Главная страница
Навигация по странице:

  • Практическая работа (Практикум)

  • Министерство науки и высшего образований Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Сибирский


    Скачать 42.79 Kb.
    НазваниеМинистерство науки и высшего образований Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Сибирский
    Дата17.01.2022
    Размер42.79 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаPrakticheskie_zadania.docx
    ТипПрактическая работа
    #333111

    Министерство науки и высшего образований Российской Федерации

    федеральное государственное бюджетное образовательное

    учреждение высшего образования

    «Сибирский государственный университет

    Геосистем и технологий»

    (СГУГиТ)

    Кафедра техносферной безопасности





    Практическая работа

    (Практикум)
    Выполнил обучающийся:

    Кретова Т.А

    Группы: 2БЖ-у

    Проверил:

    доцент к.и.н

    Сотникова Е.В.


    Новосибирск,2021

    План


    Практическое задание №1 3

    1. Философское понимание бытия. Единство мира и многообразие реальности 3

    1.1. Проблема бытия в истории философии: 3

    1.2. Смысл и содержание основных онтологических категорий: бытие и ничто; сущность и существование; субстанция; содержание и форма; единичное и общее; возможность и действительность. 5

    1.3. Бытие и реальность: соотношение понятий. 6

    1.4. Проблема различения материальной и идеальной (духовной), объективной и субъективной реальности. 6

    1.5. Многообразие и взаимосвязь форм бытия. 7

    Практическое задание №2 9

    2. Экзистенциализм 9

    2.1. Какие причины обусловили возникновение философии экзистенциализма и его непреходящую популярность? 9

    2.2. В чем отличие понимания способов достижения человеком подлинного существования в религиозном и нерелигиозном экзистенциализме? 11

    2.3. Как в экзистенциальной философии различаются сущность и существование человека? 12

    2.4. Какая роль в учениях экзистенциалистов отводится «пограничным ситуациям»? 13

    2.5. Какова трактовка свободы и ответственности в экзистенциализме? 14

    Список литературы 16

    Практическое задание №1

    1. Философское понимание бытия. Единство мира и многообразие реальности

    1.1. Проблема бытия в истории философии:


    Концепция бытия вызвала древнюю дискуссию среди философов по вопросу о качественной и количественной определенности. Некоторые мыслители утверждают, что реальность основана на одной субстанции. Другие считают, что в мире существует два вида субстанций, а некоторые утверждают, что существует множество идентичных субстанций. В то же время большинство философов решили эту проблему, сделав выбор в пользу одной субстанции, тем самым перейдя на монистическую позицию.

    Наиболее распространенная форма монизма — генетическая – признание единого происхождения множества разнородных явлений. В зависимости от того, принимается ли за первооснову природа, материя или Бог, идея, выделяются два направления монизма: материалистический (Демокрит, Фейербах, Маркс) и идеалистический (Платон, Гегель, В.С. Соловьев). Материалистический монизм выводит идеальное из материального и противостоит как объективно-идеалистическому, так и субъективно-идеалистическому монизму. Идеалистический монизм, сталкиваясь с принципиально неразрешимой задачей рационального обоснования "сотворения" мира сознанием, духом, противоречит данным естествознания и логике.

    Последней формой монизма является «нейтральный» монизм. Эта концепция представлена эмпириокритицизмом Маха и Авенариуса, философией прагматизма. Считая опыт единственная реальностью, доступной человечеству. Элементы опыта «нейтральны» и зависят от человеческих потребностей – «перспектив» – из этих элементов мы можем построить мир естественных потребностей и «свободный мир» – мир идеалов и ценностей. Сторонниками «нейтрального» монизма были Дж. Дьюи, Б. Рассел, В. Вундт, А. Богданов.

    Другого взгляда придерживаются представители дуализма. Дуалисты, в отличие от монистов, признают существование двух субстанций, материальной и духовной, независимых и несводимых друг к другу. Такой дуализм называется классическим. Главный представитель которого Рене Декарт. В первой версии дуализма духовной субстанции обычно приписывается сверхъестественный, мифологический смысл. Согласно гносеологическому дуализму наш сознательный опыт не является самим реальным миром, а внутренним представлением, миниатюрной виртуально-реальной копией мира. Примерами гносеологического дуализма являются бытие и мышление, предмет и объект, «данное в чувствах» и вещи-в-себе (И.Кант).

