жизнь, проведенная в пассивных развлечениях. Вот как одна женщина описывает, что значит для нее ее карьера: «Быть полностью поглощенной своей работой и получать от этого такое удовольствие, что Вам не хочется заниматься чем-то иным. Я не понимаю, как люди живут, если не испытывают этого…». Или как историк К. Ванн Вудворд говорит о своей работе, заключающейся в изучении динамики американского Юга: Это меня интересует. Стремление к тому, что для человека является важным, приносит удовлетворение. Я думаю, что без сознания этого и этой мотивации моя жизнь была бы довольно скучной и бесцельной. И я не хотел бы вести такую жизнь. Жизнь, полную безделья, когда человеку совершенно нечего делать из того, что приносит удовлетворение в жизни. Для меня бы это была отчаянная ситуация. Когда мы относимся к жизни с таким энтузиазмом и самоотдачей, значит, мы обладаем аутотелической личностью. Слово «аутотелический» состоит из двух греческих корней: «ауто» (сам, самостоятельный) и «телос» (цель). Аутотелическая деятельность – это деятельность, которой мы занимаемся ради нее самой, поскольку нашей основной целью является опыт данной деятельности. Например, если бы я играл в шахматы, только для того чтобы получить удовольствие от игры, то игра была бы для меня аутотелическим опытом. В то время как, если бы я играл на деньги или чтобы завоевать высокое место в шахматном мире, то та же самая игра была бы экзотелическим опытом, то есть мотивированным внешними целями. Что касается аутотелической личности, то она означает человека, который в основном занимается чем-то ради самого этого занятия, а не для того чтобы достичь какой-то внешней цели. Конечно, никто не может быть полностью аутотелической личностью, потому что мы все должны заниматься чем-то, что нам не нравится, либо из чувства долга, либо по необходимости. Однако существует градация от людей, которые почти никогда не чувствуют, что то, что они делают, стоит делать ради самого этого занятия, до людей, которые чувствуют, что почти все, что они делают, является важным и ценным само по себе. Именно к этим последним применяется термин «аутотелическая личность». Аутотелической личности не нужно много материальных благ, развлечений, комфорта, власти или славы, так как то, что такие люди делают, уже приносит им достаточно удовлетворения. Поскольку такие люди испытывают поток на работе, в семейной жизни, при общении с людьми, во время еды и даже когда они одни и им нечего делать, то они менее зависимы от внешних благ, которые заставляют других людей вести скучную жизнь, заполненную бессмысленной рутиной. Они более самостоятельны и независимы, поскольку ими нельзя так легко манипулировать с помощью угроз или вознаграждений извне. В то же самое время они более вовлечены в то, что происходит вокруг, потому что они полностью погружены в жизненный поток. Но как мы можем определить, кто является аутотелической личностью, а кто нет? Лучшим методом является наблюдение за человеком в течение долгого периода времени, в различных ситуациях. Короткое «тестирование», которое проводят некоторые психологи, не очень подходит, отчасти потому что поток является таким субъективным переживанием, что человеку достаточно легко подделать свои ответы. Длинное интервью или анкетирование могут принести пользу, однако я предпочитаю использовать менее прямой метод. Согласно теории, люди испытывают поток, когда они чувствуют, что в данной ситуации перед ними стоят сложные задачи, и они обладают высоким мастерством для их выполнения. Поэтому одним из способов определения, является ли человек аутотелической личностью, является измерение частоты, с которой люди оказываются в подобной ситуации в течение недели, с помощью метода Выборочного Изучения Опыта. В результате мы обнаружили, что есть люди, которые свидетельствуют, что пребывают в такой ситуации 70 процентов своего времени, а есть люди, которые пребывают в данной ситуации менее 10 процентов своего времени. Мы предполагаем, что первые являются в большей степени аутотелическими личностями, чем последние. Источник: Адаптировано из Адлай-Гэйл 1994г. Используя этот метод, мы можем определить, чем отличаются люди, которые часто занимаются аутотелической деятельностью, от тех, кто редко пребывает в таком состоянии. Например, в одном исследовании мы взяли группу из ста очень талантливых подростков и разделили ее на две части. Пятьдесят подростков, которые часто пребывали в ситуации со сложными задачами и высоким уровнем мастерства в течение недели, оказались в