    Еще дальше идут представители плюрализма, которые полагают, что в мире имеется много субстанций. Философский плюрализм представлен в персонализме, провозглашающем субстанциальность каждой личности, в философии жизни, прагматизме, экзистенциализме. Плюрализм представлен в истории философии древними концепциями:

    • «четырех стихий» («первоэлементов»). Эмпедокл принял в качестве первоосновы мира все четыре традиционные стихии: землю, воду, воздух и огонь и двух сил, соединяющих и разъединяющих их (дружбе и вражде).

    • «семян вещей» (Анаксагор). Анаксагор считал, что начал бесконечное множество. Они представляют собой мельчайшие частицы (семена вещей), тех предметов и явлений, окружающих нас.

    • монадологией (Г. Лейбниц). Лейбниц считал, что в основе мира лежат множество субстанций, их он называет монадами. Монада – это простая неделимая духовная субстанция. Монады находятся между собой в отношении предустановленной гармонии, изначально установленной между ними Богом.

    1.2. Смысл и содержание основных онтологических категорий: бытие и ничто; сущность и существование; субстанция; содержание и форма; единичное и общее; возможность и действительность.


    Для того, чтобы полно понять любую философскую категорию, нужно точно сознавать противоположную ей категорию. Для онтологической категории бытие противоположной является категория ничто. Бытие – это сложная совокупность всего сущего, мир как единое целое. А категория ничто служит для обозначения того, чего нет, что не существует. Бытие и ничто является одним и тем же, при этом они не разделены и нераздельны. Бытие и ничто непосредственно исчезают в своей противоположности. 

    Сущность - это основное качество вещи, объекта и человека, ее фундаментальная сущность, а существование - это форма выражения самой сущности, реальность ее существования. Одно неотделимо от другого, но концепция все равно разная. Другими словами, существование разума проявляется в форме сущности через понятия, другими словами, объект неотделим от его существования.

    Субстанция является первоосновой бытия. Субстанция – это внутреннее единство материи во всех формах ее саморазвития.

    Под содержанием понимаются элементы, составляющие вещь, а форма является совокупностью связей между этими элементами вещи, т.е., форма – это организация или структура вещи. Форма и содержание взаимозависимы: нет бесформенного содержания, как нет и бессодержательной формы. Форме и содержанию свойственна разнородность. Содержание в процессе своих изменений может изменять форму. Форма же может сдерживать или способствовать развитию содержания и изменять содержание, если происходят изменения во внутренней форме предмета. Форме и содержанию свойственная вариативность: одно содержание может быть выражено в различных формах; в одной форме может выражаться разное содержание.

    Общее – это то, что характерно для класса предметов, явлений, процессов, а единичное присущее элементу класса. Единичное и общее не существуют как таковые, они существуют лишь в отдельном: в виде его сторон и моментов. Единичное является более глубоким проявление, чем общее, которое является абстрактным. А общее глубже раскрывает содержание и сущность предмета.

    Категории возможность и действительность подчеркивают процессуальность бытия. Возможность является будущим объекта в его настоящем, перспектива его развития. А действительность является конкретным бытием объекта в каком-то пространстве и времени. Возможность на данный момент не существует, но может осуществится потом, при определенных условиях. А действительность – это реализованная возможность.

    1.3. Бытие и реальность: соотношение понятий.


    Бытие – это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности – космоса, природы, человека. Бытие – это всё сущее, включающее материальные и духовные феномены. То есть бытие охватывает все существующее на данный момент, то есть в реальности. Бытие и реальность являются философскими синонимами. Бытие обозначает реальность. Реальность это совокупность всего сущего: материальные и нематериальные объекты, процессы и явления, системы. Бытием обладает любая часть реальности, а реальность является составной частью бытия. Бытие является совокупностью разновидностей реальности. Бытие включает два способа существования и две реальности: объективную – это мир физических состояний, или материальный, природный мир; субъективную реальность – это мир психических состояний, мир сознания, внутренний мир человека.

    1.4. Проблема различения материальной и идеальной (духовной), объективной и субъективной реальности.


    Выбор в качестве субстанции материальной или идеальной основы мира разделил философов на материалистов и идеалистов. Материалисты (Демокрит, Эпикур, Дж. Локк, Л. Фейербах, К. Маркс и др.) видят первооснову мира в материальном бытии. К материальному бытию относит­ся все то, что существует вне и независимо от сознания, т.е. явля­ется причиной самого себя. Идеалисты (Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Г.В. Лейбниц, Г.В. Гегель и др.) считают, что первоначальным и порождающим началом в мире выступает идеальное бытие.

    Материальное бытие называется объективной реальностью. Идеальное (духовное) бытие является субъективной реаль­ностью, т.к. оно испытывает определенную зависимость в своем существовании от материального бытия. Данная зависимость про­является как в том, что содержанием духовного сознания высту­пает явление реального мира, так и в том, что продукты индивидуального сознания могут существовать для. Другого, т.е. стать частью культуры, толь­ко получив объективированное воплощение в знаковых формах.

    Таким образом, объективная и субъективная реальность взаимосвязаны, пред­ставляют собой неразрывное целое. Субъективная реальность является отражением объективной реальности в сознании человека. В результате одни и те же предметы и явления разные люди воспринимаю по разному. Объективная реальность останется даже в том случае, если субъект уйдет в мир иной, а вместе с ним и его субъективная реальность.

    1.5. Многообразие и взаимосвязь форм бытия.


    Представители диалектического материализма, считают целесообразным выделение следующих различающихся, но взаимосвязанных форм бытия:

    Бытие вещей и процессов. Представлено  в двух формах:

    а) бытие вещей и состояний природы, которые большинство людей считают объективными реальностями, которые существовали до них и не зависят от них. Это взгляд с позиции материализма.

    б) бытие природы, цивилизации. Это существование двоякое, потому что, с одной стороны, они состоят из природного тела, а с другой стороны, в него встроены человеческое сознание и душа.

    Бытие человека: бытие человека в мире вещей: человек, как и вещь – часть природ; специфическое человеческое бытие: человек не как тело, а как индивидуум.

    Бытие идеального (духовного): индивидуальное духовное (сознание индивида); объективно-существующее духовное - то, что материализовано в культуре.

    Бытие социальное: бытие человека; бытие человека в обществе.

    Возникновение той или иной формы бытия есть результат перехода от одной формы бытия в другую. Какие бы формы бытия не рассматривались, все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией - материю. Во всех формах проявления бытия есть собственные законы и закономерности, которые являются объектом исследования для различных наук. Формы бытия активно взаимодействуют и проникают друг в друга.

    Практическое задание №2

    2. Экзистенциализм

    2.1. Какие причины обусловили возникновение философии экзистенциализма и его непреходящую популярность?


    Экзистенциализм – это иррационалистическая философия, предметом рассмотрения которой является не объективная реальность, а внутренний мир человека. Расцвету экзистенциализма в 20-е - 70-е гг. ХХ в. способствовали следующие причины:

    • нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество во время Первой и Второй Мировой войны.

    • бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку;

    • опасность гибели человечества (ядерное оружие, экологическая катастрофа);

    • усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку;

    • распространение фашистских и иных тоталитарных режимов;

    • бессилие человека перед природой техногенным обществом.

    Экзистенциалисты остро ощущали-переживали хрупкость человеческой жизни, тонкую грань между жизнью и смертью и заразили этим многих людей.

    Основная задача экзистенциализма — определить содержание человеческого существования. Центральное место в философии экзистенциализма занимает понятие экзистенции. Термин «экзистенция» ввел С. Кьеркегор. Он считал, что размышлять нужно о единственно интересном предмете – о самом человеке, его существование (по-латински экзистенция), его проблемы, тревоги и страхи.

    Наиболее яркими представителями этого философского течения были М.Хайдеггер, К.Ясперс — немецкие философы, а также А. Камю, Г.Марсель, Ж.-П.Сартр, С. де Бовуар — французские философы. Своими предшественниками экзистенциалисты считают Б. Паскаля, С. Кьеркегора, Ф.М. Достоевского, М. Унамуно, Ф. Ницше. Экзистенциалисты отвергли традиционную онтологическую проблематику. Для них мир как таковой не существовал. Кроме того, они отвергли проблематику, связанную с анализом человеческого познания и мышления. Они сосредоточили свое внимание на проблемах человека и человеческого существования, человеческих эмоций, воли и т. д. Основная направленность их мыслей была такая — судьба человека трагична, человек «заброшен в этот мир», жизнь сама по себе абсурдна.