верхнем квартиле[11] («аутотелическая» группа), и пятьдесят подростков, которые реже пребывали в такой ситуации, оказались в нижнем квартиле («не аутотелическая» группа). Затем мы поставили вопрос: по-разному ли используют свое время эти две группы подростков? Наиболее значительные различия между двумя группами показаны на графиках 4.1 и 4.2. Каждый аутотелический подросток тратит в среднем 11 процентов своего времени, в которое он активен, на учебу, что на 5 процентов больше, чем тратят подростки в другой группе. Так как каждый процент приблизительно равен одному часу, то мы можем сказать, что аутотелические подростки тратят на учебу 11 часов в неделю, а подростки из другой группы – 6 часов. Другие различия касаются хобби, на которое первая группа тратит почти вдвое больше времени (6% против 3,5%), и спорта (2,5% против 1%). Единственное занятие, на которое не аутотелические подростки тратят больше времени, это просмотр телевизора: на это они тратят почти в два раза больше времени, чем аутотелические подростки (15,2% против 8,5%). Аналогичные результаты были получены в более позднем исследовании среднестатистической выборки американских подростков, в котором было проведено сравнение 202 аутотелических подростков с 202 не аутотелическими подростками. Несомненно, важным показателем того, является ли человек аутотелической личностью, является то, как он тратит свое время. Пассивный досуг и развлечения не предоставляют нам больших возможностей для применения наших способностей. Мы испытываем поток, когда вовлечены в те виды деятельности, которые дают нам возможность применить наши навыки, а именно, занимаясь умственным трудом и активным отдыхом. Однако возникает вопрос: является ли качество опыта аутотелических подростков лучшим, чем у остальных их сверстников? Прежде всего, тот факт, что они выполняют более сложные задачи, отчасти свидетельствует об этом по определению, поскольку мы считаем, что аутотелическая личность чаще оказывается в ситуациях, когда перед ней стоят сложные задачи. Истинный вопрос состоит в том, улучшает ли частое пребывание в ситуациях, вызывающих поток, субъективный опыт? Ответ является утвердительным. На графике 5.1 показаны результаты исследований двух групп из 202 аутотелических подростков и 202 не аутотелических подростков, представляющих собой выборку из американских школьников, которые дали ответы о том, что они испытывают, когда занимаются учебой или работают на оплачиваемой работе. Как показывают результаты, во время занятий производственными видами деятельности подростки из первой группы концентрируются больше, у них значительно выше самооценка и они оценивают свои занятия как более важные для их будущих целей. Тем не менее, обе группы мало отличаются по показателям удовольствия и счастья. Как различается качество опыта во время занятия активным отдыхом? Различия показаны на графике 5.2. Во-первых, как мы и могли предполагать, все подростки во время отдыха свидетельствуют, что испытывают более высокий уровень удовольствия и счастья, чем во время занятий производственной деятельностью. Тем не менее, они меньше концентрируются и чувствуют, что то, чем они занимаются, является менее важным для их будущих целей. Различия между двумя группами по всем показателям, кроме счастья, являются статистически значительными. Аутотелические подростки больше концентрируются, получают большее удовольствие, у них выше самооценка и они чувствуют, что их занятия имеют большее отношение к их будущим целям. Все это соответствует тому, что мы могли ожидать, кроме одной вещи. Почему они не чувствуют себя счастливее? Проводя исследования в течение десятка лет с помощью метода Выборочного Изучения Опыта, я понял, что заявления человека о счастье не являются точным показателем качества его жизни. Некоторые люди заявляют, что они «счастливы», даже когда они не любят свою работу, когда у них нет собственной семьи, и когда они проводят все время, занимаясь бессмысленными вещами. Autotelic – Аутотелические подростки Non-autotelic – Не аутотелические подростки Concentration - Концентрация Enjoyment - Удовольствие Happiness - Счастье Self-esteem – Самооценка Importance to future – Важность для будущего Люди так созданы, что стараются не унывать и, по-видимому, мы способны избегать чувства грусти даже тогда, когда все условия нас к этому принуждают. Когда мы не можем сказать, что хоть чуть-чуть счастливы, какой смысл продолжать жить дальше? Аутотелические личности не обязательно счастливее, однако они занимаются более сложной деятельностью и в результате чувствуют себя лучше. Чтобы иметь замечательную жизнь, недостаточно быть счастливым. Важно быть счастливым, когда занимаешься вещами, которые развивают наши способности, способствуют нашему росту и реализуют наш потенциал. Это особенно важно в начале жизни: подросток, который ощущает себя счастливым, когда ничего не делает, вряд ли, вырастет в счастливого взрослого человека. Другой интересный факт заключается в том, что аутотелические подростки проводят значительно больше времени, общаясь со своей семьей – порядка четырех часов в неделю – по сравнению с другими подростками. Это объясняет, почему они получают большее удовольствие от того, что они делают. По-видимому, семья является защитной средой, в которой ребенок может исследовать мир в относительной безопасности. В ней у него нет необходимости стесняться, и тревожится о том, чтобы обороняться от кого-либо или соперничать с кем-либо. Одной из основных целей в воспитании американского ребенка является его ранняя независимость: предполагается, что чем раньше подростки оставят своих родителей, как в эмоциональном, так и в физическом плане, тем быстрее они повзрослеют. Однако раннее взросление это не такая уж хорошая вещь. Подростки, которым слишком рано приходится заботиться о себе, могут легко стать неуверенными в себе и занять оборонительную позицию в жизни. Это может быть оспорено, но на самом деле, чем сложнее мир взрослых, в который придется вступить подростку, тем более долгий период зависимости ему необходим, чтобы подготовиться к этому. Конечно, такая «социальная незрелость» эффективна, только если семья является относительно сложной единицей, которая как стимулирует, так и поддерживает ребенка; ребенку не принесет пользы зависимость от неправильно функционирующей семьи. Если и существует одно качество, которое отличает аутотелических личностей, так это то, что их физическая энергия кажется неисчерпаемой. Даже притом, что они обладают теми же самыми способностями обращать внимание на вещи, как и другие люди, они обращают больше внимания на то, что происходит вокруг них, они больше замечают, и они охотно уделяют больше внимания вещам ради них самих, не ожидая немедленной отдачи. Большинство из нас накапливают внимание очень осторожно. Мы скупо тратим его только на серьезные вещи, которые имеют для нас значение; мы заинтересованы только в тех вещах, которые способствуют нашему благополучию. Объектами, которые наиболее всего достойны нашей психической энергии, являемся мы сами, а также те люди и вещи, которые дают нам какое-то материальное или эмоциональное преимущество. В результате у нас практически не остается внимания, чтобы участвовать в жизни мироздания на его собственных условиях, удивляться, узнавать что-то новое, сочувствовать, преодолевать границы, очерченные нашим эгоцентризмом. Аутотелические люди меньше озабочены самими собой, и поэтому у них больше свободной психической энергии, чтобы познавать жизнь. Келли, одна из девушек из нашего исследования, которая часто свидетельствует в своих анкетах о том, что находится в ситуации сложных задач и высокого мастерства, отличается от своих одноклассников тем, что не думает все время о мальчиках, покупках и хороших отметках. Вместо этого она увлечена мифологией и называет себя «кельтской ученицей». Три дня в неделю после обеда она работает в музее, где помогает хранить и классифицировать экспонаты. Ей нравятся даже самые рутинные аспекты ее работы, например, «раскладывать все на места и тому подобное», а также обращать внимание на все, что происходит вокруг и приобретать опыт из этого. В то же самое время ей нравится проводить время с друзьями, с которыми она ведет долгие споры о религии и жизни после занятий в школе. Это не означает, что она альтруист или скромный человек. Ее интересы являются выражением ее уникальной индивидуальности, но, по-видимому, она искренне интересуется тем, что делает, в какой-то степени ради самого этого дела. Творческие люди также обычно бывают аутотелическими личностями, и часто делают свои открытия благодаря тому, что у них есть дополнительная физическая энергия, которую они вкладывают, на первый взгляд, в обычные вещи. Нейропсихолог Бренда Милнер описывает свое отношение к работе, которое разделяют многие другие ученые и художники в своих областях: «Я бы сказала, что я беспристрастна к тому, что является важным или великим, потому что каждый новый маленький факт, даже самый незначительный, вызывает радость в момент его открытия». Историк