    Отождествляя человеческое существование с переживанием существования, экзистенциалисты утверждают, что не всё, чем человек живет, есть существование. Когда человек трудится, отдыхает, учится и т.д. - это лишь внешнее, не подлинное существование. Чтобы приблизиться к собственно существованию, необходимо, согласно экзистенциализму, "заключить внешний мир в скобки", т.е. решительно отвлечься от него, замкнуться в рамках своего внутреннего "Я". Надо отвлечься и от того, что человек получает из внешнего мира благодаря опыту, образованию и пр. Вот тогда существование человека окажется подлинным, в то время как в обществе человек ведет неподлинное существование. Это отчуждение нужно преодолеть. А для этого, как считают экзистенциалисты, следует заглянуть в глаза смерти, т.е. сосредоточиться на осознании собственной неустранимой смертности. Смерть - это то, перед чем человек сбрасывает покровы отчуждения. В экзистенциализме объективная действительность существует как субъективная действительность, как продукт переживаний субъекта, как существование его восприятий, его сознания.

    2.2. В чем отличие понимания способов достижения человеком подлинного существования в религиозном и нерелигиозном экзистенциализме?


    Выделяют два направления экзистенциализма: атеистическое (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю) и религиозное (Н.А. Бердяев, К. Ясперс, М. Бубер, Г. Марсель).

    Атеистический экзистенциализм говорит о "заброшенности" человека, фактически - о его "богооставленности". М. Хайдеггер часто употреблял такое выражение: «Бытие перед лицом смерти». Утверждалось, что смысл человеческого бытия заключается в том, что он — человек — переживает границы этого бытия, переживает тот факт, что человек когда-то умрет. Экзистенциальная личность полностью отрывается от обстоятельств и следует своему "проекту", подчиняясь лишь свободно избранному пути. Но, отвечая за себя, индивид чувствует за своими плечами всё человечество: Сартр писал: "Выбирая себя, я выбираю человечество". Ответственность, которую в христианстве берёт на себя Бог, искупая вину людей, в экзистенциализме целиком и полностью взваливает на свои плечи каждый человек. Экзистенциализм говорит о "страшном бремени" свободы, "кошмаре свободы". Атеистический экзистенциализм тем самым утверждает необходимость богоподобия человека как основы его подлинного бытия.

    А. Камю задавался вопросом «Стоит ли жизнь того, чтобы жить?» Существование человека абсурдно, вводит категорию абсурда в свою философию. Умонастроение Камю - выражение безысходного одиночества человека. Экзистенция выступает как страх, экзистенциональная тревога, ожидание, иначе говоря, как пограничная экзистенциональная ситуация, в которой, по Камю, основным философским вопросом является вопрос о самоубийстве.

    В религиозном экзистенциализме Бог менее всего похож на антропоморфное божество. Он абсолютно запределен человеческому миру, это скорее "шифр" (К. Ясперс) идеального человеческого универсума, "миф Богочеловечества Христа", соотносясь с которым человек решает, что он есть; сверхреальность символа, который "высвечивает путь человека к творчеству" (Н. А.Бердяев). Основную задачу философии К. Ясперс усматривал в раскрытии «шифров бытия» – различных выражений трансценденции (непостижимого абсолютного предела бытия и мышления). Соотнесенность экзистенции с трансценденцией прозревается человеком в пограничных ситуациях.

    Таким образом, существование понимается в экзистенциализме как непосредственное единство субъекта и объекта, направленность субъекта вовне, открытость перед иным и движение к этому иному. В религиозном варианте экзистенциализма этим иным является Бог, к нему движется личность в своей свободе. В атеистическом варианте экзистенциализма иное выступает как ничто, это означает, что человек спонтанно самосоздает себя, осуществляя свою свободу. 

    2.3. Как в экзистенциальной философии различаются сущность и существование человека?


    Экзистенциальная философия утверждает, что не все в жизни человека, а то, что он переживает, является реальным существованием. Если человек работает, учится, отдыхает и радуется по тому или иному поводу - это внешнее существование. В таком существовании исчезает уникальная целостность каждого отдельного субъекта, и исчезают те первоначальные, внутренние, интимные переживания, которые, как говорят, независимы от внешнего мира и других, составляющих существование. Экзистенция выражает глубокую основу человека, сущность существования, уникальность, неповторимость и его судьбу. Если есть возможность, которая отражает истинную природу человека, то есть вероятность, что она скрывается в нем. Существование означает, что человек делает выбор, раскрывает свои способности и становится самим собой.

    Принципы эксзистенциализма:

    1. Применительно к человеку, существование предшествует сущности. Свою сущность он обретает по ходу существования. Ж.–П. Сартр сущность и существование объяснял так: человеческое дитя рождается, уже существует, но ему еще предстоит обрести человеческую сущность, стать человеком. Значит, существование предшествует сущности. 