Натали Дэвис объясняет, как она выбирает проблемы, над которыми работает: «Ну, какая-нибудь проблема начинает вызывать у меня настоящее любопытство. Она меня глубоко задевает… В это время она кажется мне ужасно интересной… Не знаю, вкладываю ли я в выбор темы что-то, помимо моего любопытства и удовольствия». Изобретатель Франк Оффнер, который после усовершенствования реактивных двигателей и аппаратов ЭЭГ (электроэнцефалограммы), в возрасте 81 года заинтересовался изучением физиологии клеток волос, представляет собой прекрасный пример скромности аутотелических личностей, которые исследуют тайны жизни, даже, на первый взгляд, самые незначительные из них: О, я люблю решать проблемы. Будь это проблема, почему не работает наша посудомоечная машина, или почему не работает автомобиль, или как устроены нервы, или что-то еще – не важно. Сейчас мы с Питером работаем над тем, как устроены клетки волос, и … это так интересно… Мне не важно, какая проблема стоит передо мной. Если я могу решить ее, это доставляет мне удовольствие. Это так здорово решать проблемы, не так ли? Не это ли самое интересное в жизни? Последняя цитата также дает нам предположение, что интерес аутотелической личности не является полностью пассивным и созерцательным. Он также включает в себя попытку понять или, в случае с изобретателем, решить проблему. Важным является то, что этот интерес бескорыстен ; другими словами, он не служит полностью личным интересам человека. Только тогда, когда наше внимание до определенной степени свободно от личных целей и амбиций, у нас есть возможность понять реальность в ее собственной сути. Некоторые люди, похоже, обладают этой дополнительной свободной энергией с самого детства и используют ее, чтобы узнать все, что попадает в их поле зрения. Изобретатель Яков Рабинов увидел первый в своей жизни автомобиль, когда ему было семь лет, и он жил в маленьком китайском городке. Он помнит, что сразу же залез под машину, чтобы посмотреть, как мотор вращает колеса, а когда он пришел домой, то вырезал из дерева коробку передач и центральную шестерню. Лайнус Полинг описывает свое детство типично для большинства творческих людей: Когда мне было 11 лет, больше всего мне нравилось читать книги. И я прочитал много книг…когда мне только исполнилось 9 лет….я уже прочитал Библию и «Происхождение видов» Дарвина. А…когда мне было 12 лет и мы проходили древнюю историю в школе – первый год – мне так нравилось читать этот учебник, что я полностью прочитал его за несколько первых недель года и искал другие книги по истории древнего мира. Когда мне было 11 лет, я начал собирать насекомых и читать книги по энтомологии. Когда мне было 12 лет, я начал собирать минералы. Я нашел несколько агатов - это было практически все, что я смог найти и узнать в Долине Вилламетт - но я читал книги по минералогии и переписывал из книг таблицы с данными о свойствах, твердости, цвете, прожилках и других свойствах минералов. А затем, когда мне исполнилось 13 лет, я заинтересовался химией. Я был очень взволнован, когда узнал, что химики могут превратить некоторые вещества в другие вещества с совершенно иными свойствами…Водород и кислород образуют воду. Или натрий и хлор образуют хлорид натрия. Совершенно различные вещества, элементы которых при комбинации образуют различные смеси. С тех пор я проводил много времени, пытаясь лучше понять химию. А это на самом деле значит, понять мир, природу Вселенной. Важно отметить, что Полинг не был вундеркиндом, который поражал старших своим блестящими интеллектуальными способностями. Он самостоятельно следовал своим интересам без какого-либо признания или большой поддержки со стороны других людей. Толчком к длинной и продуктивной жизни послужила его решимость принимать как можно более полное участие во всем, что его окружало. Хейзел Хендерсон, посвятившая свою жизнь созданию организаций по защите окружающей среды, как, например, «Горожане За Чистый Воздух», живо описывает, с какой радостью и интересом подобные люди относятся к окружающему миру: Когда мне было пять лет – вы знаете, это как открыть глаза, оглянуться и сказать: «Здорово! Что за удивительное путешествие! Что, скажите, здесь происходит? Зачем я здесь и что я должна делать?» Этот вопрос сидит во мне всю мою жизнь. И я люблю его! Благодаря ему каждый день кажется таким новым… Каждое утро ты просыпаешься и чувствуешь, будто это первый день от сотворения мира. Однако не всем так повезло, как Полингу и Хендерсон, обладающим таким большим запасом свободной психической