    Человек делает себя сам. Он обретает свою сущность на протяжении всей своей жизни.

    2. Существование человека – это свободное существование. Свобода подразумевается не как «свобода духа», а «свобода выбора», которую никто не может отнять у человека.

    3. Существование человека включает в себя ответственность: не только за себя, но и за окружающих.

    4. Временное и конечное существование. Человеческое существование – это бытие, обращённое в смерть.

    2.4. Какая роль в учениях экзистенциалистов отводится «пограничным ситуациям»?


    Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти. Понятие «пограничной ситуации» ввел К.Яперс. "Пограничные ситуации" по существу неразрешимы, они ведут либо к параличу, либо к конфликту. И то, и другое - не выход. К. Ясперс предлагает человеку в катастрофических случаях уповать на Бога.

    Пограничные ситуации - это не то, что можно было бы принять к сведению и учесть в действии, но решающим в них является именно то, что под напором их реальности человеку становится сомнительным основание любого знания и действия, что в них открывается ущербность, способная - поскольку человек не закрывает искусственно на них глаза - потрясти его жизнь до самых основ. В пограничных ситуациях человек сталкивается с глубокой тревогой по поводу своего существования. Просто в пограничной ситуации человек отдает себе отчет в том, что его существование и есть бытие в мире, бытие "здесь и теперь", а не какое-то абстрактное, отдельное от человека бытие вещей.

    Таким образом, лишь на основе опыта пограничной ситуации формируется полное и конкретное понятие экзистенциального существования. 

    2.5. Какова трактовка свободы и ответственности в экзистенциализме?


    Экзистенциализм называют философией свободы. Экзистенциализм определяет свободу как выбор человеком самого себя: человек таков, каким он сам себя свободно выбирает. По Н. Бердяеву, свобода это первичное бытие. Свобода трактуется не как свобода деятельности, а как свобода выбора, т. е. отношение субъекта к независимому от него окружению. Центральной проблемой философии Кьеркегор является проблема выбора. Выбор необходим, решайся: "или-или". Сама ситуация выбора "потрясает" душу человека своей неизбежностью, ибо она ущемляет свободу личности. По Кьеркегору, человек многообразен в силу многообразия своей жизнедеятельности, в этом смысле свободен в своих поступках, обладает свободой воли. Но свобода в проявлении жизнедеятельности ставит человека перед необходимостью выбора. Неизбежность выбора, принятие решения несет трагедию, психическое переживание. Выбор навязан человеку извне, человек "заставлен" выбирать независимо от того, хочет он этого или нет. И все же выбор необходим, выбор при этом процесс неотлагаемый, срочный, мгновенный. И в этом смысле - экзистенциален.

    Свобода и ответственность — неразделимые понятия. Свобода невозможна без ответственности и долга человека перед миром, в котором он существует. Ответственность - неизменный спутник свободы, который отличает ее от хаоса и произвола.

    Но нельзя все вопросы взаимоотношения свободы и необходимости сводить к проблеме взаимоотношения свободы и ответственности. Последняя — лишь одно из выражений необходимости. Не во всех случаях свобода органически связана с ответственностью, так сказать, дружит с ней. Бывают такие формы ответственности, которые делают человека несвободным. Например, ответственность за преступление-злодеяние, ответственность раба, крепостного, заключенного. Таким образом, есть ответственность, которую свобода предполагает, и есть ответственность, которая отрицает свободу в том или ином отношении.

    Список литературы


    1. Балашов Л.Е. Философия [Электронный ресурс]: учебник / Л.Е. Балашов. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 612 с.

    2. Крюков В. В. Философия : учебник для академического бакалавриата [Текст] / В. В. Крюков. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 182 с.

    3. Кузнецов В. Г. Философия [Электронный ресурс]: Учебник / В. Г. Кузнецов, И. Д. Кузнецова, К. Х. Момджян, В. В. Миронов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 519 с.

    4. Философия [Электронный ресурс]: Учебник / О.Г. Данильян, В.М. Тараненко. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 432 с.

    5. Петрова Е.И. Философия [Электронный ресурс]: учебно-практ. пособие / Е. И. Петрова; СГГА. - Новосибирск: СГГА, 2012. - 272 с.- Режим доступа: http://lib.sgugit.ru - Загл. с экрана.


    написать администратору сайта