энергии. Большинство из нас научилось экономить свое внимание, чтобы направлять его на сиюминутные нужды существования, и у нас остается мало энергии для того, чтобы интересоваться природой Вселенной, нашим местом в космосе или чем-то еще, что не принесет нам выгоды в достижении наших сиюминутных целей. Но без бескорыстного интереса жизнь неинтересна. В ней нет места для чуда, открытий, удивления и преодоления границ, обусловленных нашими страхами и предрассудками. Если вы не развили в себе любопытство и заинтересованность в раннем детстве, вам стоит приобрести их сейчас до того, как станет слишком поздно улучшать качество вашей жизни. Теоретически это сделать очень легко, практически – труднее. Тем не менее, это стоит того, чтобы попробовать. Первый шаг состоит в том, чтобы делать все, что вам необходимо делать, концентрируя на этом внимание, делая это с мастерством, а не по инерции. Даже такая рутинная работа, как та, которую вы делаете, когда моете посуду, одеваетесь или косите лужайку, может приносить вам больше удовлетворения, если вы будете делать ее с тем же вниманием, как если бы вы создавали произведение искусства. Следующий шаг заключается в том, чтобы каждый день переносить часть психической энергии, которую вы тратите на то, что вам не нравится делать, или на пассивный отдых, на те дела, которыми вы не занимались раньше или на то, что вам нравится, но что вы редко делаете, поскольку это требует определенных усилий. Мир буквально заполнен миллионами потенциально интересных вещей, которые можно увидеть, узнать и которыми можно заняться. Однако они не станут действительно интересными, пока мы не посвятим им свое внимание. Многие люди скажут, что этот совет для них бесполезен, поскольку они уже так заняты, что абсолютно не могут себе позволить заниматься чем-то новым и интересным. Нехватка времени стала одной из наиболее популярных жалоб сегодняшнего дня. Однако чаще всего это оправдание, которое люди используют, чтобы не контролировать свою жизнь. Как много из того, что мы делаем, действительно необходимо? Как много дел мы могли бы сократить, если бы затратили немного энергии на то, чтобы организовать и рационализировать наши дела, выделить приоритеты среди тех рутинных дел, которые рассредоточивают наше внимание по мелочам? Действительно, если мы позволим, чтобы наше время уходило сквозь пальцы, то вскоре у нас его не останется. Мы должны научиться управлять им очень аккуратно, не для того чтобы достичь богатства и безопасности в каком-то отдаленном будущем, а для того чтобы наслаждаться жизнью здесь и сейчас. Время – это то, что мы должны найти, чтобы развить в себе заинтересованность и любопытство, необходимые для того, чтобы наслаждаться жизнью самой по себе. Другой равный по значению ресурс – это способность контролировать психическую энергию. Вместо того чтобы ждать внешнего стимула или чего-то, что обратит на себя наше внимание, мы должны научиться концентрировать его в большей или меньшей степени по своей воле. Способность контролировать свое внимание и заинтересованность соотносятся между собой, взаимно пробуждая и усиливая друг друга. Если вы заинтересованы в чем-то, вы будете концентрировать на этом свое внимание, а если вы будете концентрировать на чем-то свое внимание, то очень возможно, что вы заинтересуетесь этим. Многие вещи, которые кажутся нам интересными, не являются таковыми по своей природе, пока мы не постараемся обратить на них внимания. Насекомые и минералы не кажутся нам очень привлекательными, пока мы не начнем их коллекционировать. Большинство людей тоже не кажутся нам интересными, пока мы не узнаем, как они живут и о чем они думают. Марафоны и скалолазание, игра в бридж и драмы Расина довольно скучны, но только не для тех, кто приложил достаточно много внимания, чтобы понять всю их сложность. Как только мы сконцентрируем свое внимание на каком-то сегменте реальности, перед нами открываются бесконечные возможности для действия – физического, интеллектуального или эмоционального – и применения наших способностей. У нас никогда не будет достаточно веского оправдания своей скуке. Контролировать свое внимание - это значит контролировать свой опыт, а, следовательно, качество своей жизни. Информация проникает в наше сознание только тогда, когда мы обращаем на нее свое внимание. Внимание действует как фильтр между внешними событиями нашей жизни и тем, как мы их воспринимаем (нашим опытом). Как много стресса мы испытываем, зависит в большей степени от того, как мы контролируем свое внимание, чем от того, что с нами произошло. Как на нас подействует физическая боль, или пропажа денег, или пренебрежительное отношение в обществе, зависит от того, сколько внимания мы уделяем этому событию, сколько места отводим для этих переживаний в своем сознании. Чем больше психической энергии мы вкладываем в болезненное для нас событие, тем реальнее оно становится, и тем больше энтропии входит в наше сознание. Но мы также не решим проблему, если откажемся от этого переживания, постараемся подавить его или интерпретировать по-другому, поскольку эта информация затаится в глубине нашего сознания, лишая нас психической энергии и препятствуя ее распространению. Будет лучше, если мы посмотрим своему страданию прямо в глаза, признаем его и почтем его присутствие, а затем как можно быстрее сконцентрируем свое внимание на тех вещах, которые мы сами для этого выбрали. Профессор Фаусто Массимини и его команда провели исследование людей, которые получили серьезные физические увечья в результате болезни или несчастного случая – ослепли или оказались частично парализованными – и выяснили, что некоторые из этих людей достаточно хорошо адаптировались к трагедии и заявляют, что их жизнь стала лучше, после того как они получили свое увечье. Эти люди выделяются тем, что они решили преодолеть свой физический недостаток путем беспримерной дисциплины своей психической энергии. Они научились испытывать поток, выполняя простейшие действия, например, когда они одеваются, ходят вокруг дома или водят машину. Те, кто приложил больше усилий, смогли пойти дальше, чем просто возвратиться к основным действиям в жизни. Один из них стал инструктором по плаванию, другие стали бухгалтерами, некоторые начали путешествовать, чтобы участвовать в международных шахматных турнирах и соревнованиях по плаванию, а некоторые стали чемпионами по стрельбе из лука, стреляя из инвалидной коляски. Подобной способностью трансформировать трагическую ситуацию в, по крайней мере, терпимую, обладают жертвы террористов, которые вынуждены находиться в одиночном заточении, или узники концентрационных лагерей. В таких условиях внешний мир, «реальное» окружение столь бессодержательно и бесчеловечно, что способно привести в отчаяние большинство людей. Те, кто выживает в таких условиях, способны выборочно игнорировать внешние обстоятельства и направлять свое внимание на внутреннюю жизнь, которая для них является единственной реальностью. Это легче сделать, если человек знает поэзию, математику или какую-нибудь другую систему символов, которая позволяет концентрироваться и производить работу в уме без видимых, материальных усилий. Эти примеры наводят на мысль, что человеку необходимо учиться контролировать свою энергию. В принципе подойдет любое умение или наука, которыми человек может заниматься самостоятельно: это может быть медитация или молитва, если вы к этому склонны; физические упражнения, аэробика, боевые искусства для тех, кто предпочитает концентрироваться на физических занятиях. Подойдет любая специализация или любые знания, которые приносят вам удовольствие, и с помощью которых вы можете научиться лучше контролировать свое время. Однако очень важным является то, как вы относитесь к этим занятиям. Если человек молится, чтобы быть праведным, или занимается физическими упражнениями, чтобы укрепить мышцы груди, или учится, чтобы стать умным, тогда он теряет большую часть пользы от этих занятий. Важно получать удовольствие от самого занятия и знать, что значение имеет не результат, а контроль над своим вниманием, который в результате вы приобретаете. Как правило, наше внимание управляется нашими генами, общественными условностями и привычками, приобретенными нами в детстве. И, следовательно, не мы решаем, на что нам обращать внимание, и какая информация поступит в наше сознание. В результате по большому счету наша жизнь нам не принадлежит; большая часть того, что мы испытываем, запрограммировано за нас. Мы узнаём, на что стоит смотреть, а на что нет; что следует помнить, а что забыть; что нужно чувствовать, когда мы видим летучую мышь, флаг или человека, поклоняющегося Богу посредством разных ритуалов; мы узнаем, ради чего, как полагают люди, стоит жить, а за что умереть. В течение лет наш опыт выполняет сценарий, написанный для нас биологией и культурой. Единственный способ стать хозяином своей жизни, состоит в том, чтобы научиться направлять свою физическую энергию в соответствии со своими намерениями.
1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта